Тесты по русскому языку

Мартынова Ольга Петровна

Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «Глагол. НЕ с глаголами» для 5 класса

1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) нельзя его (не)волить

2) (не)растаял

3) (не)увидел

2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)удивлялся

2) (не)обидит

3) (не)здороваемся

3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)был в школе

2) (не)узнаешь

3) (не)навидел

4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)домогать

2) (не)усвоит

3) (не)доделал

5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)успокоишься

2) шторм (не)истовствует

3) (не)сдержишь слово

6. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)бояться

2) (не)собрать коллекции

3) (не)торопись в музей

7. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) о поездке (не)мечтай

2) (не)годовал

3) (не)оставалось времени

8. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) ему хлеба (не)достаёт

2)  (не)вернёшь

3) (не)испортилась

9. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)найти

2) (не)доумевать

3) (не)ищешь

10. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:

1) (не)сдобровать

2) (не)выполнить

3) (не)хватает



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи» для 5 класса

1. Что обозначает имя прилагательное как часть речи?

1) предмет

2) действие

3) признак предмета

2. Укажи верное утверждение.

1) Форма женского рода именительного падежа единственного числа – это начальная форма имени прилагательного.

2) Имя прилагательное, как и имя существительное, относится к мужскому, женскому или среднему роду.

3) Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

3. Укажи верное утверждение.

1) Имена прилагательные изменяются по лицам и числам.

2) Имена прилагательные изменяются по временам и числам.

3) Полные имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе) и падежам.

4. Укажите верное утверждение.

1) Все имена прилагательные имеют краткую форму.

2) Имена прилагательные в краткой форме изменяются по падежам и числам.

3) Краткие имена прилагательные в предложении обычно являются определением или сказуемым.

5. В окончаниях имён прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется буква:

1) Е

2) Ё

3) О

6. У кратких прилагательных с основой на шипящую буква Ь на конце

1) не пишется

2) пишется



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «Глагол. Переходные и непереходные глаголы» для 6 класса

1. Укажите предложение, в котором выделенное слово является переходным глаголом.

1) Висевшая через плечо сумка ЦЕПЛЯЛАСЬ за камни. (Крапивин В.)

2) По сторонам КРАСНЕЛИ кисти рябины. (Крапивин В.)

3) Я ПОМНЮ пустой солнечный двор старого дома. (Крапивин В.)

4) Три экрана ослепительно ВСПЫХНУЛИ. (Крапивин В.)

2. Укажите предложение, в котором выделенное слово является непереходным глаголом.

1) Мама РАЗБУДИЛА Кирилла в три часа ночи. (Крапивин В.)

2) В трещинах каменных плит РОСЛА трава. (Крапивин В.)

3) Сергей облегчённо ЗАКРЫЛ глаза. (Крапивин В.)

4) Афишные тумбы НАПОМИНАЛИ маленькие терема. (Крапивин В.)

3. Укажите предложение, в котором выделенное слово является непереходным глаголом.

1) Дом заведующей Нины Федосьевны Юля ОТЫСКАЛА легко. (Крапивин В.)

2) Я вдруг ПОЧУВСТВОВАЛ ужас. (Крапивин В.)

3) Топот ног по каменным ступеням ПРЕРВАЛ наш разговор. (Крапивин В.)

4) Синее небо снова ЗВЕНЕЛО над лесом. (Крапивин В.)

4. Укажите предложение, в котором выделенное слово является переходным глаголом.

1) Девчонки торопливо ЗАШУШУКАЛИСЬ. (Крапивин В.)

2) НАСТУПИЛА короткая тишина. (Крапивин В.)

3) ПАХЛО сырыми листьями и землей. (Крапивин В.)

4) ОТПУСТИТЕ мальчика, это недоразумение. (Велтистов Е.)

5. Укажите предложение, в котором выделенное слово является переходным глаголом.

1) Мальчик ПОНИМАЛ теперь неосуществимость своей мечты. (Крапивин В.)

2) На ветру ТРЕПЕТАЛИ листья. (Крапивин В.)

3) Коридор КОНЧАЛСЯ крутым поворотом. (Крапивин В.)

4) Цветы одуванчиков СЛИВАЛИСЬ в жёлтые полосы. (Крапивин В.)

6. Укажите предложение, в котором выделенное слово является переходным глаголом.

1) Я СЕЛ на валявшийся в траве рассохшийся бочонок. (Крапивин В.)

2) КОМАНДОВАЛ катером парень чуть постарше Юли. (Крапивин В.)

3) Уцелевшими ВЫГЛЯДЕЛИ только две остроконечные шатровые башни. (Крапивин В.)

4) Гость РАССКАЗЫВАЛ весёлые студенческие истории. (Велтистов Е.)

7. Укажите предложение, в котором выделенное слово является переходным глаголом.

1) На сотню километров вокруг СТОЯЛ лес. (Крапивин В.)

2) Во дворе на футбольном поле РЕЗВИЛИСЬ малыши. (Велтистов Е.)

3) Светловидов ВЫЗВАЛ такси. (Велтистов Е.)

4) Светловидов неожиданно РАЗВЕСЕЛИЛСЯ. (Велтистов Е.)



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «Деепричастие. Морфологические признаки деепричастия» для 7 класса

1. Из предложения выпишите деепричастие.

Пригасает забытый костер, и ложатся тревожные тени, уступая место черным, спокойным и вечным теням луны; взошла она в зените и смотрит без волнения. (Андреев Л.)

2. Из предложений 1-3 выпишите деепричастие.

(1) Телефон стоял возле самой подушки начальника. (2) Дубах был глуховат и стыдился признаться в этом врачу. (3) В сырую погоду глухота совсем одолевала начальника; тогда он клал трубку с собой в постель и засыпал, привалившись к мембране щекой. (Диковский С.)

3. Из предложений 1-2 выпишите деепричастие.

(1) Я шёл по гулким улицам портового района, стиснутым стеклянными гранями небоскрёбов. (2) Я проходил за кварталом квартал, стремясь поскорее достигнуть пирсов, увидеть белые многоярусные суда, вдохнуть ароматы дальних странствий-- сложный, чарующий запах смоляных канатов, ящиков экзотических фруктов, мешков с кофе и бобами какао. (Панов Н.)

4. Из предложений 1-3 выпишите деепричастие.

(1) В палисаднике обламывали сирень. (2) Пригибали к земле верхушки, смачно, с хрустом рвали, а потом отпускали ветки, и они, пружинясь, уносились ввысь. (3) Сиреневая эпидемия охватила всю деревню. (Дружников Ю.)

5. Выпишите из текста деепричастие несовершенного вида.

Дорога за ночь хорошо подмёрзла. Лошадь шла ходко; коробок дробно тарахтел. Где-то в передке, нагоняя сонное раздумье, дребезжала железка. Емельян Спиридоныч, зарывшись в пахучий воротник тулупа, чутко дремал. (Шукшин В.)

6. Выпишите из текста деепричастие несовершенного вида.

Олег, усевшись на велосипед, поехал впереди, держа в одной руке удилище. Перед ним бежала длинная тень. Тень подпрыгивала на буграх, металась, будто стремилась оторваться от велосипеда и умчаться вдаль. (Дружников Ю.)

7. Выпишите из предложения деепричастие совершенного вида.

В горах выпал первый снег, а туман, до этого покрывавший их, сдвинулся, уступая место, и повис толстым скрученным одеялом между вершинами, как бы закончив свои приготовления к ночи. (Казанов Б.)

8. Из предложения выпишите деепричастие несовершенного вида.

Выйдя на тротуар, я остановился в недоумении, как останавливается человек, стараясь угадать нужную ему дверь, и, подумав, отправился в гавань, куда неизменно попадал вообще, если гулял бесцельно. (Грин А.)



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «Наречие. Н и НН в суффиксах наречий для 7 класса

1. Из предложений 24–36 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

(24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:

– (25)Люди добрые! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка!

(30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

(31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка.

– (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

(34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

– (36)Вот ваши карточки, бабаня. (Б. Екимов)

2. Из предложений 39–42 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

(39)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (40)Глаза у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу…

(41)Сделав всё, что нужно, для заполнения Митиной страницы, Нина удовлетворённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла, чтобы полюбоваться делом рук своих. (42)В сети «Все к нам!» появился новый пользователь Дмитрий Алексеев, который будет так красиво ухаживать за Ниной Кирьяновой, что от зависти перекосит не только Динку Свисяеву с её Славиком, но и всех остальных одноклассниц! (Лубенец С.)

3. Из предложений 41–46 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

– (41)Видишь нитку? (42)Она привязана к форточке.

(43)Синичка испуганно оглянулась.

– (44)Не бойся. (45)Я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас – Человек. (Е. Носов)

4. Из предложений 14–18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...

(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.

– (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.

– (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка. (В. Осеева)

5. Из предложений 16–17 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

(16)Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау! (17)Лицо у Льва было серьёзное и сосредоточенное, у Петра Петровича – взволнованное и несколько обескураженное. (М. Бессараб)



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «Обособленные и необособленные приложения» для 8 класса

1. Укажите тип приложения.

Ярко горели лампы, и всё пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-ИНВАЛИД. (Паустовский К.)

1) Обособленное распространённое приложение

2) Обособленное нераспространённое приложение

3) Необособленное приложение

2. Укажите тип приложения.

Серёжа Колтовой, МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ, вырезал из дерева шахматные фигурки. (Вурдов Н.)

1) Обособленное распространённое приложение

2) Обособленное нераспространённое приложение

3) Необособленное приложение

3. Укажите тип приложения.

Всё чаще мирное небо мутили мятежные тучи - ВЕСТНИКИ НАДВИГАЮЩИХСЯ ХОЛОДОВ. (Зверев М.)

1) Обособленное распространённое приложение

2) Обособленное нераспространённое приложение

3) Необособленное приложение

4. Укажите тип приложения.

Хирургов сменил седой врач-ТЕРАПЕВТ, вызванный из соседнего отделения. (Молчанова Л.)

1) Обособленное распространённое приложение

2) Обособленное нераспространённое приложение

3) Необособленное приложение

5. Укажите тип приложения.

Младший сын Георгий, ИЛИ ГОШКА, как его называли все в доме, читал, пожалуй, больше не для себя, а для родителей. (Савин В.)

1) Обособленное распространённое приложение

2) Обособленное нераспространённое приложение

3) Необособленное приложение

6. Укажите тип приложения.

Киргиз-ПОГОНЩИК дремал на поклаже. (Конецкий В.)

1) Обособленное распространённое приложение

2) Обособленное нераспространённое приложение

3) Необособленное приложение



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «Односоставные предложения. Виды односоставных предложений»  для 8 класса

1. Среди предложений 1-8 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

(1)Магазин находился совсем близко от берега. (2)У прилавка стояло всего три покупателя. (3)Только я успел завернуть в газету полученную буханку, как с берега послышался короткий отходной гудок парохода. (4)Меня как будто кипятком ошпарили. (5)Чуть не сбив с ног входившего в магазин покупателя, я, не разбирая дороги, прямо по грязи бросился к берегу...(6)Пароход, уже набирая скорость, плыл посредине реки. (7)Я что-то кричал, поднимая руки, бежал вслед за пароходом по берегу, но скоро понял, что все это бесполезно. (8)Пароход скрылся за ближним поворотом, а я без сил опустился на какой-то трухлявый пенёк. (Вурдов Н.)

2. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.

(1)Дорога шла по низменным болотистым местам. (2)По бокам то сумрачно высились вековые ели, то километрами тянулись безлесые желтоватые топи. (3)Местами приходилось брести по колено в воде. (4)На болотистых участках всплыли, жерди-лежневки, приходилось перешагивать или ступать на них, под ногами жерди уходили вниз, как клавиши пианино. (5)Всё это очень затрудняло ходьбу. (Вурдов Н.)

3. Среди предложений 1-8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.

(1)Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2)Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3)Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5)Больничный распорядок неизменен. (6)О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7)Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8)Начинаешь перебирать в памяти события тех дней... (Сорокин З.)

4. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

(1)А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2)Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3)Она становится всё уже, уже. (4)Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6)Темнеет. (7)И вот уже тьма. (8)И в ней, как в сердце, стучит мотор катера. (Воронин С.)

5. Среди предложений 1-6 найдите безличное предложение. Напишите его номер.

(1)Я хорошо помню тот июльский день, когда мы провожали отца в рейс. (2)В порту было жарко и душно. (3)Горячее солнце накалило пыльную булыжную мостовую. (4)Лица у грузчиков были влажными от пота. (5)На реке – полный штиль. (6)В разогретом воздухе стоял крепкий запах тюленьего жира и соленой трески. (Коковин Е.)

6. Среди предложений 1-4 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

(1)Слышится блеянье ягнёнка. (2)Неужели уже выгнали стадо? (3)Слишком ещё темно. (4)Это длинноносый кулик, бекас, забравшись в сумасшедшую вышину, под облака, кидается оттуда камнем вниз на неподвижно распущенных крыльях, и рулевые перья его хвоста, дрожа, производят странный звук, почти неотличимый от блеянья. (Дубровский Е.)

