Инновационная деятельность учителя

Дашиева Альбина Жамсарановна


На данном этапе развития современной школы вопрос об инновационной деятельности становится актуальной в связи с новыми требованиями и стандартами.
 В декабре 2016 года участвовала в совместных мероприятиях международного образовательного округа "Байкальская перспектива" в Монголии, в Улан-Баторском  филиале РЭУ имени Д,В. Плеханова. На международном семинаре-практикуме "Современное занятие в условиях реализации ФГОС" представила урок литературного чтения во втором классе "С. Маршак , Д. Хармс "Весёлые чижи" и масте-класс "Ступеньки к успеху".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность учителя в рамках реализации ФГОС

«Кто постигает новое, лелея старое,

 тот может быть учителем»              
Конфуций

На данном этапе развития современной школы вопрос об инновационной деятельности становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами. Что же такое инновация? Инновация как я понимаю, это  обновления. Инновации в педагогическом процессе определяет инновационную деятельность как деятельность, направленную на поиск и реализацию новых форм, методов и подходов в обучении, новых технологии и совершенствования организации производства. Целью инновационной деятельности является улучшение качества работы. Основные признаки инновационной деятельности:

  1. Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.
  2. Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.
  3. Повышения интереса у детей к обучению.

Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Без творчества нет педагога-мастера.

В инновационной деятельности можно выделить три основных блока: техническая, учебная и внеучебная.

Техническая инновация

В современном мире технический прогресс достиг невиданных результатов. Он затронул все сферы жизни человека, и школа не стала исключением. Это интерактивная доска, ЭОРы, ИКТ технологии, которые  широко применяется в начальных классах, где наряду с учебной деятельностью применяется игровая. Уже давно применяются видео лекции. Лекции уже недостаточно слушать, в свете последних технических достижений, возможно непосредственно принимать в них активное участие.

Учебные инновации

Я стараюсь,  чтобы урок был интересен ребенку и запомнился ему. Для этого применяю новые технологии.   «Технология  развития критического мышления»  позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Я остановлюсь на тех приёмах,  которые использую на своих уроках Один  из них - это метод синквейн, творческая работа, имеющая форму короткого  стихотворения, состоящее из 5 нерифмованных строк. Правила, по которому оно составляется:

  1. Одно существительное и главная мысль
  2. Два прилагательных и главная мысль
  3. Три глагола в рамках темы
  4. Фраза, несущая определенную мысль
  5. Форма существительного, но ассоциируется с первым существительным

Синквейны выполняют две важнейшие функции: помогают осуществлять контроль над детьми, ведь никому не удастся изложить суть в нескольких строчках, если не было ознакомления с необходимым материалом  и экономят время, которого никогда не бывает много. Также на этапе рефлексии применяю приёмы: «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Диаманта» и другие.

Приём «Верите ли вы, что…»

Фрагмент урока «Окружающий мир» 3класс, «Почва». Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  • … ветер может разрушить горы?
  • … опавшие осенью листья вредят почве?
  • … 1см почвы образуется за 300 лет?
  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • … растения участвуют в образовании почвы?
  • … почва и камень родственники?
  • … почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения.

Приём «Кластер» на уроке обобщения «Имя существительное». Ключевое слово «Имя существительное», вокруг в виде лучей слова, всё что касается этого понятия.

Широко использую образовательные проекты, связанные с учебной деятельностью. Они могут проходить на уроке и вне урока (в музеях,  экскурсии и т.д.).

Еще одна инновация - это ментальные карты. Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам. Они удобны, эффективны для визуализации мышления. Ментальные карты составляются на основе ассоциаций. Опорные слово в центре, рисуется событие, а затем выстраивается логическая цепочка, действия (можно изображать в виде дерева, солнышка и т.д.). Эти ментальные карты можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

 «Кейс-метод»качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Отличительная особенность – проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни. Сущность – изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Основная функция – учит решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Использование принципов проблемного обучения способствует достижению более эффективных образовательных результатов.

Преимущества.

  1. В основе технологии лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
  2. Технология обеспечивает возможность работы группы на едином проблемном поле (в ходе разбора ситуации – решения «кейса» – обучающиеся действуют в «команде», проводят анализ, разбираются в сути проблемы, предлагают возможные решения, вырабатывают и принимают собственное практическое решение).
  3. Технология обеспечивает возможность получения не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность выработки навыков простейших обобщений, а также возможность знакомства с реальной жизнью.
  4. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда обучающийся равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

Структура «кейса»

Предислови или вводная часть или введение–дает общую информацию о «кейсе».Может содержать вызов–небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие представления предисловия: определенная сюжетная завязка, которая вызовет интерес к рассматриваемой ситуации; исходные данные исследования, глоссарий терминов, ключевые моменты; формулировка вопросов для исследования, другое. Можно начать с гипотезы и рассматривать ситуацию, подтверждая или опровергая гипотезу.

Основная часть–контекст, случай, проблема, факты и решения.

Послесловие или материалы для решения –завершающая часть «кейса», имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит лучше разобраться в «кейсе»: вопросы, библиография, фотографии персонажей, схемы, таблицы. Материалы, необходимые для решения каждого конкретного «кейса», самостоятельно определяются автором. Цель этого раздела – в интерактивной форме представить большой объём информации.

Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе.  Произведение В.Драгунского «Он живой и светится».

Вариант проблемно – информационного поля «кейса»

Материалы для решения

  1. Символы и значения, использованные в расказе:

Светлячок ,бублик, моментально, брынза, добрость, Гватемала, Барбадос, пристально

Проблема: равноценный ли обмен дорогой игрушки на светлячка? 

(В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.)

  1. Задания для работы в группах:

I группа:

 Внимательно прочитайте текст; осмыслите для себя содержание и решите проблему от лица Мишки. Представьте вариант решения.

II группа:

Проанализируйте перечень заданий, выполнение которых позволит решить задачу с точки зрения мамы. Представьте вариант решения.  

III группа:

Решите проблему с точки зрения главного героя, Дениски.

IV группа:

Определите критерии оценки решения задачи с позиции главных действующих лиц. Какой урок-заповедь может извлечь для себя человек, прочитав этот рассказ? Чему он учит?

