Уроки русского языка

Мартынова Ольга Петровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.

Виды переработки текста. План.

Автор:  учитель русского языка

и литературы МОУ Конзаводской СОШ

                                                              Мартынова Ольга Петровна

х.Чернышевка

2018

Вид деятельности

Учитель

Тип урока

Изучение нового материала

Форма проведения урока

урок-анализ

Целеполагание – образовательный результат:

 Постановка целей урока:

1) систематизировать знания учащихся по подготовке к ЕГЭ;
2) формировать умение работать с текстом,  анализировать  и составлять план;

3)развивать исследовательские навыки;
4) воспитывать бережное отношение к книге, а также уважительное отношение к окружающим людям.

Проектирование образовательных результатов

Образовательные результаты:

Предметные:

  • знать виды переработки текста, повторить, что такое текст.
  • уметь составлять план текста; конструировать предложения, составлять связный устный ответ.

Личностные:

  • уметь проводить оценку успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию;
  • Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;
  • Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в первоисточниках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Информационно-образовательная среда урока/занятия

ИКТ, ноутбуки, мультимедийное оборудование,  памятка «Алгоритм составления плана», электронные ресурсы «Словарь паронимов».

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

На этапе отработки учебных навыков целесообразность использования электронных ресурсов заключается:

  - в снижении временных рамок на выполнение задания;

 - в индивидуальном подходе  при исследовании текстов;

  -в повышении мотивации.

Методические приемы

Исследовательский метод, анализ текста, работа с первоисточниками, работа с памяткой, заполнение таблицы.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Объявление темы. Целеполагание (цели урока определяют ученики). (Слайд 1)

IV. Разминка.

А) Задание для сильных учеников (олимпиада) работа с компьютерами.

Тест Русский язык 11 класс. Конкурс «Кириллица»

  1. Найдите слово с неверно выделенной ударной гласной:

А. нЕдуг;

Б. корЫсть;

В. граждАнство;

Г. квартАл.

  1. Укажите предложение, в котором вместо слова жестокий нужно употребить слово жёсткий:

А. Нашего соседа по лестничной клетке наказали за жестокое обращение с животными.

Б. Самой чудовищной была эксплуатация рабов, её сменила жестокая эксплуатация крепостных.

В. Несмотря на весьма жестокий график работы, подготовка к посевной осуществлялась эффективно и качественно.

Г. Очутившись на необитаемом острове, Робинзон подвергся жестоким испытаниям.

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

А. наиболее грамотный;

Б. пара чулков;

В. в одна тысяча девятьсот девяносто втором голу;

Г. молодые шофёры.

  1. Выберите слово, в котором на месте пропуска пишутся две буквы Н:

А. пчели..ый рой;

Б. пута..ые следы;

В. гружё..ая баржа;

Г. скоше..ая трава.

  1. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква:

А. пр..винциальный, р..весник, отр..сль;

Б. верблюж..нок, капюш..н, ноч..вка;

В. соб..ру, ч..снок, пс..хология;

Г. бл..стать, ц..корий, акс..ома.

  1. Выберите слово, в котором на конце приставки нужно писать букву З:

А. ра..стилать;

Б. бе..численный;

В. и..жарить;

Г. и..черкать.

  1. Найдите слово, в котором пропущена буква Е:

А. милост..вый;

Б. плюш..вый;

В. улыбч..вый;

Г. карандаш..к.

  1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

А. прикоснулся;

Б. роскошный;

В. винегрет;

Г. угрожать.

  1. Соотнесите предложение и пропущенный в нём знак препинания:

1) Я с удовольствием оглянулся (…) за окнами всё было снежно и безмолвно.

а) запятая

2) Таинственно шумит лесная тишина (…) незримо по лесам поёт и бродит осень.

б) тире

3) Русское ура грянет (…) врагу жарко станет.

в) двоеточие

А. 1а, 2б, 3в;                                                                        Б. 1в, 2б, 3а;

В. 1б, 2в, 3а;                                                                                Г. 1в, 2а, 3б.

