Игровая деятельность

Салацкая Вера Васильевна

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

(вторая младшая группа).

Программное содержание

Учить детей взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами (врач-больной, врач-медсестра, больной-медсестра). Способствовать игровому опыту детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

Ознакомление с окружающим.

Обучающие игры.

Предметно-игровая среда.

Активизирующее общение

Взрослого с детьми.

1.Экскурсия в кабинет медсестры.

Цель: обратить внимание детей на то, что находится в кабинете медсестры.

Д/и «Кому, что нужно для работы».

Набор картинок, изображающих предметы, необходимые для работы врача.

Вопросы: «Что вы делали в кабинете врача? Для чего нужен градусник? Зачем нужны таблетки?».

2.Сюжетно-дидактическая игра с куклой.

Цель: познакомить детей с работой врача (меряет температуру, смотрит горло, дает микстуру и витамины).

Д/и с куклой.

Теплая повязка на шею, микстура, витамины.

Игровая ситуация: «Почему у куклы теплая повязка на шее? Как ее надо лечить?»

Поправившись, кукла спрашивает детей, не болел ли кто из них, как их лечил врач, ходили ли они в поликлинику, что там видели?

3.Рассматривание иллюстраций к произведению К.И.Чуковского «Доктор Айболит».

Цель: обратить внимание детей на заботливое отношение доктора к больным, на одежду врача; выяснить, что надо ему для работы (машина, градусник, лекарства и т.д.).

Д/и «Кому, что нужно для работы».

Предметы-заместители: таблетки, микстура, порошки.

Предметы одежды:

Халат, шапка, сумка с атрибутами (шприц, градусник, шпатель, трубка).

Игровая ситуация: Пришел к нам в гости Мишка, но он почему-то грустный: «У меня болит голова, и я теперь не знаю, что мне делать, куда идти? Что нам делать, ребята? Как помочь Мишке? Кто поможет ему справиться с его бедой?».

 Поощрение: «Молодец, ты был хорошим врачом, вылечил нашего Мишу».

4.Экскурсия в кабинет медсестры с заболевшей куклой.

Цель:  обратить внимание детей, как врач бережно и внимательно прослушал и вылечил «заболевшую» куклу. Какие действия выполняет доктор при измерении роста и веса, как разговаривает.

Д/и «Чего не стало?»

Одежда: халат, шапка.

Инструменты: шприц, градусник, шпатель, трубка для прослушивания.

Предметы-заместители: таблетки, лекарства.

Поощрение, использование воображаемых предметов.

Игровая ситуация: «Катя,  почему ты лежишь? У тебя что-то болит? Что нам делать, ребята? Как помочь Кате?»

Поощрение: «Молодец, ты был хорошим врачом, вылечил нашу Катю».

5.Беседа о труде врача. Приглашение в группу доктора.

Цель: уточнить представления детей о том, как лечит врач при различных заболеваниях: горла, головы, живота, переломах конечностей.

Игра «Доктор».

Изготовление предметов-заместителей (таблетки, порошки, лекарства).

Врач дарит детям чемоданчик с набором для лечения больных.

Игровая ситуация: 

В гости к детям приходит кукла Катя и приносит посылку (медицинский халат, коробочки для таблеток, трубку, градусник, «банки», горчичники, шприц, бинт). «Где у нас место для кабинета врача? Я буду врачом. У кого есть больные дети, приходите ко мне. Занимайте очередь около кабинета. Извините, рабочий день у нас



Предварительный просмотр:

ПЛЯШУТ МАЛЫШИ

Цель: Обучение ритмичным движениям, умению слушать простую мелодию.

Ход игры: Дети стоят кружком или стайкой, и воспитатель предлагает одному из них сплясать: «Миша сейчас спляшет, а ребята ему похлопают!»

Ребёнок выходит на середину круга, а воспитатель поёт (на мотив «Ах вы, сени…»):

Вот наш Мишенька встаёт,

Он плясать сейчас начнёт.

Будет Мишенька плясать,

Всех ребяток завлекать!

Миша, Миша, попляши,

Нашим деткам помаши.

Выбирай других плясать

И ребяток забавлять!

(А.Ануфриева)

Ребёнок пляшет, дети хлопают в ладоши.

ВСЕ  ЗАХЛОПАЛИ  В  ЛАДОШИ

Цель: Обучение простейшим движениям, умению сочетать действия с текстом песни.

Ход игры: Дети стоят в кругу или стайкой. Воспитатель поёт (на мотив «Во саду ли, в огороде…»):

Все захлопали в ладоши,                       Дети хлопают в ладоши, стучат ногами.

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим,                         Дети хлопают по коленкам.

Тише, тише, тише…

Ручки, ручки поднимаем,                       Дети медленно поднимают руки

Выше, выше, выше…                             вверх.

Завертелись наши ручки,                       Все поворачивают кисти рук то

Снова опустились.                                   Вправо, то влево, опускают руки.

Покружились, покружились

И остановились.

                                           (А.Ануфриева)


МЫ  НОГАМИ  ТОП – ТОП – ТОП

Цель: Обучение детей движениям под музыку, развитие умения слушать слова.

Ход игры: Дети поют вместе с воспитателем и под музыку делают следующие движения:

Мы ногами топ-топ-топ,                  Дети и взрослый ходят по комнате,

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп!         высоко поднимая ножки,

Ай да малыши!                                  хлопают в ладоши.

Ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем                    Идут за воспитателем, хлопают

И в ладошки ударяем.                       в ладошки.

Топ – топ, ножки, топ!                      Стоя на месте, топают ножками,

Хлоп – хлоп, ручки, хлоп!                 хлопают ручками.

Ай да малыши!                                   Руки на поясе, кружатся.

Ай да крепыши!

                                    (А.Ануфриева)

МЫ  ТОПАЕМ

Цель: Обучение простым движениям, развитие чувства ритма и умения соотносить свои движения со словами песен.

Ход игры: Стоя в кругу вместе с воспитателем, дети под песенку делают следующие движения:

Мы топаем ногами,                         Топают ногами, хлопают руками,

Мы хлопаем руками,                       качают головой.

Качаем головой,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем,                     Поднимают руки, опускают руки,

Мы ручки опускаем,                         берутся за руки, бегут по кругу.

Мы ручки подаём

И бегаем кругом.

                                           (Е.Тихеева)


ПРЯТКИ

Цель: Обучение ритмичным движениям, повторение названий частей тела.

Ход игры: Дети стоят в кругу или стайкой. Воспитатель поёт песню и показывает, какие движения нужно делать.

Где же, где же наши ручки,          Ручки за спиной.

Где же наши ручки?

Вот-вот наши ручки,                     Показывают ручки, поворачивают их

Вот наши ручки.                             то вправо, то влево.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки.

Где же, где же наши ножки,          Дети приседают, закрывают ножки

Где же наши ножки?                       руками.

Вот-вот наши ножки,                     Встают и выдвигают по очереди то

Вот наши ножки.                              одну, то другую ножку.

Пляшут, пляшут наши ножки,

Пляшут наши ножки.

Где же, где же наши детки,              Закрывают личико.

Где же наши детки?

Вот-вот наши детки,                         Ребята кружатся, одна рука поднята

Вот наши детки!                                 вверх.

Пляшут, пляшут наши детки,

Пляшут наши детки!