7. Среди предложений 1-6 найдите безличные предложения. Напишите их номера.

(1)Ещё вчера на дворе кружила сумасшедшая мартовская метель. (2)Вечером ветер переменился. (3)Стало тихо и совсем тепло. (4)В снег ударили капли нежданного весеннего дождя. (5)А на рассвете подморозило. (6)Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами, дождями и заморозками. (Коковин Е.)

8. Среди предложений 1-7 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

(1)Чем ближе мы подлетаем, тем выше поднимается голец над тёмными пропастями, окружёнными отвесными скалами. (2)Неожиданно под самой папахой гольца появляется сигнальный дымок, явно предназначенный для нас. (3)Мы приближаемся. (4)Видим палатку на крошечной террасе, почти на самой макушке гольца. (5)А вот и люди. (6)Они неистово машут нам руками, наверное, кричат, хотя еще не уверены, что машина идет к ним. (Федосеев Г.)

9. Среди предложений 1-10 найдите односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

(1)Мать села за пианино, я — в кресло рядом. (2)Когда-то давно она закончила институт культуры, актёрский факультет, потом играла в местном театре, потом — вела театральный кружок в Доме творчества. (3)Но ей это не особо нравилось. (4)Она всю жизнь хотела быть знаменитой пианисткой. (5) Неудачный перелом руки сделал это невозможным, из училища по классу фортепиано ей пришлось уйти. (6) Меня отдали в музыкалку уже в пять лет. (7) Но, когда я в четвёртом классе сломал руку (не левую, как мать, а правую, но всё равно это считалось мистическим совпадением), ходить туда дальше я наотрез отказался. (8) Мать очень переживала. (9)Теперь ей только и оставалось — играть мне или просить меня поиграть ей, но, так как я, бросив музыкалку, и дома перестал заниматься, второе потеряло смысл. (10) Я мог сыграть только что-нибудь совсем лёгкое, а это было неинтересно. (Пономарева С., Пономарёв Н.)



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «Сложное бессоюзное предложение» для 9 класса

1. Укажите бессоюзное сложное предложение.

1) Всю ночь скиталась она [рысь] по лесу, разоряла звериные и птичьи гнёзда, ловила зайчишек, доставала с деревьев спящих птиц. (Соколов-Микитов И.)

2) Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. (Бунин И.)

3) За сизой пеленой, затянувшей небосклон, скрылись очертания аэродромных строений, сигнальные огни. (Сыроваткин И.)

4) Из-за Звенигоры поднималось солнце, играло на мокрых от росы, тяжёлых листьях деревьев, медленно разгоняло ночную свежесть. (Иванов А.)

2. Какое предложение не является бессоюзным сложным?

1) Ветерок играл тонкой жилистой рубашкой Макара, на жилистой руке его поблёскивали часы. (Иванов А.)

2) Перед рассветом ледоход стал пореже, в открывшиеся разводья просыпались первые горсти звёзд. (Иванов А.)

3) Грозный вид дворника охватил его [мальчика] сверхъестественным страхом, связал его ноги, парализовал всё его маленькое тонкое тело. (Куприн А.)

4) За стеклянной дверью взметнулся чёрный одинокий силуэт, оборвался грохот. (Булгаков М.)

3. Какое предложение не является бессоюзным сложным?

1) Эшелон несчётно бомбили, иные вагоны разнесло в щепки. (Иванов А.)

2) Братья устали от бессонной ночи, от быстрого бега по тропе у них зудели ноги. (Бианки В.)

3) Заиндевелые лошадки тащили сани, из саней падали на снег охапки зелёного сена. (Конецкий В.)

4) Прилетела зачем-то сорока под самое окно, трещала, суетилась, трясла хвостом, ничего путного не сделала. (Толстой А.Н.)

4. Какое предложение не является бессоюзным сложным?

1) Повсюду горели фонари, тихо шевелились пальмы, белоснежные здания источали назойливую музыку. (Булгаков М.)

2) Глубоко внизу подо мною все тонуло в теплых сумерках, мелькали огни. (Бунин И.)

3) На размякшую землю густо лил дождь, пенил лужи, потоками сползал к Дону. (Шолохов М.)

4) Голос старого председателя был сух, печален, слышалась в нём откровенная горечь. (Иванов А.)

5. Какое предложение не является бессоюзным сложным?

1) Стоял морозный день, нетронутый, немятый снег больно искрился. (Иванов А.)

2) По песку шуршит схлынувшая назад вода, трепещет рыба. (Шолохов М.)

3) Площадь заасфальтировали, на ней появились магазины, ларьки, павильоны. (Рыбаков А.)

4) По обеим сторонам стояла высокой стеной рожь, клонилась к земле тяжёлыми, перезревшими колосьями. (Иванов А.)

6. Какое предложение не является бессоюзным сложным?

1) Верхушки берёз, уже подпалённые утренниками, поредели, на тополях зацвели, затрепетали под ветром жёлтые лоскутья. (Иванов А.)

2) Взлетают на деревья пугливые рябчики; тревожно попискивая, провожают лесного разбойника маленькие синички. (Соколов-Микитов И.)

3) Саженях в двухстах от берега кувыркались в воде дельфины, показывая из неё на мгновение свои жирные, круглые спины. (Куприн А.)

4) Володька, наморщив лоб, пытался вникнуть в слова отца, сероватые глаза его стали не по-детски задумчивы. (Иванов А.)



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «Правописание непроверяемых гласных Е-И в корнях слов» для 10 класса

1. В каком ряду на месте всех пропусков пишется буква Е?

1) гард..роб, пал..садник

2) б..чёвка, б..седа

3) б..нзин, д..зентерия

4) инж..нер, с..туация

2. В каком ряду на месте всех пропусков пишется одна и та же буква?

1) тр..буна, б..рюзовый

2) об..лиск, т..раж

3) д..р..жёр, ц..р..мония

4) в..н..грет, г..рбарий

3. В каком ряду на месте всех пропусков пишется одна и та же буква?

1) с..гнал, экз..мпляр

2) в..лосипед, вел..колепный

3) г..н..рал, п..даль

4) т..рраса, к..лометр

4. В каком ряду в словах на месте пропусков пишутся и буква Е, и буква И?

1) р..льеф, од..колон, ц..мент

2) м..муары, м..тинг, в..зит

3) тр..умф, д..спетчер, д..визия

4) в..олончель, в..трина, в..ртуоз

5. В каком ряду на месте всех пропусков пишется буква И?

1) б..нокль, б..тон, б..дон.

2) д..бют, эп..лог, опт..мист

3) инт..ллект, ижд..венец, ц..линдр

4) бл..ндаж, г..потенуза, г..мнастика

6. В каком ряду на месте всех пропусков пишется буква Е?

1) мин..рал, г..брид, д..алект

2) г..ометрия, к..нгуру, ф..нал

3) с..мафор, трен..ровка, арт..ллерист

4) диз..ль, эл..мент, архип..лаг

7. В каком ряду на месте всех пропусков пишется буква И?

1) ш..нель, р..пертуар, энц..клопедия

2) в..стибюль, орд..н, г..пербола

3) инц..дент, компл..мент, д..ф..рамб

4) д..ректор, сп..ктакль, аг..татор



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «ЕГЭ-2022. Задание 24. Лексика и фразеология» для 11 класса

Слова записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1. Выпишите один фразеологизм.

Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (Гранин Д.)

2. Выпишите антонимы.

Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (Мизеров С.)

3. Выпишите контекстные антонимы.

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть. (Песков В.)

4. Выпишите фразеологизм.

А что говорить о великой классической музыке, которая без слов — напрямую — испокон веку воздействовала на чувства людей! (Мозговой Л.)

5. Выпишите фразеологизм.

Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. Просто грустно, без всяких метафор и ненужных сравнений. Одиннадцатый класс как песочные часы. Сверху — школа, снизу — ты. И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» Не хочется теперь! (Михайлова Н.)

6. Выпишите из текста синонимы.

Константин Николаевич дёрнул в раздражении головой и ушёл в свою комнату. Встал у окна, бездумно глядя на улицу. «Чёрт знает что, − кипело у него на сердце, − и она ещё иронизирует. Нет, надо вернуться и заставить её снять паутину, потыкать носом, а то «придираешься... И он пошёл к жене. Но то, что он увидал, заставило его замереть. Анастасия Петровна стояла в углу и напряжённо, как это бывает у плохо видящего человека, всматривалась в стены, видимо отыскивая паутину. В её лице и во всей фигуре было что-то жалкое, беспомощное. (Воронин С.)

7. Выпишите из текста фразеологизм.

Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг. (Бакланов Г.)