Программа духовно-нравственного воспитания "Истоки православия в Симбирске"
В данном разделе приводится программа духовно-нравственного воспитания "Истоки православия в Симбирске"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 24»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
духовно-нравственного развития
«Истоки православия в городе Симбирске (ныне г. Ульяновске)»
Разработала
Преподаватель-организатор ОБЖ
Классный руководитель 6 В класса
Медведева Инна Васильевна
г. Ульяновск
Пояснительная записка
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания в общеобразовательных учебных заведениях. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, гражданин своей Малой Родины, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек и находить свое продолжение в среднем школьном звене, в подростковом возрасте. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы
определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том,
что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, гражданина своей Малой Родины. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся.
Программа «Истоки православия в городе Симбирске (г. Ульяновске)» может быть реализована учителем в основной общей школе. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в месяц.
Программа включает в себя 10 занятий. 1час в месяц по 45 минут.
Цели программы:
- формирование высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества.
- преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России и своей Малой Родины православных культурных ценностей.
- воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
- передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно - нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет. Именно это культура отличает русскую цивилизацию от иных мировых цивилизаций.
Задачи:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия)
- способствовать освоению первичных знаний о православных памятников архитектуры и искусства своей Малой Родины;
- способствовать развитию интереса к истории своего края
- способствовать формированию системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей культуры своей Малой Родины.
Занятия проводятся в форме внеурочных мероприятий и игровых программ, экскурсий, встреч со священнослужителями.
Предполагаемый результат:
– Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
– Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
– Потребность к сопереживанию.
– Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
– Приобщение к опыту православной культуры.
– Деятельное отношение к труду.
– Ответственность за свои дела и поступки.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1.Библиотечный фонд
2. Печатные пособия
3.Технические средства обучения – мультимедийный проектор, ноутбук, магнитофон.
Календарно-тематическое планирование воспитательной программы
духовно-нравственного развития
«Истоки православия в городе Симбирске (ныне г. Ульяновске)»
№ темы | Наименование темы | Время проведения | Количество часов |
Тема 1 | Андрей Блаженный – небесный покровитель города Симбирска (г. Ульяновска) | Сентябрь | 1 |
Утраченное наследие города Симбирска (г. Ульяновска) | |||
Тема 2 | Троицкий собор. | Сентябрь | 1 |
Тема 3 | Спасо -Вознесенский собор. | Октябрь | 1 |
Тема 4 | Николаевский собор. | Ноябрь | 1 |
Тема 5 | Мужской Покровский монастырь. | Декабрь | 1 |
Тема 6 | 1.Николаевская (Казанская) церковь. 2.Богоявленская церковь. | Январь | 1 |
Тема 7 | 1.Владимирская (Ильинская) церковь. 2.Смоленская церковь. | Февраль | 1 |
Тема 8 | 1.Успенская церковь. 2.Церковь Всех Святых. | Март | 1 |
Тема 9 | 1.Воскресенская (Германовская) церковь 2.Петропавловская церковь | Апрель | 1 |
Тема 10 | 1.Тихвинская церковь.2. Спасский женский монастырь. | Май | 1 |
