сайт учителя химии, биологии Николаенко Татьяны Ивановны

Мои методические разработки уроков химии и биологии надеюсь будут интересны и пригодятся еще кому-то.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока биологии в 9 классе.

Тема урока:          Особенности селекции растений.

Цели урока:     1. Углубить знания учащихся о селекции растений; сформировать у них знания об основных методах селекции растений; раскрыть значение работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений.

2. Познакомить учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений.

3. Показать основополагающую роль общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной практики.

Средства обучения: ИКТ (компьютер, проектор, экран, диск с презентацией), учебник, тетрадь с печатной основой, рабочая тетрадь учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке вы узнаете много важного и интересного об основных особенностях селекции растений и вкладе отечественных ученых-селекционеров в развитие селекции как науки.

  1. Проверка знаний.
  1. Фронтальный опрос (экспресс-опрос).

Дать определения понятиям:

  1. Селекция – это…
  2. Сорт – это…
  3. Порода – это…
  4. Штамм – это…
  5. Гибридизация – это…
  6. Гетерозис – это…
  7. Полиплоидия – это…
  1. Комментированный ответ (работа по тетради с печатной основой, тетрадь одного ученика взять на проверку для оценивания, а остальные учащиеся комментируют с места).
  1. стр. 55 №4

Что такое искусственный отбор? Заполните таблицу.

Особенности искусственного отбора.

Направления искусственного отбора.

Цели и задачи

Используемые приемы.

  1. стр. 55 № 5

Почему гетерозис широко используется в сельском хозяйстве?

Актуализация знаний учащихся о культурных растениях и многообразии их сортов.

  1. Изучение нового материала.

        В настоящее время выращивается более 3 тысяч видов пищевых, лекарственных, волокнистых, красильных, эфиромасличных и декоративных растений. Почти все они ведут начало от дикорастущих предков.        Все это стало возможным благодаря селекции растений.

План изложения нового материала.

  1. Культурные формы растений как результат длительного искусственного отбора и целенаправленной работы селекционеров. Отличие культурных форм растений от их древних прародителей. История введения растений в культуру на примере фасоли и пшеницы. (Беседа с опорой на примеры учебника, слайды презентации).
  2. Сочетание разнообразных методов селекции как основа создания новых форм культурных растений. Значение полиплоидии. Характеристика основных полиплоидных культур. Самопроизвольное и искусственно полученные полиплоиды растений и их значение в жизни человечества. (Рассказ с демонстрацией слайдов презентации).
  3. Искусственная гибридизация как наиболее часто используемый метод в селекции пищевых, технических и декоративных растений. Капустно-редечный межвидовой гибрид как результат экспериментальной полиплоидии. Гибрид тритикале как основа для создания сортов пшеницы с высокой морозостойкостью. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и тетрадью с печатной основой, беседа, выполнение заданий № 2, № 3).

1) стр. 56 № 2.

Заполните схему.

 

2) стр. 57 № 3.

Отметьте особенности полиплоидных растений.

4. история развития селекционной работы в России. Отбор лучших сортов, выращиваемых в крестьянских хозяйствах. Как основной метод первого этапа. Совершенствование технологии гибридизации, разработка принципа отбора родительских пар и др. Метод ступенчатой гибридизации как способ получения яровой пшеницы саратовская – 29 и др. (Беседа с демонстрацией изображений сортовых культурных растений).

Селекция растений имеет давнюю и интересную историю. Теоретической основой селекции растений является генетика, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов.

  1. Закрепление знаний о методах селекции растений и их значении для практической  работы, вклад русских ученых-селекционеров в создание новых сортов культурных растений. (Обобщающая беседа).

3) стр. 57 № 4.

Обозначив латинской буквой n генотипы исходных форм культурных растений, запишите количество хромосом, которые характерны для полиплоидов:

а) трипдоидная сахарная свекла –                    г) гексаплоидный овёс -

б) пшеница гексаплоидная –                             д) диплоидная земляника - .