                                               (А.Ануфриева)

ПРИБЕЖАЛИ  В  УГОЛОК

Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве, действовать по команде.

Ход игры: Дети стоят в одном из углов комнаты, держа в руке флажок. Воспитатель отбегает в противоположный угол, широко разводит руки в стороны и говорит: «Бегите ко мне, скорей, скорей!»

Когда все дети прибегут к нему, он говорит: «Прибежали в уголок, выше подняли флажок, вот так!» Высоко поднимает руку. Дети поднимают флажок и говорят: «Вот так!» Затем воспитатель и дети машут флажками и кричат «Ура!»

После этого воспитатель снова отбегает в другой угол, и игра повторяется.


ДОГОНЯЛКИ

Цель: Обучение ориентироваться в пространстве, развитие навыков бега на небольшие расстояния, тренировка умения быстро выполнять простейшие команды по ходу игры.

Ход игры: Один ребёнок сидит на стуле, к нему подходит воспитатель с другими детьми, они говорят:

Мы весёлые ребята,

Любим бегать и играть!

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три, догони!

(Е.Тихеева)

При слове «Догони» все бегут, а ребёнок, сидящий на стуле, встаёт и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.

ИГРА  В  ЛОШАДКИ

Цель: Обучение детей подражать движениям лошадей и звукам, которые они издают. Воспитание чуткого отношения к животным.

Ход игры: Дети изображают лошадок и кучеров. «Кучера» «чистят», «поят», «кормят» своих «лошадок», «расчесывают и заплетают гриву», запрягают их.

Все стоят в «конюшне», в отгороженном стульчиками месте. Воспитатель раздвигает стульчики – «ворота» - и говорит при этом: «Стук, стук, тра-та-та! Растворились ворота, растворились ворота, выезжаем со двора. Но, но поехали!» «Лошадки» выезжают и едут по комнате, высоко поднимая ноги и напевая. Во время движения они цокают копытами «Цок-цок-цок» или ржут, как лошадки, «И-го-го!». Кучер подгоняет их: «Но-о-о!» или останавливает: «Тпру-у-у».

Я люблю свою лошадку!

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости!

(А.Барто)

Можно использовать и другие стихотворения и песни про лошадку.


ИДЕМ ПО МОСТИКУ

Цель: Обучение ребенка правильной ходьбе, умению ориентироваться на местности.

Ход игры: На полу или площадке проводится линия. Ребенок идет по прямой линии сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно. Взрослый приговаривает:

Через мост перейти
Надо нам, ребята.
В дальний лес
Мы пойдем,
Там грибы-маслята.

(Г. Бойко)

После того как ребенок освоит это упражнение, добавляют ходьбу зигзагом (между кубиками).

НА ГОРКУ

Цель: Развитие координации движений, равновесия, укрепление мышц стоп.

Ход игры: Взрослый сидит или стоит, а ребенка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулирует перемещение стоп ребенка по ноге взрослого. Когда ребенок поднимается высоко, взрослый читает русскую потешку:

Ой, ребята та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок!


ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ

Цель: Развитие мышц туловища и конечностей, ловкости, координации движений.

Ход игры: С помощью взрослого ребенок поднимается по лестнице-стремянке или спортивной стенке. На верхней ступеньке висит яркая игрушка. Взрослый при этом приговаривает: «Лезет, лезет мишка, вот и влез высоко!» Взяв игрушку, ребенок должен медленно спуститься вниз. Взрослый страхует ребенка, при необходимости помогает ему.

ПЕРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ ВЕРЕВОЧКУ

Цель: Развитие координации движений, ловкости, формирование правильной осанки, навыка преодоления препятствий.

Ход игры: Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола. Ребенок сидит на скамеечке на расстоянии 5 м от веревочки. По просьбе взрослого малыш идет и перешагивает веревочку. Взрослый контролирует осанку и смыкание губ (спина должна быть прямая, рот закрыт), следит за тем, чтобы упражнение выполнялось четко и красиво.

МАЛЕНЬКИЕ НОЖКИ БЕЖАЛИ ПО ДОРОЖКЕ

Цель: Формирование правильной осанки, развитие зрительной и слуховой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивости внимания, мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения). Развитие у ребенка умения согласовать свои движения с действиями других. Автоматизация звука «Ш» в связном тексте.

Ход игры: Ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу. Взрослый просит ребенка показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит и приговаривает: «Маленькие ножки бежали по дорожке. Маленькие ножки бежали по дорожке». Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге». Припевка повторяется несколько раз. Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образы то быстрого и легкого, то медленного и тяжелого движения.


БЫСТРЕЕ – МЕДЛЕННЕЕ

Цель: Развитие чувства ритма, формирования умения двигаться в разном темпе.

Ход игры: Воспитатель звонит в колокольчик, ребёнок встаёт со стульчика и, держа в руках руль, медленно «едет» по комнате. Услышав другой сигнал («би-би-би»), ребёнок переходит на бег (« машина едет быстрей).

Во время игры воспитатель следит, чтобы ребёнок не горбился, держал спину и голову прямо, обращал внимание не только на руль, но и на то, что находится вокруг него.

По сигналу колокольчика ребёнок замедляет бег и переходит на ходьбу. Некоторое время он свободно ходит по комнате, затем отдаёт игрушку взрослому и садится на свой стульчик.

ВОРОБУШКИ

Цель: Формирование умения подпрыгивать, улучшение координации движений, развитие вестибулярного аппарата, укрепление мышц стоп, автоматизация звука «Ч» в звукоподражании.

Ход игры: Ребёнок «воробушек» сидит на стульчике «в гнездышке» и спит.

Воспитатель говорит:

                       В гнезде воробушки живут

                       И дружно утром все встают

Ребёнок открывает глаза, громко поёт: «Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют».

Во время пения ребёнок встаёт со стульчика, прыгает на месте на обеих ногах и с места вперёд и назад. Взрослый вначале держит ребёнка под мышки, а позже за плечи, лицом к себе. Освоив этот способ, взрослый держит ребёнка только за руку и прыгает вместе с ним.


МЯЧИК

Цель: Обучение прыжкам, умение двигаться ритмично.

Ход игры: Ребёнок изображает мячик, прыгает на месте, а воспитатель , положив на его головку ладонь, приговаривает:

Друг весёлый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, тять,

Хорошо мне с ним играть!

                        (С.Вышеславцева)

После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

ПОПРЫГАЙ  НА  НОСОЧКАХ

Цель: Обучение прыжкам, развитие чувства ритма, умение двигаться в такт словам.

Ход игры: Воспитатель держит ребёнка за руку, постукивает в бубен и читает стихотворение Ю.Тювина «Скакалка»:

Наша козочка скакала

Да и ноженьку сломала.

Правда!

Но скажу тебе по чести –

Ведь сидеть нельзя на месте,

Правда?

Это всем давно известно –

Без игры неинтересно,

Трудно!

Наша козочка поплачет,

А поправится – заскачет,

Чудно!

Ребёнок вместе с воспитателем в это время подпрыгивает на месте, а когда стихотворение кончается, продолжают говорить: «Чудно, чудно, чудно!» Воспитатель и ребёнок, держась за руки, кружатся до тех пор, пока не прозвучит удар бубна. Малыш прыгает на месте, приговаривая «Козочка, прыг-скок, прыг-скок!», и приседает на корточки. Игра повторяется несколько раз.


КОШЕЧКА КРАДЁТСЯ

Цель: Тренировать вестибулярный аппарат, укреплять мышцы туловища и конечностей.

Ход игры: Ребёнок ползает на четвереньках. Потом он останавливается и поворачивает голову («кошечка» крадётся), затем наклоняет голову к полу («кошечка» пьёт). Игра проводится на коврике.

СОБАЧКА

Цель: Развитие навыков простейших передвижений в горизонтальном и вертикальном положении. Укрепление мышц туловища и конечностей, умение ориентироваться в пространстве, развитие слуха.

Ход игры: Воспитатель становится на четвереньки и ползает по полу, как собачка, приглашая ребёнка сделать так же. Показывая игрушечную собачку, он говорит: «Ну-ка, покажи, как собачка бегает и лает».

Ребёнок ползает на четвереньках, подражает лаю собак: «Гав-гав».

Ползание можно усложнить переползанием через бревно.

ДОРОЖКА  ПРЕПЯТСТВИЙ

Цель: Тренировка разносторонней координации движений, развитие навыков в ходьбе, подлезании, переступании. Тренировка самостоятельности и быстроты реакции на команды.

Ход игры: В начале дорожки воспитатель укрепляет верёвку в горизонтальном положении низко над землёй, затем ставит стул, низкий стол, кладёт несколько больших кубиков и т.д. В конце дорожки кладут игрушку, интересную для ребёнка (мячик, куклу и т.д.). Ребёнок должен преодолеть препятствия, установленные на пути к игрушке – перелезая, подлезая, переступая через них. Если детей несколько, можно устроить соревнование.


ПОГЛАДЬ  МИШКУ

Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрения и слуха. Воспитание дисциплины, развитие устойчивости, укрепление стоп, упражнение в беге по наклонной плоскости.

Ход игры: Ребёнок стоит перед воспитателем, который делает горку из длинной доски, положенной одним концом на высокий кубик или любое другое возвышение. Наверху горки воспитатель сажает мишку и говорит ребёнку: «Много нашей детворы ходит к Мишеньке с горы».

Ребёнок по доске поднимается на горку, гладит мишку, затем сбегает вниз и садится отдохнуть. Упражнение повторяется ещё несколько раз с другими детьми.

КАЧЕЛИ  -  КАРУСЕЛИ

Цель: Развитие чувство равновесие, чувства ритма.

Ход игры: Взрослый поднимает ребёнка, который лежит на спине, до уровня пояса (один держит ребёнка под мышки, другой за обе ноги) и раскачивают его в выпрямленном положении – получается своеобразные качели. Затем один, продолжает держать ребёнка под мышки (другой опускает ноги малыша), кружится с ним вправо и влево, как карусель. Эту игру желательно проводить под ритмичную музыку или ритмично приговаривать:

А недавно две газели

Позвонили и запели:

- Неужели, в самом деле

Все сгорели карусели?..

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

На качели-карусели.

Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

- Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

                      (К.Чуковский)


ПРОЙДИ  ПО  РЕБРИСТОЙ  ДОСКЕ

Цель: Профилактика нарушений осанки, плоскостопие.

Ход игры: Воспитатель приглашает ребёнка пройти по ребристой доске, взять с находящегося в двух метрах от конца ребристой доски стула игрушку и передать её воспитателю. Воспитатель следит за тем, чтобы ребёнок дышал носом, у него была прямая спина, рот закрыт.

ЧЕРЕЗ  РЕЧКУ

Цель: Развитие равновесия, навыка хождения по ограниченной площади. Формирование правильного прикуса.

Ход игры: Воспитатель кладёт на пол доску – это «мостик». Ребёнок встаёт на «мостик», открывает рот и высовывает язык, на кончик которого воспитатель кладёт колечко (оно не должно быть слишком маленьким). Пройдя «мостик», ребёнок снимает с языка колечко и отдаёт его воспитателю.

Сначала ребёнка держат за руку, затем он идёт самостоятельно. Воспитатель следит за правильностью осанки.

НОГИ  МАЛЕНЬКИЕ,  НОГИ  БОЛЬШИЕ

Цель: Тренировка мышц брюшного пресса.

Ход игры: Ребёнок из положения, лёжа на спине (на коврике) поднимает ноги, согнутые в коленях, и прижимает их к груди с помощью взрослого и под его счёт. Потом игра изменяется: ребёнок в этом же положении – лёжа на спине – пытается достать то одной, то другой ножкой, то обеими вместе яркую палочку, которую держит над ним воспитатель на высоте 30 – 50см от пола.


КИДАЕМ  МЯЧИКИ

Цель: Приобретение навыка бросания мяча, развитие ловкости, координации движений, умение различать цвета и величину предмета.

Ход игры: На полу лежат разные мячи, ребёнок и воспитатель стоят рядом. Воспитатель показывает, как надо кидать вдаль средние мячи обеими руками, а маленькие мячи – одной рукой (то правой, то левой).

Воспитатель называет цвет и размер мячей, ребёнок повторяет и кидает мячи так, как ему показывает воспитатель.

КТО  ПОПАДЁТ

Цель: Тренировать детей меткости, ловкости, развитие координации движений, умения играть в мяч.

Ход игры: По просьбе воспитателя ребёнок подходит к коробке на расстояние около 50см (воспитатель показывает ребёнку, где нужно остановиться). Ребёнок берёт у воспитателя мячик и захватом сверху бросает его в ящик (корзину) попеременно то правой, то левой рукой.

БЕГИ,  ЛОВИ

Цель: Развитие ловкости, быстроты движений.

Ход игры: Воспитатель с большим, красивым мячом стоит перед ребёнком на расстоянии 1,5 – 2м. Подбрасывая мяч вверх и ловя его, воспитатель отступает на несколько шагов, приговаривая: «Бросаю раз, бросая два, бросаю три – беги, лови!» Ребёнок бежит и старается поймать мяч. Кто из детей поймает мяч, тот и отдаёт воспитателю. Ребёнок возвращается на своё место


МЯЧ  С  ГОРКИ

Цель: Тренировка разнообразных движений, формирование правильной осанки, развитие ловкости и быстроты.

Ход игры: Ребёнок стоит лицом к воспитателю, который строит «горку»: на стул он кладёт одним концом доску. Ребёнок подходит к «горке», скатывает с неё мяч и бежит, догоняя его. Затем приносит мяч на место, и игра начинается сначала.

ПОКАТИ МЯЧ КО МНЕ

Цель: Развитие ловкости, координации движений.

Ход игры: Ребёнок сидит на корточках перед воспитателем, который катит мяч к ребёнку, приговаривая:

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь!

Ребёнок катит мяч обратно воспитателю, а воспитатель ударяет мячом о пол, говорит:

Мячик, прыгай, не спеши

И детишек посмеши.

Ребёнок прыгает в такт с мячом. Воспитатель катит мяч ребёнку, который должен убежать от мяча и сесть на свое место.

КАТАЕМ  МЯЧ

Цель: Формирование навыка ловли и катания мяча.

Ход игры: Ребёнок стоит, а воспитатель катит мяч, говорит: «Мяч покатился». Затем идёт за ним и берёт в руки. Ребёнок повторяет движения воспитателя – катит мяч и поднимает его.

