КУБАНОВЕДЕНИЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
![]() | 42.5 КБ |
![]() | 1.89 МБ |
![]() | 25.89 КБ |
![]() | 798.5 КБ |
![]() | 171.52 КБ |
![]() | 161.66 КБ |
![]() | 2.66 МБ |
![]() | 1.94 МБ |
![]() | 137.48 КБ |

Предварительный просмотр:
5 класс
Вводный урок
Тема: «Кубань – перекресток цивилизаций»
Цель: формирование представления о роли предмета «Кубановедение» в системе знаний о природе, истории и культуре Кубани; совершенствование умения работать с текстом учебного пособия и иллюстрациями; понимание отличия географической карты от исторической.
Планируемые результаты:
1) личностные – формирование интереса и мотивации к обучению, уважительного отношения и чувства сопричастности к истории своей малой Родины.
2) метапредметные – умение использовать различные источники информации для получения необходимых знаний, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в коллективной работе.
3) предметные – продолжить развитие навыков работы с учебными иллюстрациями, исторической и географической картами; формирование универсальных учебных действий.
Работа с терминами.
Основные понятия: цивилизация, перекресток цивилизаций, охотники, собиратели, кочевники, земледельцы, археологическая культура, великая греческая колонизация.
Учебное оборудование:
- мультимедийная презентация «Кубань – перекресток цивилизаций»;
- Трехбратов Б.А. и др. Кубановедение 5 класс: учебник. Краснодар, 2010.
- История Кубани: Атлас. Краснодар, 2006 (или другое издание).
Ресурсы: учебное пособие, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование.
Тип урока: вводный, комбинированный.
План урока.
I. Вызов. Актуализация опорных знаний учащихся (материала, изученного в начальной школе).
II. Осмысление (реализация).
III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.
Домашнее задание.
Ход урока
I. ВЫЗОВ (мотивация).
Информация на первой стадии, выслушивается, обсуждается учащимися (школьники должны вспомнить материал, изученный в начальной школе и предположить – чем им придётся заниматься в процессе изучения предмета «Кубановедение» в 5 классе).
Деятельность учителя:
- вызов уже имеющихся знаний по материалу, изученному в начальной школе;
- мотивация для дальнейшей работы.
Приёмы и методы: «Мозговой штурм», инициация (формирование ожиданий учеников).
Учитель: Дорогие ребята, мы с вами продолжаем изучать наш край. В начальной школе у вас был замечательный предмет «Кубановедение». Что вам запомнилось из уроков кубановедения больше всего?
Знакомство с учебником. Откройте учебник на с.3. Давайте узнаем, чему, по мнению авторов, мы должны научиться в этом году (Содержание).
Учащиеся изучают введение к учебнику, структуру учебника и общее содержание. Так же происходит знакомство с атласом по истории Кубани.
Учитель: В этом году мы приступаем к изучению истории родного края. Это интересно и увлекательно. Уже в самые давние времена на территории Кубани происходили очень важные события, от которых зависел ход истории всего человечества.
Запись темы урока в тетрадь.
Игра «Мозговой штурм». Учащимся предлагается предположить, о чём пойдёт речь на уроке.
Учитель: Тема урока открывает перед нами новые незнакомые слова. Знакомо ли вам слово «цивилизация»? Где вы сталкивались с этим словом? Что значит «цивилизация»?
Цивилизация – это общность людей со своими обычаями, традициями, культурой.
Что такое перекресток? Где чаще всего мы сталкиваемся с этим словом? В чем заключается смысл слова? Как мы можем представить перекресток цивилизаций?
Перекресток цивилизаций – пересечение нескольких цивилизаций или нескольких этнических групп.
Этнос – это группа людей, объединенная общностью происхождения, общей территорией, языком, культурой и самосознанием. (Слайд № 2).
Инициация, формирование ожиданий учащихся.
Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного занятия и практический выход (конечный результат). В конце урока школьникам предлагается ответить на вопросы:
- Перечислите племена и народы, населявшие Кубань в древний период.
- Что у каждого из народов было особенного?
- Почему Кубань можно назвать перекрестком цивилизаций?
II. ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, источники информации, карты, наглядные пособия, сопутствующие изучению данной темы, материал параграфа).
Деятельность учителя:
-сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новыми источниками информации;
-постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Приёмы и методы: рефлексия деятельности.
Учитель: Наш урок – «Виртуальное путешествие». Мы представим себя в роли путешественников и отправимся в далёкое прошлое Кубани. По ходу путешествия вы будете вести «дневник путешественника во времени» (составление плана в тетрадях).
С древнейших времён началось заселение Кубани различными народами. На смену одному народу приходили другие. Подробно о них вы узнаете на наших следующих уроках. Каждый народ приносил частицу своей культуры и быта. Сегодня мы получим первые представления об этом.
Учитель комментирует каждый слайд.
1. Кубань в каменном веке.
Слайд № 3. Первоначальное заселение Кубани человеком.
Слайд № 4. Древние охотники и собиратели. Нижний палеолит.
Слайд № 5. Средний палеолит.
Слайд № 6. Верхний палеолит.
Слайд № 7. Мезолит.
Слайд № 8. Неолитические земледельцы и скотоводы.
2. Кубань в бронзовом веке.
Слайд № 9. Майкопская археологическая культура.
Слайды №№ 10-11. Дольменная культура.
3. Кочевники кубанских степей.
Слайды №№ 12-14. Скифы.
Слайд № 15. Сарматы.
4. Слайды № 16-17. Меоты.
5. Слайды № 18-19. Греческие колонии. Боспорское царство.
Слайд № 20. Взаимовлияние культур разных народов периода Античности.
Местные племена – скифы, меоты, сарматы, которых греки называли варварами, заимствовали элементы материальной культуры греков, а греки перенимали обычаи, навыки, окрестного населения, применяя их в своём быту, ремесле, искусстве. Так на Кубани появились элементы греческой культуры: посуда, ткани, металлические изделия.
Существование античных колоний в Северном Причерноморье имело большое значение для развития и взаимопроникновения материальной и духовной культуры различных народов, населявших в это время территорию Кубани.
III. РЕФЛЕКСИЯ.
Анализ собственной деятельности, её оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.
Деятельность учителя:
вернуть учащихся к вопросам, сформулированным в начале урока (дать развёрнутые ответы на поставленные вопросы на основе изученной информации).
Приёмы и методы: рефлексия содержания учебного материала, самооценка и оценивание деятельности.
Учитель: Сегодня мы познакомились с наиболее примечательными народами, населявшими Кубань в древности. Давайте посмотрим, что вы записали в своих дневниках. (Заслушиваются 2-3 учащихся и коротко комментируются их ответы).
Учитель: Теперь ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Заключительное слово учителя (слайд № 21): Мы убедились, что на Кубани издревле был многонациональный состав населения, на ее территории проживали разные народы. Мы увидели примеры их мирного сосуществования, взаимодействия и взаимовлияния.
Кубань – перекресток цивилизаций: ее территория изначально служила «мостом» между Востоком и Западом. Многонациональная Кубань должна жить в мире и согласии, не допуская вражды и раздоров. Каждый житель края должен быть доброжелательным по отношению к другим людям.
Саморефлексия учащихся.
Учащимся предлагается заполнить анкету-самоанализ (ответы да / нет):
- Понравился вам урок?
- Узнали что-нибудь новое и полезное в процессе занятия?
- Хотели бы продолжить работу по изучению истории Кубани в древности?
Домашнее задание.
Составить устный рассказ-размышление о том, почему всем народам нужно жить в мире и согласии как добрым соседям и друзьям.
Предварительный просмотр:
5 класс
Тема: Древние собиратели и охотники. Стоянки раннего палеолита.
Цель: познакомить с понятием «каменный век» и его периодизацией, формировать представление об этапах эволюции человека, познакомить с расселением древних людей по территории Кубани, стоянками; развивать коммуникативные качества, воспитывать интерес к истории Кубани в древности.
Оборудование: карта Кубани, таблицы «Кубань в древности».
Ход урока.
- Орг. момент.
- Знакомство с классом, учебником, требованиями к тетради.
- Закрепление знаний, полученных в 4 классе.
- Как называется край, в котором мы живём?
- Назовите столицу нашего края.
- Кто является руководителем края с 2000 года?
- Назовите главную реку края.
- Какие ещё реки Кубани вы знаете?
- В чём особенность нашего края? Что бы вы сказали, если делали рекламу краю?
- Сообщение темы и цели урока.
-Мы вспомнили с вами о том, что касается современности. А что же представляла собой Кубань в древности. Об этом мы будем говорить на наших уроках. Сегодня мы узнаем много нового из этого исторического периода.
- Работа над новым материалом.
- Откуда появились первые люди на Земле? По существующей версии Ч.Дарвина человек произошёл из обезьяны путём долгого процесса преображения, в том числе благодаря труду. Считается что первые первобытные люди произошли 2,7 миллиона лет назад. Произошло это впервые в Африке.
- Как же первобытные люди попали на Кубань? ( первобытные люди в течение долгого времени продвигались всё дальше на Север и переселились к нам через Азию и Закавказье. Они двигались вдоль Чёрного моря вплоть до Прикубанья. Период переселения был долгим. На Кубани древние люди появились около 600 тысяч лет назад, хотя есть некоторые находки археологов, которые подтверждают, что это произошло значительно раньше – около 1 млн. лет назад. Век, когда первые люди появились на Кубани называют каменным. Как вы думаете, почему? (каменные орудия труда)
- Запись в тетради: «Каменный век – с 600 тыс. лет до н.э. до 4 тыс. лет до н.э.»
- Каменный век очень большой по времени, поэтому он разделён на периоды: древний (палеолит), средний (мезолит) и новый каменный век (неолит). Палеолит также разделяется на ранний, средний и поздний.
Каменный век
( схема заполняется по ходу урока)
- Какой же период самый древний этап каменного века? Ответьте на вопрос, пользуясь схемой. ( ранний палеолит). Как же мы узнаём о том, когда пришли древние люди на Кубань, как они жили?.кто нам помогает узнать всё это? (Археологи) чем занимаются археологи? ( ведут раскопки)
- Те слои земли, в которых обнаруживаются исторические находки называется - культурный слой.
- Что же собой представлял древний человек? В каменном веке он был полуобезьяна получеловек – обезьяночеловек, а на научном языке – питекантроп.
- В тетрадь «Питекантроп – обезьяночеловек».
- Первобытные люди – питекантропы жили первобытным человеческим стадом. У них имелись орудия труда, (что отличало их от животных) изготовленные из чего? Камня. (Работа с таблицей).
- Как вы думаете, где на территории края появились первые люди? (На побережье Чёрного моря)
- Почему? (пришли вдоль моря, там имелись горы и скалы, в которых можно было найти убежище о непогоды в виде гротов и пещер, так как первобытные люди не умели строить себе жилище).
- Работа с учебником стр. 8
- Умели ли древние люди разжигать огонь для приготовления пищи, обогрева? Пользовались ли они огнём? Откуда его брали? Чем питались древние люди? Как называется такой тип хозяйствования? Чем они занимались? ( охота и собирательство).
- Найдите в учебнике ответ на вопрос: «На каких животных охотились на Кубани древние люди?»
- Работа с картой. «Древние стоянки» и таблицей. Запись в тетрадь названий древних стоянок:
- Пещерные: Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская;
- Открытые: Ильская ( работа с таблицей)
- Возникновение религии (хоронили умерших, в могилу клали вещи, т.е. верили в загробную жизнь)
- Творческое задание : НАРИСУЙТЕ В ТЕТРАДИ КАРТИНКУ ИЗ ЖИЗНИ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА.
- Д\з: стр.7-11, записи в тетради.
- Итог урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Краснодарский край
Сегодня ______________ – это крупный индустриальный, агропромышленный и культурный центр. Краснодар
Река Кубань – голубая артерия Краснодара.
Древние собиратели и охотники. Стоянки раннего палеолита. 5 класс урок №2.
600 тыс. лет 1 млн. лет
Каменный век на Кубани - От 600 тыс. лет до н.э. до 4 тыс.лет до н.э.
Археологи на раскопках. Археолог – человек, занимающийся изучением исторического прошлого на основе материальных вещей, найденных во время раскопок.
Обезъяночеловек = питекантроп
- Место стоянки
Работа с текстом Стр.8 учебника
Древние стоянки. Пещерные Губская Монашеская Баракаевская Ацинская Воронцовская Хостинская и др. Открытые Ильская
Этапы каменного века на Кубани Палеолит Мезолит Неолит Хронология Около 500- 10 тыс. лет назад 10-8 тыс. лет назад 8-6 тыс. лет назад Климат В нижнем П. — очень теплый; В среднем П. и верхнем П. - холодный (ледниковый период) Глобальное потепление. Конец ледникового периода. Постепенное формирование современных природных зон Похож на современный Орудия труда Нижний П. рубило, Наконечники и лезвия - вкладыши из кремниевых пластинок; лук и стрелы; рыболовный крючок, праща Шлифованные и сверленные орудия из камня; топор; мотыга; серп дубина Средний П. скребок, копье, нож, проколка Верхний П. гарпун, шило, игла с ушком Другие открытия Одежда из шкур; постройка жилищ; добывание огня Охотничьи ловушки; начало одомашнивания животных Глиняная посуда; корзины из прутьев; одежда из ткани; сети; лодка; колесо Занятия Охота, собирательство Охота, собирательство, рыболовство Охота, собирательство, рыболовство, мотыжное земледелие, скотоводство, ткачество, гончарство
Проверь свои знания Когда появились первые люди на Кубани? Как назывался век, когда первые люди жили на Кубани? На какие периоды разделили каменный век? Как назывался человек, проживавший в каменном веке? Что было первым жилищем первобытных людей на Кубани? Назовите стоянки древнего человека. Как называлась первая открытая стоянка на Кубани? О возникновении чего у древних людей свидетельствовали найденные захоронения?
Предварительный просмотр:
Урок № 9
Дольменная археологическая культура.
Цель урока: познакомить учащихся с дольменами, гипотезами об их происхождении, видами и конструкцией дольменов.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить учащихся с дольменами, гипотезами об их происхождении, видами и конструкцией дольменов.
Развивающая: развивать умение работать с иллюстрациями, рисунками, анализировать материал, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать интерес к древней истории и культуре родного края.
Учебное оборудование: Б. А. Трехбратов, Е. А. Хачатурова, Т. А. Науменко. Кубановедение, 5 класс: – учебник. Краснодар, 2008 г.
Мультимедийная авторская презентация.
Раздаточный материал.
ТСО: мультимедийное оборудование.
Тип урока: комбинированный.
План урока
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний – 6 мин.
3. Изучение нового материала – 20 мин.
1) Легенды о происхождении дольменов
2) Дольмены – погребальные сооружения
3) Классификация дольменов
4) Постройка дольменов
5) Занятия племен дольменной культуры
4. Физкультминутка – 2 мин.
5. Закрепление пройденного материала– 7 мин.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
1. Орг. момент. (1 мин)
2. Актуализация знаний: (6мин)
Письменная проверка домашнего задания
(раздаточный материал)
Отметить правильный вариант ответа
Вариант 1
1. Племена майкопской культуры переселились в Закубанье из Средней Азии и Закарпатья (да, нет)
2. Курган – способ захоронения племен майкопской археологической культуры (да, нет)
3. Майкопские племена принесли с собой многие достижения древневосточной цивилизации (да, нет)
4. Самый древний очаг гончарства на Кавказе нашли в поселении Мешоко (да, нет)
5. Между племенами ямной и майкопской археологической кулшьтуры существовал обмен (да, нет)
Вариант 2
1. В племенах майкопской культуры выделялась родовая знать (да, нет)
2. В 1897 г. археолог Н.Веселовский раскопал Майкопский курган (да, нет)
3. Основным занятием племен ямной археологической культуры было кочевое скотоводство (да, нет)
4. Балдахин вождя в майкопском кургане поддерживали 6 серебряных трубок на которые были надеты фигурки рысей (да, нет)
5. Медь как металл обладает рядом преимуществ перед бронзой (да, нет)
3. Изучение нового материала (15 мин)
Интерактивная беседа. Просмотр слайд-фильма с комментариями учителя.
Работа учащихся с учебником (стр. 32 – 33)
1. Формулировка темы урока, целей и задач урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с интереснейшими памятниками археологии эпохи бронзы – дольменами. Эти молчаливые памятники исчезнувшей культуры – одна из самых волнующих загадок современной археологии. Учёные до сих пор о них спорят.
Что такое дольмены? Где они расположены? Какие они бывают? Сложно ли их было сооружать? На эти вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке.
У меня вопрос: Кто-нибудь из вас видел дольмен? Поделитесь своими впечатлениями с классом.
2. Легенды о происхождении дольменов
Народы, заселявшие Кубань всегда интересовались, как и когда появились, кем построены эти мегалиты, поэтому вокруг дольменов сложилось множество легенд. Каждый народ их называл по разному: русское поселение - «богатырские хатки», у адыгейцев и абхазцев они известны как «дома карликов», «пещеры», у мергелов – «дома великанов». С казачьей и адыгской легендами о происхождении дольменов мы с вами познакомимся.
Учащиеся самостоятельно читают «Казачья и адыгская легенды о происхождении дольменов» , § 5, стр. 30 учебника. Затем прочитанный материал обсуждается.
3. Дольмены – погребальные сооружения.
Дольменная археологическая культура просуществовала с 2700 до 1400 г. до н. э. В переводе с английского слово дольмен означает «каменный стол». В Прикубанье и Причерноморье насчитывается свыше 2300 дольменов. Дольмены являются довольно массивными сооружениями (слайд 2)
Почти все исследователи считают дольмены погребальными сооружениями. Во многих дольменах были найдены останки людей и животных с атрибутами ритуальных погребений.
В дольменах хоронили по несколько покойников, которые принадлежали скорее всего членам одной родоплеменной группы.
А сейчас, давайте по карте определим места распространения дольменов.
Работа с картой дольменов Кавказа на экране и в рабочей тетради по кубановедению (слайд 3)
Задания и вопросы:
1. Как на карте обозначены дольмены?
2. Покажите на карте расположение дольменов на территории Краснодарского края.
3. Укажите места самых больших скоплений дольменов
4. Какую особенность в расположении дольменов можно проследить?
5. С чем связано расположение дольменов в горах? (Дольмены расположены в горах по причине наличия строительного материала – камня)
6. В рабочих тетрадях по кубановедению обведите границы распространения дольменов на территории Краснодарского края и нарисуйте места наибольшего скопления дольменов на этой территории.
Зная размеры дольменов, можно представить какой трудоёмкой работой было их сооружение. Но строители не просто строили дольмены, но и создавали их нескольких типов. (Слайд 4, 5)
4. Типы дольменов:
1. Плиточный (у этого дольмена стены, перекрытия, а иногда и пол представляют собой отдельные плиты)
2. Составной (он отличается от других тем, что одна или несколько стен сложены из более мелких плит и камней)
3. Корытообразный (дольмен выбит целиком в скальной глыбе, но перекрыт отдельной плитой)
4. Дольмен-монолит (дольмен-монолит полностью, вместе с крышкой, высечен в скале)
Задание: Давайте сравним разные типы дольменов и ответим на поставленные вопросы.
Задания и вопросы для учеников:
1. В чём отличие составного дольмена от плиточного?
2. В чём отличие корытообразного дольмена от дольмена-монолита?
3. Какой дольмен, на ваш взгляд был самый трудный в строительстве?
4. Почему вы так считаете?
Физкультурная минутка «Строительство дольмена в лесу»:
Представьте что вы в лесу. Давайте вдохнём воздух полной грудью. Давайте выберем место под строительство дольмена (покрутили головой влево и вправо). Разминаем ручки для работы(руки в замке поднимаем вверх и тянемся). Берём первую плиту (наклоняемся, опускаем руки вниз), притопываем плиту ногами. Теперь берём плиту у соседа с лева и справа, устанавливаем их(повороты туловища влево и право с вытянутыми руками). Понравился дольмен? (Кивки головой). Молодцы. Присаживайтесь.
5. Постройка дольменов.
Сейчас давайте подробно разберем устройство плиточного дольмена (слайд 6, 7)
Крупные дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Немало времени уходило на разметки и производство пазов. Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими
элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания. Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен.. Иногда насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней.
Сооружение больших дольменов требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община.
6. Занятия племен дольменной культуры
Представители дольменной культуры прекрасно владели мастерством обработки не только камня, но и металла; умели лепить глиняную посуду, скромно украшенную орнаментом. Занимались они также скотоводством, земледелием, а в приморской полосе – морским промыслом.
Закрепление.
Мы с вами выяснить, что такое дольмены, откуда они произошли, где расположены, какие бывают.
А сейчас выполним задания № 4, 5 в тетради по кубановедению
1. Вписать пропущенную информацию
«Дольмен» в переводе с кельтского языка означает
2. Указать основной материал использовавшийся при постройке дольменов
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Вписать недостающую информацию в классификацию дольменов
Тип дольмена | Характеристика |
| Каждая сторона является отдельной плитой |
Составной |
|
| Вырублен или высечен целиком в скале |
корытообразный |
|
Задание № 5.
Прочитать мнение посетителя сайта Кубань.ру о дольменах.
Дольмены для Краснодарского края – это то же, что пирамиды для Египта. Какова судьба дольменов в будущем? Что же мы можем сделать для ее продолжения?
Почему посетителя сайта так волнует судьба дольменов?
Из официально зарегистрированных 2308 дольменов, обнаруженных на Кавказе, к большому сожалению, целых и полуразрушенных осталось не более 150.
Массовое разрушение дольменов приходится на конец XIX и начало XX веков. При заселении станиц крышки дольменов использовались на мельничные жернова, на крылечки.
Стены дробились и служили бутовым камнем для фундаментов домов. К сожалению, дольмены активно уничтожаются и в наше время. Сначала они были снесены в поселке Каменномостский при закладке яблоневого сада, затем поляну древней цивилизации отдали под застройку частных домов. Дольмены сгребали бульдозерами на край поляны. Дольменные грабители проникли уже в такой далекий уголок, как плато Монах, что возле села Хамышки. Бульдозером сдвинут грунт и сняты крышки курганных дольменов, ведутся интенсивные раскопки. Что ищут «кладоискатели» в древних усыпальницах – совершенно не понятно. Ведь ученные с мировым именем, производившие раскопки, давно уже дали ответ, что в дольменах нет ни золота, ни драгоценностей. Но недостаток информации, невоспитанность и невежественность людей приводит к гибели столь уникальных объектов древней цивилизации.
4. Подведение итогов урока. (2 мин)
Рефлексия учащихся. Выставление оценок за активную работу на уроке.
5. Домашнее задание. (2 мин)
Прочитать параграф № 5. Ответить на вопросы 1-5 стр. 33.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист урока № 9 5 класс
Ф.И…………………………………………………………………………………………………………………..
Тема: «Дольменная археологическая культура. Классификация дольменов».
1. Легенды о происхождении дольменов.
Дольмены — уникальные археологические ______________________ мирового значения эпохи _______________. Возраст их колеблется в промежутке 4—4,5 тыс. лет. В переводе с английского дольмен означает "__________________________".
К 1864 г. было известно о существовании около 3500 дольменов на территории Кубани. После завершения Кавказской войны началось активное заселение этой территории, и многие дольмены оказались утраченными.
Легенды
у казаков
Слова для справок: «богатырских хаток», жили богатыри, испун (дом испов-карликов).
2. Дольмены — погребальные сооружения древних.
К настоящему времени таких сооружений в Прикубанье и Причерноморье обнаружено свыше 2300. Они растянулись узкой полосой вдоль восточного (Кавказского) побережья Чёрного моря, от Таманского полуострова до Абхазии, в основном в горно-лесных районах.
Ученые археологи установили, что на самом деле это были погребальные сооружения древних людей-наземные склепы, в которых хоронили по нескольку покойников, скорее всего членов одной кровнородственной группы.
3. Виды дольменов.
а) плиточный - обычный, самый распространенный тип: стены, перекрытия, а иногда и пол дольмена представляют собой отдельные плиты;
б) составные дольмены - с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит и камней;
в) корытообразные сооружения, то есть выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой;
г) дольмены-монолиты полностью, вместе с крышей, высечены в скале.
_______________________________________________________________________________________________
Подпишите, к какому виду относятся дольмены.
4. Археологические культуры эпохи бронзы.
- Археоглогическая культура древних людей бронзового века, строителей дольменов, получила название дольменной, которая просуществовала 1200 лет. К периоду расцвета дольменной культуры относятся огромные скопления дольменов у станиц Даховской, Новосвободной, Баговской, пос. Каменномостского, в Большой Воронцовской пещере под Геленджиком.
Обозначьте места нахождения дольменов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Задание. Найти итоговый вес дольмена.
(1)
Покровная плита ..……… 9 266 кг
Портальная плита ……… 3 935 кг
Боковая плита (левая) … 5 780 кг
Боковая плита (правая) .. 5 688 кг
Задняя плита …………… 2 020 кг
Пяточный камень ……… 14 601 кг
_____________________________
Итого вес дольмена: ..…
(2)
Покровная плита ..……… 12 458 кг
Портальная плита ……… 5 372 кг
Боковая плита (левая) … 3 799 кг
Боковая плита (правая) .. 4 204 кг
Задняя плита …………… 2 574 кг
Пяточный камень ……… 18 304 кг
_____________________________
Итого вес дольмена: ..…
(3)
Покровная плита ..……… 7 722 кг
Портальная плита ……… 3 026 кг
Боковая плита (левая) … 3 893 кг
Боковая плита (правая) .. 3 650 кг
Задняя плита …………… 1 690 кг
Пяточный камень ……… 13 648 кг
_____________________________
Итого вес дольмена: ..…
Домашнее задание. Прочитать § 5 учебника, рабочая тетрадь с.17 задание 3.7,

Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка ранее изученного 1. Охарактеризуйте основные функции законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти Краснодарского края. 2. Какие классификации политических партий вам известны? 3. Охарактеризуйте миграционные процессы на территории Кубани
Краснодарский край Равноправный субъект РФ субъект РФ – государственно-территориальное образование в составе РФ, имеющее свою конституцию (Устав), законодательство, а также собственные органы госвласти (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономная область) На территории распространяется суверенитет Федерации, действие Конституции РФ и всех федеральных законов. Федеральный закон- закон, принимаемый в особом порядке по вопросам, прям предусмотренным Конституцией РФ, развивающий и дополняющий ее положения и обладающий высшей юридической силой по отношению к иным законам, кроме Конституции РФ . Конституционно-правовой статус КК определяется Конституций ( гл 3.), Федеральным договором от 31 марта 1992 г.
Официальные символы края
Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами Предметы ведения -вопросы, в пределах которых РФ и ее субъекты реализуют государственную власть. Предметы ведения субъектов РФ -это те вопросы, которые не отнесены к ведению Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов.
Работа с учебником Стр. 113 Какова система правовых актов Краснодарского края? Нормативные правовые акты, принимаемые на референдуме… Нормативные правовые акты, принимаемые ЗСК…
Домашнее задание Параграф 18, вопросы 1-2 после параграфаю
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарь. Социальная стратификация - существование структурированного неравенства между группами в обществе, касающегося доступа к материальным или иным благам
Способ измерения уровня социального неравенства в обществе Сравнение величины самого низкого и самого высокого доходов: А) уровень оплаты труда Б) потребительское поведения В) наличие «Мужских» и «женских» профессий Г) особый стиль жизни
Используя опыт своей семьи, заполните таблицу
Словарь Полиэтническая стратификация- дифференциация индивидов и социальных групп по месту в системе властных институтов. Социальная мобильность - перемещения отдельных индивидов или социальных групп в рамках социальной системы.
Социальная мобильность Вид определение пример горизонтальная Переход индивида из одной соцгруппы в другую, расположенную на том же уровне Миграция, туризм Географическая горизонтальная миграция
Вид признак пример горизонтальная Переход индивида из одной соцгруппы в другую, расположенную на том же уровне Миграция, туризм Географическая горизонтальная Перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса Туризм, переезд из села в город миграция Перемещение за границы определенной территории с изменением статуса Беженцы, сезонные работники вертикальная Перемещение из одной страты в другую Из работяг в руководители Межпоколенная Сравнительное изменение социального статуса представителей различных поколений Анна Нетребко, Александр Ткачев структурная Связана с изменениями в структуре народного хозяйства Исчезновение отрасли или профессии (секретарь-машинистка)
Закрепление. Поразмышляйте: «Бедность не порок», «Трудами праведными не наживешь палат каменных» (народная мудрость) Почему у значительной части россиян бедность вызывает сочувствие, а богатство- подозрение? Домашнее задание § 10, записи. ( расчет налога на авто)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. понятие «молодежь»
Молодежь как социальная группа относится к категории реальных групп. Главным или социально значимым признаком ее является возраст. Молодёжь ощущает свою групповую принадлежность и солидарность точно так же, как представители других возрастных групп .
Молодежь – самостоятельная социально-демографическая группа Молодежь в официальных документах -граждане от 14 до 30 лет .
Мобильность молодёжи означает мотивацию к успеху, стремление к достижению более высокого социального статуса. Стремление к самореализации молодёжи граничит с эгоистическими потребностями поиска преимуществ в жизни. Часто это приводит к конфликту поколений, который по сути является ролевым, когда желание исполнять значимую, престижную социальную роль далеко не всегда может соответствовать реальным возможностям личности .
Проанализируйте, какие черты, свойственные статусу взрослого человека могут быть характерны для старшеклассников? Можете ли назвать себя взрослыми?
2. социально-демографические характеристики молодежи Краснодарского края
Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по составу
молодежь структурируется По полу –девушки, юноши По возрасту -подростки, юноши По месту жительства – городская или сельская молодежь
Социальный статус молодежи динамичен. Как вы это понимаете? О каком виде мобильности идет речь? Кто, на ваш взгляд, чаще получает высшее образование? Послевузовское? Как вы думаете, зависит ли место проживание и стремление к учебе?
3. государственная молодежная политика Краснодарского края
Молодежная политика –деятельность государства, направленная на формирование политико-правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации молодежи.
Цели и приоритеты развития молодежной политики: содействие решению социально-экономических проблем, организации трудового воспитания, профессионального самоопределения и занятости молодежи Вовлечение молодых людей в политическую жизнь региона Гражданское и патриотическое воспитание, творческое и интеллектуальное развитие молодых граждан Формирование здорового образа жизни
Внесите свои предложения по экологическому образованию молодежи, привлечению к занятиям спортом, туризмом?
4. кубанская молодежь в сфере труда и занятости
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда
Одной из главных проблем молодых рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности - только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры - 35%.
Государственное учреждение Краснодарского края"Центр труда и занятости детей и молодежи" Специалистами государственного учреждения Краснодарского края "Центр труда и занятости детей и молодежи" накоплен огромный опыт в трудоустройстве молодежи в возрасте 14-30 лет. Основным направлением работы учреждения является трудоустройство молодежи на постоянную и временную (сезонную) занятость. По результатам анализа, за 2004 – 2006 годы в филиалы государственного учреждения Краснодарского края "Центр труда и занятости детей и молодежи" с целью трудоустройства на постоянную и временную работу обратилось 41 710 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Содействие в трудоустройстве было оказано 28 148 молодым людям, т.е. 67,5 % обратившихся были трудоустроены. Из них 4 930 человек трудоустроены на постоянную работу, 23 218 – на временную работу (в 2004 году на постоянную и временную работу были трудоустроены 13870 человек, в 2005 году - 13350 человек из числа безработной молодежи).
5. досуг кубанской молодежи
Досуговое поведение – физическое развитие, культурное потребление, профессиональное саморазвитие, межличностную коммуникацию, восстановление сил после работ, обустройство жилища, творческие занятия.
Краевая целевая программа "Дети Кубани" будет действовать в течение пять лет (с 2014 по 2018 годы). Данная программа разрабатывалась как один из главных способов реализации государственной политики, проводимой в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также в формировании доброжелательной среды для жизни детей.
Главными задачами действующей краевой целевой программы станут в первую очередь: создание и формирование в обществе ценностей семьи, улучшение качества жизни и здоровья как взрослых так и детей, эффективная профилактика неблагополучных семей, создание необходимых условий для выявления талантливых детей и их развития, доведение до населения информации о необходимости формирования доброжелательного, сочувственного отношений к детям-сиротам, детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация здорового образа жизни, приобщение детей в регулярным занятиям физической культурой и спортом, поддержка многодетных семей. Кстати, их число в крае из года в год растет.
Конкурс «Премия IQ года» Этот конкурс - отличный шанс не только заявить о своем инновационном проекте, но и получить солидную премию на его реализацию. Общий призовой фонд конкурса в этом году составил 3 миллиона рублей. За первое место будет присуждена премия в размере 300 тысяч рублей, за второе - 200 тысяч рублей и 100 тысяч рублей - за первое место. В конкурсе могут принять участие молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, постоянно проживающие в Краснодарском крае
Кубанская школа инноваторов Этот образовательный проект проводит департамент молодёжной политики Краснодарского края и молодёжный центр инноваций и технологий «Инвентум». В «Школе инноваторов» молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет узнают, как эффективнее продвигать свою инновацию, правильно зарегистрировать её в патентном бюро и реализовать с наибольшей отдачей.
Движение КВН на Кубани КВН пользуется большой популярностью и на Кубани. Самая известная команда Краснодарского края прошлых лет — «Утомленные солнцем». Сегодня им на смену пришла команда Брюховецкого района «БАК-соучастники». Она не отстает от своих предшественников и отличается оригинальным чувством юмора. Сейчас почти в каждом вузе Кубани есть своя команда КВН. Те, кто начинал со студенческой лиги, нередко добиваются успехов на большой сцене.
Молодежный актив «Регион 93»
Велопробеги на Кубани
Домашнее задание §13 Найдите определение молодежной субкультуры и подумайте, какие из них могли бы вызвать у вас интерес и почему?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока: 1. понятие «гражданское общество» 2. политические партии 3. гражданские и политические практики молодежи 4. социально ориентированные некоммерческие организации
1. понятие «гражданское общество»
Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся не коммерчески направленных ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса
Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие: • высокое сознание людей; • высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью; • широкие связи между членами общества; • наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества; • децентрализация власти; • передача части власти органам самоуправления; • использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов; • развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; • личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.
Задание Используя текст учебника на стр.95, выпишите социальные задачи институтов гражданского общества.
2. политические партии
Политическая па́ртия — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления
С принятием федерального закона «О политических партиях» на Кубани активно ведется партийное строительство. Главными политическими силами на Кубани являются Краснодарское региональное отделение КПРФ, Краснодарское краевое отделение партии «Единая Россия».
Всего в Краснодарском крае действует более четырех тысяч общественных объединений, в том числе профсоюзных организаций. В настоящее время зарегистрировано уже более 40 региональных отделений политических партий. Кроме известных политических партий, которые имеют фракции в Государственной думе, — «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, в крае зарегистрированы региональные отделения таких партий, как Партия возрождения России, Российская партия жизни, Социал-демократическая партия, Экологическая партия «Зеленые», Народно-патриотическая партия, Партия мира и единства и другие.
Активно работают с различными категориями населения ветеранские, инвалидные, женские, молодежные общественные объединения, территориальные органы самоуправления. Так, в крае шесть ветеранских общественных организаций.
Краснодарская краевая общественная организация ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов создана 14 марта 1987 года и объединяет 1,5 млн. ветеранов и пенсионеров края. Краснодарская краевая общественная организация Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) была создана в июне 1988 года, в ней насчитывается около 80 тыс. инвалидов.
Более 35 лет в Краснодарском крае активно работает по выявлению, научному исследованию, охране и пропаганде отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Краснодарская региональная организация Российского союза ветеранов Афганистана создана 12 лет назад. На сегодняшний день отделения организации созданы в 12 городах и в 24 районах края
3. гражданские и политические практики молодежи
Молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Кубани. Координацию и реализацию основных направлений государственной молодежной политики на территории Краснодарского края осуществляет департамент молодежной политики, подведомственные государственные бюджетные учреждения, органы и учреждения по делам молодежи муниципальных образований.
Стратегической целью проводимой в крае молодежной политики является создание условий для реализации и развития потенциала молодежи, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни.
Совет молодых депутатов является совещательным и консультативным органом
Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер» проходит с 2005 года и собирает молодежь более чем из 50 регионов Российской Федерации. Основная цель форума – создание площадки, на которой молодые люди смогут продемонстрировать свои таланты, найти единомышленников и получить общественную и государственную поддержку.
Сегодня « Молодая Гвардия Единой России » – самое массовое молодежное движение страны
Кто такой волонтер?
В толковом словаре Ушакова мы находим следующее определение: волонтер (от французского volontaire) – это доброволец, вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу. Конечно, на современном этапе это определение потеряло свое прямое значение. Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т.е. безвозмездно.
Закрепление. Какие основные институты гражданского общества вы знаете? Какие молодежные организации действуют в Краснодарском крае? Домашнее задание :§15, задание 5 стр. 101
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бюджет КК - это смета доходов и расходов края на определенный период времени, составленный с указанием источников поступлений и направлений расходования денег. Составляет и отвечает за его исполнение администрация КК, утверждает ЗСК
Консолидированный бюджет -свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет КК (бюджет субъекта РФ) Бюджеты районов Бюджеты городов районный городские Внутригородских районов сельский поселковый Местные бюджеты
Доходы бюджета Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства. Виды налогов: -федеральные (устанавливаются НК РФ) - региональные (НК РФ+законод . а кты субъекта) -местные
Проведите расчет транспортного налога на авто, которое есть у вашей семьи или вы хотите иметь в будущем Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): руб 1.1. до 100 л.с . (до 73,55 кВт) включительно 12 1.2. свыше 100 л.с . до 150 л.с . (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 25 1.3. свыше 150 л.с . до 200 л.с . (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 50 1.4. свыше 200 л.с . до 250 л.с . (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 75 1.5. свыше 250 л.с . (свыше 183,9 кВт) 150 2. Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): 2.1. до 35 л.с. (до 25,74 кВт) включительно 8 2.2. свыше 35 л.с. до 50 л.с. (свыше 25,74 кВт до 36,77 кВт) включительно 15 2.3. свыше 50 л.с. до 100 л.с. (свыше 36,77 кВт до 73,55 кВт) включительно 20 2.4. свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50
Инвестиционный климат Инвестиционная привлекательность: Наличие природных ресурсов Наличие рабочей силы Инфраструктура Покупательная способность населения Инвестиционные риски(уровень политической стабильности, социальной напряженности, криминогенная обстановка и т.п ) Кубань входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками. Направления инвестиций: транспорт и связь, обрабатывающие производства, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг.
Как работает инвестиционное законодательство в нашем крае? Работа с учебником стр. 55 Домашнее задание §8, задание 3 стр 56