Внеклассная работа по биологии и химии.

Интегрированные уроки и занятия - одна из интересных и увлекательных форм изучения нового одновременно по двум предметам. Это хороший спсоб развивать интерес к предмету и расширить кругозор учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (Английский +Химия).

Тема:           « Чай: как он приятен, вкусен, ароматен»

                        « Tea is tasty, aromatic, useful».

Цель:       Создание условий для формирования нового взгляда учащихся на чай как   напиток , имеющий свою историю возникновения, традиции его потребления разными народами мира, осознание полезных свойств чая, его благотворного влияния на организм человека.  

Задачи:

  1. Приобретение учащимися лингвострановедческих знаний, развитие речевых способностей учащихся и словесно-логического мышления на английском языке.
  2. Приобретение учащимися знаний по химическому составу чая.
  3. Приобретение учащимися знаний о биологической и физиологической роли чая для организма человека.
  4. Приобщение к иностранной культуре, формирование уважительного отношения к иностранному языку как средству межкультурного государственного общения.
  5. Формирование самооценки, взаимооценки и навыков самостоятельной работы учащихся. Обучение навыкам проведения социологических опросов и способов обработки их результатов.

Подготовительный этап:  создание компьютерной презентации, разработка анкеты социологического опроса и его проведение, обработка данных социологического опроса, подготовка «Информационных карт».

Оборудование: компьютер,  мультимедиапроектор, диск с презентацией, информационные карты, словари, плакаты.

Ход интегрированного урока.

  1. Организационный момент.
  2. Первый этап урока. Вступление.

English teacher:    Good afternoon everybody! Welcome to our creative workshop. Today we are going to talk about tea. You are sitting at tables which have been laid according to Russian and English traditions.

Учитель химии:   Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги. Сегодня наш необычный урок посвящен чаю. Чай как напиток настолько всем известен, что, казалось бы, ничего необычного о нем уже не узнаешь. Мы решили посмотреть на чай с химической точки зрения. Изучить традиции чаепития на Руси и в Англии.

III. Основная часть.

Учащиеся получают «информационные карты», которые они заполняют в ходе урока и кластеры. (см. Приложение 1).

Немного истории.

Ученик 1.    Чай – в переводе с китайского (тцай-ие) означает «молодой листочек». Чай происходит из Китая, где он известен 5000 лет и имеет огромное народно-хозяйственное значение. В китайской летописи можно прочесть о благоприятном влиянии чая: « Усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, облегчает и освежает тело, пробуждает мысль и не дозволяет  поселиться лени, проясняет восприимчивость».В Европу чай завезли в 1517 г. Португальские моряки, но как напиток он получил распространение только в  XVIII в.

Ученик 2.  В 1638 г. Русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов  с богатыми дарами к монгольскому Алтан-хану. Тот встретил их с почестями и за званым обедом поил терпким   горьковатым напитком, называемым чаем.Провожая русских посланников, хан подарил русскому царю 200 пакетов с надписью «бах-ча». Возвратившись в Москву, послы вручили царю пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал отвар на больном придворном, который подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных. А потом чай настолько пришелся по вкусу, что его пристрастились пить в царских хоромах и богатых домах каждый день.В конце XVII столетия чай стал продаваться в московских лавках наравне с другим товаром.

Ученик 3.  England. The English like tea with biscuits, cakes and sweets.

Traditionally they drink tea six or seven times a day: in bed, at breakfast, at lunch between lunch and breakfast, during the day and at 5 ,clock. As you know, the English have tea with milk. First they pour some milk into the cup and then tea.

It,s difficult to say where this English tradition came from. Maybe it came from the 17th century, when the English poured tea into cups made of fragile Chinese china which was very expensive. And in order not to break the expensive cups they poured warm milk into them and only then hot tea. And now we call tea with milk English tea.

English teacher:    Write down some attributes for the word tea in English ob your information cards. Please, read your attributes.

Ученик 4.  Tea in England. 

The English know how make tea and what it does for them. Seven cups of it will wake you up in the morning and nine cups will put you to sleep at night. If you are hot, tea will cool you down, and if you are cold, it will warm you up. If you take it in the middle of the morning and it will stimulate you for further work; if you drink it in the afternoon, it will relax you further thought. Then, of course, you should drink lots of it in off hours. In England they say jokingly: ,The test of good tea is simple. If the spoon stands up in it, then it is strong enough; if the spoon starts to wobble, it is a feeble makeshift,.

Ученик 5.  The history of tea.

