Французский язык. Вводный курс.

Кравец Елена Владимировна

МОДУЛЬ 1

Для на­ча­ла по­го­во­рим о том, по­че­му не сто­ит пре­не­бре­гать и всё же вы­у­чить францу­зский ал­фа­вит.

  • Не зная на­зва­ний бук­в, вы не смо­же­те чи­тать сок­ра­ще­ни­я, ко­то­рые во францу­зском язы­ке встре­ча­ют­ся, намно­го ча­ще, чем в рус­ском.
  • А как вам та­кая си­ту­а­ци­я, вы на­хо­ди­тесь в офи­ци­аль­ном учре­жде­ни­и, и слу­жа­щий про­сит вас уто­чнить на­пи­са­ние ва­шей фа­ми­лии и на­звать её по бук­вам. В этой си­ту­а­ции зна­ние ал­фа­ви­та ока­жет вам не­о­це­ни­мую услу­гу.
  • В слу­чае если вы не бу­де­те знать на­пи­са­ни­я, ка­ко­го-ни­будь сло­ва и обра­ти­тесь к зна­ко­мо­му инос­транцу за по­мощью, он про­дик­ту­ет вам это сло­во по бук­вам.
  • И пос­ле­дне­е, по­жа­луй, са­мое ва­жно­е. Знать францу­зский ал­фа­вит ну­жно обя­за­тель­но, так как это по­мо­жет вам, бо­лее успе­шно осво­ить фо­не­ти­ку и ор­фо­гра­фию францу­зско­го язы­ка.

Францу­зский ал­фа­вит сос­то­ит из 26 бук­в взя­тых из ла­тин­ско­го язы­ка ( из них толь­ко 6 глас­ных) и ви­зу­аль­но по­хож на англий­ский. Но схо­жес­ть францу­зско­го и англий­ско­го ал­фа­ви­та лишь ви­зу­аль­на, и в даль­ней­шем их до­ро­ги ши­ро­ко рас­хо­дят­ся.
Пра­ви­ла францу­зской ор­фо­гра­фии тре­бу­ют исполь­зо­ва­ния до­полни­тель­ных ди­ак­ри­ти­чес­ких зна­ков₁ со­вмес­тно с не­ко­то­ры­ми бук­ва­ми францу­зско­го ал­фа­ви­та, а так­же ли­га­тур₂, че­го мы не на­блю­да­ем в англий­ском. Да и про­и­зно­ше­ние бук­в францу­зско­го ал­фа­ви­та в корне отли­ча­ет­ся. Для то­го, что­бы пра­виль­но про­и­знес­ти на­зва­ния бук­в исполь­зуй­те ау­дио фай­л.
₁ Ди­ак­ри­ти­чес­кие зна­ки
Ди­ак­ри­ти­чес­кий знак - это на­дстро­чный, по­дстро­чный или внут­рис­тро­чный знак, при­ме­ня­е­мый для изме­не­ния или уто­чне­ния зна­че­ния дру­гих зна­ков, обо­зна­ча­ю­щих зву­ки.
Во францу­зском язы­ке исполь­зу­ют­ся 5 ди­ак­ри­ти­чес­ких зна­ков:
1. accent aigu: é - са­мый час­тый ди­ак­ри­ти­чес­кий знак францу­зско­го язы­ка, но ста­вит­ся толь­ко над одной бук­вой « е »;
2. accent grave: è, à, ù - над пос­ле­дни­ми дву­мя не вли­я­ет на ка­чес­тво зву­ка и игра­ет лишь смыс­ло­ра­зли­чи­тель­ную роль;
3. accent circonflexe: ê, â, ô, î, û - в первых трех слу­ча­ях вли­я­ет на про­и­зно­ше­ние глас­ных, в пос­ле­дних двух пи­шет­ся по тра­ди­ции вмес­то исче­зну­вших в хо­де исто­ри­чес­ко­го ра­зви­тия язы­ка бук­в;
4. tréma: ë, ï, ü, ÿ - по­ка­зы­ва­ет, что в данном слу­чае не про­ис­хо­дит обра­зо­ва­ния диф­тонга или дру­го­го зву­ка;
5. cédille: ç - ста­вит­ся толь­ко под « с », по­ка­зы­ва­ет, что бук­ва чи­та­ет­ся как [s] не­за­ви­си­мо от сле­ду­ю­щей за ней бук­вы.
₂ Ли­га­ту­ра - это знак, обра­зо­ванный пу­тем сли­я­ния двух и бо­лее гра­фем.
Две ли­га­ту­ры упот­ре­бля­ют­ся во францу­зском язы­ке: œ и æ. Они явля­ют­ся ди­гра­фа­ми, т.е. пе­ре­да­ют один звук, а на пись­ме сос­то­ят из двух гра­фем.
 

Латинская

буква

Французское

название буквы

 

Русское

соответствие

 

A a[ɑ] 
B b[be] 
C c[se] 
D d[de] 
E e[œ]ё лён )
F f[ɛf] 
G g[ʒe] 
H h [aʃ] 
I i[i] 
J j [ʒi] 
K k[kɑ] 
L l [ɛl] 
M m[ɛm] 
N n[ɛn] 
O o[o] 
P p [pe] 
Q q[ky] 
R r [ɛʁ] 
S s[ɛs] 
T t [te] 
U u[y]ю жюри )
V v [ve] 
W w[dubləve]дубль - вэ
X x [iks] 
Y y[igʁɛk] 
Z z [zɛd] 

Ecoutez

Упражнения

№ 1. Назовите пропущенные буквы :

         A B ... D ... F G H ... J K ... M ... ... P Q R … T … V … X … Z

№ 2. Поставьте буквы в алфавитном порядке:

         a. d – m - g – v – s
         b. z – i – b – t – h
         c. l – c – q – j – x
         d. f – n – e – u – p
         e. w – y – k – r – o

№ 3. Назовите букву, которая предшествует и следует за данной:

         1. H 2. Q 3. F 4. X 5. I 6. O 7. U 8. L

 

Упражнения для контроля умения правильно графически и каллиграфически воспрозводить буквы французского алфавита.

Вариант № 1

№ 1. Спишите буквы, поставив их в алфавитном порядке.

          Ll Xx Gg Pp Bb Vv Hh Qq Kk Aa Tt Uu Jj

№ 2. Напишите пару маленькой букве.

          c - ............. i - .............. r - ............. y - .............
          f - ............. m - ............. s - ............. n - ...............

№ 3. Спишите имена, расставив их в алфавитном порядке.

         Sandrine, Odile, Marie, François, Nicolas, René, Claire, Yves, Evelyne, Irène, Zoé, Dorothée

Вариант № 2

№ 1. Спишите буквы, поставив их в алфавитном порядке.

          Ww Ee Nn Rr Dd Yy Oo Ss Ff Zz Mm Ii Cc

№ 2. Напишите пару маленькой букве.

         b - ............. q - .............. h - ............. k - .............
         l - ............. g - ............. j - ............. t - ...............

№ 3. Спишите имена, расставив их в алфавитном порядке.

          Théophile, Aline, Gilbert, Lucie, Victor, Basile, Xavier, Quentin, Julie, Philippe, Hercule, Ursule


ГРАММАТИКА

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ГЛАГОЛА

                               Во французском языке есть 3 типа спряжения глагола. Тип спряжения глагола определяется по окончанию глагола

                               в неопределённой форме (глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?

 

  • I тип спряжения   – глаголы заканчиваются на        -  er [e] все кроме aller
  • II тип спряжения  - глаголы заканчиваются на         -  ir
  • III тип спряжения – глаголы заканчиваются на        -  ir, re, oir

 

№ 1.  Определите тип спряжения глагола I или III:           

          admirer, adorer, aider, aimer, aller, arriver, bavarder, bricoler, coller, connaitre, dire, donner, dormir, faire, habiter, jardiner, lire, naitre,

          noter, parler, partir, patiner, placer, plaire, raconter, rire, siffler, sortir, suffire, taper, visiter, vivre

TEST 

ЛИЧНЫЕ безударные местоимения   

Личные местоимения – служебная часть речи, указывает на лицо, которое совершает действие, стоит всегда перед глаголом, изменяется по лицам и числам, в 3м лице по родам:

Règle

Exersice

TEST          TEST          TEST