Мульт-герои, как мотиватор социально – коммуникативного развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ «Учимся вместе со Смешариками»

Макарова Мария Александровна
Основополагающим содержанием раздела «Социально-коммуникативное развитие» является развитие навыков взаимодействия с использованием вербальных и невербальных средств общения, развитие и гармонизация эмоционального и ситуативного-делового общения ребенка со взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества с взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход ребенка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми. Таким образом, проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Особенно остро она проявляется у дошкольников с ОВЗ, так как у них обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении.
         Использование информационно-коммуникационных технологий   в работе с детьми с ОВЗ        

Перед дополнительным образованием стоит задача активного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплённые в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273. 

Поиск оптимальных путей обучения и воспитания, создание условий для развития детей с особыми возможностями здоровья являются одной из задач дополнительного образования.

Для работы с детьми с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования разрабатывают адаптированные образовательные программы.

В соответствии с п. 28 ст. 2 ФЗ N 273 адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Задержка психического развития (ЗПР) — это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка. У многих таких детей отставание носит временный характер и успешно преодолевается со временем под влиянием лечения и коррекционно-развивающего обучения.

Информационные-коммуникационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Их внедрение в специальное обучение дает возможность успешнее решать общедидактические и специальные принципы, общеобразовательные и коррекционные задачи.

Использование информационно-коммуникационных технологий по сравнению с традиционными формами обучения детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ:

  • информация на экране более наглядна и привлекательна;
  • использование эффектов движения, звука привлекает внимание учащихся и вызывает повышенный интерес к занятиям;
  • зрительное восприятие информации ускоряет запоминание и становится осмысленным;
  • дает возможность использования в игровой форме диагностики усвоения материала.

Использование компьютерных технологий в процессе коррекционного обучения позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития детей, облегчает работу педагога на занятиях и способствует формированию ключевых компетенций воспитанников. Кроме того, значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Применение ИКТ является чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

В связи с этим особую актуальность приобретают разработка, создание и внедрение специализированных компьютерных программ, учитывающих общие закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями.

В настоящее время разработаны и применяются в обучение детей с ОВЗ специализированные компьютерные программы, такие, как «Мир за твоим окном»
(авт. О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова). Но не всегда есть возможность приобретения таких программ, учитывая, что обучение может вестись на разных площадках.

Одним из эффективных приемов является создание и использование интерактивных презентаций в работе с детьми с ОВЗ, что позволяет решать следующие задачи:

  • визуализировать учебную информацию;
  • осуществлять контроль с  диагностикой ошибок  и с обратной  связью;
  • развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образное, абстрактное);
  • усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств презентации или вкрапления игровых ситуаций);
  • формировать культуру познавательной деятельности и др.

При проведении занятий используется мультимедийный проектор, интерактивная доска, по возможности, для закрепления материала с помощью компьютерных викторин может использоваться компьютерный класс.

Применение интерактивных презентаций на занятиях не только  активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность у учащихся с ОВЗ, но и корректирует  их логическое мышление, зрительное восприятие, зрительную память, цветовое восприятие. 

Наглядный материал для презентаций должен подбираться дозированно, то есть в том объеме, который необходим для данных детей.

Подбор иллюстративного материала надо осуществлять тщательно, картинки должны быть качественными и понятными. Текст на слайдах должен быть минимальным и хорошо читаем.

Презентации не должны быть перегружены второстепенными элементами. Анимация должна отражать тему презентации.

Компьютерную презентацию можно использовать на занятии полностью, а также частично на отдельных этапах работы.

Вопросы в компьютерных викторинах должны быть понятными и отражать тему занятия.

Если есть возможность использования компьютерного класса для ответов на вопросы  викторины учащимися, время выполнения задания не должно ограничиваться.

Познавательная направленность заданий, красочные картинки, звуковое сопровождение действий, игровая форма изложения учебного материала делают занятия интересными, способствуют повышению мотивации к выполнению детьми заданий.

Таким образом, применение ИКТ-технологий в учебном процессе способствует формированию у детей и подростков с ограниченными возможностями умения направлять и удерживать внимание, тренирует память, способствует развитию понятийного мышления, фантазии и креативных способностей, а также приучает детей к самостоятельному выбору и принятию решений, помогает в создании  положительной мотивации к обучению, пробуждает чувство уверенности и самостоятельности, активизирует общение.

Внедрение в специальное обучение ИКТ дает возможность успешнее реализовать общедидактические и специальные принципы, общеобразовательные и коррекционные задачи.

 

Ссылка на видеоролик https://youtu.be/3v0mD9Pu2MA 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно - коммуникационные технологии

в образовании.

             В условиях динамично меняющегося мира, стремительного  роста информационного потока, развития  новых информационных технологий, их возможностей  - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

             Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно - образовательного процесса.      

             Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. (Новицкая Н., стр.67)            

            Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно - методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.           

            Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов; освобождает от рутинной ручной работы; позволяет не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.

           В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

             Владение информационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Использование ИКТ в ДОУ.

               По направлениям использования информационно коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на: 

  • использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
  • использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
  • использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

                Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

         Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие.  Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.  

            Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

           Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, интерактивные игры. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Применение ИКТ в работе с детьми

дошкольного возраста.

              Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.        

            Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интелектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

 Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока.                    

           Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.

            Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

            С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

           Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

          Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • Осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
  • Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

           Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

            Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

            Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет  моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. 

           Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий.

           Использование ИД в совместной  и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

           Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.

                         

2. Занятие с компьютерной поддержкой.

           Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.

             Работая с электронным учебником, планшетом,  ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.

             Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.            

            Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

           Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

  • исследовательский характер,
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  • развитие широкого спектра навыков и представлений,
  • высокий технический уровень,
  • возрастное соответствие,
  • занимательность.

          Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

              Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

           При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.

           Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:

  • методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
  • систематизация компьютерных развивающих программ;
  • единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.

         На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

         Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

  • Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
  •  Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
  •  Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
  •  Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
  •  Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.

           Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий. 

            Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом. 

ИКТ в работе современного педагога.

             Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

             Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

            В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем:

  •         подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
  •          подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  •          обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
  •          создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
  •          использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
  •          использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
  •          использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
  •          оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
  •          создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
  •          использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
  •          создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

              Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов.     Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

             Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта позволяет на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. При проведении родительских собраний, использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.

            Можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ.

             Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности.      

             Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

              Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.              

             Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.  

Список использованной литературы:

  1. Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
  2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание № 5. – М., 1991 г.
  3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. –  М.: Сфера, 2008.
  4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание № 11. – М., 2000 г.
  6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. –  М.: Новая школа, 1997.
  7. Интернет–ресурс: http://sad-berezka.ru/index.php/stati/92-interaktivnaya-doska-v-dou
  8. Интернет–ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/30/interaktivnye-igry-v-obrazovatelnom-protsesse-dou



Предварительный просмотр:

Мониторинг социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ

средствами ИКТ



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.о. Долгопрудный центр развития ребёнка – детский сад №4 «Рябинка» (МАДОУ детский сад №4 «Рябинка»)

Проект

Мульт-герои, как мотиватор социально – коммуникативного развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ

«Учимся вместе со Смешариками»

г.о. Долгопрудный,

2021 -2022г

Тема проекта: «Учимся вместе со Смешариками»

Авторы проекта:

Макарова М.А., учитель-логопед МАДОУ детского сада №4 «Рябинка»

Ярмаркина Е.Н., воспитатель МАДОУ детского сада №4 «Рябинка»

Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный

Тип проекта: долгосрочный, коллективный

Сроки реализации проекта: сентябрь 2021 – май 2022

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (сентябрь 2021)

2 этап – практический (сентябрь 2021 – май 2022)

3 этап – аналитический (май 2022)

Состав участников проекта: педагоги, воспитанники и родители коррекционной группы №6 «Апельсин» МАДОУ детского сада № 4 «Рябинка».  

