Методическая работа

На данной странице Вы найдете интересные материалы по методике преподавания биологии, химии, а также статьи по общей педагогике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Николаенко Т. И.

МОУ «СОШ п. Заволжский»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся через использование активных методов обучения

и дистанционных образовательных ресурсов в процессе преподавания биологии и химии».

Современному обществу необходимы личности активно и заинтересовано познающие мир, понимающие ценность труда, науки и творчества, осознающие важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способные применять полученные знания на практике. Сегодня на первый план выдвигается формирование личностных, предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися образовательных программ, что достигается посредством применения системно - деятельностного подхода, который обеспечивает активную познавательную деятельность обучающихся.

Как учитель, я столкнулась с проблемой, что ученики обладают высоким уровнем знаний и показывают стабильные результаты, тем не менее,  теряются в новой ситуации, ограничены в гибкости мышления, что в современном быстро меняющемся мире необходимо. Отсюда можно сделать вывод, что надо повышать не только их активность (внешний фактор), но и самостоятельность (внутренние изменения), что даст необходимый развивающий эффект. При этом необходимо учитывать, что у обучающихся XXI века должны быть сформированы такие навыки, как коммуникация, самостоятельность, критическое мышление и креативность. Именно коммуникация и  способности к самообразованию в современных условиях способствуют достижению высокого обучающего эффекта, являются универсальными навыками, способствующими успешной адаптации человека в быстро изменяющемся  мире.  ФГОС ориентирован, в том числе на становление личностных характеристик школьника. Используя при этом все возможные  современные технологии и способы получения информации. Кроме того, требования ФГОС к методике обучения предполагают формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, очно в школе и с использованием дистанционных технологий.

Отвечая на вопросы как педагог организатор–тьютор дистанционного обучения, могу сказать.

1.Что это за технология? 

Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и  между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ.

Дистанционное обучение  - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения.  Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном,  а часто и совсем,  отдалены от преподавателя в пространстве и (или)  во времени,  в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств  телекоммуникации.

           Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных  и дополнительных образовательных программ.

Обоснование значимости проекта для развития системы образования:

Одним из общих правил организации образовательной среды является критерий ее доступности для каждого ребенка. В условиях быстрых изменений в науке и общественной жизни, стремительного развития информационных технологий, целесообразно рассматривать дистанционное обучение как эффективный инструмент, обеспечивающий качество и доступность образования.

Область дистанционного образования признается одним из ключевых направлений программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

За счет использования технологий дистанционного обучения реализуются такие дидактические принципы как модульное обучение, индивидуализация, вариативность, интерактивность, приемлемость. В связи с этим, дистанционное обучение как дополнение к очному необходимо, прежде всего, ученикам, испытывающим затруднения в самореализации при традиционном очном обучении: часто болеющим детям, детям с ограниченными возможностями здоровья, отстающим по  школьной программе неуспешным детям, а также одаренным  и мотивированным детям,  компьютерно-ориентированным учащимся. Кроме того, дистанционная площадка позволяет взаимодействовать педагогу с обучающимися в случае отмены занятий, связанной с карантином или низкой температурой.

Значительным преимуществом дистанционных форм обучения являются востребованность и доступность для многих школ, имеющих в своем распоряжении элементарные телекоммуникационные средства обучения принимать участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах различного уровня.

Задачи: 1. Вовлечение обучающихся в процесс активного использования технологий ДО  с максимальным удобством получения образовательных услуг, возможности прохождения обучения в удобное для обучающихся время при обеспечении необходимых мер контроля как педагога, так и тестирующих интерактивных программ.

2. Разнообразить формы деятельности обучающих в рамках предметов «Биология», «Химия», способствовать развитию интереса к предмету. 3.Повысить результативность учебного процесса по предмету «Биология» посредством использования интерактивного обучения, которая способствует повышению мотивации детей к обучению, обеспечивает прирост их знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации. 4.Содействовать проявлению самостоятельности и сотрудничества обучающихся, посредством не только учебной, но и внеурочной деятельности. Результатом  чего будут являться  не только индивидуальные, но и коллективные проекты биологической направленности. 5.Предоставить обучающимся больше возможностей для осуществления рефлексии и обратной связи, т.к. это одни из наиболее эффективных способов воздействия на повышение мотивации и успеваемости школьников.

2. Для чего это использовать? Социальная природа человека такова, что он испытывает потребность в общении, находится во взаимодействии с другими людьми, одновременно является участником большого числа социальных групп: семьи, школы, школьного класса, социальные сети для общения и т.п. Поэтому очень важно на этапе школьного образования сформировать в каждом ребенке навыки общения и сотрудничества. Особую актуальность формирование данных навыков приобретает в XXI веке, в условиях становления информационного общества, когда умение человека добывать и передавать любого рода информацию делает его успешным и конкурентоспособным. Анализ ситуации в ходе проведения уроков показывает, что обучающиеся плохо умеют сотрудничать, т.к. первоначально обучались и воспитывались в конкурентоспособной среде. Преодоление данных трудностей, становится возможным посредством активного обучения (интерактивного обучения), в частности, в рамках ДО. Это организация совместного обсуждения  в режиме видеоконференций, чат-занятиях, форумах по проблемным вопросам курса.

3. Как  я это делаю? На основании Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ и Закона РФ «Об образовании» в образовательных учреждениях независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

В соответствие с ФГОС реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий на основе активного и интерактивного обучения. Моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Кроме того,  командная работа стимулирует обучающихся к генерации новых идей, повышает креативность их мышления, обеспечивает дружественную атмосферу в команде и в классе.

Так на уроках биологии, химии  и во внеурочной работе как классный руководитель для проведения мероприятий использую метод «Виртуального обучения» с использованием возможности сети Интернет, где через специальную программу считывания QR-кода, с использованием телефонов и планшетов, учащиеся  в группах узнают много интересного о новинках биологии, химическом прогрессе, и даже побывали  в залах музея «Эрмитаж». И представляют полученную информацию ребятам класса, тем самым развивая коммуникативные навыки.

Метапредметность современного образования предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общих учебных умений, на развитие самостоятельности и освоение универсальных  учебных действий. На моих уроках посредством командной работы обучающиеся находят пути решения проблемных ситуаций. В ходе работы над решением проблемы (познавательные УУД) участники команды учатся распределять между собой полномочия (регулятивные УУД), аргументировать и отстаивать собственную точку зрения (личностные УУД), вставать на позиции других участников группы, приходить к согласию и принимать совместные решения (коммуникативные УУД). Поскольку в ходе командной работы происходит формирование всех УУД, то данная форма работы является более эффективной по сравнению с индивидуальной.

4. Результативность: Критериями оценки качества и результативности деятельности учителя являются: достижение обучающимися более высоких показателей обучения по сравнению с предыдущим периодом; результаты учебной деятельности школьников, полученные в ходе мониторинга; эффективность участия школьников в олимпиадах и научно – практических конференциях по предмету Результаты моей работы представлены в презентации в виде диаграмм, данные которых указывают на позитивную динамику по вышеперечисленным направлениям работы. Понять, достигнуты ли результаты по формированию навыков коммуникации и сотрудничества обучающихся, позволяет проведение мной как учителем комплексной оценки достижения качественных планируемых результатов. Статистические данные по вопросу использования дистанционной технологии  позволяют мне увидеть степень развития заинтересованности педагогов, учащихся и их родителей для  сотрудничества и дальнейшей корректировки образовательной деятельности в данном направлении.

Занимаясь на протяжении 6 лет исследовательской, экспериментальной деятельностью по данному направлению, я могу поделиться наработками внедрения инновационных технологий в работу  школы. Дистанционные курсы были представлены в специальной системе Мооdle, находящейся в Интернете на Региональном портале дистанционного обучения обучающихся Саратовской области.

На первую пилотную учебную сессию курса было зачислено 7 учащихся 11 профильного  класса нашей школы. Курс, выбранный для апробации в рамках регионального эксперимента по  теме «Профильное обучение школьников в дистанционной форме» по химии, вызвал большую заинтересованность как  у учащихся и их родителей, так и меня как  у педагога, ведь он содержал материал  не только по программе школьного курса.

В результате внедрения повысились  уровень знаний и  мотивация обучающихся, удалось успешно завершить обучение пилотной группы. Анализируя полученные результаты апробации, которые показали положительный результат, я организовала в нашей школе творческую группу по участию в2012-2015 годах в региональном эксперименте . По итогам работы учителя ежегодно получали свидетельства о апробации ресурсов регионального портала.

По итогам работы  в рамках эксперимента по апробации курсов других учителей, поняла необходимость создания собственного курса, который необходим мне и моим ученикам.  И в 2014 году создала курс «Готовимся к ГИА по биологии». В  2015 году творческая группа учителей МОУ «СОШ п. Заволжский», принимала участие в региональном конкурсе  «Лучшая муниципальная научная лаборатория 2015», где победили в номинации: «За развитие культурно-образовательных инициатив» как  муниципальная научная лаборатория на базе МУ «Методический центр управления образования администрации Пугачевского муниципального района». С 2014 года являюсь   - тьютором – организатором работы в  МОУ «СОШ п. Заволжский»    в рамках работы Региональной экспериментальной внедренческой площадки «Профильное обучение школьников в дистанционной форме».

Итогом данной работы стали:

  • Выступление с мастер-классом «Разработка модуля курса» на региональном семинаре.
  • Победа в областном профессиональном конкурсе дистанционных и видео курсов по программам общего и дополнительного образования среди педагогических работников образовательных учреждений «Доступное образование» .

А как продолжение сотрудничества с Саратовским областным институтом развития образования. Наша школа заключила договор на 2016-2019 на работу региональной инновационной площадки  в сфере образования «Повышение эффективности образовательного процесса через формирование регионального банка инновационных образовательных ресурсов». Где  я стала ответственным лицом - тьютором – организатором  работы в  МОУ «СОШ п. Заволжский».    А итогом работы инновационной площадки станет пополнение ресурса регионального портала разработанные нашими педагогами дистанционные курсы.

Спасибо за внимание.