One of the legends says, “Long ago the shepherds noticed that their sheep began climbing up the hill easily after having nibbled leaves of an evergreen bush which grew high in the mountains. The shepherds decided to test the magic power of that miraculous plant. They dried the leaves, poured boiling water and began to drink fragrant herbal potion feeling instantaneous burst of strength”. This is a legend but maybe it,s true. It is indeed known that tea came from China. Tea was fist mentioned in Chinese writing in 2,500B. C. In old times tea was valued very much. The emperors rewarded their people with tea for particular services. Later, tea-leaves were pressed into cakes which were used for money. And the population paid a special tax called a tip. Much later, tea appeared in other countries of Asia and Europe.

Ученик 6. Tea-leaves.

There was time when drinking tea was almost unknown in European countries; many people had never         ever heard of tea. This anecdote is about an old woman and her son who lived before tea-drinking became popular in England. He was a sea captain and every time he returned from a faraway country he brought his mother a gift. He tried to bring something unusual that she could show her friends.

Учитель химии:   Созревший чайный лист весьма сложен по своему химическому составу, но         есть среди них три компонента, которые и определяют основные свойства чайного напитка –         бодрость, вкус, аромат.

Ученик 7.  Основные составляющие чайного листа:

        Теин (кофеин) кристаллическое вещество без запаха и цвета, слабо-горьковатого вкуса. Он         положительно действует не только на нервную систему, но и на мышечную – снимает         сонливость и усталость, повышает общую работоспособность, стимулирует сердечную         деятельность.

        Танин – белое вещество вяжущего вкуса, растворимое в воде и сообщающее напитку         специфическую терпкость и крепость, укрепляет стенки кровеносных сосудов, губителен для         паратифозных бактерий.

        Эфирные масла. Своеобразный запах чаю придают именно они. Но в больших концентрациях         вызывает головокружение и головные боли.

        Витамины  в чае представлены широкой гаммой.

        Каротин – провитамин А, обеспечивает хорошее состояние слизистых оболочек, важен для         сохранения хорошего зрения.

        Витамин В1 отвечает за нормальное функционирование нервной системы.

        Витамин В2 придает эластичность и здоровый цвет коже, при недостатке наблюдается         дерматиты, выпадение волос.

        Витами С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

        Витамин Р укрепляет стенки кровеносных сосудов. Его содержание в чае таково, что, выпивая 3-        4 чашки напитка хорошей крепости, можно обеспечить организм необходимой суточной дозой         этого витамина.

        Витамин К участвует в процессах свертывания крови.

        Таким образом, природа создала в чайном листе своеобразный химический склад полезных         веществ.

        English teacher:    Proverbs are the wisdom of people whether they are English, French or Russian.         Proverbs teach us life, they explain how to choose friends, what is right and wrong in people,s behavior         and so on. Give Russian equivalents to English proverbs and idioms.

Tea proverbs and idioms.

  1. Husdand,s tea.
  2. Reading the tea-leaves.
  3. Not for all the tea in China.
  4. Easy as tea-drinking.
  5. Make the cup run over.
  6. My cake is dough.
  7. Kiss the cup.

             1. Очень слабый чай, «водичка».

2. Гадание на кофейной гуще.

3. Ни за какие коврижки.

4. Пустяковое дело.

5. Переполнить чашу терпения.

6. Моё дело плохо.

7. Пригубить чашку (шутл.).

        English teacher: Look up some Russian tea-proverbs.

        Учитель химии:   Во время подготовки данного мероприятия было получено много полезной и         интересной информации о чае.  Фитотерапевты многих стран утверждают, что постоянное         употребление чая снижает риск возникновения онкологических заболеваний. Конечно,         употребление чая должно быть разумным. На Востоке говорят: «Чем зеленее чай, тем крепче         здоровье!»

        Ученик 8.          По научным данным, зеленый чай обладает более выраженными целебными         свойствами,         чем черный, но его употребляют реже. Чтобы проверить эти данные, нами был         проведен         социологический опрос учащихся школы. Школьникам были заданы следующие         вопросы.

  1. Какой чай вы употребляете? (черный, зеленый, каркаде)
  2. Предпочитаете крепкий чай или нет?
  3. Количество стаканов чая в день вы употребляете?

        Было опрошено 50 школьников. Результаты опроса представлены в таблице.