Название образовательной организации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный центр развития ребенка - детский сад №4 «Рябинка»

Адрес образовательной организации: 141701, Московская область, 

г.о.  Долгопрудный, ул. Железнякова, д. 16

Телефон, факс, электронная почта: 84954083877, 4083877@mail.ru dolg_sad04@mosreg.ru

 

 Один из ориентиров ФГОС дошкольного образования – создание условий для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

Актуальность исследования: основополагающим содержанием раздела «Социально-коммуникативное развитие» является развитие навыков взаимодействия с использованием вербальных и невербальных средств общения, развитие и гармонизация эмоционального и ситуативного-делового общения ребенка со взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества с взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход ребенка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми. Таким образом, проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Особенно остро она проявляется у дошкольников с ОВЗ, так как у них обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении.

Объект исследования: социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ

Предмет исследования: организационно-педагогические условия социально-коммуникативного развития

Учитывая то, что современный ребенок, живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиа-среде, представленной телевидением, радио, интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляет к этому интерес. Мы определили решать данную проблему средствами мультимедия, используя образовательный потенциал мультфильмов и современных мультипликационных героев.

Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Это подчеркивают Бурухина А.Ф., Гаваза Е.А., Лалетина А.Ф. Однако, они считают, что в практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам. Более того, А.А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма.

Цель исследования: использование персонажей современных мультфильмов для создания игровой мотивации в работе по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Задачи исследования:

  1. Определить уровень социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ
  2. Разработать содержание, формы и методы, способствующие наибольшей эффективности в работе с детьми с ОВЗ, направленной на развитие социально-коммуникативного компонента
  3. Диагностическим путем проверить эффективность применяемых форм, приемов и средств социально-коммуникативного воспитания
  4. Определить педагогические условия успешной организации работы по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ

Традиционно в деятельности с детьми в роли сказочного героя выступают куклы, животные, а также такие персонажи, как Незнайка, Буратино, Карлсон, Красная Шапочка, Золушка и другие персонажи мультфильмов. Но не все современные дети смотрят такие мультфильмы, а значит, их герои будут интересны не всем.

Но не следует забывать о том, что не все современные мультфильмы и их герои оказывают положительное влияние на воспитание ребенка. Выбирая персонаж, необходимо проанализировать предполагаемое его воздействие и пример для ребенка. Поэтому в своей работе в качестве мотивации детей мы решили использовать персонажей современного, и всем известного, мультфильма «Смешарики».

Герои мультфильма «Смешарики» являются средством воспитания и образования, так как, воздействуя на слух и зрение ребенка, могут быть эффективным наглядным материалом. Многие серии, обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире; развивают речь, мышление, память и внимание, влияют на эстетический вкус, чувство юмора; помогают реализовать эмоциональные потребности. Детям свойственно подражать и поэтому поступки, высказывания главных героев мультфильма «Смешарики» ребенок воспринимает, как должное настоящее.

Методы работы:  

  • наглядные (наблюдение, просмотр отдельных серий и эпизодов мультфильма «Смешарики», сюжетных картинок с главными персонажами мультфильма);
  • словесные (рассказы, беседы);
  •  практические (игры);
  • метод воспитывающих ситуаций.

Формы работы:

  • просмотр и обсуждение мультфильмов;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • настольные игры;
  • дидактические игры;
  • беседы; чтение и обсуждение;
  • сочинение историй, сказок;
  • составление рассказов по картинкам.

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

  •  создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  •  обучение умению слушать и слышать другого;
  •  развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  •  развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
  • обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  •  воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
  •  формирование чувства симпатии между участниками общения;
  •  объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
  •  обучение умению детей владеть собой;
  •  развитие умения анализировать ситуацию;
  •  целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Этапы работы:

1 этап – подготовительный (сентябрь 2021г):

-изучение литературы по теме: «Особенности социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ»;

-диагностика уровня социально-коммуникативного развития детей;

-составление календарно-тематического плана работы по развитию социально-коммуникативного компонента;

-изготовление номерков на шкафы, кровати, стулья с персонажами мультфильма «Смешарики»;

-подбор серий и эпизодов мультфильмов «Смешарики» и «Малышарики»;

-подбор игр, направленных на социально-коммуникативное развитие;

-изготовление «Уголка настроения»;

-изготовление панно «Королевство  эмоций»;

-пошив мягкой игрушки «Шуша –змея дружбы».

2 этап – практический (сентябрь 2021 – май 2022):

-организация ежедневной работы с «Уголком настроения»;

-проведение ряда занятий социально-коммуникативной направленности, включающих просмотр и обсуждение серий и эпизодов мультфильмов «Смешарики» и «Малышарики» с дальнейшим переходом полученных знаний, эмоций и впечатлений в непосредственные действия через проблемные ситуации, игры – драматизации.

3 этап – аналитический (май 2022г):

-мониторинг социально-коммуникативного развития детей;

-разработка методических рекомендаций.

Как показывают исследования и практика, основными элементами содержания нравственного опыта старшего дошкольника выступают:

- опыт проявления нравственности: нравственные представления, ценности, нормы и значимые качества личности;

- опыт ориентации на другого человека, на его эмоциональные проявления и чувства;

- опыт проявления нравственных чувств – сочувствия, сопереживания, эмпатии, стыда и т.д.;

- опыт переживания и реализации потребности в добротворческом поступке;

- опыт проявления ответственности за поступки.

Мультфильмы при сопровождении их просмотра взрослыми смогут объяснить ребёнку в доступной форме множество довольно абстрактных понятий, причинно-следственных связей, а главное – с помощью образов помочь ребёнку увидеть мир человеческих взаимоотношений, а значит, способность его социализации и нравственному становлению.

При организации педагогического сопровождения просмотра мультфильмов дошкольник может:

- на основе опыта персонажа анализировать и использовать знания, расширять собственные представления о нравственных правилах, нормах и проявлениях;

- нагляднее представлять альтернативы своих возможных действий, а значит, и выбирать для себя способ действия, вариант поступка;

- развивать способность переживания и сочувствия герою, способности к объяснению, пониманию мотивов его поведения, причин и обстоятельств возникшей ситуации в дополнение определения последствий содеянного;

- усваивать полярные этические эталоны, используя возможность переноса образа героя на себя.

Последовательность работы с мультфильмом включает в себя:

- вступительное слово педагога, способствующее мотивации к работе;

-просмотр мультфильма и его обсуждение, анализ;

-беседу, направленную на приобретение детьми нравственных представлений, впечатлений, актуализацию чувств и на проявление личного отношения к происходящему, его оценке;

- переход полученных знаний, эмоций и впечатлений в непосредственные действия через проблемные ситуации, игры – драматизации;

-итог, рефлексию собственных чувств, мыслей, самого себя.

Планируемые результаты работы:

- ориентировка в жизненных ситуациях, требующих проявления нравственности. В качестве ориентировочной основы выступают знания о простейших нравственных нормах, умение выделить ситуацию, требующую проявления нравственности, и адекватно среагировать на неё;

- эмоционально-оценочное отношения как к себе (своим качествам, поступкам), так и к другим людям через внутреннее проявления чувства доверия и способности к сочувствию, сопереживанию, радости;

- нравственная мотивация, представленная потребностью в добротворческом поступке (добро для другого), стремление к самореализации через добрые дела, нравственные качества и усвоенные представления и правила. Осознание этой потребности реализуется как возможность и путь завоевания признания в глазах других, что характеризует специфику данной мотивации именно в дошкольном возрасте;

- практический опыт совершения нравственного направления дел, а также способность к их оценке и умению делать самостоятельные выводы из них.

Заключение: Положительные эмоции, возникающие во время просмотра эпизодов мультфильмов «Малышарики» и «Смешарики», участия в играх и выполнение заданий, предложенных от лица Нюшеньки, Бараша или другого персонажа, оказывают положительный эффект на развитие нервной системы детей и их самочувствие. Ребята с удовольствием начинают подражать своим любимым героям. Мультгерои способствуют развитию воображения, показывают своеобразное поведение, учат находить выход из сложных ситуаций и дают неоценимый опыт в развитии ребёнка, а также являются отличным мотиватором в процессе формирования умений и навыков социально-коммуникативного развития.

Календарно –тематическое планирование занятий, направленных на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Игра/Мультфильм

Сентябрь

3

Вежливость

Здравствуйте и до свидания

- способствовать пониманию сюжетной линии мультфильма;

- развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ, проговорить увиденное;

- способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе

«Вежливые слова»,

«Волшебный букет цветов» / «Машинка»

4

Спасибо и пожалуйста

«Пресс-конференция»

«Пойми меня»

«Войди в круг – выйди из круга» / «На площадке»

Октябрь

1

Наши эмоции

Радость и грусть

- формировать представления детей об эмоциональном состоянии;

- активизировать использование в речи названий эмоций;

- развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ, проговорить увиденное;

- способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»,

игры – ситуации

«Коврик примирения»,

«Старенькая бабушка» / «Давай играть»

2

Злость

«Без маски»

«Пальцы –звери добрые, пальцы-звери злые» / «Магнит»

3

Удивление

«Зеркало»

«Охота на тигров»

«АУ!» / «Сюрприз»

4

Страх

«Вышли мыши как-то раз», «У оленя дом большой», «Дождь идет» / «Робот»

Ноябрь

1

Наши действия

Играем вместе

-вовлекать детей в совместные виды деятельности;

- развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ, проговорить увиденное;

- способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе

«Изобрази пословицу», «Играем через стекло»,

«Закорючка»,

«Интервью»,

«Живая картина»

2

Убираем игрушки

«Веселая сороеоножка»

«Правая и левая»

3

Дневной сон

«Кинолента»

«Давай поговорим»

4

Домашние обязанности

«Я знаю 5 имен»

«Если да –похлопай, если нет –потопай»

Декабрь

1

Друзья

Друзья

- расширять представления детей о дружбе, о необходимости делиться с окружающими;

-- формировать представления детей о значимости помощи;

- расширять представления детей о том, что значит слово «секрет», о необходимости держать своё обещание;

- расширять представления детей о необходимости доброго отношения к окружающим;

- помочь детям в понимании того, что обижать других – это плохо и неприятно;

- развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ, проговорить увиденное;

-способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе

«Лебедь, рак и щука»

«Каравай»

«На мостике»

«Сиамские близнецы»

2

Помощь

Игра «Расследование»

«Клубочек»

«Газета»

3

Секрет

«Испорченный телефон»

4

Не обижай других!

Речевая

 игра «Огуречик»

Январь

3

Вина

Стыд

- формировать представления детей о преимуществах честного признания своей вины;

- формировать представления детей о преимуществах честного признания своей вины;

- помочь детям в сопоставлении сюжетов мультфильма с ситуациями из собственной жизни;

- развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ, проговорить увиденное;

-способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе

«Без  маски»

«Пойми меня»

4

Признание

«Пресс-конференция»

Февраль

1

Хорошо и плохо

Чужое!

- формировать представления детей о том, что брать чужой без спроса нехорошо;

-расширять представления детей о «хорошем» и «плохом»;

- акцентировать внимание ребёнка на замысле мультфильма;

- способствовать пониманию нравственного замысла мультфильма;

- развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ, проговорить увиденное;

-формировать практические умения;

-способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе

«Волшебный

букет цветов»

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

2

Моё!

«Подарок на всех»

3

Можно-нельзя

«Коврик примирения»

4

Хорошо и плохо

Игры -ситуации

Март

1

Общение со взрослыми

Я - большой!

-формировать навыки совместной деятельности со взрослым, воспитывать уважительное отношение к пожилым и старшим людям и побуждать к проявлению им сочувствия, вызвать положительно-эмоциональный отклик для оказания помощи пожилым людям;

-акцентировать внимание ребёнка на замысле мультфильма;

- способствовать пониманию нравственного замысла мультфильма;

- развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ, проговорить увиденное;

-формировать практические умения;

-способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе

2

Мамы и папы

«Клеевой ручеек»

3

Тёти и дяди

«Волшебные водоросли»

4

Бабушки и дедушки

«Слепец и повадырь»

Апрель

1

Вредные привычки

Дразнилки

- напомнить ребенку о том, как нужно вести себя по отношению к девочкам, взрослым, развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формировать социальные нормы, вызвать эмоциональную отзывчивость приучать к самоконтролю своего поведения;

- акцентировать внимание ребёнка на замысле мультфильма;

- способствовать пониманию нравственного замысла мультфильма;

- развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ, проговорить увиденное;

-формировать практические умения;

-способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе

«Липучка»

«Поварята»

«Дотронься  до…»

2

Толкалки

«Змея»

3

Вопилки

Нос к носу»

4

Кричалки

«Ветер дует на…»

Май

1

2

Настроение

Наши эмоции

-развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, вызвать эмоциональную отзывчивость, приучать к самоконтролю своего поведения, развивать пантомимические навыки;

- акцентировать внимание ребёнка на замысле мультфильма;

- способствовать пониманию нравственного замысла мультфильма;

- развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать ответ, проговорить увиденное;

-формировать практические умения;

-способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе

«Закорючка»

Игры -ситуации

Наши чувства

«Разговор

 через стекло»

Игры -ситуации

Подборка серий мультфильма:

Список серий мультфильма «Малышарики»:

№п/п

Номер серии

Название

Ключевые слова

1

12

Машинка

Спасибо и пожалуйста

2

15

Ведёрко

Играем вместе

3

16

На площадке

Вежливо - невежливо

4

17

Самокат

Можно и нельзя

5

19

Спокойной ночи, звёздочка!

Подготовка ко сну

6

21

Цветок

Волшебные слова

7

22

Просыпайся

Разминка

8

24

Лошадка

Уборка игрушек

9

28

Подружки

Имена

10

46

Давай играть

Я грущу

11

48

Вертушки

Поровну

12

49

Сюрприз

Я удивляюсь

13

50

Магнит

Я сержусь

14

57

Робот

Я боюсь

15

63

Пузыри

Бег

16

66

Кроватка

Домашние обязанности

17

67

Засоня

Дневной сон

Список серий мультфильма «Смешарики»:

№п/п

Номер серии

Название

Ключевые слова

1

8

Кто первый?

Ссора друзей

2

13

Телеграф

Важно общаться

3

14

Коллекция

Ради друга

4

16

Биография зонтика

Лучший друг

5

18

Путь в приличное общество

Вредные привычки

6

23

Как стать звездой?

Талант

7

38

Горы и конфеты

Общий интерес

8

52

Обещание

Обещание

9

65

Дар

Необыкновенные способности

10

67

Невоспитанный клоун

Стыд

11

73

Биби и его папа

Семья

12

78

Каникулы Биби

Семья

13

89

Трюфель

Достойный

14

94

Полоса невезения

Везёт-не везёт

15

97

Комната грусти

Грустить в одиночестве

16

101

Настоящие ценности

Ценность дружбы

17

102

Зачем нужны друзья?

Секрет


Предварительный просмотр: