Уроки литературы

Мартынова Ольга Петровна

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по страницам романа "Евгений Онегин" 9 класс

Оборудование:

    Репродукции картин А.Г.Венецианова "Пряха", М.Шибанова "Крестьянская свадьба", Б.М.Кустодиева "Масленица".

Оформление класса:

    Важно в классе создать неповторимую атмосферу: обязательно в оформлении должны присутствовать элементы убранства русской избы-светелки. На доске портрет А.С. Пушкина и его слова: "Народность в писателе есть достоинство, которое может быть оценено одним соотечественником - для других оно или не существует, или даже может показаться пороком..."; "Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь. народу" (А.С. Пушкин. "О народности и литературе").

    Урок начинается с вступительного слова учителя.

    Почти с юношеского возраста Пушкин обратился к собиранию, изучению и широкому всестороннему использованию народного поэтического опыта. Уже "Руслан и Людмила" - его первая поэма обратила на себя внимание прежде всего связью с народными песнями и сказками, что вызвало горячее одобрение одних и негодование других. Эти другие уподобляли автора гостю "с бородою, в армяке, в лаптях", который "втерся" бы в Московское благородное собрание и "закричал бы зычным голосом": "Здорово, ребята!". "Неужели бы стали таким проказником любоваться?" - задавал критик риторический вопрос, считая, что подобное творчество "хоть кого выведет из терпения". Интересно, как Пушкин отнесся к этой статье - он перепечатал ее в предисловии ко второму изданию поэмы, видя в поэме точное определение своей творческой позиции. Размышляя о самостоятельном пути русской литературы, записал: "Есть у нас свой язык: смелее! - обычаи, история, песни, сказки и прочее". С годами интерес к народному творчеству у поэта рос и углублялся. Впервые в русской литературе Пушкин ввел живое фольклорное слово. В речи его героев зазвучали прямые и скрытые песенные цитаты, пословицы и поговорки, и все увидели в них подлинную народную мудрость. В своих произведениях он коснулся всех жанров русского фольклора. Сказочная и несказочная проза, календарные и семейные обряды, лирические песни, пословицы и поговорки - все это так или иначе нашло отражение в его художественной практике, в письмах, критических статьях. Он один из самых первых вышел за писывать фольклор на ярмарку, в народное многолюдство.

    Была у Пушкина, как у всякого русского человека, внешняя скромность. Но он знал себе истинную цену и через всю жизнь пронес верность девизу лицейской юности. А девиз тот был: "Для общей пользы".

    Ученик: Для общей пользы откроем еще раз любимые страницы "Евгения Онегина": не зря этот роман назван "энциклопедией русской жизни".

Они хранили в жизни мирной

Привычки мирной старины,

У них на масленице жирной

Водились русские блины,

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод.

    Входит сказительница села Дарья Парфеновна Петрова.

    - На пороге весны в деревнях отмечали веселый праздник - масленицу. Название праздника - масленица - не случайно. В последнюю неделю перед постом уже не разрешалось есть мясо, а молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали блины - главное праздничное блюдо, еще не были под запретом. Масленицу праздновали целую неделю, которая так и называлась - масленичной или сырной. Каждый ее день имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомки, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - проводы масленицы, прощеный день. Думаю, в этот день Александр Сергеевич был особенно весел, по русскому обычаю в этот день прощали друг друга, целовались, мирились, если обидели когда-то друг друга словом или делом. Встречаясь даже на улице, хотя бы никогда прежде не видались, целовались, приговаривая: "Прости меня, пожалуйста"; другой отвечал: "Бог тебя простит".

    Ученица: Наверняка Александр Сергеевич певал и песни подблюдные, хороводные, бывая в Михайловском, Захарове, Тригорском. Редкий праздник на Руси обходился без хороводов.

    ПЕСНЯ ДЕВУШЕК

Девицы, красавицы,

Душеньки, подруженьки,

Разыграйтесь, девицы,

Разгуляйтесь, милые!

Затяните песенку,

Песенку заветную,

Заманите молодца

К хороводу нашему.

Как заманим молодца,

Как завидим издали,

Разбежимтесь, милые,

Закидаем вишеньем,

Вишеньем, малиною,

Красною смородиной.

Не ходи подслушивать

Песенки заветные,

Не ходи подсматривать

Игры наши девичьи.

    Сказительница:

Березынька кудрявая,

Кудрявая моложавая,

Под тобою, березынька,

Все не мак цветет,

Под тобою, березынька,

Не огонь горит,

Не мак цветет -

Красные девушки

В хороводе стоят,

Про тебя, березынька,

Все песни поют.

    У ч е н и к: А потом начиналось застолье:

Простая, русская семья,

К гостям усердие большое,

Варенье, вечный разговор

Про дождь, про лен, про скотный двор.

Гостеприимной старины,

Обряд известный угощенья:

Несут на блюдечках варенья,

На столик ставят вощаной

Кувшин с брусничною водой.

    Сказительница: А про лен не случайно батюшко Александр Сергеевич разговор завел. Вспомните его первую строчку из сказки "О царе Салтане": "Три девицы под окном пряли поздно вечерком".

    Сама жизнь заставляла крестьянина овладевать множеством ремесел. Мужчины строили дома, мастерили мебель, делали деревянную посуду. Женщины пряли, ткали, шили, вязали. И сколько же труда надо вложить, чтобы было из чего сшить! Стебли льна держали в руках вместе с корнем, молотили цепами для удаления семян. Льняное волокно-то и содержалось в стебле. Добыть его не так-то просто: лен две-три недели вымачивали в воде, затем просушивали. Стебли мяли, трепали, удаляя костру, чесали гребнями. В результате получалась мягкая, пушистая кудель - сырье для прядения. Из нее девицы и пряли пряжу вечерком.

    Ученица: Не только про гостеприимство, но и про родство на Руси Александр Сергеевич добродушно и добросовестно написал в "Евгении Онегине":

Гм! Гм! читатель благородный,

Здорова ль ваша вся родня?

Позвольте: может быть, угодно

Теперь узнать вам от меня,

Что значит именно родные.

Родные люди вот какие:

Мы их обязаны ласкать,

Любить, душевно уважать

И, по обычаю народа,

О Рождестве их навещать

Или по почте поздравлять,

Чтоб в остальное время года

О нас не думали они...

Итак, дай Бог им долги дни!

    И сколько таких истин сказано в "Онегине" о русском характере. Читаешь - и диву даешься, в самом деле - это же о нас, это про нас.

    Ученица (обращается к сказительнице):

Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне...

Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?

    Сказительница:

И, полно, Таня!

В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь.

    Ученица:

Да как же ты венчалась, няня?

    Сказительница:

Так, видно, Бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели.

Учитель:Есть у Пушкина баллада "Жених", написанная в 1825 году, в этом же году появилась и первая глава "Онегина". Эта баллада по форме и содержанию насквозь проникнута русским духом:

На утро сваха к ним на двор

Нежданная приходит.

Наташу хвалит, разговор

С отцом ее заводит:

"У вас товар, у нас купец.

Собою парень молодец.

И статный и проворный,

Не вздорный, не зазорный.

Богат, умен, ни перед кем

Не кланяется в пояс,

А как боярин между тем

Живет, не беспокоясь;

А подарит невесте вдруг

И лисью шубу, и жемчуг,

И перстни золотые,

И платья парчевые.

Катаясь, видел он вчера

Ее за воротами;

Не по рукам ли, да с двора.

Да в церковь с образами?"

Она сидит за пирогом

Да речь ведет обиняком,

А бедная невеста

Себе не видит места.

"Согласен, - говорит отец, -

Ступай благополучно,

Моя Наташа, под венец:

Одной в светелке скучно.

Не век девицей вековать,

Не все касатке расцветать,

Пора гнездо устроить,

Чтоб детушек покоить".

    Удивительным национальным духом проникнуты сцены сватовства. И если национальное родное составляет одно из высочайших достоинств поэтических произведений Александра Сергеевича Пушкина, то народность взята из жизни, в которой мужики и бабы, бородатые купцы, помещики и мещане пересыпают свой незатейливый разговор русскими пословицами и поговорками, а еще словами, имеющими отношение к русскому народному жилищу.

    Сказительница: "Не выбирай невесту, выбери сваху" - так поучала народная мудрость. Свадьбе обязательно предшествовало сватовство. Вопрос о выборе жениха или невесты в те времена, как уже упоминалось, единолично решали родители. Советоваться с женихом или невестой было не принято. Они могли впервые встретиться только под венцом. Правда, в деревне, где все друг у друга на виду, такое вряд ли могло произойти.

    Главную роль при сватовстве играла сваха. Чаще всего эту обязанность исполняла немолодая, опытная женщина, родственница или знакомая семьи жениха. От свахи требовалось особое умение красиво и убедительно говорить, ведь часто ей приходилось расхваливать не слишком ходовой "товар". Не зря в народе говорили: "На свашечкиных речах, как на санях - хоть садись да катись".

    Обычно сваха приходила в дом невесты и издалека, иносказаниями и намеками заводила разговор. Ее диалог с родителями невесты мог выглядеть примерно так. Сваха: "У вас - товар, у нас - купец". Если родители хотели отказать, они отвечали: "Наш товар непродажный", если желали продолжить разговор, приглашали сваху к столу, "на хлеб-соль".

    Ученик:

И между тем душа в ней ныла,

И слез был полон томный взор.

Вдруг топот!.. кровь ее застыла.

Вот ближе! скачут... и на двор

Евгений! "Ах!" - и легче тени

Татьяна прыг в другие сени,

С крыльца на двор, и прямо в сад,

Летит, летит; взглянуть назад

Не смеет; мигом обежала

Куртины, мостики, лужок,

Аллею к озеру, лесок,

Кусты сирен переломала,

По цветникам летя к ручью.

И, задыхаясь, на скамью

Упала...

    Сказительница: Изба, печь, плеть... - прошли столетия, а слова эти по-прежнему живы и знакомы не только сельским жителям. Великий Пушкин тоже употреблял в своей речи эти простонародные слова. Сени - это своеобразный проход между улицей и жилой частью дома, защищающий его от холодного воздуха. Летом в сенях спали. Кроме того, сени соединяли жилую и хозяйственную части дома. Через них можно было выйти в сарай, на скотный двор, на чердак. По сей день в деревнях хозяйственная часть дома называется двором. Строили его и двухъярусным: в нижнем находилось несколько хлевов (для коровы, овец и свиней), конюшни, птичник, в верхнем - огромный сенник, забитый душистым сеном.

    Ученица: Откроем милые страницы. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет".

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно...

    Сказительница: Вот и дровни - сани с развалами для перевозки дров, тулуп - вид шубы, более бесформенный, кушак - разновидность пояса, заимствовали с Востока. Длинный, в несколько метров, он много раз опоясывал талию. Кушаком подпоясывали кафтан, шубы.

    Все это наше, русское!

    Ученик:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь,

Предчувствия теснили грудь.

Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости. Вдруг увидя

Младой двурогий лик луны

На небе с левой стороны,

Она дрожала и бледнела.

    Сказительница: Зимой крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ. В это время, казалось, жизнь на селе замирала. Все сидели в натопленных избах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходился шумный и веселый праздник - Рождество Христово со святками.

    Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений.

    Учитель: Сегодняшнее путешествие с Александром Сергеевичем Пушкиным по страницам романа "Евгений Онегин" подошло к концу. Как и во всяком путешествии, где-то мы останавливались подольше, к чему-то прислушивались и приглядывались повнимательнее, но это не беда, всегда можно вернуться в понравившийся уголок, побыть в нем по дольше и рассмотреть поближе. Это было путешествие в мир русской культуры, в мир далекого прошлого своего народа. А "уголков" этих в бессмертном "Онегине" еще очень много, и я надеюсь, что время от времени вы будете совершать путешествия по роману, дабы не забыть прошлое и знать настоящее своего народа.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе "Жизнь и творчество А. А. Фета."

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с некоторыми фактами жизни А. А. Фета и феноменом «двойничества» поэта., дать представление об основных особенностях лирики Фета., ввести термин импрессионизм., напомнить о литературных направлениях – чистое и утилитарное искусство.

Развивающие: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Оборудование: портрет А. А. Фета, репродукции картин Клода Моне («Кувшинки», «Улица, украшенная флагами», «Поле маков»), записи на доске, распечатки стихотворений Фета для анализа (раздаточный материал).

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы начинаем изучать творчество А. А. Фета. Это уже знакомый вам поэт из средней школы, вы все помните его знаменитое стихотворение «Весна», но в старших классах мы анализируем творчество Фета на другом уровне. Итак, на первом уроке по традиции мы поговорим о судьбе поэта, о его жизненном пути и обратим внимание на характерные особенности его лирики. Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему нашего урока.

Жизнь и творчество Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншина).

(1820 – 1892.)

Запишите годы жизни поэта. Ребята, сейчас я буду рассказывать вам о судьбе Фета, это будет моя небольшая лекция, вы, пожалуйста, внимательно слушайте и записывайте основные события, даты, этапы жизненного пути.

И личность, и судьба, и творческая биография Фета необычны и полны загадок. Жизнь поэта полна драматизма и противоречий, и то, что все эти противоречия и парадоксы переплелись в одном человеке, вызывало к Фету неоднозначное отношение. А началось все буквально с момента его рождения. Мать Фета Шарлотта Фет была женой немецкого чиновника Фета, но сбежала с орловским помещиком Шеншиным в Россию. Тогда это был неслыханно дерзкий поступок, который долго обсуждали в гостиных. Уже в России в 1920 году в Орловской губернии Шарлотта Фет родила сына Афанасия. Мальчик получил фамилию Шеншин, именно поэтому мы указали в теме вторую фамилию Фета, эти две фамилии он носил всю жизнь. Но когда мальчику было 14 лет, Орловская духовная консистория установила, что на момент рождения Фета брак Шарлотты Фет и Шеншина не был зарегистрирован, поэтому их сына посчитали незаконнорожденным. Мальчика лишили фамилии Шеншин, всех привилегий, связанных со званием дворянина, и права на получение наследства. Для Фета это был удар, последствия которого он испытывал на протяжении всей жизни. С этого момента у Фета возникла идея-фикс, вернуть себе титул дворянина во что бы то ни стало. Образование Фет получил в немецком пансионе и в Московском университете на факультете философии. В студенческие годы у Фета возникла дружба с Аполлоном Григорьевым, который познакомил Фета с Владимиром Соловьевым, Яковом Полонским и другими литераторами. Именно в это время у Фета возник интерес к поэзии и в 1940 году выходит первый поэтический сборник «Лирический пантеон». В 1945 году Фет оканчивает университет, но вместо того, чтобы полностью отдаться творческой деятельности, он идет на военную службу. Служить он идет не по призванию, а потому что в то время определенный военный чин мог возвратить Фету дворянское достоинство. Но и здесь судьба будто играет им, стоит Фету дослужиться до определенного звания, как тут же выходит указ, дающий право зваться дворянином тем, кто находится выше в иерархии военных званий, чем сам Фет; стоит Фету дослужиться до этого высшего звания, как тут же выходит аналогичный указ. Так и не вернув себе дворянское достоинство, в 1958 году Фет оставляет военную службу. Следует сказать, что за время службы Фет не оставляет свою литературную деятельность, он печатается в «Современнике», «Отечественных записках», «Москвитянине». (Учитель обращает внимание на портрет Фета)

В период службы Фет пережил тяжелую личную драму. Он познакомился с Марией Лазич и страстно полюбил ее, это чувство было взаимным. Мария сначала влюбилась в стихи Фета, а затем и в самого поэта. Как ни странно, Фет не предложил ей руку и сердце. Он объяснял это тем, что Мария была бедна, да и он не может ей ничего предложить в материальном плане. Следует сказать, что Фет особо относился к материальному достатку. Целью своей жизни он считал возвращение дворянского титула и богатство, которое даст ему независимость. Видимо, эта расчетливость, стремление к независимости взяло верх над его чувствами, Фет не решился на брак и порвал отношения Марией, которую все же любил. А спустя некоторое время произошла трагедия – Мария Лазич сгорела. Официальная версия была такова, что это был пожар от неосторожно брошенной спички (на Марии было легкое капроновое платье, которое моментально вспыхнуло), но те, кто знал, как она переживала разрыв с Фетом, считали, что это было самоубийство. (чтение учителем наизусть)

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,

В полночной темноте, безвременно горя,

Вдали перед тобой прозрачно и красиво

Вставала вдруг заря.

И в эту красоту невольно взор тянуло,

В тот величавый блеск за темный весь предел-

Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:

Там человек сгорел!

Это фрагмент из стихотворения «Когда читала ты мучительные строки» 1887г. У вас на доске записано имя Марии Лазич и некоторые стихи, посвященные ей, перепишите их, пожалуйста.

Фет очень тяжело переживал смерть Марии Лазич, он чувствовал себя виновным в ее смерти. Образ Марии в ореоле трогательного чистого чувства и мученической смерти приковал поэтический талант Фета до последних дней, был источником вдохновения, но и раскаяния, грусти. Поэтому фетовская тема любви часто имеет трагический оттенок. Это можно проследить в стихах, записанных на доске:

«Напрасно, дивная, смешавшися с толпою» 1850.

«Что за ночь! Прозрачный воздух скован…» 1854.

«Напрасно!» 1852.

«Долго снились мне вопли рыданий твоих» 1886.

«Когда читала ты мучительные строки» 1887.

«Старые письма»1859.

«Ты отстрадала, я еще страдаю» 1878.

Позже Фет женился на некрасивой, но богатой женщине - Марии Боткиной, купил имение, развернул свой талант хозяина-практика, делового, расчетливого человека. Сбылась в какой-то мере его мечта: Фет стал богатым и независимым человеком. Нужно отметить, что по своим взглядам Фет был крайне консервативным человеком. Накануне отмены крепостного права Фет писал публицистические заметки, в которых защищал права помещиков. Многие современники Фета отмечали, что как человек он был не симпатичен. Послушайте, что говорил о нем в то время Салтыков-Щедрин: «Фет спрятался в деревне. Там, на досуге, он отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает: сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает, потом опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает». Таким образом, между Шеншиным- человеком и Фетом – поэтом существовала пропасть. Эта двойственность поражала всех. Но, наверное, эту психологическую загадку в какой-то мере можно разгадать, если обратиться к взглядам Фета на назначение поэзии.

Фет относился к тому направлению, которое мы называем «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». Это значит, что в своем творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию. Фет считал, что в поэзии не должно никакой утилитарности, поэзия не может быть средством выражения идей, она самодостаточна и самоценна! (чтение учителем наизусть)

Не в сумрачный чертог наяды говорливой

Пришла она пленять мой слух самолюбивый

Рассказом о щитах, героях и конях,

О шлемах кованых и сломанных мечах.

Мне муза молодость иную указала:

………………………………………

Отрывистая речь была полна печали,

И женской прихоти, и серебристых грез,

Невысказанных мук и непонятных слез.

Какой-то негою томительной волнуем

Я слушал, как слова встречались поцелуем.

И долго без нее душа была больна

И несказанного стремления полна.

Ребята, это был фрагмент из стихотворения Фета «Муза» 1854. На доске записаны некоторые стихи Фета, в которых раскрывается тема поэта и поэзии, перепишите их себе.

«Одним толчком согнать ладью живую» 1857

«Музе» 1857

«Музе» (пришла и села…) 1882.

«Муза» (ты хочешь проклинать…) 1887.

Ребята, на первом уроке мы говорим о поэзии Фета лишь в общих чертах, называем основные темы и самые показательные, яркие стихи – это обязательный минимум, которым вы должны владеть, поэтому обязательно читайте дома стихи, которые я вам указываю. Прочитав эти стихи, вы поймете, что главное в поэзии, по Фету, воссоздание мира красоты. Собственно, из-за этого и произошли разрывы Фета с журналами, в которых он печатался. Стихи Фета оценивали с точки зрения социальной значимости, а их нужно было оценивать по законам искусства. Обязательно запишите, что Фет был сторонником «чистого искусства».

Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы. Поэтому и циклы стихов Фета носят природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето». Особенность природной лирики Фета состоит в том, что в ней нет целостного завершенного образа природы. Фет любит улавливать переходные состояния природы, какие-то оттенки ее проявления. Если у Тютчева природную лирику условно можно разделить на «дневную» и «ночную», то, используя эту терминологию, можно сказать, что природная лирика Фета преимущественно «дневная». У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона и краски.

Давайте посмотрим стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» 1843 года.

(Учитель читает стихотворение наизусть).

Какое ощущение вызывает у вас это стихотворение?

Трудно выразить, как и Фету, создавшееся ощущение цельным монологом, хочется называть, перечислять те эмоции, которые наполняют нас при чтении стихотворения. Это энергия, радость, свет, счастье, любовь, звон.

Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя?

Все внутренне связано и создается цельная картина. Читатель не разграничивает внешний природный и внутренний мир лирического героя. Эта связь в едином порыве, на одном дыхании.

Ребята, вы обратили внимание, что стихотворение очень динамично.

С помощью каких средств создается динамика?

Употребление глаголов, повторов. Стихотворение построено на повторах: во-первых, каждая строфа начинается одинаково (единоначатие), во-вторых, повторы используются внутри строф

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой

Даже при чтении повторы создают ощущение того, что строки и слова «прыгают» перед глазами. Это и создает динамику стихотворения.

Действительно, восторг Фета перед красотой часто выражается одним возгласом. Кажется, что поэт не в силах что-нибудь сказать, кроме простого называния и перечисления….(чтение учителем стихотворения «Это утро, радость эта»).

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично.

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета.

Ребята, в 11 классе вы будете изучать серебряный век, и вам подробно расскажут о направлениях в поэзии, среди которых будет и импрессионизм. Сейчас мы в общих чертах попробуем охарактеризовать это явление.

Ребята, я хочу вам показать репродукции картин Клода Моне. Клод Моне - французский живописец, который является основателем импрессионизма. Посмотрите на репродукции, на этих трех картинах можно проследить технику письма импрессионистов («Кувшинки», «Улица, украшенная флагами», «Поле маков»). Если вы подойдете к картине слишком близко, то вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вам будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не складывающиеся в целостную картину, но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т. д. На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину. Посмотрите еще раз на стихотворение «Это утро, радость эта», поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину. Понятно вам это? Давайте запишем небольшой вывод.

Запись. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

Если о Тютчеве говорят, что он последний романтик, то о Фете говорят, что он был на пути от романтиков к символистам. Поэтому и реабилитировали Фета именно символисты, так как искусство Фета было понятно и близко им, в то время как современники Фета не понимали его стихов, осмеивали их, сочиняли пародии. Оказалось, что в творчестве Фет ушел от своих современников на поколение вперед.

Еще одно яркое стихотворение Фета, наделавшее много шуму, вызвавшее литературный скандал и послужившее мишенью для многих насмешек – «Шепот, робкое дыханье» (чтение учителем наизусть).

Можно ли увидеть импрессионистичность стиля Фета в этом стихотворении?

Да, можно, поскольку опять хаотичный набор зрительных и слуховых впечатлений создает целостную картину. В стихотворении нет ни одного глагола, то есть процесс передан с помощью фиксации, называния определенных явлений, эмоций.

Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека?

Они вновь тесно слиты, спаянны.

Ребята, именно на этой спаянности и слитности основаны метафоры Фета. Если он пишет, что «сердце цветет», то неясно цветет сердце человека или растения. Уподобления по сходству у Фета очень тесно взаимосвязаны.

Посмотрите на концовку стихотворения, как вы ее понимаете?

Заря – не только природное явление, но в контексте всего стихотворения это метафора, то есть заря как высшее выражение чувства, восторг, эмоциональный пик.

Ребята, давайте запишем, что метафоры Фета основаны на тесной взаимосвязи, спаянности уподобляемых явлений и предметов.

Ребята, еще одна характерная особенность лирики Фета – это ее ассоциативность. Предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Получается, что главное смысловое поле стихотворение находится за пределом слов. Давайте запишем это.

Поскольку слова вызывают у нас свои субъективные ассоциации, то получается, что стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Что прозвучало, что прозвенело, что прокатилось, что засветилось? Мы этого не знаем, да нам и неважно, главное, что создалось ощущение движения, звона.

Поэтому, стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой. И это свойство его поэзии отмечали многие, так композитор Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Запишите эти слова Чайковского. Действительно, на стихи Фета спето очень много романсов, вы, наверное, слышали романсы «На заре ты ее не буди», «Сияла ночь, луной был полон сад» - это самые известные романсы. Мы с вами говорили, что стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» и «Это утро, радость эта» построены на повторах, как вам кажется, какую функцию выполняют эти повторы?

Повторы ритмически организуют эти стихотворения. На примере этих стихотворений можно сделать вывод об очевидности ритмического рисунка в поэзии Фета.

Давайте посмотрим на звуковую организацию стихотворения «Шепот, робкое дыханье», что вы можете сказать?

Фетом активно используется звукопись. Это и использование гласных о, а, е, и активное использование согласных сонорных звуков л, р, н. Эти звуки придают тексту плавность, напевность, мелодичность.

Давайте запишем вывод: В поэзии Фета важна ритмическая организация текстов и их музыкальность.

Итак, у вас в тетрадях должны быть отмечены такие особенности лирики Фета:

Использование приемов импрессионизма

Метафоричность

Ассоциативность

Музыкальность, мелодичность.

Таким интересным был этот поэт, разделивший свою жизнь на две половины. Фет – автор прекрасных стихов, поклонник красоты во всех ее проявлениях и Шеншин – служака офицер, расчетливый помещик, ненавидящий прогресс, всю свою жизнь добивавшийся титула дворянина и отцовской фамилии. Кстати сказать, титул дворянина Фету все-таки пожаловали уже на закате его жизни.

Смерть Фета тоже была странной. Поэт сильно болел, страдал астмой…,в какой-то момент Фет решил покончить жизнь самоубийством, но в последний момент его спасает секретарь, и в этот же самый момент у Фета происходит разрыв сердца. Фет умер в то время, которое сам для себя выбрал и, слава богу, не взял на душу один из самых страшных грехов – самоубийство. Нам этот поэт памятен своими изумительными стихами, к которым мы еще будем обращаться на протяжении двух уроков.

Домашнее задание: устный монолог об особенностях лирики А. А. Фета, анализ одного стихотворения на выбор.

Всем спасибо, до свидания.



Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе: "Загадка композиции "Повестей Белкина" А.С. Пушкина".

Цель урока - выявить композиционные особенности "Повестей Белкина" А.С. Пушкина.

Задачи урока:

Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Оборудование урока - слайд-презентация, тексты произведения, литературоведческие статьи.

Методические приемы - анализ текста, постановка проблемных вопросов, поиск ответов в проблемных группах.

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:

"Повести Белкина" - это "драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества" А.С. Пушкин.

"Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем". Ф.М. Достоевский.

"Повести Белкина - одна из вершин русской философской прозы.

"Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в 7 раз в своей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие". Л. Н.Толстой.

Слово учителя:

- Ребята, сегодня у нас проблемный урок по "Повестям Белкина" А.С. Пушкина. Работать будем в проблемных группах, поэтому у вас будет преимущество коллективного содружества и коллективного мышления. Работая, вы можете опираться на предыдущие знания, использовать записи в тетрадях, обращаться к тексту, находить ответы в литературоведческих источниках. Важно наше приближение к истине.

На фоне музыки Свиридова "Метель" и слайд - презентации звучит слово учителя:

На протяжении нескольких уроков, изучая "Повести Белкина" А.С. Пушкина, мы убедились, что не так просты эти повести, в них что-то есть такое, что открывается лишь вдумчивому читателю. А.Ахматова видела в них грозные вопросы морали, и это уже говорит о философской прозе, о постановке главных проблем человеческого бытия. Мы убедились в том, что Пушкин создал совершенно необычную прозу: короткий рассказ с занимательным сюжетом, своего рода картинки жизни, за которыми умному, поверившему без оглядки в прочитанное, предстояло разобраться, открыть важнейшие вопросы человеческой жизни, познать ее философию.

Сегодня хотелось бы, чтобы мы все вместе сделали открытие, провели вместе с литературоведами небольшое исследование : в чем состоит загадка композиции цикла "Повестей Белкина" А.С. Пушкина.

Обратимся к подсказке С.Г. Бочарова (написано на экране) -

"Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству".

Вопрос учителя к обучающимся

- Какие вы могли бы поставить вопросы по композиции данного цикла? Идет обсуждение в группах, затем следуют примерно следующие вопросы:

-Почему все эти повести объединены в цикл?

-Есть ли что-то общее в элементах композиции повестей данного цикла?

-Почему повести расположены именно в такой последовательности?

Почему их 5, а не 6 или 7 , например:

-Как образ Белкина объединяет все эти повести?

-Есть ли что-то общее в элементах композиции?

Слово учителя

Оказывается, Пушкин написал свои повести не в той последовательности, в какой потом расположил их. Вам предлагается провести исследование : выяснить, зачем Пушкину понадобилось расположить повести, формируя сборник, не в том порядке, в каком они были написаны? Работая, проследите за особенностями экспозиции, завязки, расстановки действующих лиц, особенностями сюжетов, конфликтов, кульминаций, развязок повестей. Проверьте это в тексте, обратитесь за помощью к литературоведческим источникам тоже.

Учащиеся работают в группах 7-10 минут, затем следуют примерные ответы каждой группы.

Ответ учащихся

1 группа: мы обнаружили, что между некоторыми повестями существует связь. Например, рассмотрим повести " Метель" и "Барышня - крестьянка". Их роднит композиция, расстановка образов сюжет, а именно. и в том, и в другом произведениях появляется молодой человек, военный, смущающий покой юной красавицы, в обеих повестях существует загадка, способствующая закручиванию интриги и приводящая в конце произведения к объяснению героев и счастливому финалу. Также во вступлении к повестям сам автор указывает, что эти две повести были рассказаны г. Белкину одним человеком, некой девицей.

2 группа: мы обнаружили общее в двух других повестях, а именно, в повести "Выстрел" и "Станционный смотритель". Здесь общие временные паузы, отделяющие важные части рассказа. Случайность, с которой всплывает конец рассказа, множественность рассказчиков.

В "Выстреле" автор конкретно указывает время, прошедшее с начала истории и до ее конца- более 10 лет. В "Станционном смотрителе" автор не указывает определенных дат. Но мы прекрасно понимаем, что описывается не менее чем десятилетняя жизненная история Дунечки, с которой мы встречаемся впервые, когда ей 14, а расстаемся, когда ее отец уже умер. А она стала взрослой, имеющей детей женщиной. Общей является и необычность развязок : в "Станционном смотрителе" рассказчик случайно от деревенского мальчишки узнает окончание грустной истории. В "Выстреле" рассказчик опять- таки случайно обнаруживает , что он и есть обидчик Сильвио и узнает о драматическом завершении конфликта. И остается только в центре цикла единственная, ни с чем не связанная повесть "Гробовщик", которую, выходит , он замкнул двумя пересекающимися повестями, он как бы отсек две последующие повести и сделал их первыми. Выходит, в основе композиции лежит принцип симметрии, значит, Пушкину было важно представить читателям не разрозненную группу произведений, а единое художественное целое. Также следует отметить остроту сюжета данных повестей, постепенное нарастание драматического напряжения. Тайны. Разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправданные, мотивированные развязки.

Вопрос учителя: почему это цикл? Вы ведь такой вопрос поставили перед собой , проведите исследование по данной проблеме.

Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут.

Ответы учащихся : повести объединены в цикл еще и потому, что есть общий рассказчик -г. Белкин. Вообще, в "Выстреле" рассказчиков 3 -это сам Белкин, Сильвио и граф.

В "Станционном смотрителе" - Белкин, смотритель и мальчишка. Но все повести объединяет один рассказчик.

С самого начала автор заявил, что читатель будет знакомиться с реальными событиями, имеющими место в повседневной жизни. Он добивался нетрадиционного отношения читателей к своей прозе, псевдоним помог устранить ему влияние своего имени на психологию читателя. Но в любой повести Пушкин старался обнаружить голос рассказчика, показать его причастность к событиям, доказать истинность происходящего. Намеренно сниженный , предельно простодушный образ Белкина, а также подробности его деревенской жизни призваны убедить читателя в полной достоверности происходящего. В литературоведении сохраняется интерес и споры к образу рассказчика и по сей день. Легкая мистификация очень удалась Пушкину, считают литературоведы. До А.Григорьева видели в этом образе лишь известный литературный прием маскировки подлинного авторства, заимствованный из европейской литературы. Григорьев высказал мысль, что Белкин является прозаическим отрицанием тревожившего поэта блестящего, страстного типа (Алеко, Сильвио, Онегин), говорил о белкинском процессе пушкинской натуры как об отрицательном явлении, об обмещанивании, то есть он первым попытался объяснить появление Белкина в творчестве Пушкина. Впоследствии появился ряд вопросов, составляющих проблему Белкина в пушкиноведении. Как-то: создавались ли повести как "Повести Белкина" или были ему только ему приписаны задним числом? Связан ли сам Белкин со всеми повестями необходимой внутренней связью или эта связь внешняя и случайная?

Современные литературоведы продолжают обращаться к образу Белкина, ищут новые подтверждения своим загадкам.

Очень интересна, на наш взгляд, концепция С.Бочарова :

"Рассказчик - это не Пушкин и не Белкин, это словно сама олицетворенная проза, ее собственное лицо". Также Бочаров считает, что в повестях Пушкин смиряет себя. Подчиняет свое авторское к новому голосу, олицетворяющему реальный мир.

Похожую точку зрения высказал друг Пушкина Вяземский : "Рассказ везде живой, но обдуманный и спокойный, может быть, слишком спокойный. Сдается, что Пушкин сторожил себя наложенною на себя трезвостью. Он будто силился отключить от себя и малейшее подозрение в употреблении поэтического напитка.

Вопрос учителя: какое влияние оказала западноевропейская литература на композицию, сюжет цикла повестей? Проведите исследование по данному вопросу.

Ответы учащихся после обсуждения в группах. Учащиеся обращаются к тексту, литературоведческим статьям.

Сделаны следующие открытия учащимися:

Пережив южную и Михайловскую ссылки, Пушкин стал уходить от романтизма и нередко подшучивать над этим течением и его сторонниками в своих произведениях. Достаточно вспомнить его шуточные замечания в романе "Евгений Онегин". В повестях Пушкин также отдает дань вышучиванию романтических штампов.

В основе каждой повести, если внимательно присмотреться, какой- то романтический, часто западноевропейский сюжет, который поэт обыгрывает на свой лад - снимает романтический лоск, придумывает вполне реальную жизненную концовку.

В " Выстреле" обыгрывается мотив кровной мести, но конфликт разрешается благополучно , счастливыми в конце повести оказываются герои, которые предпочли реальную обыденную жизнь пустому вынашиванию злобных планов.

В "Метели" влюбленные, не понятые своими родными, решают бежать. Но им мешает обычная непогода, потом смерть героя, казалось бы, должна была заставить героиню остаться одинокой. Но героиня находит свое счастье с другим, а тайное венчание, которое должно было повлечь за собой невыносимые страдания, приводит только к удачной развязке.

В "Гробовщике" очень типичный романтический герой В. Скотта и Шекспира. Пушкин рисует необычную ситуацию : к гробовщику приходят те , ради кого он трудится. Но в конце повести мы узнаем, что не было ничего ужасающе вызывающего в видениях героя, просто он выпил лишнего в гостях у стекольщика.

В "Станционном смотрителе" также очень типичная ситуация для западноевропейских сюжетов. Красивую девушку сманивает проезжий гусар. Исходя из логики развития романтического произведения, она должна была бы погибнуть. Но все происходит наоборот. Здесь трансформируется легенда о блудном сыне, представленная в немецких картинках на стене дома станционного смотрителя, не оживает в реальности.

В "Барышне- крестьянке" враждуют 2 семейства. И следуя романтической традиции, двое влюбленных не могли быть вместе, но в финале у Пушкина они вместе - и их ждет долгая семейная и счастливая жизнь.

Ученик - что- то еще их объединяет, какая-то общая философская мысль…

Учитель - да, действительно, и это, пожалуй, основное, что объединяет эти повести в единое целое. Попробуйте проследить философскую мысль Пушкина.

Учащиеся работают в группах 5-7 минут, затем следует ответ:

Мы обнаружили, что повести расположены по принципу градации - от повести к повести Пушкин ведет нас к своему идеалу, к которому он так стремился и в жизни, и в литературе. Давайте это проследим и выслушаем наши аргументы.

В "Выстреле" дано пустое, мелкое существование, здесь вся жизнь человека была подчинена жажде мести. Мы вместе с Пушкиным в недоумении : зачем была дана человеку жизнь?

В "Метели" герои следуют духу судьбы, доверяются Божьему промыслу. Это уже движение вверх, здесь нет места пустому существованию человека, но и активной позиции человека тоже нет.

В "Гробовщике", кажется, живая жизнь навсегда вытеснена смертью, но после кошмарного сна для гробовщика наступает пробуждение от власти денег, власти смерти. Способность избавиться от собственных пороков- это уже более высокая ступень в развитии человека.

В "Станционном смотрителе" Пушкин выносит суровый приговор уродливым социальным отношениям, которые разрушают живую жизнь, но которая все равно пробивается в любви главного героя к дочери, к чужим детям, ее обретает в конце концов и героиня.

В этой повести Пушкин от личных проблем переходит к социальным - и выносит им свой суровый приговор. Это уже движение от личного к социальному.

В "Барышне- крестьянке" наконец побеждены все предрассудки - и личные, и социальные - это уже прорыв в мир идеала, торжество живой жизни, к которой так стремился Пушкин.

Заключительное слово учителя

Обнимая весь мир человеческих отношений, не чуждаясь показывать темные стороны человеческой жизни, Пушкин, художник идеала, звал людей к идеалу: посмотрите, сколько у нас благородных, прекрасных героев! Гоголь сказал о нем :" Это русский человек в его развитии, в каком он , может быть, явится через 200 лет"

Этот срок близится к концу, а Пушкин и его герои по - прежнему являются недостижимыми образцами русского человека. Наш национальный гений и здесь оставил нам великую тайну, которую предстоит разгадывать.

"Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем", - Ф.М. Достоевский.

Пушкину были открыты тайны человеческой жизни, тайны космоса.

Домашнее задание: подготовиться к выполнению теста по творчеству А.С.Пушкина.



Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 7 классе

Тема: Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов общества.

Цели  урока: воспитывать творческого читателя, формировать общечеловеческие и личностные ценности  учащихся.

Образовательный аспект:  повторение, обобщение, обогащение сведений о Чехове как человеке и писателе. 

Развивающий аспект: развитие навыков анализа художественного текста, совершенствование исследовательских навыков и коммуникативных умений, развитие творческих способностей  и речи учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание у учащихся нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему), формирование  непримиримого отношения  к человеческим порокам (хамелеонству, коррупции).

Задачи урока:

  • проанализировать рассказ «Хамелеон»,
  • найти скрытый в подтексте смысл рассказа,
  • определить тему и идею рассказа.

Тип урока: урок обобщения и систематизации  знаний.

Словарная работа: хамелеон, хамелеонство,  сатира, коррупция, коррупционер.
Оборудование:  иллюстрации к рассказу «Хамелеон», решето, компьютеры, презентация к уроку.

Эпиграф урока:

В человеке всё должно быть прекрасно:

 и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П. Чехов

Слайд 1

Ход урока

1.Подведение к теме, цели урока.

В русскую литературу Чехов вошел прежде всего как автор коротких юмористических рассказов.

Сегодня мы продолжим знакомство  с Чеховым-юмористом, обратимся к рассказу «Хамелеон», (слайд2) с которым вы уже знакомы, а сейчас поделитесь впечатлениями:

-Понравился рассказ или нет? (смешной, забавный…)  с каким бы цветом вы сравнили свои эмоции.

-Какие вопросы возникли при чтении? (Над чем смеётся Чехов? Почему так назвал свой рассказ?  Какова тема и идея рассказа? Чему учит нас писатель?) (слайд 3)

Вот главные проблемные вопросы, на которые мы с вами должны ответить в ходе урока. Давайте обратимся к тексту. Откройте учебники на стр. 301.

4. Анализ рассказа

             1)Фронтальный опрос:

А) Где происходит действие? (на базарной площади – СЛАЙД 4)

Б) Кто герои рассказа? (полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, белый борзой щенок, толпа – СЛАЙД5 )

В) В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других рассказов Чехова, лежит анекдот, короткая занимательная история. Расскажите, какая именно?

(Сюжет рассказа такой: мастера золотых дел Хрюкина укусила за палец собака. Полицейский надзиратель Очумелов выясняет, кто хозяин собаки – от этого зависит его решение. В конце рассказа все узнают, что это собака «генералова брата» -

(СЛАЙД №6).

На первый взгляд, всё понятно и просто: вроде бы обыденный сюжет, ничем не примечательный. НО! Не так всё просто у Чехова!

Давайте попробуем найти скрытые в подтексте намёки автора и разобраться, в чём смысл рассказа. Сейчас мы с вами поработаем в группах.

2) Работа в группах (проверка опережающего задания)

Каждая группа проведёт своё небольшое исследование по рассказу «Хамелеон».

 (СЛАЙД №7).Для этого вы получаете исследовательские листы.

7минут

1 группа работала над характеристикой главных героев. (СЛАЙД № 8)

 

Группа № 1.

Характеристика главных героев

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Охарактеризуйте Очумелова: портрет, должность, поведение, речь, роль в развитии сюжета, сколько раз меняет своё решение и от чего оно зависит, ваше отношение к герою.

2.Охарактеризуйте Хрюкина: портрет, должность, поведение, речь, роль в развитии сюжета, ваше отношение к герою.

1. «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» - так описывает автор главного героя.

 В начале рассказа Очумелов возмущен, разгневан нарушением постановления, кричит: «Собаку нужно истребить! Я этого так не оставлю!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх.

При этом он остается  заискивающим перед вышестоящими чинами. В конце рассказа Очумелов, узнав, что собака принадлежит  брату генерала, становится добрым и ласковым, всё его лицо заливается улыбкой умиления: «Ишь ты, Господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми её... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...»  

Он готов заискивать не только перед господами, но и перед их поваром и даже собакой. Очумелов потерял всё, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Поэтому он 6 раз меняет своё решение в зависимости от чина предполагаемого хозяина собаки.

Вывод: Очумелов для Чехова — отвратительное и безобразное воплощение порядка, построенного на неравенстве. Как было дело, кто в действительности виноват — это не имеет  никакого значения. Кто сильнее, тот и прав.

2.Ещё один главный герой рассказа – «человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец». Это  Хрюкин – золотых дел мастер, укушенный щенком, как выясняется, за дело. Герой решил развлечься: «цигаркой в харю для смеха» ткнуть собаку, за что она его и укусила. Этот факт характеризует Хрюкина как вздорного человека и откровенную «свинью».

Хрюкин корыстолюбив: мечтает «сорвать штраф» с хозяина собаки: «Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну!» Сначала он пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу ( «У меня у самого брат в жандармах…»).  Хрюкин  то уверенно отстаивает свои права, то заискивает перед  Очумеловым, но в конце рассказа,  убедившись в том, что сила не на его стороне, рабски присмирев, умолкает.

Учитель: А какие приёмы использует автор при описании своих героев?  

На этот вопрос ответит 2 группа.

Группа № 2.  

Юмористические приёмы  в рассказе «Хамелеон» (СЛАЙД № 9)

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Найдите в рассказе «Хамелеон» юмористические приёмы.

2.Приведите примеры из текста.

«Хамелеон» относится к жанру юмористического рассказа. Делая свои произведения смешными, Чехов использует различные юмористические приёмы:

1. Приём «говорящих фамилий», когда имя характеризует героя, отмечая  важную черту в его облике или характере. Полицейский надзиратель носит фамилию Очумелов ( от слова очуметь - потерять способность соображать, ясно воспринимать окружающее; одуреть), а рабочий купца Пичугина, которого укусила собака, носит фамилию Хрюкин, которая полностью соответствует его полупьяному лицу и свинскому поведению.

2.Речь персонажей тоже один из юмористических приемов. В рассказе много просторечных и жаргонных выражений. Например, надзиратель Очумелов так разговаривает с Хрюкиным: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака— нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..» Грубые слова Очумелова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность.

3.Художественная деталь - шинель полицейского надзирателя, который то снимает ее, то одевает в зависимости от собственного состояния. Шинель для Очумелова – символ власти: с ней  он чувствует себя всемогущим.

Учитель: Свой рассказ Чехов назвал «Хамелеон». А есть ли это слово в тексте? (нет) Тогда почему возник такой заголовок? Может быть,  автор что-то перепутал?

 В этом нам поможет разобраться 3 группа, которая исследовала вопрос о смысле заглавия рассказа.

Группа № 3.

 Смысл заглавия рассказа(СЛАЙД № 10)

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Найдите 2 значения слова хамелеон в толковом словаре.

2.Какое из этих значений раскрывается в рассказе Чехова?

3.Кого из героев можно назвать хамелеоном?

Чтобы объяснить смысл заглавия рассказа А.П.Чехова, мы обратились к толковому словарю. Оказывается, что слово Хамелеон  имеет 2 значения: 1)  разновидность ящериц, способных  менять свой цвет в зависимости от окружающей среды  2) переносное значение: Человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии в зависимости от обстановки.

Мы считаем, что в рассказе Чехова раскрывается второе значение этого слова: человек – хамелеон – это полицейский надзиратель Очумелов, который 6 раз меняет своё мнение по поводу собаки. Сначала он советует Хрюкину не оставлять дела, добиваясь справедливости, а щенка немедленно истребить (зачитать отрывок на стр. 302 со слов «Чья собака?») Но сообщение о том, что собака генеральская, магическим образом меняет ход дела  ( зачитать отрывок на стр. 302 со слов «Генерала Жигалова?»)

Таким образом, автор не случайно назвал свой рассказ «Хамелеон». Как ящерица- хамелеон меняет цвет кожи в зависимости от окружающей среды, так и Очумелов меняет свое мнение в угоду обстоятельствам. 

Учитель:  Как ещё по-другому называют человека-хамелеона? ( двуличный, человек-флюгер: куда ветер подует, туда и он поворачивается, крылатое выражение: семь пятниц на неделе).

Имя героя рассказа «Хамелеон» давно стало нарицательным, в русский язык прочно вошло понятие «хамелеонство». Что оно означает и встречается ли это явление в нашей современной жизни?

Об этом нам расскажет 4 группа.

Группа  № 4

Тема рассказа(СЛАЙД №11 )

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Что такое «хамелеонство»?

2.Встречается ли в нашей современной жизни это явление?

Хамелеонство – это лицемерие, угодничество, чинопочитание,  приспособленчество.

            Лицемерие - несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям.

  • Угодничество - излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.
  • Чинопочитание - почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.
  • Приспособленчество – умение приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.

Хамелеонство Очумелова — не просто личное свойство. Это черта социальная, порожденная строем жизни с его неравенством, делением людей на сословия, разряды, на «высших» и «низших», на «толстых» и «тонких».

Хамелеонство – обычное явление в нашей жизни, потому что до сих пор есть люди, которые готовы стоять на коленях, заискивать, угождать тем, кто выше их по положению, социальному статусу. Такие люди смотрят на обстоятельства с точки зрения "Где мне лучше?", "Где я получу прибыль?", "Где мне дадут должность повыше?", и в зависимости от этого меняют свою позицию в политике, политических событиях, предают своих  друзей, и поддерживают врагов. Они льстят, лицемерят, нагло врут.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что главная тема рассказа – хамелеонство. Но оказывается,  не только это хотел показать в своём рассказе Чехов. 5 группа работала  с ещё одним понятием – коррупция и объяснит, как оно связано с данным произведением.

(СЛАЙД № 12 )

Группа № 5. (Папка  « В помощь исследователю»)

Антикоррупционная направленность рассказа «Хамелеон»

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Что такое коррупция?

2.Назовите формы коррупции.

3.Кто чаще всего подвержен коррупции?

4.Кто в рассказе «Хамелеон» является коррупционером?

1. Коррупция  — использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

2.Формы коррупции:

  • Взятка
  • Растрата
  • Мошенничество
  • Вымогательство
  • Злоупотребление должностными полномочиями

3.Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.).

4. Мы считаем, что в рассказе «Хамелеон» можно коррупционером назвать полицейского надзирателя.  По закону он должен наказать виновника, но Очумелов этого не делает, так как собака принадлежит брату генерала. Значит, полицейский противоречит законодательству, плохо исполняет свои служебные обязанности. Кроме этого он злоупотребляет своим служебным положением. В начале рассказа  сказано, что за полицейским надзирателем, в руках у которого «узелок», городовой несет решето, «доверху наполненное конфискованным крыжовником». Эти детали говорят о том, что Очумелов  небескорыстно устраняет «беспорядки» в городе. Крыжовник на базаре конфискован далеко не в пользу государства.  Узелок в руках Очумелова-  это подарок-взятка от тех, кто торгует на базаре.

Вывод: Очумелов – коррупционер, потому что берёт взятки и злоупотребляет своим служебным положение.

Учитель: вот мы и попытались найти скрытые в подтексте намёки автора и подошли к самому главному вопросу: В чём же смысл рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»? Даю слово 6 группе.

Группа  № 6. (СЛАЙД №13)

Идея рассказа «Хамелеон» (Папка  « В помощь исследователю»)

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Над чем смеётся  А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»? Смех писателя весёлый и добродушный или злой и гневный? ( смотри значение слова сатира в словаре)

 2.Определите идею рассказа.

3. Когда был написан «Хамелеон» и в чём его актуальность в наши дни?

Чехов  не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее. Поэтому он  высмеивал всё, что мешало жить честно и справедливо. Рассказ «Хамелеон» уморительно смешной, забавный, но смех Чехова не весёлый и добродушный, а злобный,  сатирический.

Сатира (СЛАЙД №14)- гневное осуждение (обличение) и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. В своём рассказе автор обличает такие пороки, как лицемерие, чинопочитание, выслуживание перед начальством и  грубость по отношению к нижестоящим, коррупция.

 Идея рассказа: мы думаем, что данным рассказом Чехов пытается вызвать  чувство негодования, презрения к таким стражам порядка, как Очумелов, который  служит не закону, а высоким чинам.

Таким образом, смешной, забавный рассказ становится гневным обличением действительности времён Чехова. «Хамелеон»  был написан в 1884 году. Прошло ?  лет, но рассказ не потерял своей актуальности: хамелеонство, продажность чиновников, их пренебрежение своими служебными обязанностями, взяточничество – обычные явления нашей современной жизни.

Что вы можете сделать? Как повлиять на ситуацию?(слайд 15)

Учитель: Прошло уже 138 лет со дня написания рассказа «Хамелеон», но  по - прежнему он доставляют читателям радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни.  Чехов  предупреждает: будьте внимательны, нет ли среди вас хамелеонов, справедливы ли вы в жизни, от чего зависит ваше собственное решение?

После анализа произведения какие эмоции добавились? Добавились ли цветовые ассоциации?

Учитель: Дети, скажите честно, кто не хотел читать рассказ? Прочитал, потому что нужно было выполнить задание. Без желания.  (Дети встают или поднимаю руки, Объясняют почему).

Учитель: А как можно заинтересовать читателя, на ваш взгляд? ( дети отвечают, в том числе называют посмотреть видео о рассказе)

Учитель: Вот давайте сейчас попробуем составить свой маленький видеоролик- буктрейлер по рассказу «Хамелеон».  Давайте подберём материал для буктлейра вместе, а наши технические специалисты сделают видеоролик.

Слайд 16- картинки к буклейлеру

Слайд 17 – Фразы к видеоролику

Слайд 18 – мелодия.

Технические специалисты работают за компьютером с установленной программой.

5.Подведение итогов. (Слайд 19 – эпиграф)

Перед вами решето. Вместо крыжовника мы конфискуем в него  те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с теми недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.
Лесть, подхалимство,  грубость, высокомерие, хамелеонство, коррупция.

Перед вами цветок.  Как вы думаете, символом чего может он быть на нашем уроке? Возьмите у себя на партах  стаканчики с водой-  с теми качества, которые должны быть с вами всегда.
Доброта, честность, порядочность,  милосердие, бескорыстие. 

Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами. И помните слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Просмотр ролика.

РЕФЛЕКСИЯ.Оценивание.

6. Домашнее задание

Написать творческую работу на тему: «А если бы…» (придумать другую концовку рассказа «Хамелеон»).

Создать буктрейлер к рассказу.

Группа № 1.

Характеристика главных героев

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Охарактеризуйте Очумелова: портрет, должность, поведение, речь, роль в развитии сюжета, сколько раз меняет своё решение и от чего оно зависит, ваше отношение к герою.

2.Охарактеризуйте Хрюкина: портрет, должность, поведение, речь, роль в развитии сюжета, ваше отношение к герою.

1. «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» - так описывает автор главного героя.

 

Хрюкин

Группа № 2.  

Юмористические приёмы  в рассказе «Хамелеон» (СЛАЙД № 9)

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Найдите в рассказе «Хамелеон» юмористические приёмы.

2.Приведите примеры из текста.

«Хамелеон» относится к жанру юмористического рассказа. Делая свои произведения смешными, Чехов использует различные юмористические приёмы:

  1. Приём «говорящих фамилий»

 

2.Речь персонажей 

Грубые слова Очумелова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность.

3.Художественная деталь - шинель

Группа № 3.

 Смысл заглавия рассказа (СЛАЙД № 10)

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Найдите 2 значения слова хамелеон в толковом словаре.

2.Какое из этих значений раскрывается в рассказе Чехова?

3.Кого из героев можно назвать хамелеоном?

Чтобы объяснить смысл заглавия рассказа А.П.Чехова, мы обратились к толковому словарю.

(зачитать отрывок со слов «Чья собака?») Но сообщение о том, что собака генеральская, магическим образом меняет ход дела  ( зачитать отрывок    со слов «Генерала Жигалова?»)

Таким образом,

Группа  № 4

Тема рассказа(СЛАЙД №11 )

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Что такое «хамелеонство»?

2.Встречается ли в нашей современной жизни это явление?

Хамелеонство – это _________________________________________________________________.

            Лицемерие - _______________________________________________.

  • Угодничество - ____________________________________________.
  • Чинопочитание - ___________________________________________.
  • Приспособленчество – ___________________________________________________________
  • Хамелеонство Очумелова — не просто личное свойство. Это черта ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Хамелеонство – обычное явление в нашей жизни, потому что _________

Группа № 5. (Папка  « В помощь исследователю»)

Антикоррупционная направленность рассказа «Хамелеон»

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Что такое коррупция?

2.Назовите формы коррупции.

3.Кто чаще всего подвержен коррупции?

4.Кто в рассказе «Хамелеон» является коррупционером?

1. Коррупция  — это __________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2.Формы коррупции:

  • Взятка
  • _________________
  • Мошенничество
  • ___________________________
  • Злоупотребление должностными полномочиями

3.Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью (______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________).

4. Мы считаем, что в рассказе «Хамелеон» можно коррупционером назвать полицейского надзирателя.  

 Кроме этого он злоупотребляет своим служебным положением.

Вывод: Очумелов – коррупционер, потому что

Группа  № 6. (СЛАЙД №13)

Идея рассказа «Хамелеон» (Папка  « В помощь исследователю»)

Задание на карточке

Примерный ответ

1.Над чем смеётся  А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»? Смех писателя весёлый и добродушный или злой и гневный? ( смотри значение слова сатира в словаре)

 2.Определите идею рассказа.

3. Когда был написан «Хамелеон» и в чём его актуальность в наши дни?

, но смех Чехова не весёлый и добродушный, а злобный,  сатирический.

Сатира (СЛАЙД №14)- 

Идея рассказа: мы думаем, что данным рассказом Чехов пытается вызвать  чувство

Таким образом, смешной рассказ становится гневным обличением действительности времён Чехова.

Рассказ не потерял своей актуальности: хамелеонство,

пренебрежение своими служебными обязанностями, взяточничество – всё это встречается в  нашей современной жизни.

Лесть    

Подхалимство

Грубость

Высокомерие

Хамелеонство

Коррупция

Честность

Порядочность

Милосердие

Бескорыстие

Доброта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Слайд 2

А.П. Чехов «ХАМЕЛЕОН»

Слайд 3

Над чем смеётся А.П. Чехов ? Почему так назвал свой рассказ? Какова тема и идея рассказа? Чему учит нас писатель ?

Слайд 4

Где происходит действие?

Слайд 5

Кто герои рассказа?

Слайд 6

В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других рассказов Чехова, лежит анекдот, короткая занимательная история. Расскажите, какая именно?

Слайд 7

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ХАМЕЛЕОН»

Слайд 8

Характеристика главных героев 1.Охарактеризуйте Очумелова: портрет, должность, поведение, речь, роль в развитии сюжета, сколько раз меняет своё решение и от чего оно зависит, ваше отношение к герою. 2.Охарактеризуйте Хрюкина : портрет, должность, поведение, речь, роль в развитии сюжета, ваше отношение к герою.

Слайд 9

Юмористические приёмы в рассказе «Хамелеон» 1.Найдите в рассказе «Хамелеон» юмористические приёмы. 2.Приведите примеры из текста.

Слайд 10

Смысл заглавия рассказа 1.Найдите 2 значения слова хамелеон в толковом словаре. 2.Какое из этих значений раскрывается в рассказе Чехова? 3.Кого из героев можно назвать хамелеоном?

Слайд 11

Тема рассказа 1.Что такое «хамелеонство»? 2.Встречается ли в нашей современной жизни это явление?

Слайд 12

Антикоррупционная направленность рассказа «Хамелеон» 1.Что такое коррупция? 2.Назовите формы коррупции. 3.Кто чаще всего подвержен коррупции? 4.Кто в рассказе «Хамелеон» является коррупционером?

Слайд 13

Идея рассказа «Хамелеон» 1.Над чем смеётся А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»? Смех писателя весёлый и добродушный или злой и гневный? ( смотри значение слова сатира в словаре) 2.Определите идею рассказа. 3. Когда был написан «Хамелеон» и в чём его актуальность в наши дни?

Слайд 14

Сатира - гневное осуждение (обличение) и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни.

Слайд 15

Что делать??????

Слайд 17

« Рассказ о двуличном полицейском надзирателе, который, словно хамелеон, менял своё мнение в зависимости от обстоятельств». «Рассказ о том, какими люди могут быть «хамелеонами», меняющими свою точку зрения, действия и слова в зависимости от обстоятельств. И от это могут пострадать беззащитные». «Сатирическое произведение. При помощи сатиры Чехов показывает свое негативное отношение к чинопочитанию и выслуживанию».

Слайд 18

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли ». А.П. Чехов