в) тетраплоидный картофель –

Вопросы для беседы:

1. Какие задачи решает селекция растений?

2. Охарактеризуйте основные методы, которые применяются в селекции растений?

3. Что собой представляет гетерозис, и каким образом его можно получать?

4. Какова результативность массового отбора растений?

IV. Домашнее задание: изучить §28 учебника, выполнить задания в конце параграфа и задания 5-6 в рабочей тетради.

Творческое задания:

1. Подготовить сообщения о вкладе русских ученых-селекционеров в развитие селекции растений.

2. Ответить на вопрос: почему применение искусственного мутагенеза может помочь быстрому решению какой-либо селекционной задачи? 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Селекция растений» Задачи: Дать характеристику основным методам селекции растений Генетика и селекция

Слайд 2

Основными методами селекции растений были и остаются гибридизация и отбор. Различают две основные формы искусственного отбора: отбор массовый и отбор индивидуальный . 1. Отбор. Массовый отбор применяют при селекции перекрестноопыляемых растений, таких, как рожь, кукуруза, подсолнечник. При этом выделяют группу растений, обладающих ценными признаками. В этом случае сорт представляет собой популяцию, состоящую из гетерозиготных особей, и каждое семя даже от одного материнского растения обладает уникальным генотипом . С помощью массового отбора сохраняются и улучшаются сортовые качества, но результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления. Индивидуальный отбор эффективен для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). В этом случае потомство сохраняет признаки родительской формы, является гомозиготным и называется чистой линией . Чистая линия — потомство одной гомозиготной самоопыленной особи. Основные методы селекции растений

Слайд 3

1. Массовый отбор для перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник). Результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления. 2. Индивидуальный отбор для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). Потомство от одной особи является гомозиготным и называется чистой линией . 3. Естественный отбор играет определяющую роль, так как на любое растение в течение всей его жизни действует целый комплекс факторов окружающей среды. 1-3. Искусственный и естественный отбор

Слайд 4

Естественный отбор Аутбридинг (неродствен-ное скрещивание) Перекрестно-опыляемые растения (рожь, кукуруза, подсолнечник) Самоопыляемые растения (пшеница, ячмень, горох) Инбридинг (близкород - ственное скрещивание) Искусственный отбор Массо-вый отбор Индиви-дуальный отбор Отбор Гибридизация Чистая линия – потомство одной гомозиготной самоопыленной особи Основные методы селекции растений

Слайд 5

4-5. Инбридинг, эффект гетерозиса 5. Гетерозис («жизненная сила») – явление, при котором гибридные особи по своим характеристикам значительно превосходят родительские формы. 4. Инбридинг (близкородственное скрещивание ) используют при самоопылении перекрестноопыляемых растений (например, для получения линий кукурузы). Инбридинг приводит к «депрессии», поскольку рецессивные неблагоприятные гены переходят в гомозиготное состояние!

Слайд 6

Гипотеза доминирования - гетерозис зависит от количества доминантных генов в гомозиготном или гетерозиготном состоянии: чем больше пар генов будут иметь доминантные гены, тем больше эффект гетерозиса Гипотеза сверхдоминирования - гетерозиготное состояние по одному или нескольким парам генов дает гибриду превосходство над родительскими формами (сверхдоминирование) AAbbCCdd x aaBBccDD AaBbCcDd АА х аа Аа Объясняют эффект гетерозиса две гипотезы: 4-5. Инбридинг, эффект гетерозиса

Слайд 7

Перекрестное опыление самоопылителей дает возможность сочетать свойства различных сортов Например, при создании новых сортов пшеницы поступают следующим образом: У цветков растений одного сорта удаляются пыльники Растения двух сортов накрываются общим изолятором Рядом в сосуде с водой ставятся растения другого сорта В результате получают гибридные семена Перекрестное опыление самоопылителей используется с целью получения новых сортов 6. Перекрестное опыление самоопылителей

Слайд 8

Полиплоидия. Полиплоиды – растения, у которых произошло увеличение хромосомного набора, кратное гаплоидному. У растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена. Естественные полиплоиды – пшеница, картофель и др., выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы. 7. Полиплоидия Классическим способом получения полиплоидов является обработка проростков колхицином . Колхицин разрушает веретено деления и количество хромосом в клетке удваивается.

Слайд 9

В 1924 году советский ученый Г.Д.Карпеченко получил плодовитый межродовой гибрид . Он скрестил редьку (2 n = 18 редечных хромосом) и капусту (2 n = 18 капустных хромосом). У гибрида 2 n = 18 хромосом: 9 редечных и 9 капустных, но он стерилен, не образует семян. С помощью колхицина Г.Д.Карпеченко получил полиплоид, содержащий 36 хромосом, при мейозе редечные (9 + 9) хромосомы конъюгировали с редечными, капустные (9 + 9) с капустными. Плодовитость была восстановлена. Таким способом были получены пшенично-ржаные гибриды (тритикале), пшенично-пырейные гибриды и др. 8. Отдаленная гибридизация



Предварительный просмотр:

Урок – упражнение по теме: « Металлы».

Цели:

1. Повторить с учащимися положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов, металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку.

2. Обобщить знания учащихся, полученные ранее при рассмотрении общих химических свойств металлов; способах получения металлов

 ( пирометаллургии, гидрометаллургии, электрометаллургии);  о коррозии металлов, классификации коррозионных процессов и способах защиты от коррозии.

3. Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ.

Оборудование: таблицы «Коррозия металлов», «Способы защиты от коррозии», карточки – схемы, карточки  с индивидуальными заданиями.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Ход урока.

I. Организационный момент.

        Ребята! Сегодня наш урок – упражнение пройдет в виде аукциона знаний по теме «Металлы». На уроке, выполняя задания, мы повторим и систематизируем все свойства металлов и их соединений.

II. Повторение и обобщение.

1) Фронтальный опрос.

        Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева поможет нам обобщить  свойства металлов как химических элементов.

  • Какие  элементы называют металлами? Дайте определение.

        Металлы – это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего (а некоторые – и предвнешнего)  электронного слоя, превращаясь в положительные ионы.

  • Укажите положение металлов в ПСХЭ.

    (Левый нижний угол от диагонали бор – астат).

  • Что происходит со свойствами металлов в главных подгруппах? В периодах?

     (Работа с ПСХЭ).

  • Чем являются металлы в соединениях?

      (Восстановители).

  • Какова роль металлов как простых веществ?

     (Выступления учащихся).

  • Какой вид химической связи характерен для металлов?

           (Металлическая).

  • Какая кристаллическая решетка присуща металлам?

      (Металлическая).

  • Какие физические свойства характерны для металлов?

     (Металлический блеск, пластичность, высокая теплопроводность, электропроводимость, твердость, прочность, магнитные свойства).

2) Письменные задания.

1. Металлы как восстановители очень активные, поэтому, используя опорную схему в общем виде, вспомним химические свойства металлов.

                             

                         Неметалл

                               О2

     Металл   +       Н2 О                

                         Оксид Металла  

                               Кислота

                              Соль

   

Запишите химические свойства для элемента кальций и укажите условия протекания реакций.      t

       Са + Н2 = СаН2                                                                          

                             t

   2Са + О2 = 2СаО

   Са + 2Н2О = Са(ОН) + Н2

                             t

  Са + СuО = СаО + Сu

 

  Са + 2НСI = СаСI2 + Н2  

Fe + СuSO4 = FeSO4  + Сu

Последнее свойство основано на положении металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.

        Каждый металл способен вытеснить из растворов солей те металлы, которые стоят в ряду напряжений после него.

1. Металлы входят в состав соединений, составьте схему, используя только ключевое слово.

                                                  Вещества

                                                                   

2. Запишите формулы веществ, расставив их на соответствующие места в схеме, отражающей классификацию неорганических веществ.

(Na, СаО, КОН, S, HCI, СаSO4)

2. Перед вами таблица с формулами веществ. Пройдите, составив схему реакций, от одного вещества в задании к другому. Покажите различные пути:

а) от   Na до NaOH;         б) от    Na2O  до   Na2SO4.

Na2O

Na

Na2SO4

Na2O2

NaOH

NaCI

а)I) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 

    II) Na        Na2O2          Na2O         NaOH

1) 2Na + O2 = Na2O2

2) Na2O2 + 2Na = 2Na2O

3) Na2O + H2O = 2NaOH

б) I) Na2O          NaOH         Na2SO4

1) Na2O + H2O = NaOH    или Na2O + H2SO4 = Na2SO4 + H2O

2) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

3. На рисунке изображены пересекающиеся понятия. В круг 1 входят вещества, проявляющие основные свойства, а в круг 2 – вещества, проявляющие кислотные свойства. Разместите в этих кругах формулы:

Na2O, AI(OH)3, KOH, ZnO, SO3, AI2O3, CaO, N2O5, Mg(OH)2, H2SO4.

Какую область на данном рисунке могут занять оставшиеся формулы, объясните их свойства.

(Амфотерные оксиды и гидроксиды – область пересечения).

Однако, говоря о свойствах металлов, нельзя забывать о способности металлов реагировать с веществами окружающей среды и образовывать на поверхности особые соединения, обладающие совершенно особыми свойствами, чем сами металлы.

  • О каком процессе идет речь?

(Коррозия металлов).

Коррозия металлов

        По месту образования             По характеру

        Сплошная         местная        химическая   электрохимическая

        

  • Каковы способы защиты от коррозии?

(шлифование, применение легированных сплавов, нанесение защитных покрытий, электрохимическая защита (анодная, катодная), применение ингибиторов).

Дополнительные сведения.

Изделия из металлов подвергаются коррозии. Не щадит она и памятники архитектуры, так например, Эйфелева башня – символ Парижа, изготовлена из обычной стали  и неотвратимо ржавеет и разрушается и только постоянная химиотерапия (лечение химическими веществами) помогают её сохранять. Башню красили уже 18 раз, отчего её масса (9 000 т) каждый раз увеличивалась на 70 тонн.

Вопрос – задание: С какой целью поверхность цистерн для хранения нефтепродуктов (бензина, керосина) окрашивают «серебрином» - смесью алюминиевой пудры с одним из растительных масел?

III. Итог. Домашнее задание.

§18 №6; из формулы соли сульфата железа (III) составить формулы других соединений.

        

        

           

                                                                               

                                                                                                 

                                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррозия металлов

Слайд 2

Коррозия – разрушение металлов или их сплавов под действием окружающей среды, при котором они теряют свои свойства. коррозия химическая электрохимическая Разрушение под действием кислорода. Поверхность покрывается тонкой плёнкой воды (ржавчина), в которой растворяется кислород и другие газы. Возникает при контакте металлов в растворе электролита. Тонкая плёнка воды растворив углекислый газ и другие газы, становится электролитом. Они образуют множество соединений (ржавчина).

Слайд 3

Поверхность металла в растворе. Включение примесей . раствор трещина Защитная плёнка. Кристаллы металла.

Слайд 4

Защита металлов и их сплавов от коррозии. Применение химически стойких сплавов(нержавеющей стали). 2. Защита поверхности металла различными покрытиями( лаки, краски, стойкие оксидные плёнки). 3. Обработка внешней среды: применяется в случаях, если металл находится в жидкости (удаление из раствора кислорода). 4. Электрохимический способ защиты(применение заклёпок в месте соединения из более активного металла).

Слайд 5

Основные методы защиты металлов от коррозии Приготовление сплавов, стойких к коррозии Применение защитных покрытий Электрохимические методы защиты Изменение состава среды Добавление ингибиторов Применение заклёпок, изготовленных из более активных металлов Прикрепление пластинок из более активного металла для защиты основного металлического изделия Нейтрализация тока, возникающего при коррозии, постоянным током, пропускаемым в противоположном направлении Части машин, инструменты и предметы быта изготовляют из нержавеющей стали и других сплавов, стойких к коррозии 1. Металлические изделия покрывают другими металлами (никелирование, хромирование и т. д.) 2 . Металлические изделия покрывают лаками, красками и эмалями Коррозия обусловлена не только действием кислорода, воды или ионов водорода на сплавы металлов и металлы, но и электрохимическими процессами (переходом электронов), которые возникают из-за наличия контактов в сплавах между металлами и различными неоднородными включениями Основные методы защиты металлов от коррозии Приготовление сплавов, стойких к коррозии Применение защитных покрытий Электрохимические методы защиты Изменение состава среды Добавление ингибиторов Применение заклёпок, изготовленных из более активных металлов Прикрепление пластинок из более активного металла для защиты основного металлического изделия Нейтрализация тока, возникающего при коррозии, постоянным током, пропускаемым в противоположном направлении Части машин, инструменты и предметы быта изготовляют из нержавеющей стали и других сплавов, стойких к коррозии 1. Металлические изделия покрывают другими металлами (никелирование, хромирование и т. д.) 2 . Металлические изделия покрывают лаками, красками и эмалями Коррозия обусловлена не только действием кислорода, воды или ионов водорода на сплавы металлов и металлы, но и электрохимическими процессами (переходом электронов), которые возникают из-за наличия контактов в сплавах между металлами и различными неоднородными включениями



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (Английский +Химия).

Тема:           « Чай: как он приятен, вкусен, ароматен»

                        « Tea is tasty, aromatic, useful».

Цель:       Создание условий для формирования нового взгляда учащихся на чай как   напиток , имеющий свою историю возникновения, традиции его потребления разными народами мира, осознание полезных свойств чая, его благотворного влияния на организм человека.  

Задачи:

  1. Приобретение учащимися лингвострановедческих знаний, развитие речевых способностей учащихся и словесно-логического мышления на английском языке.
  2. Приобретение учащимися знаний по химическому составу чая.
  3. Приобретение учащимися знаний о биологической и физиологической роли чая для организма человека.
  4. Приобщение к иностранной культуре, формирование уважительного отношения к иностранному языку как средству межкультурного государственного общения.
  5. Формирование самооценки, взаимооценки и навыков самостоятельной работы учащихся. Обучение навыкам проведения социологических опросов и способов обработки их результатов.

Подготовительный этап:  создание компьютерной презентации, разработка анкеты социологического опроса и его проведение, обработка данных социологического опроса, подготовка «Информационных карт».

Оборудование: компьютер,  мультимедиапроектор, диск с презентацией, информационные карты, словари, плакаты.

Ход интегрированного урока.

  1. Организационный момент.
  2. Первый этап урока. Вступление.

English teacher:    Good afternoon everybody! Welcome to our creative workshop. Today we are going to talk about tea. You are sitting at tables which have been laid according to Russian and English traditions.

Учитель химии:   Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги. Сегодня наш необычный урок посвящен чаю. Чай как напиток настолько всем известен, что, казалось бы, ничего необычного о нем уже не узнаешь. Мы решили посмотреть на чай с химической точки зрения. Изучить традиции чаепития на Руси и в Англии.

III. Основная часть.

Учащиеся получают «информационные карты», которые они заполняют в ходе урока и кластеры. (см. Приложение 1).

Немного истории.

Ученик 1.    Чай – в переводе с китайского (тцай-ие) означает «молодой листочек». Чай происходит из Китая, где он известен 5000 лет и имеет огромное народно-хозяйственное значение. В китайской летописи можно прочесть о благоприятном влиянии чая: « Усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, облегчает и освежает тело, пробуждает мысль и не дозволяет  поселиться лени, проясняет восприимчивость».В Европу чай завезли в 1517 г. Португальские моряки, но как напиток он получил распространение только в  XVIII в.

Ученик 2.  В 1638 г. Русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов  с богатыми дарами к монгольскому Алтан-хану. Тот встретил их с почестями и за званым обедом поил терпким   горьковатым напитком, называемым чаем.Провожая русских посланников, хан подарил русскому царю 200 пакетов с надписью «бах-ча». Возвратившись в Москву, послы вручили царю пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал отвар на больном придворном, который подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных. А потом чай настолько пришелся по вкусу, что его пристрастились пить в царских хоромах и богатых домах каждый день.В конце XVII столетия чай стал продаваться в московских лавках наравне с другим товаром.

Ученик 3.  England. The English like tea with biscuits, cakes and sweets.

Traditionally they drink tea six or seven times a day: in bed, at breakfast, at lunch between lunch and breakfast, during the day and at 5 ,clock. As you know, the English have tea with milk. First they pour some milk into the cup and then tea.

It,s difficult to say where this English tradition came from. Maybe it came from the 17th century, when the English poured tea into cups made of fragile Chinese china which was very expensive. And in order not to break the expensive cups they poured warm milk into them and only then hot tea. And now we call tea with milk English tea.

English teacher:    Write down some attributes for the word tea in English ob your information cards. Please, read your attributes.

Ученик 4.  Tea in England. 

The English know how make tea and what it does for them. Seven cups of it will wake you up in the morning and nine cups will put you to sleep at night. If you are hot, tea will cool you down, and if you are cold, it will warm you up. If you take it in the middle of the morning and it will stimulate you for further work; if you drink it in the afternoon, it will relax you further thought. Then, of course, you should drink lots of it in off hours. In England they say jokingly: ,The test of good tea is simple. If the spoon stands up in it, then it is strong enough; if the spoon starts to wobble, it is a feeble makeshift,.

Ученик 5.  The history of tea.

One of the legends says, “Long ago the shepherds noticed that their sheep began climbing up the hill easily after having nibbled leaves of an evergreen bush which grew high in the mountains. The shepherds decided to test the magic power of that miraculous plant. They dried the leaves, poured boiling water and began to drink fragrant herbal potion feeling instantaneous burst of strength”. This is a legend but maybe it,s true. It is indeed known that tea came from China. Tea was fist mentioned in Chinese writing in 2,500B. C. In old times tea was valued very much. The emperors rewarded their people with tea for particular services. Later, tea-leaves were pressed into cakes which were used for money. And the population paid a special tax called a tip. Much later, tea appeared in other countries of Asia and Europe.

Ученик 6. Tea-leaves.

There was time when drinking tea was almost unknown in European countries; many people had never         ever heard of tea. This anecdote is about an old woman and her son who lived before tea-drinking became popular in England. He was a sea captain and every time he returned from a faraway country he brought his mother a gift. He tried to bring something unusual that she could show her friends.

Учитель химии:   Созревший чайный лист весьма сложен по своему химическому составу, но         есть среди них три компонента, которые и определяют основные свойства чайного напитка –         бодрость, вкус, аромат.

Ученик 7.  Основные составляющие чайного листа:

        Теин (кофеин) кристаллическое вещество без запаха и цвета, слабо-горьковатого вкуса. Он         положительно действует не только на нервную систему, но и на мышечную – снимает         сонливость и усталость, повышает общую работоспособность, стимулирует сердечную         деятельность.

        Танин – белое вещество вяжущего вкуса, растворимое в воде и сообщающее напитку         специфическую терпкость и крепость, укрепляет стенки кровеносных сосудов, губителен для         паратифозных бактерий.

        Эфирные масла. Своеобразный запах чаю придают именно они. Но в больших концентрациях         вызывает головокружение и головные боли.

        Витамины  в чае представлены широкой гаммой.

        Каротин – провитамин А, обеспечивает хорошее состояние слизистых оболочек, важен для         сохранения хорошего зрения.

        Витамин В1 отвечает за нормальное функционирование нервной системы.

        Витамин В2 придает эластичность и здоровый цвет коже, при недостатке наблюдается         дерматиты, выпадение волос.

        Витами С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

        Витамин Р укрепляет стенки кровеносных сосудов. Его содержание в чае таково, что, выпивая 3-        4 чашки напитка хорошей крепости, можно обеспечить организм необходимой суточной дозой         этого витамина.

        Витамин К участвует в процессах свертывания крови.

        Таким образом, природа создала в чайном листе своеобразный химический склад полезных         веществ.

        English teacher:    Proverbs are the wisdom of people whether they are English, French or Russian.         Proverbs teach us life, they explain how to choose friends, what is right and wrong in people,s behavior         and so on. Give Russian equivalents to English proverbs and idioms.

Tea proverbs and idioms.

  1. Husdand,s tea.
  2. Reading the tea-leaves.
  3. Not for all the tea in China.
  4. Easy as tea-drinking.
  5. Make the cup run over.
  6. My cake is dough.
  7. Kiss the cup.

             1. Очень слабый чай, «водичка».

2. Гадание на кофейной гуще.

3. Ни за какие коврижки.

4. Пустяковое дело.

5. Переполнить чашу терпения.

6. Моё дело плохо.

7. Пригубить чашку (шутл.).

        English teacher: Look up some Russian tea-proverbs.

        Учитель химии:   Во время подготовки данного мероприятия было получено много полезной и         интересной информации о чае.  Фитотерапевты многих стран утверждают, что постоянное         употребление чая снижает риск возникновения онкологических заболеваний. Конечно,         употребление чая должно быть разумным. На Востоке говорят: «Чем зеленее чай, тем крепче         здоровье!»

        Ученик 8.          По научным данным, зеленый чай обладает более выраженными целебными         свойствами,         чем черный, но его употребляют реже. Чтобы проверить эти данные, нами был         проведен         социологический опрос учащихся школы. Школьникам были заданы следующие         вопросы.

  1. Какой чай вы употребляете? (черный, зеленый, каркаде)
  2. Предпочитаете крепкий чай или нет?
  3. Количество стаканов чая в день вы употребляете?

        Было опрошено 50 школьников. Результаты опроса представлены в таблице.

Предпочтение в употреблении чая

Результат опроса, количество учащихся (%)

Разновидность чая

Черный

40(80)

Зеленый

5(10)

«Каркаде»

5(10)

Крепость чая

Крепкий

20(40)

Некрепкий

30(60)

Количество стаканов в день

1 - 2

5(10)

3 - 5

35(70)

Более 5

10(20)

        

        Как показал социологический опрос, предпочтение отдают черному чаю, так как этот напиток более традиционный и привычный. Оказывается, о полезных свойствах зеленого чая и чая «Каркаде» многие не подозревают и не пробовали эти разновидности чая. Отношение школьников к чаю закладывается в семье. На наш взгляд, нужно проводить разъяснительную работу по пропаганде более полезных видов чая, чем черный.

        English teacher: For most people all over the world tea is their favorite drink. Tea warms you when         you are cold and quenches your thirst. It revives you when you are tired and treats you when you are ill.         Tea also makes friends closer and your home warmer and cosier.

        Учитель химии:   А теперь проверим информационные карты и кластеры.

1. Историческая справка – тест.

  1. What country did tea come from?.........................(China)
  2. When did the Russians start drinking tea?..........(century 17 th)
  3. In whose reign did tea-drinking appear in Rus?........(Mikhail Phyodorovich Romanov)
  4. Yow many cups of the tea dj the English have to drink to wake up?(joke)……(7 cups)
  5. How did the English have tea before it was brought to Europe? (joke)…(They ate tea-leaves with butter and salt.)

2. Традиции.

  1. What tea do people drink in Russia and England?..... (Russians tea (tea with lemon), English tea (tea with milk))

IV. Заключение.

В результате проведенных исследований выяснено много полезных сведений о чае:

  • Химический состав очень сложен;
  • Биологическое значение чая на организм многогранно;
  • большинство населения употребляют чай, предпочтительно черный;
  •  люди разных стран имеют свои традиции чаепития и следуют  национальным чайным церемониям.

Пейте чай на здоровье!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: