Участие детей в научно-исследовательской работе

Эрдыниева Чимита Хобисхаловна

Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети, как правило, не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний,  такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Я развиваю творческие способности обучающихся через их участие в конкурсах, олимпиадах, НПК, исследовательских и проектных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29

Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

Научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку»

Тема:

«Вежливые слова»

Подготовила: Баяндуева Аюрика,

 ученица 2класса

Руководитель: Эрдыниева Чимита Хобисхаловна

учитель начальных классов

Улюн, 2022 г

Оглавление

 1.Введение………………………………………………………………….2
2. Волшебные слова- вежливые слова……………………………………3
3.
Значения  некоторых "волшебных слов".…………………..................4
4. Наши исследования …………………………………………………….5
5. Заключение ……………………………………………………………..6
6 Список  литературы …………………………………………………….7 7.Приложение…………………………………………………………….8

Введение.

     В мире много слов, среди них есть такие, которые мы называем волшебными.  А что это за слова? Почему они так называются? Какое волшебство они творят? Зачем они нам нужны?

      Актуальность: эта тема является актуальной, так как  с помощью вежливых слов и речи можно выражать свои чувства, желания и поднять настроение. А  хорошее настроение  человека - это залог успеха, хорошей учебы, работы, дружеского отношения в коллективе. А иногда для того, чтобы поднять человеку настроение требуется совсем не много: сказать несколько теплых слов, подбодрить его, просто обнять.

       Тема: «Вежливые слова»

Гипотеза: Я считаю, что в результате данной работы я смогу доказать, что частое употребление «волшебных слов» способствует улучшению взаимоотношений между людьми.

         Цель  работы:  узнать насколько воспитаны ученики нашего класса и всегда ли они вежливы.

         Задачи работы:

-изучить литературу по данной теме;

-узнать, какие бывают вежливые слова;

-понаблюдать, как реагируют люди на вежливые слова;

-провести исследование: как часто одноклассники  употребляют добрые и вежливые слова в школе.

-сделать памятки для учеников с правилами вежливости.

Предмет исследования: слова вежливости.

Объект исследования: учащиеся 2  класса

Методы  исследования:                                                                                                          

- беседа, тестирование

-наблюдение;

- теоретические методы (изучение литературы).

Волшебные слова – вежливые слова

       Как много разных слов на свете.  Хороших и плохих, добрых и злых. Но есть слова, которые нужно не только знать хорошо, но и уметь их произносить по-волшебному.   Что же это за волшебные слова?

     Это вежливые слова: здравствуйте; до свидания; извините; спасибо; будьте здоровы; пожалуйста; только после Вас; доброго пути; благодарю.

Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса "лив". "Вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести. А лексическое значение этого слова следующее:

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Они обычные, добрые, простые и полезные слова, а волшебными и вежливыми они стали потому,  что без них просто жить на свете нельзя, они творят чудеса.

Где и когда используются волшебные слова?

  • При приветствии: здравствуйте, доброе утро, добрый день (вечер)
  • При обращении с просьбой: пожалуйста, будьте любезны
  • При извинении: извините, пожалуйста, простите
  • При прощании: до свидания, до новых встреч
  • При благодарности: спасибо, вы так любезны                                                                                                    

                 Значения  некоторых "волшебных слов"
Спасибо
. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: "Спаси  вас Бог!" (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: "Своего спасибо не жалей!"
Пожалуйста. Издавна слово жаловать означало "оказывать внимание, уважать, проявлять почтение". Отсюда и другое, родственное, слово — пожаловать, т.е. откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове  пожалуйста выражены и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение.
Извините. Если кто-нибудь причинял кому-то огорчение или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: "Извините!", т.е. "снимите с меня вину".
Здравствуйте. Слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же как и "здравия желаю", повелось с древних времён и считалось жестом уважения при приветствии.

Значимость, полученных результатов заключается в приобщении учащихся к использованию вежливых слов как можно чаще в повседневном общении для установления более дружеских отношений в коллективе.

Наши исследования.

       Я решила провести исследование в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи. Письменный опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов. (Приложение 1)

          Мы проводили исследование на самых распространенных  словах «здравствуйте»,  «извините», «пожалуйста».

          Вот что показало наблюдение вначале эксперимента, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так, поздоровались  с учителем и одноклассниками 10 человек, что составляет  62% всех учащихся, извиняется всего 7 человека, что составляет 42%, а говорят «пожалуйста» 8 человек – 50%.   В конце исследования: поздоровались с учителем и одноклассниками 14 человек –87%; извиняется 12 человек – 75%; говорит «пожалуйста» - 14 человек – 87%.

