Секреты физкультуры (физрука, физ.воспитания)

Наталья Владимировна Коренькова

Предварительный просмотр:

Способы  передвижения на лыжах.

Классификация

Лыжный спорт является одним из популярных занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

Лыжный спорт включает заезды на различные дистанции, прыжки на лыжах с трамплина, лыжная двойка (лыжная гонка и прыжки на лыжах с трамплина), горнолыжный спорт, и т.д.

Способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы:

-  строевые упражнения с лыжами и на лыжах,

-  лыжные ходы,

- переходы с хода на ход,

- стойки спусков,

-  способы подъемов,

- повороты на месте и в движении,

- способы торможений,

- прыжки на лыжах с трамплина,

- прикладные упражнения на лыжах,

-  преодоление неровностей при спуске.

Строевые упражнения на лыжах

Строевые упражнения на лыжах и с лыжами применяются в начале занятия при передвижении, а также при перестроениях на учебном круге с целью организации учащихся или изменения направления движения. Подобны строевым упражнениям, входящим в раздел «Гимнастика».

Лыжные ходы

Лыжные ходы используются для передвижения по равнине и по пересеченной местности и отличаются друг от друга по вариантам работы рук, количеству шагов в цикле хода. По первому признаку ходы разделяются на попеременные и одновременные. В попеременных ходах отталкивание руками выполняется попеременно в одновременных ходах толчок выполняется двумя руками в одно и то же время. По второму признаку ходы разделяются на бесшажные - передвижение происходит только за счет отталкивания палками, без движения ног; одношажные - в цикле хода только один скользящий шаг и толчок палками; двухшажные - в циле хода два скользящих шага; трехшажные - в цикле хода три скользящих шага; четырехшажные - в цикле хода четыре скользящие шага. Указанные два признака и определяют классификацию всех лыжных ходов, применяемых в лыжных гонках: попеременный двухшажный, попеременный четырехшажный, одновременный бесшажный, одновременный двухшажный, одновременный трехшажный. Различают два варианта одновременного одношажного хода: основной и скоростной. Последний вариант хода иногда называют стартовым. Кроме этого, одновременный трехшажный ход имеет две разновидности - с одновременным и попеременным выносом палок.

Около 30 лет назад начал развиваться новый стиль катания на лыжах - коньковый ход. В настоящее время он является  частью Олимпийских игр.  Коньковый ход, который при определенные условиях (хорошее скольжение и достаточно твердо укатанный снег) позволяет развить высокую скорость. Различают следующие коньковые лыжные ходы: без отталкивания руками (с махами рук и без махов руками); с отталкиванием руками - попеременный и одновременные (полуконьковый, одношажный и двухшажный).

Переходы с хода на ход

Для смены ходов в лыжных гонках применяются следующие виды переходов: с попеременного двухшажного на одновременные - переход без шага, через один шаг; с одновременных на попеременные - прямой переход, переход с прокатом.

Стойки спусков

Стойки спусков классифицируются в зависимости от высоты расположения общего центра тяжести (ОЦТ) тела, что внешне проявляется в степени сгибания туловища и ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Применяются следующие стойки: основная (средняя), высокая и низкая. Указанные стойки в зависимости от расположения проекции ОЦТ на опоре имеют следующие разновидности: основная,передняя и задняя. Основная (средняя) стойка наиболее универсальна, поэтому она получила наибольшее распространение. Эта стойка устойчива, неутомительна и удобна для выполнения поворотов и преодоления неровностей склона. В основной стойке в зависимости от условий спуска, при изменении на склоне условий скольжения легко переместить ОЦТ вперед или назад, а также принять более высокую или низкую стойку. По ширине ведения лыж при спуске различают нормальную, широкую и низкую стойки, возможен также спуск в выпаде. В лыжных гонках применяются и различные специальные виды стоек: «аэродинамическая», стойка «отдыха»; кроме этого, в горнолыжном спорте используют основную стойку, «яйцо», «болид», «ракету». Все указанные стойки применяются при прямом спуске со склонов различной крутизны и рельефа, большая часть из них используется и при спуске наискось. В этом случае лыжник расположен боком к склону. Это приводит к изменению позы и характера ведения лыж по снегу, что позволяет избежать соскальзывания лыж вниз по склону.

Способы подъема

скользящим и ступающим шагом (попеременными ходами), «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой».

Повороты на месте и в движении

Повороты на месте в основном применяются на равнине для подготовки к передвижению в новом направлении, но могут быть использованы с той же целью на подъемах и спусках, при остановках. Группы поворотов на месте: повороты переступанием - вокруг пяток или носков лыж; повороты махом направо кругом, налево кругом, то же через лыжу вперед или назад; повороты прыжком - с опорой и без опоры на палки.

Повороты в движении служат для изменения направления при спусках или на ровном участке после спуска со склона и классифицируются по способу выполнения. Разделяются на: повороты переступанием - с внутренней лыжни, с наружной лыжни; повороты рулением - упором, «плугом», «ножницами», выпадом; повороты махом - из упора, из «плуга», на параллельных лыжах. Однако не все из перечисленных поворотов применяются одинаково часто. Выбор поворотов зависит от крутизны и рельефа склона, состояния и плотности снега и задач, которые стоят перед лыжником при спуске с поворотами.

Способы торможений

применяются с целью снижения скорости или полной остановки лыжника при скольжении по склону или на ровном участке после спуска. Торможения выполняются лыжами путем изменения их положения по отношению к склону (кантование) и направлению движения (разведение лыж или поворот) для  увеличения сопротивления снега. Выделены следующие способы торможений: упором, «плугом», боковым соскальзыванием.

Прыжки на лыжах с трамплина

являются одним из видов лыжного спорта.

Прикладные упражнения

включают преодоление искусственных препятствий - изгородей, стенок, траншей, а также боевые приемы - метание гранат, изготовка для стрельбы с лыжами и на лыжах, переползания, перебежки и буксировка лыжников.

Преодоление неровностей при спуске

при передвижении по пересеченной местности на спусках и даже на трассах горнолыжных соревнований лыжники  прибегают к прыжкам на лыжах с целью сохранения равновесия или преодоления неровностей склона.

Литература:

1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.

2. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт. М.: Физическая культура, 2005. — 320 с.

3. Сергеев Г.А., Мурашко Е.В., Бабкин Г.В. Лыжный спорт.  Учебник. М: Академия, 2013 - 176 с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Обучение основным движениям на занятиях по физкультуре

по возрастам.

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания и др. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания. Формирование навыков в разных видах движений у дошкольников начинается с первого ознакомления с определенным движением и заканчивается тогда, когда ребенок выполняет его легко, уверенно, с наименьшей затратой сил.

