Тесты по литературе

Мартынова Ольга Петровна

Тестовый материал по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ест по литературе «Астафьев В. «Васюткино озеро» для 5 класса

1. Назовите жанр произведения В. П. Астафьева «Васюткино озеро»:

1) баллада

2) рассказ

3) сказка-быль

4) повесть

2. Сколько лет было Васютке?

1) 9

2) 11

3) 13

4) 15

3. Кем был отец Васютки?

1) рыбаком

2) охотником

3) лесником

4. «Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственничный лес обычно тянется по берегам ..., но кругом темнел сплошной хвойник». Где, по представлениям Васютки, растёт лиственный лес?

1) у болота

2) у реки

3) у озера

5. «Вода! Не веря своим глазам, Васютка остановился. Так он простоял некоторое время и почувствовал, что его ноги вязнут. Болото! Болота чаще всего бывают у берегов ...» Где, по наблюдениям Васютки, чаще всего бывает болото?

1) у берегов морей

2) у берегов озёр

3) у берегов рек

6. Что обозначает народная примета, о которой вспомнил Васютка, увидев "кровянистое" небо?

1) будет ветер

2) будет снег

3) будет зной

7. Определите, какой тип речи представлен во фрагменте из текста:

«Заря догорала. В потемневшем небе стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звёзды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц. Стало светлее».

1) рассуждение

2) повествование

3) описание

8. Укажите, какое средство выразительности использует В. Астафьев:

«Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия».

1) антитезу

2) гиперболу

3) олицетворение

4) сравнение

9. Благодаря чему главному герою удалось спастись в лесу?

1) благодаря богатейшей растительности тайги

2) благодаря знаниям о повадках диких животных

3) благодаря тёплой осенней погоде

4) благодаря умениям и навыкам таёжного жителя

10. Когда Васютка заблудился в тайге, он вспомнил слова отца и деда:

1) «С тайгой надо дружить».

2) «Тайга хлипких не любит!»

3) «На Бога надейся, а сам не плошай».

4) «В тайге одному делать нечего».



Предварительный просмотр:

Тест по литературе «Лермонтов М.Ю. «Тучи»» для 6 класса

1. В каком году было написано стихотворение М. Лермонтова «Тучи»?

1) в 1835 году

2) в 1838 году

3) в 1840 году

4) в 1841 году

2. Укажите разновидность лирики, к которому можно отнести стихотворение М. Лермонтова «Тучи».

1) философская

2) пейзажная

3) любовная

4) гражданская

3. Каким чувством проникнуто стихотворение «Тучи»?

1) радость, воодушевление

2) грусть, уныние

3) ненависть, зависть

4) разочарование, безнадёжность

4. В чем различие туч и лирического героя? Найдите верные утверждения.

У этих поэтических образов есть только сходства.

Лирического героя, в отличие от туч, нельзя назвать изгнанником.

Тучки - «вечные странники», у них нет родины, друзей, им чуждо чувство привязанности.

Лирический герой, в отличие от туч, счастлив и свободен.

Лирический герой испытывает чувства, недоступные тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы, клеветы.

5. Метафора - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основании сходства между предметами или явлениями. Укажите метафору, с помощью которой поэт изображает небо.

1) цепью жемчужною

2) тучки небесные

3) степью лазурною

4) сторону южную

6. Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («нивы бесплодные», «зависть тайная», «вечные странники»).

1) метафора

2) эпитет

3) сравнение

4) гипербола

7. Укажите синтаксический приём, который использует М. Лермонтов во второй строфе.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

1) антитеза

2) риторическое восклицание

3) риторический вопрос

8. Какую стилистическую фигуру, связанную с нарушением обычного порядка слов в фразе, использует М. Лермонтов для того, чтобы выразить настроение устремлённости, неуспокоенности, тревоги?

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

1) повтор

2) инверсия

3) риторическое обращение

4) антитеза

9. Какой эпитет помогает определить отношение лирического героя к северу, где находится его родина?

1) холодные

2) свободные

3) лазурною

4) жемчужною

5) милого



Предварительный просмотр:

Тест по литературе «Чехов А. П. «Хамелеон»» для 7 класса

1. Укажите жанр произведения Чехова «Хамелеон».

1) очерк

2) повесть

3) рассказ

4) роман

2. «Хамелеон» строится на резкой смене поведения героя. Каким термином обозначается построение художественного произведения, взаимосвязь и расположение его частей?

3. Укажите фамилию полицейского надзирателя.

1) Околелов

2) Очумелов

3) Жигалов

4) Хамелеонов

4. Как называются в литературоведении такие фамилии, в которых открыто заявлена оценка персонажа или зафиксирована какая-то важная его черта?

5. В приведённом произведении герои оживлённо беседуют. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?

6. Прочитайте имена и фамилии героев, упоминаемых в произведении, и установите соответствие с их социальным статусом.

Хрюкин

Пичугин

Елдырин

Жигалов

Прохор

генерал

«золотых дел мастер»

городовой

генеральский повар

купец

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

7. Как зовут брата генерала?

1) Владимир Петрович

2) Прохор Петрович

3) Владимир Иванович

4) Прохор Иванович

8. За какую часть тела укусила собака Хрюкина?

1) ухо

2) нос

3) нога

4) палец

9. Как называется художественная подробность, которая используется для характеристики героя (например, Очумелов «в новой шинели и с узелком в руке»)?

1) бытописание

2) деталь

3) символ

4) эпитет



Предварительный просмотр:

Тест по литературе «Лермонтов М. Ю. «Мцыри»

1. С какой целью Мцыри сбежал из монастыря?

1) стремился найти любовь

2) хотел попасть на родину

3) хотел померяться силой с дикими зверями

4) хотел найти генерала, который его когда-то оставил в монастыре

2. Кого встретил Мцыри на воле?

1) друга детства

2) брата

3) девушку

4) старых горцев

3. Укажите эпитет, с помощью которого Мцыри характеризует три дня, проведённые на воле.

... и жизнь моя

Без этих трёх ... дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

1) прекрасных

2) чудесных

3) блаженных

4) свободных

4. Что значили для Мцыри эти три дня?

1) За три дня Мцыри испытал разочарование в любви.

2) За три дня Мцыри удалось прожить целую жизнь и узнать больше, чем за все годы, проведённые в монастыре.

3) За три дня герой пережил много испытаний и проявил себя как боец.

4) В течение трёх дней Мцыри пережил трагедию одиночества.

5. Почему Мцыри рыдал?

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слёзы, слёзы потекли

В неё горючею росой...

1) захотел вернуться в монастырь

2) боялся умереть от голода

3) сбился с пути

4) родные его не узнали

6. С кем пришлось сразиться Мцыри?

1) с барсом

2) с пантерой

3) с тигром

4) с волком

7. Чем закончилась схватка?

1) зверь победил Мцыри и оставил его умирать

2) Мцыри заколол зверя рогатым суком

3) Зверь испугался и убежал

4) Мцыри испугался и убежал

8. С кем сравнивает себя Мцыри, понимая, что ему никогда «на родину следа не проложить»?

1) с могучим конём

2) с тюремным цветком

3) с иссохшим листком

4) с речной рыбкой

9. В «Мцыри» М. Лермонтов использует разные средства выражения сильных душевных переживаний. Найдите соответствия между примерами из текста и терминами.

А душу можно ль рассказать?

О, я как брат, обняться с бурей был бы рад!

Дитя моё, останься здесь со мной.

Ты хочешь знать, что делал я на воле?

Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!

риторическое обращение

риторическое восклицание

риторический вопрос

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д



Предварительный просмотр:

Тест по литературе «Гоголь Н. В. «Ревизор». Образ Хлестакова» для 8 класса

1. Кто первым сообщил городничему о Хлестакове?

1) Ляпкин-Тяпкин и Шпекин

2) Бобчинский и Добчинский

3) Свистунов и Держиморда

2. Как звали Хлестакова?

1) Иван Александрович

2) Лука Лукич

3) Аммос Федорович

4) Антон Антонович

3. Куда направлялся Хлестаков со своим слугой Осипом?

1) в Тульскую губернию

2) в Петербург

3) в уездный город

4) в деревню в Саратовскую губернию

4. Укажите чин Хлестакова:

1) статский советник

2) сенатский секретарь

3) коллежский регистратор

4) надворный советник

5. Кто из героев пьесы и о ком говорит:

«Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится».

1) Мишка о Городничем

2) Осип о Хлестакове

3) Хлестаков о Городничем

4) Бобчинский о Добчинском

6. Как видится Хлестакову возвращение домой?

1) он мечтает увидеть и обнять батюшку

2) мечтает поскорее увидеть родные места

3) мечтает приехать домой в карете и в петербургском костюме

7. О чём думает Хлестаков, когда городничий появляется в трактире?

1) о том, что глава города хочет показать приезжему уездный город

2) о том, что городничий хочет пригласить Хлестакова в гости

3) о том, что хочет познакомить со своей семьей

4) о том, что его хотят поместить в тюрьму за долги

8. Как ведёт себя городничий, когда впервые видит Хлестакова?

1) он сразу понял, что Хлестаков не такая важная персона, какой хочет казаться

2) с каждой репликой Хлестакова городничий убеждается, что перед ним важная персона

3) он приказывает трактирщику выселить Хлестакова



Предварительный просмотр:

Тест по литературе «Гоголь Н.В. Мёртвые души. Герои поэмы» для 9 класса

1. Укажите полное имя главного героя произведения.

1) Павел Иванович Чичиков

2) Павел Николаевич Чичиков

3) Пётр Иванович Чичиков

4) Павел Петрович Чичиков

2. Узнайте героя по описанию.

«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

1) губернатор

2) Чичиков

3) Манилов

4) Собакевич

3. Узнайте героя по описанию.

«…был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».

1) губернатор

2) Чичиков

3) Манилов

4) Собакевич

4. Узнайте героя по описанию.

«…человек ещё вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся, был от него без памяти».

1) Чичиков

2) Манилов

3) Собакевич

4) Ноздрёв

5. Узнайте героя по описанию.

«Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

1) Чичиков

2) Манилов

3) Собакевич

4) Ноздрёв

6. Узнайте героя по описанию.

«…дама весьма высокая, в чепце с лентами, перекрашенными домашнею краскою».

1) Коробочка Настасья Петровна

2) жена губернатора

3) Собакевич Феодулия Ивановна

4) жена Манилова

7. Узнайте героя по описанию.

«На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

1) губернатор

2) Чичиков

3) Манилов

4) Плюшкин

8. Узнайте героя по описанию.

«Она была недурна, одета к лицу. На ней хорошо сидел матерчатый шёлковый капот бледного цвета, тонкая небольшая кисть руки её что-то бросила поспешно на стол и сжала батистовый платок с вышитыми уголками».

1) жена губернатора

2) жена Собакевича

3) жена Манилова

4) Коробочка Настасья Петровна

9. Узнайте героя по описанию.

«Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

1) губернатор

2) Чичиков

3) капитан Копейкин

4) Манилов

10. Узнайте героя по описанию.

«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щёками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами».

1) Ноздрёв

2) Чичиков

3) Манилов

4) Собакевич

11. Укажите, о ком идёт речь.

«Платье на ней [на фигуре] было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот; на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы; только один голос показался ему несколько сиплым для женщины».

1) Плюшкин

2) капитан Копейкин

3) Манилов

4) Собакевич

12. Кто показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя»?

1) Ноздрёв

2) Собакевич

3) Манилов

4) губернатор

13. О ком автор говорит: «…люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»?

1) Ноздрёв

2) Чичиков

3) Манилов

4) Собакевич

14. У кого из героев не было руки и ноги?

1) Плюшкин

2) капитан Копейкин

3) Петрушка

4) Вахрамей

15. Как звали кучера, который служил у Чичикова?

1) Селифан

2) Петрушка

3) Михей

4) Богдан



Предварительный просмотр:

Тест по литературе «Гончаров И.А. «Обломов» (глава 6)» для 10 класса

1. Где Обломов «проследил весь курс наук»?

1) в Саратове

2) в Санкт-Петербурге

3) в Москве

4) в Астрахани

2. Как Обломов относился к учёбе? Укажите верные утверждения.

Главный герой очень любил читать и любую книгу старался прочитать до конца.

Обломов быстро охладевал к книге, которую начинал читать, и никогда больше к ней не возвращался.

Во время учёбы Обломов ленился и капризничал, никогда не учил уроки.

Обломов старался выучить больше, чем задавали преподаватели.

В классе Обломов никогда не слушал учителя.

Обломов часто думал о «капитале знаний», которые не понадобятся в жизни.

3. Укажите цитату из романа, в которой не используется метафора.

1) «Мыслителям не удалось расшевелить в нём жажду к умозрительным истинам».

2) «Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности».

3) «Но цвет жизни распустился и не дал плодов».

4) «Так совершил своё учебное поприще Обломов».

4. Какой синтаксический приём использует автор во внутреннем монологе Обломова?

«Когда же жить? — спрашивал он опять самого себя. — Когда же, наконец, пускать в оборот этот капитал знаний, из которых большая часть еще ни на что не понадобится в жизни? Политическая экономия, например, алгебра, геометрия — что я стану с ними делать в Обломовке?»

1) параллелизм (одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи)

2) антитеза (контраст, резкое противопоставление предметов, явлений, свойств)

3) эллипсис (пропуск подразумеваемого слова)

4) риторический вопрос (вопрос, который не требует ответа, а только усиливает эмоциональность высказывания)

5. Укажите неверное утверждение о юношеском периоде жизни Обломова.

1) Даже поэзия не оставила в душе Обломова никакого эмоционального отклика.

2) В жизни юного Обломова был момент расцветания сил, «эпоха биения сил», когда «душа запросила деятельности».

3) Друг Штольц старался увлечь юного Обломова мечтами о будущем и жаждой труда.

4) Штольцу, несмотря на все его старания, не удалось приучить Обломова читать серьёзно и вдумчиво, жадно и торопливо.

6. Какое значение имеет фразеологизм, использованный писателем для характеристики отношения главного героя к учёбе?

То число, в которое он выслушал последнюю лекцию, и было ГЕРКУЛЕСОВЫМИ СТОЛПАМИ его учёности. Начальник заведения подписью своею на аттестате, как прежде учитель ногтем на книге, провел черту, за которую герой наш не считал уже нужным простирать свои учёные стремления.

1) высота, колонна

2) деятель, выдающийся человек

3) столб, башня

4) предел, граница, крайность

7. Какое художественное средство, основанное на переносе свойств одного явления на другое по принципу их сходства, использует Гончаров И.А. для описания мечтательности Обломова?

«Но он всё собирался и готовился начать жизнь, всё рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре».

1) сравнение

2) эпитет

3) гипербола

4) метафора

8. В чём увидел главное своё предназначение Обломов, отказавшись от службы и общества?

1) смысл жизни в самом себе, семейном счастье и заботах об имении

2) в науке

3) ни в чём не видел смысла

4) в занятиях сельским хозяйством

9. Как Обломов заботился о своём материальном благополучии? Укажите верное утверждение.

1) Главный герой изучал новые источники производительности земель, искал новые пути сбыта продуктов.

2) Илья Ильич Обломов постоянно ездил в Обломовку и искал причину уменьшения дохода.

3) Обломов нанял нового старосту, поэтому хозяйственные дела в деревне улучшились.

4) Обломов никогда не думал ни о доходах, ни о расходах, не составлял бюджет, вместо него обо всём беспокоился Штольц.

10. Как характеризует автор внутреннюю работу героя? Укажите неверное утверждение.

1) Иногда Обломов страдал, тосковал и плакал из-за бедствий человеческих.

2) Иногда Обломов загорался желанием указать людям на их пороки, ложь, клевету; это будило мысли, ненадолго превращало намерения в стремления.

3) Обломов воображал себя непобедимым полководцем, решавшим участь народов.

4) Обломов ни на что не тратил свои нравственные силы, ни о чем не мечтал, только лежал и ел.



Предварительный просмотр:

Тест по литературе «Куприн А.И. Олеся» для 11 класса

1. Укажите, к какому жанру относится произведение А.И. Куприна «Олеся».

1) рассказ

2) новелла

3) роман

4) повесть

2. Укажите, как называется герой данного литературного произведения, от лица которого ведется повествование.

1) автор

2) рассказчик

3) наблюдатель

4) собеседник

3. Где происходит действие произведения?

1) в Подмосковье

2) под Рязанью

3) в Полесье

4) на Украине

4. Узнайте героя по описанию.

«Прелесть его [лица] заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

1) Мануйлиха

2) Иван Тимофеевич

3) Олеся

4) Ярмола

5. Кому принадлежат слова: «Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете»?

1) бабке Мануйлихе

2) Ивану Тимофеевичу

3) Ярмоле

4) Олесе

6. Как называется приём, используемый в приведенном ниже отрывке?

«Он был в сером пиджачке с огромными рыжими клетками, в узких брючках василькового цвета и в огненно-красном галстуке, с припомаженным пробором посередине головы, весь благоухающий персидской сиренью».

1) интерьер

2) пейзаж

3) ремарка

4) портрет

7. Как называется художественный приём, основанный на образном определении предметов и явлений:

«Хата была пуста. В ней господствовал тот ПЕЧАЛЬНЫЙ, грязный беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда».

1) эпитет

2) метафора

3) олицетворение

4) сравнение

8. Описывая события, Куприн А.И. передает разговор между Иваном Тимофеевичем и Мануйлихой. Укажите соответствующую форму общения между персонажами в художественном произведении.

- Здравствуй, бабка! - сказал я как можно приветливее. - Тебя уж не Мануйлихой ли зовут?

- Прежде, может, и Мануйлихой звали добрые люди... А теперь зовут зовуткой, а величают уткой. Тебе что надо-то? - спросила она недружелюбно и не прекращая своего однообразного занятия.

- Да вот, бабушка, заблудился я. Может, у тебя молоко найдется?

- Нет молока, - сердито отрезала старуха. - Много вас по лесу ходит... Всех не напоишь, не накормишь...

- Ну, бабушка, неласковая же ты до гостей.

1) лирическое отступление

2) монолог

3) диалог

4) ремарка

9. Какой художественный прием, основанный на выразительной подробности предмета, использован А.И. Куприным в приведенном отрывке:

«С стеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлёк яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием "кораллов"...

1) деталь

2) интерьер

3) описание

4) синекдоха

10. Какое качество отметила Олеся в Иване Тимофеевиче при первой встрече?

1) красивая внешность

2) слабость характера

3) искренность чувств

4) озлобленность

11. Какую роль в композиции произведения играет природа?

1) Является фоном повествования.

2) Является средством раскрытия характера Ивана Тимофеевича.

3) Подчеркивает естественность, самобытность и чистоту Олеси.

4) Усиливает ощущение тяжелой жизни бабки Мануйлихи и её внучки.

12. Укажите главную причину, по которой Олеся рассталась с Иваном Тимофеевичем?

1) Она не хотела бросать свою бабку.

2) Олеся не могла жить в большом городе.

3) Героиня не хотела делать несчастным любимого человека.

4) Она боялась идти в церковь венчаться.

13. Укажите, какая проблема не поднята автором в произведении.

1) проблема веры и суеверия

2) проблема противостояния злому и жестокому обществу

3) проблема истинной красоты человека

4) проблема ревности