Система оценивания образовательных достижений

Дашиева Альбина Жамсарановна

Изменения, произошедшие в содержании современного образования - перенос аакцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формировании общеучебных умений, на развитие самостоятельных учебных действий - влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

           по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,

     по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

           Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;

           Обеспечить обратную связь;

           Оценить степень достижения намеченных целей;

           Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;

           Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Функции оценивания:

   стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;  

           диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;  

    проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу

     формирование у обучающихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;  

           мощный мотив учебной деятельности обучающихся;  

           изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса обучающихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

Что требуется: разработка такой системы оценивания образовательных результатов обучающихся, которая:

           устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценки;

           позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) обучающегося и создать условия, в которых школьник получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;

           позволит ввести в практику оценку планируемых результатов образования (личностных, метапредметных, предметных).

Регулярная оценка даёт информацию о том, как обучающийся приобретает знания; исходя из неё учитель и обучающийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия учителя и обучающегося делают такую оценку «формирующей».

В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более осознанным и эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять когда достигнут планируемый результат. 

Что это – очередное «модное» слово в лексиконе сегодняшнего педагога или насущная необходимость?

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».(Фишман И.С., Голуб Г.Б. )

 

Как же правильно организовать «подкормку и полив» наших учеников? Как Вы понимаете роль и способы реализации формирующего оценивания в современной школе?

Формирующее оценивание

(1) Под формирующим оцениванием понимается осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков учащегося; учащегося направляют и вдохновляют на дальнейшую учебу, и помимо этого осуществляется планирование целей и путей продолжения учебы. Формирующее оценивание сосредоточивается прежде всего на развитии учащегося, то есть на сравнении его успехов с прежними достижениями. При осуществлении обратной связи своевременно и по возможности точно описываются сильные стороны и недостатки учащегося, а также даются предложения по дальнейшей деятельности, поддерживающей его развитие.

(2) В ходе урока или другой учебной деятельности осуществляется обратная связь между учителем, учащимся, его товарищами, как правило, в устной или письменной форме (или посредством самооценки ученика), относительно знаний и умений, касающихся учебного предмета и предметного цикла (в том числе общих компетенций, учебных и воспитательных целей школьной ступени и сквозных тем), а также относительно поведения и ценностных установок.

(3) Учащийся привлекается к процессу оценивания, чтобы развивать его умение ставить цели и на их основе оценивать свою учебу и поведение, а также повышать интерес к учебе.

(4) В ходе повседневной деятельности коллективом школы предоставляется учащемуся возможность обратной связи с целью способствовать формированию поведения, ценностных установок учащегося. Основная школа реагирует на случаи, которые вступают в противоречие с общепризнанными ценностями и добропорядочностью.

(5) В ходе развивающего собеседования анализируется развитие учащегося и то, как он справляется с учебой, исходя из его индивидуальных особенностей, а также исходя из того, что считает важным учащийся, родители или школа (например, поведение и эмоциональное состояние, ценностные установки, мотивация, интересы, знания и умения). Развивающее собеседование позволяет осуществлять обратную связь относительно формирования общих компетенций, достижения учебно-воспитательных целей, предусмотренных для школьной ступени, целей сквозных тем, целей и результатов обучения по предметам и предметным циклам. В ходе собеседования ставятся новые цели обучения. Важной составной частью собеседования является самооценка учащегося.

(6) В качестве одного из средств формирующего оценивания можно использовать учебное портфолио. Учебное портфолио в качестве дневника включает в себя как учебные работы, так и их анализ и обратную связь. Учебное портфолио можно составлять на базе учебных предметов и предметных циклов, сквозных тем или общих компетенций. Учебное портфолио можно использовать в качестве основы для развивающего собеседования.

            Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

         Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:

           элемент эффективного планирования,

           в центре внимания то, как ученики приобретают знания,

           является ключевым профессиональным навыком педагога

           обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев,

           помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты,

           развивает способность к самооценке и взаимооценке,

           отражает все образовательные достижения

           должна быть постоянным элементом урока

         Формирующее оценивание позволяет учителю:

           четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

           сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;

           может помогать учиться на ошибках;

           может помогать понять, что важно;

           может помогать понять, что у них получается;

           может помогать обнаруживать, что они не знают;

           может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

          Пять принципов формирующего оценивания

1.       Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

2.       Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

3.       Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.

4.       Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.

5.       Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах

Система критериального оценивания должна давать возможность:

           определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал,

           определить, сформирован ли тот или иной практический навык,

           сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

 Как разрабатывать систему критериальной оценки:

           критерии направлены на оценку работы обучающегося (на промежуточном или итоговом этапе);

           работа обучающегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;

           критерии известны обучающимся заранее;

           создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому ученик может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

           критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей 

       Оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования учителем комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи.

Использованная литература:

1.Фишман И.С, Голуб Г.Б, «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся»

2.Пинская М.А., «Формирующее оценивание: оценивание в классе»



Предварительный просмотр:

C:\Users\25\Documents\пейзаж\Пейзаж Баргузинской долины 28.jpg

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)

да нет        

1.Регулярно выполнял (а) домашние задания

2.По необходимости консультировался (ась) с учителем

3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки

4.Регулярно вел (а)записи в тетради

5.Знаю, как работать со справочной литературой

6.Умею конспектировать тему

7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

8.Делал (а) устное сообщение

9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу

10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово.

11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.

Составление недельных отчётов:

1.Чему я научился за эту неделю?

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Таблица показателей правильного выполнения заданий по русскому языку

Навыки

1 этап

2 этап

за год

1

Списывание

2

Определение частей речи

3

Выделение грамматической основы

4

Нахождение корня слова

5

Нахождение проверочных слов

Таблица показателей правильного выполнения заданий по математике

Навыки

1 этап

2 этап

за год

1

Запись условия задачи

2

Решение задачи

3

Ответ задачи

4

Решение табличных случаев сложения

5

Решение табличных случаев

вычитания

6

Решение уравнений

7

Геометрические фигуры и тела

8

Сравнение чисел

9

Сравнение выражений

Лист самооценки выполнения домашнего задания

да

нет

1. Я сделал домашнее задание.

2. Я сразу понял, что требуется сделать.

3. У меня не возникало трудностей при выполнении

4. Я выполнил все грамматические задания.

5. Я выделил орфограммы.

6.Я проверил свою работу, исправил ошибки.

7.Я работу выполнил старательно, аккуратно

8.Я выполнил работу над ошибками

Лист самооценки работы в группе

да

нет

1. Я был активен в группе.

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание.

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

4. Я не отвлекался от основной работы.

5. Я очень хотел успешно выполнить задание.

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы.

7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно

Педагогические приемы: 

  • прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
  • прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
  •  прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
  •  прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
  • прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
  •  прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
  •  прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
  •  прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
  •  прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
  •  прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти  себе «помощника» с п. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);
  • - прием  «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
  • - прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);
  • - прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);
  • - прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
  • -  прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);
  • - прием «умные вопросы»  (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).


Предварительный просмотр:

Тест по математике 3 класс

В каждом задании найди и подчеркни правильный ответ. Желаю удачи.

Критерии оценок:

1 «+» = 1 балл

10-11 баллов -  отметка «5»

8-9  баллов – отметка  «4»

5-7 баллов – отметка «3»

менее 5 баллов – Отметка «2»

1. Если 9 увеличить в 3 раза, то получится:

а) 24     б) 37    в) 27

2.  Если 9 увеличить на 3, то получиться:

            а) 12    б) 27    в) 13

3. Произведение чисел 9 и 2 равно произведению чисел 3 и []:

            а) 3    б) 6    в) 8

4. Если 20 уменьшить в 5 раз, то получится:

           а) 8    б) 5    в) 4

5. Если 20 уменьшить на 5, то получится:

           а) 10    б) 15    в) 25

6. Частное чисел 27 и 9 равно разности чисел  [] [] -  9.

           а) 12    б) 11    в) 15

7. Если карандаш стоит 3 р., а альбом в 4 раза дороже, то альбом стоит  [][]р.

           а) 14    б) 12    в) 16

8. Если тетрадь стоит 5 р., а альбом на 7 р. дороже, то альбом стоит:

           а) 18    б) 12    в) 35

9. Если число [] увеличить в 4 раза, то получится 28.

           а) 8    б) 20    в) 7

10. Туристы осмотрели 9 залов музея, и им осталось осмотреть ещё 5 залов. На  сколько больше залов туристы осмотрели, чем им осталось  осмотреть?

           а) на 4 зала    б) на 5 залов   в) на 7 залов

11*. Поставь скобки так, чтобы равенство стало верным.

27+9:9*5=20

Выбери нужный смалик.



Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Процесс оценивания деятельности учащихся является  важной составляющей образовательного процесса. Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися  новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.

Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях:

  • Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательный процесс. Оценивание осуществляется практически  на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
  • Оценивание может быть только критериальным. Критериями выступают результаты, соответствующие учебным целям.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся и могут вырабатываться  ими  совместно.
  • Учащиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

        

  • Принципы  современной  системы оценивания:

  •  в центре оценивания – ученик;

  • учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;

  • оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

Цель оценивания – улучшать качество учения.

Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы, как ученика, так и учителя.

Я   считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом. Оценивание является процессом, т.к. учитель самостоятельно или совместно с учащимися разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать работу учащихся.

Оценивание также является и результатом, показателем полноты, правильности усвоения знаний, развития умений и  навыков. Несомненно, оценивание может  стимулировать учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.

Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания,   имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям  учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание,  взаимооценивание,  рефлексию.

Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность.

Приём самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные  тесты  мои ученики    проверяют сами по  слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.

Основные функции самооценки:

констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Таким образом, главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

К каждой теме по русскому языку и математике необходимо разрабатывать новый лист самооценки, т.к. изменяются предметные УУД.  

Лист самооценки на уроке математики:

ФИ ______________________________  Тема: _____________________________________

Этап урока

Критерии оценивания

Дата

Дата

Дата

Проверка домашнего задания

Выполнена вся домашняя работа – 2 б.

Работа выполнена не полностью, есть ошибки – 1 б.

Не выполнена работа – 0 б.

Устный счет

Повторение пройденного материала

Правильный ответ – 2 б;

Неполный ответ – 1 б;

Неправильный ответ – 0 б.

Решение задач, примеров

Индивидуальное решение у доски (на месте):

Выполнил всё задание правильно – 2 б.

Выполнил всё задание с 1-2 ошибками – 1 б

Почти ничего не смог выполнить правильно – 0 б.

(суммируются баллы за количество решенных заданий)

Итог урока

На уроке было всё понятно – 2 б.

На уроке немного затруднялся, не все понятно – 1 б.

На уроке было трудно, ничего непонятно – 0 б.

Итого баллов за урок

Моя отметка за урок

Отметка учителя

Лист самооценки  Ф.И._______________________________________

Дата

д/з

Работа в группе

Устные ответы

Работа в  тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-2 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-5 баллов

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

 8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

На уроках математики, перед самостоятельной работой,  мы обсуждаем, как будем оценивать то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа.  Например, задача – 3 балла (1 б. – чертёж,  1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), уравнение – 2 балла (выбор действия и вычисления), пример – 1 балл,  нахождение периметра -3 балла  (1 б. – чертёж,  1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), решение примера графически 1 балл, преобразования именованных чисел 1 балл, сравнение чисел, именованных чисел 1 балл и так далее.

Отметка «5» ставится, если набирают максимальное количество баллов или - 1балл. Остальные отметки выставляются по количеству набранных баллов.

Лист самооценки. Ф.И.__________________________________________

Критерии:

Да +,        нет -

На уроке я отвечал  устно.  

Я решил без ошибок  в тетради  задачу.

Я решил без ошибок  примеры.

Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

В тетради я работал аккуратно

Отметка за урок

На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.

Ф.И.

Задание  по русскому языку

Проверяемое

Проверочное

ед.ч.  или  мн. ч.

уменьш. – ласкательное

Другое однокоренное

Ст…ной

стены

стеночка, стенка

Л..сичка

Л…сной

Тр…ва

Сл…ва

Оценка работы

обучающегося

                 -   всё  правильно

               

                - есть ошибки, но сам

                - не выполнил задание

Оценка учителя

Оценочный лист «Списывание»

Ф.И. ___________________________________________

Элементы оценивания

Ученик

Учитель

Красная строка

Большая буква

Точка

Перенос слова

Грамотность

Аккуратность

Отметка

Оценочный лист «Однокоренные слова».

Ф.И._____________________________________________

Критерии

Задание 1

Задание 2

Умею подбирать однокоренные слова

Умею находить корень в слове

Умею определять значение слова

Умею пользоваться алгоритмом

Выбери и подчеркни нужный вариант:

Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова однокоренными

Я могу / сомневаюсь / не могу /различать слова с одним корнем, но разным значением

Оценочный лист «Безударные гласные».

Ф.И._____________________________________________

Критерии

Задание 1

Задание 2

Умею ставить ударение в словах

Умею находить безударную гласную  

Умею находить проверочное слово

Умею пользоваться алгоритмом

Лист самооценивания  работы на уроке литературного чтения

Что делаем на уроке

Отметка о выполнении:

 «!»  - всё верно,  

«+» - есть ошибки,

« –» - не справились.

Дополнение учителя

к оценке

  1. Проверка домашнего задания

  1. Словарная работа

  1. Работа с текстом.

  1. Ответы на вопросы

  1. Общий итог по уроку.

Выбери нужную букву:

У-у меня многое получилось

Р – работал с удовольствием

О – одноклассники доставили удовольствие своей работой

К –кое-что казалось сложным, но я старался

               

Оценочный лист  «Чтение по ролям»

Ф.И._____________________________________________

Критерии

Моя оценка

Оценка учителя

Своевременно начинал(а) читать свои слова

Читал(а) без ошибок

Работал(а) голосом, подбирал(а) правильную интонацию

Соблюдал(а) знаки препинания.

Читал(а) выразительно

                              Оценочный лист «Пересказ»

Критерии

Моя оценка

Оценка учителя

Назвал(а) автора и произведение

Пересказывал(а) самостоятельно , без помощи  учителя

Содержание излагал(а)  последовательно

Искажения при пересказе

Точное употребление слов, выражений

Выразительность пересказа

Правильно ответил(а) на все вопросы

Вывод: У меня всё получилось, я могу ….

                   Мне нужно поработать над…

                   Мне требуется помощь (в чём?)….

                       

Оценочный лист  «Выразительное чтение  наизусть»

Критерии

Моя оценка

Оценка учителя

Назвал(а) автора и произведение

Читал(а) наизусть без ошибок

Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова

Темп  чтения  выбрал(а)  необходимый

Передал(а) настроение стихотворения

Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы

Читал(а) достаточно громко

Ребята учатся не только самооценке, но и ещё взаимооценке.

                                 

Лист оценивания одноклассников

Одноклассники также оценивают чтение наизусть , ставя +/-

Критерии

Назвал(а) автора и произведение

Читал(а) наизусть без ошибок

Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова

Темп  чтения  выбрал(а)  необходимый

Передал(а) настроения стихотворения

Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы

Читал(а) достаточно громко

Слушал(а) с интересом

На уроках практикую   парное оценивание,  взаимопроверку.

Лист взаимооценки выразительного чтения

Критерии чтения

Я как исполнитель

Мнение слушателя

Названы автор и заглавие произведения

Передано настроение автора и героя

Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части

Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний

Выбран необходимый темп чтения

Текст прочитан с необходимой громкостью

Удачно нарисован голосом словесный образ….

Слушателям понятно то, о чём было прочитано

Критерии оценивания использую и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при  выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.

Лист самооценки работы в группе

да

нет

1. Я был активен в группе.

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание.

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

4. Я не отвлекался от основной работы.

5. Я очень хотел успешно выполнить задание.

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы.

7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно

Ученику оценочный лист дает возможность:

- научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;

- фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;

- планировать собственные действия по коррекции работы.

Использование оценочных листов позволяет учителю:

- получить информацию о достижениях и проблемах учащихся  

- делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;

- получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;

- проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;

- договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время;

- выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу);

-  заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.

Для   формирования адекватной самооценки учащихся используются  следующие формы рефлексии: «Светофор», «Лесенка успеха», «Говорящий рисунок», «Волшебные линеечки», «Дерево успехов», «Карточка сомнений».

 На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

+ – НОВОЕ

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

! – ДУМАЛ ИНАЧЕ

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями.