Программа дополнительного образования "Растишка"

Медведева Елена Александровна

Цель и задачи программы:

Формирование привычки  к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста с помощью здоровье сберегающих технологий

-Формировать представление о строении и функциях тела, соблюдения личной гигиены

- Формировать навыки охраны личного здоровья, дыхательной гимнастики, бережного отношения к здоровью окружающих.

- Формировать уважительное толерантное отношение  к культуре и традициям коренных народов Севера.

-Приобщать детей к истокам культуры своей страны и своего народа

-Стимулировать интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и физическими упражнениями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant3_v_portal_otoslano_1.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №52 «САМОЛЁТИК»

Принято на заседании

Попечительского совета МАДОУ ДС №52 «Самолётик»

Протокол:№_______от____________

Утверждаю:

Заведующий  МАДОУ ДС №52 «Самолётик»

__________________Н.А. Якимова

Приказ №____от________________

Программа

дополнительной платной услуги «Растишка»

       

Автор:

 воспитатель

                                                                 Медведева Е.А.

г. Нижневартовск,2017г.

                                                       1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«Растишка»

Муниципального автономного  дошкольного образовательного учреждения  города Нижневартовска  - детский сад  № 52 «Самолётик»

Наименование программы

Программа дополнительной платной услуги «Ритмика» ( для детей от 3 до 5 лет )

Основание для разработки программы

Перечень нормативных документов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1998);
  • Декларация прав ребенка ООН (1959);
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»;
  • Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
  • Программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014- 2020 года»;
  • Постановление администрации города Нижневартовска от 17.09.2014г. №185 «Об утверждении муниципальной программы «Развития образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы»;
  • Программа «Развитие МАДОУ г. Нижневартовска ДС №52 «Самолётик» на 2015- 2020г.»
  • Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №52 «Самолётик»;
  • Положения о порядке оказания дополнительных  платных образовательных услуг в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детский сад №52 «Самолётик», на основании заявления, договора между МАДОУ и родителями (законными представителями).

Исполнитель Программы

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №52 «Самолётик»

Цель Программы

Формирование привычки  к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста с помощью здоровье сберегающих технологий

Задачи Программы

-Формировать представление о строении и функциях тела, соблюдения личной гигиены

- Формировать навыки охраны личного здоровья, дыхательной гимнастики, бережного отношения к здоровью окружающих.

- Формировать уважительное толерантное отношение  к культуре и традициям коренных народов Севера.

-Приобщать детей к истокам культуры своей страны и своего народа

-Стимулировать интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и физическими упражнениями

Срок реализации программы

1 год

Ожидаемые результаты реализации Программы

К концу года дети должны:

- Должны уметь ориентироваться в пространстве и  

выполнять построения и перестроения в танцах;

-Сформирована  мотивация детей к применению накопленных знаний, умений, навыков и  здоровьясбережения в повседневной жизни;

-  Выполняют ритмические упражнения с музыкальным заданием;

- Сформировано осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как к единому целому

- Сформировано уважительное отношение  к культуре и традициям коренных народов Севера.

-Сформированы гуманные основы экологической культуры,отношения ко всему живому

-  Правильно и выразительно выполняют основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;


Пояснительная записка

Здоровье детей - это важный показатель  социального благополучия, нормального экономического функционирования общества. Внедрение ФГОС в дошкольное  образование предполагает обеспечение здоровьесберегающих условий образовательной среды. Выполнение Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2106) от 02.02.11 и Санитарно –эпидемиологических правил и нормативов к организации обучения в образовательных учреждениях(Сан.Пин.2.4.1.3049-13) предполагает наличие целостной системы формирования куьтуры здорового и безопасного образа жизни.

   Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, отраженная в Статье 51 закона РФ «Об образовании в российской Федерации»-«охрана здоровья обучающихся воспитанников» содержит широкий смысл направлений и обязанностей, необходимых для успешной организации работы по сохранению, укреплению, коррекции здоровья детей в образовательной организации и семье.

В целях формирования представлений и навыков здорового и безопасного образа жизни мной была разработана и внедрена в образовательный процесс с детьми среднего дошкольного возраста авторская программа «Растишка». Результатом внедрения программы стало постепенное повышение индекса здоровья и снижение уровня заболеваемости.

Обучать детей  в  программе   «Растишка» рекомендуется со второго младшего возраста, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях

Однако наблюдение за дошкольниками и анализ результатов выявил значимую проблему. При значительном интересе дошкольников и родителей к своему организму, способам предупреждения заболеваний,

Ребята рассматривали данную проблему со стороны заботы о собственном здоровье. В лучшем случае здоровье семьи. Зато интереса к здоровью окружающих и тем более желания помочь – не было. Решение этой проблемы пришло неожиданно. Во время проведения зимней олимпиады в стране активно обсуждали победы и неудачи наших спортсменов. Проведены были спортивные соревнования. С просмотром фотографий. Большой интерес вызвали Паролимпийские игры. Дети узнали, что люди с ограниченными возможностями могут быть и спортсменами и чемпионами. В группе и дома появилась олимпийская атрибутика. Стало понятно- процесс формирования представлений о здоровом образе жизни должен быть подчинен одной идее- гордости за Россию, за свой народ. И дети будут рассматривать себя как часть единого целого большой нашей страны

Учитывая этнические и климатические особенности округа,  я приняла решение объединить два направления. Система здоровьясбережения базируется на формировании глубокого уважения к своей малой Родине, изучению культурно-этнических особенностей, изучению ее истории. Результатом этого станет формирование личности с активной позицией к своему здоровью. С высокой нравственностью, с порядочным отношением к культуре своей страны, к традициям и  к человечеству в целом.

Такой системой призвана стать авторская программа «Растишка». Она базируется на использовании здоровьесберегающих  технологий и изучению истории и культуры своей малой Родины- Югры. Знакомство с культурно- этническими особенностями поможет сформировать ценностное отношение к себе, семье и представителям других национальностей.

Инновационная направленность программы заключается в следующем:

-использование в работе современных образовательных технологий

-использование этнических и культурных традиций коренных народов Севера в формировании представлений детей о здоровом и безопасном образе жизни.

Цель:

Формирование потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста путем реализации принципа природосообразности

Задачи:

-Формировать представление о строении и функциях тела, соблюдения личной гигиены

- Формировать навыки охраны личного здоровья, дыхательной гимнастики, бережного отношения к здоровью окружающих.

- Формировать уважительное толерантное отношение  к культуре и традициям коренных народов Севера.

-Приобщать детей к истокам культуры своей страны и своего народа

-Стимулировать интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и физическими упражнениями

Ожидаемые результаты:

 -Сформирована  мотивация детей к применению накопленных знаний, умений, навыков и  здоровьясбережения в повседневной жизни;

- Должны уметь ориентироваться в пространстве и  

выполнять построения и перестроения в танцах;

-  Выполняют ритмические упражнения с музыкальным заданием;

- Сформировано осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как к единому целому

- Сформировано уважительное отношение  к культуре и традициям коренных народов Севера.

-Сформированы гуманные основы экологической культуры,отношения ко всему живому

-  Правильно и выразительно выполняют основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;

Основные принципы построения программы:

Принцип доступности- использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Принцип постепенности  и последовательности- от простого к сложному. Установление причинно- следственных связей, познание через игру.

Принцип систематичности –реализация лечебно-оздоровительных мероприятий постоянно систематично а не от случая к случаю.

Принцип комплексности и интегративности- решение оздоровительных и профилактических задач в системе воспитательно-образовательного процесса.

                                 Основная часть

Дети проводят в дошкольном учреждении значительную часть времени, имен педагоги призваны прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целой системы по сохранению физического психического и социального благополучия. Программа «Растишка» базируется на трех разделах. И реализуется в четырех направлениях.

Раздел 1 Азбука музыкального движения «Знай свое тело»

При реализации данного блока дети получат первоначальное представление о строении своего тела

Раздел 2 Элементы ритмической гимнастики «Забота о своем здоровье»

Для формирования представлений и навыков здорового и безопасного образа жизни дети знакомятся с приемами здоровьясбережения и применяют их самостояельно и совместно с родителями.

Раздел 3 «Элементы классического танца» 

Наличие значимых результатов предполагается достигнуть путем использования деятельности инновационных технологий

Раздел 4«Мы-дети твои,  Югра»

 Материал призван помочь в приобщении детей к истокам народной культуры, уважительного отношения к коренным народам Севера

Обогащение предметно-пространственной развивающей среды поможет сформировать представления детей о здоровом и безопасном образе жизни.

Особое место занимает проведение спортивно-оздоровительных мероприятий с участием родителей и социальных партнеров.

Обязательная одежда и обувь для занятия:

Для девочек:
Белая футболка. Юбочка шифоновая. Балетки белого цвета, носки или лосины. Волосы должны быть собраны в пучок.
Для мальчиков: 
Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия 30 мин.

Количество часов по плану:

 Младшая группа  - 72 часа;

 Средняя группа – 72 часа.

Практическая значимость занятий:   

Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.

Формы контроля: открытое занятие в конце года, выступления на утренниках, участие в развлечениях.

Знания и умения детей:

-  уметь ориентироваться в пространстве;

-  правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;

-  сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;

-  выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;

-  выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;

-  различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа;

-  выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.

Календарно-тематическое планирование кружка «Растишка»

№№

занятий

Наименование разделов и тем

Кол-во часов, Календарные сроки изучения тем

Репертуар

Раздел 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Азбука музыкального движения «Знай свое тело» 

18

Тема 1.1.

Ориентировка в пространстве.

Исходные положения.

Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий)

Музыкальные размеры 2/4, 4/4. Понятие о такте и затакте.

3

сентябрь

«Марш» Л.Шульгин, «Этюд» Т. Ломова, Ритмические упражнения с шумовыми инструментами.

Тема 1.2.

Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный).

Определение музыкального размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях.

2

сентябрь - октябрь

«Нетерпеливые бегуны» С.Руднева, игра «В лесу», «Море волнуется», «Хлопай, топай», прохлопывание ритмических рисунков знакомых песен.

Тема 1.3.

Элементы русской пляски

Ритм, ритмический рисунок.

Ритмические упражнения с музыкальным заданием: (построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4, в линию (шеренга), в колонну 4/4, квадрат 2/4, клин 4/4.

2

октябрь

Игра «Угадай мелодию», «Поезд» Филиппенко,

Тема 1.4.

Контрастные темпы.

Происхождение и особенности русского хоровода.

Положение рук в русской пляске.

Построения и перестроения, орнаментальные хороводы.

Хороводные шаги: переменный, тройной шаг.

 

3

ноябрь

«Вейся, вейся, капуста» р.н.п.

Хороводная игра «Здравствуй, Осень» Витлин,

Тема 1.5.

Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг.

Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки.

Движение с ускорением, замедлением темп

3

ноябрь

«Карусель», «Новогодние хороводы», «Певучий хоровод» Т.Ломова, «Танцуем сидя».

Тема 1.6.

Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом.

Перепляс.

Танцевальные комбинации русских танцев.

3

декабрь

Упр: «Ручеёк», «Вертушка», «Волна»,

перепляс «Стенка на стенку»,

Тема 1.7.

Танцевальные импровизации.

Выступление на Новогоднем утреннике.

2

декабрь

Р.н.п., игра «Плетень», «Как у наших у ворот» р.н.м., «Затейники» (пляска-импровизация).

Раздел 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Элементы ритмической гимнастики «Забота о своем здоровье»

18

Тема 2.1

Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием.

Полуприсядка, «ковырялочка».

Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне.

3

февраль

«Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Полянка» р.н.п.

Тема 2.2.

Виды хлопков.

Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно.

2

март

Упр. «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница»,  «Поющие руки» П.Чайковский «Шарманщик поёт»

Тема 2.3.

Образные движения.

Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног.

3

март

Упр. «Кошка», «Собака», «Лебедь», «Пружина», «Скобка», «Ветер», «Лошадки» С.Руднева.

Тема 2.4.

Характерные движения.

Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др.

3

апрель

Игра «Отгадайте-ка ребята, кто пришёл к нам поиграть?», танец «Котов и кошечек», танец «Кукол и солдатиков»

Тема 2.5.

Парные пляски. Положения а парах.

Кадрили.

Упражнения на равновесие.

2

апрель

«Русская пляска» (парами), игра «Смени пару», кадриль «Цветики-лютики», упр. «Ласточка», «Журавль», «Попрыгунчики» анг.н.п.

Тема 2.6.

Построения и перестроения группы:

«Воротца», «Звёздочки», «Карусели».

Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног.

3

май

Хоровод «Змейка с воротцами» С.Руднева, упр. «Бабочка», «Лягушка», «Собака», «Березка», «Мост» «Рыбка», «Кораблик»

Тема 2.7.

Повторение и подведение итогов.

Конкурс танцоров.

Выступление на «Дне защиты детей»

2

май

Упражнения: «Зеркало», «Кто лучше спляшет?»,

игра «Пляши, да не зевай» Е.Трестман,

Раздел 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Элементы классического танца.

14

Тема 3.1.

Основные позиции ног и рук в классическом танце.

4

сентябрь

«Мелодия» Т.Ломова, «Прекрасный замок» обр. Ш.Видора, «Мари» обр. Ж.Векерлена.

Тема 3.2.

Музыкальный размер 3\4.

Вальс, кружение «лодочкой». Менуэт, шаг менуэта. Перестроения в танце.

Постановка корпуса, осанка.

4

октябрь

Вальс «Раз, два, три на носочки», «Снежинки» С.Руднева, «Менуэт»

Тема 3.3.

Полонез. Шаг полонеза. Характерные перестроения.

Упражнения для выработки осанки, выворотности, эластичности и крепости коленного и тазобедренного суставов.

3

ноябрь

«Полонез» Б.Андреев, «Экосез», №5 А.Жилин.

Тема 3. 4.

Перестроения в колонны по два, по четыре.

3

ноябрь

«Марш» Л.Вишкарёв

Раздел 4.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

«Мы-дети твои,  Югра»

22

Тема 4.1.

Первоначальные сведения по историческому танцу, происхождение и особенности коренных народов Севера.

Движение в парах.

Танцы ханты  и Манси.

Выступление на Новогоднем утреннике.

4

декабрь

«Каждая пара пляшет по своему» Л.Генералова,

«Танецы Севера». «Танго», Самбарита»

Тема 4.2.

Шаги польки.

Галоп (прямой и боковой) в кругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу.

Поскоки на месте, кружение поскоками.

4

январь

Полька «Добрый жук» Спаддавекиа, «Всадники и упряжки», «Берлинская полька», «Аннушка»,

Тема 4.3.

Лирические танцы.

Построение двух концентрических кругов.

2

февраль

«Лирический танец»

Тема 4.4.

Музыкально – пространственные композиции.

Сужение и расширение круга.

4

март

«Флик - фляк», «Буги – вуги»

Тема 4.5.

 Современные танцы народов Севера

Перестроения группы: из круга врассыпную.

3

апрель

Тренаж «Раз, два, три»

Тема 4.6.

Эстрадный танец.

Танцевальные комбинации и перестроения в эстрадных танцах.

3

май

«хороводы Манси»

Тема 4.7. Повторение и подведение итогов.

Выступление на «Выпускном» утреннике.

2

май

Торжественное шествие,

Заключение

Работа над реализацией программы предусматривает постепенную интеграцию всей программы либо ее элементов в деятельность всего дошкольного учреждения. Поскольку формирование каких-либо значимых представлений и навыков здорового и безопасного образа жизни невозможно без приобщения воспитанников к истокам национальной культуры. Ведь только человек с высоким уровнем нравственности может стать полноценной личностью. А полученные знания и навыки сможет использовать не только в личных целях, но и на блага общества.

Период дошкольного детства является наиболее восприимчивым к ярким впечатлениям. Поэтому работа по реализации программы предусматривает использование спортивных, музыкальных и интеллектуально- досуговых мероприятий. Где активными помощниками являются не только педагоги специалисты, но и родители.

Система конструктивного партнерства педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, приобщения к истокам национальной культуры призвана выдержать испытание по внедрению в образовательно- воспитательный процесс дошкольного учреждения и зарекомендовать себя как проект который необходимо использовать в условиях развития образования нашего округа.

Список литературы:

  1. Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» Айрисдидактика Москва, 2006
  2. Алямовская В.Г. «Как воспитывать здорового ребенка» Москва, 1993
  3. Гаврючина ЛЛ.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

«Сфера» Москва, 2007

  1. Т.Ф.Коренева «Музыкаьно-ритмические движения для детейдошкольного и мадшего школьного возраста»
  2. Газырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» Москва, 2000
  3. Лазарев М.П. «Программа здравствуй!» «Академия здоровья»

Москва ,1997

  1. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников»    «Вако» Москва 2005
  2. Люсева В.С. «Плоскостопие у детей 6-7 лет» «Творческий центр » Москва 2007
  3. Кузьмина А «Когда люди бессмертными были» Тюмень 2015