Проектная и научно-исследовательская деятельность

Сухомлин Людмила Викторовна
"Исследование создает новые знания".          
Армстронг, Нил

На данной страничке Вы сможете познакомиться  с исследовательскими (аннотации к работе) проектами моих учеников. К сожалению, возможности сайта ограничены, можно закачать документ не более 3 МБ, а работы имеют больший размер. Поэтому, если Вас заитересовали работы моих учеников, я с большим удовольствием  поделюсь текстом работ. Надеюсь, что проекты помогут Вам при рассмотрении отдельных тем в преподавании кубановедения.        Прошу заявку отправлять на мой е-майл: l.suhomlin@yandex.ru 

Достижения моих учеников в области научно-исследовательской и проектной деятельности Вы сможете посмотреть в фотоальбоме на главной странице.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСТАРНАК  Злата Сергеевна

Краснодарский край, Красноармейский район,

ст. Марьянская, МБОУ СОШ №19, 7 «А» класс.

СВАДЬБА НА КУБАНИ

Научный руководитель- Сухомлин Людмила Викторовна

МБОУ СОШ №19

План исследования.

«Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их

в своём сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде

 всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков»,  

 древняя мудрость.

В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки.
В течение первой половины 19 века правительство предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - вдов, девушек, семей с большим числом женщин. Семейный быт постепенно налаживался.

Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В  старину  свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация. Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.

Выявление специфики обрядовых жанров кубанского фольклора является актуальной проблемой современного научного знания, поскольку ее решение послужит определенным этапом в достижении стратегической цели – составить подробную картину традиционной культуры региона.

Гипотеза: в первой половине 19 века правительство предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения, действительно ли это привело к увеличению числа семей на Кубани?

Общая характеристика свадьбы на Кубани.

Свадьба – это необычный праздник, который несет в себе не только радость и веселье но и создание новой семьи. Свадьба и сегодня является государственным, духовным и нравственным актом, важным событием не только в станице или городе но и  государстве в целом.

Цель исследования:

  • Изучить свадебные казачьи традиции и обычаи на Кубани 18-19 веков.

Задачи исследования:

 1. Изучить материал  о свадебных обычаях и традициях у казаков.

 2. Сопоставить празднование свадьбы  в настоящее время с  обычаями и традициями, сложившимися исторически, с момента переселения казаков на Кубань. Объектом исследования являются свадебные казачьи обычаи и традиции18-19 веков.

Предметом исследования является свадьба.

В работе используются следующие методы:

  • поиск необходимой литературы;
  • сопоставление полученных знаний из источников литературы с собственными наблюдениями.

Методологической основой исследования являются принципы историзма, объективности и системности, подход к исследуемому предмету как изменяющемуся во времени и развивающемуся во взаимодействии внутренних и внешних факторов. Важную часть исследования составляет сравнительно-исторический метод.

Научная реконструкция исторического прошлого, как процесс и как результат, неразрывно связана с применением знаний, полученных в других научных дисциплинах. В основу исследования положен исторический аспект изучения культурных процессов и художественных традиций, сформировавшихся в регионе; в основу структурирования исследования  - проблемно-хронологический метод группировки материала.

Историография вопроса. Изучение  народной культуры было положено в XIX-ом веке такими известными исследователями как Ф. А. Щербина, М. А. Дикарев, Е. Д. Фелицын, А. Д. Бигдай, А. Е. Пивень, Г. М. Концевич, П. П. Короленко, И. Д. Попко, К. Т. Живило, Л. К. Розенберг, А. Д. Ламонов, Е. Передельский и другими. Особое место в  исследовании народной культуры Кубани и ее проблем занимают труды современных  кубанских ученых – Н. И. Бондаря, В. Н. Ратушняка, Н. А. Гангур, Гусева С.М., Ткаченко П. И. Они внесли значительный вклад в изучение различных аспектов традиционной культуры кубанского казачества, разрабатывая отдельные ее направления.

Хронологические рамки исследовании охватывают период: от заселения края, т.е. с конца XVIII в. до.перехода казачества из культурно-социальной общности в этнографическую группу, т.е. до 1920 г., а также современный период.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в ней положения, сделанные выводы позволяют дополнить и углубить существующую базу по  теме «материальная и духовная культура кубанского казачества». Результаты  исследования могут быть использованы в разработке культурных проектов, создании учебного материала по кубановедению и иным дисциплинам для классов казачьей направленности. Данные исследования также могут послужить основой для прогнозирования путей развития народной культуры в регионе и в станице, что позволит выстраивать оптимальную культурную политику по возрождению и развитию традиционной народной культуры.



Предварительный просмотр:

ПАСТАРНАК  Злата Сергеевна

Краснодарский край, Красноармейский район,

ст. Марьянская, МБОУ СОШ №19, 7 «А» класс.

СВАДЬБА НА КУБАНИ

Научный руководитель- Сухомлин Людмила Викторовна

МБОУ СОШ №19

Аннотация.

«Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их

в своём сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде

 всего не уважает самого себя, свой род, своих древних

предков»,   древняя мудрость.

Цель:  Изучить свадебные казачьи традиции и обычаи на Кубани 18-19в.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1.Изучить материал о свадебных обычаях и традициях у казаков;

 2.Сопоставить празднование свадьбы в настоящее время с обычаями

 и традициями, сложившимися исторически, с момента переселения

 казаков на Кубань.

Выводы:

В большинстве своем свадебные традиции и обычаи  в моей семье сохранились.

Но есть  и утраченные:

  • Сегодня свадебная одежда молодых отличается от казачьей

(у невесты белое пышное платье, у жениха- строгий костюм).

  • Свадьба сопровождается конкурсами и викторинами, чего не было на свадьбах у наших бабушек и дедушек ( в основном пели песни).
  • В качестве средства передвижения сегодня используется автомобиль, а раньше- лошади.
  • Жених и невеста никогда не танцевали, слушали поучения старших, а сейчас ведет себя более свободно (танцуют, веселятся).

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы как дополнительный источник информации к урокам  кубановедения при изучении раздела «Материальная и духовная культура казачества», а также являться объектом для продолжения исследований  традиций свадеб в станице Марьянской.

.



Предварительный просмотр:

НАГОРНАЯ Александра Артуровна

Краснодарский край, Красноармейский район,

ст. Марьянская

МБОУ СОШ №19, 8 класс

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КУБАНСКОЙ КАЗАЧКИ

Научный руководитель: Сухомлин Людмила Викторовна

МБОУ СОШ №19

Аннотация.

Цель: изучить  особенности становления и развития костюма кубанской казачки.

Задачами  и методами  исследования являются:

- изучить  историю традиционного костюма кубанской казачки;

-  на основании собранного материала изготовить женский казачий костюм.

Выводы:

1. Традиционный женский костюм сформировался к середине XІX века и имел русско-украинскую основу. Одежда у казачек различалась, согласно существовавшим традициям, по месту их проживания. В казачьих семьях девочек с раннего возраста обучали ткачеству. Они изготавливали рушники, наволочки, платья, блузки.  Яркость, веселость, независимость характера отражались  в нарядах кубанских казачек.

2. Традиционный праздничный костюм кубанской казачки на сегодняшний день мы можем увидеть только на праздничных выступлениях, конкурсах, мероприятиях казачества. Ежедневно этот костюм сегодняшние молодые девушки не носят.    Изготовленный нами костюм, используется как экспонат школьного этнографического уголка и  рассказывает нам об истории праздничного костюма кубанской казачки.

Практическая значимость работы  заключается в том, что ее материалы могут быть использованы как  для проведения уроков кубановедения при изучении  истории культуры Краснодарского края в целом, так и кубанского казачества, в частности, где традиционный бытовой костюм играл и играет исключительно важную роль,  а также является  ценным экспонатом в школьном  этнографическом уголке.



Предварительный просмотр:

СКАЖЕНИК Яна Сергеевна

Краснодарский край, Красноармейский район,

ст. Марьянская,  МБОУ СОШ №19, 7 «А» класс.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НА КУБАНИ:ПАСХА.

Научный руководитель- Сухомлин Людмила Викторовна

МБОУ СОШ №19.

Аннотация.

 Цели работы: 1.Изучить  традиции праздника Пасхи на Кубани

              2. Сравнить,  как отмечает этот праздник моя семья.

Задачами и методами исследования являются:

- изучение  публикаций об особенностях традиционной духовной и материальной культуры казаков;

-изучить историю праздника Пасхи;

-  на основании собранного материала сравнить празднование Пасхи в прошлом и тем, как празднуется этот праздник в моей семье.

Выводы:

1. Моя семья тщательно старается соблюдать традиции празднования Великого праздника

2. Бабушка очень трепетно относится к приготовлению куличей

3. В нашей семье не всегда пекут пасху, иногда приходится покупать ее в магазине, которая намного отличается от домашней, испеченной моей бабушкой.

4. По возможности, мы с бабушкой ходим в церковь на всенощную службу, чтобы освятить пасху.

5. В станице не происходит массовых гуляний, как это было раньше, а остался только обычай,  ходить в гости друг к другу

6. Как и во всех семьях, утро воскресного дня мы начинаем со слов: «Христос Воскресе!»

Тема, затрагивающая духовную культуру казачества очень обширна и разнообразна, на данный момент  мною еще  изучена не полностью. В дальнейшем, я думаю продолжить изучать эту тему, познакомиться с другими обрядами и традициями на Кубани, сравнить с теми традициями, которые сохранились в наши дни.



Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА: ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ

Кисиль Ксения Валерьевна

Научный руководитель Сухомлин Людмила Викторовна

МБОУ СОШ №19, Краснодарский край, станица Марьянская

Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте.

Одним из древнейших народных промыслов является лозоплетение, которое  возникло намного раньше гончарного дела. Искусство плетения лозы уходит корнями в глубину веков. Еще в каменном веке люди умели плести верши для ловли рыбы, силки и стены жилищ.

Цель моего исследовательского проекта: Изучить технологию производства и сбыт изделий из лозы, чтобы понять, можно ли возродить это ремесло в нашей станице.

Я сделала предположение: если в моей станице есть люди, которые владеют секретами мастерства плетения лозы, а изделия из лозы пользуются спросом, то ремесло долговечно и возрождение его возможно.

На Кубань это ремесло было завезено черноморскими казаками из Украины в середине XVIII века.

Из лозы делали значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней (лиски) и жилых построек. Всевозможные верши, корзины, кошели и « сапэты» (емкости для хранения зерна), колыбели, мебель, овчарни, даже первые кордонные постройки казаки плели из золотистой ивовой лозы. Из листьев кукурузы плели кашёлки (хозяйственные сумки). Из соломы – брыли (шляпы).

Чаще всего для плетения используют лозу ивы, побеги ее длинные и гибкие. Поэтому при благоприятных условиях прут ивы заготавливают осенью первого года. Массовую заготовку прута начинают со второго года. Режут прут остро отточенным ножом или секатором, собирают ее в кули, вывозят с поля, затем варят в больших чанах и сушат в пучках на солнце.

Прежде  чем лозовый прут попадет к плетельщику, с него необходимо снять кору. Для этого прутья вымачивают в ваннах в холодной воде или проваривают их в течение нескольких часов. Очищают прутья от коры с помощью щемилки. Окоренную лозу сушат в сушильной камере при t 60 -65 гр. в течение полутора суток.

Спрос на продукцию Марьянского цеха лозоплетения был очень высок. Заказы поступали со всех концов страны от Москвы до Сургута, от Мурманска до южных городов. Выполнялся заказ на изготовление курортной мебели для санатория «Дженал» из Кисловодска. Изделия цеха экспортировались на многих ярмарках и выставках Франции, бывшей Югославии и других стран. Художественной ценностью, экологической чистотой и высоким качеством славилась эта продукция. Свыше ста наименований мелких изделий (вазы, корзины, хлебницы, подставки для цветов) а так же диваны, кресла, столы, детские коляски из лозы плели мастера цеха.

В результате исследовательской работы мне удалось убедиться в том, что традиционное казачье ремесло не забыто, лозоплетение актуально и востребовано рынком на сегодняшний день. Материал для изделий из лозы быстрорастущий и не требует больших затрат и это экологически чистое производство.

Я сумела заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, я познакомилась с Марьянскими умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они не побоялись со мной поделиться.