Программа духовно-нравственного воспитания "Истоки православия в Симбирске"

Медведева Инна Васильевна

В данном разделе приводится программа духовно-нравственного воспитания "Истоки православия в Симбирске"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_istoki_pravoslaviya_v_simbirskeulyanovske.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 24»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

духовно-нравственного развития

«Истоки православия в городе Симбирске (ныне г. Ульяновске)»

Разработала

Преподаватель-организатор ОБЖ

Классный руководитель 6 В класса

Медведева Инна Васильевна

г. Ульяновск

Пояснительная записка

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания в общеобразовательных учебных заведениях. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, гражданин своей Малой Родины, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек и находить свое продолжение в среднем школьном звене, в подростковом возрасте. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы

определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 Новизна программы в том,

 что она направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, гражданина своей Малой Родины. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся.

Программа «Истоки православия в городе Симбирске (г. Ульяновске)» может быть реализована учителем в основной общей школе. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в месяц.

Программа включает в себя 10 занятий.  1час в месяц по 45 минут.

Цели программы:

- формирование высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества.

- преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России и своей Малой Родины православных культурных ценностей.

- воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

- передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно - нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет. Именно это культура отличает русскую цивилизацию от иных мировых цивилизаций.

Задачи:

  • Способствовать воспитанию нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия)
  • способствовать освоению первичных знаний о православных памятников архитектуры и искусства своей Малой Родины;
  • способствовать развитию интереса к истории своего края
  • способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей культуры своей Малой Родины.

Занятия проводятся в форме внеурочных мероприятий и игровых программ, экскурсий, встреч со священнослужителями.

Предполагаемый результат:

– Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.

– Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
– Потребность к сопереживанию.
– Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
– Приобщение к опыту православной культуры.
– Деятельное отношение к труду.
– Ответственность за свои дела и поступки.

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

1.Библиотечный фонд

2. Печатные пособия

3.Технические средства обучения – мультимедийный проектор, ноутбук, магнитофон.

Календарно-тематическое планирование воспитательной программы

духовно-нравственного развития

 «Истоки православия в городе Симбирске (ныне г. Ульяновске)»

№ темы

                  Наименование темы

Время проведения

Количество часов

Тема 1

Андрей Блаженный – небесный покровитель города Симбирска

(г. Ульяновска)

Сентябрь

1

Утраченное наследие города Симбирска (г. Ульяновска)

Тема 2

Троицкий собор.

Сентябрь

1

Тема 3

Спасо -Вознесенский собор.

Октябрь

1

Тема 4

Николаевский собор.

Ноябрь

1

Тема 5

Мужской Покровский монастырь.

Декабрь

1

Тема 6

1.Николаевская (Казанская) церковь.

2.Богоявленская церковь.

Январь

1

Тема 7

1.Владимирская (Ильинская) церковь.

2.Смоленская церковь.

Февраль

1

Тема 8

1.Успенская церковь. 2.Церковь Всех Святых.

Март

1

Тема 9

1.Воскресенская (Германовская) церковь

2.Петропавловская церковь

Апрель

1

Тема 10

1.Тихвинская церковь.

2. Спасский женский монастырь.

Май

1