ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.


Дистанционное обучение - интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новое в обучении.

Дистанционное обучение  - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения.  Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном,  а часто и совсем,  отдалены от преподавателя в пространстве и (или)  во времени,  в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств  телекоммуникации.

Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.

Кейсовая модель обучения основана на предоставлении учащимся информационно-образовательных ресурсов в виде  специализированных наборов учебно-методических комплексов (кейсов) с использованием различных видов носителей информации: печатных материалов; материалов на аудио-  и

видео-носителях; обучающих компьютерных пакетов, прикладных и  тестирующих программ.

Интернет-технологии (сетевая  модель обучения) базируются на использовании глобальных и  локальных компьютерных сетей для  обеспечения доступа учащихся к информационным образовательным ресурсам школы, организации  педагогического и учебного взаимодействия учащихся с преподавателями и  друг с другом.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Данная программа разработана на основе программы О. С. Габриеляна для 10-11классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень).

Программа:
- позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;
- включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника школы;
- полностью соответствует стандарту химического образования средней школы профильного уровня.


Данная программа предполагает изучение химии дистанционным способом. Формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьютерных программ.
   Программа рассчитана на учащихся 10 - 11 классов и предусматривает занятия в объеме

1-2 раза в неделю.
   Программа рассчитана на два года обучения. На протяжении года ребят необходимо побуждать к исследованию; доброжелательно и заинтересованно реагировать на все высказывания и предложения детей; создавать атмосферу познавательного поиска.
  Направленность: 
  - дистанционное дополнительное образование учащихся;
  - развитие творческих способностей;
  - развитие ключевых компетенций личности обучающихся.
ЦЕЛЬ:
1. Углубление и расширение знаний учащихся по химии посредством дистанционного обучения;
     2. Развитие и воспитание нравственной личности на основе изучения выдающихся русских химиков;
     3. Приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ:
Образовательные:

 1.Учить ребенка передавать собранную информацию по электронной почте (mail.ru, yandex.ru,  rambler.ru и т.д.), на магнитном  носителе.
  2.Обучать активным формам деятельности в обстановке информационной работы.
  3.Мотивировать познавательную деятельность методом практического применения полученных знаний.
  4.Обучать самостоятельной работе с библиографическими источниками.
  5.Формировать систему знаний, умений, навыков по основам дистанционной методики.
  6.Формировать навыки поиска информации в Интернете.
Развивающие:
  1.Развивать уверенность в реализации личностных качеств.
  2.Содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации.
  3.Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем дистанционного обучения.
Воспитательные:
  1.Воспитывать целеустремленность в овладении  дистанционным методом  самореализации, самосовершенствования.
 2. Воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия.
  3.Воспитывать активную жизненную позицию.

Условия реализации программы:
   Программа рассчитана на 2 года обучения, на учащихся 10 - 11 классов.   Программа рассчитана на учащихся, проявляющих повышенный интерес к естественным наукам, а также обучающихся в форме экстерната.
   Программа предусматривает занятия 1-2 раза в неделю через электронную почту, включая индивидуальные консультации, очные сессии, творческие работы.
   Занятия проводятся заочно, сочетая принцип дистанционного обучения с индивидуальным подходом.

   Программа обучения и учебный план ставит перед собой задачу - попытаться создать у ребят целостное представление об окружающем мире в процессе поиска заданной информации во многих источниках.
          При реализации программы используются следующие методы обучения:
  Репродуктивный,  исследовательский,  поисковый,  проблемный,  эвристический.

Обучение строится на применении современных педагогических технологий:

1. Кейсовая технология обучения основана на предоставлении учащимся информационно-образовательных ресурсов в виде  специализированных наборов учебно-методических комплексов (кейсов) с использованием различных видов носителей информации: печатных материалов; материалов на аудио -  и видео-носителях; обучающих компьютерных пакетов, прикладных и  тестирующих программ.

2. Интернет-технологии (сетевая  модель обучения) базируются на использовании глобальных и  локальных компьютерных сетей для  обеспечения доступа учащимся к информационным образовательным ресурсам, организации  педагогического и учебного взаимодействия учащимся с преподавателями и  друг с другом.

   При знакомстве с дистанционным обучением необходимо ознакомить ребят с вариантами технологий систематического исследования. При систематическом исследовании должны быть заложены определенные процедуры:
1. Выявление замысла
- выявление проблемы
- формулировка темы работы
- прояснение вопросов.
2. План.
- разработка действий
- сбор данных (накопление)
- анализ собранного материала
- сопоставление фактов, наблюдений, доказательств.
3. Действие
- подготовка и написание работы
- оформление работы
- выступление с подготовленным сообщением на очной сессии;
- корректировка работы, обобщение, заключение и выводы.

