К юбилею края!

Сухомлин Людмила Викторовна
               Мой край 
Край тополей и пашен,
Глянешь – пять вёрст в виду!
Лёгким дымком окрашен,
Зреет закат в саду.
Млеет в кустах малина,
Яблоки как в Раю,
Словно герой былинный,
Вечер хранит уют.
Снова вернулось лето –
Бабье стократ милей –
В волнах тепла и света,
С запахом тополей.

       Людмила Руденко (поэтический клуб "ВсеСлавины"  ст. Марьянской)

Предлагаю разработки уроков, классных часов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБОЛЕВА С.Г.

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ РАЙОН

Разработка Единого Всекубанского

классного часа

«Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

(для учащихся 5-6 классов)

  Сухомлин Людмила Викторовна

                                                               учитель ИЗО искусства

                                                    и кубановедения

                                                                     Батурина Ольга Алексеевна,

                                                                    учитель начальных классов

                                                      МБОУ СОШ №19,

                                                                                 ул. Пионерская,55

                                                 ст. Марьянская

                                                                         МО Красноармейский район

контактный тел. 8 /918/ 4671286

ст. Марьянская, 2012

Единый Всекубанский классный час

Тема: «Краю -75: помним, гордимся, наследуем!».

Цели и задачи урока:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

-воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края;

-формировать умение прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.

Оборудование:  символика Краснодарского края и Красноармейского района; карта Краснодарского края; компьютер и мультимедиа проектор; презентация.

Ход урока:

1.ОНУ.

Учитель  читает эпиграф к уроку      (слайды 1-2)

Мой Отчий край, краса и сила! Богат и славен ты трудом!
Люблю тебя, где все мне мило, люблю Кубанский светлый дом!
Рассветы ранние, закаты, и тихий шелест тополей,
И вишни белые у хаты, и ширь, простор родных полей.

Ю. Н. Колодний

ребята анализируют, определяют тему.

Ведущий 1: С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
(Видеопрезентация  «Ой, да Краснодарский край» автор Т.А. Алехина) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Ведущий 2: Вдаль бегут дороги, словно песня,
Дремлют горы, плещутся моря.
Нет слов дороже и чудесней,
Чем два слова: Родина моя!                      
(слайд 3)

Ведущий 1: Идет рассвет,

Ступая по курганам.

Навстречу солнцу встали тополя…

Как ты мила и как ты дорога нам,

Кубань, Кубань-

Родимая земля!                                         (слайд 4)

    Учитель:  Красивые стихи, не правда ли? Лучше не скажешь: «Кубань, Кубань - родимая земля!»

У каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. Но у всех нас есть общий дом – станица Марьянская, Красноармейский  район, наш Краснодарский край. Это большой дом, который мы любим и храним. Это дом, который вы будете беречь и обустраивать, когда станете взрослыми.

-Ребята, а вы знаете, сколько лет нашему краю исполняется в 2012 году?

-Когда наш край празднует свой день рождения? (ответы ребят)

 Из полученных ответов, мы с вами заметили, что этот год для нашего края юбилейный. А раз юбилей, значит и праздник. А какой же праздник без торта?  Вот и сегодня на уроке мы  с вами «испечем» наш символический торт. Но торт этот будет не простой, а состоять он будет из трех пластов, которые поочередно будем  выпекать.

НО пласты для торта у нас будут  носить свои названия, которые вы придумаете сами. А завершат  наш торт “свечи добрых дел”. Работая сегодня на уроке, вы, ребята, будете собирать «зёрна» своего труда. Из этих зерен мы соберем с вами колосок. А из колосьев получим замечательный хлеб, булочки, торт и т.д

Все вы сегодня не просто ученики, а пекари-кондитеры. Что нужно помнить кондитеру?                                  (слайд 5)

Правило первое – не торопись. Сначала подумай, а потом ответь.

Правило второе – сила человека в дружбе. С друзьями вместе можно выполнить самые сложные задания.

Правило третье – трудиться нужно весело, чтоб хорошо трудиться.

Ну, что же, приступим к нашей работе. (ребята сидят 2 группами, каждая группа-это команда)

Свою Родину нужно не просто любить, нужно знать ее историю и культуру. И чем дальше уходит время, тем ближе сердцу подвиги и дела тех, кто вписал незабываемые строки в книгу истории Краснодарского края.

Первый конкурс-викторина дает право команде-победительнице «испечь» первый пласт. Ингредиентами нашего пласта будут: история края - история побед и свершений. Ребята, подумайте, как можно назвать  этот пласт?

Ведущий 2:Пока жива людская память,
И каждый день прошедший свят -
Жива история Кубани!
Кубань - цветущий вечно сад!
И предлагаю оглянуться,
Всмотреться в дым и пыль веков –
И перед нами развернутся
Полки отважных казаков!

Ведущий 1:  При упоминании слова «казак» сразу же встаёт образ отважного воина, неутомимого труженика, рачительного хозяина. Настоящий казак гордится своими историческими корнями. И для этого есть все основания. Именно казачество оставило заметный след в истории Кубани.

Ведущий 2:  Казаки живут на Кубани с 1792 года, возделывая и охраняя родную землю.

  Учитель: Итак, 1 тур нашей викторины (за каждый правильный ответ команда получает зёрнышко)   (слайды 6-7)

1. Какие исторические события связаны с именами Захария Чепеги и Антона Головатого?

2.  Отгадай, о какой реке нашего края идет речь? Эта река берёт  свое начало высоко в горах, там она маленьким горным  ручейком струится между горных склонов. Затем она спускается с гор на равнину и превращается в широкую полноводную реку. На равнине  река  становится спокойнее и дальше уже  тихо, плавно несет свои воды  в Азовское море. А еще река дала название территории, по которой она протекает. Определите название   этой реки.

3.Рельеф Краснодарского края  очень разнообразен. Северная часть  территории нашего края  представляет собой обширную Азово-Кубанскую низменность. Южная часть территории Краснодарского края представляет собой  горный массив. Как называются эти горы?

4.Кто даровал кубанские земли казакам? Назовите имя.

Выигравшая команда получает небольшой свиток, который необходимо озвучить. (Историческая справка) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Учитель: Ну вот, ребята, первый пласт нашего торта готов. Вы успешно справились с заданием викторины. Как мы его назовем? (на доске появляется пласт с названием «ПОМНИМ»)

Ведущий 1:Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Ведущий 2: Современная территория края сложилась из части территорий, занимаемых до революции Кубанской и Черноморской губернией. 13 сентября 1937 года Постановлением ЦИК СССР Азово-Черноморский край был разделен на Краснодарский край и Ростовскую область.            (слайд 8)

Учитель. Краснодарский край прежде всего славится своими людьми, потому что более трудолюбивых, гостеприимных трудно найти. Казаки очень любят свою землю и нежно о ней заботятся. Именно поэтому Кубань называют Всероссийской житницей, жемчужиной России.

        Как вы думаете, если Кубань – Всероссийская житница, какая профессия наиболее почетная у нас в крае?... Конечно, хлебороб. В любую погоду: в снег, дождь, нестерпимую жару - он заботится о том, чтобы на нашем столе всегда был душистый каравай.

(  слайд 9  с изображением труда хлеборобов, рисоводов…)

Учитель. Родную землю порой приходилось не только возделывать, но и защищать. В грозные годы Великой Отечественной войны все, от мала до велика, считали своим долгом сражаться за свободу Родины. Мирные труженики земли становились грозными воинами.

Ведущий 1: Рассказывает о жителях ст. Марьянской- участниках ВОВ (на основании документов из станичного музея и книги Алексеевой Н.М.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

На фоне песни «Бухенвальдский набат» учитель зажигает свечу.

Учитель: Помолчим над памятью людей,

Тех, кого мы больше не услышим,

Не увидим, тех, кто жизнью пал,

Вместе с нами в день грядущий вышел.

Вечная слава павшим героям – солдатам, сержантам и офицерам. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Минута молчания.

Будь моя воля, я бы вычеркнула страшное слово «война» из словарей! Чтобы люди навсегда забыли его. Но память о прошедшей войне будет жить с нами вечно. Вы знаете такое выражение: «узелок на память»? (Завязывают, чтобы о чем-то не забыть). Я предлагаю вам сегодня сделать такие узелки на память, чтобы помнить, какой ценой завоёвана наша свобода и жизнь.

Дети мысленно завязывают узелки на память.

Учитель: А я хочу  вам рассказать об одном человеке, имя которого вам очень хорошо известно. Этот человек- ветеран труда, работает в нашей школе уже на протяжении 42-х лет. Это человек, жизнь которого с 2-х летнего возраста связана со школой. Вы все уже, наверное поняли, что я говорю о «книжкиной маме», как вежливо вы ее называете - это Книжникова Лариса Ивановна- заведующая нашей школьной библиотекой.       (слайды 10-14)

А начать я хочу свой рассказ об учителе нашей школы, проработавшем с момента ее открытия до 1985 года -это учитель начальных классов Иван Климентьевич Иванченко- папа нашей Ларисы Ивановны. Говорить об этом человеке можно очень много, но я хочу вам рассказать самые основные эпизоды жизни Ивана Климетьевича. Иванченко И.К. (08.02.1919-2009) человек, который прошел всю войну, участвовал в освобождении станицы Марьянской, дошел до Берлина. Человек, который в 1946 году приехал к нам в станицу, где и нашел свою судьбу-жену Екатерину. С 1948 года начал работать в марьянской школе №62, набрал своих первых  послевоенных учеников( по образованию Иван Климентьевич- учитель начальных классов, еще до войны окончил Доргобужское педучилище). «Товарищем» по работе с 2-х лет была его старшая дочь- Лариса, которой он привил любовь к школе на всю жизнь. А еще я хотела сказать, что все три дочери Ивана Климентьевича- Лариса, Надя и Валя- пошли по стопам своего папы и тоже стали учителями и на протяжении всей своей  жизни работают в школах.

 А я хочу предоставить слово Книжниковой Л.И.

Учитель: У нашего края юбилей. Практически все жители нашей малой родины трудились, чтобы сделать Кубани подарок к такому событию. Мы гордимся победами наших земляков на Олимпиаде в Лондоне. Слово  предоставляется нашим корреспондентам газеты «Голос правды»– Неменко Валерии и Ковалевской Виктории.

Выступление корреспондентов  о победах наших земляков в Олимпиаде в Лондоне (статья из газеты  «Голос правды» Краевые  новости, выпуск № 26, № 95,  август 2012 г.)

Жить в таком замечательном месте желает каждый. В 2014 году в нашем крае состоится ещё одно событие. Скажите, какое? (Олимпиада в Сочи). Мы надеемся, что побед  в 2014 году будет ещё больше.

Учитель: Ну и наверное, как вы уже догадались, мы  с вами уже «испекли» второй наш пласт. Исходя из услышанного, подумайте, как назовем этот пласт?

(на доске появляется пласт «ГОРДИМСЯ»)

Ведущий 2:На Кубани вырос я,

Мне родней, приятнее

 Наши южные края:

 Степи необъятные,

 Горы, хлеба до небес,

Ветки вишен алые,

Если лес — так южный лес

Перед перевалами.                 В.Б.  Бакалдин.

    

Учитель: Необыкновенный край-земля кубанская. Необозримы ее просторы. Раскинулась она на 370 километров с севера на юг и на 375 километров с востока на запад. Наших гостей  всегда поражает природа нашего края. Неоглядные равнины в северной и средних частях края сменяются холмистыми полями в предгорьях и лиманами в Приазовье. А в горах ласкают глаз огромные лесные массивы и цветущие субальпийские луга. Чаруют своей красотой теснины гор Кавказского  государственного заповедника и  Гуамского ущелья, глубокие каньоны реки Белой, голубые воды озера Абрау. Черное и Азовское моря омывают землю кубанскую, живительной влагой поят ее реки и водохранилища. В недрах кубанской земли хранятся более 50 видов полезных ископаемых. Щедра она и своим плодородием.   (слайд 15)

Я предлагаю вам  поиграть в игру «Подскажи словечко»  (Работа командой, за верный ответ-жетон).        

Круглый, сладкий он на вкус,

Как матрос, одет  а…    

          Будет щедрый урожай

          Будет вкусный к…  

                             Доброте учиться нам

                             У кого? У наших м…

Вот и готов третий пласт нашего торта.  Но названия у него нет. Давайте дадим ему  название. (на доске появляется пласт  «НАСЛЕДУЕМ»)

 Осталось украсить торт свечами. Но это будут не простые свечи, а «Свечи добрых дел».

Каждый из вас может сделать маленькое доброе дело на пользу своей школы, станицы, района (детям раздаются листочки). На этих листочках напишите свое доброе дело и прикрепите на наш торт (по желанию некоторые учащиеся рассказывают о своем «добром деле»).

  Сегодня мы дружно пекли  наш праздничный торт. Через десятки лет вы уже не игрой, а делом будете принимать участие в жизни Кубани. Так бы хотелось, чтобы вы принесли пользу своей малой Родине. Помните и любите историю и культуру своей малой Родины, дела тех кто своим трудом приумножил ее богатство, храните и берегите нашу любимую Кубань.

А закончить наш урок хотелось бы этими словами:         (Слайд 16)

Ведущий 1:   А с тополей слетает пух...

   Я аромат полей вдыхаю.

Смотрю восторженно вокруг

    И снова тихо повторяю:

              «Люблю тебя, мой край родной,

Свою сторонку дорогую.

Быть до конца хочу с тобой,

И не хочу судьбу иную.

     Пускай обходят стороной  

                Тебя все беды и стихии.

     Живи в веках, мой край родной,

     Живи, Кубань, - краса России!»                Г. Зотов

Учитель: У народа есть молва: «Хлеб – всей жизни голова!» А у нас на Кубани говорят: «Будет хлеб – будет и пища». Так давайте же и мы с вами позаботимся о том, чтобы хлеб, пшеничные поля всегда давали хороший урожай. Давайте соберем колоски пшеницы.

(Звучит музыка, ребята на доску прикрепляют зернышки, создавая колосья)

Ребята, на память о нашем сегодняшнем уроке мы дарим вам эмблему, которая говорит сама за себя.  О чем же? Прикрепите её на школьный дневник, и пусть она будет вашей подсказкой.

Рефлексия.

Подумайте о прошедшем уроке и свои мысли сформулируйте в предложения, начинающиеся словами:

  • Я узнал(а)…
  • Я задумался(ась)…
  • Меня удивило…            

Спасибо за урок.

 Презентацию к уроку можно посмотреть на                           http://www.myshared.ru/slide/1327922/



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Краткая историческая справка Краснодарского края

Кубань начинается с поля - раздольного и неоглядного. От донских степей до хребтов Кавказа, словно чаша, слегка наклоненная навстречу влажным ветрам Черноморья, раскинулись просторы хлебного края.

Испокон веков влекли и манили к себе широкие нивы по берегам быстрой и своенравной реки, давшей имя этому краю. Кубанская земля слышала рокот копыт сарматской и половецкой конниц, звон золотых монет в кожаных поясах греческих колонистов и генуэзских купцов, могучую поступь русских дружин Тмутаракани, дикие пиры татарских орд и османских турок.

Терзаемые то одними, то другими колонизаторами, долгие годы вели кровопролитную и неравную борьбу аборигены Кубани - адыгейские племена. Иноземные завоеватели, особенно татары и турки, грабили землю, разоряли адыгейские аулы, захватывали и продавали в рабство непокорных горцев, во все гаремы Востока увозили черкесских женщин. Измученные грабежами и насилием, адыги, или, как тогда их называли, черкесы, искали защиты и помощи у своего могущественного северного брата - русского народа.
В 1552 году в Москву к царю Ивану IV прибыли черкесские послы с просьбой о присоединении Адыгеи к России. Приняв адыгов в свое подданство, Россия помогла изгнать турок из Приазовья.