Вопросы - задания, которые приведут к решению

  1. Кого Дениска ждал во дворе?
  2. На кого по мнению Дениски были похожи тёмные облака?
  3. Что папа подарил Дениске перед отъездом?
  4.  Кого могла по мнению Дениски встретить мама и забыть про него?
  5. Почему Дениска не захотел обменять машинку на плавательный круг?
  6. Что было у Мишки  в коробке?
  7. Отдал ли Дениска машинку Мишке в обмен на его сокровище?
  8. Каким цветом светился светлячок?
  9. Какими словами назвала мама то, на что обменял свой самосвал?
  10. Чем светлячок по мнению главного героя лучше самосвала?

Внеурочная деятельность

В этой области возможно раскрыть все свои фантазии в инновационной деятельности. Организация школьного театра кукол – дело увлекательное и полезное. Ни в одном из видов творчества нет такого широкого сочетания различных искусств и профессий, как в кукольном театре.
Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.
Здесь надо уметь рисовать, конструировать, петь, владеть словом, танцевать, перевоплощаться. Вот почему наш кукольный театр является действенным, интегрированным образовательным пространством, в котором полученные детьми в рамках образовательных областей основного общего образования знания, умения и навыки, применяются в процессе подготовки спектакля. В свою очередь, рождение спектакля является мощным стимулом для формирования у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Занятия в театральном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока литературного чтения 2 класс

Тема урока

 Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цель урока

Продолжить формирование у учащихся навыков чтения и работы с текстом. Познакомить  учащихся с произведением Д. Хармса и С. Маршака

Задачи урока

совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.Отрабатывать выразительное чтение произведения.

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке.

Предметные:

выразительное чтение стихотворения с использованием интонации соответствующей смыслу содержания текста, определять настроение. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД

-определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-осуществлять самоконтроль;

- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные  УУД:

-ориентироваться в учебнике , тетради, на развороте учебника.;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя связь с жизнью;

- проводить анализ учебного материала;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-умение точно выражать свои мысли;

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

- Умение работать в паре и в группах.

Личностные УУД:

-устанавливать связь   целью учебной деятельности и её мотивом;

- определять общие для всех правила поведения.

- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Общеучебные: способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания.

Логические: выделяют существенную информацию из стихотворения, характеризуют героев.

Образовательные ресурсы: портреты авторов Д. Хармса, С. Маршака, выставка книг, детских журналов, иллюстрации: обложки журналов “Чиж” и “Еж”, обложки книг сборников стихотворений Д. Хармса. Иллюстрация чижа, карточки (текст для речевой разминки). Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, оценочные листы.

Формы работы на уроке:

индивидуальная,  коллективная, групповя.

Применение оборудования и инструментария:

ПК, проектор, электронное приложение к учебнику (диск).

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1. Организационный момент

-Улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку мне.

В этом классе все друзья.

 Вы и мы, и ты, и я,

 Влево, вправо повернись.

 И соседу улыбнись.

-А я подарю вам урок литературного чтения. И я очень хочу, чтоб вы мне помогли.

Эмоциональный настрой на урок.

Личностные:

Формируем мотивацию к обучению целенаправленной познавательный деятельности

Работа в оценочном листе

 У вас на столах лежат оценочные листы. За каждую выполненную работу на уроке вы ставите +там где считаете нужным (красный цвет – высокий уровень, оранжевый – средний уровень, желтый – низкий уровень).

– Ребята, оцените свою работу в подготовке домашнего задания.

(Дети оценивают себя)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку.

2. Мотивация к  учебной деятельности.

Цель : определение темы и целей урока.

- Откройте учебники на стр.170

И подскажите мне какая тема сегодняшнего урока?

– Попробуем определить цели урока.

-Какая цель урока?

-Для этого необходимо нам вместе решить задачи, прочитаем их хором

Тема урока: Д. Хармс и С. Маршак «Весёлые чижи»

– Познакомимся со стихотворением Д. Хармса, С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей.

1) Учиться читать правильно;

2) Читать – думая;

3) Читать выразительно;

4) Учиться работать с текстом

Регулятивные:

Умение формулировать тему и цель урока.

Разминка

Чтобы учиться читать правильно давайте проведём речевую разминку.

Ребята работают по слайдам.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Работа в оценочном листе

– Ребята, оцените свою работу

(Дети оценивают себя)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку.

3.Актуализация знаний

Цель

– Какие издавались первые детские журналы? Как звучит полное название журналов.

– Кто читал эти журналы?

– Какие детские журналы читаете вы?

– “Чиж” (Чрезвычайно интересный журнал издавался в Ленинграде ныне Санкт-Петербург в 1930-1940 г). “Еж” (Ежемесячный журнал для детей издавался с 1928 г).

Коммуникативные:

-формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

4. Создание проблемной ситуации

Пение чижа

–Послушайте и определите пение какой птицы?

Ребята угадывают

Коммуникативные:

Умение высказывать свою точку зрения

5.Совместное открытие знаний

Проблема урока:

Работа по теме урока

Работа над текстом до чтения.

-Прочитайте заголовок.

-О ком стихотворение?

– Почему они сравнили детей с чижами?

- Посмотрите иллюстрацию

– Кому посвящено это стихотворение?

– Что такое детдом?

-Что вы знаете о жизни Д. Хармса и С. Маршака?  

– Что объединяет этих авторов?

– 6-му Ленинградскому детдому.

-После ВОВ во время блокады Ленинграда было много погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей были вынуждены жить и воспитываться в детдомах.

(Работали в соавторстве)

Познавательные:

-перерабатывают полученную информацию.

6. Продолжение работы по теме урока.

Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение стихотворения «Весёлые чижи», определение жанра.

Комментированное чтение

Выразительное чтение обучающихся.Отработка навыка.

Дети читают в режиме диалога с автором.

Дети читают цепочкой, учитель комментирует. Словарная работа в контексте.

Коммуникативные:

Умение договариваться при общем обсуждении, слышать других и уважать их точку зрения

7. Словарная работа

Чтение по частям

– Прочитаем содержание одной части

– Все ли слова вам понятны?

– Как вы понимаете… Судомойка – женщина, которая моет посуду.

Кухарка – от слова “кухня”, повар.

На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник

– Прочитаем содержание следующего слайда.

– Какие слова необходимо объяснить? 

Кочережка – кочерга.

Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки. 

Тетерка – тетерев.

– Прочитываем следующий отрывок

(Один ученик читает часть стихотворения со слайда, остальные следят по учебнику).

 – Объясняют значение слов.

Читает второй ученик громко, вслух

Объясняют значение слов.

Чтение, следят по учебнику.

Познавательный: работа со словарём

– Читаем дальше

 Цимбалы – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком.

 – Читаем дальше 

Таратайка – двухколесная повозка.

Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты.

 Мотор – автомобиль

Оглобля – длинная деревянная жердь (брус), которая крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади.

Ученик читает, другие следят Находят в словарике учебника

Чтение, следят по учебнику.

Учащиеся работают со словарем учебника, зачитывают значение слов с книги.

Познавательные: работа со словарём

8.Физминутка

 Встали

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся, покажем

Крылья сложили назад.

Двигательная активность обучающихся.

9.Обсуждение стихотворения.

Работа в группе

Работа с текстом после чтения

История создания произведения.

Прослушивание 7 симфонии.

– Кто главные герои?

– Какова тема стихотворения?

– Чему учит оно?

– Почему авторы сравнили детей с чижами?

– Найдите и зачитайте слова, которые помогают услышать чижей? – Как читалось стихотворение?

– Что выразили авторы ритмом?

Творческое задание

Выразительное чтение по ролям. Придумайте концовку стихотворению.

– 44 чижа.

– Труд детей.

– Что дети “чижи” трудолюбивые, дружные.

 – (Ответы детей)

Ученики ищут в книге и зачитывают. – Легко, ритмично, интересно.

 – Занятия (действия) чижей в течение целого дня.

Познавательные:

Находить ответы на вопросы, работать с текстом.

Работа с оценочными листами

– За работу по стихотворению оцените свою деятельность.

(Оценивание в листах оценивания)

10.Рефлексия.

-Почему  это стихотворение так называется?

– Вы сегодня на уроке почувствовали себя чижами – богатырями?

Поставьте себе общую отметку. Вам понравился урок?

 Что тронуло в вашей душе?

–  Нарисуйте смайлик своего настроения на уроке.

– Покажите свои результаты.

На листах оценивания дети выставляют себе общую отметку за работу на уроке.

Рисуют смайлик.

Дети показывают свои оценочные листы.

Коммуникативные:

Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной  речи.

11.Подведение итогов урока.

– Какое стихотворение изучали на уроке?

– Кто его написали?

– Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак?

– Почему они сравнили детей с чижами?

– Справились ли мы на уроке с поставленными целями?

Ответы детей.

12. Домашнее задание.

– Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Стр. 170-173 выразительное чтение по желанию выучить наизусть.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе по теме: Д.Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»

Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа России». Это третий урок  в системе уроков по теме «Из детских журналов»

На уроке были использованы следующие   методы: сотрудничества, проблемный, исследовательский, творческий. Самоконтроль и самооценка

Мною использованы технологии обучения: информационно-коммуникационные, технология продуктивного чтения Светловской, технология деятельностного метода, а также я применила собственную технологию «Формирование техники чтения».

Оборудование: слайдовая презентация,

1. Ориентация на формирование деятельности (а не передачу информации).

Я привлекла учащихся к постановке задач урока, обеспечила рефлексию учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке.

2. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока)

Задания, выполняемые на уроке, носят в основном продуктивный характер: дети задают вопросы автору, сами отвечают на них, сами оценивают качество своей работы (как групповой, так и индивидуальной), сами придумывают концовку рассказу и разыгрывают её.

3. Реализация индивидуального подхода.

Работая в группе, ученик выбирает себе роль, позволяющую наиболее ярко проявить свои способности. При подведении результатов урока каждому будет чем гордится, каждый будет успешен, каждого оценят по достоинству и товарищи, и учитель. На уроке применила формирующее оценивание.

4. Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников.

Актуализация у меня проходила во время проведения упражнений по скорочтению, где я применила собственную технологию «Формирование техники чтения». Моя технология состоит из 7 этапов. 

1-й этап: Работа над артикуляционным аппаратом. Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения, где я включила слоги и слова из текста.

2-й. Развитие периферического зрения. Умение видеть без движения зрачков одновременно несколько слов. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения.

3-й. Работа, направленная для избавления от регрессии или челночного чтения (чтения с возвратом) Упражнения, направленные на избавление от регрессий.

- чтение с карточками;

4-й. Развитие антиципации (смысловой догадки). Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст, слово. (слово я взяла из текста).

5-й. Развитие внимания. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, являющиеся предпосылками правильного чтения. Задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить уровень внимания.

- Найди лишнее слово;

6-й. Работа над объёмом оперативной памяти учащихся. Известно, что объём памяти взрослого человека, составляет 7_+2 единиц хранения. У младшего школьника на 2 единицы меньше. Этой единицей может быть буква, слог, фраза, идея. Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц более ёмкими. Этому способствует:

- слуховые и зрительные диктанты И.Т.Федоренко;

7-й. Приёмы осмысления текста. Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определёнными приёмами, к которым относится осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация (мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения).Упражнения, направленные на осмысление текста.

  - Придумай концовку;

5. Развитие активности учащихся в учебной деятельности.

На уроке организована исследовательская деятельность с текстом. Ребята в течении всего урока решают проблему «Почему сравнивают детей и чижей»

6. Создание на уроке ситуаций выбора и успеха.

Класс работал активно. Своё мнение высказывали все, кто хотел.

7. Введение учащихся в диалог.

Для решения проблемы, поставленной в начале урока, использовались разнообразные творческие задания,  в частности «Диалог с автором», комментированное чтение, инсценирование –  выполнение которых помогало проникнуть в художественный мир произведения, в жизнь героев.

Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества.

Этап рефлексии показал, что урок достиг своей цели.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Ступенька к успеху»                                        

Название работы: «Формирование читательской компетенции младших школьников»

Цель: создание условий для развития профессионального совершенствования учителя начальных классов при формировании читательской компетенции

Задачи:

  1. Рассмотреть  структуру формирования читательской компетенции у младших школьников.
  2. Познакомить с различными типами упражнений по формированию читательской компетенции, навыков чтения и его компонентами: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
  3. Способствовать внедрению педагогических техник в практическую деятельность педагогов.
  4. Показать возможности привлечения младших школьников к чтению.

Ход мастер-класса

Слайды

Деятельность учителя

Чтение ключ компет

Деятельность слушателей

Вводная часть

- Добрый день! Хочу начать свой мастер-класс с вопроса.

Что нужно ребёнку, чтобы быть успешным учеником?  

Слайд

А какими же критериями можно оценить успешного ученика?

Составим кластер. (успешный ученик)

Да, верно! Я во многом согласна с вашими мнениями. И одним из критериев успешного ученика, вы назвали эрудицию, начитанность, осведомленность. А чтобы быть эрудированным ученик должен уметь добывать информацию и уметь работать с ней. А первый и самый основной источник добывания информации в начальной школе – это чтение, работа с книгой. И сегодня мы будем говорить о формировании и развитии читательской компетенции младшего школьника и тема моего  мастер – класса «Ступенька к успеху».

Ответы аудитории

Составление кластера

Ознакомительная часть

Слайд

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1.Формирование техники чтения: беглое, выразительное, правильное, осознанное чтение. 

2.Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).

3. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.

4. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги, умение работать со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотеки

5. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом

ФИШБОУН

Работа в группе

Итак, мы выделим 4 основные характеристики навыка чтения: осознанность, правильность, выразительность, скорость. Почему ученик плохо читает? Исследуем с помощью приёма «Фишбоун».Проблема – медленное чтение. Назовите причины, обозначьте  факты.  Как решить эту проблему?

Основными причинами медленного чтения являются :

- неправильное обучение чтению, когда родители или бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не слоговому;

-плохое развитие артикуляционного аппарата;

- регрессии при чтении ( возврат к уже прочитанному слову)

-низкий уровень концентрации внимания и памяти ( пока дочитает до конца предложения - не помнит начало);

- малый объём оперативного зрения ( периферийное зрение, мал угол зрения -не видит всё слово , а только слоги или букву);

- отсутствие навыка антиципации, т.е. умение видеть одновременно с чтением одного слова другое слово или по контурам догадываться какое оно;

- плохо организованное домашнее чтение

- отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, практики чтения, цели.

   

Как решить проблему

Развитие артикуляционного аппарата. Работа со скороговорками и чистоговорками. Скороговорки помогают исправить многие дефекты речи, если эта работа проводится в системе. Ученые доказали, что у детей речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Развитие дыхания. Дыхательные упражнения, развивающие умение говорить на выдохе набранного воздуха. ( сдуй пылинку, одуванчик, пламя свечи на торте, глубокий вдох и короткие выдохи , фырканье, проговаривание детских песенок и потешек и т. д. )

 Для развития периферического зрения можно использовать таблицы Шульте, Швайко, а для развития угла зрения - слоговые пирамидки, поисковые таблицы. Всё это улучшает функции памяти и внимания.

 Развитию оперативной способствуют  слуховые и зрительные диктанты.

Тексты Федоренко И. Т. позволяют увеличить за два месяца систематической работы технику чтения до 200 слов. Он пришёл к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. При медленном чтении дети теряют начало фразы, не дочитав её до конца.

Работа с текстом

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Приёмы продуктивного помогают мне формировать вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

Продуктивное чтение. Задание «Диалог с текстом» 

Прочитайте сказку «Курица и кошка»

  1. Прочитай заголовок. Выскажите своё предположение, о чём это произведение?
  2. Чтение в режиме диалога с автором. Это естественная беседа с автором через текст. Научить видеть в тексте прямые и скрытые вопросы. Включать творческое воображение учащихся. Читатель прогнозирует, что случится дальше.
  3. Комментированное чтение. Озвучивают текст дети, а комментирует учитель. Комментарий должен быть кратким. Словарная работа во время чтения, в контексте.

Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы и беседа. Её результат - понимание авторского смысла. Рассказ о писателе после прочтения, так как информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок может соотнести с представлением которое сложилось у него он углубит понимание прочитанного произведения. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Совпадает ли его видение с вашим? Выполнение творческих заданий.

Очень важна помощь родителей при обучении детей чтению, особенно в первом классе. Надо убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку. А для этого надо стараться дома создать ситуацию интереса к чтению ребёнка,  самим показывать пример чтения, интереса к книге.

Итак, все уровни пройдены, вы показали просто гениальные умения.

Рефлексия.

Я хотела бы закончить свой мастер-класс такими словами:

Большой успех – это сумма маленьких шажков, которые мы делаем ежедневно, но главное - это вера в собственный успех и … настойчивость!

Что взял полезного интересного?

Хочется ли что-то отметить?

Спасибо большое за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Успешный ученик

Слайд 3

Критерии успешности ученика Успешность ученика в учебной и внеучебной деятельности; Физическое и психическое здоровье Желание и интерес ученика посещать школу Признание его успешности педагогами и сверстниками

Слайд 4

Формирование читательской компетентности младшего школьника

Слайд 5

тема мастер-класса «Ступенька к успеху»

Слайд 6

Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения умение работать с текстами знанием книг и умением их самостоятельно выбирать сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Слайд 7

Направления работы. Формирование навыка чтения; Начитанность; Умение работать с книгой; Разносторонняя работа с текстом; Работа с библиотекой; Работа с родителями; Внеклассные мероприятия.

