Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Дашиева Альбина Жамсарановна

На этой странице размещены собственная технология "Формирование техники чтения",  дидактический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технология 21.82 КБ
Файл uprazhneniya_dlya_skorochteniya_prilozhenie_no1.pptx69.53 КБ
Файл uprazhneniya_no2.pptx42.45 КБ
Файл uprazhneniya_no.pptx42.39 КБ
Файл uprazhnenie_no8.pptx57.83 КБ
Файл upr_no6.pptx55.45 КБ
Файл upr_no4.pptx54.2 КБ
Файл upr_no4.pptm43.27 КБ
Файл upr_7.pptx54.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технология формирования техники чтения

Когда дети приходят в первый класс они имеют разную готовность к школе: одни   читают, другие знают часть букв и многие не знают ни одной буквы.

Все дети делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков по типам восприятия, передачи и хранения информации. Визуалы легко обучаются чтению, многие читают до школы. Но им трудно воспринимать информацию на слух. Аудиалы долго запоминают написание букв, трудно выучиваются читать, им  сложно перекодировать значки на бумаге в звуки. Труднее всего даётся чтение кинестетикам. При слоговом чтении они не могут получить нужных ощущений.

Недостатки качества чтения:

- общее недоразвитие речи, в частности нечёткое произношение звуков;

- слоговое чтение;

- прочитывание слов с ошибками;

- мал объём слуховых и зрительных восприятий, а также угла зрения;

- слабо выработан навык антиципаций (предугадывание слов по первому слогу);

- недостаточно сформирована устойчивость внимания;

- маленький словарный запас у учащихся;

- неумение читать «про себя»;

- узкий читательский кругозор;

Направления, над которыми  надо работать:

1. Повышение скорости и одновременно качества чтения.

2. Формирование приёмов понимания прочитанного.

3. Развитие  речи учащихся.

4. Расширение, углубление, упорядочение читательского кругозора.

Умение читать – это важнейшее коммуникативное умение, на базе которого развиваются и совершенствуются другие коммуникативные умения, прежде всего – излагать свои мысли.

Умение читать способствует формированию у школьников такого общеучебного    умения, как умение учиться.

Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текста, определить уровень понимания прочитанного?

Процесс чтения представляет собой сложный акт, который включает технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две составляющие находятся в теснейшей взаимосвязи. Однако это взаимосвязь в полной мере осуществляется только у бегло читающего человека. А у ребёнка, который ещё обучается этому трудному делу, отчётливо прослеживается иная иерархическая связь: главенство технических навыков. Ведь если ребёнок быстро и безошибочно не может опознать букву, прочитать её в сочетании с последующими буквами, синтезировать слово. А затем соотнести прочитанное орфографически слово с его орфоэпическим  аналогом, имеющим в его памяти, другими словами раскодировать написанное слово,  то он не поймёт, во всей полноте смысл даже хорошо узнаваемого по сюжету предложения, не говоря уже о тексте.

Поэтому издавна учителя, методисты, психологи, наконец, родители искали и продолжают искать продуктивные пути и способы  обучения чтению.

Теоретической основой решения  данной проблемы является опыт учёных, педагогов-новаторов и психологов, работающих в этой области:

- психолог Т.Е. Егоров;

- доктор педагогических наук И.Т. Федоренко. Зрительные и слуховые диктанты;

- И.Г. Пальченко ученик и продолжатель дела И.Т. Федоренко. Этапы развития чтения;

- В.Н.Зайцев. Резервы чтения;

- А.М.Кушнир. «Информационно-ценностный подход в обучению»;

- учителя города Белгород. Динамическое чтение.

В 50-е годы советский психолог Т.Е. Егоров исследовал процесс формирования навыков чтения и пришёл к выводу, что чтение это такой вид деятельности, для которого характерны 2 взаимосвязанные стороны: движение глаз и речедвигательные процессы и движение мыслей. Синтез этих сторон – конечная задача развития навыка чтения.

Это теория рекомендует в целях совершенствования технической стороны процесса чтения включать в структуру урока специальные упражнения для развития зрительного восприятия и  совершенствования произношения.

Доктор педагогических наук И.Т. Федоренко определил значения зрительного и слухового восприятия в формировании навыков чтения, роль оперативной памяти, произвольного и непроизвольного внимания, центрального и периферического зрения. Автор указывает на факты, положительно влияющие на выработку техники чтения и тормозящие её.

«К первым относятся интерес к чтению, внимательность, антиципирование, учёт и корректировка техники чтения. Ко вторым – «трудные» слова, регрессия (возвратное движение глаз), слабая артикуляция, плохо поставленное дыхание. Для развития техники чтения необходимо первую группу факторов совершенствовать, а вторую устранять». (И.Т. Федоренко Подготовка учащихся к усвоению знаний. Киев, 1980 г).

И.Г. Пальченко ученик и продолжатель дела И.Т. Федоренко, применил разработанную методику в работе с детьми классов коррекции. По мнению педагога необходимо выделять 5 этапов развития техники чтения.

                     

 ЭТАПЫ

РОСТ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ: СЛ В МИН.                

СХЕМА РАБОТЫ ПО НОМЕРАМ УПРЖНЕНИЙ

1.

начальный

0-10

0-1-2-4-3, 0-1-4-3

2.

Развитие кратковременной памяти

10-50

0-1-2-4-3-5-6,

 0-2-4-3-5-6

3.

Совершенствование внимания и развитие

50-80

2-4-3-5-6

4.

Уверенное чтение адаптированных текстов

80-90

4-5-7-6

5.

Беглое чтение любых текстов

100-120

Самостоятельное чтение

В схемах работы представлены следующие виды упражнений:

0 – аудирование, прослушивание чтения учителя; 1 – чтение за дикторов; 2 – чтение в паре; 3 – пересказ с опорой на текст; 4 – многократное чтение; 5 – убыстрение темпа  чтения; 6 – переход на незнакомый текст; 7 – чтение с отрывом взгляда от текста.

Этапность формирования навыков чтения, схемы работы – попытка автора решить одну из педагогических проблем: как соединить психологию обучения с прикладной методикой. Например: чтение за диктором способствует развитие артикуляции и выработке навыков слитного чтения слов. Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся. Пересказ с опорой на текст приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти. Чтение с отрывом взгляда от текста (так называемое учительское, дикторское) – приучает к быстрой ориентировке в тексте за счёт расширения угла зрения, увеличение кратковременной памяти, умение распределять внимание. Многократное чтение – способствует накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому выразительному чтению уже на этапе обучения грамоте.

Для классного и внеклассного чтения рекомендуется использовать предложенные В.Н. Зайцевым резервы техники чтения.

Чтобы повысить технику и осознанность чтения, учителя Белгородской области пользуются нетрадиционным методом обучения чтению – методом динамического чтения.

При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст  в целом, воспринимает всю информацию. Динамическое чтение – это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный  и слуховой аппарат.

Технология Алексея Михайловича Кушнира называется «Информационно ценностный подход в обучению чтению». А.М. Кушнир предлагает использовать звуковой ориентир (живой голос учителя, магнитофон), а малыши при этом водят пальчиком за указкой учителя на плакате, а позднее – по строчкам книги. И понимают смысл, и рисуют зрительные образы, и т. д. Ведь дети, как и все люди, делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков по типам восприятия, передачи информаций.

А пение, сначала хорошо знакомых песен, затем – новых, ребятам просто очень нравится. Они не догадываются, что это тоже упражнение в чтении. Ведь во время пения глаза опережают на два-три слова звучащий текст. Очень помогает целостному восприятию слова, предложения  - симультанное чтение (мелькание). Это восприятие – вспышка. Ребёнок не всегда успевает прочесть слово, показанное учителем (2-3 с.), но его глаза задерживают зрительный образ. Через 5-6 слов он «дочитывает» пропущенное слово по вспомогательному эйдетическому зрительному образу.

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления.

Анализ данных исследований и опыт учёных, педагогов-новаторов позволил мне сформулировать ряд принципиально важных для меня теоретических выводов и, исходя из них я выявила показатели положительно влияющие на отработку недостатков качества чтения:

- развитие артикуляции;

- расширение угла зрения;

- избавление от регрессий;

- развитие умения антиципировать (предугадывание, догадка);

- умение распределять внимание;

- развитие кратковременной памяти;

- понимание и осмысление прочитанного;

Работая над данной проблемой,  я разработала

Технологию формирования техники чтения. 

Цель: научить ребёнка быстро и осознанно читать, оценивать полученную информацию и реагировать на неё.

Задачи:

-сформировать правильный навык чтения;

-постоянно развивать интерес к чтению, расширять кругозор чтения младшего школьника, его начитанность;

-воспитывать средствами чтения гражданские чувства, активное отношение к читаемому;

-научить работать с учебной и детской книгой;

- обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов.

Алгоритм технологии по совершенствованию техники чтения состоит из 7 групп упражнений.

1. Работа над артикуляционным аппаратом. Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения. 

К ним относятся:

- артикуляционная гимнастика;

-упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;

- труднопроизносимые слова;

2. Развитие периферического зрения. Умение видеть без движения зрачков одновременно несколько слов. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения.

- упражнение на восполнение пропусков букв в словах;

-чтение строчек с прикрытой нижней половиной;

- работа с таблицами Шульте, Швайко;

- чтение текста через слово;

3. Работа, направленная для избавления от регрессии или челночного чтения (чтения с возвратом) Упражнения, направленные на избавление от регрессий.

- чтение с карточками;

- чтение с решетками;

4. Развитие антиципации (смысловой догадки). Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

-  догадка конца слова по его началу;

- упражнение на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога;

5. Развитие внимания. Упражнения, вырабатывающие внимание к лову и его частям, являющиеся предпосылками правильного чтения. Задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить уровень внимания.

- найди лишнюю букву;

- лишнее слово;

- поиск в тексте заданных слов;

- чтение перевёрнутого текста;

6. Работа над объёмом оперативной памяти учащихся. Известно, что объём памяти взрослого человека, составляет 7+_2 единиц хранения. У младшего школьника на 2 единицы меньше. Этой единицей может быть буква, слог, фраза, идея. Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц более ёмкими. Этому способствует:

- зрительные и слуховые диктанты И.Т.Федоренко;

- многократное чтение;

7. Приёмы осмысления текста. Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определёнными приёмами, к которым относится осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация (мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения). Упражнения, направленные на осмысление текста.

- работа с деформированным текстом;

- придумать заголовок;

- придумать концовку;

- ответы на вопросы;

Научная новизна и практическая значимость:

Отличительной особенностью моей работы является то, что я выявила показатели,  положительно влияющие на технику чтения. И систематизировала упражнения, направленные на отработку этих показателей.                                            

Данные  мониторинга свидетельствуют о том, что у учащихся наблюдается хороший результат.      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения для скорочтения Приложение № 1

Слайд 2

1. « Забей гол». Рот закрыт, губы без движения, язык кончиком задевает щёки.

Слайд 3

2. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

Слайд 6

4. 18 15 19 34 13 24 23 25 29 22 14 33 11 20 28 27 31 26 32 12 17 35 16 30 21

Слайд 7

5. “Молния” Упражнение заключается в чередованиичтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде “Молния!” и продолжается с 20 сек. (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения №2

Слайд 2

1 . «Почисти зубы » Кончиком языка при закрытом рте, чистим зубы.

Слайд 3

2. Скороговорка В один, Клим, клин колоти.

Слайд 4

кадр шифр

Слайд 5

Восход чанза

Слайд 6

1 12 13 19 5 9 21 34 15 28 22 31 2 23 6 33 11 35 14 27 4 30 24 8 7 26 16 3 17 10 32 18 25 29 20

Слайд 7

5 . “ Буксир” Я читаю вслух текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю. Упражнение вводится для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения №2

Слайд 2

1 . «Почисти зубы » Кончиком языка при закрытом рте, чистим зубы.

Слайд 3

2. Скороговорка В один, Клим, клин колоти.

Слайд 4

Кот Мяч

Слайд 5

Ручка К нига

Слайд 6

1 12 13 19 5 9 21 34 15 28 22 31 2 23 6 33 11 14 27 4 30 24 8 7 26 16 3 17 10 32 18 25 29 20

Слайд 7

5 . “ Буксир” Я читаю вслух текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю. Упражнение вводится для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Слайд 2

2. Скороговорка Полили ли лилию, видели ли Лидию?

Слайд 3

1. Федя решил задачу у доски.

Слайд 5

2. Загорелась в небе зорька.

Слайд 7

3. На деревьях сверкал иней.

Слайд 9

4. Город Киев стоит на Днепре

Слайд 11

5. В лесу собирают землянику

Слайд 12

23 е 39 о с 30 29 32 а к 31 д ж л 24 м п 33 35 б н 25 34 38 36 й в 37 г з 27 р 26 и ё 28 ф 40 х т ц у

Слайд 13

5. . ПЕРЕСКАЗ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ. После многократного чтения текста, ученики пересказывают его содержание. При возникновении затруднений разрешается подглядывать в учебник. Это упражнение приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию угла зрения, кратковременной памяти и закладывает основу для успешной домашней работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. « КАЧЕЛИ» Водить нижнюю челюсть сначала из стороны в сторону, затем вперёд- назад.

Слайд 2

Скороговорка Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

Слайд 3

1. Весело бегут ручьи.

Слайд 5

2. Подул резкий ветер.

Слайд 7

3. Зоя прилежно учится.

Слайд 9

4. Дятел долбил дерево

Слайд 11

5. Я хочу посадить цветы.

Слайд 13

17 27 21 38 26 25 33 40 31 19 30 35 16 34 39 32 22 37 36 23 18 24 28 20 29

Слайд 14

5. Чтение с отрывом от текста


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Задуй свечу» Щёки должны быть вытянуты

Слайд 2

Скороговорка На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

Слайд 3

1. Тает снег. (8 букв)

Слайд 5

2. Идёт дождь. (9

Слайд 7

3. Небо хмурое. (10)

Слайд 9

4. Коля заболел. (11)

Слайд 11

5. Запели птицы. (11)

Слайд 12

4. ЧТЕНИЕ « ПИРАМИДОК СЛОВ». ЛЕС ЛЕСА ЛЕСНОЙ ЛЕСОВИЧОК

Слайд 13

5. “Губы Упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде “Читать про себя!” дети прикладывают палец левой руки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. «ГРИБ» Язык присосать к нёбу и широко открыть рот.

Слайд 2

2. Наш голова вашего голову головой переголовит , перевыголовит .

Слайд 3

1. Поле опустело. (12)

Слайд 5

2. Трещат морозы. (12)

Слайд 7

3. Я ищу землянику. (13)

Слайд 9

4. В лесу росла ель. (13)

Слайд 11

5. Наступила осень. (14)

Слайд 13

ж г ш р д н л ц ь й т м а п щ в л х ф е с ы ё э о з б ч у и

Слайд 14

5. Чтение с отрывом от текста При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс или на какой- либо предмет, возвращаясь затем к чтению. Это упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте засчёт расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память, тренируется распределении внимания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.« ТЕПЛО» Сделать трубочку из языка и подуть в неё, чтобы на ладошке ощутить тёплый воздух

Слайд 2

2 . Скороговорка Клюет курка крупку, курит турка трубку.

Слайд 3

1. Иней запушил деревья.

Слайд 5

2. Без воды цветы вянут.

Слайд 7

3 . Пролетело жаркое лето.

Слайд 9

4 . Возле дома посадили ель

Слайд 11

5. Солнышко светит и греет.

Слайд 12

нет нап тик луч шен мпи чая чвш яык сам кри свч дпс кот сен кру фри цыл дуг вра дог сми щец кар кря чив сол при гоп неп рэп сол джа ткы жуф юпк

Слайд 13

5 . Убыстрение темпа Убыстрение доводится постепенно до темпа скороговорки. Упражнение развивает угол зрения, позволяет фиксировать по 2-3 слова одновременно.