Черкесский князь Темрюк выдал свою дочь замуж за Ивана Грозного, основал на месте татаро-турецкой крепости Тумнев свой "стольный" город Темрюк. Но не успела осесть пыль за русскими полками, ушедшими с Кубани, как вновь налетели татары и турки и, отодвинув владения черкесов далеко на восток, разрушили Темрюк, на его месте воздвигли свою крепость Адис, из которой их орды совершали опустошительные набеги на владения государства Российского. В 1720 году русские войска вступили на Кубань, чтобы примерно покарать "басурман" и отбить у них охоту разбойничать в российских землях. Но отдельные, даже успешные операции не могли решить спора. Завязалась длительная война с Турцией.

Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после двух русско-турецких войн XVIII века. В 1778 году командующий Кавказским корпусом А.В.Суворов, прибыв на Кубань, начал укреплять южные границы государства.
        Прославившемуся в борьбе с турками Черноморскому войску (бывшим запорожцам) Екатерина II даровала 30 июня 1792 года земли Таманского полуострова с окрестностями с целью охраны новых южных границ России. Первая партия строевых казаков во главе с С. Белым прибыла сюда морем и 25 августа 1792 года высадилась в Тамани. Десятилетия спустя - уже после отмены крепостного права - двинулись на Кубань тысячи крестьян из центральных губерний России...



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Имена героев-земляков-участников ВОВ.

               

Герой Советского Союза  Семён Григорьевич Соболь (Соболев).

Семён Соболь родился в 1920 году на хуторе Стефановском, относящемся в то время к станице Марьянской. Отечественную войну он встретил на Северо-Западном фронте командиром миномётного взвода. Старший сержант защищал город Ленинград, а затем сражался под Сталинградом. За мужество и отвагу, проявленную  у стен Волжской твердыни, Соболю С.Г. было присвоено звание лейтенанта. Отсюда уже в составе Степного, Украинского фронтов погнал врага на запад.

26 сентября 1943 года на левом берегу Днепра он нашёл переправочные средства и под сильным огнём противника без потерь переправил миномётную батарею на правый берег Днепра. Тут же на берегу миномётчики вступили в бой и своим огнём поддержали нашу пехоту. Миномётная батарея участвовала в отражении семи контратак противника. Офицер Соболь огнём своей батареи подавил несколько вражеских пушек и миномётов, а затем, обнаружив узел сопротивления немцев, меткими выстрелами заставил замолчать 5 огневых точек».

За воинскую находчивость, храбрость, умелые командирские действия в кровопролитных боях за Днепр С.Г. Соболь был награждён орденом Боевого Красного Знамени.

Ещё немало подвигов совершила миномётная батарея под командованием Семёна Соболя. 29 февраля 1944 года фашисты заняли село Котовка. Они уже были в районе школы. Лейтенант Соболь, оставив у каждого миномёта по 2 бойца, остальных поднял на контратаку. В этом бою 35 фашистов было уничтожено, а село Котовка очищено от неприятеля. В те дни старший лейтенант Соболь узнал о том, что командование представило его к званию Героя Советского Союза.

3 июня 1944 Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Наша школа с гордостью носит имя Героя.

   Кавалер трёх орденов славы Дремлюга Михаил Захарович.

М.З. Дремлюга родился 1919 году в ст. Марьянской. В 1939 году был призван в ряды Красной армии, где стал артиллеристом. Отважно воевал наш земляк под Сталинградом. В одном из боёв после смертельного ранения командира роты он взял командование на себя. Враги отступили. За этот бой Михаил Захарович получил орден Славы III степени. Отличилась его батарея и в Орловско-Курском сражении. Артиллерист-наводчик Дремлюга подбил несколько фашистских танков. Его подвиги были отмечены по достоинству: за бои на Курско-Орловкой дуге М.З. Дремлюга был награждён орденом славы II степени. В апреле 1945 года Дремлюга со своими товарищами-артиллеристами дошёл до Берлина, где командовал орудием, вёл уличные бои и уничтожил немало огневых точек фашистов.  За беспримерный подвиг в боях за взятие фашистского логова – Берлинанаш земляк получил орден Славы I степени. Михаил Захарович побывал у рейхстага, на стенах которого написал: «Дремлюга – марьянский хлебороб». После войны, вернувшись в станицу, герой включился в работу по восстановлению разрушенного хозяйства. За доблестный труд он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

            В 1941 году по заданию партии Григорий Иванович Штанько стал работать в должности начальника политотдела Марьянской машинно-тракторной станции.

  Грянула война. При Марьянском райкоме КПСС организовывался партизанский отряд «Кубанец» Г.И. Штанько принимал активное участие в его создании, вступил в него одним из первых.

 Будучи командиром взвода, он участвовал во всех боевых операциях отряда. В бою на хуторе Новоалексеевском  Г.И. Штанько сражался до последнего патрона, прикрывая отход отряда партизан.

Однажды командование отряда поручило группе провести в тыл врага подпольщиков. Григорий Иванович решил, привлекая огонь гитлеровцев на себя, отвести их от места перехода группы через линию фронта. Но силы были слишком неравны. В этом бою Григорий Штанько пал смертью храбрых. Было это 22 декабря 1942 года. Отважный партизан Штанько с воинскими почестями был похоронен на хуторе Красный Аул.

Школу Дмитрий Ефимович Устименко закончил в 1941 году. Был он активным комсомольцем, секретарем комсомольской организации.  На фронт его не взяли из-за инвалидности.

Враг все ближе подходил к Краснодару. Тяжело перенес юноша взятие фашистами краевого центра. Душа переполнилась ненавистью к захватчикам. Он вступил в партизанский отряд «Кубанец», сформированный  в ст. Марьянской.

Дмитрий мстил врагам, как только мог. Фашисты занесли семью Устименко в «черный список». По доносу фашистского прихвостня, местного старосты, отец Дмитрия был схвачен. Его зверски избивали и жестко пытали, от чего Ефим Иванович умер.

В отряде Дмитрий был смелым бойцом. Он участвовал во многих боевых операциях, ходил в разведку, распространял листовки, вел разъяснительную работу среди населения. Однажды командование отряда поставило задачу: обследовать тыл противника, узнать его оборону. Одной из групп, которой руководил комсомолец Устименко, накануне операции (дело было вечером) Дмитрий вел себя бодро, весело. Даже шутил с товарищами. После полуночи, когда мокрые стебли растений хлестали по ногам и лес о чем-то таинственно перешептывался, группа Устименко, состоящая из трех человек, отправилась на задание. К утру она достигла опушки леса. Тут партизаны и нарвались на группу полицаев. Уйти смельчакам не удалось. Дмитрий Устименко и его бойцы  Скаженик и Моисеенко попали в плен. Всех троих немцы отправили в ближайший хуторок, где они и пробыли около трех недель. Затем группу Устименко  перевели в Краснодар. Дмитрий неоднократно пытался бежать из-под конвоя и спасти своих товарищей. Но  это ему не удалось. В городе их разлучили навсегда. Вскоре подвернувшийся случай помог Скаженику и Моисеенко бежать. Дмитрия же фашисты бросили его в застенки гестапо, а затем казнили. Когда город был освобожден, его нашли в противотанковом рву в районе завода электроизмерительных приборов с выколотыми глазами, вывернутыми руками и  ногами. Несмотря на жестокие пытки, герой не выдал своих товарищей – партизан. 4 марта 1943 года, через два месяца после ухода на свою последнюю операцию, Дмитрия Ефимовича Устименко, двадцатитрехлетнего комсомольца,  похоронили в братской могиле в парке станицы Марьянской.

За заслуги перед Родиной правительство наградило Д.Е. Устименко медалями «За оборону Кавказа» и «Партизан Отечественной войны первой степени» посмертно. В 2010 году на стене школы №8 была открыта мемориальная доска с именем Дмитрия Устименко, который в ней до войны учился. Открыл мемориальную доску его одноклассник, ветеран войны и труда Горелов Григорий Михайлович.



Предварительный просмотр:

Единый Всекубанский урок, посвященный Дню образования

Краснодарского края.

Тема урока: «Кубань, Кубань - родимая        земля!»

Цели:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма.
  • Воспитание уважения к государственной символике Краснодарского
    края (флаг, гимн, герб).
  • Знакомство с историей возникновения Кубанского казачьего края.

Оборудование:

  1. Слайды с изображением природы горных районов края, рек, морей,
    пшеничных полей Кубани
  2. Карты: России, Краснодарского края.
  3. Флаг, герб Кубани.
  4. Для творческих заданий: 3 комплекта полосок из картона цветного, 3 герба
    Кубани разрезанных на 4 части
  5. Альбомные листы, карандаши у каждого ребенка

Музыкальное оформление:

  • Гимн в исполнении Кубанского народного казачьего хора, под
    руководством В.Захарченко (видеозапись)
  • Фонограмма песни «Кубань - отчий дом» в исполнении Чернявской
    Виталины
  • Запись песни «Ой, да Краснодарский край»

Ход урока

I ОНУ

Я спешу сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам - «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам - «Радости!»,

Удач, успехов и везения!-

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения!

А настроение сегодня не может быть плохим, потому что у нас не совсем

обычный день. Постарайтесь взять с урока как можно больший запас того,

что вам пригодится в жизни.

П. Объяснение нового материала

На фоне музыки учитель читает стихотворение.

Идёт рассвет,

Ступая по курганам.

Навстречу солнцу встали тополя...

Как ты мила и как ты дорога нам,

Кубань, Кубань -

Родимая земля!

  • Красивое стихотворение, не правда ли? Лучше не скажешь: «Кубань,
    Кубань - родимая земля!» А с чего, по-вашему, начинается та самая родимая
    земля?
  • Ребята, кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
    Ребята определяют тему урока и записывают её на листочках,.

Шумят, шумят желтеющие нивы,

 Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край судьбы счастливой,

 Земля отцов - моя земля!

-        Пройдёт совсем немного времени, и вы с гордостью скажете: «Я -
гражданин России», а потом добавите: «Я - уроженец Кубани».

Всё это - ваше, самое близкое и дорогое. И куда бы вас не забросила судьба, вы всё равно будете стремиться на свою Родину.

У каждой страны есть свои отличительные знаки - государственные символы. Есть они и у нас на Кубани.

Над государственным зданием развивается трёхцветный флаг.

  • Какие цвета у Кубанского флага? (Составление композиции флага и герба
    Кубани на доске)
  • Что обозначают цвета флага?
  • О чём рассказывает нам герб?
  • О каком государственном символе мы еще с вами не сказали?
  • Гимн Кубани был написан около 100 лет назад, в годы войны. Но, кто же
    автор слов?
  • Каждая строка гимна проникнута бесконечной любовью к земле Кубани и
    гордости за её старую славу.

Исполняется гимн Кубани.

Краснодарский край - житница страны. Только у нас выращивают рекордные урожаи, только у нас самый вкусный хлеб! Издавна на Руси встречают гостей хлебом - солью, самым дорогим на земле. Сегодня у нас присутствует гостья

-        Соболь Акулина Фёдоровна. Этот человек знает как никто другой, что
значит вырастить хлеб своими руками. Акулина Филипповна - единственная
женщина в нашей станице, которая награждена Орденом Ленина за трудовые
заслуги.

Ученица в кубанском костюме вручает каравай Акулине Филипповне со

словами:

Ученица:      - Мы славим сегодня умелые руки,

Мы славим героев полей.

И знаем, в союзе земли и науки

Богатство Отчизны моей

Мы знаем, земля Краснодарская любит

Умение, ласку и труд

И где человек по-хозяйски поступит,

Богатые всходы взойдут

Вам спасибо говорим

И за хлеб благодарим!

Выступление Акулины Филипповны,

Учитель: У народа есть молва: «Хлеб всей жизни голова!» А у нас на Кубани говорят: «Будет хлеб - будет и пища». Народ придумал много пословиц и поговорок о хлебе. Я хочу, чтобы вы вспомнили и запомнили эти пословицы, а также бережно относились к хлебу.

Игра «Собери пословицу»(СЛАЙДЫ)

«А, вода, хлеб, матушка, батюшка» (Хлеб - батюшка, а вода - матушка)

«Зернышко, мешок, будет, к зёрнышку» (Зёрнышко к зёрнышку - будет

мешок)

«Бросать, терять, хлеб, силу» (Хлеб бросать - силу терять)

Учитель: А теперь слово предоставляется нашему корреспонденту -Фроленко Георгию.

Выступление корреспондента о героях Жатвы - 2016 (статья из газеты «Голос правды») В этом  году Кубань получила рекордно высокий урожай зерновых -без малого 9 миллионов тонн! Впервые урожайность в крае составила 57 центнеров с гектара.

  • Ребята, но ведь не только поэтому мы говорим о Краснодарском крае с вами
    сегодня. Как вы думаете, почему ещё?
  • С чего же всё начиналось?

Историческая справка (выступления детей) сопровождается показом слайдов

Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после двух русско-турецких воин XVIII века. Прославившемуся в борьбе с

турками Черноморскому войску (бывшим запорожцам) Екатерина II даровала 30 июня 1792 года земли Таманского полуострова с окрестностями с целью охраны новых южных границ России. Первая партия строевых казаков во главе с С.Белым прибыла сюда морем и 25 августа 1792 года высадилась в Тамани.

Территория края сложилась из части территорий, занимаемых до революции Кубанской областью и Черноморской губернией. Две административные единицы были объединены в Кубанско-Черноморскую область, которая в 1920 году занимала территорию 105,5 тыс. квадратных километров. В 1924 году образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону. В  1934 году он разделился на Азово-Черноморский (центр - Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказский (центр - Ставрополь) края.

13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край разделен на Ростовскую область и Краснодарский край с территорией 83,6 тыс. квадратных километров, включая Адыгейскую автономную область. В 1991 году Адыгейская автономная область вышла из состава края и была преобразована в Республику Адыгея. Население свыше 5 млн. человек. Делится на 38 районов, имеет 26 городов, 25 посёлков городского типа, около 1500 сельских поселений. Столица Краснодарского края - г. Краснодар.

Уникальна природа Краснодарского края: это высокие горы с лесными массивами, ледниками, пещерами. Горные реки сначала бурно текущие по ущельям переходят в широкие равнинные. Бескрайны степи, возделанные тружениками края. Берега двух морей являются границей Кубани с северо-запада до юго-запада. (СЛАЙДЫ, музыкальное сопровождение)

Краснодарский край расположен в пределах Северо-Западного Кавказа. Протяженность с севера на юг составляет 900 - 500 =... км. С запада на восток 760 - 400=... км. Северная и центральная части края заняты Кубанской равниной, а южная - горами большого Кавказа. Уникальность природы заключается в разнообразии ландшафтов и их чередовании.(Карта)

На кубанской земле выращивается более 560 - 460 = ... видов сельскохозяйственных культур. Здесь получают высокие урожаи пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы, овощных культур. Основные объемы российского производства риса, цитрусовых, винограда в основном сосредоточены на Кубани. (СЛАЙДЫ)

Культура и искусство Кубани признано и многогранно. Всему миру известен Государственный академический кубанский казачий хор, художественным руководителем которого является заслуженный деятель искусств России, народный артист, лауреат государственной премии России, профессор В.Г.Захарченко. В этом году Кубанскому казачьему хору

исполняется 205 лет. На базе этого профессионального коллектива организован Центр народной культуры Кубани. Детская музыкальная школа Центра на международном конкурсе, проведенном ЮНЕСКО, получила звание лауреата и диплом 1 степени. (СЛАЙДЫ, музыкальное сопровождение)

Не можем мы не вспомнить ту страницу истории Краснодарского края, которая связана с Великой Отечественной войной. Не можем не вспомнить о героическом подвиге нашего народа. Война оставила свой страшный кровавый след по всему краю. Наше поколение помнит, какой ценой досталась победа. Во всех городах, станицах есть памятники погибшим героям. (СЛАЙДЫ)

-        Сколько лет со Дня Великой Победы мы отмечали в этом году?

В честь героев названы улицы, школы, площади. Наша  школа носит имя Героя Советского Союза - Соболева Семена Григорьевича. Среди Героев Советского Союза найдем имена наших марьянцев: Штанько Григорий Иванович, Краснова Раиса Яковлевна, Сорока Иван Иванович, Дремлюга Михаил Захарович, Кокора Семен Васильевич, Горелов Григорий Михайлович и др:

Много событий прошло со времени образования нашего края. Давайте восстановим эту хронологию на ленте времени.

III. Актуализация знаний

Работа с лентой времени. (У каждого ученика индивидуальные листочки с заданием, надо соотнести дату с событием).

Исследовательская разноуровневая групповая (парная) работа с

физической картой Краснодарского края

  • Назовите соседей Краснодарского края?
  • Какие моря омывают наш край?
  • Найдите города- герои
  • Узнайте маршрут по описанию: представьте, что мы выезжаем из
    Краснодара: переезжаем реку Кубань, попадаем в предгорную зону,
    проезжаем горный массив, попадаем в прибрежный город. (Краснодар-
    Туапсе).

  • Какое настроение у вас сейчас?
  • Какие эмоции вы испытываете?
  • Сейчас мы попробуем свои силы в написании эссе об увиденном на уроке.

-        Кому ближе художественное творчество может сделать набросок,
зарисовку.

Показ работ, зачитывание эссе (по желанию).

IV. Итог урока

  • Ребята, когда был образован Краснодарский край?
  • Сколько лет в этом году исполнится Краснодарскому краю?
    Сегодня нашей гостье - Акулине Филипповне предоставляется право
    разрезать кубанский каравай. А вы, ребята, запомните вкус кубанского хлеба
    на всю жизнь. Этот хлеб дорогого стоит.

Звучит песня «Кубань - отчий дом», Акулина Филипповна раздает ребятам кусочки каравая со словами напутствия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кубань – красавица на века делами славится».

Слайд 2

У каждого на свете есть, наверно, Любимый уголок земли, такой, Где листья по-особому на вербе Склонились над задумчивой водой. Где небо выше и просторы шире И так привольно и легко дышать, Где ко всему в прекрасном этом мире По-детски чисто тянется душа... Вадим Неподоба

Слайд 3

Моя Кубань, моя станица! Хочу, чтоб вечно зори плыли, Светили звезды с высоты, Чтоб люди все достойны были Твоей великой красоты.

Слайд 4

… есть наслажденье в бездорожных чащах, Отрада есть на горной крутизне, Мелодия – в прибое волн кипящих, И голоса – в пустынной тишине.



Предварительный просмотр:

Классный час: «Кубань – красавица на века делами славится».

Задачи:

1. формирование у школьников патриотических чувств на основе изучения славных страниц жизни Кубани,

2. знакомства с делами их творцов и стремления по их примеру проявить себя на родной земле.

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

 Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

 Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа...

                                           Вадим Неподоба

Любимый уголок земли, о котором написал поэт, называют малой родиной.

Как называется наша малая Родина?  Кубань - чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты... Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее.

Моя Кубань, моя станица!                                                                                                                                                                   Хочу, чтоб вечно зори плыли,                                                                                                                                                                           Светили звезды с высоты,                                                                                                                                                                                          Чтоб люди все достойны были                                                                                                                                                                                                                        Твоей великой красоты.  

Учитель:                                                                                                                                                                                      Красивой и богатой нашу Кубань делают люди, славные труженики нашего края. Ваши бабушки и дедушки, ваши папы и мамы,  где бы они не трудились ,они делают наш край богаче и красивее. Мы знаем имена героев Труда М. И. Клепикова, М. И. Третьякова. Они – хлеборобы. На Кубани трудятся и врачи, и учителя, и строители – и все они  вправе сказать « Кубань – красавица на века делами славится».

Учитель : пока мы учимся, но по возможности мы тоже прославляем школу своими делами. Эти грамоты и фотографии свидетельствуют  о том, что своими делами мы тоже вносим посильный вклад в развитие и процветание Кубани.  


А теперь настало время посмотреть на портрет нашего новорожденного:
(презентация) на фоне песни «Точка, точка, запятая»

Новорожденный 5-в показал свою жизнеспособность в стенах школы, проучившись и успешно окончив свой первый год на второй ступени обучения. С чем его и поздравляем!

По итогам 2012-2013 учебного  года мы добились следующих успехов:

 В учебе: 3 отличника-Баранова Вика, Зинченко Катя, Ковалевская Настя

На 4-5 закончили: Величко Лена, Григорян Рита, Мозжерина Ульяна, Шевченко Вова, Павлова Ульяна.

Имеют одну «3» Романов Данил, Голубничий данил, Шиянь Данил.

Мы с вами являемся отрядом ЮИД. Наша команда достойно представляла нашу школу в районе.

Участвовали во многих школьных мероприятиях.

Есть достижения в спорте. (обзор грамот)

Но чтобы принять участие в борьбе за звание  «Лучший классный коллектив Марьянской школы» на следующий учебный год, необходимо провести следующие ритуалы:
Ритуал 1 «Очищение головы от дурных мыслей»
Причешем голову обеими руками, а затем «сбросим» то, что «прилипло» к пальцам на землю. И головы ваши будут полны только светлыми мыслями.
Ритуал 2. «Отказ от враждебных намерений» 
Вы ступили на 2 ступень, т.е. в среднее звено учащихся МБОУ СОШ 19, а здешний народ очень доброжелателен  и к гостям и друг к другу. Так откажемся же от враждебных намерений и мы: обнимите рядом стоящего и скажите: «Я желаю тебе добра!»
Ритуал 3. «Загадывание желания»
Верите ли вы в приметы? А я верю! Например, если первым у школьной двери меня  встречает Артем Масленников, то он обязательно поможет донести сумку до класса. Если  похвалить Данила Голубничего на уроке, то он ещё больше будет стараться. А если в поход вместе с нами идут Данил Романов и Данил Рощин, то без костра не останемся точно. Пусть приметы существуют. Но мы постараемся жить по-другому. Встаньте утром, поглядите на себя в зеркало и скажите: «У меня всё сегодня будет получаться!»
А теперь сложите ладошки лодочкой, нашепчите самые заветные желания про учёбу, поведение и сдуйте их с ладошек. Пусть разнесутся они по всей школе и исполняются круглый год!
Ритуал 4. «Вкушение пилюль внимания и памяти»
Желания желаниями, но хорошая память и внимание нам очень даже не помешают. Секретная лаборатория разработала специально для 5-в класса «Пилюли внимания и памяти». Ведь внимание и память – это главные качества, необходимые для успешной учёбы в современной школе. Пилюли фантастические, но очень дорогие, поэтому каждому только по одной.
Ритуал 5. «Обращение к повелителю пятёрок»
Во время этого ритуала все хором трижды должны произнести фразу «ИКРЕПЯТ АН  ЯСЬТИЧУ УЧОХ», каждый раз вскидывая вверх руки с растопыренными пальцами.
-Я думаю, что повелитель пятёрок вас услышал, и ваши пожелания будут исполнены. 
А как вы думаете, что вы пожелали? (читают фразу наоборот)
-А теперь настала пора получить эти пятёрки в честной борьбе!
Прошу всех поделиться на две команды: команда1  и команда 2, 
придумать название и девиз, выбрать капитана. И также от каждой команды по одному представителю в жюри.
- Внимание! Начинаются весёлые уроки!
Урок биологии:
1) Кто ткёт без станка и без рук? (паук)
2) Сидит девица в темнице, вяжет узор – ни ниток, ни узлов? (пчела)
3) В воде купался, а сух остался? (гусь)
4) Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (кукушка)
5) Какую птицу называют крылатым почтальоном? (голубь)
6) Какую птицу спасла Дюймовочка? (ласточка)
7) Птица-повар, которая кашу варит? (сорока)
8) Кто приехал из тропического леса в ящике с апельсинами? (Чебурашка)
Урок технологии
Командам раздают листы бумаги. Предлагается сделать поделки: самолётики, гармошки, мухоловки, т.д. (на время)
Урок математики: 
1) Шестиглавый дракон прожил на свете 600 лет. Сколько прожила каждая голова дракона? (600)
2)Красная Шапочка несла бабушке пирожки: 10 с капустой, 14 с грибами и 16 с мясом. Половину пирожков по дороге ей пришлось отдать Серому Волку, чтобы он не беспокоил бабушку, а 1/2 часть от оставшихся она, проголодавшись, съела сама. Сколько вкусных пирожков всё же достанется бабушке? (10)
3)Из 20 кг кореньев получится, если прочесть все заклинания, 20 граммов волшебного порошка. 
Сколько граммов такого порошка получится из 100 кг кореньев? (100)
4) Сколько девяток в ряде цифр от 0 до 100? (20)
5) Весёлый счёт ( на доске цифры от 0 до 20 написаны в разброс, надо показать их по порядку за определённое время)

Учитель: Вот и справились со всеми заданиями. Вот и закончился наш учебный год. А насколько он был успешен для нашего класса. Но чтобы все проведённые ритуалы начали действовать не позднее, чем с начала первой   четверти 6 класса, нам всем необходимо произнести слова торжественной клятвы.

(клятва учителя на журнале и пряниках)
-Я, Сухомлин Людмила Викторовна, классный руководитель 5-в класса Марьянской  средней общеобразовательной школы №19 торжественно клянусь и обещаю:
Детей всему научить!
Примером во всём им быть!
Часто в походы водить!
Родителей в работу вовлекать!
Двойками не злоупотреблять!
Жалобы реже в дневники писать!
От всех несчастий спасти!
До одиннадцатого класса довести!
КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!


(клятва детей на дневниках)
Никогда не ходить в школу с невыученными уроками!
Не заканчивать четверть с плохими отметками!
Не носить сменную обувь в одном пакете с учебниками!
Никогда не приглашать родителей на собрания за пять минут до их начала!
Никогда не показывать родителям дневники в праздники и дни рождения!
КЛЯНЁМСЯ! КЛЯНЁМСЯ! КЛЯНЁМСЯ!

Учитель: Позвольте день 25 мая 2013 года считать 1-м Днём рождения 5-в класса! УРА! И вручить в память об этом знаменательном событии вручить новорожденным Грамоты: (вручение грамот)
А теперь, как и полагается, праздничный торт! 
(все приглашаются к столу на чаепитие)
Материал для проведения конкурсов
С (предмет, благодаря которому царевич нашёл себе жену)
К (герой, которого пытались съесть пятеро, а удалось шестому)
А (сестра Иванушки)
З (этим подавился петушок)
К (посуда, из которой журавль угощал лису)
И (на её конце смерть одного из сказочных героев)

Р (этим предметом Иван пытался разбудить братьев)
У (эта птица спасла друга, но сама осталась зимовать на озере)
С (кличка сказочного коня)
С (название реки, на которой бился Иван с Чудом-юдом)
К (без этого домашнего животного не обходится 
большинство сказок, его называют добрым)
И (жилище Бабы-яги)
Е (имя героя русских народных сказок)

Маша и медведь шааМ и двемедь
Марья Моревна рьяаМ ернавМо
Сивка-Бурка ивакС – каруБ
Волк и семеро козлят колВ и мерсое золткя