Основным методом обучения детей основным движениям является показ и объяснение. Детям 3-4 лет лучше всего давать образное объяснение упражнения, учитывая при этом высокую способность малышей к имитации, подражанию. У младших дошкольников — образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт. Поэтому показ движений занимает у них ведущее место. В дальнейшем, с обогащением двигательного опыта ребенка, слово приобретает все большее значение. У детей 6-7 лет ведущее место занимают объяснения и указания. От них уже можно требовать сознательного выполнения движения. Вот почему на начальном этапе овладения движением нужно ограничивать разбег при прыжках в длину и высоту (до 3—4 м), сокращать расстояние до цели, когда ребенок бросает какой-либо предмет, и т. д.

Основные движения у дошкольников обычно разучиваются целостным методом. Однако в процессе его выполнения следует сосредоточить внимание на наиболее важных деталях, соблюдая принцип постепенности. Например, обучая ребенка метанию мяча в цель или на дальность, вначале следят за исходным положением перед броском — положением ног, туловища; затем контролируют, правильно ли выполнен замах рукой и бросок «из-за спины через плечо».

Очень важно также заинтересовать ребенка, вызвать желание правильно выполнить то или иное движение. Для этого перед ним ставят задачу как можно лучше выполнить упражнение, а также широко применяются задания игрового и имитационного характера.

Основные движения усваиваются быстро и правильно только в том случае, когда ребенок периодически упражняется в их выполнении. В процессе обучения необходимо доводить упражнение до определенно выраженного результата, систематически прибегая к подкреплениям. Сюда относятся, во-первых, результаты действий детей (перепрыгнул, попал в цель и т. д.) и, во-вторых, словесные замечания взрослого (хорошо, плохо, правильно, неправильно).

1. Ходьба. Постоянное, ежедневное упражнение человека в ходьбе рано формирует прочный навык в этом движении. К началу дошкольного возраста дети уже довольно свободно владеют ходьбой. Наблюдая за ходьбой детей 3—4 лет, нетрудно заметить у них лишние движения, неравномерный темп, слабый мах руками, причем у некоторых из них мах правой рукой более энергичный, чем левой. Некоторые дошкольники ходят на полусогнутых ногах (недостаточное отталкивание носком в конце шага), шаркают ногами, опускают на почву всю стопу и как бы «шлепают» ею, смотрят себе под ноги, опускают голову и плечи, не всегда четко выдерживают нужное направление. В этом возрасте особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.). Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети младшего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к нарушениям осанки. Поэтому следует обязательно напоминать ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.

Ходьба детей 5 лет, по сравнению с предыдущими возрастными группами, становится более уверенной и четкой. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы, недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага. Дошкольникам 5 лет рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35- -45 см и т. д.

С детьми 6—7 лет продолжают совершенствовать навыки ходьбы. Основное внимание уделяют формированию правильной осанки во время передвижения, выработке четкого и ритмичного шага, естественного и широкого маха руками. Для них полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу, выполнить поворот и продолжить движение и т. д.

Дошкольникам всех возрастных групп как упражнение рекомендуют ходьбу с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью, с мешочком на голове (массой 500 г), а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, за головой, в стороны). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике. Им также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа; ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней сторонах стопы, с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, «как косолапый мишка», «лошадка», «цапля», «лисичка» и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия.

Упражнения в ходьбе, предлагаемые дошкольникам, сопровождаются разнообразными заданиями. Например, ходьба со сменой направления (по указанию взрослого), спиной вперед, с закрытыми глазами, со сменой темпа и с остановками по сигналу; с движениями рук (хлопки в ладони над головой, перед грудью, за спиной и т. д.); ходьба «по кочкам» (кружочки, нарисованные на земле на расстоянии 40—50 см один от другого); с переступанием через предметы (кубики, коробочки, камешки) на полу (земле) на расстоянии 30—45 см; ходьба в чередовании с бегом.

2. Бег. Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли. Работа рук при беге также несколько отличается от ходьбы: они согнуты в локтях, и мах ими более энергичен.

Во время бега младших дошкольников часто можно наблюдать мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, иногда ребенок прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. Большинство детей 3—4 лет бегают на полусогнутых ногах, ставят ногу на опору с пятки или на всю стопу. Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не дает им возможность выполнять полноценное отталкивание (с полным выпрямлением ног в коленных суставах) и ставить ноги на опору с носка. В этом возрасте необходимо научить ребенка энергичному движению согнутыми в локтях руками во время бега, вырабатывать умение бежать в равномерном темпе; оббегать расставленные на полу предметы (кубики, коробочки, камешки и т. д.), не наталкиваться друг на друга.

Начиная с 5 лет, основная цель в обучении бегу — приучить детей ставить ногу с носка. При этом ребенок должен держать туловище ровно, с небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносится вперед — вверх; руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно.

Овладеть навыком бега помогают разнообразные подготовительные упражнения:

а) бег  с   высоким   подниманием бедра,  «как лошадка»;

б) бег с переступанием через кубики, мячи, шишки и т. д.;

в) бег по «кочкам» (кружки, нарисованные на земле на расстоянии 60—80 см друг от друга) и т. д.

г) В этом возрасте важно также развивать умение быстро реагировать на внезапные сигналы взрослого (начинать и заканчивать бег, останавливаться по сигналу, выполнять повороты во время бега).

В старшем дошкольном возрасте рекомендуется практиковать бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега следят, чтобы ребенок бежал в прямолинейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил ногу с носка.

Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников всех возрастных групп имеют подвижные игры с ловлей и убеганием (младшие группы), бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности.

Длительность бега со средней скоростью для детей 3—5 лет рекомендуется в пределах 20—25 с, для детей 6—7 лет — до 30—35 с. Дети 3—4 лет могут пробегать с максимальной скоростью расстояние до 15м, 5—6 лет — до 20—25, 7 лет —до 30—35 м.

3. Равновесие. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучиваются с дошкольниками на полу (ходьба по шнуру, с движением рук или с предметом в руках). Только после того, как упражнения будут усвоены в простых условиях, можно переходить к выполнению их на снарядах (бревно, доска, скамейка). Во время выполнения упражнений в равновесии на повышенной опоре (бревно, скамейка) взрослый подстраховывает ребенка (поддерживает его за руку, идет рядом с ним).

Детям 3—4 лет рекомендуют несложные упражнения в равновесии. В основном они выполняются в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, начерченными на расстоянии 20—25 см друг от друга, между предметами; по доске, положенной на полу, или по бревну высотой 15—20 см, лежащему на земле, или по скамейке. Вначале предлагают простые, посильные для них упражнения в равновесии, например ходьбу по уменьшенной площади опоры (между двумя параллельными шнурами или по доске), переступание через предметы и ходьбу между ними. Потом обучают более сложным упражнениям: ходьбе по бревну или доске, один край которой приподнят на высоту 15—20 см.

Выполняя первые попытки в передвижении по бревну или по наклонной доске, большинство детей младшего дошкольного возраста ходят неуверенно, смотрят вниз, под ноги. Некоторым из них нужна помощь взрослого, который поддержал бы ребенка за руку, помог подняться и сойти с бревна (скамейки), давал бы указания во время выполнения упражнений или подбадривал его. Вначале дошкольникам предлагают сходить с бревна (скамейки), опуская по очереди ноги на пол.