Предпочтение в употреблении чая

Результат опроса, количество учащихся (%)

Разновидность чая

Черный

40(80)

Зеленый

5(10)

«Каркаде»

5(10)

Крепость чая

Крепкий

20(40)

Некрепкий

30(60)

Количество стаканов в день

1 - 2

5(10)

3 - 5

35(70)

Более 5

10(20)

        

        Как показал социологический опрос, предпочтение отдают черному чаю, так как этот напиток более традиционный и привычный. Оказывается, о полезных свойствах зеленого чая и чая «Каркаде» многие не подозревают и не пробовали эти разновидности чая. Отношение школьников к чаю закладывается в семье. На наш взгляд, нужно проводить разъяснительную работу по пропаганде более полезных видов чая, чем черный.

        English teacher: For most people all over the world tea is their favorite drink. Tea warms you when         you are cold and quenches your thirst. It revives you when you are tired and treats you when you are ill.         Tea also makes friends closer and your home warmer and cosier.

        Учитель химии:   А теперь проверим информационные карты и кластеры.

1. Историческая справка – тест.

  1. What country did tea come from?.........................(China)
  2. When did the Russians start drinking tea?..........(century 17 th)
  3. In whose reign did tea-drinking appear in Rus?........(Mikhail Phyodorovich Romanov)
  4. Yow many cups of the tea dj the English have to drink to wake up?(joke)……(7 cups)
  5. How did the English have tea before it was brought to Europe? (joke)…(They ate tea-leaves with butter and salt.)

2. Традиции.

  1. What tea do people drink in Russia and England?..... (Russians tea (tea with lemon), English tea (tea with milk))

IV. Заключение.

В результате проведенных исследований выяснено много полезных сведений о чае:

  • Химический состав очень сложен;
  • Биологическое значение чая на организм многогранно;
  • большинство населения употребляют чай, предпочтительно черный;
  •  люди разных стран имеют свои традиции чаепития и следуют  национальным чайным церемониям.

Пейте чай на здоровье!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

  Интегрированный урок (геометрии + биология)

в 7 классе по теме

 «Симметрия вокруг нас».

Цель урока:

  • Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира, в человеческом творчестве и научить различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире.

Задачи:

  • дать представление о симметрии в геометрии;
  • научить  распознавать виды симметрии;
  • выявить сходство и отличие симметрий в биологии и геометрии;
  • обосновать значение симметрии в биологии и геометрии, в природе и жизни человека;
  • развить мотивацию достижений учащихся через использование ИТ и коллективную деятельность в малых группах.
  • воспитывать познавательный интерес и расширить кругозор на основе   межпредметных связей.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, наглядные пособия,  плакаты.

Тип урока: урок изучения нового.

Ход урока.

    Учитель математики:

 

   Ребята, сегодня  мы проведем необычный урок математики и необычный урок биологии.

   Вы знаете, что все школьные предметы тесно связаны между собой. Например, математика и физика, химия, черчение. Но она также связана и с биологией. Сегодня на уроке мы рассмотрим, где симметрия встречается в окружающем мире.

   Прежде всего, давайте вспомним:

  •  Что означает слово «симметрия»?
  •  Какие виды симметрии вы знаете?
  •  Как могут располагаться прямые на плоскости?
  •  Какие прямые называются параллельными?
  •  Какие прямые называются   перпендикулярными?
  •  Какие чертежные инструменты нужны для построения перпендикулярных прямых?

Давайте выполним построения:

  1. Как построить точку А1 симметричную точке А относительно прямой а?

                          Учитель вызывает к доске ученика. Ученик выполняет чертеж. После построения учитель спрашивает:

  • Кто может дать определение?

 Определение

         Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а, если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему.

  1. Как построить точку А1 симметричную точке А относительно точки О?

                        Учитель вызывает к доске ученика. Ученик выполняет чертеж. После построения учитель спрашивает:

  • Кто может дать определение?

Определение

         Две точки  А и А1 называются симметричными относительно точки О, если О –  середина отрезка АА1.

   Учитель корректирует ответы учащихся.

   Учитель биологии.

   Природа - удивительный творец и мастер. Все живое в природе обладает свойствами симметрии. Она особенно ярко представлена  в царстве растений и животных. Можно сказать, что на симметрии держится мир.

                                 Практическая работа

Цель: убедиться, что в листьях растений тоже преобладает симметрия.

                                      Ход работы:

1.Раздаем гербарные экземпляры.

2. Определить сложный лист или простой.

3. Определить какой вид симметрии характерен для листьев.

4.Подсчитать число, листовых пластин с его левой и правой стороны.

Простые листья – состоят из одной листовой пластинки и  черешка. У березы, у клена, у дуба, у черемухи листья простые.

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черенком. Такие листья у ясеня, у рябины, у малины.

Вывод:  Для листьев характерна  зеркальная или двусторонняя симметрия.

Мы убедились, что растение ни разу не сбилось - сколько бы листьев не сорвали, на всех с одной и другой стороны одинаковое число зубцов.

Почему разные организмы обладают разными видами симметрии? Это связано с их образом жизни. Каждая из изображенных фигур (Рис.1) — бабочка, лист растения, дерево — обладает лишь одним видом симметрии, делящей ее на две зеркально равные части. Поэтому данный вид симметрии в биологии называется двусторонней или билатеральной 

http://festival.1september.ru/articles/522157/img15.gif

Рис. 1

Активно подвижные животные – двусторонне симметричны.

Полагают, что такая симметрия связана с различиями движений организмов вверх — вниз, вперед — назад, тогда как их движения направо — налево совершенно одинаковы.

Нарушение двусторонней симметрии неизбежно приводит к торможению движения одной из сторон и изменению поступательного движения в круговое.

Но такой вид симметрии встречается и у неподвижных организмов и их органов. Она возникает вследствие неодинаковости условий, в которых находятся прикрепленная и свободная стороны.

Если через фигуру можно провести несколько осей симметрии, пересекающихся в одной точке, такая симметрия называется лучевой или радиальной (рис.2) Лучевой симметрией обладают организмы, ведущие неподвижный или малоподвижный образ жизни.

http://festival.1september.ru/articles/522157/img16.gif

Рис. 2

Но не только у цветов и листьев есть симметрия.

   Если сверху посмотреть на любое живое существо и мысленно провести посередине прямую, то левая и правая половинки будут одинаковыми и по расположению, и по размерам, и по окраске. (Показ слайдов)

Например, вы никогда не видели, чтобы у жука или стрекозы, у другого насекомого лапы слева были бы ближе к голове, чем справа, а правое крыло бабочки или божьей коровки было бы больше, чем левое. Такого в природе не существует.

Как вы думаете, почему?

 Какой вид симметрии характерен для плоских, круглых, кольчатых червей? Моллюсков?

Даже окраска крыльев бабочки позволяет убедиться, что ее левая и правая части абсолютно одинаковы.  Окраску считают средством приспособления к окружающей среде.

Прежде всего, она связана с приспособленностью их к окружающему миру.

А так как, каждое живое существо стремиться выжить, сохранить себе жизнь, то, естественно, любое её нарушение ведет к гибели. 

  • Забегая вперед,  давайте определим, обладает ли тело человека симметрией?

   Если мысленно провести вдоль тела человека линию, то его правая половина будет равна левой.

Учитель математики:

   Такая бабочка как бы подсказывает, как построить любую фигуру симметричную некоторой прямой. (Учитель капает на свернутый лист бумаги каплю чернил и, расправив его, получает 2 абсолютно одинаковых рисунка).

Такой метод используют портные, когда ставят метки для выточек.

   

  • Теперь выполним самостоятельно несколько чертежей.

Самостоятельная работа.

I вариант

№ 1. Постройте отрезок А1В1 симметричный отрезку АВ относительно прямой m.

№ 2. Постройте отрезок симметричный данному относительно точки К.

№ 3. В координатной плоскости постройте точку Р1 симметричную точке Р(3;- 2) относительно оси у.

II вариант

№ 1. Постройте отрезок C1D1 симметричный отрезку CD относительно прямой n.

№ 2. Постройте отрезок симметричный данному относительно точки О.

№ 3. В координатной плоскости постройте точку В1 симметричную точке В(3;- 2) относительно начала координат.

Давайте познакомимся с геометрическими фигурами, обладающими осевой и центральной симметрией.

Стихотворение «Симметрия»

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

Я – элемент красоты.

 Итог урока

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Таким образом, сегодня мы  познакомились с преобразованиями  фигур, которые вошли в математику в результате наблюдения человека за окружающим миром.

  • Какие виды симметрии вы знаете?
  • Каково значение симметрии в окружающем мире?

   Человеческому глазу гораздо приятнее смотреть на симметричные вещи, т. к. в переводе «симметрия» означает «соразмерность», «порядок». И мы согласились с мнением, что на симметрии держится мир, так как невольно испытываем чувство удовлетворения тем всеобщим порядком, который царит в природе и вокруг нас.

 

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

Симметрии посвящены такие строки:

      О, симметрия! Гимн тебе пою!

      Тебя повсюду в мире узнаю.

      Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
     Ты в ёлочке, что у лесной дорожки.

      С тобою в дружбе, и тюльпан,  и роза,

      И снежный рой - творение мороза!

Выставление оценок.

Домашнее задание

Написать и оформить в виде книжки сказку, рассказ: «Путешествие в страну Асимметрия» или «Этот удивительно симметричный мир природы». 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: