Рубрика педагога-психолога - «Я остался дома или чем занять маму, когда Я дома…»
Тактильные игры - это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Помимо стимуляции речевого развития, тактильные игры также: учат детей чувствовать свои пальцы и кисть, управлять ими; несут терапевтический эффект – успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка; учат концентрации внимания, сосредоточению; развивают координацию движения, пространственное ориентирование; способствуют логическому мышлению.
Смастерим совместно с ребенком своими руками сенсорную коробочку.
Нам потребуется: коробка (мешочек),цветной картон (цветная бумага), клей, фломастеры, ножницы, вдохновение!
Игра: «Что ел на завтрак король джунглей?»
Выкладываем в контейнер различные предметы (шишки, пуговицы, яблоко, огурец, ложка…). Рассматриваем с детьми (для усложнения можно только рассмотреть глазами, не трогать), затем убираем в мешок, и по очереди (ребенок-взрослый) не вытаскивая руку из мешка пытаемся угадать, что же ел король джунглей.
Тактильное лото
Тактильное лото - игра на определение парных предметов – фишек разной фактуры. С одной стороны лотошки все одинаковые, а с другой – совершенно разные: шершавые, пушистые, разноцветные, ребристые, гладкие, колючие, мягкие, темные, светлые, шуршащие, блестящие, шероховатые и др.
Как играть?
- «Найди лотошку» - предлагаем найти лотошку определенного свойства: сначала рассматривая и трогая, а потом на ощупь с помощью чудесного мешочка;
- «Найди такую же» - покажите одну фишку для образца, а ребенок должен на ощупь найти такую же лотошку, количество пар можно увеличивать;
- «Что изменилось» - выкладываем набор лотошек (от 3 до 5 штук), просим ребенка закрыть глаза и изменяем что-то: добавляем фишку, убираем, меняем местами;
- «Строим из лотошек» - используем фишки как строительный материал: строим арки, колонны, домики.
Матрешка
Интересный вариант игры: предложите ребенку собрать матрешку с завязанными глазами. Это задание для детей пяти лет. Откроем глаза и проверим, правильно ли мы собрали.
Игровые кармашки (застежки)
Кармашки соединены между собой молниями, пуговицами, липучками, крючками и т.д. Карманчики разного цвета, размера и фактуры. Дети должны соединить и разъединить кармашки, положить в них предметы.
Рамки-вкладыши
Можно выбирать предмет на ощупь: с завязанными глазами или доставая из чудесного мешочка.
Тактильные квадраты
У каждого тактильного квадрата - свои особенности: копилка, замочек, счеты, лабиринт, банка...
Тактильная игра «Рисуем на песке»
Для этой игры нужен специальный ящик-поддон со стеклянными (прозрачным) дном и сухой чистый песок. Рисовать можно пальчиком, рукой, ладонью, двумя ручками одновременно, специальными палочками и скребками.
Рисование на песке полезно всем детям, но особенно рекомендовано для детей с ОВЗ. Особенные дети обладают пониженной концентрацией внимания и имеют проблемы в распознавании предметов. Рисуя на песке, они тактильным способом создают чувственный образ предмета.
Рисование на песке – прекрасный способ успокоить возбужденного ребенка. Эмоциональный фон малыша очень быстро приходит в норму.
Лепка
Лепить можно из пластилина, теста, глины. Современный пластилин удивляет своим качеством и разнообразием. Он может быть обычным, шариковым, плавающим, почти жидким (слайм).