   Методика дистанционного обучения включает в себя:  
  - углубление и расширение знаний учащихся по химии;
 -  развитие творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания,  

   -  приобщение к поисково-исследовательской деятельности;
   -  формирование мировоззрения.

Учитель (тьютор) сам выбирает объекты исследования, формы и методы работы;
- свободно выбирает и использует методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся.
   Содержание программы предусматривает дистанционные занятия по изучению химии. Программа также предусматривает проведение проверки знаний, умений и навыков во время очных сессий, а также участие в массовых мероприятиях.
   Каждый уровень занятий по программе - не только ступень освоения обучающимися теоретических и практических основ поисково-исследовательской, но и ступень развития личности воспитанника и его творческих способностей.
   Актуальность, новизна: отличительные особенности программы заключаются в том, что данная программа позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе, позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение, сравнение процессов поисково-исследовательского навыка с помощью информационных технологий.


Предполагаемы результаты:
1. Химические   знания и умения:
 1.1 Раскрывать основы учения о химическом строении органических соединений, понятие изомерии, способы образования простых и кратных связей между атомами, важнейшие функциональные группы органических соединений.
  1.2 Характеризовать изученные основные виды химических реакций между органическими веществами.
1.3 Уметь различать по формулам изомерные вещества составлять структурные формулы органических веществ изученных классов.
1.4 Уметь раскрывать строение, свойства и практическое значение изученных органических веществ.
1.5 Уметь составлять уравнения химических реакции, подтверждающие свойства изученных органических веществ, раскрывать генетические связи между ними, важнейшие способы получения, объяснять свойства веществ на основе их строения.
1.6 Уметь решать задачи различных типов.

 
2. Работа с источниками: 
2.1 Проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках, включая Интернет.
2.2 Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.


3. Анализ:
3.1На основе изученных законов и теорий устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами и применением веществ, делать выводы и обобщения.

В целях ответственности обучающихся за качество освоения программы введен контроль знаний, умений, навыков: 3 очные сессии (январь, март, май)
Программа состоит из разных блоков и ежегодно корректируется в зависимости от контингента учащихся и направления исследования.
   Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.
   Основным результатом прохождения программы является создание конкретного "продукта" (творческого проекта, исследовательской работы).

Методическое обеспечение программы.

   Первый год обучения предполагает изучение Органической химии. Теоретические  и практические занятия проводятся  заочно и консультативно, 2 раза в неделю.

                             Информационно- содержательный блок включает в себя:
  

Общие сведения об изучаемом курсе.
Государственный стандарт общего образования определяет новой стратегией развития личности в информационную эпоху. Содержание химического дистанционного обучения ориентируется на обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Дистанционное обучение по химии ориентировано на новые цели, предполагает изменение формы обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся. Курс химии на ступени дистанционного обучения является частью концентрической системы химического образования, ориентирован на использование потенциала химической науки в более расширенных рамках.

                                       Сроки изучения данного курса:
Дистанционное обучение по курсу "Химия" рассчитан на 2 года обучения.
  График прохождения тем и разделов по химии;
Углеводороды - НОЯБРЬ, ДЕКАБРЬ
Кислородсодержащие органические соединения -   ЯНВАРЬ-МАРТ.
Азотсодержащие органические соединения – АПРЕЛЬ

Биологически активные вещества - МАЙ
  Формы и время отчетности;
1. Разработка образовательных программ и УМК по предмету "Химия" - ноябрь
2. Составление планов и программ занятий - ноябрь, декабрь
3. Ведение установленной документации отчетности: письменные, аналитические отчеты в течение 5 дней по окончании полугодия
  График проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств информатизации (электронная почта, видеоконференция);
1. Заочные занятия – 1-2раза в неделю

2. Очная консультация (январь)
3. Очная консультация (март)
4. Очная консультация (май)


  Список рефератов, презентаций, курсовых работ по химии:
 1. Производство ВМС в Саратовской области.
 2. А. М. Бутлеров основоположник теории строения органических соединений.
  3.Добыча природного газа в Саратовской области.
  4.Добыча и переработка нефти в Саратовской области.
  5.Алкоголизм и дети: проблемы,  их решение.
  6.Витамины и их биологическая роль.
  7.Ферменты - биологические катализаторы, особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими.
 8. Наркотики, наркомания и ее профилактика.
 9. Гормоны как биологически активные вещества и др.


Контрольно-коммуникативный блок

  Тесты для определения исходного уровня подготовки обучающегося;
  Тесты для промежуточного и итогового контроля;
  Тесты для проверки готовности к переходу на другую тему;
  Тесты для выявления глубины понимания изучаемого материала, вопросы для самоконтроля;
  Вопросы к зачетам и экзаменам;
  Критерии оценивания;
  Мониторинг успеваемости по химии.

   Второй год обучения предполагает изучение  "Общей химии". Для более полного изучения предполагается творческие работы по темам, относящиеся к данному разделу.
Ребята ведут исследовательскую работу по выбранной теме. Собранный материал необходимо осмыслить, изложить, грамотно оформить, а потом защитить публично, т.е. предусмотреть возможные вопросы в процессе защиты, подготовить аргументированные ответы, для чего свою тему надо знать достаточно глубоко. Защита требует также навыков риторики и самообладания, что достигается тренировкой и психологической подготовкой.
   Итоги реализации программы проявляются в результатах творческих достижений учащихся и выражаются в  фестивалях, конкурсах, в написании исследовательских работ и в результатах публичной их защиты.
                                                  Ожидаемые результаты:
  Каждый выпускник получает основу систематических знаний по химии.
  Каждый выпускник получает навык решения тестов, части "А", "В", "С".
  Получает навыки работы с архивными документами, литературой в библиотеке, с сайтами в сети Интернет, с энциклопедиями, каталогами и т.д.
  Осваивает методы поисково-исследовательской деятельности.
  Приобретает навыки и умения написания творческой работы на основе полученных знаний и исследований.

  
Учебные планы и программы;
  Учебники, сборники тестов, учебные пособия, справочники, энциклопедии, каталоги:
Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю, Теренин В. И. "Химия" 10 класс - М. Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю, Теренин В. И. "Химия" 11 класс - М.:: Дрофа,2004-2008 ; Медведев Ю. Н. "ЕГЭ по химии" - М.: Экзамен, 2009 г. (тесты), демоверсии 2007-2012 г.,  справочник по химии.
    Список дополнительной литературы
1. Габриелян О. С. ,Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е.Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс, - М.: Дрофа,2004

2. Габриелян О. С. ,Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е.Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 11 класс, - М.: Дрофа,2004
3. Егоров А. С. Репетитор по химии,- Ростов н/Д, "Феникс"
4. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. Химия. Тесты, - М.: "Экзамен", 2006.
5. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В.,Попков В. А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы, - М.:ООО " Издательский дом  "Оникс 21 век,2002.
6.  Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. 2500 задач по химии", - М.: Экзамен,2007.
7.  Медведев Ю. Н. "ЕГЭ по химии", - М.: Экзамен, 2009 г. (тесты).

Интернет-ресурсы

  1. chem.msu.su
  2.  hemi.nsu.ru  
  3.  college.ru
  4.  school-sector.relarn.ru
  5.  alhimikov.net
  6.  alhimik.ru
  7.  chemworld.narod.ru

                 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс

1. Входная контрольная работа. 14-20 ноября
2. Введение 21-27 ноября
3. Углеводороды 28 ноября -4 декабря
4. Углеводороды. 5-11 декабря
5. Углеводороды. 12 - 17 декабря
6. Углеводороды 19-25 декабря
7. Спирты и фенолы. 16 -22 января
8. Спирты и фенолы. 23 - 29 января
9. Спирты и фенолы. 30 января - 5 февраля
10. Альдегиды и кетоны. 6 - 12 февраля
11. Альдегиды и кетоны. 13 - 19 февраля
12. Карбоновые кислоты 20 - 26 февраля
13. Карбоновые кислоты 27 февраля - 4 марта
14. Эфиры 5 - 11 марта
15. Жиры. СМС 12 -18 марта
16. Углеводы 19 - 25 марта
17. Полисахариды 26 - 31 марта
18. Амины 2 - 8 апреля
19. Аминокислоты 9 - 15 апреля
20. Белки 16 - 22 апреля
21. Нуклеиновые кислоты 23 - 29 апреля
22. Биологически активные вещества 1 - 6 мая
23. Решение задач различных типов 7 - 13 мая
24. Генетическая связь между классами орган. соединений 14 - 20 мая
25.  Защита творческой работы (тематика индивидуальная) 21 - 27 мая
 

Индивидуальный учебный план (экстернат) по химии  ученика 11 класса Рожкова Дмитрия.

I полугодие.

п/п

Тема урока

Д/З

Тема 1. Строение атома

1-2 (1-2)

Атом – сложная частица

§1.

3 (3)

Строение электронных оболочек атомов

§2,3

4-5(4-5)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

§4,5

6 (6)

Значение периодического закона Д.И. Менделеева

§5.

Тема 2. Строение вещества

1-2(7-8)

Ионная химическая связь

§6.

3-4 (9-10)

Ковалентная химическая связь

§6.

5-6(11-12)

Металлическая химическая связь

§6.

7(13)

Водородная химическая связь

§6.

8-9 (14-15)

Полимеры

§9

10-11(16-17)

Газообразное состояние вещества

§10

12 (18)

Водород, кислород, углекислый газ

§10

13 (19)

Аммиак, этилен

§10

14(20)

Свойства газов.

§10

15-16(21-22)

Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

конспект

17-18 (23-24)

Жидкое состояние вещества

§10

19 (25)

Твердое состояние вещества

§10

20 (26)

Дисперсные системы

§10

21-22 (27-28)

Состав вещества. Смеси.

§10

23-24 (29-30)

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Гл.2

25 (31)

Контрольная работа №1 по теме 2 «Строение вещества»

26 (32)

Семинар «Применение полимеров»


Индивидуальный учебный план (экстернат) по химии  ученика 11 класса Рожкова Дмитрия.

II полугодие.

Тема 3. Химические реакции

1-2 (33-34)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

§11,12

3 (35)

Скорость химической реакции

§13

4(36)

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие

§14

5 (37)

Роль воды в химических реакциях

§15

6-7 (38-39)

Электролитическая диссоциация

§15

8 (40)

Химические свойства воды

§16

9-10(41-42)

Гидролиз органических и неорганических соединений

§16

11-12 (43-44)

Окислительно-восстановительные реакции

§16

13 (45)

Электролиз

конспект

14 (46)

Обобщение знаний по теме3 «Химические реакции».

Гл.3

15 (47)

Систематизация по теме 3 «Химические реакции»

16 (48)

Семинар «Свойства воды»

проекты

Тема 4. Вещества и их свойства

1 (49)

Классификация неорганических соединений

§17

2 (50)

Классификация органических соединений

§17

3-4(51-52)

Металлы

§18

5(53)

Коррозия металлов

§18

6-7(54-55)

Неметаллы

§19

8-9(56-57)

Кислоты неорганические и органические

§20

10-11(58-59)

Основания неорганические и органические

§21

12-13(60-61)

Соли

§22

14  (62)

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений

§23

15 (63)

 Решение задач на идентификацию органических и неорганических соединений

конспект

16 (64)

Обобщение и систематизация знаний по теме.

17 (65)

Контрольная работа № 3 по теме 4 «Вещества и их свойства»

§20

18 (66)

Семинар «Применение металлов и неметаллов»

проекты

Тема 6. Химия и жизнь

1(67)

Химия и повседневная жизнь человека

§24,25

2(68)

Химия и производство. Химия и экология

§26,27



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА П.ЗАВОЛЖСКИЙ ПУГАЧЕВСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

                        

«Согласовано»                                                                   «Утверждено»

Зам. директора по УВР                                                  Директор школы

________ Конусова Л. Б.                                                            _______Забелина Г. Н.

                                                                                        Приказ №____

«__»_________2011г                                                              «____»_________2011г

Программа

«Одаренные дети,

 дети с повышенной мотивацией к учебе»

Николаенко Татьяны Ивановны,

I квалификационной категории

п. Заволжский

2011 – 2012 уч. год

1.  Цель и задачи программы

Цель программы:

 выявление одарённых детей, детей с повышенной мотивацией  и создание условий для оптимального развития их способностей.

Задачи: 

  • Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
  • Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
  • Организация системы исследовательской работы учащихся.
  • Систематическое отслеживание способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

2.  Актуализация

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России.

Остается острой проблема раннего выявления одаренного ребенка, обеспечения грамотной психолого-педагогической поддержки его гармоничного развития и социализации.

 Таким образом, необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при одновременном сохранении высокого уровня универсального образования.

Данная  Программа предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, с детьми с повышенной мотивацией к учебе.

3. Нормативно-правовая база

Конвенция о правах ребёнка

Закон РФ «Об образовании»

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»

4. Этапы реализации программы

 Подготовительный

  • Разработка программы «Одарённые дети, дети с повышенной мотивацией», определение приоритетных направлений.
  • Знакомство педагога с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах работы с одарёнными детьми.
  • Разработка проектов по реализации Программы «Одарённые дети, дети с повышенной мотивацией»» на 2011-2014г.г.

 Практический

  • Реализация проектных мероприятий по всем направлениям образовательного процесса, в том числе с использованием дистанционного обучения.
  • Обучение через учебный процесс с педагогом,  самообразование.
  • Проведение конкурсов, внеурочных  творческих мероприятий, интеллектуальных игр, олимпиад, предметных недель, позволяющих учащимся проявить свои способности. 
  • Отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

 Заключительный

  • Мониторинг результативности и обобщение результатов инновационной деятельности.
  • Подведение итогов и определение задач на будущую работу.

5.  Принципы реализации программы

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • Принцип возрастания внеурочной деятельности;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

6.  Участники реализации программы

  • администрация МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» ,
  • учитель Николаенко Татьяна Ивановна,
  • учащиеся,
  •  родители.    

Срок реализации программы:     2011-2014 г.

7.  Реализация программы

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Разработка программы «Одарённые дети, дети с повышенной мотивацией к учебе» на 2011-2014 г.

2011г.

Николаенко Т. И.

Разработка проектов по реализации программы «Одарённые дети, дети с повышенной мотивацией к учебе»

Ежегодно

Николаенко Т. И.

Формирование банка данных одаренных детей

Ежегодно

Николаенко Т. И.

Организация участия учащихся  в предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях, конкурсах и проектах

2011-2014 г.

Николаенко Т. И.

Создание условий для самообразования педагога  и учеников, возможности выхода в Интернет

2011-2014 г.

Николаенко Т. И.

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми

2011-2014 г.

Николаенко Т. И.  педагог-психолог

Внедрение методики по выявлению и развитию одаренности у детей

2011-2014 г.

Николаенко Т. И.

Выявление и распространение педагогического опыта по работе с одаренными детьми, детьми с повышенной мотивацией к учебе.  Проведение открытых уроков, мастер-классов.

2011-2014 г.

Николаенко Т. И.

Расширение и внедрение сети факультативов, элективных курсов, кружков

Ежегодно

Администрация, учителя

Организация учебного процесса с учетом запросов учащихся и их родителей

Ежегодно

Администрация, учителя

Использование эффективных форм стимулирования:

•        организация выставок работ учащихся;

  • своевременное публичное поощрение;
  • отправление благодарственных писем, сообщение о заслугах на родительских собраниях.

Ежегодно

Администрация, учителя, классные руководители

 

Условия реализации программы:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми. 

Ожидаемые результаты:

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Творческая самореализация выпускника школы.
  • Развитие ключевых компетентностей, способствующих успешной социализации личности.

Показатели эффективности реализации  программы работы с одаренными детьми

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к  которым у них есть способности.
  • Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  • Динамика участия в специализированных и интеллектуально-творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.п.;
  • Успешность  выступления на квалификационных мероприятиях, конкурсах, смотрах;

8. Формы проведения мониторинга реализации положения

Формы

Периодичность

Предметные олимпиады

1 раз в год в школе

Общешкольная конференция учащихся

1 раз в год

Предметные недели

По годовому плану

Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми

1 раз в год

Творческие отчёты кружков

1 раз в год

Тематические конкурсы, выставки

По годовому плану.

Предметные олимпиады, конкурсы, проекты в СМИ

По годовому плану.

9. Формы работы

  • Творческие мастерские
  • Индивидуально- групповые занятия
  • Факультативы
  • Кружки по интересам
  •  Конкурсы, олимпиады
  • Элективные курсы
  • Профильные классы
  • Дистанционное обучение и общение в сети Интернет.
  • Создание собственных сайтов и участие в проектах для одаренных детей «Алые паруса»» 

 

ОДАРЕННОСТЬ

1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Многозначность термина указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения - психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.

ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.

Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно.

При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.

ОДАРЕННОСТЬ РАННЯЯ - одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.

 Одаренность ранняя сопровождается выраженной увлеченностью занятиями и склонностью проявлять фантазию.

Результаты тестовых испытаний не позволяют судить о наличии либо отсутствии одаренности - в силу того, что тесты стандартизованы по среднему уровню и не предназначены для оценки существенных отклонений от средних значений.

Способы определения одаренных детей:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).



Предварительный просмотр:

          Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Факультатив

  1. Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  2. Повышение степени самостоятельности учащихся.
  3. Расширение познавательных возможностей учащихся.
  4. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  1. Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  2. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  3. Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя

  1. Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  2. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  3. Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  1. Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  2. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки

  1. Развитие творческих способностей учащихся.
  2. Содействие в профессиональной ориентации.
  3. Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Психолого-педагогические условия для развития креативных способностей учащихся и решения компетентностного подхода к обучению

  • Интернет-клуб
  • Система вариативного обучения
  • Внеклассная работа по предметам
  • Школьный сайт
  • Олимпиады

  • Научное общество учащихся «Мыслитель»
  • Работа в режиме эксперимента
  • Интеллектуальные конкурсы, марафоны
  • Профильное обучение 

Формы работы с одаренными учащимися

  • Творческие мастерские;
  • Кружки по интересам;
  • Конкурсы;
  • Интеллектуальные марафоны;
  • Консультирование обучающихся в дистанционном режиме;
  • Участие в олимпиадах;
  • Работа по индивидуальным планам.



Предварительный просмотр:

Программа развития

 по внедрению технологии дистанционного обучения школьников

                       Данный проект не нацелен на полный отказ от уже сложившейся системы образования, проект расширяет границы существующей системы и вносит разнообразие с учетом существующей информационной среды.

           Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных  и дополнительных образовательных программ.

          Образовательное учреждение может реализовать одну или несколько образовательных программ с использованием в частичном или полном объеме дистанционного обучения.

Причины для начала  внедрения технологии дистанционного обучения в школе:

  •  интерес опыта обучения детей с ограниченными возможностями в дистанционном режиме в школах РФ.  При проведении анализа существующей ситуации в школе,  отмечено, что рамки традиционного обучения становятся узкими и не отвечают потребностям всех учеников и преподавателей.
  • опыт работы учащихся школы с Интернет – технологиями.
  • наличие школьного сайта, активно отражающего учебно-воспитательный процесс в школе  и экспериментальную деятельность педагогов и учащихся.
  • наличие персональных  сайтов педагогов и учащихся.
  • индивидуальный подход в обучении с мотивированными учащимися и пока еще неуспешными учащимися.
  • изучение   имеющегося опыта работы других учреждений   по созданию новой системы обучения  учащихся в дистанционном режиме.

Выпускник  современной школы должен обладать определенными качествами, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • самостоятельно критически мыслить;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

   Добиться обозначенного можно лишь через «адресное»  обучение, т.к. обучение, ориентированное на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать сложившейся ситуации. Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию. За последние годы такие условия если не созданы полностью, то создаются. Наша школа принимает  в этом активное участие.

Этапы реализации программы

дистанционного обучения включают:

  • Подготовка учителя  к работе  в дистанционном режиме.
  • Подготовка учащихся   к работе в дистанционном режиме силами педагога.  
  • Установка и использование оборудования, позволяющего проводить занятия в дистанционном режиме.
  • Размещение на сайте школы и персональном сайте педагога уроков для учащихся, работающих в дистанционном режиме.

                 Программа дистанционного обучения  рассчитана школой на два года.

Школа  реализует данное положение для реализации дистанционного  обучения следующим образом:

  1. Введение экстерната с использованием технологий  дистанционного обучения. Возможности для учащихся  получать квалифицированные консультации, выполнять  проблемные задания, участвовать в учебном процессе, используя  созданное школьное информационное пространство.
  2. Работа с мотивированными  учащимися  по индивидуальным учебным планам.
  3. Работа с неуспешными учащимися.
  4. Работа с часто болеющими учащимися.
  5. Работа с учащимися по развитию творческих способностей.

       

Традиционная система образования неоднократно заявляла  об индивидуальном  подходе  в обучении как приоритетной и ключевой. Однако на практике крайне трудно осуществить индивидуальный подход в условиях традиционной школы. В процессе дистанционного обучения  гораздо легче осуществлять индивидуальный подход к обучению, учитывать способности ученика, его интересы и индивидуальный распорядок дня.

1. Область применения

Настоящее Положение регулирует применение дистанционного обучения (ДО) по  основным образовательным программам  среднего (полного) образования.

2. Нормативные ссылки

Настоящее положение разработано и устанавливает процедуры в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:

= Федеральный Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 (в редакции Федерального закона от 10 января 2003 года).

= Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 « О порядке использования дистанционных образовательных технологий»

= Устав школы.

3. Общие положения

3.1 Дистанционное обучение (ДО)  обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.

3.2.  Организация учебного процесса по очной, заочной форме получения образования с использованием частично или в полном объеме ДО допускается с учетом установленных требований к организации учебного процесса по данной форме получения образования.

3.4 Лицам, поступающим на обучение по образовательным программам, реализация которых осуществляется с использованием в полном объеме ДО, предлагается ознакомиться с  Положением о дистанционном обучении.

4. Организационное оформление ДО

  • 4.1 Образовательный процесс с использованием  ДО осуществляется по очно-заочной формам получения образования.
  • 4.2 При обучении с использованием технологий ДО могут использоваться материально-техническая база и помещения школы , а также личные или служебные (по согласованию с руководством школы) оборудование и помещения обучающихся.
  • 4.3.  Обучение с использованием технологий ДО осуществляется и регламентируется приказом директора школы.

5. Организаторы ДО

  • 5.1 Для организации ДО  привлекается  представитель администрации школы ( зам директора по УВР). 

5.2  К основными функциональными обязанностями заместителя директора по УВР  добавляются следующие:

- информирование населения и реклама образовательных услуг школы,

- содействие обучаемым в получении учебных материалов и консультаций преподавателей;

- осуществление идентификации личности при проведении  промежуточных аттестаций с использованием компьютерных систем контроля знаний и средств телекоммуникаций, а также обеспечение проведения указанных процедур в соответствии с регламентом.  

 6. Правила организации дистанционных аттестаций

6.1. Целью организации дистанционных аттестаций (ДА) является предоставление обучающимся с использованием технологий ДО максимального удобства получения образовательных услуг, возможности прохождения обучения и промежуточной аттестации в удобное для обучающихся время при обеспечении необходимых мер контроля, гарантирующего самостоятельность прохождения аттестации. Ответственность за соблюдение правил проведения ДА несет зам директора по УВР, в дальнейшем именуемые ответственное лицо.

6.2 При проведении ДА должны выполняться следующие требования:

  •  ДА должны проводиться в отдельном помещении.
  •  Во время проведения ДА в помещении обязаны присутствовать лица, проходящие аттестацию, и ответственное лицо. Присутствие посторонних лиц в помещении не допускается.

 Прохождение ДА возможно в форме:

  •  Удаленного компьютерного тестирования на сервере школы.
  • Письменного ответа на вопросы.
  •  Ввода письменных ответов на вопросы в файл на компьютере с помощью текстового редактора с отправкой результатов по e-mail или на дискете.
  • Комбинация вышеперечисленных форм.
  • 6.3. Ответственное за ДА лицо обязано:
  • Установить личность лица, проходящего ДА, на основании предъявленных документов ( паспорта, или иного документа, удостоверяющего личность с фотографией).
  • Обеспечить размещение лиц, проходящих аттестацию, в аудитории, контролировать самостоятельность прохождения аттестации.
  • Проводить аттестацию в строгом соответствии с выданными заданиями на аттестацию, контролировать временной лимит на прохождение аттестации.
  • Производить контроль за правильностью указываемых аттестуемыми данных о себе при прохождении аттестации.
  • Контролировать либо производить лично отправку результатов аттестации по e-mail.
  • 6.4.  Проверка результатов аттестации и выставление оценок производятся преподавателями школы  на основании представленных результатов аттестации. При использовании систем компьютерного тестирования проверка может быть автоматизирована

7. Организация учебного процесса, проведение итоговых,

текущих и промежуточных аттестаций

  • 7.1 Для реализации ДО могут использоваться кейсовая технология, интернет-технология, а также комбинированная технология, сочетающая элементы вышеупомянутых.
  • 7.2. После зачисления на обучение с использованием технологий ДО учащемуся  передаются необходимые учебные и методические материалы, ориентированные на преимущественно самостоятельное изучение, либо предоставляется сетевой доступ к ним.
  • 7.3.  Учебные и методические материалы могут предоставляться обучаемым в виде: электронных учебных курсов, виртуальных лабораторных практикумов, компьютерных систем контроля знаний с наборами тестов, других электронных материалов на магнитных или оптических носителях; печатных изданий; электронных ресурсов с доступом по сети Internet.
  • 7.4 Возможны следующие способы передачи учебных и методических материалов:
  • получение учащимся лично в школе печатных изданий, электронных материалов на магнитных или оптических носителях;  
  • передача по компьютерной сети электронных материалов;
  • предоставление доступа к учебным и методическим ресурсам посредством сети Internet.
  • 7.6.  Все учебные и методические материалы передаются в личное пользование обучаемого без права их тиражирования или передачи третьим лицам и организациям.
  • 7.7.  Прием лабораторных работ, выполненных с помощью виртуальных лабораторных практикумов или с помощью другого ПО, проверка контрольных работ, руководство проектами, консультирование по изучаемым дисциплинам, различные виды текущих аттестаций осуществляются посредством электронных коммуникаций либо традиционным образом при личном контакте преподавателя и обучаемого.
  • 7.8.  Промежуточные аттестации (прием экзаменов и зачетов, защита рефератов, проектов и работ) производятся в установленном порядке преподавателями школы при личном контакте. Также возможен дистанционный прием промежуточных аттестаций посредством компьютерных средств контроля знаний и средств телекоммуникаций, а также в виде письменной работы. В этом случае обязательным условием является прохождение промежуточных аттестаций в школе.  Зам директора по УВР обязан идентифицировать личность проходящего аттестацию, проконтролировать самостоятельность прохождения аттестации, проконтролировать оформление необходимых документов и регистрацию результатов прохождения аттестации.
  • 7.9.  Итоговая аттестация производится традиционными методами в порядке, установленном Положением об итоговой государственной аттестации выпускников средних образовательных учреждений Российской Федерации.    



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование программ дистанционного обучения в образовательном процессе в преподавании химии и биологии. Автор: Николаенко Татьяна Ивановна, учитель химии, биологии. http://aida.ucoz.ru Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Заволжский Пугачевского района Саратовской области»

Слайд 2

Актуальность педагогического проекта в направленности на профильное обучение; на реализацию индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального учебного плана; в современном образовательном процессе возникает потребность в использовании дистанционных образовательных технологий в качестве средства реализации профильного обучения, прежде всего, в форме индивидуальных учебных планов школьников и элективных курсов.

Слайд 3

дистанционное обучение в образовательном процессе организация элективных курсов по химии и биологии в рамках предпрофильной подготовки через дистанционное обучение Предмет исследования: Объект исследования: Гипотеза: при организации дополнительных элективных курсов в виде дистанционных продуктов появляется возможность широкого доступа школьников к данному виду деятельности для повышения своих результатов обучения . Предмет исследования:

Слайд 4

Продукт педагогического проекта адаптированная в среде дистанционного обучения Moodle программа элективного курса «Готовимся к ГИА по биологии» и занятия, разработанные в данной программе, для проведения курса.

Слайд 5

Инновационность система дистанционного обучения, внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, расширяет возможности для общения обучащихся между собой и становится основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам; в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного обучения в течение всей жизни.

Слайд 6

Цель проекта : создание образовательного модуля и адаптирование его (программы элективного курса « Готовимся к ГИА по биологии », учебного пособия) для дистанционного обучения в программе СДО Mo odle для обучения школьников.

Слайд 7

Задачи проекта : выявление условий, при которых становится возможным осуществление предпрофильного обучения школьников с помощью телекоммуникационных средств; перевод уже апробированной в течение 2 лет программы элективного курса для обучащихся 9 классов в традиционной форме обучения на занятия дистанционного обучения с учетом целей профильного обучения и возрастных особенностей участников профильных классов; усовершенствовать методику проведения занятий элективного курса; подготовка учащихся к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения; вовлечение учащихся в коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития учащихся.

Слайд 8

Востребованность ДО При недоступном очном обучении. Домашняя работа по предмету с обязательным, своевременным анализом его результатов на уроке, в курсе на портале. Дополнительное самообучение с консультациями учителя (вне урока). Тестирование на уроке (технические возможности, настройка теста). Демонстрация на уроке лекционного материала (Презентация).

Слайд 11

Практическая значимость проекта: обеспечивает возможность организации учебного процесса, отвечающего требованиям и целям профильного обучения и отражающим основные принципы личностно-ориентированного подхода; предполагает гибкость, широкую вариативность и дифференциацию как в выборе учащимися содержания, так и форм получения образования; позволяет реализовать как уровневую (базовый уровень, профильный уровень, углубленный уровень освоения образовательных программ), так профильную дифференциацию, направленную на усвоение образовательных программ в определенной сфере с учетом способностей и познавательных потребностей обучаемых; предоставляет возможности оперативного и объективного оценивания, он- и оффлайн сопровождения учебного процесса со стороны сетевых учителей, проведения индивидуальной и групповой рефлексии учебной деятельности, открытого и конфиденциального взаимодействия с родителями учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса и его корректировки;

Слайд 12

Ресурсы Программное обеспечение для нововведения: Программа СДО Мо odle Рабочие программы по биологии для 5-9 классов, по химии 10-11 классах. Авторская программа элективного курса «Готовимся к ГИА по биологии». Апробируемые программы «От метана до полимеров», «Химия биогенных элементов». моноблок; мультимедийная установка и интерактивная доска; виртуальная доска в сети Интернет; электронная почта как средство взаимообщения; программы для общения Skype, ooVoo . Нормативно- правовые акты Технические средства:

Слайд 13

Целевая аудитория Количество участников проекта: 2011-2012 год - 7 человек. 2012-2013 год - 10 человек. 2013-2014 год - 17 человек. 2014-2015 год – 20 человек 2015-2016 год - 27 человек Возраст – 14-16 лет. Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются учащиеся среднего и старшего школьного возраста, выбравшие элективный курс, педагогические работники школы (учитель биологии и химии, классные руководители), родители (законные представители).

Слайд 14

Результаты эксперимента школы

Слайд 15

Результативность Результат – это плод сотрудничества ученика и учителя, это итог совместной деятельности и индивидуальной работы с учеником. 2015 г. Региональный конкурс «Лучшая муниципальная научная лаборатория 2015» Номинация: «За развитие культурно-образовательных инициатив» Муниципальная научная лаборатория на базе МУ «Методический центр управления образования администрации Пугачевского муниципального района» МОУ «СОШ п. Заволжский»