Потом воспитатель катит мяч в противоположную сторону, и ребёнок повторяет это движение. Воспитатель контролирует правильность осанки и  смыкание губ.


СЮЖЕТНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ПРЯЧЕМ  МИШКУ

Ход игры: Взрослый прячет знакомую ребёнку большую игрушку (например медведя) так, чтобы она немного была видна. Говорит: «Где мишка? Ищи мишку!», воспитатель ищет его вместе с ребёнком.

Когда ребёнок найдёт игрушку, воспитатель прячет её так, чтобы найти было сложнее. После игры с мишкой прячется сам взрослый, кричит «Ку-ку». Когда ребёнок найдёт его, он перебегает и прячется в другое место. В конце игры воспитатель предлагает спрятаться ребёнку.

Я скажу тебе «Ау», угадай, где я стою?

Ты найди меня, найди, здесь я, где-то на пути!

Где я, где – реши скорей: иль левее, иль правей!

Повнимательнее будь, всё облазить не забудь!

                              (А.Ануфриева)

НАСЕДКА  И  ЦЫПЛЯТА

Цель: Развитие внимания ловкости, быстроты.

Ход игры: Дети сидят или стоят. На одной стороне площадке верёвкой отгорожен «курятник», где помещаются «цыплята» (дети) с «наседкой». Сбоку в стороне находится «большая птица»(один из малышей). «Наседка» покидает «курятник», подлезает под верёвку и отправляется на поиски корма.

Она зовёт «цыплят» «Ко-ко-ко», которые на её зов подлетают под верёвку и вместе с ней гуляют на площадке («клюют зёрнышки»: наклоняются, приседают и т.д.) При словах взрослого: «Летит большая птица!», «цыплята» убегают домой. Из игры выбывают «цыплята», пойманные «большой птицей».

ПТИЧКА

Цель: Развитие внимания, умения быстро бегать.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре, один ребёнок изображает птицу, он сидит на корточках впереди всех. Воспитатель поёт:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела птичка – ай!             (А.Барто)

После слов «Улетела – ай!» ребенок-«птичка» улетает, т.е. убегает. Махая руками, и прячется. Воспитатель предлагает детям найти №птичку». Все бегут, находят «птичку» и приводят к взрослому. После чего игра повторяется.


ПЧЕЛКА

Цель: Развитие ловкости.

Ход игры: Дети изображают пчел, бегают по комнате. Размахивая ручками-крыльями, «жужжат». Появляется воспитатель – «медведь» - и говорит:

Мишка медведь идёт,

Мед у пчел унесет.

Пчелки, домой!

«Пчелки» летят определенный угол комнаты –«улей». Медведь, переваливаясь, идет туда же. «Пчелки» говорят:

Этот улей – домик наш.

Уходи. Медведь, от нас!

Ж-ж-ж-ж-ж!                             (А.Ануфриева)

«Пчелки» машут крыльями, прогоняя «медведя». «Улетают» от него, бегая по комнате. «Медведь» ловит их.

ИГРА С ШИШКАМИ

Цель: Развитие внимания, координации движения.

Материал: Корзина с шишками (могут быть мячики или другие небольшие предметы).

Ход игры: Ребенок сидит на стуле или на ковре. Воспитатель приносит корзиночку и предлагает ребенку пойти  с ней «в лес» за шишками. По полу рассыпают шишки, ребенок бежит» в лес» и «собирает шишки» в корзинку.

Воспитатель при этом поет:

Оля по лесу гуляла,

Оля шишки собирала.

Ай, люли, ай люли!

Оля шишки собирала

И в корзиночку их клала.

 Ай, люли, ай люли!

Поле этого воспитатель спрашивает, много ли шишек собрано, и просит показать наполненную корзиночку. Присев на корточки, малыш ставит на пол корзиночку и отдыхает. Взрослый поет:

Села Оля отдыхать,

Захотелось ей поспать.

Баю-бай, баю-бай.                    (А.Ануфриева)

Появляется «мишка» (воспитатель берет игрушечного мишку). «Мишка» рычит (не очень громко, Чтобы ребенок не испугался) и спрашивает: «Где мои шишки?» Воспитатель, обращаясь к ребенку, говорит: «Мишка за шишками идет, скорее, высыпай шишки и беги домой!» Ребенок высыпает шишки из корзиночки и убегает на свое место.

«Мишка» сначала идет медленно, чтобы дать возможность ребенку высыпать шишки, а затем  догоняет ребенка, приговаривая: «Где мои шишки?» Ребенок показывает, пустую корзинку и отвечает: «У нас нет шишек, уходи, мишка» «Мишка» уходит. Игра повторяется по желанию ребенка.


ЗАИНЬКА

Цель: Обучение простым танцевальным движениям.

Ход игры: Дети изображают зайчиков, стоят кружком, один в центре. Воспитатель поёт, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:

Вышли дети на лужок, заглянули под кусток,  Дети прикладывают правую

Увидали зайчика, поманили пальчиком.            ладошку к глазам, «всматри-

ваются».»Зайчик» сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.

Зайка, зайка, попляши, твои лапки хороши.      Хлопают в ладоши, «зайка»

Стал наш заинька плясать,                                   пляшет.

Малых деток забавлять.

КОТ  И  МЫШИ

Цель: Развитие внимания, ловкость, быстроты.

Ход игры: Воспитатель изображает кота, ребёнок – мышку. Ребёнок сидит «в норке» (за стульчиком), «кот» ходит по комнате, говоря при этом:

Котик по двору идёт,

Ищет мышек Васька – кот,

Ищет мышек кот.                        (Е.Тихеева)

Воспитатель садится на стульчик и закрывает глаза-«спит». Ребёнок-«мышка» подходит на близкое расстояние. Видит, что «кот спит», бегает и играет вокруг «кота». «Кот» потягивается, открывает глаза, «мяукает» и бросается ловить «мышку». Ребёнок-«мышка» убегает в «норку».

ВОТ  СИДИТ  НАШ  ПЁС  БАРБОС

Цель: Развитие внимания, ловкости, быстроты.

Ход игры: Воспитатель сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, которая «спит». Воспитатель говорит:

Вот сидит наш пёс Барбос,

В лапы спрятал чёрный нос.

Ребёнок встаёт с места и подходит к собачке.

Ну, Барбос, скорей вставай!

И Наташу догоняй!                               (Е.Тихеева)

Воспитатель с собачкой бежит за ребёнком и говорит: «Гав-гав!» Пойманный ребёнок садится на место, и игра начинается снова.


ИГРА  С  МИШКОЙ

Ход игры: Взрослый ходит по комнате, переваливаясь, и изображает медведя. Ребёнок стоит в противоположном конце комнаты. Воспитатель говорит:

Мишка по лесу гулял, нашу Машеньку искал.

Долго, долго он искал, сел на травку, задремал.

«Мишка» садится на стул и «засыпает». Ребёнок бегает вокруг, топает ножками и говорит:

Стала Машенька плясать, стала ножками стучать.

Мишка, Мишенька, вставай, нашу Машеньку догнать!

«Мишка» просыпается, «рычит» и догоняет ребёнка.

ЕЛЕ-ЕЛЕ, ЕЛЕ-ЕЛЕ

Ход игры: Дети вместе с воспитателем бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите.

