Оценивание образовательных достижений

Эрдыниева Чимита Хобисхаловна

Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie_obrazovatelnyh_dostizheniy_uchashchihsya.docx73.35 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений учащихся

начальной школы в соответствии с ФГОС

Целью обучения сегодня становится  не только вооружение учащихся той или иной суммой знаний, а умение их мыслить на основе полученных знаний.  Школа должна  учить учиться, а конечным результатом обучения должен стать уровень сформированности учебной деятельности.

Отсюда,  основной задачей и критерием оценки в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) выступает не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение учащимися  системой учебных действий.

Особое место в формировании умения учиться у младших школьников принадлежит становлению контрольно-оценочной деятельности. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего “знания – незнания”.  Г. Цукерман пишет, что “действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт”.  

Оценка - это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного воспитания учащихся. Под оценкой успеваемости учащегося подразумевают систему определенных показателей, которые отражают объективные знания и умения учащегося. Оценка учитывает объем, уровень и качество овладения учеников знаниями, умениями и навыками. Объем знаний по определенному предмету - это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий, которые лежат в основе данной науки и интерпретируются в школьных программах.  В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН установленным государством эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия, т.е. в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.

ФГОС НОО содержит  чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов:

1.Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое  (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

           2.Оценивание может быть только критериальным.

   Основными критериями оценивания выступают ожидаемые   результаты,

   соответствующие учебным целям.

3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4.Оценивать можно только то, чему учат.

5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

                Главная задача учителя – научить учеников  самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной  - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

         Формирование оценочной самостоятельности  начинается  с первых дней пребывания  ребёнка в школе.        

       Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:  Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.                                                                            

         Для оценивания деятельности на уроках  использую следующие  приемы: 

        Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

       Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.

          Листы достижения применяемые ежеурочно на каждом уроке. Ученик оценивает себя на каждом этапе урока и ставит соответствующую оценку себе.    Таким образом, для формирующейся личности младшего школьника важно терпеливое объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку.

Лист индивидуальных достижений по литературному чтению

                           ученика (цы) 2 класса_____________________________________

Условные обозначения:

 Умею  +

Умею, но допускаю ошибки + –

Не умею –

Умения                            дата

1

Выразительно и правильно читать.

2

Пересказывать текст.

3

Отвечать на вопросы к тексту.

4

Составлять  вопросы к тексту.

5

Делить текст на части

6

Составлять план текста

7

Количество слов при проверке техники чтения

Количество:                         +

                                                     _            

Отметка

7-   «+» -«5»

5-6 «+»- «4»

3-4 «+»- «3»

1-2  «+»- «2»

Норма чтения в 3 четв. : «5»- 65 и больше слов         и 4 четв.: «5»- 70 и больше слов        

                                                    «4»- 50-65 слов                            «4»- 55-70 сл

                                                   «3»- 35-49 слов                             «3»- 40-52 сл

                                                   «2» - менее 35 слов                       «2» - менее 40 сл

Лист индивидуальных достижений по русскому языку

                           ученика (цы) 2 класса_____________________________________

Баллы

2 б.

Умею

1 б.

Умею, но допускаю ошибки

0 б.

Не умею

Знание:                            дата

1.

Списывание

2.

Каллиграфия

3.

Пропуски , замены, искажения

4.

Большая  буква в начале предложения

5.

Знаки  препинания в конце предложения

6.

Большая  буква в именах собственных

7.

жи – ши, ча – ща, чу – щу

8.

Обозначение  мягкости согласных при письме

9.

Разделительный  ь и ъ знаки

10

Безударные  гласные в корне слова

11

Парные  по глухости – звонкости согласные в корне слова

   

12

Удвоенные  согласные

13

Словарные  слова

14

Перенос  слов

Итого баллов:

22-24 б- «5»  

 20-21 б- «4»   

15-19 б- «3»     

10-14 б- «2»

Лист индивидуальных достижений по математике

ученика (цы) 2 класса_____________________________________

Условные обозначения:

Умею  +                       Умею, но допускаю ошибки + –

                                                                 дата                                                                                                                                                  

Знание

 1.

Последовательность и название чисел в пределах 100

 2.

Таблица сложения и вычитания однозначных чисел

 3.

Состав чисел  2-20

 4.

Правила порядка выполнения действий

 5.

Связь между компонентами и результатом действия

 6.

Соотношение между  единицами  длины

                                                           массы

                                                           времени

7.

Название геометрических фигур

В пределах 1000 000 числа:    читать

8

                                                   записывать

9

                                                   сравнивать

10

Представлять число в виде суммы разрядных слагаемых

11

Выполнять в пределах 1000 000  письменное    сложение

вычитание                                                                              

12

Выполнять вычисления с нулём

13

Выполнять проверку  правильности вычислений  

16

Решать уравнения

17.

Решать текстовые задачи  арифметическим способом

18.

Выполнять действия с именованными числами

19.

Вычислять периметр прямоугольника

Лист индивидуальных достижений по

окружающему миру

Условные обозначения:

Умею  +

Умею, но допускаю ошибки + –

Не умею –

Знание:

1.

Название планеты, страны, столицы, региона, города

2.

Государственную символику России

3.

Государственные праздники

4.

Основные свойства воздуха, воды

5.

Правила сохранения, укрепления здоровья

6.

Поведение в окружающей среде

7.

Условия, для жизни живых организмов

8.

Необходимо уметь:

 различать части растений

9.

Приводить примеры разных групп животных

10.

Приводить примеры разных групп растений

11.

Показывать на карте горы, моря, границы и др.

12.

Описывать отдельные события из истории Отечества

13.

Определять признаки объектов природы

14.

Различать объекты живой и неживой природы

Трудно!         Есть вопрос?

Оценочный лист по математике    ученика(цы) 2 класса ______________

Форма        дата

Домаш. задание

Устный счёт

Решение задач

Решение  примеров

Работа  на уроке

Итого баллов за урок

Моя отметка за урок

Отметка учителя

             

                             

                                       

Баллы

Домашнее задание

2 б.

Правильно   выполнена вся домашняя работа  

1 б.

Работа выполнена не полностью, есть ошибки  

0 б.

Не выполнена работа  

Устный счёт

2 б

Правильный ответ  

1 б

Неполный ответ

0 б

Неправильный ответ

Решение задач и примеров

Индивидуальное решение у доски (на месте):

2 б.

Выполнил всё задание правильно  

1 б

Выполнил всё задание с 1-2 ошибками

0 б.

Почти ничего не смог выполнить правильно

Работа  в группе

2 б.

Активно  участвовал в работе группы, организовал обсуждение, вовлекал всех в работу группы

1 б

Работал  хорошо, но отвлекался.

0 б.

Я работал не очень хорошо, не совсем  понял задание.

Работа  на уроке

2 б.

На уроке было всё понятно

1 б

На уроке немного затруднялся, не все понятно

0 б.

На уроке было трудно, ничего непонятно

Оценочный лист по русскому языку

ученика(цы) 2 класса ____________________________________

Форма        дата

2222

Домашнее задание

Чистописание

Работа над темой урока

Работа  в группе

Работа  на уроке

Итого баллов за урок

Моя отметка за урок

Отметка учителя

               

                                                                     

Баллы

Домашнее задание

2 б.

Правильно   выполнена вся домашняя работа  

1 б.

Работа выполнена не полностью, есть ошибки  

0 б.

Не выполнена работа  

Устный счёт

2 б

Правильный ответ  

1 б

Неполный ответ

0 б

Неправильный ответ

Решение задач и примеров

2 б.

Выполнил всё задание правильно  

1 б

Выполнил всё задание с 1-2 ошибками

0 б.

Почти ничего не смог выполнить правильно

Работа  в группе

2 б.

Активно  участвовал в работе группы, организовал обсуждение, вовлекал всех в работу группы

1 б

Работал  хорошо, но отвлекался.

0 б.

Я работал не очень хорошо, не совсем  понял задание.

Работа  на уроке

2 б.

На уроке было всё понятно

1 б

На уроке немного затруднялся, не все понятно

0 б.

На уроке было трудно, ничего непонятно