Материалы для родителей

Дашиева Альбина Жамсарановна

На этой странице размещены материалы для родительского всеобуча, памятки и  просто советы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebyonka_samostoyatelno_reshat_zadachi.docx16.92 КБ
Файл pamyatka.docx12.01 КБ

Предварительный просмотр:

       Как научить ребёнка самостоятельно решать задачи.

Методические рекомендации были разработаны в помощь:

  • родителям, чьи дети часто болеют и поэтому вынуждены пропускать занятия;
  • ученикам, которые по каким-либо причинам не усвоили, как оформлять и записывать решение задач, не могут объяснить выбор того или иного арифметического действия;
  • учителям, которым при работе над задачей важно научить учеников:

-- разделять задачу на смысловые части, находить главные слова, связанные с действием;

-- выделять величины, данные и искомые числа, устанавливать связи между ними и выбирать соответствующее арифметическое действие.

В начальных классах задача в основном предлагается для пополнения знаний учащихся, приобретения умений, совершенствования и закрепления навыков.

Цели решения задач следующие:

1) установить причинно-следственные связи и раскрыть функциональную зависимость между величинами, входящими в условие задачи;

2) научится умению логически рассуждать и делать обоснованные умозаключения при выяснении хода решения задач;

3) обоснованно выбирать арифметические действия;

4) ознакомится с решением задач определённого вида.

При этом работа с задачей преследует и широкие воспитательные цели:

1) задачи, раскрывающие достижения, воспитывают любовь к Родине;  

2) многие задачи готовят учеников применять в жизни приобретённые ими знания;

3) поиск решения развивает настойчивость, воспитывает волю;

4) участие в творческом процессе открытия решения доставляет эстетическое наслаждение;

5) сюжет задачи и числовые данные, взятые из жизни, способствуют общему развитию ребёнка;

 На первом этапе знакомства с задачей закрепляем в сознании детей математические термины, вырабатываем умение видеть в задаче данные и искомое, учим сознательно выбирать действие и определять компоненты этих действий.

Обучая детей умению самостоятельно анализировать задачу, первое время (в период, когда только вводится простая задача) мы коллективно проводим следующую работу в классе.

Например, возьмём задачу:

На ветку сначала село6 синичек. Затем прилетело ещё несколько синичек. Всего на ветку село 9 синичек. Сколько синичек прилетело на ветку во второй раз?

Сначала дети читают 2-3 раза задачу про себя. Затем задача читается вслух. Дети (под руководством учителя) выделяют первую смысловую часть задачи, то есть что говорится о первом данном, и ставят простым карандашом вертикальную черту. Затем читают задачу дальше и выделяют вторую смысловую часть, что говорится о втором данном, тоже ставят вертикальную черту. Затем выделяют третью смысловую часть.

Затем учим детей выделять в каждой части наиболее важные слова, которые несут основную смысловую нагрузку. В данной задаче дети подчёркивают: село 6 синичек, прилетело несколько, всего 9 синичек. Сколько прилетело…

После такой работы учащимся будет легко записать задачу кратко:

Село—6 син.

Прилетело - ?                  9 син.

Сделанный анализ и краткая запись помогут ученикам правильно выбрать действие.

Задача 1. Ира нарисовала 6 рыбок, а Миша 3 рыбки. Сколько всего рыбок нарисовали дети?

И. – 6 р.

М. – 3р.         ?

6+3=9(р)

Ответ. Всего 9 рыбок.

Рассуждение. Если в задаче спрашивается, сколько всего, то выбираем действие сложение.

Краткую запись можно выполнить в виде рисунка.

Задача 2. масса дыни 5 кг, а масса арбуза на 4 кг больше. Найдите массу арбуза.

Д. – 5кг

А. ?- на 4 больше

5+4=9(кг)

Ответ. Масса арбуза 9 кг.

Рассуждение. Масса арбуза неизвестна, но в условии задачи сказано, что на 4 кг больше. Выбираем действие сложение.

Задача 3. В саду собрали 10 кг смородины, а малины на 2 кг меньше, чем смородины. Сколько малины собрали в саду?

С. – 10 кг

М. ? – на 2 кг меньше

10-2=8(кг)

Ответ.8 кг малины.

Рассуждение. Сколько килограммов малины неизвестно, но в условии задачи сказано, что малины на 2 кг меньше. Выбираем действие вычитание.

Задача 4. у Коли было 6 машинок. В день рождения ему подарили ещё 2 машинки. Сколько машинок стало у Коли?

Было – 6м.

Подарили – 2м.

Стало - ?

6+2=8(м)

Ответ. Стало 8 машинок.

Рассуждение. Если в условии задачи сказано, что  коле подарили ещё 2 машинки, значит, у него машинок стало больше. Выбираем действие сложение.

Задача 5. у Саши было 10 книг. 2 книги он подарил товарищу. Сколько книг осталось у Саши?

Было – 10 кн.

Подарил – 2кн.

Осталось - ?

10-2=8 (кн.)

Ответ. Осталось 8 книг.

Рассуждение. Остаток находим действием вычитания.

Задача 6. у Вани 7 значков, а у Лены 3 значка. На сколько больше у Вани, чем у Лены?

В. – 7зн.

Л. – 3зн.

7-3=4

Ответ. На 4 значка больше.

   

 Задача 7. Длина одной полоски 8 см, а длина другой полоски 5см. На сколько сантиметров вторая                  полоска короче первой?

1 п. – 8см

2 п. – 5см        На сколько короче (меньше)

8-5=3 (см)

Ответ. На 3см короче.

Рассуждение к задачам 6 и 7. Чтобы сравнить два числа и узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

Задача 8. В первой коробке 6 карандашей, а во второй на 2 карандаша меньше. Сколько карандашей в двух коробках?

1 – 6к.

2 ? – на 2к. меньше               ?

1) 6-2=4    (к.) – столько во второй коробке.

2) 6+4=10 (к.)

Ответ. Всего 10 карандашей.

Рассуждение. Сразу ответить на вопрос задачи мы не можем, так как неизвестно, сколько карандашей во второй коробке. Количество карандашей во второй коробке находим действием вычитания, ведь в условии задачи сказано, что их было на 2 меньше, чем в первой: 6-2=4 (к)

Теперь нам известно, сколько карандашей в первой коробке и во второй. Можем узнать, сколько всего. Для этого выбираем действие сложение.

Составление выражения по задаче.

1 (первое слагаемое) -6

2 (второе слагаемое) – 6-2 (второе слагаемое выражено разностью чисел 6 и 2)

1 + 2 = всего

6+6-2=10

Задача 9.  В автобусе ехали 9 мальчиков и 4 девочки. На остановке трое из них вышли. Сколько детей осталось в автобусе?

Было ? – 9 чел. И 4 чел.

Вышли – 3 чел.

Осталось - ?

1) 9+4=13 (чел.) – всего было.

2) 13-3=10 (ел.)

Ответ. Осталось 10 человек.

Рассуждение. Мы не можем сразу ответить на вопрос задачи, так как не знаем, сколько всего было детей. Сколько всего ехало детей, узнаем сложением: 9+4=13 (чел.)

Теперь нам известно, сколько всего детей ехало, и мы можем узнать, сколько осталось после того,

Как трое из них вышли. Остаток находим вычитанием.

Составление выражения по задаче.

Было (уменьшаемое) – 9+4 (уменьшаемое выражено суммой чисел 9 и 4)

Вышли (вычитаемое) – 3

Осталось (значение разности) - ?

Было – Вышли = Осталось

9+4-3=10

Задача 10. В гараже стояло 20 машин. Сначала выехало 7 машин, а потом 3 машины. Сколько машин осталось в гараже?

                                        1 способ

Было -20м.

Выехало ? – 7м. и 3м.

Осталось -?

1) 7+3=10

2) 20-10=10 (м.)

Ответ. Осталось 10 машин.

Рассуждение. Мы не можем сразу ответить на вопрос задачи, так как не знаем, сколько всего выехало машин. Находим сложением: (7+3)=10 м.). Остаток находим вычитанием.

Составление выражения по задаче.

Было (уменьшаемое0 – 20

Выехало (вычитаемое) – 7+3 (вычитаемое выражено суммой чисел 7и 3)

Осталось (значение разности) -7

Было – Выехало = Осталось

20-(7+3)=10

                                       2 способ

Было (уменьшаемое) -20

Сначала выехало – 20-7-3

Было – Сначала выехало – Потом выехало = Осталось

20-7—3=10



Предварительный просмотр:

Примерная памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

  1. Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  3. Не ставьте  своему ребёнку каких бы то ни было условий.
  4. Будьте тактичны  в проявлении мер воздействия на ребёнка.
  5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяйте делать себе самому.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
  7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувсвами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребё1нком в зависимость от его учебных успехов.
  10. Помните, что ребёнок  - это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!