Участие в работе методических объединений

Эрдыниева Чимита Хобисхаловна

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта является основой для дальнейшего профессионального роста учителя.         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа учителя начальных классов МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева» Эрдыниевой Чимиты Хобисхаловны

Мастер –класс по теме : «Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся»

Цель: оказать содействие участникам занятия в  понимании таких понятий как критериальное оценивание, дескриптор, критерий; в умении составлять  дескрипторы к диктантам

Ожидаемый результат: учителя понимают термины: дескриптор, критерий, рубрика; смогут распознавать дескрипторы, составлять дескрипторы к диктантам.

Оборудование: презентация, компьютер, фломастеры, листы А-4, раздаточный материал статья «Критериальное оценивание», «Информационная характеристика диктанта».

Ход занятия

I. Приветствие.

II. Формирование групп  (Распределение на группы по выбранной заранее цветным квадратикам.  Каждый участник, входя в аудиторию, получает разного цвета квадраты, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись цветной фигурой, расположенными на столах).

III.Сообщение темы, введение в тему

-Чтобы понять, чем мы будем сегодня заниматься на занятии, я попрошу группу: (слайд 1)

1.Нарисуйте дом на формате А-4.

2. Теперь попрошу поменяться работами (Взаимооценка)

3. Поставьте оценки за рисунки (наивысшая оценка - 5 баллов).

 А теперь оцените рисунок по таким критериям :                                                                                                                                                                                   1.Фундамент – 1 балл                                                                                                                                                      2.Ступени –1 балл                                                                                                                                             3.Перила – 1балл                                                                                                                                      4. Дверь – 1 балл                                                                                                                                                        5. Окно - 1 балл                                                                                                                                                                               6. Окно на чердаке – 1 балл                                                                                                                                                                            7. Водосточная труба – 1 балл                                                                                                                                                     8. Труба на крыше дома – 1 балл                                                                                                           9. Трава возле дома – 1 балл                                                                                                                                 10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл

- Рефлексия по заданию:                                                                                                                                   -Насколько отличались оценки и почему?                                                                                         -Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?                                                         -Какой из оценок вы остались довольны и почему? (Ответы участников мастер-класса).                                                                                                                                                Вывод: по критериям оценивать намного легче.  

 Итак, мы определили тему занятия: Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся

Давайте определим цели занятия:  познакомиться с понятиями критериальное оценивание, дескриптор, критерий; уметь устанавливать соответствие дескрипторов критериям.

III. Теоретическая часть

Изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся – одно из направлений модернизации образования. Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся.  

Задание№1.

-А теперь попрошу  прочитать статью «Критериальное оценивание». (Приложение №1).      Что же такое критериальное оценивание?  Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.   При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Один успешен по одному критерию, а второй – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов и способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Оценивание  превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения

При   критериальном  оценивании мы встречаемся с  такими  понятиями, как  рубрика, критерии, дескрипторы. 

 Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.

Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.

Критериальное оценивание включает в себя: формативное оценивание (формирующее / текущее) констатирующее оценивание (итоговое).

     При использовании  технологии критериального оценивания меняется и подход к проведению контрольных и проверочных работ. Не менее чем за неделю до контрольной работы учащимся предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки.К каждому диктанту прилагаются дескрипторы, которые описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижения- тем выше балл. После выбора темы составляется информационная карта диктанта.  В ней отражена информация обо всех  орфограммах в диктанте, которые ставятся на проверку. Учитель выделяет проверяемые орфограммы, считает их, выписывает все слова, выделяя цветом или курсивом данную орфограмму.  Затем составляется таблица с критериями, с уровнями достижений, баллами.

Здесь описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Важно, что все бальные оценки начинаются с нуля. У каждого ребенка появляется возможность наращивать свои достижения по какому-то отдельному критерию.

Каждое умение перед контрольной работой проверяется отдельно. Естественно, если во время текущего контроля ребенок не справился хотя бы с одной орфограммой, то  и при написании  диктанта он тоже с этими орфограммами не справится. Поэтому важна индивидуальная коррекционная работа. Учитель составляет карту и сам прописывает  критерии, но важно научить детей самостоятельно формулировать те умения, которыми необходимо овладеть.

IV. Практическая работа.

1.(Раздаю приложение №2. Участники мастер- класса знакомятся с дескрипторами и  информационной картой  к диктанту.)

- Сейчас мы попробуем разработать  дескрипторы и  информационную карту   к диктанту по русскому языку 2 класс  по теме:«Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн»

Планируемый результат:  проверка сформированности у учащихся навыка правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

В лесу

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу. (33 слова.)

2.(Выполнение участниками задания в группах.  Представление результатов всем участникам).

                                Информационная характеристика диктанта

Орфограмма/правило постановки знаков препинания

Количество орфограмм

Перечень слов

1. Сочетания жи-ши, чк-чн, чу-щу, ча-ща

8

Девочка, часто, ищут, шишки,  щавель, птички, живёт,ручная.

2. Непроверяемые гласные  

4

Мальчик, девочка, весело, хорошо.

3. Прописная буква в начале каждого предложения.

6

4. Знаки препинания (точки) в конце предложений.

6

5. Раздельное написание предлогов с другими словами

5

В лес, в лесу, в дупле, на поляне, в лесу.

6. Правописание слов с Ь – показателем мягкости

2

Мальчик, щавель.

7. Перенос слов

Количество определяется индивидуально в соответствии с записью текста

Дескриптор к проверочной работе

Критерии

Орфо

грамма

Уровень достижения

Бал

лы

Фактически полученные баллы

Работа над ошибками

Оценивает ученик

Оценивает учитель

Умею писать слова с  сочетаниями жи-ши, чк-чн, чу-щу, ча-ща

1

Допустил ошибки во всех словах

0

Правильно написал 1-3 слова

1

Правильно написал 4-6 слов

2

Правильно написал все 7 слов

3

Умею писать слова с непроверяемыми гласными  

2

Допустил ошибки в словах

0

Написал правильно 1-3 слова

1

Правильно написал все 4 слова  

2

Умею правильно оформлять начало предложения

3

Допустил хотя бы одну  ошибку

0

Правильно написал все предложения

1

Умею правильно оформлять конец предложения

4

Допустил хотя бы одну  ошибку

0

Правильно написал все предложения

1

Умею раздельно писать предлоги с другими словами

5

Неверно написал все слова

0

Написал правильно 1-3 слова

1

Правильно написал все 5 слов

2

Умею правильно писать слова с Ь – показателем мягкости

6

Неверно написал слова

0

Написал правильно 1 слово

1

Написал правильно 2 слова

2

Максимальное количество 11 баллов

5-     95% -100%    10-11б.

4 -    76% -94%       9-8 б.

3-     50% -75%        6-7 б.

2 –менее 50%   меньше 6 б.

V Подведение итогов мастер-класса

Таким образом, критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. И, что самое главное, позволяет проследить динамику интеллектуального роста учащихся. Конечно, такая система требует от педагога больших затрат времени, но это окупается повышением качества образования. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

VI . Рефлексия.

- Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к началу. Вспомните, какие ожидания были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они

Закончите одно из предложений:

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

я поняла, что…

теперь я могу…

я почувствовала, что…

я приобрела…

я научилась…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…



Предварительный просмотр:

МБОУ «Улюская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»

Выступление на педагогическом совете

«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Эрдыниева Ч.Х.

Учитель начальных классов

Улюн.

2015 г

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:

  • умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,
  • и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

ЛичностныеУУД(Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание)Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

РегулятивныеУУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Отсюда делаем вывод:  необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.

Как же спроектировать урок?

Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения. Я проектирую свои уроки на основе этой технологии. Например, уроки «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие шаги:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» новых учебных знаний С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в

соответствии с принятыми нормами («надо»);

  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  • устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему

фиксированию в пробном учебном действии.

Соответственно, данный этап предполагает:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  • самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
  • фиксирование учащимися затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины

затруднения. Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково)

место– шаг, операцию, − где возникло затруднение;

  • соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием ит.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения –те конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход

будущих учебных действий: ставят цель(целью всегда является устранение

возникшего затруднения), строят план достижения цели, выбирают

способ и средстваЭтим процессом руководит учитель (подводящий диалог,

побуждающий диалог и т.д.)

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение,организуется рефлексия выполненной работы и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его

самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется

рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого

ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение знаний.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний и действий, его роль и место в системе изученных учебных действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется изученное действие , организуется рефлексия и

самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение,

соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только предметных учебных знаний, но и всех видов УУД.

Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»

Формируемые универсальные   учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой,

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Регулятивные Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта.

Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

Проектная деятельность.

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные Регулятивные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Самоанализ, самооценка  Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

Действия учителя позволяющие сформировать универсальные учебные действия.

Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

Перед началом решения составляется совместный план действий.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и мышления детей.

Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я стараюсь включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями

Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Приемы и задания, используемые для формирования УУД.

Личностные УУД:

1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика )

2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс, 
Математика у нас!

Регулятивные УУД.

1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

Познавательные УУД:

1.Проблемное обучение.

Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

2. Педагогические игры

Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах)
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.

На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.

На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 

Коммуникативные УУД:

Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы 
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность 
учащихся; 
- возрастает сплочённость класса; 
- ученик более точно оценивает свои возможности; 
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; 
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. 
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 



Предварительный просмотр:

МБОУ «Улюнская СОШ имени Сахара Хамнаева»

Анализ работы методического объединения

учителей начальных классов

за 2016-2017 учебный год

      В 2016 – 2017 учебном году МО учителей начальных классов  работало

по теме : «Совершенствование педагогического  мастерства в условиях ФГОС путём  внедрения в учебно-воспитательный процесс современных  образовательных  технологий».

Цели: повышение компетентности учителей через внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие ключевых компетенций ученика в рамках ФГОС.

Задачи

-Вести  целенаправленную  систематическую  деятельность  по  освоению и внедрению  современных  и образовательных технологий.

-Продолжать  работу  по  выявлению  «одаренных»  обучающихся, способствовать  развитию  их  творческого  потенциала,  стимулируя  творческую деятельность обучающихся;

-Оказывать педагогическую поддержку обучающимся с разным уровнем  обучаемости;  

-Организовывать  проектную,  научно-исследовательскую  деятельность обучающихся;

-Привлечение родителей к сотрудничеству.

Ожидаемые результаты работы:

-рост качества знаний обучающихся;

-овладение  учителями  МО  системой  преподавания  предметов  в соответствии с новым ФГОС;

-создание  условий  в  процессе  обучения  для  формирования  у

-обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

При планировании содержания методической работы педагоги старались отобрать наиболее эффективные формы работы:

  • Индивидуальные консультации
  • Индивидуальная работа по теме самообразования.
  • Предметные недели.
  • Участие детей  в конкурсах различного уровня.
  • Участие учителей в семинарах.
  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Главными направлениями МО учителей начальных классов на данном этапе стали:

1.   Внедрение в практику каждого учителя новых технологий  обучения.

2. Исследовательская работа: проведение диагностических работ по русскому  языку и математике, анализ результатов и ошибок, мониторинги уровня  обученности и качества знаний по этим работам.

3. Обмен опытом по совершенствованию методики  преподавания, изучение  передового педагогического опыта:

- взаимопосещения уроков с целью совершенствования аналитической деятельности учителей;

- создание передового педагогического опыта.

4.   Работа с одарёнными учащимися:

- организация и проведение школьных олимпиад;

- участие школьников в районной и республиканской олимпиадах;

- организация внеурочной деятельности;

- участие в республиканских, районных конференциях, дистанционных олимпиадах.

5.   Внеклассная работа с учащимися по развитию познавательного интереса у них к изучаемым предметам, по повышению их образовательного уровня.

            В 2016 – 2017 учебном году начальные классы обучались по УМК «Школа России».

В состав школьного методического объединения учителей начальных классов

входят 7 учителей. Все имеют высшее педагогическое  образование, 5  – первую квалификационную категорию, 2  - соответствие занимаемой должности.

В течение  года было проведено 5 заседаний МО по темам:

  1. Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2016– 2017 учебный год.
  2. Современный урок в соответствии с ФГОС НОО.
  3. Использование современных педагогических  технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования.
  4. Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
  5. Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса.

Результаты учебной деятельности учащихся 2 – 4 классов

Класс

Успеваемость

Качество знаний

Учителя

2016-2017

2015-2016

100%

57%

Дашиева А.Ж

100%

40%

Эрдыниева А.Д.

3

100%

45

Белокопытова О.Б.

4

100%

46%

Шадрина Т.В.

На протяжении всего учебного года учащиеся начальных классов являлись участниками школьных,  всероссийских, международных конкурсов, занимали призовые места.

Мероприятия

Класс

Кол-во

учащихся

Кол-во

призовых мест

Учитель

Международная олимпиада «Лисёнок»

1

5

3

Эрдыниева Ч.Х.

6

3

Дашиева А.Ж

5

2

Эрдыниева А.Д.

3

5

2

Белокопытова О.Б.

4

7

4

Шадрина Т.В.

Конкурс “Я- юный гений”

1

14

14

Эрдыниева Ч.Х.

5

3

Дашиева А.Ж

Конкурс «Мультмарафон»

1

6

6

Эрдыниева Ч.Х.

2

6

2

Дашиева А.Ж

6

4

Эрдыниева А.Д.

3

6

5

Белокопытова О.Б.

4

6

6

Шадрина Т.В.

«Чудесный клад Бурятии»

1

2

участие

Эрдыниева Ч.Х.

1

1

Дашиева А.Ж

«Бамбарууш»- конкурс по бурятскому языку

5

участие

Бадмаева Н.К.

5

участие

Бадмаева Н.К.

3

5

участие

Бадмаева Н.К.

4

5

участие

Бадмаева Н.К.

Конкурс “Я- юный гений”

1

14

14

Эрдыниева Ч.Х.

2

5

3

Дашиева А.Ж

Конкурс «Мультмарафон»

1

6

6

Эрдыниева Ч.Х.

2

10

2

Дашиева А.Ж

Конкурс сочинений о маме

4

2

2

Шадрина Т.В.

В течение года проводились проверки: документации, учебного плана по выполнению программного материала, единых требований к ведению рабочих и контрольных тетрадей учащихся, соблюдение графиков контрольных  работ  и родительских собраний;  анализ  проведения итоговых контрольных  работ, итоги проверки техники чтения на конец года.

        Каждый учитель работал над темой самообразования:

1.Белокопытова Олеся Борисовна: «Использование дидактических игр на уроках в начальной школе»

2. Бадмаева Наталья  Кубунчиковна : «Повышение качества чтения и письма у младших школьников на уроках бурятского языка»

3. Шадрина Татьяна Владимировна : «Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности уроков в начальной школе»

4. Дашиева Альбина Жамсарановна: « Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».

5. Эрдыниева Аюна Дугаровна: «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

6. Эрдыниева Чимита Хобисхаловна: «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников»

7. Бубеева Елена Сергеевна: « Развитие коммуникативных компетенций на занятиях в предшколе».

Весь свой опыт  по  темам самообразования учителя применяют на своих уроках. В этом учебном году были проведены открытые уроки:

п/п

ФИО учителя

Класс

Предмет

Время проведения

1

Бубеева Е.С.

0

Технология

январь

2

Эрдыниева Ч.Х.

1

Математика

октябрь

3

Дашиева А.Ж

Математика

                март

4

Эрдыниева А.Д.

Русский язык

сентябрь

Белокопытова О.Б.

3

Русский язык

февраль

Шадрина Т.В.

4

Математика

декабрь

Участие учителей в конкурсах педагогического мастерства, семинарах и тд.

Уровень

Название

Результат

Учитель

Муниципальный

Конкурс видео-уроков

1 место

Эрдыниева А.Д.

Муниципальный

Организация внеурочной деятельности в МБОУ «Улюнской СОШ им.С.Хамнаева»

3 место

Дашиева А.Ж.

Муниципальный

«Лучший по достижениям-2017»

Победитель

Эрдыниева Ч.Х.

Муниципальный

«Лучший по достижениям-2017»

Победитель

Дашиева А.Ж.

Региональный

НПК «Актуальные проблемы филологического образования в условиях введения ФГОС ООО»

Публикация

 

Эрдыниева Ч.Х.

Региональный

НПК «Актуальные проблемы преподавания бурятского языка в условиях релизации ФГОС ДОО, НОО ООО»

Публикация

Благодарственное

письмо

Эрдыниева Ч.Х.

Международный

Семинар-практикум «Современное занятие в условиях реализации ФГОС»

Благодарственное

письмо

Дашиева А.Ж.

Международный

Семинар-практикум «Современное занятие в условиях реализации ФГОС»

Благодарственное

письмо

Эрдыниева Ч.Х.

           

В течение года МО начальных классов отслеживало повышение качества обучения  через:

- активное использование современных педагогических и информационных технологий;

- формирование единых принципиальных подходов к обучению и воспитанию учащихся.

В педагогическом коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопонимание, поддержки (взаимопосещение  уроков с целью обмена опытом, совместная разработка уроков, праздников, планирование общешкольных мероприятий, совместные проведения календарных праздников, спортивных соревнований, предметных недель, конкурсов, смотров).

Проанализировав  работу   методического  объединения, следует отметить, что все  учителя  работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведётся  работа по освоению  учителями  ИКТ, современных методик и технологий обучения, реализации ФГОС нового поколения. План  работы  и задачи МО за 2016 - 2017 учебный год выполнен, но есть и некоторые недочеты  в  работе. Над ними продолжим работу в 2017-2018 учебном году.



Предварительный просмотр:

Повышение квалификации учителей в рамках образовательного округа «Байкальская перспектива»

 Опубликовано: 20 декабря 2016

povyshenie kvalifikacii uchitelej v ramkakh obrazovatelnogo okruga bajkalskaya perspektiva

По плану совместных мероприятий международного образовательного округа «Байкальская перспектива» 15-16 декабря 2016 года в филиале работали представители 4 школ Бурятии (Баргузинский район, г. Гусиноозерск).

 Для учителей филиала и монголо-российской школы прошел международный семинар-практикум «Современное занятие в условиях реализации ФГОС», а также была проведена стажировочная площадка «Информационно-технологическая база системы оценки качества образования (формирование математико-статистических пакетов обработки результатов мониторинга качества образования с использованием сервисов Googl и электронных таблиц Excel). В мероприятиях приняли участие 28 учителей филиала и 11 учителей монголо-российской школы.

По завершении работы курсов повышения квалификации педагоги вступили в международный клуб «Большая перемена», который объединяет учителей разных стран и предлагает им стать участниками совместных инновационных образовательных программ и проектов.



Предварительный просмотр:

Работа учителя начальных классов МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева» Эрдыниевой Чимиты Хобисхаловны

Мастер –класс по теме : «Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся»

Цель: оказать содействие участникам занятия в  понимании таких понятий как критериальное оценивание, дескриптор, критерий; в умении составлять  дескрипторы к диктантам

Ожидаемый результат: учителя понимают термины: дескриптор, критерий, рубрика; смогут распознавать дескрипторы, составлять дескрипторы к диктантам.

Оборудование: презентация, компьютер, фломастеры, листы А-4, раздаточный материал статья «Критериальное оценивание», «Информационная характеристика диктанта».

Ход занятия

I. Приветствие.

II. Формирование групп  (Распределение на группы по выбранной заранее цветным квадратикам.  Каждый участник, входя в аудиторию, получает разного цвета квадраты, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись цветной фигурой, расположенными на столах).

III.Сообщение темы, введение в тему

-Чтобы понять, чем мы будем сегодня заниматься на занятии, я попрошу группу: (слайд 1)

1.Нарисуйте дом на формате А-4.

2. Теперь попрошу поменяться работами (Взаимооценка)

3. Поставьте оценки за рисунки (наивысшая оценка - 5 баллов).

 А теперь оцените рисунок по таким критериям :                                                                                                                                                                                   1.Фундамент – 1 балл                                                                                                                                                      2.Ступени –1 балл                                                                                                                                             3.Перила – 1балл                                                                                                                                      4. Дверь – 1 балл                                                                                                                                                        5. Окно - 1 балл                                                                                                                                                                               6. Окно на чердаке – 1 балл                                                                                                                                                                            7. Водосточная труба – 1 балл                                                                                                                                                     8. Труба на крыше дома – 1 балл                                                                                                           9. Трава возле дома – 1 балл                                                                                                                                 10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл

- Рефлексия по заданию:                                                                                                                                   -Насколько отличались оценки и почему?                                                                                         -Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?                                                         -Какой из оценок вы остались довольны и почему? (Ответы участников мастер-класса).                                                                                                                                                Вывод: по критериям оценивать намного легче.  

 Итак, мы определили тему занятия: Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся

Давайте определим цели занятия:  познакомиться с понятиями критериальное оценивание, дескриптор, критерий; уметь устанавливать соответствие дескрипторов критериям.

III. Теоретическая часть

Изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся – одно из направлений модернизации образования. Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся.  

Задание№1.

-А теперь попрошу  прочитать статью «Критериальное оценивание». (Приложение №1).      Что же такое критериальное оценивание?  Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.   При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Один успешен по одному критерию, а второй – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов и способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Оценивание  превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения

При   критериальном  оценивании мы встречаемся с  такими  понятиями, как  рубрика, критерии, дескрипторы. 

 Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.

Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.

Критериальное оценивание включает в себя: формативное оценивание (формирующее / текущее) констатирующее оценивание (итоговое).

     При использовании  технологии критериального оценивания меняется и подход к проведению контрольных и проверочных работ. Не менее чем за неделю до контрольной работы учащимся предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки.К каждому диктанту прилагаются дескрипторы, которые описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижения- тем выше балл. После выбора темы составляется информационная карта диктанта.  В ней отражена информация обо всех  орфограммах в диктанте, которые ставятся на проверку. Учитель выделяет проверяемые орфограммы, считает их, выписывает все слова, выделяя цветом или курсивом данную орфограмму.  Затем составляется таблица с критериями, с уровнями достижений, баллами.

Здесь описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Важно, что все бальные оценки начинаются с нуля. У каждого ребенка появляется возможность наращивать свои достижения по какому-то отдельному критерию.

Каждое умение перед контрольной работой проверяется отдельно. Естественно, если во время текущего контроля ребенок не справился хотя бы с одной орфограммой, то  и при написании  диктанта он тоже с этими орфограммами не справится. Поэтому важна индивидуальная коррекционная работа. Учитель составляет карту и сам прописывает  критерии, но важно научить детей самостоятельно формулировать те умения, которыми необходимо овладеть.

IV. Практическая работа.

1.(Раздаю приложение №2. Участники мастер- класса знакомятся с дескрипторами и  информационной картой  к диктанту.)

- Сейчас мы попробуем разработать  дескрипторы и  информационную карту   к диктанту по русскому языку 2 класс  по теме:«Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн»

Планируемый результат:  проверка сформированности у учащихся навыка правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

В лесу

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу. (33 слова.)

2.(Выполнение участниками задания в группах.  Представление результатов всем участникам).

                                Информационная характеристика диктанта

Орфограмма/правило постановки знаков препинания

Количество орфограмм

Перечень слов

1. Сочетания жи-ши, чк-чн, чу-щу, ча-ща

8

Девочка, часто, ищут, шишки,  щавель, птички, живёт,ручная.

2. Непроверяемые гласные  

4

Мальчик, девочка, весело, хорошо.

3. Прописная буква в начале каждого предложения.

6

4. Знаки препинания (точки) в конце предложений.

6

5. Раздельное написание предлогов с другими словами

5

В лес, в лесу, в дупле, на поляне, в лесу.

6. Правописание слов с Ь – показателем мягкости

2

Мальчик, щавель.

7. Перенос слов

Количество определяется индивидуально в соответствии с записью текста

Дескриптор к проверочной работе

Критерии

Орфо

грамма

Уровень достижения

Бал

лы

Фактически полученные баллы

Работа над ошибками

Оценивает ученик

Оценивает учитель

Умею писать слова с  сочетаниями жи-ши, чк-чн, чу-щу, ча-ща

1

Допустил ошибки во всех словах

0

Правильно написал 1-3 слова

1

Правильно написал 4-6 слов

2

Правильно написал все 7 слов

3

Умею писать слова с непроверяемыми гласными  

2

Допустил ошибки в словах

0

Написал правильно 1-3 слова

1

Правильно написал все 4 слова  

2

Умею правильно оформлять начало предложения

3

Допустил хотя бы одну  ошибку

0

Правильно написал все предложения

1

Умею правильно оформлять конец предложения

4

Допустил хотя бы одну  ошибку

0

Правильно написал все предложения

1

Умею раздельно писать предлоги с другими словами

5

Неверно написал все слова

0

Написал правильно 1-3 слова

1

Правильно написал все 5 слов

2

Умею правильно писать слова с Ь – показателем мягкости

6

Неверно написал слова

0

Написал правильно 1 слово

1

Написал правильно 2 слова

2

Максимальное количество 11 баллов

5-     95% -100%    10-11б.

4 -    76% -94%       9-8 б.

3-     50% -75%        6-7 б.

2 –менее 50%   меньше 6 б.

V Подведение итогов мастер-класса

Таким образом, критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. И, что самое главное, позволяет проследить динамику интеллектуального роста учащихся. Конечно, такая система требует от педагога больших затрат времени, но это окупается повышением качества образования. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

VI . Рефлексия.

- Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к началу. Вспомните, какие ожидания были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они

Закончите одно из предложений:

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

я поняла, что…

теперь я могу…

я почувствовала, что…

я приобрела…

я научилась…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…