Социально-коммуникативное развитие

Старицина Вероника Михайловна

Предварительный просмотр:

МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 52 «Самолётик»

Консультация для воспитателей

«Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в средней группе»

Подготовила: Старицина В.М.

г.Нижневартовск, 2017г.

Консультация для воспитателей

«Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в средней группе»

В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие. 

Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие. 

Традиционные сюжеты 
Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике. 

Как подготовить детей к игре?
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре. 
Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. В такого рода работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр. 

Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка. 
1.Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие. 
2.Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия. Можно воспользоваться книгой серии «Школа семи гномов» «Какие бывают профессии» Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события. 
3.Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета. Педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?» 
4.Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара), а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества. Для проведения дидактических игр вам понадобятся различного рода предметы, которые можно найти в разделах «Игровые наборы», «Инструменты и оружие», «Наборы посуды», 
5.Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли. В создании интерьера для проведения театрализованных игр вам поможет специальные наборы мебели. 
6.Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей. Различного рода иллюстрации и плакаты вы найдете в разделе «Наглядно-дидактические пособия».



Предварительный просмотр:

МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 52 «Самолётик»

Перспективное планирование работы с родителями

«Моя семья» по серии книг для развития детей к программе

«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

Составила: Старицина В.М.

г.Нижневартовск, 2016г.

Перспективное планирование работы с родителями «Моя семья» по серии книг для развития детей к программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для детей 4 – 5лет                                                                                             

№ занятия и время проведения

«Моя семья»

1. сентябрь

План занятия по теме «Дружная семья»

1. Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» детей 4-5 лет.

2. Представление серии книг для развития детей 4-5лет.

3. Работа с книгой для развития «Дружная семья».

4. Выполнение заданий по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и рассказу

 Л. Нечаева «Семеро по лавкам».

5. Работа с пословицами, помещенными в книге.

6. Активное занятие: Работа в паре «Народная мудрость о семье».

2. Октябрь

План занятия по теме: «В добрый путь»

1. Знакомство и работа по книге «В добрый путь».

2. Выполнение заданий по русским народным сказкам «Петушок золотой гребешок», «Снегурушка и лиса».

3. Работа с пословицами, помещенными в книге «В добрый путь».

4. Активное занятие: Ресурсный круг «Какую  роль играет семья в формировании положительного жизненного опыта у детей?».

3. Январь

План занятия по теме: «Добрая забота»

1. Знакомство с книгой для развития детей 4-5 лет «Добрая забота».

2. Выполнение творческих заданий по рассказам О.С. Абрамовой «Добрая забота» и К.Д. Ушинского «На что тебе?».

3. Работа с пословицами, помещенными в книге.

4. Активное занятие: Ресурсный круг «Как книга поможет научить детей проявлять сострадание и милосердие?».

4.Март

План занятия по теме: «Благодарное слово»

1. Знакомство с книгой «Благодарное слово».

2. Выполнение заданий по русской народной сказке «Крошечка Хаврошечка» и А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

3. Работа с пословицами, помещенными в книге.

4. Активное занятие: Ресурсный круг «Как книга поможет вам в формировании умения у детей быть благодарными?».

5. Май

План занятия по теме: «Светлый праздник»

1. Работа в круге по книге «Благодарное слово».

2. Выполнение задания по «Сказке о березоньке».

3. Работа с пословицами, помещенными в книге.

4. Активное занятие: Ресурсный круг «Светлый праздник».

5. Подведение итогов работы за год.



Предварительный просмотр:

МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 52 №Самолётик»

Художественная литература

о труде и профессиях взрослых

Составила: Старицина В.М.

г.Нижневартовск, 2017г.

Стихи о труде для школьников

Стихи для детей о труде, о работе, о мастерстве. Это стихи о том, что труд – это сложный процесс, но важный и нужный для любого человека. Ведь все то, что нас окружает, создано чьим–то или нашим трудом.

Веселая работа

Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему? Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное. Б. Белова.

Пчелка

Залетела к нам пчела.
У оконного стекла.
Кружится, старается.
Улететь пытается.
Да не получается!
Я дружить хочу с пчелою.
Я ей форточку открою
Улетай-ка на свободу.
Принеси-ка на лапках меду.

Рожь поет

Рожь тихонько засыпала.
В снеговой своей постели.
Сосны ветками качая.
Колыбельную ей пели.
“Ветры дуют, ветры воют.
Под холодным зимним небом.
Спи зеленая травинка.
А проснешься, станешь хлебушком”.
И уснула рожь травинка.
Падал снег, мели метели.
Сосны ветками качая.
Колыбельную ей пели.

Земля

Говорит земля травинке:
“Пей, травинка, сок мой чистый!
Скоро вырастишь большая,
Станешь рожью золотистой.
Принесу тебе от дуба,
Силу вечную, земную,
От прозрачной тихой речки –
Свежесть бодрую лесную.
Ты расти, расти травинка,
Наливайся сладким соком.
Подымайся надо – мною.
Спелым колосом высоким!”

Росток

Застучали капельки.
Так-тик-ток.
На лесной проталинке,
Выглянул росток.
Шел по лесу в валенках
Дедушка мороз,
Видит: на проталинке
Первоцвет пророс.
Наклонился старенький
Улыбнулся в ус
И подумал: “Маленький,
А совсем не трус!”.

Помощник

Мама усталой с работы придет,
Маме и дома хватает забот.
Веник возьму я и пол подмету
Дров наколю и сложу под плиту.
Свежей воды принесу два ведра
Ну а теперь за уроки пора!
Мама сегодня с работы придет.
Будет у мамы по меньше хлопот. П. Жанэ

Песня чабана

Пусть покроет все вершины
Наши тучные стада
К людям пусть бежит в долины.
Родниковая вода.
Хоть живу я возле неба,
У меня есть вдоволь хлеба.
Людям что живут в низу.
Вдоволь мяса привезу.
Пусть тучнеют на вершине
Овцы милые мои.
Пусть помчатся по равнине.
Родниковые струи. А. Гафуров

И мы будем трудиться

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каравай хлеба – 
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарим людей,
Придет пора, придет час,
И мы трудиться будем! В. Ливмиц

Каравай

Вот лежит каравай
У меня на столе
Черный хлеб на столе – 
Нет вкуснее на земле!
Будет плакать мой хлеб
Каравай мой румяный 
Если я разженюсь
Если лодырем стану.
Но ведь я не лентяй
Я в роботе проворный
Улыбнись каравай
Улыбнись, хлеб мой черный.

Не мешайте мне трудится

Не мешайте мне работать
Я водицы притащу
Из колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте!
Не жалейте!
А хотите в лейку лейте – 
Поживайте огород
Он ведь тоже воду пьет!

Молотьба

Не гром грохочет, не пальба 
Грешит грохочет молотьба 
Гора зерна растет до неба 
Ты видишь, сколько будет хлеба
Мне говорят, что спать пора
Но не усну я до утра
Мне поглядеть бы хоть
Как мама будет печь лепешки. Я. Дяизтите

Руки человека

Склонила тяжелую голову рожь
“Спасибо вам, солнце её Московский дождь!
Спасибо земле, что была моим домом
И сильным рукам, моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно
Чтоб землю понять янтарные зерна
А нынче они урожай уберут
Спасибо вам руки за добрый ваш труд.

Рожь поспевает

На горе за рощей
Зреет хлеб хороший
Зерна намываются
В ласковом тепле
Колоски тяжелые
Наклонили головы
Благодарно кланяться
Матери – земле.

Шоферы

Шуршат по дорогам веселые шины
Спешат по дорогам машины.
А в кузове важные, срочные грузы
цемент и железо, изюм и арбузы
Работа шоферов трудна и нужна
Но как она людям повсюду нужна.

Врач

Я врачом как мама стану
Трубку наверно достану
Быть врачом нелегкий труд
Все теперь ко мне идут.

В землю бросили зерно

В землю бросили зерно
А весной взошло оно
Выглянуло солнышко
Вверх его на солнышко
А зерно тому и рада
А зерну того и надо
Напоите водой росток
Дать ему дождя глоток.

Пахарь

Солнце за день нагулялося,

За кудрявый лес спускается;

Лес стоит под шапкой тёмною,

В золотом огне купается.

 

На бугре трава зелёная

Спит, вся искрами обрызгана,

Пылью розовой осыпана

Да каменьями унизана.

 

Не слыхать-то в поле голоса,

Молча ворон на меже сидит,

Только слышен голос пахаря, —

За сохой он на коня кричит.

 

С ранней зорьки пашня чёрная

Бороздами подымается,

Конь идёт — понурил голову,

Мужичок идёт — шатается...

 

Уж когда же ты, кормилец наш,

Возьмёшь верх над долей горькою?

Из земли ты роешь золото,

Сам-то сыт сухою коркою!

 

Зреет рожь — тебе заботушка:

Как бы градом не побилася,

Без дождей в жары не высохла,

От дождей не положилася.

 

Хлеб поспел — тебе кручинушка:

Убирать ты не управишься,

На корню-то он осыплется,

Без куска-то ты останешься.

 

Урожай — купцы спесивятся;

Год плохой — в семье все мучатся,

Всё твой двор не поправляется,

Детки грамоте не учатся.

 

Где же клад твой заколдованный,

Где талан твой, пахарь, спрятался?

На труды твои да на горе

Вдоволь вчуже я наплакался!

Автор: И. Никитин

Сенокос

Пахнет сеном над лугами...

В песне душу веселя,

Бабы с граблями рядами

Ходят, сено шевеля.

 

Там — сухое убирают:

Мужички его кругом

На воз вилами кидают...

Воз растёт, растёт, как дом...

 

В ожиданье конь убогий

Точно вкопанный стоит...

Уши врозь, дугою ноги

И как будто стоя спит...

 

Только жучка удалая

В рыхлом сене, как в волнах,

То взлетая, то ныряя,

Скачет, лая впопыхах.

Автор: А. Майков

Труд

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, —

Золотых, стальных, алмазных, —

Нет священней слова: «труд»!

 

Троглодит стал человеком

В тот заветный день, когда

Он сошник повёл к просекам,

Начиная круг труда.

Работа

Единое счастье — работа,

В полях, за станком, за столом, —

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счёта, —

Часы за упорным трудом.

 

Иди неуклонно за плугом,

Рассчитывай взмахи косы,

Клонись к лошадиным подпругам,

Доколь не заблещут над лугом

Алмазы вечерней росы!

 

На фабрике в шуме стозвонном

Машин, и колёс, и ремней

Заполни с лицом непреклонным

Свой день в череду миллионном

Рабочих, преемственных дней!

 

Иль — согнут над белой страницей,

Что сердце диктует, пиши;

Пусть небо зажжётся денницей, —

Всю ночь выводи вереницей

Заветные мысли души!

 

Посеянный хлеб разойдётся

По миру; с гудящих станков

Поток животворный польётся;

Почётная мысль отзовётся

Во глуби бессчётных умов.

 

Работай! Незримо, чудесно

Работа, как сев, прорастёт.

Что станет с плодами, — безвестно,

Но благостно, влагой небесной,

Труд всякий падёт на народ.

 

Великая радость — работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта,

Всё счастье земли — за трудом!

Автор: В. Брюсов

* * *

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку — чтоб с рыбой невода,

Пахарю — чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

 

Воду пьют из кружек и стаканов,

Из кувшинок также можно пить —

Там, где омут розовых туманов

Не устанет берег золотить.

 

Хорошо лежать в траве зелёной

И, впиваясь в призрачную гладь,

Чей-то взгляд, ревнивый и влюблённый,

На себе, уставшем, вспоминать.

 

Коростели свищут... коростели...

Потому так и светлы всегда

Те, что в жизни сердцем опростели

Под весёлой ношею труда.

 

Только я забыл, что я крестьянин,

И теперь рассказываю сам,

Соглядатай праздный, я ль не странен

Дорогим мне пашням и лесам.

 

Словно жаль кому-то и кого-то,

Словно кто-то к родине отвык,

И с того, поднявшись над болотом,

В душу плачут чибис и кулик.

Автор: С. Есенин

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

 

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

 

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

 

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Автор: Н. Заболоцкий

Пословицы про труд для детей

Чтобы ребенок полюбил труд, уважал чужой труд, его необходимо правильно воспитывать. Пословицы о труде помогут в трудовом воспитании детей. Собранные пословицы о труде, отражают мудрость народа, жизненный опыт многих поколений.

Землю красит солнце, а человека — труд.

Делу — время, а потехе — час.

Кто не работает, тот не ест.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

В труде рождаются герои.

Суди о человеке по его труду.

Труд всё побеждает.

Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Воля и труд дивные всходы дают.

Без труда жить — только небо коптить.

Всякое дело концом хорошо.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Работай до поту, поешь в охоту.

Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.

Люби дело — мастером будешь.

Слезами делу не поможешь.

Доброе начало — половина дела.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Есть терпение — будет и умение.

Рукам работа — душе праздник.

Кто мастер на все руки, у того нет скуки.

Откладывай безделье, а не откладывай дело.

Кончил дело — гуляй смело.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без работы день годом кажется.

Белые ручки чужие труды любят.

Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью.

Торопливость делу не помогает.

Труд кормит, а лень портит.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Безделье — мать всех пороков.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Делаешь наспех — сделаешь на смех.

Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.

У лодыря что ни день, то лень.

Труд всегда даёт, а лень берёт.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Не бойся работы — пусть она тебя боится.

Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.

Слаще всех плодов — плод человеческого труда.

Больше науки — умнее руки.

Всякий человек на деле познаётся.

Без работы и машина ржавеет.

На миру и работа спорится.

Загадки

За околицей станичной
Между рощей и рекой
Начинается пшеничный
Ярко-бронзовый прибор. (Пшеничное поле)

Рос сперва на воле, в поле
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто
Вырос он, под синим небом
И пришел на стол он... (Хлеб)

Вырос в поле дом
Полон дом зерном. (Колос)

Не лошадь, не вол,
Да плуг повел. (Трактор)

В огороде у дорожки стоит
Солнышко на ножке
Только желтые лучи 
У него горячи. (Подсолнух)

Вырастаю всем на диво – 
Высока, стройна, красива,
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки.
Пусть не слаще я арбуза
Но сытней, я ... (Кукуруза)

Ты не клюй меня дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К верху колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно)

Ходит с края да на край
Режет черный каравай
Сзади ходит другой
Сыплет солью золотой. (Трактор, сеялка, зерно)

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)

Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят. (Колос)

В поле сеют и растят,
Убирают, сыплют в склад.
И на хлеб идет оно,
А зовут его... (Зерно)

Широко, а не море
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра - на столе. (Хлеб)

Из земли сама я вырастала,
В воздухе детишек воспитала. (Рожь, пшеница)

Высокая девица,
Тонка, длинна нога,
Зеленая косица
Скрывает жемчуга. (Кукуруза)

Не море, не река, а волнуется. (Колосья в поле)

В пиве он необходим
И фураж вкуснее с ним,
Может скот жевать весь день
Этот хлебный злак. (Ячмень)

Под землю птица, гнездо свила, яиц нанесла. (Картошка)

Один льет, другой пьет, а третий растет. (Дождь, земля, хлеб)



Предварительный просмотр:

МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 52 №Самолётик»

Дидактические игры по трудовому воспитанию для детей 4-5 лет

Составила: Старицина В.М.

г.Нижневартовск, 2017г.

Игра «Накроем стол для кукол»

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

ЦельУточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

ЦельЗакреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

ЦельДать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,
действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно  митируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.



Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

ЦельФормировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Ход игры:

Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
— Зачем нужно растение? (Лейка.)
— Почему нужно кормить? (Птичка.)
— Что нужно мыть? (Тарелка.)
— Что нужно чистить? (Ковер.)
— Что нужно стирать? (Платье.)
— Что нужно гладить? (Рубашка.)
— Что нужно печь? (Пирожки.)
— Что нужно менять? (Постельное белье.)
— Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
— Зачем засевать поля? (Зерно.)
— Зачем сажать? (Картофель.)
— Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
— Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
— Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
— Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
— Зачем ухаживать за своим телом?

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.