        Из результатов исследования  следует, что настроение и взаимоотношения ребят  улучшилось, ребята стали  дружнее, стали знать больше вежливых слов и чаще их употреблять, в своей речи. Это очень хорошо!

Для того чтобы взаимоотношения в нашем классе улучшались, мы с ребятами разработали правила вежливости.

          Правила вежливости:

     * Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

     * Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.

     * Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

     * Будь вежлив со своими товарищами: не давай им      прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.

     * В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

     * Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

     * Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

Вывод:  исследование показало, что гипотеза  «Частое употребление «волшебных слов» способствует улучшению взаимоотношений между людьми»  верна, так как в течение того времени, пока мы проводили исследование, все ученики класса старались не забывать пользоваться вежливыми словами.  Своим исследованием мы доказали, что вежливые слова - это действительно особенные слова, потому что каждое слово оказывает разное воздействие на человека.

                                          Заключение 

      В результате нашей работы мы пришли к выводу, что волшебные слова очень помогают в общении. Когда мы их произносим, наши лица озаряются улыбками. Поэтому мы стараемся произносить их как можно чаще. Разговаривать, улыбаться, говорить волшебные слова, видеть улыбки тех с кем разговариваешь - во всем этом тоже заключается счастье.

Список  литературы:

1. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. Пособие для суд. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издетельский центр «Акамедия», 2001.-

2. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слова и фразеологических  выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4 – е  изд., дополненное.- М..:

3 .Волина В.В., Откуда пришли слова. М., 1996г

Приложение 1

Результаты анкетирования учеников 2 класса

Вопрос

До…

После…

1

Знаете ли вы вежливые  слова?

16

100%

16

100%

2

«Здравствуйте»

10

62%

14

87%;

3

«Пожалуйста»

8

50%

12

75%;

5

«Извините»

7

42%

14

87%.

Рецензия  

на научно-исследовательскую работу

ученицы 2 класса   Баяндуевой Аюрики  

«Вежливые слова»

Представленная работа выполнена с учетом рекомендаций и требований к выполнению научно-исследовательских работ.

В ней присутствуют все обязательные элементы: цели, задачи, методы исследования - методы опроса (беседа, тестирование); наблюдение;

теоретические методы (изучение литературы).

Определена суть изучаемой проблемы и ее актуальность.

    Актуальность данной работы не вызывает сомнений.  Работа расширяет знания учеников о вежливых и добрых словах, их применении в жизни.

Методы проведения исследований выделены, обоснованы и соответствуют поставленным задачам. Результаты исследований сопоставлены с первоначальной гипотезой, выводы сформулированы корректно.

Тема работы раскрыта. Продемонстрирован высокий уровень понимания целей и задач  исследования, знания специальных понятий, способности к анализу и навыки определения проблем и поиска путей их решения, хорошие навыки обработки информации.

В работе просматривается творческий подход, оригинальность и элементы изобретательности.  Структура изложения материала, грамотность оформления библиографии позволяют сделать вывод, что Аюрика хорошо справилась с исследовательскими задачами.

                                                                   Учитель: Дашиева А.Ж                    /……………./



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29                                        Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

Тема:

«НАШ ВЫПУСКНИК –

ГЕРОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ»

Работу выполнила:

Цыцыкова Валя, ученица 4 класса

Руководитель:

Эрдыниева Чимита Хобисхаловна,

учитель начальных классов                                                      

                                                                          Улюн

2020 г.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..с. 3

Глава 1. Биография Добрецкого Владимира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …с.4

Глава 2. Участие в Чеченском конфликте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .с. 4-5

Заключение . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..с.6

Список источников и использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . … .с.7

Приложения…………………………………………………………………….с.8

                                                               

Введение

На стене моей родной школы висит  мемориальная доска. Надпись на ней начинается со слов: «В этой школе с 1984 по 1994 годы учился лейтенант Добрецкий Владимир Владимирович…». В школьном музее есть стенд «Добрецкий Владимир Владимирович»  Оказывается, в моей школе учился простой мальчишка, личность которого достойна внимания. И я предположила, что он, наверняка, совершил героический поступок. В его честь ежегодно в феврале проходит турнир по военно-прикладным видам спорта. Тогда я решила выяснить, почему мемориальная доска была открыта  в честь Владимира Добрецкого.  Со слов, классного руководителя, я выяснила, что Володя  принимал участие в Чеченской войне.

              Я решила подробнее узнать  о военных  действиях на территории Чеченской республики. В сети Интернет я прочитала, что одним из самых масштабных локальных вооруженных конфликтов в истории нашей страны стала Чеченская война, в которой принимали участие и наши земляки. Битва за город Грозный стала крупнейшей битвой в Европе со времен окончания  Второй мировой войны. В результате боевых действий гибли мирные чеченские жители, многие из которых – дети,  большое количество чеченских населенных пунктов, в том числе и город Грозный,  были разрушены.

 Цель моей работы: изучить участие в Чеченской войне выпускника Улюнской средней школы Добрецкого Владимира Владимировича.

 Для достижения поставленной цели я перед собой ставила следующие задачи:

            1. Познакомиться с биографией Добрецкого В.В.

2. Изучить информацию о Чеченской войне;

            3. Проанализировать собранный материал: статьи,  воспоминания;

4. Обобщить информацию;

 5.Создать фотоархив героя.                                                                        

      Объект исследования -   вторая  Чеченская война и ее участники.

      Предмет исследования – личность и нравственный путь Добрецкого Владимира Владимировича  участника второй Чеченской войны. 

     Новизна исследовательской работы состоит в том, что исследуемый материал позволяет проследить судьбу одного солдата   на фоне исторически значимых событий Чеченской  войны, систематизировать  материалы биографии и использовать их  для работы в школьном музее.

          В работе использовались различные методы  исследования: метод изучения литературы и источников,   анализ устных источников, интервьюирование,  классификация и обобщение собранного материала.                                                                                                           

         Моя работа основана преимущественно на материалах семейного архива, школьного музея, и воспоминаниях родителей, так как литературных источников по данной теме мало.

                                                                             

                                                                            Глава 1

Биография Добрецкого Владимира

Добрецкий Владимир Владимирович  родился 22 сентября 1977 года в селе Улюн  Баргузинского района Республики Бурятия. В 1984 году пошёл в 1 класс Улюнской школы.

Мама  Володи,  Добрецкая Галина Степановна  тепло вспоминает о своем сыне: «Вова рос сильным, здоровым, ласковым, любознательным ребенком. Был очень  подвижным, шустрым. Очень любил животных. Всегда помогал нам. Подростком запросил у отца коня и сам ухаживал за ним. Любил мастерить деревянные машины. С другом Сашей Козулиным прокладывали целые трассы, и даже на соседних улицах. А позже уже конструировали из старых велосипедов и колясок тележки и верхом на этих повозках  устраивали гонки. В общем, Вова рос обыкновенным деревенским мальчишкой».

         В  1994 году закончил школу. Через год, окончив курсы шоферов при ДОСААФ, был призван в ряды Вооруженных сил. Службу проходил в г.Канск в РВСН. После службы Баргузинский райвоенкомат направил Владимира в Читу на курсы подготовки младших лейтенантов. После окончания которых, с января 1999 года проходил службу на ст.Дивизионная г. Улан-Удэ.

В июне 1999г женился. Жена- Наталья Юрьевна Добрецкая.

В сентябре 1999г был переведён командиром взвода артиллерийского дивизиона в/ч в г. Гусиноозёрск.  С первых дней армейской службы Владимир отличался добросовестным отношением к своим служебным обязанностям, личной дисциплинированностью, требовательностью к подчинённым и постоянной заботой, вниманием к их проблемам, нуждам запросам.

Глава 2

Участие в Чеченском конфликте

22 сентября 1999 года Добрецкий Владимир Владимирович  был направлен в Чеченскую республику для участия  в боевых действиях. Ни солдаты, ни офицеры не хотели воевать, но у каждого из них есть священный долг, долг мужчины  – защита Отечества.

160-й танковый полк, в составе которого служил выпускник  нашей школы, начал боевые действия с поселка Кирово. И далее Ачхой-Мартан, Алхан-Юрт, Старый Ачхой, Урус-Мартан, Танги. Над Урус-Мартаном командир водрузил российский флаг. Самые крупные боевые действия, в которых принимал участие 160-й танковый  полк, были в Аргунском ущелье. Высота 950,8 стала чёрной отметкой для полка. Боевики любой ценой старались сбить наших с высот у входа в ущелье и открыть дорогу на Грозный.

14 января 2000г. Владимир,  будучи артиллерийским корректировщиком, пошёл в горы с мотострелковой ротой. Под шквальным огнём ваххабитов  мотострелковая рота залегла так, что невозможно было поднять головы. Под угрозой стало выполнение боевой задачи, под угрозой смерти оказались жизни десятков солдат и офицеров. Спасти ситуацию мог только огонь артиллерийских орудий, который должен был корректировать Владимир. Не боясь свиста пуль и осколков, Владимир отважно и умело корректировал огонь артиллерии и обеспечил своими мужественными действиями выполнение боевой задачи, спасая тем самым жизни людей. При этом он лично вытащил из-под обстрела нескольких раненых.

Высота 950,0 была взята.  Но она же стала памятником четверым солдатам и офицерам полка. Владимир погиб от пули бандита, с честью и достоинством выполняя свой долг до конца.

    «Он был добродушным, открытым парнем,- сказал в день прощания с лейтенантом Российской Армии с Владимиром Добрецким заместитель командира дивизиона майор Руслан Франчук,- в свои неполные 22 он сумел доказать одну простую истину- оставаться настоящим человеком надо всегда, иногда даже ценой собственной жизни».

    Вот отрывок  из последнего письма Володи своим родителям Владимиру Ивановичу и Галине Степановне: «Здравствуйте, дорогие мои мама и папа…Мамуля и папуля, не сердитесь на меня, просто я должен был поехать, ведь я учился на военного офицера…я  здесь в должности командира взвода. Солдаты ничего, нормальные….за все время, что  мы здесь, мы не потеряли ни одного своего бойца. Надеюсь, что так будет и дальше. Когда я им смотрю в глаза, то понимаю, какая ответственность лежит на мне за их жизни….Мама и папа, я обязательно вернусь…Не сердитесь, что  так поступил, это мой долг и я не вправе удирать….Я вас очень сильно люблю и скоро вернусь. Ваш сын Володя».

Добрецкий Владимир Владимирович оставил светлую память о себе. В память о нем в мае 2018 г. была открыта мемориальная доска на фасаде Улюнской средней общеобразовательной школы, в которой я учусь. Состоялся торжественный митинг, на котором присутствовали родственники, сослуживцы Владимира участники Чеченской войны.

Имя и подвиг лейтенанта Добрецкого занесено в Книгу Почета воинской части 13206. Приказом Президента РФ Путина В.В.  Добрецкий Владимир награжден Орденом Мужества (посмертно).  Мы должны знать своих  героев, а короткая жизнь Владимира Добрецкого является достойным примером служения не только своему Отечеству, но и образцом  для подражания современным школьникам.

Заключение

Чеченская война – это символ нестабильности нашего государства в 1990 годы. Одновременно это и испытание на гражданскую зрелость. Погибшие, раненые, искалеченные, беженцы – страшный итог этой войны. На примере жизни наших воинов, внесших вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны. Благодаря данной исследовательской работе, многие учащиеся не останутся равнодушными к таким локальным войнам и начнут более подробно изучать историю нашей необъятной России, будут  знать героев, которые, не жалея собственной жизни, будучи совсем еще мальчишками,  стали настоящими защитниками, воинами. Ведь люди, побывавшие на войне, получили особый дар - они приносят с собой веру в светлое будущее, в будущее без войн, без кровопролития, страха.  Подвиг наших солдат – это подвиг веры, долга, присяги.

В ходе исследовательской работы я познакомилась с биографией Добрецкого Владимира Владимировича. Я изучила письма его боевых командиров и  статьи в газетах: «Бурятия», «Баргузинская правда». Я проанализировала и систематизировала имеющийся материал о Владимире Добрецком и выяснила, что он был настоящим патриотом своей Республики, своей Родины.

Список источников и использованной литературы

  1.  «Чеченская трагедия. Кто виноват?»,коллектив авторов, РИА «Новости» - 1995г
  2. Газета «Бурятия» от 27 января 2000г
  3. Газета «Бурятия» от 29 марта 2000г
  4. Газета «Баргузинская правда» № 5 от 21 января 2000г
  5. Газета «Баргузинская правда»   №21 от 21 мая 2015г
  6. Газета «Баргузинская правда»   №19 от 15 мая 2018г
  7. «Спросите мёртвых  о войне» В.Скворцов.2012г

Приложение



Предварительный просмотр:

Баргажанай аймагай «Хамнайн Саахарай  нэрэмжэтэ Уланай юрэнхы  болбосоролой дунда  һургуули»

« Нютагай хүнүүдэй нэгэн-эрдэмтэн

 Лариса Доржиевна Раднаева»

Бэшэгшэ :Цыцыкова Валя,

6 анги,

Хүтэлбэрилэгшэ: Эрдыниева Чимита Хобисхаловна,

эхин ангиин багша

с. Улюн

2021 г.

        Амар мэндэ, Хамнайн Саахарай нэрэмжэтэ Уланай дунда һургуулиин 6-дахи ангиин һурагша Цыцыкова Валяб.

      Минии элидхэлэй сэдэб: «Нютагай суута  хүнүүдэй нэгэн-эрдэмтэн Лариса Доржиевна Раднаева»

Мүнөө үе сагта бидэнэй,  залуу зоной, өөрынгөө түүхэ үзэжэ,түрэл нютагайнгаа түүхэ шэнжэлжэ,нютагаа суурхуулhан хүнүүд тухайгаа мэдэжэ ябахамнай шухала. Нютагайнгаа хүгжэлтэдэ тэдэ ямар хубита оруулааб? Бидэндэ тэдэнэй ажабайдал ямар жэшээ үгэнэб? Иимэ асуудалнуудта харюусаха хэрэг шэнжэлгымни гол зорилго болоо.

Шэнжэлгын үзэхэ юумэн хадаа түрэл нютагай түүхэ болоно.

Шэнжэлгын үзэхэ зүйл -түрэл нютагаа суурхуулһан эрдэмтэн Л.Д. Раднаевагай намтар болон хэһэн хэрэг шэнжэлгэ.

Шэнжэлгын  тодорхой зорилгонууд:

1.  Эрдэмтэн Л.Д. Раднаева тухай ном һударай хуудаһануудһаа шэнжэлэн үзэхэ.

2. Эрдэмтэн Л.Д. Раднаевагай намтар үзэхэ.

3. Суглуулһан мэдээсэлэй анализ хэхэ, тэрэнээ элидхэл болон презентаци болгон бүридхэхэ.

Шэнжэлэлгын арганууд хадаа ном һудар үзэлгэ, хэрэгтэй мэдээсэл суглуулалга, тэрэнээ бүрилдүүлгэ, интервью-хөөрэлдөөн.

Хүн болохо багаhаа… гэдэгтэл тэрэ бага наhанhаа ехэ бэрхэ, hүбэлгэн ухаатай, эрмэлзэл ехэтэй хүн байhан юм.

Лариса Доржиевна Раднаева Орос Уласай, тиин Буряад Уласай элитэ эрдэмтэдэй нэгэн болоно.  Химиин эрдэм  шэнжэлэлгэ- тэрэнэй ажалай гол шэглэл болоно.

Лариса Доржиевна тухай уншахада, тэрэ эрдэмтэн ехэ гүнзэгы шадабаритай хүн гэжэ ойлгохоор. 2009 ондо согсолон гаргаhан  300 эрдэмэй ажалнуудтай, 3 монографи, 2 патент, авторска 10 үнэмшэлгэтэй,аргагүй ехэ ажал хүдэлмэри хэжэ ябаhыень ойлгооб:  жэшээнь: «Дельта реки Селенги – естественный биофильтр и индикатор состояния озера Байкал»,  «Байкальская Азия: экономика, экология, устойчивое развитие», «Байкал: природа и люди» гэжэ энциклопедическэ толи болонод.

Тодорхойлон хараад  үзэхэдэ, Л.Д. Раднаевагай шэнжэлгын шухала зүйл – Байгал далайн болон далай тойроһон газарай, тиихэдэ далайн хажууда оршодог Монгол, Хитад гүрэнүүдэй байгаалиин оршон яажа хубилнаб, хүн ба хүнэй хэһэн ажаябуулга ямар нүлөө үзүүлнэб гэжэ асуудалнуудые химиин эрдэмэй талаһаа шэнжэлгэ болоно.  Үшөө Лариса Доржиевна «Миры на Байкале» гэжэ уласхоорондын научна экспедицидэ хабаадаһан байна. Байгалай гүн руу ороһон «Мир» гэһэн аппарадай аргаар Байгалай гүн соо байдаг ургамал болон загаһанай липиднэ байгуулга тухай мэдээсэл абажа шэнжэлгэ хэһэн байна. Энэ шэнжэлгэнь Л.Д.  Раднаевае уласхоорондын зиндаатай эрдэмтэн боложо шадаа гэжэ гэршэлнэ. Лариса Доржиевна Норвеги гүрэнэй Берген гэжэ хотын, Финлянди гүрэнэй Йоэнсу гэжэ хотын, тиихэдэ Хитадай болон Монголой эрдэмэй академиин эрдэмтэдтэй суг шэнжэлгэ хэдэг байна. Тэдэ шэнжэлгэнүүдэйнь дүнгүүд уласхоорондын үндэр зиндаатай 80 статьянууд соо харуулаатай.

 Л.Д.  Раднаева гансашье шэнжэлгэнүүдые хэдэг бэшэ, тэрэ залуу эрдэмтэдые hургажа, хүмүүжүүлжэ, 15 залуу эрдэмтэдые химиин болон фармацевтикын эрдэмэй кандидат болгоһон байна.Тэдэнэй нэгэн нютагаймнай Василий Тараскин болоно.

 Мүнөө сагта Лариса Доржиевна Раднаева түрэл нютагтаа ехэ хубита оруулжа ябана. Эрдэмтэй хүн хадаа эрдэм руу тэгүүлһэн, эрдэм шудалхадаа бэрхэ һургашадые өөрын, хубиин шанда хүртөөдэг байна. Эгээ түрүүшээр тэрэ шанда хүртэһэн Василий  Тараскинтай интервью-хөөрэлдөө хэһэн байнабди. Тэрэ 2003 ондо Лариса Доржиевнагай гарһаа шан абахадаа, тэрээнтэй танилсаа һэм гэнэ. Энэ уулзалга ехэ удхатай байһан гэжэ онсолно, юундэб гэхэдэ ерээдүймни харгын эхин болоһон гэжэ тодоруулна.

Мүнөө В.В. Тараскин фармацевтикын эрдэмэй кандидат, Л.Д. Раднаевагай ударидалга доро оюутан ябахаһаан эхилжэ эрдэм шэнжэлгэ хэһэн байна, мүнөөшье тэрэнэй эхин доро хүдэлнэ. Багша тухайгаа хэлэхэдээ, тэрэ холын хараатай эрдэмтэ хүтэлбэрилэгшэ, сэсэн хүн, бэрхэ эрхилэгшэ юм гэжэ тодорхойлно. Л.Д. Раднаева  БГУ-да фармацевтикэ гэжэ һалбари нээлгын эдэбхитэдэй нэгэн болоно гэжэ тэмдэглэхээр.

Һургуулиимнай ойн баярта гараhан ном соо Лариса Раднаевагай «Бидэ бага наһанһаан эхитэйбди» гэжэ статья уншахада, тэрэ өөрынгөө эжы аба тухай, тэдэнэй бүхы үхибүүдэй һуралсалда оруулһан нүлөө тухай хэлэнэ. Аба эжынь Баргажан голой мэдээжэ, Буряад АССР-эй габьяата  багшанар байһан. Абань, Доржо Кондратьевич Мужанов – физикын багша,  эжынь, Галина Семеновна Семенова – географиин багша, Улан нютагайнгаа һургуулиин музей нээhэн.

Һайн угтай,баян удхатай, бэрхэ хүнүүд байhан тула физикын кабинедтэ Доржо Кондратьевичай нэрэ, музейдэ - Галина Семёновнаагай нэрэ үгтэhэн байна.

Үнэхөөрөө, эхэ эсэгын ажаhуудал үри бэеын саашанхи харгы нээнэ гэжэ хэлэхээр.

Тобшолон хэлэбэл, Лариса Доржиевна Раднаева, нютагаа суурхуулhан хүнүүдэй нэгэн, угайнгаа утаhа үндэр дээрэ үргэжэ ябадаг хүн гээшэ. Бидэ ходо жэшээ абажа ябаха болонобди.

Литература:

  1. Хамарханова. Т.Ш. «Улюн. Школа. Мы.» //Улан-Удэ,2006г.
  2. Гармаев С.В., Очирова Е.Б., Хамарханова. Т.Ш. «Улюнская школа: сквозь столетия»// Иркутск,2014г.
  3. Дельта реки Селенги – естественный биофильтр и индикатор состояния озера Байкал», 2008;
  4. «Байкальская Азия: экономика, экология, устойчивое развитие», 2009;
  5. «Байкал: природа и люди». Энциклопедический справочник, 2009