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

                    (Е.Тихеева)

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу всё быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.

ГУСИ

Ход игры: Воспитатель («птичница») стоит на одном конце площадки, а дети-«гуси» - на противоположном.

Птичница говорит: - Гуси, гуси!

Гуси:                          - Га-га-га.

Птичница:                 - Есть хотите?

Гуси:                           - Да-да-да!

Птичница:                 - Идите ко мне!

«Гуси» бегут к ней, раскинув руки-«крылья» в стороны, «клюют» воображаемые зёрнышки. Затем «птичница» говорит: «Кыш! Ну, бегите в поле!» Дети бегут, помахивая ручками-«крыльями», на прежнее место. Игра повторяется снова.


КУРОЧКА  -  ХОХЛАТКА

Ход игры: Воспитатель и дети ходят стайкой по комнате. Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». В стороне сидит один ребёнок – это «кошка». Воспитатель говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка «Ко-ко» -

Не ходите далеко.

Приближаясь к «кошке», взрослый говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет!                 (А.Ануфриева)

«Кошка» открывает глаза, «мяукает» и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол комнаты – «курятник», к «курочке-маме». «Курица» защищает «цыплят», разводя руки в стороны и говоря при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»

ОГОРОД

Цель: Развитие координации движений, умения действовать по команде.

Ход игры: Ребёнок изображает курочку, а воспитатель – дедушку-сторожа. На полу мелом обозначают черту, объясняя ребёнку, что за чертой «огород».

В огороде у ребят есть морковка и салат.

Всё для ребят, всё для ребят!

Старый дедушка ходил,                        «Дедушка» с палкой ходит в «огороде».

Он морковку сторожил.

Кыш, куры, кыш, кыш, куры, кыш!

Старый дедушка устал,                          Садится, дремлет.

Сел на травку, задремал.

Дедушка спит, дедушка спит.

Курочки бегут, бегут                              Дети-«курочки» выбегают

И цыплят к себе зовут                             на носочках.

Морковку щипать,                    Щиплят «овощи», поглядывают

Морковку щипать.                    На «дедушку».

Дедушка нас услышал,                             «Дедушка» просыпается и

Всех курочек прогнал                               прогоняет «курочек».

Кыш, куры, Кыш, кыш, куры, кыш!

                                                   (А.Ануфриева)

«Куры с цыплятами» убегают. Игра повторяется снова. «Дедушку» может изображать ребёнок, а «курочку» - воспитатель.


СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ

Цель: Развитие ловкости.

Ход игры: Воспитатель зеркалом делает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечный зайчик играют на стене

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе!

Затем по команде: «Лови зайчика!» - ребёнок бежит и пытается поймать «зайчика». Игра обычно проходит шумно и весело, её можно повторить 2-3 раза.

ПОЙМАЙ  РЫБКУ

Цель: Развитие ловкости.

Ход игры: Воспитатель видит удочкой над головой ребёнка, то приближая рыбку, то удаляя. Ребёнок должен поймать рыбку. Когда ему это удаётся, ребёнок танцует, а воспитатель поёт:

Саша наш – молодец!

Саша наш – удалец!

Саша рыбку поймал, А потом поплясал!   (А.Ануфриева)

ВОРОБУШКИ  И  АВТОМОБИЛИ

Цель: Развитие внимания, умения быстро бегать.

Ход игры: Дети «птички» «летают» по комнате, размахивая руками, как крыльями, а воспитатель напевает:

Прилетели птички,                 Дети « птичками летают»

Птички-невелички.

Летали, летали,

Крыльями махали.

Так они летали                      «Птички» прыгают на скамеечку и приседают  

Крыльями махали.               на полусогнутых ногах, затем прыгают на пол,

На дорожку прилетали,       садятся на корточки, стучат пальчиком об пол –

Зернышки клевали.             –«клюют».

(А.Ануфриева)

Появляется воспитатель с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и автомобиль, управляемый воспитателем, едет. Воспитатель приговаривает или поет:

Автомобиль по улице бежит,

Пыхтит, спешит, в гудок гудит.

Тра-та-та, берегись, посторонись!

Дети «птички» быстро убегают от автомобиля и встают на скамейку.


ИГРА  В  ПОЕЗД

Цель: Тренировка разных групп мышц, развитие умения действовать согласованно.

Ход игры: Воспитатель или один из детей – «паровоз», все остальные дети изображают вагоны. На полу лежат длинные рейки – рельсы. Дети сидят верхом на стульчиках друг за другом.»Паровоз гудит», и «поезд трогается», Дети могут двигать руками и произносить:

«Чу-чу-чу!» Вот поезд наш едет,

Колёса стучат, а в поезде этом

Ребята сидят.

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу» - пыхтит паровоз.

Далёко, далёко ребят он повёз.

                               (А.Ануфриева)

Дети идут друг за другом между рейками, «по рельсам». По сигналу «Быстрей!» - бегут, по команде «Стой!» «поезд» подходит к станции и останавливается. Дети выходят, гуляют по комнате, бегают. «Паровоз» уезжает за водой. По сигналу:»Поезд отправляется!» - все встают на свои места и продолжают коллективное движение.

На пути надо проехать по мосту, то есть пройти по скамейке, подняться на горку и спуститься с неё (подняться по наклонной доске и сбежать по другой такой же доске). Подъезжая к другой станции, «поезд» останавливается, дети снова могут погулять, «собрать цветы», затем «поезд» едет дальше.

Закончить игру можно большой остановкой: дети шагают на месте – «стучат колёса», шагают всё медленнее и медленнее – «поезд останавливается».

В этой игре можно использовать другой текст песен:

Деток поезд к нам везёт

В лес и на полянку,

Будут дети там гулять,

Повстречают зайку.

«Так-так-так, так-так-так» -

Всё колёсики стучат!

«Чу-чу-чу» - белку встретим и лису.

Едем, едем мы быстрей,

Не боимся мы зверей!

Паровоз идёт потише –

Значит, остановка ближе –

«Ду-ду-ду», стоп!


НИТОЧКА  НАКРУЧИВАЕТСЯ

Цель: Развитие умения действовать согласованно.

Ход игры: Детям показывают катушку и объясняют, как на них наматывают нитки. Малышам предлагают изобразить, как это происходит. Все берутся за руки: тот, кто стоит первым, будет играть роль «катушки». Он стоит в середине комнаты и крепко держит за руку второго малыша, а тот – третьего и т.д. Получилась «ниточка».

Воспитатель, взяв за руку последнего малыша, ведёт всех по кругу до тех пор, пока вся «ниточка» не намотается на «катушку». Малыши двигаются приставным шагом и приговаривают: «Ниточка, ниточка, накручивается!»

Потом «ниточка» разматывается, дети идут назад, не отпуская рук, повторяя считалку:

Ниточка, иголочка,

Ти-ти, улети.

Обратно ко мне прилети!

ЗАГОРЕЛСЯ  КОШКИН  ДОМ

Цель: Развитие чувства ритма, умения разыграть простой знакомый сюжет.

Ход игры: Дети идут по кругу, хлопает в ладоши, чтобы лучше воспринять ритм и согласовать с ним ходьбу. Воспитатель поёт песенку:

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!

Бежит курочка с ведром,

А лошадка с помелом,

А собачка с фонарём,

Серый заюшка с листом.

Воспитатель громко звонит в колокольчик, ребёнок бежит туда, где лежит ведёрко, лейка и т.д., берёт игрушки и «гасит пожар» (огонь изображается с помощью краской материи, наброшенной на Кошкин домик).

Вместе с воспитателем они произносят:

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!


ЗИМНИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

СНЕЖИНКИ  И  ВЕТЕР

Цель: Развитие координации движений.

Ход игры: Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу воспитателя:» Ветер подул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит:» Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в кружок и берутся за руки. Игра повторяется 3-4 раза.

ЗИМА  ПРИШЛА

Цель: Развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде.

Ход игры: Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т.д. Воспитатель говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорее домой!» - все бегут на свои места и снова прячутся.

БЕЛЫЕ  МЕДВЕДИ

Цель: Укрепление мышц рук, ног и спины.

Ход игры: Ребёнок входит на снежную горку по скату на четвереньках (на прямых ногах), переваливаясь с боку на бок, изображая белого медведя.

Взобравшись наверх, он встаёт и сбегает вниз.

ПО  СНЕЖНОМУ  МОСТИКУ

Цель: Развития равновесия, обучение прыжкам.

Ход игры: Дети поднимаются н6а снежный вал и проходят по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивают с него и поднимаются на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, воспитатель помогает ему.


ЗАТЕЙНИКИ

Цель: Развитие способности к подражанию, расширение словарного запаса.

Ход игры: Один из играющих выбирается затейником и становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки, они произносят:

Ровным кругом, друг за другом,

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так!

Опуская руки, играющие останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действие, характерное для одного из зимних видов спорта.

Все дети должны повторить это движение и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на своё место кого-нибудь из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спорцменов и не повторять уже показанные.

СНАЙПЕРЫ

Цель: Формирование точных движений, обучение метанию, развитие мышц рук.

Ход игры: На верхний край снежного вала или стенки кладут яркий кубик, кеглю или другой предмет. Можно поставить для сбивания несколько одинаковых или разных предметов. Дети должны сбить предметы снежками.

РАЗ, ДВА, ТРИ – ЛОВИ

Цель: Развитие ловкости, быстроты, укрепление дыхательной системы.

Ход игры: Дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал.

Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается «ловишка». Играющие хором произносят: «Раз, два, три – лови!»

После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. «Ловишка» догоняет бегущих, и осаленные им отходят в сторону. «Ловишка» не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. После 3-4 перебежек выбирают нового «ловишку».


МОРОЗ-КРАСНЫЙ НОС

МОРОЗ-СИНИЙ НОС

Цель: Развитие ловкости, воспитание выдержки, терпения.

Ход игры: Игра проходит так же, как и игра «Мороз-Красный нос», но в ней два Мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя по середине площадки лицом к детям, они произносят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые!

Я Мороз-Красный нос,

Я Мороз-Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дорожку пуститься?

После ответа:

«Не боимся мы угроз

И не страшен нам Мороз!»

Все играющие перебегают в другой дом, а оба Мороза стараются их заморозить.

БЕГИТЕ,  ЗАМОРОЖУ!

Цель: Развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с нами. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» - говорит он.

Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.

ЛИСА  В  КУРЯТНИКЕ

Цель: Развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети «куры» взбираются на снежный вал и приседают, сидят на «насесте». На противоположной стороне площадки, в «норе», живёт «лиса» (взрослый(.»Куры» разбегаются по двору, хлопают крыльями, клюют зёрна, кудахчут. По сигналу воспитателя: «Лиса!» - «куры» убегают, прячутся в курятник, взлетают на насест. «Лиса» хватает (салит) тех «куриц», которые не успели взобраться на насест.


НАЙДИ  СНЕГУРОЧКУ

Цель: Развитие внимания, памяти.

Ход игры: Взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки воспитатель говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда дети найдут Снегурочку, он играет и танцует с ней.

МОРОЗ – КРАСНЫЙ  НОС

Цель: Развитие ловкости, быстроты, воспитание выдержки, терпения.

Ход игры:  На противоположных стороны площадки обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становится водящим – Мороз-Красный нос (воспитатель). Он произносит:

Я Мороз-Красный нос!

Кто из вас решиться

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз!» После этого они бегут через площадку в другой дом, а Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой).»Замороженные» останавливаются на том месте, где настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Игра повторяется несколько раз.

СНЕЖНАЯ  КАРУСЕЛЬ

Цель: Развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу воспитателя они идут сначала медленно, потом всё быстрее, в конце концов – бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока воспитатель не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляются, дети останавливаются и опускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.


ИГРА  С  ФЛАЖКАМИ

Цель: Обучение различным движениям с флажками.

Ход игры: У воспитателя и детей по флажку. Дети  подражают движениям воспитателя, который при этом поёт:

Вот я флажком качаю                  Размахивают флажками.

Вот так, вот так, вот так!

Флажок я поднимаю                    Медленно поднимают флажки

Вот так, вот так, вот так!              вверх.

Вот я флажком своим машу,       Раскачивают флажки из стороны

Тихонечко машу.                          из стороны в сторону.

Потом флажок я опущу,               Флажки опускают.

Тихонько опущу.

Спрячем флаги мы назад,             Прячут флажки за спину.

Не хотим их показать.

Нет, нет, нет, нет,

Нет, нет, нет, нет!

Ну-ка, ну-ка, раз, два, три,           Снова показывают флажки.

Ты на флаги посмотри.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так!

Мы флажками так помашем         Машут флажками.

И тихонечко попляшем.

Так, так, так, так,

Так, так, так, так!

А теперь маши быстрее                 Быстро машут флажками.

И пляши повеселее.

Так, так, так, так,

Так, так, так, так!

                                      (А.Ануфриева)


МЫ  ПЛАТОЧКИ  ПОСТИРАЕМ

Цель: Обучение сюжетной игре»стирка», расширение словарного запаса.

Ход игры:  Воспитатель раздаёт детям платочки. В углу между двумя стульями протянута верёвочка. Все встают в кружок. Воспитатель поёт, а дети повторяют его движения:

Мы платочки постираем,             Трут платочки кулачками-

Крепко, крепко их потрём.           «стирают».

Вот так, вот так,

Крепко, крепко их потрём!

А потом, а потом                          Выжимают платочки.

Мы платочки отожмём.

Вот так, вот так,

Мы платочки отожмём!

А потом мы все платочки            Идут к верёвочке и вешают

На верёвку отнесём.                      платочки.

Вот так, вот так,

Мы платочки отнесём!

Пусть просохнут все платочки,   Отходят в сторонку, садятся,

А пока мы отдохнём,                     ручку под щёчку – «отдыхают»

Вот так, вот так,

А пока мы отдыхаем.

А теперь платочки наши               Платочек кладут на левую

Будем гладить утюгом.                  руку, а правой гладят по нему.

Вот так, вот так,

Будем гладить утюгом.

А теперь мы все попляшем           Общая пляска.

И платочками помашем.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так!

                                                (А.Ануфриева)


МАТРЁШКИ

Цель: Развитие чувства ритма, усвоение различных танцевальных движений.

Ход игры: Взрослый и дети надевают яркие платочки. Воспитатель поёт и пляшет, а дети подражают его движениям.

Мы – матрёшки,                           Стоя на месте, покачивают головами

Все мы крошки,                            вправо и влево, быстро кружатся,

Поплясать хотим немножко        притопывают ногами.

Мы – матрешки,                           Стоя на месте покачивают головами. Медленно

Все мы – крошки,                        выставляют вперед то одну, то другую ногу.

У нас новые сапожки.

Мы – матрешки,                           Бегут вперед вслед за воспитателем.

Мы все крошки.

Побежать хотим немножко.

Мы – матрешки,                           Идут за воспитателем, на ходу обмахиваясь

Все мы – кошки,                           руками – жарко.

Погуляем по дорожке.

Мы - матрешки,                           Присаживаются на корточки, поддерживая 

Все мы крошки,                           кистью правой руки локоть левой.

В  промежутке между куплетами воспитатель спрашивает детей: «Отдохнули?» После этого все встают и продолжают пляску.

Мы – матрешки                           Поворачиваются то вправо, то влево.

Мы все крошки,

Снова пляшут наши ножки!

Мы – матрешки,                          Кланяются.

Все мы крошки,

Всем поклонятся матрешки.

 (А.Ануфриева)


НАШИ ДЕТКИ НА ПОЛУ

Цель: Развитие чувства ритма, умение начинать и заканчивать движение по команде воспитателя укрепление мышц ног.

Ход игры: Дети ходят по кругу под песню воспитателя:

Наши детки на полу                     Дети идут группой.

Ножками затопали.

Посмотрите, хороши

Наши детки-малыши!

Ходят дети ножками,                   Ходят высоко ,поднимая ноги, при слове

Новыми сапожками.                     «Стоп» - останавливаются.

Топа-топа-топа-топ,

Топа-топа-топа-стоп!

Впереди далекий путь,

Деткам нужно отдохнуть.            Отдыхают.

Топа-топа-топа-топ.

Топа-топа-топа-стоп!

А потом пойдем опять

Мы по комнате гулять.

Топа-топа-топа-топ,                      Снова идут группой и опять останавлива-

яТопа-топа-топа-стоп!                 ются   при слове «Стоп».

(А.Ануфриева)

ПЛЯСКА ПОЛЬКА

Цель: Знакомство с движениями «польки».

Ход игры: Дети стоят парами, лицом друг к другу, поют и танцуют:

Мы малышки-ребятишки

Очень рады поплясать!

в пары встали,

Вышли польку танцевать!

Хоть и малы наши ножки,

Но на месте не стоят.

Завертели, закружили                      Руки на поясе, выставляются то в одну,



Предварительный просмотр:

Игры на количество и счёт.

1. «Отгадай загадку»

Четыре вороны на крышу сели,

И одна к ним прилетела.

Отвечайте быстро, смело:

Сколько их на крышу село?

2. «Сколько времён года?»

Перечислить времена года и назвать каждое.

3. «Число и цифра»

Педагог показывает ребёнку поочерёдно карточки с разным количеством предметов (1,2,3,4,5). Ребёнок должны поднять карточку с соответствующей цифрой

4. «Сосчитай и дорисуй»

Сколько шишек на верхней полоске? (четыре)

Сколько на нижней? (пять)

Что можно сказать о количестве шишек в верхнем и нижнем ряду? (На верхней полоске шишек меньше, чем на верхней, а на нижней больше, чем на верхней).

Что надо сделать, чтобы шишек стало поровну, по пять? (Надо на верхней полоске нарисовать ещё одну шишку)

Нарисуйте одну шишку на верхней полоске.

Что теперь можно сказать об их количестве? (Их поровну).

5. «Кто пришёл к Айболиту»

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица!

Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!

Сосчитай их всех? (Пять)

Кто пришел к доктору первой, кто второй.

Какой по счёту пришёл медведь?

Какой по счёту пришёл  червячок?  И т.д.

Игры на величину

1. «Матрёшка»

Собери матрёшку

2. «Высокий, низкий»

Спросите ребёнка, какие дома нарисованы на картинке? (слева – высокий, справа – низкий)

Предложите ребёнку рядом с высоким домом нарисовать низкое дерево, а рядом с низким – высокое дерево.

3. «Соедини правильно чашку с блюдцем»

Какого размера чашки? (большая, поменьше, ещё поменьше, самая маленькая)

Какого размера блюдце? (большая, поменьше, ещё поменьше, самое маленькое)

Соединить линией чашки с блюдцами так, чтобы они подходили по размеру

4. «Соедини правильно»

Соединить линии ленты одинаковой ширины. (Широкую с широкой, ленту поуже с лентой поуже, ленту ещё поуже с лентой такой же ширины и самую узкую ленту с самой узкой лентой)

5. «Подбери снеговикам ведра»

Какого размера снеговики? (Большой, поменьше, еще поменьше, еще меньше и самый маленький)

Какого размера вёдра? (Большое, поменьше, еще поменьше, еще меньше и самое маленькое)

Соедини каждого снеговика с ведром, которое ему подходит по размеру

6. «Широкий, узкий»

На какой дороге стоит машина? (На широкой)

По какой дороге едут велосипедист и мотоциклист? (По узкой)

Раскрасить широкую дорогу желтым цветом, а узкую зелёным

7. «Дорисуй правильно»

Дорисуй рыбок, миски и пустых прямоугольниках так, чтобы о них можно было сказать: «побольше», «самая большая»

Сказать, какого размера домики. (Самый маленький, побольше, самый большой)

8. «Гаражи и машины»

Какого размера машины? (Большая, поменьше, самая маленькая)

Какого размера гаражи? (Большой, поменьше, самый маленький)

Ориентировка во времени

1. «Времена года»

Какое время года? (Осень)

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто – розовый – кленовый.

Какое время года показано на правой верхней картинке?

Какое время года показано на левой верхней картинке?

Какое время года показано на правой верхней картинке?

Какое время года показано на левой нижней картинке?

Какое время года показано на правой нижней картинке?

2. «Когда это бывает»

На каждой картинке нарисован зайка в разное время года. Зайка надеется, что дети догадаются, когда его рисовал художник.

Найди картинку, на которой зайка нарисован зимой.

Почему эта картинка? (Зимой зайка белый)

Найти картинку, на которой зайка нарисован весной. Почему так? (Зайка плывёт на льдине, снег растаял, много воды)

Аналогичные вопросы и задания по остальным двум картинкам.

Сколько всего времён года? (Четыре)

Назовите их по порядку. (Зима, весна, лето, осень)

3. «Слушай, смотри, делай»

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся, -

Это время года осенью зовётся.

Найди картинку с изображением осени и раскрасить листочки красками осени (жёлтые, оранжевые, красные)

Какие ещё времена года изображены на картине? (Зима, весна, лето).

Игры с геометрическими формами

1. «Найди ошибку художника»

Предложить ребёнку рассмотреть картинки и сказать, правильно ли их расположил художник. (Нет, они расположены не по порядку)

Дайте ребёнку задание обозначить в прямоугольниках под картинками порядок следования частей суток: утро – один кружок, день – два кружка, вечер – три кружка, ночь – четыре кружка.

2. «Закончи предложение»

Попросите ребёнка закончить следующие предложения:

Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром).

Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём).

Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером).

Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью).

Спросите ребёнка, сколько частей в сутках? (Четыре.)

3. «Найди и закрась»

Предложить ребёнку найти на рисунке треугольники и обвести их.

Сколько треугольников обвёл? (три)

Какого размера треугольники? (Большого, поменьше самый маленький, разного размера)

Закрасьте самый большой треугольник красным карандашом, поменьше –синим, самый маленький – зелёным.

4. «Дорисуй недостающие фигуры»

Предложите ребёнку назвать фигуры в верхнем ряду. (круг, квадрат, треугольник).

Дайте задание нарисовать во втором и третьем ряду недостающие фигуры. (во втором ряду – квадрат, в третьем – круг).

5. «На что похож предмет»

Назови предметы (мяч, часы, холодильник, колпак, огурец).

Назови геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)

Соедини линией изображение предметов с геометрическими фигурами, на которую он похож.

Какую фигуру с каким предметом ты соединил? (Часы с квадратом, мяч с кругом, овал с огурцом).

6. «Сосчитай и напиши»

Из каких геометрических фигур состоит коляска? (Треугольники, круги, прямоугольники)

Нарисовать в квадратах геометрических фигур столько, сколько этих фигур в коляске(3 треугольника, 2 круга, 2 прямоугольника).



Предварительный просмотр:

Народные   подвижные  игры

«Маленькие дети... играют, как птица поет». Эти слова емко и образно выделяют главное: игра — естественное состояние ребенка, его основное занятие. Принадлежат они Н. К. Крупской, взгляды которой на сущность игры легли в основу советской дошкольной педагогики.

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания.

Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

«В игре развиваются силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.».

«Важны игры в одиночку, важны игры групповые. В коллективных играх вырабатываются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других».

«Что касается игр, то они имеют большое организующее значение. Ребенку понятно, почему нужно соблюдать правила игры, что без соблюдения правил никакой игры не выйдет. С этой точки зрения надо бы подобрать игры, брать сначала игры с самыми простыми правилами, потом с более сложными. Тут важно то, что сами ребята следят за точным соблюдением правил каждым играющим.

...Игры, требующие соблюдения правил, очень дисциплинируют, надо только, чтобы они не были скучными, надо их разнообразить. Необходимо также пошире вводить в игры пение, танцы, маршировку. Все это и занятно для ребят и дисциплинирует их».

«Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цель».

«Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры, он в данном случае должен только отводить игры опасные, разжигающие вредные чувства и т. д. Но делать это надо умеючи, осторожно, так, чтобы ребята охотно соглашались...»

Н. К. Крупская рекомендовала использовать в работе с дошкольниками народные игры. Правильно организованные и систематически проводимые, они формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства.

Родители — первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается.

Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.

Русские народные игры в семье

Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятание — поиск, загадывание — отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний.

В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. , Шуткам и юмору, характерным для них, прису: щи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнеров — близких взрослых, товарищей — действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания.

Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов   между  родителями   и   детьми.

В чем преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания? Прежде всего в простоте и доступности их организации. Они не требуют специального оборудования, специально отведенного для этого времени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде и т. п. Минимальное количество участников — от двух до четырех человек.

Предлагаем вашему вниманию несколько русских народных игр, которые могут быть с успехом использованы в семье.

Узнай, кто

Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью считалки) и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени.

Указания к проведению. Взрослые могут внести юмористические ситуации в процесс узнавания — меняться деталями одежды (бант на голове папы), нарочито не узнавать игроков.

Молчаливое собрание

Описание игры. Играющие рассаживаются рядом и поочередно шепчут на ухо соседу какое-либо слово. Затем каждый встает и изображает мимикой и действиями сказанное ему слово. Остальные должны угадать. Игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя — за это платят фант.

Указания к проведению. Каждый играющий до тех пор изображает сказанное слово, пока все не догадаются.

Король в плену

Описание игры. Двое играющих поочередно кладут друг другу руку на руку, считая до девяти. Наиболее быстрая рука схватывает медлительную, говоря: «Король в плену».

Указания к проведению. Количество игроков всегда постоянно — два человека. Необходимо соблюдать следующие правила: нельзя задерживать руку партнера; одному игроку нельзя класть две руки подряд.

Чепуха

Описание игры. Каждый игрок загадывает какой-либо предмет, например: башенный кран, самолет, бык и т. д. Выбранный водящий задает вопрос (каждому игроку — один), предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом.

1.        — Чем ты сегодня умывался?

—        Башенным краном.

2.        — На  чем летал?
        — На облаках!

3.      — Что ты утром съел?

         — Самолет.

Тот играющий, чей ответ в большей степени соответствует вопросу, становится водящим.

Указание к проведению. Игру хорошо использовать в ситуациях, когда активная деятельность детей ограничена, например во время путешествия в поезде. Надо соблюдать правила: играющие могут отвечать только загаданным словом; водящему нельзя повторять один и тот же вопрос.

Но зато я

Описание игры. Играющие становятся в круг и перебрасываются мячиком или платком, свернутым в узелок. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не...» Отвечающий, ловя мяч или платок, должен ответить: «Но зато я». Например: «Я не забываю чистить зубы по утрам.— Но зато я». Игрок, не успевший ответить или не поймавший мяч (платок), платит фант.

Указания к проведению. Игру можно организовать как на лесной поляне, так и дома. В ней участвуют не менее трех человек. Все фразы произносятся тоном добродушной шутки.

При выкупе фантов участники игры могут придумывать различные задания: повторить скороговорку, прочитать стихотворение, попрыгать на одной ноге и т. п.

Перелизы

Описание игры. Играющие берутся за руки, образуя круг, один остается в середине. Все поют или приговаривают:

У дядюшки  Трифона  семеро детей,

Семеро детей и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение, а все играющие должны его повторить. Тот, кто не успевает или неточно повторяет, платит фант.

Указания к проведению. Игра может быть использована при организации детских праздников. Участие взрослого делает ее более интересной. Движения, придумываемые водящим, должны быть забавными и не вызывать затруднений у детей.

Молчанка

Описание игры. Перед началом игры все участники произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

 По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок —

Молчок!

После того как сказано последнее слово,  все  должны  замолчать.

Ведущий старается рассмешить играющих забавными движениями, веселыми словами, прибаутками. Тот, кто засмеется или что-нибудь скажет, отдает ведущему фант.

Указания к проведению. Игру можно проводить как дома, так и во время прогулки. Ведущий выбирается с помощью считалки. Ему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Выкупать фанты можно сразу, как только кто-либо из играющих засмеется или заговорит.

Холодно — горячо

Описание игры. Выбирается ведущий. _Он выходит из комнаты, остальные прячут какой-либо предмет. Затем играющие приглашают ведущего войти в комнату и предлагают ему найти спрятанную вещь. Если ведущий приближается к предмету, то играющие говорят: «Тепло», «Горячо», если удаляется: «Холодно».

Вместо слов можно предупреждать о близости предмета тихой или громкой игрой на фортепьяно, сильным или слабым звоном колокольчика.

После того как предмет найден, выбирается новый водящий.

Указания к проведению. Игра проводится, как правило, дома. Но можно предложить ее ребенку и в пути, например в поезде. Если играющих двое, то они прячут и ищут вещь по очереди.


Предварительный просмотр: