Конкурс "Учитель-дефектолог России" 2021

Макарова Мария Александровна

Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Учитель-дефектолог России" - 2021

Ссылка на видеоролик занятия https://youtu.be/XPDN_diPMI0

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО

участника регионального этапа IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»

(в соответствием с Положением IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»)

https://makarova-dolds4.edumsko.ru/uploads/32400/32333/section/649414/.thumbs/HNlNdFlxLos.jpg?1507725417

___________Макарова_________________

           (фамилия)

 _________Мария Александровна_________

                (имя, отчество)

( МАДОУ детский сад №4 «Рябинка» г.о. Долгопрудный ) 

           (субъект Российской Федерации)

1. Общие сведения

Населенный пункт

г.о. Долгопрудный

Дата рождения (день, месяц, год)

 17.09.1992

Место рождения

д.Хармынка Гордеевского р-она Брянской обл.

2. Образование

Название образовательной организации высшего образования и / или профессиональной образовательной организации (по диплому) и год окончания

  1. ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж», 2008-2012
  2. ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» г.Москва

Диплом бакалавра с отличием 107718 0341726 №123  1 июля 2015 года

  1.   Диплом магистра 107704 0114039 №332

1 июля 2017 года

Специальность, квалификация по диплому

  1. Специальность: 050709 преподавание в начальных классах

Квалификация: учитель начальных классов с дополнительным образованием в области изобразительного искусства

  1. Бакалавр

Направление подготовки: специальное (дефектологическое) образование

  1. Магистр

Направление подготовки: специальное (дефектологическое) образование

Профиль: инклюзивное обучение в современном образовательном пространстве

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок, места и сроки их получения)

  1.  Диплом о профессиональной переподготовке 612407903183

Рег.номер 0322-Д  с 10.01.2018 по 27.06.2018

Специальность: дошкольная педагогика и  психология (600 часов)

Частное образовательное учреждение высшего образования «Южный университет (ИУБиП)»

  1. Курс «Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"»  Общество с ограниченной ответственностью «Международные Образовательные Проекты» Центр дополнительного профессионального образования «Экстерн», 36 часов,  с 8.09.20 по 16.09.2020
  2.  Курс «Основы робототехники и ТИКО-конструирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста»,  Общество с ограниченной ответственностью «Международные Образовательные Проекты» Центр дополнительного профессионального образования «Экстерн», 72 часа, с 18 сентября 2020 г. по 7 октября 2020 г.
  3. Курс «Логокоррекционная работа с дошкольниками с ЗПР», ЧОУ ДПО Логопед Профи, 72 часа, с 13.09.2020 по 27.09.2020

Знание иностранных языков (укажите уровень владения)

Немецкий язык со словарём

Ученая степень / ученое звание (при наличии)

Название диссертационной работы (работ) (при наличии)

ссылка на размещенную в сети Интернет информацию

3. Работа

Место работы (наименование организации в соответствии с ее уставом)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.о. Долгопрудный центр развития ребёнка – детский сад №4 «Рябинка» (МАДОУ детский сад №4 «Рябинка»)

Занимаемая должность (наименование в соответствии с записью в трудовой книжке)

Учитель-логопед

Преподаваемые предметы/проводимые занятия

Занятия по развитию речи и обучению грамоте, индивидуальные логопедические занятия

Общий трудовой стаж (полных лет на момент заполнения портфолио)

4 года 10  месяцев 14  дней ( на 14.07.2021 )

Педагогический стаж, в том числе из педагогического стажа – стаж работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью

4 года 10  месяцев 14  дней ( на 14.07.2021 )

Квалификационная категория (в соответствии с записью в трудовой книжке), включая дату установления квалификационной категории

Первая квалификационная категория по должности учитель-логопед, дата аттестации 16.10.2018

Почетные звания и награды (наименования и даты получения в соответствии с записями в трудовой книжке)

Награждена Почётной грамотой АОУ д/с №4 «Рябинка» за профессиональное мастерство в городском фестивале «Учимся вместе» 20.04.2017  

Награждена Почётной грамотой Управления образования администрации г. Долгопрудного за добросовестный труд, успешную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения и в связи с Днем учителя от 27.09.2017 №542

Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет) 

МАДОУ детский сад №4 «Рябинка» 

4 года 10  месяцев 14  дней ( на 14.07.2021 )

Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность) (при наличии на момент Конкурса)

  1. Существующая практика образования обучающихся с ОВЗ
    и инвалидностью в организации, в которой работает участник Конкурса

Контингент обучающихсяс ОВЗ и инвалидностью, с которыми непосредственно работает участник Конкурса

Дети с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития различного генеза, лёгкой степенью умственной отсталости, расстройством аутистического спектра

Нормативно-правовые документы (федерального, регионального и муницыпального уровней) и локальные нормативные акты организации, в которой работает участник конкурса, регламентирующие образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

  • Положение о местном психолого-педагогическом консилиуме
  • Положение по разработке адаптированных основных образовательных программ        
  • Положение по составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС образования детей с ОВЗ
  • Положение по внутренней системе оценки качества образования

Ресурсное (материально-техническое, программно-методическое, информационное) обеспечение обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в организации, в которой работает участник конкурса

              Детский сад №4 «Рябинка» функционирует с 1971 года. Двухъэтажное здание включает 11 групповых помещений, кабинет директора; кабинет зам. директора по безопасности; кабинет зам.директора по АХЧ; методический кабинет;  кабинет "Здоровье" ; музыкально-физкультурный зал; 6 логопедических  кабинетов; кабинет педагога-психолога; 11 комнат психологической разгрузки; изостудию; студию "Эрудит"; учебно-опытный участок; метеолабораторию; тропу здоровья; игровые прогулочные площадки; транспортную площадку; летнюю театральную  эстраду; библиотеку; пищеблок; прачечную.        

               Развивающая предметно-пространственная среда   отвечает современным требованиям и позволяет  детям  успешно развиваться в разных видах деятельности. Проектируют её сами педагоги, в соответствии с  закономерностями  развития  ребенка и ориентируясь  на концепцию целостного развития  личности дошкольника.  В то же время воспитатели  учитывают стремление детей самостоятельно трансформировать игровое пространство, максимально проявлять фантазию, строить тот воображаемый мир, который соответствует интересам и потребностям ребенка. Музыкальные, театрализованные, спортивные, патриотические, уголки творчества и природы  обеспечены необходимым  оборудованием и материалами, где каждый дошкольник в зависимости от присущих ему индивидуальных  особенностей и желания найдет занятие  по интересам.

               В группах  имеется  мультимедийное оборудование, способствующее  организации образовательного  процесса на современном уровне. 

                Все помещения детского сада приспособлены для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

               Обеспечить высокий уровень развития детей можно, даже имея скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослым или самостоятельная. Результат работы в первую очередь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагогов.

Краткое описание существующей педагогической практики организации образования обучающихся
с ОВЗ и инвалидностью в организации, в которой работает участник Конкурса (инклюзивное, коррекционное образование)

           Инклюзивное образование раскрывается в следующих направлениях работы: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое.          

           Коррекционная работа строиться на основе адаптированных основных общеобразовательных программ, а также индивидуальных образовательных маршрутов. Проводятся индивидуальные, подгрупповые и фронтальные  занятия.

        Основные направления коррекционно-развивающей работы:

- сенсорное и сенсомоторное развитие;

- формирование пространственно-временных отношений;

- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

- готовность к восприятию учебного материала;

- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

          Направления коррекционной работы фронтальных и подгрупповых  логопедических занятий:

- развитие импрессивной стороны речи;

- накопеление и применение лексической базы речи;

- накопление и применение грамматических значений и категорий;

- формирование коммуникативно-познавательной потребности в речи;

- формирование связной речи.

          Направления коррекционной работы индивидуальных  логопедических занятий:

- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;

- формирование произносительной стороны речи;

- постановка, автоматизация, дифференциация звуков;

- формирование звукового анализа и синтеза при автоматизации и дифференциации звуков.      

Взаимодействие участника Конкурса с коллегами, в том числе членами психолого-медико-педагогического консилиума и (или) логопункта организации, в которой работает участник Конкурса (при наличии), родителями обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью

Член психолого-педагогического консилиума детского сада №4 «Рябинка»

Специалист консультационного центра «Детский сад для взрослых» https://dolds4.edumsko.ru/activity/consulting 

Организатор и участник городского дистанционного семинара для родителей «Подготовка и адаптация детей к школе. Проблемы и пути решения», 23.04.21

https://nsportal.ru/makarova-m-a 

Взаимодействие участника Конкурса с внешними организациями, психолого-медико-педагогической комиссией, центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в процессе образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

  1. Выступление на Межрегиональной дистанционной научно-практическая конференции «Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее», Москва ( МПГУ) 1.12.2016
  2. Выступление на Межвузовской студенческой научно-практической конференция «Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее»,  Москва (МПГУ)  20-21 марта 2017 года
  3. Выступление на методическом объединении учителей-логопедов г.Долгопрудного (АОУ детский сад №6 «Звездочка» 22.09.2017 
  4. Участник VII научно-практической конференции «Заикание глазами специалистов и заикающихся»,  Москва 16 ноября 2019 года

https://nsportal.ru/makarova-m-a 

  1. Участник онлайн-конференции «Развитие эмоционального интеллекта дошкольника на основе восприятия сказки и составления творческого рассказа», 19.02.2021

https://nsportal.ru/makarova-m-a

5. Публикации участника Конкурса

Публикации (в том числе монографии, научные статьи, учебно-методические пособия, учебники
и иные материалы) (при наличии)

  1. Статья: «Развитие произносительной стороны речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в совместной образовательной деятельности на основе рисования» Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее: Сборник научных статей по материалам межрегиональной дистанционной научно-практической конференции (1 декабря 2016), посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство «Спутник +», 2016. – с.136-140 http://sovrdetsad.wixsite.com/sotsdetey/3-sekciya
  2. Статья: «Развитие произносительной стороны речи дошкольников с ОВЗ в процессе использования различных техник рисования» Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее: сборник научных статей по материалам межвузовской студенческой научно-практической конференции  (20–21 марта 2017 года) / Под общей ред. Л. А. Головчиц, Н. В. Микляевой, А. В. Кротковой. — М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. — С.209-213

http://docs.wixstatic.com/ugd/3e03

92_bb73d9f049fe474dbddc78e292 2e5708.pdf  

  1. Приключения Рокки и Хвостика: Рабочая тетрадь по развитию речевого слуха и фонематического восприятия детей дошкольного возраста. — М.: АРКТИ, 2018. —24 с.: ил. — (Библиотека практикующего логопеда: учим произносить правильно).

https://www.arkty.ru/kopiya-sirotyuk-metodika-korrekcii

Программы, в том числе коррекционно-развивающей направленности, разработанные лично участником Конкурса или в соавторстве (при наличии)

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра

https://dolds4edumsko.ru/activity/eduprogram

/file/311862/preschool 

Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра группы компенсирующей направленности «Особый ребёнок»

https://dolds4.edumsko.ru/activity/eduprogram/

preschool/13353/method

Авторские методики участника Конкурса по организации работы с обучающимися с ОВЗ
и инвалидностью (при наличии)

        Рабочая тетрадь по развитию речевого слуха и фонематического восприятия детей дошкольного возраста «Приключения Рокки и Хвостика». — М.: АРКТИ, 2018. —24 с.: ил. — (Библиотека практикующего логопеда: учим произносить правильно).

https://www.arkty.ru/kopiya-sirotyuk-metodika-korrekcii

 

Информация о наиболее значимых мероприятиях для обучающихся
с ОВЗ и инвалидностью, членов их семей, в которых принимал участие  участник Конкурса ( последние 3 года) (при наличии)

Проект по формированию толерантного отношения к лицам с ОВЗ «Путь от сердца к сердцу»  

https://xn----htbbmtcbpckf5k0be.xn--p1ai/participants/c3240eec-a910-4e08-97ae-53d2716ccf05 

https://nsportal.ru/user/944284/page/put-ot-serdtsa-k-serdtsu 

Информация об обучающих мероприятиях (мастер-классах, семинарах, конференциях) для специалистов, педагогических работников, в которых принимал участие участник Конкурса в качестве ведущего / докладчика / преподавателя (при наличии) (за последние 3 года)

  1. Организатор и участник дистанционного семинара-практикума «Использование напольных игр VAY TOY в развитии и коррекции речи детей», 4.03.2020 года  https://nsportal.ru/albom/2020/03/10/slogi-na-doroge 

https://nsportal.ru/user/944284/page/zonalnyy-forum-innovatsionnyh-idey-igraem-s-polzoy 

  1. Организатор и участник городского дистанционного семинара-практикума «Детская одарённость и проблемы её развития», 12.02.2021 года

           https://nsportal.ru/makarova-m-a

https://nsportal.ru/user/944284/page/intellektualnoe-razvitie-vospitannikov-vektory-razvitiya-doshkolnikov-puti-k-uspehu 

6. Результаты проектной деятельности

Опыт участия в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов, в том числе в научно-исследовательских (перечень муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия), описание полученных результатов, подтверждающие документы)

  1. Автор проекта и ответственный исполнитель зонального форума инновационных идей «Играем с пользой»  

https://nsportal.ru/user/944284/page/zonalnyy-forum-innovatsionnyh-idey-igraem-s-polzoy 

https://dolds4.edumsko.ru/activity/innovation/

project/post/669753    

  1. Руководитель проекта городской экспериментальной площадки по интеллектуальному развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения "Векторы развития дошкольников - пути к успеху"

https://dolds4.edumsko.ru/activity/

innovation/post/1415233

https://nsportal.ru/user/944284/page/intellektualnoe-razvitie-vospitannikov-vektory-razvitiya-doshkolnikov-puti-k-uspehu

  1. Разработчик и участник проекта академической экспериментальной площадки АСОУ по теме "Развитие личности в поликультурной образовательной среде на основе национальных ценностей России и межкультурной коммуникации"

https://dolds4.edumsko.ru/activity/innovation/

post/1416014

https://nsportal.ru/user/944284/page/razvitie-lichnosti-v-polikulturnoy-obrazovatelnoy-srede-na-osnove-natsionalnyh

  1. Общественная деятельность

Участие в деятельности общественных организаций (наименование общественной организации, направление её деятельности, дата выступления, статус)

Участник конкурса на Премию Губернатора Московской области 2021 «Мы рядом. Ради перемен», Проект по формированию толерантности к лицам с ОВЗ «Путь от сердца к сердцу»

https://xn----htbbmtcbpckf5k0be.xn--p1ai/participants/c3240eec-a910-4e08-97ae-53d2716ccf05 

Выступление на Межрегиональной дистанционной научно-практическая конференции «Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее», Москва ( МПГУ) 1.12.2016

Выступление на Межвузовской студенческой научно-практической конференция «Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее»,  Москва (МПГУ)  20-21 марта 2017 года

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов г.Долгопрудного (АОУ детский сад №6 «Звездочка» 22.09.2017 

Участник VII научно-практической конференции «Заикание глазами специалистов и заикающихся»,  Москва 16 ноября 2019 года

https://nsportal.ru/makarova-m-a 

Участник онлайн-конференции «Развитие эмоционального интеллекта дошкольника на основе восприятия сказки и составления творческого рассказа», 19.02.2021

https://nsportal.ru/makarova-m-a

Участие в деятельности управляющего совета образовательной организации

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов в сфере образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (наименование программ, проектов, направление деятельности, статус участия)

  1. Автор проекта по формированию толерантности к лицам с ОВЗ

https://xn----htbbmtcbpckf5k0be.xn--p1ai/participants/c3240eec-a910-4e08-97ae-53d2716ccf05 

https://nsportal.ru/user/944284/page/put-ot-serdtsa-k-serdtsu 

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра

https://dolds4edumsko.ru/activity/eduprogram

/file/311862/preschool 

  1. Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра группы компенсирующей направленности «Особый ребёнок»

https://dolds4.edumsko.ru/activity/eduprogram/

preschool/13353/method

  1. Дополнительные материалы

Адрес личного Интернет-ресурса, где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами (блог, страница в профессиональном сетевом сообществе, социальных сетях)

  1. https://nsportal.ru/makarova-m-a

  1. Семья

Семейное положение

Замужем за Макаровым Николаем Михайловичем; заместитель по безопасности, инструктор по физической культуре

Дети

Макаров Илья Николаевич, 29.09.2015 г.р.

Макаров Михаил Николаевич, 28.09.2018г.р.

  1. Досуг

Хобби

Дизайн, монтаж  видеороликов

Спортивные увлечения

Отсутствуют

Сценические таланты

Люблю декламировать стихи, играть на детских утренниках

                              11.  Контакты

Рабочий адрес с индексом

141700, Московская область, Долгопрудный, Железнякова, 16

Рабочий телефон с междугородним кодом

+7(495)408-38-77

Мобильный телефон

89776483902

Рабочая электронная почта

4083877@mail.ru

dolg_sad04@mosreg.ru

Личная электронная почта

Mamakarova1992@mail.ru

Адрес официального сайта организации в сети Интернет

https://dolds4.edumsko.ru/ 

12.Дополнительная информация об участнике конкурса

Ваше профессиональное кредо/девиз

«Чтобы победить весь мир, нужно победить себя         (Ф.М. Достоевский)

Эссе «Почему вам нравиться ваша работа?»

         Я – учитель-логопед! Но к этой профессии  пришла не сразу. В 2012 году я с отличием окончила Трубческий профессионально-педагогический колледж.  Уже тогда я понимала, все дети разные: у одних хорошая память, у других рассеянное внимание, но всё чаще задавалась вопросом: почему всё именно так и нельзя ли это исправить? Основы дошкольной дефектологии, которыми я овладела к 2015 году, дали ответы на многие интересующие меня вопросы.

         Сейчас я  работаю с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

  Все они требуют индивидуального подхода.   Подбор материала – это лишь часть работы, важнейшим аспектом является установка эмоционального контакта с малышом, расположение его к себе, создание дружелюбной атмосферы. Если у ребёнка получилось произнести долгожданный звук или слог — он горд за себя, счастлив. И тебе на душе становится хорошо, заражаешься детской искренностью чувств, принимаешь победу, как свою.

        Без речи невозможно полноценное общение, и, если с малых лет ребенок чувствует непонимание со стороны окружающих,  это приводит к разного рода проблемам. Избежать формирования искаженного восприятия, понять, как повлиять на маленького человечка, принести ему пользу,  оправдать надежды – вот каждодневные задачи.

            Общение с детьми с ОВЗ оставляет в душе  след на всю жизнь. И только от нас зависит, какой это будет след – светлый и добрый или пустой и ни о чем не говорящий! 

Профессиональные и личностные ценности, наиболее вам близкие

        Инициативная, творческая, ответственная, люблю детей и своё дело

Интересные сведения об участнике конкурса, не раскрытые в предыдущих разделах

    Без особых затруднений мне удаётся:

-познакомиться с новыми людьми, наладить общение с детьми;

-найти интересное для себя дело без помощи других;

- организовать коллектив для выполнения какого-либо дела;

-справиться с возникающими проблемами;

-довести задуманное дело до конца;

-прийти другим на помощь в случае необходимости.

13. Подборка фотографий

Портрет 9*13см;

Дополнительные жанровые фотографии (не более 3)

Открыть изображение Открыть изображениеhttps://nsportal.ru/sites/default/files/styles/square_thumbnail/public/media/2021/07/06/150449387_1466178980440484_4298277537954279521_n.jpg?itok=igkfoQdJ

D:\1626780776675.jpg



Предварительный просмотр:

В своей практике работы с детьми с ОВЗ я столкнулась с многими проблемными ситуациями. Самые распространённые были связаны с отрицательным отношением ребят к сверстникам с ОВЗ и отсутствием мотивации к обучающим занятиям со стороны детей. Для профилактики появления  конфликтных ситуаций и их решения я разработала несколько кейс-методик, которые частенько использую в своей практике.

Кейс по формированию толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ 

«Настоящий капитан»

Ситуация: « Воспитатели для ребят устроили весёлые старты. Назначили капитанов: Даню и Витю. Капитаны должны были   самостоятельно поделить оставшихся детей на команды. Миша из-за болезни не мог быстро бегать. Никто из капитанов не хотел брать Мишу в свою команду»

Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей:

  • Почему капитаны не хотели брать Мишу в свои команды?
  • Можно ли назвать Даню и Витю настоящими капитанами?
  • Почему?
  • Как бы вы поступили на их месте?

Кейс ситуационно-ролевая игра «Добрые поступки»

Ситуация: «Кате купили новую куклу. Она была очень рада новой игрушке и с удовольствием с ней играла. Дима проходил мимо, и дёрнул куклу за волосы, она упала и сломалась…»

Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрывание ситуаций: Предлагаю вам разбиться на пары:  один  ребенок– девочка, которая играла с куклой, другой ребенок – мальчик, который её сломал.  Взять по карточкам. На карточках нарисованы картинки, характеризующие героя, ваши роли в паре.

Далее идёт обыгрывание ситуаций и их обсуждение. В конце приходим к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?

Фото-кейс повышение мотивации к занятиям «На рисовании».

(на фото изображена группа рисующих детей и отдельно сидящий от них ребёнок)

Ситуация:  «В детском саду наступило время занятий. Воспитатель раздала ребятам бумагу и карандаши. Дети с увлечением принялись за дело. И только Илья остался сидеть в углу группы».

Вопросы для обсуждения: 

  • Почему мальчик не подсел к другим детям?
  • Чем полезно рисование?
  • Что интереснее рисовать или просто сидеть?
  • Как бы ты поступил на месте Ильи?

Кейс ролевое проектирование

по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР по теме: «Мебель»

Ситуация: «Семья Аделины переезжает в новый дом. Дом большой. Там есть кухня, прихожая, гостиная, ванная, детская комната и спальня. С собой они забирают всю мебель: диван, 2 кресла, 3 кровати, 2 тумбочки, комод, 2 шкафа, письменный стол, кухонный стол, 6 стульев. Мы бы могли сейчас стать дизайнерами и попробовать расположить мебель в доме».

Словарная работа: дом, гостиная, спальня, детская, кухня, ванная, прихожая, мебель, диван, кресло, кровать, тумбочка, комод, письменный стол, кухонный стол, стулья, дизайн.

Контекст ситуации: Семья Аделины состоит из 4 человек: папа, мама и двое детей.

Комментарий ситуации, представленный автором:

Как вы думаете, важно ли при расстановки мебели учитывать количество и возраст членов семьи?  Почему?

Любую ли мебель можно поставить на кухню (в детскую, спальню и т.д.)? Почему?

Проектирование: Предлагаю вам разбиться на 3 команды. Каждая команда расставит мебель в кукольном домике, учитывая количество и возраст членов семьи.

Далее идёт проектирование и  обсуждение проектов. В конце приходим к выводу: Кому  удалось наиболее комфортно расположить мебель? Почему?



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.о. Долгопрудный центр развития ребёнка – детский сад №4 «Рябинка»

Конспект

 фронтального открытого занятия

для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и РАС

на тему: «Путешествие в Звукляндию» (Звук и буква А)

Открыть изображение Открыть изображение

16.10.2020

Цель: познакомить детей со звуком и буквой «А»

Коррекционно – образовательные задачи: познакомить детей с понятием «звук», «буква». Закрепить умение различать на слух слова с начальным ударным гласным звуком А. Познакомить с гласной буквой А. Упражнять детей в составлении буквы А из палочек.

Коррекционно - развивающие задачи: развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, слуховое внимание и память.

Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание навыков инициативности и самостоятельности.

Оборудование: демонстрационное (визуальное расписание, кукла Аня, звуковые домики, буква А, напольная игра VAY TOY «Слоги»); раздаточное (предметные картинки со звуком А: арбуз, ананас, абрикос, автомобиль, автобус; счетные палочки).                                                          Ход занятия:

  1. Организационный момент
  1.  Приветствие. Работа с визуальным расписанием

Дети сидят полукругом на ковре лицом к педагогу. По центру расположено напольное полотно игры «Слоги». Педагог поочередно здоровается с каждым ребёнком, показывает карточку «Привет» и использует жест приветствия. Дети для приветствия использует доступные для него средства общения: слово, жест или карточку.

  1.  Постановка темы занятия

- Сегодня мы с вами отправимся в страну звуков и букв – Звукляндию (педагог указывает на напольное полотно игры «Слоги»). Посмотрите, в этих домиках живут разные звуки и буквы (рассматривают красный и синий домик).

-Ребята, послушайте, кто-то плачет: а-а-а. Это кукла Аня (педагог показывает куклу).

-Как плачет Аня? (а-а-а). Не плачь Аня! Лучше отправляйся с нами в путешествие в страну звуков и букв. Какой первый звук в слове АААня? 

-Как вы думаете, к какому звуку в страну Звукляндию мы с вами отправимся в гости? 

2.  Основная часть

2.1. Составление плана занятия с помощью визуального расписания

-Сегодня мы с вами познакомимся со звуком А.  Сначала мы споём звук (на визуальном поле к окошку «сначала» педагог прикрепляет карточку «петь»), потом поиграем в игру «Поймай звук», потом «Где спрятался звук?», потом мы выложим букву из счётных палочек, и поучимся её читать (на визуальное расписания прикрепляются соответствующие картинки; после выполнения каждого задания на поле визуального расписания к окошку «выполнено» детьми прикрепляется картинка с галочкой).

2.2. «Поём звук»

-Отправляемся в путешествие. Встали на ножки, собрались в паровозик и поехали: «Ту-ту» (дети в след за педагогом, изображая движение и звук гудка паровоза, обходят вокруг игрового поля и садятся по местам; воспитатели оказывают индивидуальную помощь; данное символическое действие «путешествия» выполняется перед каждым новым заданием).

-Итак, что мы делаем сначала? (Педагог обращается с вопросом к конкретному ребёнку, тот отвечает на вопрос, используя доступные для него средства общения: слово, жест или карточку).

- Аня плачет, хочет спать. Давайте её покачаем на ручках и споём ей колыбельную, а-а-а (дети поочередно выполняют задание, воспитатели и педагог оказывают необходимую индивидуальную помощь).

-Звук А мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздуха. Звук А называется гласным звуком, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в красном домике. Мы будем обозначать звук красным большим кружочком.

2.3. Игра «Поймай звук»

Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов дети хлопают, услышав звук А.

2.4. Игра «Где спрятался звук?»

-Посмотрите, в красном домике лежат картинки. Назовите Ане название картинки и определите, где находится звук А (автомобиль, автобус, арбуз, ананас, абрикос, апельсин, аист). В начале слова или в конце? (Ребёнок называет или показывает соответствующую схему).

2.5. Знакомство с буквой А, выкладывание буквы из счётных палочек

-Выложите букву из счетных палочек. Сколько нам понадобится палочек?

-Букву А мы можем написать, выложить из полочек, потрогать, увидеть. А звук А услышать и произнести. А-А-А-Сколько звуков я произнесла (три).

2.6. Чтение

На игровом поле нужно найти букву А и прочитать её, «пропев звук».

3.Заключительная часть

3.1. Подведение итогов. Работа с визуальным расписанием

               3.2. Прощание



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.о. Долгопрудный центр развития речи – детский сад №4 «Рябинка»

Мастер-класс для родителей «Играем с пользой!»

Цель: оказать помощь родителям в организации и проведении занятий по развитию речи детей через игру и игровые действия в домашних условиях.

         Задачи: - обратить внимание родителей на роль игры в развитии детей;

-познакомить  с разными видами игр и игровых заданий на основе использования предметов быта и продуктов питания;

- способствовать развитию желания родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

         План проведения:

  1. Вступительное слово: «Роль игры в развитии детей»
  2. Игротренинг

2.1. Игры для запуска речи

2.2. Игры для развития разных компонентов речи

  1. Заключительная часть

3.1. Просмотр видеоролика и обсуждение занятия

3.2. Подведение итогов

Ход проведения:

  1. Вступительное слово: «Роль игры в развитии детей»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас мастер - класс, посвященный играм по развитию речи с использованием подручных предметов: предметов быта и продуктов питания, которые имеются у вас дома.

В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в игру,  у малыша повышается интерес, появляется мотивация к изучению нового. 

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачахЕсли задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами.

Для детей игра является приятным времяпрепровождением. А в играх по развитию речи ребенок:  приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;  развивает речь;  развивает любознательность;  осваивает опыт человеческой деятельности;  развивает творчество и фантазию;  развивает память;  развивает внимание;  развивает мыслительную деятельность;  развивает навыки общения.

Также игра способствует эмоциональному развитию и является способом снятия эмоционального напряжения.

  1. Игротренинг

Сегодня я предлагаю вам сыграть в игры, которые способствуют активизации речевого развития детей. Это игры, в которые можно играть с детьми  дома, используя подручные средства: коробки, мягкие игрушки, подушки, крупы, овощи, фрукты и прочие предметы быта, и продукты питания.

  1. Игры для запуска речи

А) Игра «Буль» (Ребёнок бросает мелкие предметы: чайные ложки, бусины, фасолины в воду, произнося слово «БУЛЬ»).

Б) Игра «В цель» (Ребёнок закидывает в тазик (коробку или кастрюлю)  мяч, кубик, подушку или мягкую игрушку со словами типа «УХ», «ОП», «УРА»).

В) Игра «Цапля» (Локоть ребёнка опирается на стол, на расстоянии длины его предплечья рассыпаны мелкие игрушки, крупные бусины или выпуклые пуговицы, крупы. Ребёнок опускает руку, не отрывая локтя от стола, захватывает игрушку пальцами, произнося «ЦАП», возвращает руку в исходное положение и переносит игрушку в коробочку, которая расположена левее или правее от захватываемых предметов, опускает руку и выпускает предмет со словом «БАХ»).

2.2.  Игры для развития разных компонентов речи

А) «Угадай» ( Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему: игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь. Желательно разместить до 5-7 предметов перед ребёнком.  Потом предложите ребёнку описать предмет, а вы отгадываете).

Б) «Съедобное-несъедобное» (Перед ребёнком лежат различные предметы. Взрослый называет предмет (н-р картошка, нож, вилка, ботинок и т. п.),  ребенок в свою очередь должен найти заданный предмет, ответить «съедобное» или «несъедобное» и положить в кастрюлю или тазик соответственно. Потом можно поменяться ролями).

3.Заключительная часть

3.1. Просмотр видеоролика и обсуждение занятия.

3.2. Подведение итогов

Помните! Очень важно, чтобы наши детки получали удовольствие от игры. Ведь игра как мы уже с вами поняли очень важный инструмент в  обучении и воспитании наших деток.  Давайте, будем играть, и развивать наших детей! Спасибо, до новых встреч.

Ссылка на видеоролик https://youtu.be/lkARV_mgdy4 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.о. Долгопрудный центр развития ребёнка – детский сад №4 «Рябинка»

Мастер-класс

Развитие произносительной стороны речи

детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

в процессе рисования нетрадиционными способами

D:\конкурс России\к аттестации\фото в портфолио\фото с зан по развит произносит стор речи\003533.jpg  D:\конкурс России\к аттестации\фото в портфолио\фото с зан по развит произносит стор речи\004970.jpg

Ссылка на видеоролик https://youtu.be/P01vdng4vIU 

Ссылка на конспект занятия https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/07/06/razvitie-proiznositelnoy-storony-rechi-s 

г.о. Долгопрудный, 2020

Одним из важнейших аспектов работы любого дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей коммуникативной компетентности как способности решать с помощью устной речи  главные для них на данный период времени жизненные задачи.

Однако, как показывают исследования Т.Б. Филичевой, Н.Ю. Боряковой, Л.П. Носковой, при недоразвитии речи, которое рассматривается в качестве  одного из составных элементов таких форм нарушенного развития ребенка, как общее недоразвитие речи,  задержка психического развития и нарушения слуха наблюдаются  выраженные трудности формирования произносительной стороны речевого общения.

Принимая во внимание всю важность роли устной речи для осуществления процесса взаимодействия с окружающим миром, необходимо, чтобы произношение ребенка с ОВЗ было достаточно внятным и членораздельным, естественным и доступным для понимания окружающих. Для достижения этих целей, необходимы средства, которые будут не только способствовать более эффективному и легкому овладению устной речи, но и учитывать возможности, а также особенности таких детей.

 Усовершенствование содержания и методов дошкольного образования дошкольников с ОВЗ находится в тесной взаимосвязи с  разработкой научно-методических подходов к формированию различных видов детской деятельности, которые имеют решающее значение для психического развития ребенка. Рисование является одним из первых продуктивных видов детской деятельности, в которой малыш передаёт свои представления и впечатления об окружающем мире.

В последнее время  всё большее распространение в изобразительной деятельности набирают  нетрадиционные техники рисования, использование которых  способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

        Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования могут иметь следующую фонетическую направленность:

  •  развитие дыхательной системы (работа над внеречевым и  речевым выдохом);
  •  развитие голосовых функций ( работа над высотой,  силой и  тембром голоса);
  •  развитие навыков произношения;
  • формирование навыков соблюдения норм орфоэпии;
  •  развитие правильного употребления словесного и логического ударения;
  •  умения произносить фразу слитно, с изменением темпа, высоты (работа над слитностью звучания; работа над темпом и ритмом произнесения).

Также на занятиях решаются  следующие общеобразовательные задачи:

  1. Активизация  и обогащение словаря.
  2. Развитие связной речи.
  3. Обучение техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
  4. Побуждение детей экспериментировать с изоматериалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
  5. Поощрение и поддержка детских творческих находок.

Особенности проведения занятий с разными категориями детей:

Проведение занятия с детьми с ОНР должно строиться с опорой на знания и представления, имеющиеся у ребенка. Нужно активировать мышление детей, используя различные вопросы, которые  должны быть четкими, ясными и требовать однозначного ответа. Активно использовать подражательно-исполнительские упражнения (педагог показывает ребенку образец действий, ребенок повторяет за ним) с постепенным сокращением оказываемой помощи. Обязательное исправление ошибок, допускаемых детьми в словесной речи.

Детей с нарушениями слуха вводятся в речевую среду путем непосредственного обращения к каждому ребенку индивидуально. Минимальный набор слов предоставляется в виде печатных табличек и карточек . Речевой материал дети воспринимают слухо-зрительно. Ошибки, допускаемые ребенком в словесной речи, обязательно исправляются,  с помощью прочтения печатных табличек с нотированным текстом или с помощью дактильной речи.

Детям с ЗПР трудно организовывать свою деятельность, поэтому желательны многократные повторения различных заданий с показом образца выполнения. Также  необходимо индивидуально подходить к каждому ребёнку, чтобы понять, где его слабое место, и затем еще раз объяснить, показать и донести до него не понятый им материал. Для более полного восприятия необходимо опираться на наглядные пособия.

Использование методик, включённых в занятие, крайне эффективно, так как они ещё и  оказывают влияние на формирование различных сторон личности: совершенствуются движения пальцев рук, расширяется познавательная сфера, обогащаются эстетические представления, развиваются детские способности, а также снимается эмоциональное напряжение, что позволяет вступать в свободное общение с окружающими.