Для детей старшего дошкольного возраста упражнения в равновесии усложняются различными заданиями: во время ходьбы по бревну (скамейке) присесть и повернуться кругом; переступить через кубик (мяч), лежащий на середине бревна; ходьба по бревну с предметом (мяч, скакалка в руках).

Упражнения для детей 3 лет

1.  Пройти или пробежать между двумя параллельными лентами  (расстояние между ними 25 см), не наступая на них.

2. Пройти по прямо положенному на полу шнуру, длина до 5 м.

3. Встать на доску (шириной 20—25 см), которая лежит на полу (земле), пройти по ней до конца.

4. Ходьба с переступанием через «ручеек» (шириной 15—20 см) из двух ленточек или скакалок и через предметы (палочки, кубики, мячи), лежащие на полу (земле).

5. Ходьба, переступая через палку или веревочку, поднятые от пола на высоту 10—15 см.

6. Встать на доску, один конец которой приподнят на высоту 25 см (куб или скамейку), пройти по ней до конца, повернуться кругом и сойти с нее.

7. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца и сойти вниз.

Упражнения для детей 4 лет

1. Встать на доску, которая лежит на полу (земле), пройти до ее конца (руки на поясе, в стороны или вверх).

2. Пройти или пробежать между двумя начерченными на земле линиями, не наступая на них (расстояние между линиями 20 см).

3. Ходьба, переступая через палку или веревочку, поднятые от пола на высоту  15—20 см.

4. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному на полу (земле), прямо и по кругу, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

5. Встать на доску, один конец которой поднят на высоту 30 см (куб или скамейка), пройти по ней до конца, повернуться кругом и осторожно сбежать вниз.

6. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца (руки на поясе, в стороны или вверх) и сойти вниз.

7. Встать на бревно  (скамейку), пройти по нему, переступая через кубик, который поставлен на середину, и сойти вниз.

8. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца и соскочить.

Упражнения для детей 5 лет

1. Пробежать между расставленными на полу (земле) предметами (кубиками, мячами), не касаясь их руками.

2. Во время ходьбы или бега по сигналу взрослого принять определенное положение (присесть, стать на одну ногу и т. д.).

3. Ходьба с переступанием через палку или веревочку, поднятые на высоту 20—25 см от пола.

4. Пройти или пробежать между двумя начерченными на земле линиями (расстояние между ними 15 см), не наступая на них.

5. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному прямо, по кругу и зигзагом.

6. Встать на бревно (скамейку), пройти до ее середины, повернуться кругом, дойти до конца и спрыгнуть.

7. Встать на бревно (скамейку) боком, руки на поясе, пройти приставным шагом до его конца, повернуться на 90° и спрыгнуть.

8. Встать на бревно (скамейку), руки в стороны, под каждый шаг левой ноги хлопок в ладони перед грудью, правой — руки в стороны. На конце бревна  спрыгнуть.

9. Встать на бревно (скамейку), руки на поясе пройти приставным шагом до конца его и соскочить.

10. Встать на бревно (скамейку) с большим мячом в руках. Под шаг левой ноги поднять мяч вверх, правой — опустить вниз.  На  конце бревна сойти с него.

11. Встать боком на доску, один конец которой поднят на высоту 35 см (куб, скамейка), пройти до конца ее, повернуться кругом и сбежать вниз.

Упражнения для детей 6 лет

1. Приседания на носках, руки на поясе.

2. Отведение прямой ноги вперед,  в сторону, назад, руки на поясе.

3. Быстро ходить и бегать по доске, которая лежит на полу.

4. Ходьба с переступанием через палки или веревочку, поднятые на высоту 25—30 см.

5. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), лежащему на полу, прямо, по кругу и зигзагом с мешочком на голове (массой 500 г).

6. Встать на бревно (скамейку), держать в руках палку или мяч перед грудью, пройти приставным шагом до конца и соскочить.

7. Встать на бревно (скамейку), руки за голову, шаг левой ногой — поднять их вверх, правой — за голову. На конце бревна спрыгнуть.

8. Встать на бревно (скамейку), пройти до середины его, присесть на корточки и медленно повернуться  кругом; подняться, дойти до конца бревна и спрыгнуть.

9. Встать на бревно (скамейку), пройти до конца его, переступая через кубики  (3—4), которые расставлены на расстоянии 30—40 см, на конце бревна спрыгнуть.

10. Встать на бревно (скамейку) боком, руки в стороны или на пояс, пройти приставным шагом до конца его, повернуться кругом и сойти вниз.

11. Быстро пройти по доске, один конец которой поднят на высоту 35 см (куб или скамейка), повернуться кругом и сбежать вниз.

Упражнения для детей 7 лет

1. Отведение прямой ноги назад, руки за голову, прогнуться в пояснице, приставить ногу.

2. Повороты на носках вправо и влево на 180 и 360° в быстром темпе, руки на поясе.

3.  Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), который лежит на полу, по кругу и зигзагом, с предметом  (мяч, палка) в руках.  Шаг правой — поднять предмет вверх; левой — опустить вниз.

4.  Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному на полу, по прямой, спиной вперед, руки в стороны.

5. Встать на бревно (скамейку), руки на пояс, пройти по нему до конца, высоко поднимая бедро, и спрыгнуть.

6. Встать на бревно (скамейку), пройти до его середины, переступить через веревочку, натянутую на высоте 15—20 см над бревном, и на конце спрыгнуть.

7. Встать на бревно (скамейку), пройти до его середины, опуститься на одно колено, вторую ногу отвести назад (упор стоя на одном колене), подняться, дойти до конца бревна и спрыгнуть.

8. Встать на бревно (скамейку), положить на голову мешочек (массой 500 г), руки в стороны. Пройти до конца его и сойти.

9. Встать на бревно (скамейку), пройти до середины, пролезть в обруч, который держит вертикально другой ребенок или взрослый. Пройти до конца бревна и спрыгнуть.

4. Лазанье и ползании. Упражнения в лазании и ползании очень полезны для дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спина, живот, ноги и руки). Эти упражнения требуют большего физического напряжения, чем многие другие основные движения. Для выполнения их нужно иметь несложное оборудование, которое используется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, палка). На детских площадках, в парках и скверах желательно также использовать гимнастические стенки, доски, кубы, Дети младшего дошкольного возраста рано овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, под веревочку, натянутую на высоте 40—50 см, перелезание через бревно, скамейку и т. д. Эти упражнения дошкольники усваивают довольно быстро. Более трудным для них является ползание в сочетании с упражнениями в равновесии (ползание в упоре стоя на бревне). При ползании в упоре стоя ногами опираются на носки, а руками — на кисти («как медвежонок»). Согнутую правую ногу подтягивают к груди, левую руку одновременно выставляют вперёд, и тело перемещается вперед до полного выпрямления левой ноги. После этого подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед и тело перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Далее движение выполняется в том же порядке. Ползать можно на коленях и кистях, а также на коленях и локтях). Упражнения в ползании желательно объединять с движениями, способствующими выпрямлению туловища. Например, после ползания между ножек стула встать, поднять руки через стороны вверх и хлопнуть в ладони над головой.

Младшие дошкольники, лазая по вертикальной лесенке или гимнастической стенке, часто плохо координируют движение рук и ног, проявляют нерешительность. Для детей этого возраста упражнения в лазаньи представляют значительную сложность, поэтому от них еще рано требовать лазанья переменным способом. Они должны подниматься и опускаться произвольным способом — как им удобнее. Позднее добиваются, чтобы дошкольники во время лазанья вверх и вниз не пропускали перекладин и наступали на каждую из них одной ногой. При выполнении этих упражнений взрослый стоит рядом и в случае необходимости оказывает помощь.

Подлезание под веревочку (палку, которая лежит на сиденье двух стульев) и пролезание в обруч дети этого возраста выполняют боком и грудью вперед. Пролезая и подлезая грудью вперед, ребенок подходит к снаряду, делает шаг вперед, немного приседает, перемещает вперед голову и туловище, а затем вторую ногу. При подлезании и пролезании вторым способом нужно повернуться левым или правым боком, сделать широкий шаг вперед, наклониться, переместить вперед голову и туловище,  а затем вторую ногу.

Дети старшего дошкольного возраста довольно быстро овладевают упражнениями в лазании, подлезании и ползании. С ними разучивают ползание по-пластунски на полу (траве). Ребенок ложится на пол лицом вниз. Затем немного поднимается и перемещает как можно дальше вперед правую ногу и одновременно левую руку, туловище поворачивается немного вправо. Отталкиваясь согнутой правой рукой, продвигается вперед, подтягивая левую ногу. Далее движение повторяется в той же последовательности. Голову во время ползания не следует поднимать высоко.

К одному из наиболее интересных и полезных упражнений для детей 6—7 лет относится перелезание через препятствие (бревно, скамейка). Выполняют это разными способами: можно лечь на грудь и живот вдоль бревна, перенести вначале на противоположную сторону ноги, затем — руки или одну ногу и руку, а потом — вторую ногу и руку. При втором способе ребенок опирается о бревно обеими руками, затем поочередно ставит на него ноги и, отталкиваясь ими,  преодолевает препятствие. Перед детьми этого возраста во время выполнения упражнений в лазании ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага в лазании по гимнастической стенке (лесенке), правильная координация движений рук и ног, умение подниматься быстро и ритмично, не пропуская перекладин.

Упражнения для детей 3 лет

1.  Встать лицом к кубу (ящику), опрокинутому вверх дном, высотой  15 см, подняться на него и сойти вниз.

2.  Проползти в упоре стоя  на  коленях между двумя параллельными лентами  (расстояние между ними 15—25 см) к флажку, который лежит на расстоянии 3 м от места начала движения. Взять флажок и помахать им над головой.

3.  Проползти в упоре стоя на коленях по доске, лежащей на полу, до ее конца, подняться и хлопнуть в ладони над головой.

4.  Проползти в упоре стоя на коленях между ножками стула,   подняться,   поднять  руки   через  стороны  вверх  и опустить их вниз.

5.  Подойти к веревочке, привязанной к двум стульям на высоте 40—50 см, присесть на корточки и, не касаясь пола руками, подлезть под нею.

6.  Стать в упор стоя на коленях за 2 м от натянутого на высоте 40—50 см между двумя стульями шнура (обруча, который держит взрослый вертикально к полу), подлезть под него  (пролезть в обруч), подняться и сделать хлопок над головой.

7.  Стать   лицом   к   гимнастической   стенке   (лесенке), подняться на 1 —1,5 м и, не пропуская перекладин, опуститься вниз.

Упражнения для детей 4 лет

1.  Стать в упор стоя на коленях возле веревочки, натянутой между двумя стульями на высоте 40 см, подлезть под нее, подняться и подпрыгнуть несколько раз на обеих ногах, «как зайчик».

2.  Подойти к обручу, который держит вертикально к полу взрослый, и пролезть в обруч грудью вперед или боком, не касаясь руками пола.

3.  Проползти  в упоре стоя на  коленях по наклонной доске, один конец которой закреплен на гимнастической стенке на высоте 30 см, встать, держась за перекладины, повернуться кругом и сойти по доске вниз.

4.  Проползти в упоре стоя на коленях по бревну, на конце его встать и сойти вниз.

5.  Подойти к бревну, лечь на него грудью и перелезть на  противоположную сторону, опуская по очереди ноги.

6.  Стать лицом к гимнастической стенке, подняться на 1,5 м и опуститься вниз приставным шагом.

Упражнения для детей 5 лет

1.  Проползти в упоре стоя на коленях к мячу, который лежит на  полу на  расстоянии 4 м от начала движения. Взять мяч, подняться и подбросить его над головой несколько раз.

2.  Проползти в упоре стоя на коленях под веревочкой, привязанной к двум стульям на высоте 40 см, толкая перед собой  головой  большой  мяч.  Подняться  и  поднять  мяч обеими руками над головой.

3.  Проползти в упоре стоя по наклонной доске, один конец которой закреплен на гимнастической стенке на высоте 35 см, встать, держась за перекладины. Повернуться кругом, принять упор стоя на коленях и опуститься по доске вниз.

4.  Проползти  в  упоре стоя  на  коленях до середины бревна   (скамейки),   пролезть  в  обруч,  который  держит взрослый вертикально к бревну, доползти до его конца и сойти вниз.

5.  Подойти к бревну, лечь на него грудью и перелезть через него на противоположную сторону.

6.  Стать лицом к гимнастической стенке, подняться на 1,5—2 м попеременным шагом и опуститься вниз.

Упражнения для детей 6 лет

1.  Лечь лицом вниз на траву или коврик (в комнате) и проползти по-пластунски 3—4 м.

2.  Подойти к обручу, привязанному на высоте 15—20 см от земли   (пола),  пролезть в обруч грудью вперед и боком, стараясь не задеть его.

3.  Проползти  в упоре стоя на коленях по наклонной доске, один конец которой закреплен на гимнастической стенке на высоте 35—40 см, подняться на несколько перекладин вверх и опуститься вниз.

4.  Стать  лицом   к   гимнастической   стенке,   подняться попеременным   шагом   на   1,5—2   м,   приставным   шагом перейти   в   сторону  на   следующий   пролет  и   опуститься вниз.

5.  Подойти к бревну, опереться о него обеими руками, поочередно поставить ноги и, оттолкнувшись руками, перебраться на противоположную сторону.

6.  Лазанье по гимнастической стенке попеременным и приставным шагом ритмично, на высоту 2,5 м, не пропуская перекладин.

Упражнения для детей 7 лет

1.  Проползти по-пластунски 4—5 м.

2.  Подойти к веревочке или палке, которая лежит на двух стульях на высоте 40—50 см, присесть на корточки и, не касаясь пола руками, пролезть грудью вперед и боком.

3.  Пролезть между 3—4 перекладинами гимнастической стенки.

4.  Стать лицом к гимнастической стенке, подняться до ее вершины (до 2,5 м), перелезть на противоположную сторону и опуститься вниз.

5.  Подойти к бревну и перелезть через него произвольным способом.

5. Прыжки. Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы  и плоскостопие.

Прыжок в длину с места

Прыжки в длину с места у дошкольников разных возрастных групп имеют значительное сходство. Исходное положение перед прыжком — «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад — в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед— вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед—в стороны, обеспечивая таким образом мягкое и устойчивое приземление  (рис.  13).

Обучение детей 3 лет прыжку в длину с места следует начинать после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики» и т. д.). В этом возрасте они уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступной для них форме, и могут точно повторить показанное им движение. Сначала ребенку предлагают прыгать через ленту или «ручеек» (ширина 10—15 см), выложенный из двух лент (скакалок). Такая конкретизация обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия, что является необходимой основой для овладения правильной структурой движения. Дети 3 лет, прыгая в длину с места, обычно приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место приземления (если ребенок выполняет прыжки в помещении) кладут мягкий коврик, а на площадке прыгают в песок.

Дошкольникам 4 лет данное движение уже знакомо. Поэтому перед ними ставится задача добиться более высокого качества прыжка. Как и в предыдущей возрастной группе, ребёнок прыгает через «ручеек», ширину которого увеличивают до 40—50 см. Отдельные элементы прыжка совершенствуют в ходе целостного выполнения движения.

Дети 5 лет совершенствуют прыжок с помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60—70 см; прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4—6 подряд). При этом нужно помнить, что движение у ребенка получается лучше, когда он отталкивается не в полную силу. Поэтому расстояние между лентами «ручейка» увеличивают постепенно, регулируя этим усилия детей во время отталкивания.

Для детей 6—7 лет наиболее сложным элементом в данном движении является приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акцентируют на мягком и устойчивом приземлении.

Прыжок в глубину (с невысоких предметов)

Обучать данному прыжку лучше тогда, когда дети уже научились прыгать в длину с места, так как формирование нового навыка опирается на предыдущий двигательный опыт. Прыжок в глубину имеет общую структуру движения с прыжком в длину с места. Различие состоит лишь в характере отталкивания и в степени нагрузки на опорно-двигательный аппарат при приземлении.

Детей 3—4 лет обучают правильно отталкиваться и устойчиво приземляться при выполнении прыжков в глубину. Для этого из двух лент (скакалок) выкладывают «дорожку» шириной 20 см на расстоянии 50 см от скамейки или стульчика (высотой 15 см), с которого выполняется прыжок,   и   предлагают   ребенку точно  приземлиться   на «дорожку». Такое задание требует от детей правильного отталкивания вперед — вверх. В этом возрасте дошкольники должны овладеть общей структурой прыжка, так как дальнейшее совершенствование его продолжается в следующих возрастных группах. У детей 5 лет прыжок в глубину формируется и совершенствуется в такой последовательности: прыжок со скамейки или какого-либо другого возвышения (высота 20 см); прыжок с приземлением в обусловленное место — на «тропинку» или лист бумаги (картона) размером 20x30 см, прыжок с высоты 20—25 см с правильным выполнением всех его элементов.

С детьми 6—7 лет навыки прыжка в глубину совершенствуют в различных условиях. Высота его постепенно увеличивается до 30—40 см. При выполнении данных прыжков широко используют естественные условия: спрыгивать с пеньков, бревна, которое лежит на земле; зимой — со снежных валов и т. д. Постепенно прыжки усложняют: прыжок в обозначенное место или за указанную линию, прыжок с поворотом на 90° влево и вправо.

Прыжок в длину с разбега

Этот прыжок относится к одному из наиболее сложных видов основных движений у дошкольников. Поэтому его начинают изучать с 5—6 лет. В длину с разбега прыгают таким образом: разбег равноускоренный, последний шаг перед отталкиванием несколько короче; отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вперед — вверх; в фазе полета ноги сгибают в коленях и перед приземлением выносят вперед; приземляются на пятки или на всю ступню, для устойчивости выносят руки вперед — в стороны.

Формирование навыка в этом движении осуществляется в такой последовательности: прыжки с одного, двух, четырех, шести шагов; совершенствование отталкивания одной и приземления на две ноги; энергичного маха руками в момент отталкивания; полета (согнув ноги) и устойчивого приземления. Когда ребенок освоит правильное отталкивание и приземление с ускоренного разбега (6—8 шагов), совершенствуют отдельные элементы прыжка с полного разбега — до 10 м.

Основные ошибки у детей на начальном этапе разучивания данного прыжка — неумение совместить разбег с энергичным отталкиванием; быстро подтянуть толчковую ногу к маховой; неустойчивость приземления.

Первой ошибки можно избежать, если начальные попытки прыжка выполнять со средней скоростью (быстрый разбег при недостаточно сформированном навыке нарушает координацию движения и не позволяет ребенку правильно оттолкнуться).

Неустойчивость приземления у некоторых детей вызвана слабостью мышц опор но-двигательного аппарата. Они не могут противостоять довольно высокой нагрузке во время приземления и вынуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесия. Когда дошкольники приземляются на мягкую опору, этих ошибок у них обычно не бывает. Вот почему нужно подготовить специальное место для приземления после прыжка. На площадке можно использовать яму с песком или песочницу длиной 2—2,5 м, одна сторона которой не имеет барьера.

Учитывая, что дети 7 лет уже умеют прыгать в длину с разбега способом согнув ноги (их обучали данному движению раньше), основной задачей для них является совершенствование качества прыжка и стабильности в правильном выполнении движения. Они могут прыгать с полного разбега — 10—12 м. Это расстояние следует считать оптимальным, так как на данном отрезке дошкольники развивают скорость, близкую к максимальной, и увеличение разбега нежелательно.

Прыжок в высоту с разбега

По своей структуре данное движение сходно с прыжком в длину с разбега. Его выполняют также способом согнув ноги. Некоторая разница заключается лишь в характере отталкивания. Дошкольникам не рекомендуют приземляться на одну ногу, как этого требуют другие способы прыжков (перешагивание, перекат, перекидной), так как при этом возникает большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат во время приземления. Поэтому прыжок в высоту с разбега согнув ноги является самым приемлемым для детей 5—7 лет, так как при этом способе они приземляются на обе ноги.

В этом прыжке разбег выполняется перпендикулярно к препятствию (веревочка или резиновая бельевая тесьма, натянутая между двух стоек), отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вверх; в фазе полета ноги максимально сгибают в коленях; приземляются на обе ноги, руки выносят вперед — в стороны. Детей 5—6 лет обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности: прыжок через веревочку высотой 10—15 см с одного шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги; то же с двух-трех  шагов с одновременным   махом рук вверх; прыжок с 3—5-метрового разбега с правильным выполнением всех его элементов: равноускоренный разбег, энергичное отталкивание, полет согнув ноги, устойчивое и мягкое приземление; прыжок через веревочку высотой 30—35 см с 6-метрового разбега.

На начальном этапе обучения ставится задача — научить ребенка отталкиваться одной ногой вблизи препятствия и приземляться на обе ноги. Разбег и отталкивание обычно не вызывают у дошкольников особых трудностей, самое сложное для них — четкое и мягкое приземление  (на полусогнутые ноги).

В отличие от прыжка в длину при выполнении данного движения не следует требовать от ребенка максимальной скорости разбега, а наоборот, ему советуют разбегаться медленнее. Быстрый разбег не дает возможности правильно оттолкнуться, траектория полета при этом будет низкая и, приземляясь, ребенок теряет равновесие, переступает ногами вперед.

Дети 7 лет совершенствуют прыжок, постепенно усложняя его. Длину разбега увеличивают до 8—10 м, а высоту— до 50—55 см. Совершенствуя прыжки в высоту в этой возрастной группе, обращают внимание на правильное выполнение всех элементов движения. Это помогает детям быстрее овладеть техникой.

Прыжки со скакалкой. 

Упражнения в прыжках со скакалкой вызывают большой интерес у детей 5—7 лет. Скакалку подбирают в соответствии с ростом ребенка. Став обеими ногами на середину скакалки (ноги на ширине плеч), подтягивают ее за ручки вверх вдоль туловища. При оптимальной длине скакалки ручки должны быть немного выше пояса ребенка.

Вначале скакалку вращают только вперед, для того чтобы ребенок мог ее лучше видеть и ему было легче выполнять прыжки. Вращают скакалку кистями рук, ноги во время прыжков немного согнуты, туловище прямое. На начальном этапе формирования навыка прыжки выполняют в медленном темпе, затем темп вращения скакалки постепенно ускоряется. Ребенку напоминают о том, чтобы он прыгал на обеих ногах или поочередно на правой и левой. Все это способствует гармоничному развитию силы обеих ног.

Во время прыжков у детей должны быть небольшие паузы для отдыха (1—2 мин). Длительность непрерывных прыжков со скакалкой у старших дошкольников может быть доведена до 1  мин.

Упражнения для детей 3 лет

1.  Прыжки   на  месте  на  обеих  ногах,  «как зайчик».

2.   Перепрыгивание толчком обеих ног через скакалку (ленту),   которая  лежит  на   коврике   возле   носков   ног.

3.  Прыжки в обруч с плоским ободом, который лежит на коврике (траве), и выпрыгивание из него.

4.  Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек»  (ширина 20—35 см), который выложен из двух скакалок (лент).

Упражнения для детей 4 лет

1.  Прыжки  на  месте на обеих ногах,  поворачиваясь постепенно вокруг себя на 360°, руки на поясе.

2.  Прыжки на месте — ноги вместе, ноги врозь.

3.  Прыжки   на   обеих  ногах,   продвигаясь  вперед  на 1,5—2 м.

4.  Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек»  (шириной 35—50 см).

5.  Прыжки   в  глубину  с  невысоких  предметов   (10— 15 см).

Упражнения для детей 5 лет

1.  Прыжки на месте на обеих ногах,  руки на поясе, поворачиваясь на 90° за один прыжок.

2.  Прыжки на месте — ноги скрестно и с ноги на ногу.

3.  Прыжки на месте, энергично отталкиваясь обеими ногами и пытаясь достать предмет (шарик, погремушку), подвешенный на 5—8 см выше поднятой вверх руки ребенка.

4.  Прыжки   последовательно   через   2—3   веревочки, которые лежат параллельно на расстоянии 30 см друг от друга, или из обруча в обруч с плоским ободом (3—4-обруча).

5.  Прыжки   на   обеих  ногах,   продвигаясь  вперед   на 2,5—3 м.

6.  Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек»   (шириной 50—70 см),  приземляясь на мягкую опору (коврик, песок).

7.  Прыжки  с бревна   (скамейки, куба)   высотой  15— 20 см, приземляясь мягко и устойчиво.

8.  Прыжки  на  обеих  ногах  через неподвижную скакалку прямо и боком.

9.  Прыжки в длину   (80—100 см)   с разбега 4—5 м.

10.  Прыжки в высоту  (30—35 см)  с разбега 3—4 м.

Упражнения для детей 6 лет

1.  Прыжки  на месте на обеих ногах, руки на поясе, поворачиваясь на 90 и  180° за один прыжок.

2.  Прыжки с ноги на ногу, продвигаясь вперед до 3 м.

3.  Прыжки на месте, стараясь достать предмет, подвешенный  на   10—12 см  выше поднятой вверх руки ребенка.

4.  Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через «ручеек»  (шириной 70—80 см).

5.  Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 4 м.

6.  Прыжки с высоты 30—35 см (бревно, скамейка, куб) в обозначенное место  (лист бумаги или лента, положенная на коврик в 50 см от места отталкивания).

7.  Прыжки на обеих ногах через длинную скакалку, которая качается, прямо и боком.

8.  Прыжки   через  короткую скакалку толчком  обеих ног и поочередно—на правой и левой.

9.  Прыжки в длину  (130—150 см)  с разбега 6—8 м.

10.  Прыжки в высоту (35—40 см)  с разбега 4—6 м.

Упражнения для детей 7 лет

1.  Прыжки на месте, руки на поясе, поворачиваясь на 180° за один прыжок.

2.  Прыжки   на   месте  и  с  разбега, стараясь достать предмет, подвешенный на 15—20 см выше поднятой вверх руки ребенка.

3.  Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 5 м

4.  Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через «ручеек»  (шириной 90—100 см).

5.  Прыжки с высоты 40—45 см прямо и поворачиваясь на 90°  (приземляясь боком к бревну, скамейке).

6.  Прыжки через длинную скакалку, которая вращается.

7.  Прыжки   через   короткую   скакалку   произвольным способом.

8.  Прыжки в длину (150—180 см) с разбега 8—10 м.

9.  Прыжки  в высоту   (40—50 см)   с разбега 6—8 м.

6. Метания. Упражнения в метании предметов развивают глазомер, меткость, координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. В дошкольном возрасте обучают метанию предметов на дальность и в цель с места.

Для детей 3—4 лет упражнения в метаниях представляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее размещения (горизонтальная или вертикальная). В этом возрасте рекомендуются упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание, бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в заданном направлении.

Интересным упражнением для детей младшего дошкольного возраста является подбрасывание мяча вверх и ловля его обеими руками. При этом мяч держат обеими руками, опущенными вниз, подбрасывают его вверх над головой на 0,5 м, а затем ловят двумя руками, не прижимая к туловищу.

Дошкольники овладевают также ловлей мяча после отскока его от пола. Им нужно показать, как держать руки во время ловли мяча: пальцы слегка согнуты "чашечкой", руки полусогнуты, перед грудью. Дети 5 лет упражняются в прокатывании мячей или шариков с попаданием в предметы (кегли, кубики) с расстояния 1,5—2 м.

Широко используют метание мячей, снежков на дальность и в цель (дерево, щит, обруч, который положен на пол, корзину) с расстояния 2,5—3 м.

При метании предмета правой рукой ребенок поворачивается левым боком в сторону броска, отставляет назад правую ногу и переносит на нее тяжесть тела, выполняя при этом широкий замах рукой; во время броска массу туловища переносят на левую ногу.

Упражнения в метаниях предметов для детей 6—7 лет значительно усложняются. В этом возрасте ребенок должен овладеть элементарными навыками передачи мяча в парах, по кругу, бросать мяч об стенку с последующей ловлей его по 6—8 раз подряд, подбрасывать вверх, повернувшись кругом, ловить его и т. д. Дошкольники совершенствуют навыки метания предметов на дальность и в цель способом из-за спины через плечо. Расстояние для метания в цель увеличивают до 3,5—4 м.

Большинство детей предпочитают метать предметы более сильной рукой (обычно правой), вследствие чего отмечается значительная разница в результатах бросков правой и левой рукой. Поэтому предлагают выполнять упражнения и правой, и левой рукой. Это обеспечит равномерную нагрузку на мышечные группы обеих сторон туловища ребенка и будет способствовать гармоническому развитию.

В дальнейшем навыки в метаниях предметов на дальность и в цель совершенствуют в разнообразных подвижных играх и при выполнении интересных для детей заданий игрового характера.

Упражнения для детей 3 лет

1.  Прокатывание большого мяча обеими руками с расстояния 60—100 см и ловля его, когда он будет катиться назад.

2.  Сидя на коврике, ноги врозь, прокатывать мяч друг другу с расстояния  100 см.

3.  Бросать большой мяч обеими руками снизу взрослому с расстояния 70—100 см  и ловить его.

4.  Бросать мяч на  пол   (землю)   и ловить его обеими руками после отскока.

5.  Прокатывать   мяч,   шарик   обеими   и   одной   рукой по   полу   (земле),   стараясь   попасть   в   предмет   (кубик, кеглю)  с расстояния 1 —1,5 м.

6.  Бросать большой мяч обеими руками от груди и из-за головы на дальность и в горизонтальную цель (ящик, корзину)  с расстояния  1 —1,5 м.

7.  Бросать маленький мяч,  мешочек с песком   (масса 100 г) на дальность и в вертикальную цель (щит, стенка) с расстояния  1,5—2 м правой и левой рукой.

Упражнения для детей 4 лет

1.   Прокатывать  мяч,   шарик   (диаметром   20—25  см) обеими   руками   к   взрослому   и   назад   (положение — на корточках)  с расстояния  1,5—2 м.

2.  Прокатывать   мяч,   шарик   обеими   руками   между ножками стула (воротца из двух кубиков шириной 50 см) с расстояния  1,5 м.

3.  Прокатывать   мяч,   шарик   обеими   и   одной   рукой по  полу  (земле), стараясь попасть в предметы   (кубики, кегли)  с расстояния 2 м.

4.  Бросать  большой   мяч  обеими   руками  снизу  и  от груди взрослому с расстояния  1,5—2 м и ловить его.

5.  Бросать большой мяч вверх (немного выше головы) и на пол   (землю)   и ловить его.

6.  Отбивать   большой   мяч  ладонью   правой   и  левой руки об пол  (землю)  несколько раз подряд.

7.  Бросать большой мяч обеими руками от груди и из-за головы на дальность и в горизонтальную цель (обруч на полу)  с расстояния 2 м.

8.  Бросать предметы (мячи, мешочки с песком массой 100 г, шарики, снежки) одной рукой из-за головы на дальность и в вертикальную цель (щит, стенка) с расстояния 2—2,5 м.

Упражнения для детей 5 лет

1.  Прокатывать мяч,  шарик одной  и обеими руками в ворота (шириной 40—50 см) из двух предметов (кубики, кегли)  с расстояния 2 м.

2.  Прокатывать мяч, шарик одной рукой по низу (земле), стараясь попасть в предметы  (кегли, кубики)  с расстояния  1,5—2,5 м.

3.  Бросать большой  мяч  обеими  руками  снизу  и  от груди  друг другу  с  расстояния   1,5—2  м  и  ловить его.

4.  Подбрасывать большой  мяч  вверх обеими руками снизу и ловить его, когда он отскочит от пола  (земли).

5.  Бросить   большой   мяч   вверх   и   на   пол   (землю), хлопнуть в ладони перед грудью и поймать его.

6.  Бросать большой мяч двумя руками снизу в стенку с расстояния  1,5—2 м и ловить его.

7. Ладонью  отбивать  большой  мяч  об  пол   (землю) несколько раз подряд.

8.  Бросать предметы (мячи, мешочки с песком массой 150 г, снежки) в вертикальную (щит, стенка) и горизонтальную   (ящик,  обруч)   цель с  расстояния  2,5  м  из-за головы левой и правой руками.

9.  Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, шишки, снежки)    на   дальность   из-за   головы   правой   и   левой рукой.

Упражнения для детей 6 лет

1.  Прокатывать   мяч,   шарик   одной   рукой   по   полу (земле), стараясь попасть в предметы  (кегли, кубики) с расстояния 3—3,5 м.

2.  Прокатывать   мяч,   шарик   одной   рукой   по   полу (земле) в ворота (шириной 35—40 см) из двух предметов (кубики)  с расстояния 2,5 м.

3.  Бросать большой мяч обеими руками снизу от груди и из-за головы друг другу с расстояния 2—2,5 м и ловить его руками.

4.  Бросать большой мяч одной рукой друг другу с расстояния 2—2,5 м  произвольным способом  и ловить его.

5.  Подбрасывать большой мяч обеими и одной рукой вверх и ловить его, когда он отскочит от пола.

6.  Бросать большой мяч в стенку обеими руками, хлопнуть в ладони и поймать его.

7.  Бросать большой мяч в стенку одной рукой; и как только он упадет на землю и отскочит, поймать его обеими руками.

8.  Отбивать  большой   мяч   ладонью  руки  об  землю, медленно продвигаясь вперед на расстояние 4—6 м.

9.  Бросать большой мяч обеими руками от головы об землю; второй ребенок или взрослый ловит его после отскока  (расстояние между детьми 2—2,5 м).

10.   Набрасывать   кольца   на   стержень   (кольцеброс) правой и левой рукой с расстояния 2,5—3 м

11.  Бросать предметы (мяч, мешочки с песком массой 200 г, снежки)  из-за спины через плечо в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3—3,5 м.

12.  Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, снежки) из-за спины через плечо на дальность левой и правой рукой.

Упражнения для детей 7 лет

1.  Бросать большой мяч обеими и одной рукой друг другу снизу, от груди и из-за головы с расстояния 2,5— 3 м и ловить его.

2.  Подбрасывать большой мяч обеими и одной рукой вверх   над  головой,   хлопнуть  в  ладони   и   поймать  его.

3.  Бросить маленький мяч в стенку одной рукой, хлопнуть в ладони и, когда он упадет на землю и отскочит, поймать его.

4.  Подбрасывать   мяч   вверх,   поворачиваться   кругом и ловить его.

5.  Отбивать   большой   мяч   ладонью   руки   об  землю, продвигаясь вперед быстрым  шагом  или бегом  на  расстояние 6—8 м.

6.  Набрасывать   кольца   на   стержень (кольцеброс) правой и левой рукой с расстояния 3—3,5 м.

7.  Бросать большой мяч одной и обеими руками снизу и из-за головы в кольцо, которое прикреплено на высоте 2 м от земли.

8.  Бросать предметы (мячи, мешочки с песком, шишки, камешки, снежки)  из-за спины через плечо на дальность правой и левой рукой.

9.  Бросать предметы  (мячи, мешочки с песком, снежки)  из-за спины через плечо в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3,5—4 м правой и левой рукой.



Предварительный просмотр:

№1

1. Зимний вид спорта.

2. Спортивный инвентарь.

3. Народная игра (чисто используется в дошкольных учреждениях.

4. Средство и метод физического воспитания.

5. Единица времени.

6. Место для зрителей на стадионе.

7. Какими чаще всего называют «старты» для детей?

8. Основной вид движения.

№2

1. Одна из подготовительных фаз в определенных видах спорта (скольжение по льду, прыжки)

2. Основа некоторых видов спорта, самостоятельный вид движения.

3. Лицо, временно переменившее место жительства с познавательной и (или) спортивной целью.

4. Строевая команда.

5. Высшее достижение в официальных соревнованиях.

6. Специалист в определенном виде спорта.

7. Начальная часть дистанции.

8. Основной вид движения.

№3

1. Комплексное спортивное сооружение.

2. Спортсмен, специализирующийся в беге на короткие дистанции.

3. Гонки на академических судах.

4. Заключительная часть дистанции.

5. Спортивный инвентарь.

6. Торжественное прохождение физкультурных и других коллективов по случаю официального празднества.

7. Игра спортивного типа.

8. Забег на длинные дистанции.

Ответы.

№1

1. Спидвей.

2. Бревно.

3. Городки.

4. Спорт.

5. Секунда.

6. Трибуна

7. «Веселые».

8. Ходьба.

№2

1. Разбег.

2. Прыжок.

3. Турист.

4. «Смирно».

5. Рекорд.

6. Тренер.

7. Старт.

8. Бег.

№3

1. Стадион.

2. Спринтер.

3. Гребля.

4. Финиш.

5. Сетка.

6. Парад.

7. Кегли.

8. Марафон.



Предварительный просмотр:

Основываясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), мною была определена связь (интеграция) с другими образовательными областями.

Связь с другими образовательными областями

Образовательная область

Физическое развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Формирование элементарных математических представлений.

Количество и счет

  • Учить считать, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним выполненным действием.
  • Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными. Учить называть числа в обратном порядке (устный счет).
  • Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на примере делении на команды, для проведения эстафет.
  • Упражнять в объединении, составлении пар, троек, четверок посредством перестроений и построений.

Величина

  • Учить детей распознавать  предметы контрастных размеров (большие мячи – маленькие мячи).
  • Построение по росту.
  • Прыжки в длину, метание на дальность.

Форма

  • Развивать у детей геометрическую зоркость, через разнообразные построения и перестроения.

Ориентировка в пространстве.

  • Учить детей ориентироваться в пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди – сзади (за), слева - справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками-указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.
  • Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.

Ориентировка во времени.

  • Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом).
  • Развивать «чувство времени», регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Использование практических познавательных действий экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта (мяча, скакалки, и т.д.)
  • Учить детей выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности / действия. Прыжок в длину, бросание мяча, метание мешочка и т.п.

Сенсорное развитие.

  • Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, упругий, тяжелый и т.п.).
  • Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
  • Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

Игра.

  • Развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина).
  • Развивать внимание, память, слуховое восприятие.
  • Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Проектная деятельность

  • Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную). В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.
  • Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образовательной форме.

Ознакомление с предметным окружением

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире (спорта). Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, благодаря чему повышаются скоростные, силовые возможности.

Ознакомление с социальным миром

  • На основе расширения знаний об окружающей спортивной жизни (проводимых спортивных соревнованиях, олимпийских играх) воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Поощрять интерес детей к спортивным событиям, происходящим в стране (в мире), воспитывать чувство гордости за ее достижения.
  • Расширять знания о видах спорта. Рассказывать детям о героях спорта.

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувств принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Ребенок в семье и сообществе

Образ Я

  • Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением. Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. Продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственных их полу.

Семья

  • Расширять представления ребенка о семье и спортивной жизни родителей.
  • Приучать  к ежедневному выполнению оздоровительной гимнастики дома.

Детский сад

  • Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми спортивные атрибуты, нетрадиционное спортивное оборудование.
  • Приобщать к физкультурным/спортивным мероприятиям, которые проводятся в детском саду, с том числе и совместно с родителями.

Формирование основ безопасности

Через походы, пешие прогулки, экскурсии учить безопасному поведению в природе, на дорогах.

Безопасность собственной жизнедеятельности

Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).

Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению  опасности.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Музыкальная деятельность

Музыкально-ритмические движения

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.

Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием, учить двигаться в соответствии с силой ее звучания.

Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять движения под музыку в кругу, врассыпную и т.п., менять движения с изменением характера музыки.

Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.

Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, выполнять перестроения, подскоки.

Совершенствовать движения: прямой, боковой галоп; пружинка; кружение по одному, в парах; поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед; приседание с выставлением ноги вперед.

Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формирование словаря

Обогащать словарь детей:

  • существительными, обозначающими названия: физкультурного/спортивного инвентаря (мячи, гантели, скакалки, обруч и т.д.); с командными и индивидуальными видами спорта.
  • глаголами, обозначающими действия (бежать, ходить, ползать, бросать, метать, прыгать и т.д.); обозначающими их эмоциональное/физическое состояние (плакать, смеяться, радоваться, сожалеть, расстраиваться и т.д.).
  • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, тихо, жарко, холодно, скользко и т.д.).
  • учить детей определять и называть местоположение (слева, справа, рядом, около, между), время суток.
  • употреблять слова-антонимы (сильный – слабый, здоровый – больной, холодно – жарко, быстро – медленно и т.д.).
  • употреблять слова существительные с обобщающим значением.

Связная речь.

  • Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
  • Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы.
  • Учить детей рассказывать правила игры.

Развивающая речевая среда.

  • Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми впечатлениями об упражнении, игре и т.д., о своих ощущениях.
  • Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.



Предварительный просмотр:

Карточки-схемы элементов спортивных игр для самостоятельного освоения