Участие в работе методических объединений

Дашиева Альбина Жамсарановна

Являюсь членом постоянно действующего методического объединения учителей начальных классов МБОУ "Улююнская СОШ имени С. Хамнаева". Принимаю активное участие в различных формах методической работы,осуществляемых методическим сообществом. Также участвую в работе районного методического объединения учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Применение кейс-технологии на уроках в начальной школе

Я не ошибусь, если скажу, что  каждый из нас коллег, присутствующих здесь, мечтает о проведении интересных уроков. В одной из статей   я прочла, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым                   учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала;
  • применения современных обучающих технологий.

Думаю, что каждый из нас понимает, что первые два пункта не всегда в нашей власти, а вот последний – поле для творческой деятельности любого учителя. В период перехода на новые стандарты одной  из главных задач, стоящих перед учителем является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. 

Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами. Я делаю только первые шаги применения этой технологии и пытаюсь найти единомышленников для обмена опытом.

В педагогической литературе даётся определение кейс- технологии:

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».

 Главное её предназначение:

Развивать способность разрабатывать проблемы     и находить их решение (при  этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество  учителя и ученика!)

Возможности кейс – технологии в  обучении.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Цели кейс-метода:

  • отработка умений работы с информацией
  • активизация познавательной деятельности
  • повышение мотивации к учебному процессу
  • умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации
  • приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения
  • выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки

Виды кейсов:

 Практические. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

Обучающие:  Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские:   Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс относятся:

1. Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения)

2.Метод инцидента;

3.Метод ситуационно-ролевых игр;

4.Метод разбора деловой корреспонденции;

5.Игровое проектирование;

6.Метод дискуссии.

В педагогической литературе делается акцент на то, что в начальной школе не все перечисленные методы приемлемы. При использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по русскому языку по любой из тем и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от  цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологии.

Практический совет по созданию кейса выглядел таким образом.

Как создать кейс?

Вначале нужно ответить на три вопроса:

  1. Для кого и чего пишется кейс?
  2. Чему должны научиться дети?
  3. Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения – Структурирование учебного материала- Выбор методов средств обучения

Примеры: Содержание практического кейса: Как уберечь себя от беды?

Вооружившись теоретическими  знаниями, я начала с малого. После беседы по содержанию сказки «Колобок», детям были предложены в группах  пакеты с заданиями и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе.

1. Почему у сказки трагический конец?

2.Составьте памятку безопасного поведения колобка в лесу.

3.Придумайте свой конец  для сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.

Итог работы: Создание памятки безопасного поведения
(по мнению детей)

Уроки, которая преподнесла сказка.

1.Быть послушным.

2. Не играть на подоконнике! Опасно!

3. Не разговаривать с незнакомцами.

4.Не быть хвастливым.

5.Читать сказки.

6.Не оставлять совсем маленьких детей дома одних.

Какой урок я вынесла для себя? Дети были все включены в работу, на примере знакомой    жизненной ситуации, когда дети не всегда слушаются родителей, они смогли сделать правильные выводы.

 Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную,
жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.

Кейс-метод – это не ответ  на вопросы учителя, не пересказ произведения, а умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли.

Содержание обучающего кейса: «Составление памятки-алгоритма написания безударной гласной в корне»

1.Как правильно написать слово «зв..зда»?

Каков алгоритм твоих действий?

  • Ставлю ударение
  • Выделяю в слове  корень
  • Определяю графически орфограмму в слове «звезда»
  • Подбираю проверочное слово
  • Приведи примеры на это правило
  • Сформулируй правило, сверь его с учебником

Содержание обучающего кейса : «Обучающий анализ текста»

Выполни задание, используя справочный материал.

1.   Определите, что перед вами: слова, предложения, текст.

2.   Докажите, что это текст.

3.   Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

4.   Определите стиль текста. Докажите.

5.   Определите тему и главную мысль текста.

6.   На что указывает заглавие текста?

Приложение к кейсу

1.   Слово - единица речи.

2.   Предложение - группа слов, связанных по смыслу и грамматически.

3.   Текст - группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

4.   Текст - целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.

5.   Стихотворение, рассказ, научная статья, заметка в газету, школьное сочинение, обсуждение с приятелем планов на воскресенье - все это виды текстов.

6.   Признаки текста: состоит из группы предложений, предложения связаны по смыслу и с помощью различных грамматических средств (повторением одних и тех же слов, интонацией); имеет заголовок, предложения связаны общей темой, единой мыслью (идеей).

7.   Тема - то, о чем или о ком говорится в тексте. Часто тема отражена в заглавии.

Содержание научно-исследовательского кейса: Происхождение слова «коньки»

  • Слово и его лексическое значение (работа со словарями)
  • История происхождения слова (работа со словарями)
  • Слово и его «родственники»
  • Синонимы и антонимы
  • Слово во фразеологических оборотах
  • Рисунок слова
  • Слово в фольклоре

Действия учителя в кейсе представлены таким образом:

  • создание кейса или использование уже имеющегося    
  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек)    
  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания    
  • решений проблемы, сроками выполнения заданий
  • организация работы учащихся в малых группах
  • определение докладчиков
  • организация презентации решений в малых группах        
  • организация общей дискуссии                                          
  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации  
  • оценивание учащихся учителем      

Таким образом, главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления,  которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения.

Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МБОУ « Улюнской СОШ имени С. Хамнаева » Дашиева Альбина Жамсарановна

Слайд 2

МО учителей начальных классов Мастер-класс на тему «Применение кейс – технологии на уроках в начальной школе»

Слайд 3

КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основан- ный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Слайд 4

ГЛАВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение

Слайд 5

ВОЗМОЖНОСТИ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ учащиеся, опираясь на собствен - ный опыт, формулируют выводы, применяют на практике полученные знания, предлагают собственный ( групповой) взгляд на проблему .

Слайд 6

ЦЕЛИ КЕЙС – МЕТОДА: отработка умений работы с информацией; активизация познавательной деятельности; повышение мотивации к учебному процессу; умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации; приобретение навыков чёткого и точного изло-жения собственной точки зрения выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления само- анализа , самоконтроля и самооценки

Слайд 7

ВИДЫ КЕЙСОВ: ПРАКТИЧЕСКИЕ; ОБУЧАЮЩИЕ; НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ.

Слайд 8

МЕТОДЫ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 9

КАК СОЗДАТЬ КЕЙС? Вначале нужно ответить на три вопроса : Цель обучения Структурирование учебного материала Выбор организационных форм, методов и средств обучения Для кого и чего пишется кейс? Чему должны научиться дети? Какие уроки они из этого извлекут ?

Слайд 10

ПРАКТИЧЕСКИЙ КЕЙС: КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ БЕДЫ? 1 . Почему у сказки трагический конец? 2.Составьте памятку безопасного поведения колобка в лесу. 3.Придумайте свой конец для сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.

Слайд 11

УРОКИ, КОТОРЫЕ ПРЕПОДНЕСЛА СКАЗКА 1.Быть послушным. 2. Не играть на подоконнике! Опасно! 3. Не разговаривать с незнакомцами. 4.Не быть хвастливым. 5.Читать сказки. 6.Не оставлять совсем маленьких детей дома одних.

Слайд 12

ОБУЧАЮЩИЙ КЕЙС : «Составление памятки-алгоритма написания безударной гласной в корне» Ставлю ударение Выделяю в слове корень Определяю графически орфограмму в слове « звезда» Подбираю проверочное слово Приведи примеры на это правило Сформулируй правило, сверь его с учебником

Слайд 13

ОБУЧАЮЩИЙ КЕЙС «Обучающий анализ текста» Определите, что перед вами: слова, предложения, текст. 2. Докажите, что это текст. 3. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите. 4. Определите стиль текста. Докажите. 5. Определите тему и главную мысль текста. 6. На что указывает заглавие текста?

Слайд 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слово - единица речи. 2. Предложение - группа слов, связанных по смыслу и грамматически. 3. Текст - группа предложений, связанных по смыслу и грамматически. 4. Текст - целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. 5. Стихотворение, рассказ, научная статья, заметка в газету, школьное со-чинение , обсуждение с приятелем планов на воскресенье - все это виды текстов. 6. Признаки текста: состоит из группы предложений, предложения связаны по смыслу и с помощью различных грамматических средств (повторением одних и тех же слов, интонацией); имеет заголовок, предложения связаны общей темой, единой мыслью (идеей). 7. Тема - то, о чем или о ком говорится в тексте. Часто тема отражена в заглавии.

Слайд 15

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ- СКИЙ КЕЙС Происхождение слова «коньки» Слово и его лексическое значение (работа со словарями) История происхождения слова (работа со словарями) Слово и его «родственники» Синонимы и антонимы Слово во фразеологических оборотах Рисунок слова Слово в фольклоре

Слайд 16

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ В КЕЙСЕ создание кейса или использование уже имеющегося распределение учеников по малым группам (4-6 человек) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах определение докладчиков организация презентации решений в малых группах организация общей дискуссии обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации оценивание учащихся учителем

Слайд 17

ВЫВОД: Любой учитель, может внедрить кейс-технологию. Однако технология должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности их подготовки и проведения.