  1. Выберите верную характеристику предложения:

Осенняя дымка висела над Невой, и в этой дымке золоченой иглой мерцало легендарное Адмиралтейство.

А. сложное бессоюзное;

Б. сложносочинённое;

В. сложноподчинённое;

Г. простое, осложнённое обособленным обстоятельством.

  1. Укажите цифры, обозначающие запятые при вводном слове (или словосочетании). (Знаки препинания не расставлены.)

А ведь (1) действительно (2) числа в астрономии велики настолько (3) что зачастую обозначаются не цифрами (4) а специальными астрономическими единицами измерения.

А. 3, 4;

Б. 2, 3;

В. 1, 2;

Г. 3, 4.

  1. Найдите верное объяснение постановки двоеточия в предложении:

Под окнами Володькиного дома  днём и ночью грохочут самосвалы: рядом идёт стройка.

А. Содержание второй части сложного бессоюзного предложения противопоставляется содержанию первой части.

Б. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

В. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Г. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  1. Выберите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

А. Деревья то и дело шумно отряхивались и выпрямлялись сбрасывая с себя груз который навьючила недавняя метель.

Б. Голы и прозрачны становятся сады рощи  и леса

В. Чтобы скоротать время до вечера я отправился побродить по лесу.

Г. Облака в небе стояли совсем неподвижно а в просветах между ними сияла чистейшая лазурь.

  1. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые:

Если внимательно прочесть всё (1) что написал Пришвин (2) то останется убеждение (3) будто он не успел рассказать нам (4) и сотой доли того (5) что он превосходно видел (6) и знал.

А. 1, 2, 3, 5;

Б. 2, 4, 6;

В. 3, 5, 6;

Г. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

  1. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые:

Нас предупредили (1) что(2)если будет плохая погода (3) экскурсия, назначенная заблаговременно (4) к сожалению (5) не состоится.

А. 1, 3, 4, 5;

Б. 1, 3, 4;

В. 2. 3, 5;

Г. 1, 2, 3, 4, 5.

Б) Задание для  обучающихся, испытывающих трудности в изучении русского языка:

Карточка1.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания. Подчерните грамматические основы предложений.

  1. Впереди виднеется слома(1)ая  листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит – мне в следующий дом. _______

  1. Путники, задумчивые и восторже(1)ые одновреме(2)о, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловя(3)ый круг, по которому плыли белесые клочья, пока соверше(4)о не закрыли его.________

  1. Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.________

  1. Когда льня(1)ые вещи в доме старели, их заменяли свежими, вновь вытка(2)ыми сельскими ткачихами на стари(3)ых станках.__________

Карточка 2.

1.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

Прим..рять врагов

Неправ..льно

Зам..реть

Накл...ниться

Ф..деральный

2. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

пот..плевший

л..ловый

заг..релый

выт..рать

отр..слевой

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

т..рмозить

б...гряный

к..сательная

р..месленный

зам..реть (от страха)

4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

встр..чая

апл..дировать

арт...ллерия

зад..рать

д..ректор

   Мы продолжаем подготовку к ЕГЭ. Прочитайте предложения и выполните задания.

Воспитанные(ЕГЭ 14) люди уважают человеческую личность,  потому всегда снисходительны(подобрать синонимы, а к синонимам паронимы ), мягки, вежливы, уступчивы. (А.П. Чехов)

  1. Согласны ли вы с данным высказыванием?
  2.  Подчерните орфограммы.(Воспитанные –часть речи?)
  3. Работа со словом снисходительны (терпимы, терпеливы)
  4. Подчерните грамматические основы предложения.
  5. Определите вид сложного предложения. (СПП)

2. Новый материал.

1) Проверка домашнего задания: изучить информацию  «Виды переработки текста» и представить в виде схемы 

 Итог: Схема строится на ватманском листе, и каждая группа затем защищает свою работу. Она будет иметь приблизительно такой вид(слайд 2): 

2) Так или иначе мы с вами встречались со всеми указанными видами переработки текста. Но подробнее остановимся на плане.  Страница 99 в учебнике (знакомство с теорией, построение алгоритма составление плана текста)

Алгоритм составления плана текста. Виды плана

Как вы думаете, как составить качественный план текста?

 Для того, чтобы составить качественный план, необходимо опираться на основные правила.

1. Сначала прочитайте весь текст от начала до конца. Читайте вдумчиво, не торопитесь. Если вам попадается непонятное слово, обязательно выясните его значение в словаре.

2. Затем определите тему текста и его основную мысль. Тема – это то, о чем говорится в тексте, а основная мысль – это то, для чего он написан. Если у вас не получается сформулировать, прочтите текст еще раз.

3. Далее разделите текст на смысловые части. Внимательно прочитайте каждую из частей. Выделите в ней главное и озаглавьте.

4. Запишите пункты составленного плана на черновик. Снова прочитайте текст.
Обратите внимание на следующее:
- последовательно ли отражаются повороты сюжета текста;
- точны ли формулировки пунктов;
- не повторяются ли заголовки;
- все ли главное вы выделили;
- отражена ли тема и основная мысль текста в вашем плане.

5. Если погрешностей вы не заметили, то следует проверить себя. Перескажите или письменно изложите текст, руководствуясь составленным вами планом. 

Физминутка. (Слайд 3)

III. Работа с текстом. (Слайд 4)

Есть ли у книги будущее? Как бы нелеп ни был этот вопрос, он существует и, более того, вот уже многие годы волнует умы людей. Скептики и сомневающиеся были всегда. Время от времени мы слышим сетования на то, что книг написано великое множество и что прочитать их невозможно. Поэтому читать перестанут вовсе.

„Одна из болезней нашего века - многочисленность книг...”, - об этом говорил еще в семнадцатом веке какой-то ученый муж из Англии. И совсем «хоронит» книгу автор статьи «Конец книги», опубликованной в одном из русских журналов в конце девятнадцатого века. Воодушевленный изобретением фонографа, он писал, что теперь „писатели будут обращаться к актерам и певцам, которые будут передавать их произведения фонографу”. Будущего читателя он представлял в таком виде: „Спокойно развалясь на диване, в удобных позах, не утомляя глаз, люди будут слушать интересные произведения, передаваемые фонографом... Не сомневаюсь, что книги наконец будут забыты всеми жителями земного шара и печать останется только для торговли и частных надобностей. Так или иначе, а песня книги спета”. Заметим, что во времена подобных оракулов мир еще не знал ни кино, ни телевизоров, ни компьютеров, ни диктофонов, ни аудиокниг.

Двадцатый век породил своих скептиков и предсказателей гибели книги. Конечно, современники «электронного века» имеют для таких высказываний еще больше оснований. Великие изобретения нашего времени не могли не сказаться на роли книги в общей системе получения информации. Но и утратив свое некогда монопольное положение, она по-прежнему остается важным средством современной системы образования, ибо, как пишет ученый и писатель А. Азимов, „никогда не будет придумано что-либо подобное книге - способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда - слишком мало или слишком много, дать вам одному целую вселенную”. (По Р. Палю)

Паль Роберт Васильевич (род. 15 апреля 1938 года) — русский писатель, поэт и переводчик. Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан. Член Союза писателей РБ (1969).

Задание:

сформулируйте и прокомментируйте основные проблемы

  1. Роль книги в современном мире.
  2. Книга – враг или союзник технического прогресса?

отметьте авторскую позицию, выскажите   и   аргументируйте   свою   позицию

Автор считает, что роль книги по-прежнему велика. Она не противник, а союзник.

составьте сложный план (задание по группам)

(Слайд 5)

  1. Нелепый вопрос.
  2. Есть ли у книги будущее?

А. Предсказание оракулов.

Б. Мнение скептиков.

В. Изменение роли книги в системе информации.

3. Вытеснит ли книгу компьютер?

V. Итог урока. Рефлексия.

Любой текст содержит главную и вспомогательную информацию, существуют способы информационной переработки текста, среди которых есть такие композиционные формы, как план, аннотация. При «сжатии» текста важно сохранить содержательно-концептуальную информацию.

VI. Домашнее задание.

Учебник, с. 99, упр. № 132 (задание к тексту – аналогичное тому, что выполняли в классе).

Сочинение по прочитанному тексту в классе (ЕГЭ).

 

Алгоритм составления плана текста. Виды плана

Как вы думаете, как составить качественный план текста?

 Для того, чтобы составить качественный план, необходимо опираться на основные правила.

1. Сначала прочитайте весь текст от начала до конца. Читайте вдумчиво, не торопитесь. Если вам попадается непонятное слово, обязательно выясните его значение в словаре.

2. Затем определите тему текста и его основную мысль. Тема – это то, о чем говорится в тексте, а основная мысль – это то, для чего он написан. Если у вас не получается сформулировать, прочтите текст еще раз.

3. Далее разделите текст на смысловые части. Внимательно прочитайте каждую из частей. Выделите в ней главное и озаглавьте.

4. Запишите пункты составленного плана на черновик. Снова прочитайте текст.
Обратите внимание на следующее:
- последовательно ли отражаются повороты сюжета текста;
- точны ли формулировки пунктов;
- не повторяются ли заголовки;
- все ли главное вы выделили;
- отражена ли тема и основная мысль текста в вашем плане.

5. Если погрешностей вы не заметили, то следует проверить себя. Перескажите или письменно изложите текст, руководствуясь составленным вами планом. 

Есть ли у книги будущее? Как бы нелеп ни был этот вопрос, он существует и, более того, вот уже многие годы волнует умы людей. Скептики и сомневающиеся были всегда. Время от времени мы слышим сетования на то, что книг написано великое множество и что прочитать их невозможно. Поэтому читать перестанут вовсе.

„Одна из болезней нашего века - многочисленность книг...”, - об этом говорил еще в семнадцатом веке какой-то ученый муж из Англии. И совсем «хоронит» книгу автор статьи «Конец книги», опубликованной в одном из русских журналов в конце девятнадцатого века. Воодушевленный изобретением фонографа, он писал, что теперь „писатели будут обращаться к актерам и певцам, которые будут передавать их произведения фонографу”. Будущего читателя он представлял в таком виде: „Спокойно развалясь на диване, в удобных позах, не утомляя глаз, люди будут слушать интересные произведения, передаваемые фонографом... Не сомневаюсь, что книги наконец будут забыты всеми жителями земного шара и печать останется только для торговли и частных надобностей. Так или иначе, а песня книги спета”. Заметим, что во времена подобных оракулов мир еще не знал ни кино, ни телевизоров, ни компьютеров, ни диктофонов, ни аудиокниг.

Двадцатый век породил своих скептиков и предсказателей гибели книги. Конечно, современники «электронного века» имеют для таких высказываний еще больше оснований. Великие изобретения нашего времени не могли не сказаться на роли книги в общей системе получения информации. Но и утратив свое некогда монопольное положение, она по-прежнему остается важным средством современной системы образования, ибо, как пишет ученый и писатель А. Азимов, „никогда не будет придумано что-либо подобное книге - способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда - слишком мало или слишком много, дать вам одному целую вселенную”. (По Р. Палю)

Паль Роберт Васильевич (род. 15 апреля 1938 года) — русский писатель, поэт и переводчик. Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан. Член Союза писателей РБ (1969).

Карточка1.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания. Подчерните грамматические основы предложений.

  1. Впереди виднеется слома(1)ая  листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит – мне в следующий дом. _______

  1. Путники, задумчивые и восторже(1)ые одновреме(2)о, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловя(3)ый круг, по которому плыли белесые клочья, пока соверше(4)о не закрыли его.________

  1. Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.________

  1. Когда льня(1)ые вещи в доме старели, их заменяли свежими, вновь вытка(2)ыми сельскими ткачихами на стари(3)ых станках.__________

Карточка 2.

1.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

Прим..рять врагов

Неправ..льно

Зам..реть

Накл...ниться

Ф..деральный

2. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

пот..плевший

л..ловый

заг..релый

выт..рать

отр..слевой

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

т..рмозить

б...гряный

к..сательная

р..месленный

зам..реть (от страха)

4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

встр..чая

апл..дировать

арт...ллерия

зад..рать

д..ректор



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конзаводская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Мартыновой Ольги Петровны

2016

Ход урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. РЕФЛЕКСИЯ.
  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ.

        - На доске дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

                

        ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. Повторение теории с попутным закреплением материала:

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым? (Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:
      1) однородные члены предложения;

      2) обособленные члены предложения;

      3) вводные и вставные конструкции;

      4) обращения

1) однородные члены предложения:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие слова называются обобщающими?

- Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание:

-В предложениях с однородными членами  расставьте пропущенные знаки препинания,  составьте схемы.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6.  И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

(дети по одному выходят к доске и чертят схемы)

2) вводные слова и вставные конструкции:

- Что могут  обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения)

- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения)

- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире)

Задание на отличие вводных слов от членов предложения: 

- Заполните таблицу примерами.  Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)

 

  1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно  едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно  огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов)  6. Ваше право на отпуск  бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9.  Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить.  10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

              Вводные слова

       Члены предложения

(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11  предложениях выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения)

 (Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)

3) обособленные определения и обстоятельства:

-Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? ( Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

- Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

- Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

2. Задания, связанные с причастными , деепричастными оборотами.

А. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

   Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.

1) 1; 2) 1,2; 3) 1,3; 4) 1, 2, 3

Б. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснение все запятые?

   Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звездами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей.

1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота;

2) 2, 4 - выделяются два причастных оборота;

3) 1,3 - выделяется причастный оборот;

4) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот

(ответы А-3; Б – 3)

  1. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

1. Составление  тестовых заданий  по теме «Простое осложнённое предложение».

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым?

- Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно  едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно  огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов)  6. Ваше право на отпуск  бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9.  Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить.  10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

              Вводные слова

       Члены предложения

С особенной силой здесь,(1) в пушкинских местах,(2) возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой,(3) с холодными волосами,(4) спутанными осенним ветром,(5) и слушал влажный гул сосновых вершин,(6) смотрел,(7) прищурившись,(8) на осенние тучи,(9) толкался по ярмаркам,(10) подолгу просиживал на полу около горячей печки,(11) шутил с няней,(12) пел,(13) смеялся. Здесь чудесные слова переполняли его,(14) стесняли душу и,(15) наконец,(16) слагались под огрызком гусиного пера в звенящие строфы. (По К. Паустовскому)

Выпишите цифры, обозначающие запятые

при однородных членах -

при обособленном обстоятельстве -

при обособленном определении -

при вводных словах -



Предварительный просмотр:

Урок-семинар

Тема урока: Состав слова. Словообразование. Орфография.

Цель урока: обобщить и систематизировать материал по указанной теме; совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора; развивать умения работать с книгой, самостоятельно подбирать материал к докладу (реферату); воспитывать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией.

Подготовка к занятию.

За неделю до проведения семинара учитель знакомит учащихся с тематикой докладов. Темы докладов (рефератов):

Морфемный состав слова.

Исторические изменения в составе слова.

Основные способы словообразования. Словообразовательные ряды.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Учитель составляет список литературы к теме в целом. Учащиеся делятся на подгруппы (по 4—5 человек). Каждая подгруппа выбирает для подготовки одну из тем.

Учитель консультирует учащихся, помогает им подобрать необходимую литературу, составить план.

Примерные планы рефератов

Морфемный состав слова;

Из каких значимых частей состоят слова.

Основа и окончание.

Корень слова. Однокоренные слова.

Суффикс и приставка. Значения суффиксов и приставок.

Исторические изменения в составе слова:

Непродуктивные суффиксы и приставки.

Слияние с корнем слова некоторых приставок и суффиксов.

Есть ли корень в слове вынуть? (Ф. Кривин "Карманная школа").

Основные способы словообразования. Словообразовательные ряды:

Приставочный способ

Суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ.

Сложение.

Переход слов из одной части речи в другую.

Словообразовательные ряды.

Правописание гласных и согласных в приставках:

Неизменяющиеся гласные в приставках.

Правописание приставок при- ¾  пре-.

Неизменяющиеся согласные в приставках.

Правописание приставок, оканчивающихся на з(с).

Учащиеся  пишут тексты  будущих  выступлений,  подбирают примеры из упражнений учебника, "Дидактического материала..." Выступления учащихся на семинаре обязательно должны носить характер  свободных  высказываний,  для чего  написанные ими дома тексты не читаются, а излагаются по планам.

Для того чтобы обсуждение докладов на семинарском занятии сделать более активным, необходимо потребовать, чтобы учащиеся ознакомились с содержаниемтеоретического материала не только по своим темам, но и по теме семинара в целом. Учащиеся обмениваются докладами, готовят рецензии.

Ход  урока

I.   Вступительное слово учителя.

Объявляется тема семинарского занятия.

Учитель говорит о подготовке к семинару, а затем спрашивает:

Из чего строятся слова?

II.  Выступления докладчиков.

1. Тема "Состав слова".

Для выступления используется пособие: Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А, В. Русский язык: Справочник для учащихся. - М., 1987. С. 34 -38.

Учащиеся записывают план выступления.

К этому опорному конспекту ученик обращается в ходе выступления.

Далее выступающий предлагает записать в два столбика слова:

1) имеющие окончание; 2) без окончаний.

Издавна, революция, металл, певуч, организованно, молодежь, рассказав.

Задание проверяется.

Рассказывая о приставках, докладчик предлагает доказать правильность мысли К. И. Чуковского: "Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков.Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла". С этой целью предлагается образовать от корня -лет- слова с приставками, рассмотреть их значения. Далее говорится о значении суффиксов.

Определите значение приставок и суффиксов в следующих словах .

Беззаботный, затих, прокричал, отзвучал, надпишешь, подпишешь, соавтор, приезд, преувеличенный, покупатель, выключатель, каменщик, разведчик, книжонка,машинист, глинистый, бесстрашие, смелость.

Назовите самое интересное слово для разбора по составу. Разберите его.

В заключение докладчик говорит, что разобраться в структуре слова - значит открыть его, понять его смысл. Читает стихотворение С. Острового "Первородство".

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Обереги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.

- Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только ли для того, чтобы определить его смысл? (И для правописания.)

- Сколько корневых групп в словах?

Горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть.

- Всегда ли с помощью суффикса образуются новые слова?

Затем слово предоставляется ученику-рецензенту.

2. Тема "Исторические изменения в составе слова".

Для подготовки выступления учитель рекомендовал книги:

Шанский Н. М. Русский язык: Лексика. Словообразование.- М. 1975. С. 210-211

Чуковский К. И. Живой, как жизнь. - М., 1966. С. 181-182.

Выступающий обращает внимание на то, что у нас в языке большое количество слов, первозданная образность которых, по словам К. Чуковского, потухла.

В книге "Живой, как жизнь" К. Чуковский приводит такой пример.

Беседуют две женщины. Одна говорит;

- Это прямо-таки ошеломило меня... Ведь я обожаю собак...

Я прохожу мимо и думаю; "До чего это хорошо, что, употребляя слова в разговоре, мы не вспоминаем об их первоначальном значении!"

Слово ошеломить происходит от слова шелом, а шелом (или шлем) — это железная каска, которую древние и средневековые воины носили в бою, оберегая свои черепа от вражьих дубин и мечей.

Враги налетали на них и били что есть силы по шелому, чтобы ошеломленные воины валились с седла на землю.

Женщина, сказавшая, что известие о смерти любимой собаки ошеломило ее, конечно, не представляла себе в ту минуту ни старинных сражений, ни коней, никольчуг, ни шеломов: все живые, конкретные образы, связанные со словом ошеломить, уже выветрились из этого слова в течение многих веков. Оно утратило смысл военного термина и полностью отрешилось от тех обстоятельств,которые породили его. Образ давно потух, а само слово осталось и не утратило своей выразительности.

Далее докладчик отмечает, что в процессе развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными. Называет их. Учащиеся приводят примеры и записывают их.

Непродуктивные приставки:

па-: пасынок, падчерица, паводок и др.;

пра-: правнук, прабабушка и др.;

су-: сумрак, сумерки, сугроб и др.

Непродуктивные суффиксы:

-ень: бивень, ливень;

-знь: болезнь, боязнь, жизнь и др;

-яй: лентяй, слюнтяй;

-ежь: молодежь;

-арник: кустарник.

Докладчик говорит, что некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память, помнить, взять и др.

В глаголе вынуть исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка вы-, и суффикс -ну-, и даже -ть, известное своей неустойчивостью. А корень исчез.

Это был древний корень -им-, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: иметь, снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили корень слова.

С первого взгляда даже не скажешь, что в слове вынуть нет корня.

Рецензент дает оценку докладу.

3. Тема "Образование слов".

Докладчик говорит, что в языке постоянно образуются новые слова. Особенно много новых слов появилось в советскую эпоху. В последние годы возникли слова  космодром, прилунение, луноход, пылесос, разрядка и др.

В русском языке есть несколько способов образования новых слов. Важнейшие из них следующие.

Выступающий называет способы образования слов, обращаясь к опорному конспекту.

Докладчик предлагает подобрать примеры, иллюстрирующие каждый способ, из упр. 550, просит вспомнить правила, относящиеся к правописанию сложных слов.

Далее он говорит, что при словообразовании образуются гнезда однокоренных слов, которые можно расположить с учетом последовательности их образования. Так,от существительного обида образуется прилагательное обидный с помощью суффикса -н-; от слова обидный с помощью приставки без- можно образовать прилагательное безобидный, от которого с помощью суффикса -ость можно образовать существительное безобидность.

Докладчик предлагает восстановить опущенные звенья словообразовательной цепи:

свобода — освободительный;

учить — научно;

свет — просветление.

Вопросы к докладчику.

- Чем словообразовательный разбор отличается от морфемного разбора?

- Объясните, почему в советскую эпоху активно идет образование сложных, сложносокращенных слов?

4. Тема "Правописание гласных и согласных в приставках".

Учащиеся записывают план ответа. Выступающий обращается к опорному конспекту.

Далее докладчик предлагает сгруппировать следующие слова по орфограммам, обозначить условия их выбора

Подставка, рассказчик, исчезать, предположение, воспаление, сделать, бесконечный, здание, здоровье, вписать, бесчувственный, низвергаться, расстилаться.

Затем он диктует высказывания В. А. Сухомлинского и предлагает подчеркнуть орфограммы в приставках и графически обозначить их.

1) Человек владеет и родной речью, и азбукой музыкальной культуры — способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии — тольков годы детства.

2) Жить в обществе — это значит уметь поступиться своими радостями во имя благополучия, покоя других людей.

3) Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства ксокровенный уголкам детской души.

4) Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.

III. Обобщение.

Учитель говорит о том, что умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова.

Назовите слова, в которых правильный выбор написания зависит от умения определять приставку, корень, суффикс, окончание.

Учитель подводит итоги: говорит о том, что удалось, что не получилось в выступлениях учеников, выставляет оценки.

IV. Домашнее задание.