Слайд 8

Внедрение системы работы с текстом 1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия 2 класс – обучение детей работать с текстом 3 класс обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному 4 класс

Слайд 10

артикуляция регрессия внимание память Периферийное зрение антиципация не помнит начало повтор нечёткое произношение Бедный словарный запас Упражнения для скорочтения Медленное чтение

Слайд 11

Технология формирования правильного типа читательской деятельности Цель – понимание текста. Средство – три этапа работы с любым текстом. 1) До чтения текста : просмотровое. Результат: предвосхищение, создание мотива чтения. 2) Во время чтения текста: изучающее чтение (диалог с автором, вычитывание подтекста) Результат: интерпретация текста. 3) После чтения текста: рефлексивное чтение, концептуальные вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Слайд 12

технологии Формирования типа правильной читательской деятельности Технология групповой работы Технология критического мышления Проектная технология Информационно- Коммуникативные технологии Технология оценивания

Слайд 13

Методы и приёмы работы с текстом Книжки- самоделки Лепка и аппликация инсценирование интегрирование рассказывание драматизация иллюстрирование Виды Творческих работ

Слайд 14

Методы досуговой педагогики

Слайд 15

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА Внеклассные мероприятия Работа с родителями Работа с библиотекой

Слайд 16

Спасибо за внимание ! Творческих успехов !



Предварительный просмотр:

Повышение квалификации учителей в рамках образовательного округа «Байкальская перспектива»

 Опубликовано: 20 декабря 2016

povyshenie kvalifikacii uchitelej v ramkakh obrazovatelnogo okruga bajkalskaya perspektiva

По плану совместных мероприятий международного образовательного округа «Байкальская перспектива» 15-16 декабря 2016 года в филиале работали представители 4 школ Бурятии (Баргузинский район, Гусиноозерск).

 Для учителей филиала и монголо-российской школы прошел международный семинар-практикум «Современное занятие в условиях реализации ФГОС», а также была проведена стажировочная площадка «Информационно-технологическая база системы оценки качества образования (формирование математико-статистических пакетов обработки результатов мониторинга качества образования с использованием сервисов Googl и электронных таблиц Excel). В мероприятиях приняли участие 28 учителей филиала и 11 учителей монголо-российской школы.

По завершении работы курсов повышения квалификации педагоги вступили в международный клуб «Большая перемена», который объединяет учителей разных стран и предлагает им стать участниками совместных инновационных образовательных программ и проектов.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                    СОГЛАСОВАНО:

Директор школы                                                                                  Зам.директора по УВР

Гармаев С.В.                                                                                         Маладаева М.В.

_____________                                                                                      _____________

«___» сентября 2015 г.                                                                        «___» сентября 2015 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку ( домашнее обучение)

на        2015 - 2016  учебный год

Составитель:

Учитель начальных классов

Дашиева Альбина Жамсарановна

с. Улюн

2015г.

Пояснительная записка

Данная адаптированная рабочая программа  по русскому языку составлена для Балаганова Баира,  ученика 9  класса МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени   Сахара Хамнаева».

 Нормативно-правовую базу разработки программы  обучающегося  с задержкой психического развития составляют:  

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»  

N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

- Примерная  адаптированная  основная образовательная программа  (ПрАООП) начального общего образования  на основе ФГОС для  обучающихся  с задержкой психического развития.

 Рабочая программа по  русскому языку   составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2008 года). Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:        учебник (.Н.Голунчикова, Э.В Якубовская.Русский язык 5 класс. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва: 2010год

Психолого-педагогическая характеристика на Балаганова Баира Владимировича,          03.03.1999 г.р., диагноз:F-71. эмоционально-волевое нарушение.

Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему школа. С  трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет ему полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.  Трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.

Общая характеристика предмета

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность школьного обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой, орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

В этом году Баир будет продолжать составлять и различать предложения по интонации и овладевать пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков. Также продолжится работа по звукобуквенному анализу. Начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся, формированию у обучающегося навыков связной устной и письменной речи, так как его возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены.  

Программа ориентирована на то, чтобы дать обучающемуся, хотя элементарный, но законченный объём знаний и умений в области грамматики и правописания.

Цели курса: 

1)Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка»

2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

3)Овладение умениями  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Задачи курса:

1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

2) Формирование  орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Сроки реализации программы -2015-2016г

  Программа рассчитана на 68 часов (2 ч. в неделю),  в том числе на контрольные диктанты.

При обучении письму и развитию речи используются следующие принципы:

- принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы,       принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. 

- коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц. 

 Учёт особенностей обучаемого

Программа по предмету «Русский язык» для обучающегося  составлена с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует его умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим ему для социальной адаптации.

Обучение письму и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Особенности организации учебной деятельности

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.  

Методы обучения:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, карточки, тесты.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

Содержание программы.

Повторение. Предложение. (3часов)

Задачи:

1. Познакомить с учебником; учить наблюдать за текстом и предложением как единицами речи

2. Развивать умения оформлять предложения в письменной речи.

3. Уточнить представления уч-ся , о гласных и согласных звуках.

4. Уточнить представления о речи как средстве общения людей.

5. Уточнить представления об особенностях устной и письменной речи.

6. Формировать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформить его на письме.

Звуки и буквы (4 часов)

Задачи:

1) Развивать умение различать звук и букву.

2) Уточнить представление о существенных  согласных звуков.

3). . Развивать умения находить в словах ударные и безударные гласные звонкие и глухие согласные.

4) Развивать умение передавать содержание текста с опорой на вопросы.

Состав слова.(3 часа)                                                 

Задачи:

1)Познакомить с понятием «состав слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание».

2) Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

3) Развивать умение разбирать слова по составу

Безударные гласные в корне слова (4 часов)

Задачи:

1)Формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных.

2) Совершенствовать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

Правописание согласных в корне слова. (4 часов).

Задачи: 1)Развивать умения у учащихся распознавать и проверять написание слов с парными согласными в корне слова..

2) Совершенствовать умение работать над словами с непроизносимыми согласными в корне слова, учить видеть данную орфограмму в словах

Правописание приставок. 2 часа.

Задачи: 1)Развивать умение различать правописание приставок и предлогов.

2) Развивать умение образовывать при помощи приставок новые слова.

Части речи. Имя существительное. (12часов)

Задачи: 1) Уточнить представления о роли слова и предложения в речи.

2) Первоначально ознакомить с частями речи.

3) Учить распознавать существительные, отвечающие на вопросы Кто? Что?

4) Развивать умение классифицировать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные.

5) Развивать умение различать род, число  в именах существительных.

Имя существительное. Изменение существительных по падежам. (6 часов).

Задачи: 1)Познакомить учащихся с падежами имён существительных.

2) Формировать умения изменять существительные по падежам.

3)Развивать умение различать падежи по вопросам..

Три склонения имён существительных. (15 часов)                           

Задачи:1)Познакомить учащихся со склонениями имён существительных как изменением формы слова.

2)Развивать  умение склонять имена существительные в единственном числе.

3)Способствовать умению написания ударных и безударных окончаний 1-го,2-го,3-го склонений имен существительных

Предложение (10часов)

Задачи:1) Развивать умение конструировать предложения.

2) Развивать умение  в распознавании  главных и второстепенных членов предложения.

3)Познакомить учащихся с понятием «однородные члены предложения».

4)Развивать умение находить и различать однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены предложения.

Повторение за год. (5часов).

Задачи: 1) Обобщить знания об изученном.

Календарно-тематическое планирование

Изучаемый раздел. Тема урока.

 

Кол-во часов

Дата

корректировка

примечание

Повторение. Предложение. (3часов)

1

Учебник «Русский язык» как средство обучения родному языку и речи. Текст и предложение в нашей речи.

1

03.09

2

Главные члены предложения подлежащее и сказуемое.

1

08.09

3

Второстепенные члены предложения.

1

10.09

Звуки и буквы (4 часов)

4

Гласные и согласные звуки.

1

15.09

5

Мягкие и твёрдые согласные в словах. Мягкий знак и разделительный мягкий знак.

1

17.09

6

Ударные и безударные гласные.

1

22.09

7

Звонкие и глухие согласные.

1

24.09

Состав слова.(3 часа)

8

Корень и однокоренные слова.

1

29.09

9

Окончание. Роль окончания в слове.

1

01.10

10

Приставка. Роль приставки в корне. Суффикс. Его роль.

1

06.10

Безударные гласные в корне слова (4 часов)

11

Правописание безударных гласных в корне слов. Подбор проверочных слов.

1

08.10

12

Упражнения на закрепление. Безударные гласные в корне слова

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

1

13.10

13

Проверочный диктант.

1

15.10

14

Работа над ошибками.

1

20.10

Правописание согласных в корне слова. (4 часов).

15

Звонкие и глухие согласные. Правописание согласных в корне слова.

1

22.10

16

Правописание согласных в корне слова. Подбор проверочных слов.

1

27.10

17

Непроизносимые согласные. Правописание.

1

29.10

18

Повторение о составе слова..

1

11.11

Правописание приставок. 2 часа.

19

 Правописание слов с двойными согласными. Состав слова

1

12.11

20

Правописание приставок и предлогов.

1

18.11

Части речи. Имя существительное. (12часов)

21

Урок-закрепление по теме «Части речи».

1

19.11

22

Проверочный диктант по теме «Части речи».

1

25.11

23

Работа над ошибками.

1

26.11

24

Дать понятие об имени существительном.

1

02.12

25

Близкое и противоположное значение существительных

1

03.12

26

Имена существительные собственные и нарицательные

1

09.12

27

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

10.12

28

Развитие речи. Написание рассказа по плану.

1

16.12

29

Число имён существительных.

1

17.12

30

Самостоятельная работа.

1

23.12

31

Род имён существительных.

1

24.12

32

Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.

1

30.12

Имя существительное. Изменение существительных по падежам. (6 часов).

33

Изменение имён существительных по падежам.

1

13.01

34

Именительный и родительный падежи имён существительных.

1

14.01

35

Дательный и винительный падежи имён существительных.

1

20.01

36

Творительный и предложный падеж имён существительных.

1

21.01

37

Диктант. Словарный диктант.

1

27.01

38

Работа над ошибками.

1

28.01

Три склонения имён существительных. (15 часов)

39

Три склонения имён существительных

1

03.02

40

Первое склонение имён существительных.

1

04.02

41

Второе склонение имён существительных

1

10.02

42

Третье склонение имен существительных.

1

11.02

43

Первое склонение имён существительных в единственном числе 1 -го склонения.

1

17.02

44

Ударные и безударные окончания имён существительных 1-го склонения.

1

18.02

45

Существительные 1-го склонения в именительном падеже и родительном падежах.

1

24.02

46

Существительные 1-го склонения в дательном и винительном падежах.

1

25.02

47

Существительные 1-го склонения в творительном и предложном падежах.

1

02.03

48

Диктант по теме «Первое склонение имён существительных»

1

03.03  

49

Работа над ошибками.

1

10.03

50

Второе склонение имён существительных в единственном числе.

1

16.03

51

Ударные и безударные окончания имён существительных 2-го склонения единственного числа.

1

17.03

52

Существительные 2-го склонения в именительном и родительных падежах.

1

30.03

53

Третье склонение имён существительных в единственном числе.

1

31.03

Предложение (10часов)

54

Предложение. Главные члены предложения.

1

06.04

55

Второстепенные члены предложения.

1

07.04

56

Нераспространённые и распространённые предложения.

1

13.04

57

Однородные члены предложения.

1

14.04

58

Запятые между однородными членами.

1

20.04

59

Знаки препинания между однородными членами предложения.

1

21.04

60

Одиночный союз «и» между однородными членами предложения.

1

27.04

61

Упражнения на закрепление по теме «Предложение»

1

28.04

62

Проверочный диктант по теме Предложение»

1

05.05

63

Работа над ошибками.        

1

11.05

Повторение за год. (5часов).

64

Повторение. Состав слова.

1

12.05

65

Ударные и безударные звуки в слове

1

18.05

66

Гласные и согласные звуки в слове

1

19.05

67

Диктант за год.

1

25.05

68

Работа над ошибками.

1

26.05

Личностные, метапредметные и предметные результаты 

  Личностные  результаты:

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на основе принципов сохранения и укрепления здоровья;

- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- формирование адекватных представлений о возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- формирование навыков самообслуживания дома и в школе и веры в свои силы в овладении ими;    

 - ориентировка в школьной жизни и формирование понимания значения праздника дома и в школе, устойчивого желания участвовать в устройстве праздника и др.

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  

  Метапредметные  результаты:

Регулятивные

-  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;  

-  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-  формирование умений работы с учебной книгой;

-  использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;  

-  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической

деятельности и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;  

Коммуникативные:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики);
  •  понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
  • озаглавливать текст;
  • подробно пересказывать текст;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника)

Познавательный:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
  • находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки,     названия предметов, действий, признаков ).
  • производить звуко-буквенный разбор слов.
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
  • находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части речи;

Предметные результаты:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;  

- способность к осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

К концу года обучающийся должен:

знать:

  • средства звуковой системы русского языка: гласные  ударные и безударные, согласные  твердые и мягкие, звонкие и глухие, ударение, слоги;
  •  название букв русской графики, их порядок следования в алфавите, правила обозначения на письме мягких согласных, безударных гласных в двусложных словах, парных звонких и глухих согласных на конце слов, правила переноса слов с одной строки на другую;
  •  различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
  • основные признаки слова, предложения, текста;
  • способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

уметь:

  • различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
  • проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
  • обозначать мягкость согласных буквой ь;
  • разбирать слово по составу;
  • выделять имя существительное как часть речи;
  • строить простое распространенное предложение;
  • связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
  • пользоваться школьным орфографическим словарем.
  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).


     Критерии оценки достижения обучающегося                 

Оценка письменных работ: 

«5» - без ошибок,

«4» - 1-2 ошибки,

 «3» - 3-5 ошибок,

 «2» - 6-8 ошибок,  

Оценка за грамматический разбор:

«5» -разбор выполнен осознанно, без ошибок или допущены исправления;

«4» - материал усвоен, допущены 2-3 ошибки;

«3» - материал усвоен недостаточно, 4-5 ошибок или не справился с 1 из заданий; «2» - плохо усвоен материал, не выполнено большинство заданий;

«1» - ни одно задание не выполнено.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов обучающихся.

Учебно-методические средства обучения

 Технические средства (мультимедийное оборудование).

  1. Ноутбук  
  2. Интерактивная доска
  3. Проектор 

Литература

  1. Учебник «Русский язык» для 4 класса,  авторы А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, 7-е издание, Москва «Просвещение» 2014г.
  2. А.К.Аксёнова . «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
  3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В.Воронкова) 5 – 9 классы (сборник 1), допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ВЛАДОС», 2011 г.   «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-классы в двух сборниках», ВЛАДОС, Москва,  2011г.
  4. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в
  1. – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.

5. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.

6. Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;

7. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в  1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.

8. Интернет-сайты:

www.school-collection.edu.ru

http://zavuch.info/forums.html

http://www.gramma.ru

http://www.openclass.ru

      http://www.gramota.ru



Предварительный просмотр:

МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                    СОГЛАСОВАНО:

Директор школы                                                                                  Зам.директора по УВР

Гармаев С.В.                                                                                         Маладаева М.В.

_____________                                                                                      _____________

«___» сентября 2015 г.                                                                        «___» сентября 2015 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по чтению и развитию речи ( домашнее обучение)

на        2015 - 2016  учебный год

Составитель:

Учитель начальных классов

Дашиева Альбина Жамсарановна

 с. Улюн

2015г

Пояснительная записка

 Данная адаптированная рабочая программа рабочая программа по чтению и развитию речи  составлена для Балаганова  Баира ученика 9 класса МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени   Сахара Хамнаева».

Нормативно-правовую базу разработки программы  обучающегося  с задержкой психического развития составляют:  

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»  

N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

- Примерная  адаптированная  основная образовательная программа  (ПрАООП) начального общего образования  на основе ФГОС для  обучающихся  с задержкой психического развития.

 Рабочая программа по чтению и развитию речи   составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2008 года)

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:        учебник  (Чтение. В.В.Воронкова, З.Д.Будаева, С.А.Казакова. Москва «Просвещение» 2005г. рекомендованной ГНУ «Институтом коррекционной педагогики РАО». Филиал изд-ва «Просвещение», 2007г.)

Психолого-педагогическая характеристика на Балаганова Баира Владимировича,          03.03.1999 г.р., диагноз:F-71. эмоционально-волевое нарушение.

Балаганов Баир обучается на дому, окончил 8 – й класс, но учебные знания и умения не соответствует возрастным нормам. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему школа. Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. С  трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет ему полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается.  Поэтому  для усвоения небольшого объема материала требуется очень много  времени. Трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок  скован, заторможен и  пуглив. Операции обобщения возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого.    При выполнении какого – либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с учителем. Самостоятельные действия отсутствуют. Техника чтения составляет более 10-12 слов в минуту.  Прочитанный текст пересказывает по наводящим вопросам. Познавательные способности  не развиты. Программный материал не  усваивает.

  Неконфликтный.     Общепринятые нормы поведения соблюдает и контролирует свои действия.

Общая характеристика предмета

Чтение является важным учебным предметом. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – всё это ещё раз подчёркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта.

 Цель программы обучения:

  • закрепление навыков правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами;
  • коррекция недостатков развития  интеллекта.

Задачами уроков чтения   являются:

- воспитание интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;

- формирование   техники чтения : правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения  к чтению целыми словом;

-  формирование  навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

- развитие  умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать у учителя о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы тексты, рисовать к тексту словесные картинки, задавать вопросы автору, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.

Образовательный компонент АООП:     

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению должно  формироваться умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

         Учёт особенностей обучаемого

 Постоянное внимание уделяю формированию навыка правильного чтения, которым Баир в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Баир читает по слогам. В дальнейшем навык беглого чтения должно совершенствоваться.

Одновременно с овладением чтением вслух он будет учиться читать про себя.

И с перехода на чтение целыми словами постигать выразительное чтение.

Будет продолжаться система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

В процессе обучения чтению буду уделять особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

 Большое внимание на уроках чтения нужно уделить развитию связной устной речи. С этой целью  используются вопросы, готовый  или картинный план.

Содержание программы распределено по следующим разделам:

Школьная жизнь (7ч).

Делу – время, потехе – час(7ч).

Листьям время опадать (8ч).

Без хлеба не прожить (8ч).

Поёт зима, аукает…(6ч).

Жизнь дана на добрые дела (10ч).

Родная Земля (6ч).

Весна, весна! И все ей рады (7ч).

О доброте и дружбе, о мире и труде (9ч).

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Изучаемый раздел. Тема урока

Кол-во часов

Дата

корректировка

примечание

1

Школьная жизнь(7ч).

«С чего начинается Родина?». М. Матусовский.

1

04.09

2

«Наше Отечество». По К. Ушинскому.

1

08.09

3

«Светлое место». По С. Романовскому.

1

11.09

4

«Светлое место». По С. Романовскому. Продолжение темы.

1

15.09

5

«Славен, славен град Москва!». Н. Кончаловская.

1

18.09

6

Москва – столица России.

1

22.09

7

Обобщение по теме «Школьная жизнь». Составление рассказа о школе.

1

25.09

8

«Делу – время, потехе – час» (7ч).

«Слова сорняки». По Ю. Яковлеву.

1

29.09

9

«Филипок». Л. Толстой

1

02.10

10

«Совесть». А. Гайдар.

1

06.10

11

«Сказка о потерянном времени». По Е Шварцу

1

09.10

12

«Сказка о потерянном времени». По Е Шварцу. Продолжение темы.

1

13.10

13

Развитие речи. Подробный пересказ всего произведения своими словами.

1

16.10

14

Обобщение по теме ««Делу – время, потехе –час».

1

20.10

15

Листьям время опадать (9ч).

«Осень». По К. Ушинскому.

1

23.10

16

«Всё дождь и дождь». М. Чехов.

1

27.10

17

Стихи А. Майкова

1

30.10

18

« Синичкин запас». Н. Сладков.

1

09.11

19

«Лебеди». Л. Толстой.

1

13.11

20

«Лягушка – путешественница» (сказка). В.Гаршин

1

16.11

21

«Лягушка – путешественница» (сказка) В.Гаршин

1

20.11

22

Обобщающий урок по теме. Словесное рисование картинок к отрывкам текста.

1

23.11

23

Без хлеба не прожить (8ч).

«Хлеб» По Ю.Яковлеву

1

27.11

24

«Нива». Ю. Ждановская

1

30.11

25

«Жатва». Э. Шим

1

04.12

26

«Колосок». Украинская сказка.

1

07.12

27

«Лёгкий хлеб». Белорусская сказка.

1

11.12

28

«Хлеб». Н. Рубцов.

1

14.12

29

Развитие речи. Составление рассказа о хлебе.

1

18.12

30

Обобщающий урок по теме «Без хлеба не прожить».

1

21.12

31

« Поёт зима, аукает…»6ч).

«Встреча зимы». А. Никитин.

1

25.12

32

« Мужичок с ноготок». Н. Некрасов.

1

28.12

33

«Всему своё время». Н. Сладков.

1

11.01

34

«Время года». Е. Трутнева.

1

15.01

35

«Как я встречал Новый год». В. Голявкин.

1

18.01

36

Обобщающий урок по теме « Поёт зима, аукает…». Иллюстрации к Новому году.

1

22.01

37

Жизнь дана на добрые дела (10ч).

«Почему?» В. Осеева.

1

25.01

38

«Почему?» В. Осеева. Продолжение темы.

1

29.01

39

«Кто разбил большую вазу?» А. Кушнир

1

01.02

40

«Тайное становится явным». Д. Драгунский.

1

05.02

41

«Тайное становится явным». Д. Драгунский. Продолжение темы.

1

08.02

42

«Рубль». П. Дудочкин

1

12.02

43

«Лев, Щука и Человек». Сказка

1

15.02

44

«Кошки – мышки». В. Безбородов.

1

19.02

45

«Кошки – мышки». В. Безбородов. Продолжение темы.

1

22.02

46

Развитие речи. Выборочный пересказ эпизодов из темы.

1

26.02

47

«Родная Земля» ( 6ч).

«День защитника Отечества. М. Исаковский.

1

29.03

48

«Твои защитники». По Л. Кассилю

1

04.03

49

«Твои защитники». По Л. Кассилю. Продолжение темы.

1

07.03

50

«Честное слово». По Л. Понтилееву.

1

11.03

51

«Честное слово». По Л. Понтилееву. Продолжение темы.

1

14.03

52

Обобщение по теме «Родная Земля».

1

18.03

53

Весна, весна! И все ей рады (7ч).

«Однажды утром». К. Паустовский 

1

28.03

54

«Восьмое марта». Е. Бокова

1

01.04

55

«Весна». И. Соколов- Микитов

1

04.04

56

«Заяц, Косач, Медведь и Весна». В Бианки

1

08.04

57

«Заяц, Косач, Медведь и Весна». В Бианки. Продолжение темы.

1

11.04

58

«Снегурочка». Русская сказка

1

15.04

59

«Снегурочка». Русская сказка. Продолжение темы.

1

18.04

60

О доброте и дружбе, о мире и труде (9ч).

«О труде». Е. Бокова

1

22.04

61

«Сыновья». В. Осеева.

1

25.04

62

«Чем пахнут ремёсла». Д .Родари.

1

29.04

63

«Когда люди радуются». С. Баруздин

1

06.05

64

«Заплатка». Н. Носов.

1

13.05

65

«День Победы». Е. Бокова.

1

16.05

66

«Багульник». Ю. Яковлев.

1

20.05

67

«Цветик – Семицветик» По В. Катаеву.

1

23.05

68

«Ветер и солнце». К. Ушинский. Обобщение по теме « О доброте и дружбе, о мире и труде».

1

27.05

Личностные, метапредметные и предметные результаты

  Личностный результат:

1) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

2) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  

4)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  

5) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

   Метапредметный результат:

1) готовность слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение;  

2) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  

3)  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

4) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.  

Предметный результат

Учащийся должен уметь:

  • читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
  • читать про себя;
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
  • определять главную мысль произведения;
  • читать отрывки по ролям;
  • пересказывать прочитанное полностью и выборочно.

Учащийся должен знать:

  • знать наизусть 4-6 стихотворений.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающегося.

Проверку навыков чтения провожу на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты;

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимся техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

Литература

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». -  М.,2010.

  1. Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.

  1. Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.

  1. Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.

  1. Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». — М.: Просвещение, 2010.

  1. «Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.