Подготовка к урокам

Чернышева Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

     Итоговый тест по теме « Первобытные собиратели и охотники»       Вариант №1

1. Верно ли следующее утверждение: люди разумные , в отличие от древнейших людей, жили родовыми общинами.

А. верно    б. неверно

2. древнейшим способом охоты была:  а. охота с применением лука   б. охота с применением ям-ловушек    

3. Укажите самое древнее орудие труда: а. палка-копалка   б. лук и стрелы   в. Проколка

4. Укажите то, что не являлось занятием древнейших людей:  а. охота  б. земледелие в. Собирательство г. Рыбная ловля

5. Установите соответствие между событиями и датами

А. около 40 тыс. лет назад                                     1. Появление древнейших людей

Б. более 2 миллионов лет назад                        2. Появление человека разумного

3.  более 500 тысяч лет назад                            3. . Появление древнейших людей на территории нашей страны

6. Прочтите текст и вставьте нужные слова( на листочке, через запятую).

Первобытные люди боялись грозных явлений природы, хотели понять их причины. Так возникли…………………………………

7. В человеческом стаде (продолжите перечень)

А. основным занятием было собирательство        б…………………………………..                           в………………………………………………

8. Красочные рисунки в пещерах и каменные фигурки людей-это……

А.произведения первобытного искусства    б.магические предметы    в. Идолы

9.Жилище, костер, запасы пищи, кости, орудия труда и шкуры –это…….                 А. то, что обязательно клали в могилу   б. то, что было общим у сородичей                     в. То, что принадлежало самым лучшим охотникам

10. Расположите в хронологической последовательности события: а. появление древнейших орудий труда

Б. открытие археологами первобытных рисунков   в. Появление человека разумного.

     Итоговый тест по теме» Первобытные собиратели и охотники»    Вариант №2

1.Верно ли следующее утверждение: люди разумные , в отличие от древнейших людей, умели общаться при помощи слов.   А. верно    б. неверно

2. Огнем овладели   а. люди разумные   б. человекоподобные обезьяны      в.древнейшие люди

3.И древнейшие люди , и люди разумные   (найдите лишнее):   А. умели изготавливать орудия труда   б. занимались охотой      в. Умели пользоваться огнем      г. Жили родовыми общинами

4. Основными занятиями 40 тыс.лет назад были(найдите лишнее):  а. собирательство   б. скотоводство   в. Охота

5. Установите соответствие:

А. древнейшие люди                                              1. Овладели речью

Б. Человекоподобные обезьяны                        2. охотились

3.  люди разумные                                                  3.  Изготавливали орудия труда

6. . Прочтите текст и вставьте нужные слова( на листочке, через запятую).

Размышляя над причинами тех явлений, которые происходят в них самих, пытаясь объяснить свои сны, первобытные люди пришли к вере в существование……………………………………

7. В родовой общине (продолжите перечень):

А. люди происходили от общего предка и считались сородичами            б……………………………………..    в………………………………

8. Действия, при помощи которых первобытные люди пытались добиться успеха на охоте:  

 а. колдовской обряд            Б. обращение к священнику   в. Чтение священных текстов

9. Дух, душа, оборотни-это……                             а. научные представления о природе и человеке  

  б. первобытные верования        в. Сородичи разумных людей

10. . Расположите в хронологической последовательности события: а.  овладение огнем    б. возникновение человеческого стада    г. Изобретение лука и стрел    д. исследование пещеры  Альтамиры

     Итоговый тест по теме « Первобытные собиратели и охотники»       Вариант №1

1. Верно ли следующее утверждение: люди разумные , в отличие от древнейших людей, жили родовыми общинами.

А. верно    б. неверно

2. древнейшим способом охоты была:  а. охота с применением лука   б. охота с применением ям-ловушек    

3. Укажите самое древнее орудие труда: а. палка-копалка   б. лук и стрелы   в. Проколка

4. Укажите то, что не являлось занятием древнейших людей:  а. охота  б. земледелие в. Собирательство г. Рыбная ловля

5. Установите соответствие между событиями и датами

А. около 40 тыс. лет назад                                     1. Появление древнейших людей

Б. более 2 миллионов лет назад                        2. Появление человека разумного

3.  более 500 тысяч лет назад                            3. . Появление древнейших людей на территории нашей страны

6. Прочтите текст и вставьте нужные слова( на листочке, через запятую).

Первобытные люди боялись грозных явлений природы, хотели понять их причины. Так возникли…………………………………

7. В человеческом стаде (продолжите перечень)

А. основным занятием было собирательство        б…………………………………..                           в………………………………………………

8. Красочные рисунки в пещерах и каменные фигурки людей-это……

А.произведения первобытного искусства    б.магические предметы    в. Идолы

9.Жилище, костер, запасы пищи, кости, орудия труда и шкуры –это…….                 А. то, что обязательно клали в могилу   б. то, что было общим у сородичей                     в. То, что принадлежало самым лучшим охотникам

10. Расположите в хронологической последовательности события: а. появление древнейших орудий труда

Б. открытие археологами первобытных рисунков   в. Появление человека разумного.

     Итоговый тест по теме « Первобытные собиратели и охотники»       Вариант №1

1. Верно ли следующее утверждение: люди разумные , в отличие от древнейших людей, жили родовыми общинами.

А. верно    б. неверно

2. древнейшим способом охоты была:  а. охота с применением лука   б. охота с применением ям-ловушек    

3. Укажите самое древнее орудие труда: а. палка-копалка   б. лук и стрелы   в. Проколка

4. Укажите то, что не являлось занятием древнейших людей:  а. охота  б. земледелие в. Собирательство г. Рыбная ловля

5. Установите соответствие между событиями и датами

А. около 40 тыс. лет назад                                     1. Появление древнейших людей

Б. более 2 миллионов лет назад                        2. Появление человека разумного

3.  более 500 тысяч лет назад                            3. . Появление древнейших людей на территории нашей страны

6. Прочтите текст и вставьте нужные слова( на листочке, через запятую).

Первобытные люди боялись грозных явлений природы, хотели понять их причины. Так возникли…………………………………

7. В человеческом стаде (продолжите перечень)

А. основным занятием было собирательство        б…………………………………..                           в………………………………………………

8. Красочные рисунки в пещерах и каменные фигурки людей-это……

А.произведения первобытного искусства    б.магические предметы    в. Идолы

9.Жилище, костер, запасы пищи, кости, орудия труда и шкуры –это…….                 А. то, что обязательно клали в могилу   б. то, что было общим у сородичей                     в. То, что принадлежало самым лучшим охотникам

10. Расположите в хронологической последовательности события: а. появление древнейших орудий труда

Б. открытие археологами первобытных рисунков   в. Появление человека разумного.

     Итоговый тест по теме» Первобытные собиратели и охотники»    Вариант №2

1.Верно ли следующее утверждение: люди разумные , в отличие от древнейших людей, умели общаться при помощи слов.   А. верно    б. неверно

2. Огнем овладели   а. люди разумные   б. человекоподобные обезьяны      в.древнейшие люди

3.И древнейшие люди , и люди разумные   (найдите лишнее):   А. умели изготавливать орудия труда   б. занимались охотой      в. Умели пользоваться огнем      г. Жили родовыми общинами

4. Основными занятиями 40 тыс.лет назад были(найдите лишнее):  а. собирательство   б. скотоводство   в. Охота

5. Установите соответствие:

А. древнейшие люди                                              1. Овладели речью

Б. Человекоподобные обезьяны                        2. охотились

3.  люди разумные                                                  3.  Изготавливали орудия труда

6. . Прочтите текст и вставьте нужные слова( на листочке, через запятую).   Размышляя над причинами тех явлений, которые происходят в них самих, пытаясь объяснить свои сны, первобытные люди пришли к вере в существование……………………………

7. В родовой общине (продолжите перечень):

А. люди происходили от общего предка и считались сородичами            б……………………………………..    в………………………………

8. Действия, при помощи которых первобытные люди пытались добиться успеха на охоте:  

 а. колдовской обряд            Б. обращение к священнику   в. Чтение священных текстов

9. Дух, душа, оборотни-это…… а. научные представления о природе и человеке  

  б. первобытные верования        в. Сородичи разумных людей

10. . Расположите в хронологической последовательности события: а.  овладение огнем    б. возникновение человеческого стада    г. Изобретение лука и стрел    д. исследование пещеры Альтамиры

 Итоговый тест по теме» Первобытные собиратели и охотники»    Вариант №2

1.Верно ли следующее утверждение: люди разумные , в отличие от древнейших людей, умели общаться при помощи слов.   А. верно    б. неверно

2. Огнем овладели   а. люди разумные   б. человекоподобные обезьяны      в.древнейшие люди

3.И древнейшие люди , и люди разумные   (найдите лишнее):   А. умели изготавливать орудия труда   б. занимались охотой      в. Умели пользоваться огнем      г. Жили родовыми общинами

4. Основными занятиями 40 тыс.лет назад были(найдите лишнее):  а. собирательство   б. скотоводство   в. Охота

5. Установите соответствие:

А. древнейшие люди                                              1. Овладели речью

Б. Человекоподобные обезьяны                        2. охотились

3.  люди разумные                                                  3.  Изготавливали орудия труда

6. . Прочтите текст и вставьте нужные слова( на листочке, через запятую).

Размышляя над причинами тех явлений, которые происходят в них самих, пытаясь объяснить свои сны, первобытные люди пришли к вере в существование……………………………………

7. В родовой общине (продолжите перечень):

А. люди происходили от общего предка и считались сородичами            б……………………………………..    в………………………………

8. Действия, при помощи которых первобытные люди пытались добиться успеха на охоте:  

 а. колдовской обряд            Б. обращение к священнику   в. Чтение священных текстов

9. Дух, душа, оборотни-это……                             а. научные представления о природе и человеке  

  б. первобытные верования        в. Сородичи разумных людей

10. . Расположите в хронологической последовательности события: а.  овладение огнем    б. возникновение человеческого стада    г. Изобретение лука и стрел    д. исследование пещеры Альтамиры



Предварительный просмотр:

Тест «Западная Азия в древности»   ВАРИАНТ 1

1. Один из самых знаменитых и могущественных царей Вавилонии Хаммуpaпи правил с:

а) 1982 по 2001 год до н.э.;   б) 1849 по 1799 год до н.э.;  в) 1792 по 1750 год до н.э.;   г) 1700 по 1760 год до н.э.

2. Широкое применение железа в ремесле начинается около:

а) 13 века до н.э.; б) 11 века до н.э.;     в) 10 века до н.э.;  г) 8 века до н.э.        

3. Страна Двуречье расположена между реками:

а)  Тигр и Евфрат;      б)  Нил и Тигр;                 в) Иордан и Евфрат; г) Евфрат и Нил.

4. В 10-м веке до н.э. в верхнем течении Тигра располагалась страна:

а)  Вавилония;      б)  Ассирия;                            в) Сирия; г) Финикия.

5. В 6-м веке до н.э. персами были завоеваны (4 ответа)

а)  Лидия;      б)  Греция;              в)  Мидия;                   д) Египет; е) Китай; ж) Вавилония.  г)  Италия;

6. Древняя страна расположенная между Средиземным морем и Ливанскими горами

а) Двуречье б) Египет  в) Финикия

7. Достижения ассирийцев в области культуры и военного дела: (4ответа)

а)  деление часа на 60 минут;  б)  изобретение тарана; , в)  строительство висячих садов Семирамиды;

г)  создание сказаний о Гильгамеше;  д)  строительство царского дворца в Ниневии; е)  применение железного оружия;

ж)  организация библиотеки глиняных книг.

8. Существенный вклад в становление могущества персидской державы внесли правители: (2 ответа)

а)  Дарий Первый;      б)  Крез;                       в) Кир Великий;   г) Камбиз.

9. Народ, почитавший одного бога Яхве:

а)  египтяне;    б)  вавилоняне;              в) евреи;   г) филистимляне.

10.  Первую монету в мире из сплава золота с серебром стали чеканить в:

а)  Мидии;                     б)  Лидии;                      в) Финикии;        г) Персии.        

11. Вавилонский царь создавший жестокие законы  а) Хаммурапи   б) Шамаш   в) Давид

12. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту:

1.  Палестина.

а)  храм в Иерусалиме;

2.  Египет.

б)  пирамида фараона Хеопса;

в)  аллея сфинксов;

г)  царский дворец Соломона.

13. Заполните пропуски в тексте:   а. После долгих странствий евреи пришли в П________у.    б. С филистимлянами сражался могучий С________н.   в. Его сила была в ___________, потеряв их он оказался в плену.    Г.Оружием Давида в битве с Голиафом была____________.

14.Какой миф стран Западной Азии тебе более всего понравился и почему?

                           

     

  ВАРИАНТ 2   Тест «Западная Азия в древности»  

1. Широкое применение железа в ремесле начинается около:

а) 13 века до н.э.; б) 11 века до н.э.;     в) 10 века до н.э.;  г) 8 века до н.э.        

2. Вавилоняне и мидийцы осадили и захватили Ниневию в:

а)  1500 году до н.э.;  б)  612 году до н.э.;           в) 538 году до н.э.;  г) 525 году до н.э.

3. Первую монету в мире из сплава золота с серебром стали чеканить в:

а)  Мидии;                     б)  Лидии;                      в) Финикии;        г) Персии.        

        

4. Племена персов расселились:

а)  по берегам реки Тигр;  б)  на землях между Красным морем и Персидским заливом; в)  на побережье Персидского залива;

5. В 8—7-м веках до н.э. Ассирийской державе подчинились(3 ответа)

а)  Финикия;   б)  часть Палестины;     в)  Персида;  г)  Вавилония              д) Греция; е) Индия;        ж) Китай.

6. Укажите, к истории какой страны относится фрагмент документа: «Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен»:  а)  Персии;                    б)  Ассирии;                   в) Двуречья;    г) Египта. »

7. Достижения финикийцев в области культуры: (3 ответа) а)  сказания о Гильгамеше; б)  изготовление изделий из  стекла;  в)  создание алфавита  г)  строительство висячих садов Семирамиды; д)  окрашивание тканей в пурпурный цвет;

8. Во дворце ассирийских царей Ашшурбанапал собирал:

а)  драгоценные металлы и камни; б)  произведения иконописи; в)  портреты правителей; г)  сосуды с клинописными книгами.

9. Самый мудрый царь Израильского царства а)  Саул;                       б)  Давид;                     в) Соломон;   г) Крез.

10.  Первая часть Библии — Ветхий Завет — написана:а)  ассирийцами;    б)  евреями;      в) египтянами;    г) финикийцами.

11) Столица Ассирии, которую называют «логовищем львов» и  «городом крови»

а) Ниневия     б) Персеполь          в) Вавилон

12. Укажите, какие архитектурные сооружения и достижения культуры принадлежат Двуречью, а какие Ассирии:

1.  Двуречье.

а)  Особое письмо-клинопись

2.  Ассирия.

б)  ворота богини Иштар;

в)  царский дворец Ашшурбанапала;

г)  большая библиотека с глиняными книгами

13- Найти ошибки в тексте :  Финикия находилась на восточном побережье Средиземного моря. Главными городами были Библ, Тигр, Сидон. Финикийцы первыми научились делать стекло, переплавляя смесь из белого песка и медной руды.

Но наиболее значительным открытием финикийцев был клинописный алфавит.

14.Какой миф стран Западной Азии тебе более всего понравился


        



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1         тест  Древняя Греция

1. Во 2-м тысячелетии до н.э. греческие племена жили: а) на островах Эгейского моря; б) на восточном побережье Средиземного моря; в) в южной части Балканского полуострова;  г) в западной части полуострова Малая Азия.

        2. Большую часть территории Греции покрывают: а) крутые и обрывистые горы;

б) плодородные равнины; в) труднопроходимые джунгли; г) огромные пустыни.

        3. Могущественный древнейший греческий город Микены расположен на скалистом холме:

а) в Северной Греции;   б) на острове Крит;                   в) в Средней Греции;  г) в Южной Греции.

        4. Причиной Троянской войны было стремление греков:

а) укрепиться по берегам Черного моря; б) завоевать побережье Малой Азии; в) господствовать на Средиземном море;  

        5. Дочь царя Миноса, давшую Тесею меч и клубок ниток, звали:

а) Иштар;                    б) Семирамидой;             в) Ариадной;  г) Еленой Прекрасной.

        6. Бесстрашный Тесей, сын Эгея, прославился тем, что:  а) помог бежать Дедалу и Икару с острова Крит; б) убил Минотавра в лабиринте острова; в) возглавил оборону крепости Иерихон;  г) хитростью захватил богатый город Вавилон.

        7. Поэма Гомера о троянской войне названа «Илиадой» по: а) имени греческого царя; б) второму названию города Трои;

в) имени троянского царя; г) названию греческого города.

        8. Осада греками Трои закончилась тем, что: а) троянцы разбили войско греков; б) греки разрушили и сожгли Трою;в) греки заключили перемирие с троянцами;  г) троянцы запросили мира у греков.

        9. Установите последовательность событий, описанных в поэме «Илиада» ( выпишите буквы в правильном порядке)

а) гибель и похороны царевича Трои Гектора; б) Гектор возглавляет атаку на греческий лагерь;

в) поединок Ахиллеса с Гектором;   г) прощание Гектора с Андромахой;

д) смерть Патрокла от руки Гектора;    е) ссора Ахиллеса с Агамемноном из-за рабыни.

        10. Успешного плавания кораблю греки просили у бога:

а) Зевса;      б) Посейдона                 в) Аида;  г) Гермеса.

        11. Греки верили, что главные боги живут во дворцах:

а) острова Крит;   б) на вершине Олимпа   в) на дне Эгейского моря;    г) высоко в небе.

        12. Каким занятиям людей покровительствовали боги: а) Гефест;                   1) кузнечное дело;

б) Афина;                   2) ткачество и ремесло;

в) Дионис.                  3) виноградарство;

                                   4) военное дело.

13.Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают: А) Эсхила  Б) Гомера  В) Гесиода  Г) Аристофана

14.Спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей» разрешил:

А)  царь Приам Б)  царевич Парис В)  герой Ахилл  Г)  герой Тесей

15.Кто из богинь помогал троянцам в войне с греками? А) Афина Б) Гера В) Артемида Г) Афродита

ВАРИАНТ 2                 тест  Древняя Греция

        1. Какое море не омывает берега Греции: а) Эгейское; б) Средиземное         в) Черное; г) Ионическое.

        2. Природные условия Греции: а) крутые и обрывистые горы;

б) плодородные равнины; в) труднопроходимые джунгли; г) огромные пустыни.

        3. Город Троя расположен:

а) в южной части Балканского полуострова; б) на острове Крит; в) в западной части полуострова Малая Азия;

г) в северной части Балканского полуострова.

        4. Причиной гибели Критского царства в 15-м веке до н.э. стало:

а) наводнение, полностью затопившее остров; б) извержение вулкана и землетрясение на острове Фера;

в) завоевание Крита афинскими войсками; г) пожар, уничтоживший все постройки острова.

        5. Три греческие богини обратились за разрешением спора о золотом яблоке с надписью «Прекраснейшей» к царевичу:

а) Тесею;        б) Миносу;                          в) Парису; г) Эгею.

        6. Царевич Тесей забыл выполнить просьбу старого отца. Он:

а) не палил из пушек по прибытии в порт Афин; б) не сменил черный парус на белый;

в) не привез отцу рог побежденного Минотавра; г) не высадил Дедала и Икара в Афинах.

        7. По преданию, происхождение названия «Эгейское море» связано с именем царя:

а) Афин;   б) Микен;                             в) Крита;   г) Пилоса.

        8. Грекам удалось одолеть троянцев при помощи:

а) золотого яблока; б) свирепого минотавра; в) деревянного коня; г) золотого руна.

        9. Установите последовательность эпизодов морского пути, который после падения Трои преодолели Одиссей и его спутники: » ( выпишите буквы в правильном порядке)

а) Одиссей попадает на остров циклопов;  б) отплытие корабля Одиссея из-под поверженной Трои; в) Одиссей во дворце у царя феаков Алкиноя;  г) кораблекрушение и гибель спутников Одиссея;  д) соревнование Одиссея и женихов Пенелопы в стрельбе из лука;  е) встреча Одиссея с поющими сиренами.

        10. Громовержец Зевс отдал красавицу Персефону в жены богу:а) Аиду;           б) Аполлону          в) Аресу; г) Гермесу.

        11. В честь богов греки:

а) приносили жертвы; б) возводили храмы;        в) строили пирамиды;  г) сочиняли сказания.

        12. Каким занятиям людей покровительствовали боги: (установите правильное соответствие)

а) Деметра;                   1) земледелие;

б) Арес;                        2) мореплавание;

в) Артемида.                 3) военное дело;

                        4) охота.

13.  Греки считали, что в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя  в  виде:

           А) путешественника «Одиссея»    Б) слепого сказителя Демодока   В) царя Алкиноя   Г) царя погибшей Трои Приама.

14 Поэмы Гомера были написаны: а. в седьмом веке до н.э.      б. в первом веке до н.э.     в. В восьмом веке до н.э.

15.   Греки верили, что главные боги живут во дворцах:

а) острова Крит;   б) на вершине Олимпа   в) на дне Эгейского моря;    г) высоко в небе.



Предварительный просмотр:

Тестирование по теме «Московская Русь»               Вариант 1

1.С событиями какого века связано имя Александра Невского?   1) X в.    2) XI в.    3)  XIII в.   4)  XIV в.

2. Исход борьбы между Москвой и Тверью за общерусское первенство решился в пользу Москвы, так как

1) московские князья оказались более ловкими и дальновидными политиками   2) территория Московского княжества в отличие от Тверского была хорошо защищена от нападений   3) Московское княжество было освобождено от уплаты дани Золотой Орде

3. В XV -XVI вв. Боярская дума была 1) высшим совещательным органом при великом князе  2) приказом, ведавшим внешней политикой   3) приказом, ведавшим дворцовым хозяйством        4) органом, ведавшим землями великого князя

4. Первая большая победа над главными силами Орды  произошла 1) на реке Калке  2) на реке Шелони       3)  на Куликовском поле

5. Какой Великий князь провозгласил себя самодержцем? 1) Иван III      2) Василий I    3) Иван IV            4) Василий III

6. Прочтите отрывок из повести «Задонщина» и ответьте, о какой битве идет речь в этом отрывке.

«...На Москве кони ржут, звенит слава русская по всей земле русской. Трубы трубят на Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят стяги у Дона великого на берегу, звонят колоколы вечные в Великом Новгороде...»1) Невской   2) Куликовской   3) Полтавской    

7. Порядок и время крестьянского перехода от одного владельца другому впервые были определены в

 1) «Русской Правде»     2)  «Судебнике» Ивана III    3) «Судебнике» Ивана IV    4) «Соборном уложении»

8. Как называется денежный сбор с крестьян, которые ни должны были платить при уходе от своего хозяина        1)кормление                2) налог                 3) пожилое                     4) оброк

9. Важнейшим мероприятием в период правления Елены Глинской было: а)   введение единой для всей страны денежной единицы; б)   ликвидация разногласий внутри Русской православной церкви;  в) изменения в управлении

10. В какой день крестьяне могли уйти от своего помещика к другому?1) 1 марта    2) 29 августа  3) 26 ноября        4) 30 декабря

11. Русский князь, первым прекративший выплату ордынского «выхода», хотя в дальнейшем вынужденный восстановить уплату дани:    1) Иван Калита        2) Иван II Красный              3) Симеон Гордый                4) Дмитрий Иванович

12. Наследственное земельное владение в древней Руси называлось 1) земщиной    2) вотчиной         3) слободой 4) поместьем

 13. Вставьте  пропущенные слова: В 1530 году родился будущий царь (1)_. Отцом его был (2)__, матерью – (3)_. В 1547 году Иван IV торжественно венчался на царство в (4)___. В первые 13 лет царствования ему помогал управлять страной круг близких друзей – (5)____________. В нее входили Алексей Адашев, Сильвестр, Андрей Курбский и другие. Молодой царь провел ряд реформ. Принял новый сборник законов, который назывался (6)____.  Созвал собрание представителей сословий – (7)____. Провел военную реформу, в результате которой появилось (8) ____. Иван IV отменил (9)___, на время военных походов ограничил (10)______.

14.Установите соответствие между датой и событием.

1.  1549       2. 1410        3. 1380       4. 1359-1389      5.  1547     6. 1556        7. 1480         8. 1550     9. 1478        10. 1462-1505

 Грюнвальдская битва,     Правление  Дмитрия Донского       Земский собор      Куликовская битва      Стояние на реке Угре    

 Присоединение Астраханского ханства         Судебник Ивана Грозного            Правление Ивана Третьего  

  Венчание Ивана Четвертого на царство                    Присоединение Новгорода к Москве

Тестирование по теме «Московская Русь»       Вариант 2

1. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?

1) Дмитрий Донской   2) Александр Невский   3) Святослав Игоревич   4) Иван Калита

2. Переезд главы русской Православной церкви из Владимира в Москву способствовал:1) падению авторитета Московского княжества  2) свержению монголо-татарского ига   3) началу религиозных противоречий     4) возвышению роли Москвы

 3. Что было одной из причин успешности набега хана Тохтамыша на Москву в 1382 г.?

А) истощение военных сил Москвы в результате Куликовской битвы  Б) совместные действия хана Тохтамыша и Мамая

В) восстание в Москве против власти Дмитрия Донского               Г) отсутствие у Москвы каменных укреплений

4. В какой день крестьяне могли уйти от своего помещика к другому?

1) 1 марта                2) 29 августа                       3) 26 ноября                    4) 30 декабря

5. Что из указанного относится к предпосылкам возвышения Москвы в XIV-XV вв.?

1) независимость от Золотой Орды                    2) отсутствие сильных соперников в борьбе за первенство

3) поддержка Москвы Ливонским орденом        4) дальновидная политика московских князей

6.  Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь.

«Сей святой старец... предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу... окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Осляблю...»

7. В чье правление был принят Судебник - первый свод законов единого Русского государства?

1) Дмитрия Донского           2) Ивана III                   3) Александра Невского          4) Ивана IV

8. Одним из последствий принятия Судебника 1497 г. Было   1) введение сроков сыска и возвращения беглых крестьян

 2) появление новых органов центрального управления – приказов  3) введение единого срока крестьянского перехода от одного землевладельца к другому

9. После какого события «была и радость великая, но была и печаль большая по убитым от Мамая на Дону»?

 1) Ледового побоища   2) битвы на реке Калке   3) взятия Казани    4) Куликовской битвы

10. Событие, вошедшее в историю как «стояние на реке Угре», завершилось

1) разорением Москвы             2) победой хана Ахмата   3) отступлением ордынских войск          4) разорением Владимира

11. Титул «государя всея Руси» принял    :1)Иван Калита             2) Василий III             3) Василий Темный             4) Иван  III

12.Что такое Стоглав?  1) сборник молитв      2) орган местного самоуправления       3) сборник законов, принятый в правление Ивана IV             4) сборник решений церковного собора

13. Вставьте  пропущенные слова: В 1530 году родился будущий царь (1)_. Отцом его был (2)__, матерью – (3)_. В 1547 году Иван IV торжественно венчался на царство в (4)___. В первые 13 лет царствования ему помогал управлять страной круг близких друзей – (5)____________. В нее входили Алексей Адашев, Сильвестр, Андрей Курбский и другие. Молодой царь провел ряд реформ. Принял новый сборник законов, который назывался (6)____.  Созвал собрание представителей сословий – (7)____. Провел военную реформу, в результате которой появилось (8) ____. Иван IV отменил (9)___, на время военных походов ограничил (10)______.

14.Установите соответствие между датой и событием.

1.1380               2.  1325-1340             3. 1485         4.  1497          5.  1552      6. 1550     7. 1547     8. 1549     9.  1533-1584           10. 1410  

Правление Ивана Калиты     Присоединение Твери к Москве      Взятие Казани      Судебник Ивана Грозного    

 Венчание Ивана Четвертого на царство      Земский собор         Судебник Ивана Третьего       Грюнвальдская битва

 Правление Ивана Грозного          Куликовская битва



Предварительный просмотр:

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ            Глава I. Западная Европа в раннее Средневековье

1 вариант     Выберите номер одного правильного ответа

1. Падение Западной Римской империи произошло в:       1) 395 г. 2) 410 г. 3) 476 г. 4) 500 г.

2. Верденский раздел империи Карла Великого произошел в:  1) 786 г. 2) 800 г. 3) 843 г. 4) 1066 г.

3. Ранее других произошло событие:

1) возникновение франкского королевства 2) падение Западной Римской империи

3) начало правления Карла Великого     4) Верденский раздел

4. Позднее других произошло:

1) разделение Римской империи на Западную и Восточную  2) провозглашение империи Карла Великого

3) окончание правления короля Хлодвига             4) принятие франками христианства

5. Королевство франков возникло на территории: 1) Галлии 3) Британии 2) Италии 4) Северной Африки

6. В 486 г. франки разгромили в битве при Суассоне: 1)римлян 3) норманнов 2) венгров 4) арабов

7.Карл Великий совершил около 30 военных походок против:  1) арабов 3) саксов 2) славян 4) франков

8. После падения Западной Римской империи племена англов и саксов расселились на территории:

1) Пиренейского полуострова 2) Апеннинского полуострова  3) Британских островов 4) Галлии

9. Франки приняли христианство по примеру короля:  1) Хлодвига 3) Одоакра 2) Теодориха 4) Стилихона

10. Назначаемые королем Хлодвигом управляющие отдельными частями государства назывались:

1) графами 3) феодалами 2) магнатами 4) бенефициями

11. Особый образ мыслей — учение, несогласное с положениями церкви, называется:

1) ересь 3) апокалипсис 2) канон 4) евангелие

12. Земельное владение, дававшееся при условии нении военной службы и передаваемое по наследству называлось:

1) феод 3) майордом 2) домен 4)орден

13. Настоятель монастыря назывался:       1) монах 3) аббат 2)папа 4) патриарх

14. Империя Карла Великого распалась потому, что:

1) отсутствовали экономические связи между областями 2) франки приняли христианство

3) была завоевана норманнами 4) была завоевана арабами

15. Запись важнейших событий по годам в период Средневековья называлась:  

1) рунами 3) миниатюрами 2) анналами 4) скрипториями

16.Установите связь между понятием и объяснением

. Понятие            1. Евангелие               2. Монашество                           3. Церковная десятина

Объяснение

А. Люди, целиком посвятившие свою жизнь служению Богу            Б. Организация всех верующих в Бога

В. Описание жизни и деяний Иисуса Христа

17. Нарисуйте Ленту времени и отметьте на ней время, которое занимает История Средних веков

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ  Глава I. Западная Европа в раннее Средневековье

2 вариант   Выберите номер одного правильного ответа

1. Падение Западной Римской империи произошло в:       1) 395 г. 2) 410 г. 3) 476 г. 4) 500 г.

2. Провозглашение Карла Великого императором произошло в:  1) 500 г. 2) 600 г. 3) 700 г. 4) 800 г.

3.Королевство франков возникло на территории: 1) Галлии 3) Британии 2) Италии 4) Северной Африки

4. Ранее других произошло событие:1) распад империи Карла Великого  2) падение Западной Римской империи

3) возникновение франкского королевства       4) Раздел Франкского королевства в Вердене

5. Позднее других произошло событие:

1) создание Священной Римской империи          2) нормандское завоевание Англии

3) Великое переселение народов      4) Верденский раздел

6.После падения Западной Римской империи ее территория была заселена племенами: 1) германцев 3) славян 2) гуннов 4) арабов

7. Карл Великий совершил около 30 военных походок против:  1) арабов 3) саксов 2) славян 4) франков

8. Германское племя вандалов после падения Западной Римской империи расселилось на территории:

1) Галлии 3) Испании 2) Италии 4) Северной Африки

9. Германское племя вестготов после падения Западной Римской империи расселилось на территории:

1) Пиренейского полуострова 2) Апеннинского полуострова  3) Северной Африки 4) Галлии

10. Кровавые войны между представителями знати назывались:

1) бенефиции 3) церемониалами 2) усобицы 4) реформами

11. Наиболее важные положения религиозного вероучения называют: 1) символом 3) церковью 2) догматом 4) ересью

12. Служителей церкви называют:   1) монастырями 3) скрипториями 2) бенефициями 4) духовенством

13.Самыми важными центрами культуры и образовании в Средние века являлись:

1) королевские замки 2) крупные города  3) центры феодальных владений 4) монастыри

14.Все прихожане (верующие) должны были платить налог на содержание церкви. Он составлял:

1) половину урожая 2) четверть урожая 3) пятую часть урожая 4) десятую часть урожая

15.Установите правильную последовательность событий:   1____2____3____

А. Верденский раздел   Б. Возникновение Франкского королевства  В. Падение Западной Римской империи

16. Установите соответствие между понятием и объяснением

Понятие 1. Феод          2. Феодал        3. Феодальная раздробленность   4.Церковная десятина

Объяснение   А. Распад единого государства на отдельные части  Б. Земельное владение, передаваемое по наследству

В. Налог, уплачиваемый в пользу церкви                             Г. Владелец земли

17. Нарисуйте Ленту времени и отметьте на ней время, которое занимает История Средних веков



Предварительный просмотр:

Россия в XIX веке

1 вариант

1.        Кто был инициатором создания в России военных поселений?

А) М. Сперанский, Б) А. Бенкендорф, В) А. Аракчеев, В) Александр 1

2.        Почему Александр 1 отказался от введения конституции в России после войны?  

А) Помешали крестьянские бунты,   Б) помешала война 1812 года; В) дворянство оказывало сопротивление реформам.

3.        Указ о вольных хлебопашцах 1803 года:

А) даровал личную свободу государственным крестьянам; Б) закрепил привилегии крестьян-однодворцев; В) разрешил помещикам отпускать своих крестьян за выкуп.

4.        Какой части населения русской деревни касались реформы П. Д. Киселёва? А) государственных крестьян б) помещиков; в)  крепостных дворовых крестьян; г) крепостных пашенных крестьян;; д) жителей военных поселений.

5.        Какие обязательства брала на себя Россия по Тильзитскому миру?  А) должна была признать за Францией все территориальные изменения в Европе;   Б) становилась союзником Франции в войне против Англии;   В) обязана была вступить в войну против Англии.

6.        Определите, о ком идет речь? «Родился  в семье небогатого помещика. В 1808-1810 гг. занимал пост военного министра. С 1815 года фактически руководил Государственным советом и деятельностью министерств. Отличался безупречной честностью. Исполнительный чиновник. Был беспощаден и даже бесчеловечен в своей исполнительности. И именно эти черты вызывали негативное отношение к нему окружающих.  

А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев.

7.        Какова цель военных поселений? А) подавить волну выступлений крестьян; б) снизить государственные расходы на содержание армии, в)  организация массовой подготовки резервов.

8.        Кто возглавлял русскую армию до назначения на этот пост Кутузова? А) М. Барклай де Толли; б) П. Багратион,  в) И. Мюрат.

9.        Определите, о ком идет речь? «Его родовой герб украшал девиз «Верность и терпение». Пользовался репутацией честного, хладнокровного и самоотверженного офицера. Командовал русскими армиями в нескольких войнах. Накануне Отечественной войны 1812 года был военным министром, командовал первой армией. Его не любили придворные карьеристы. Многие обвиняли его в отступлении русских войск и даже твердили о его измене».

А) М. Кутузов;        Б) М. Барклай-де-Толли;        В) П. Багратион

10.        23 мая 1816 года Александр 1 утвердил положение об эстляндских крестьянах, по которому в прибалтийских губерниях:

А) усилилось крепостное право; Б) крепостное право было уничтожено;

В) были определены повинности крестьян в зависимости от количества и качества земли.

11.        Первая тайная организация будущих декабристов называлась:

а) «Союз спасения»,  б) «Союз Благоденствия», в) «Союз офицеров»

12.        «Конституция » Н. Муравьева предполагала:  а) сохранение крепостного права; б) освобождение крестьян без земли; в) сохранение помещичьего землевладения.

13.        Какой строй устанавливался в России по проекту П. Пестеля?        А) конституционная монархия,  б) демократическая республика,  в) Самодержавная монархия.

  1. Рекрутская повинность – это: а) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре; б) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии; в) государственный налог с крестьян на содержание армии; г) обязанность податного сословия выставлять определенное количество солдат.
  2. Тормозом в развитии экономики России было: а) вотчинное землевладение; б) ремесленные цеха; в) крепостное право; г) отсутствие поддержки со стороны государства.

16.        Что из перечисленного входило в состав земской реформы 1864 года:

А) выборный характер земств; б) земства избирались на основе имущественного ценза; в) губернские чиновники могли назначаться только с согласия земств; г) в ряде губерний земства решено было не создавать; д) земства содержали больницы, школы, дороги, тюрьмы.

Е) во главе всех губернских земств стояло центральное земство;  ж) земства были созданы, чтобы позднее заменить центральные органы управления.

17.        Какие из приведенных положений не относятся к триаде С. С. Уварова:

 а) конституция; б) православие; в) веротерпимость; г) просвещение; д) самодержавие; е) земское самоуправление; ж) народность.

18.        Соотнесите даты и события:

1) денежная реформа Е. Ф. Канкрина                а) 1839 - 1843 гг.

2) назначение Сперанского во главе                 б) 1837 – 1841гг.

Государственного Совета                        в) 1897.

3) создание свода законов империи                г) 1810 г

4) крестьянская реформа П. Д. Киселева                д)1832 г.

5) денежная реформа С. Ю. Витте                е) 1881 – 1894 гг.

6) правление Александра III                        ж) 1796 – 1855 гг.

19. Отметьте события, относящиеся к царствованию Николая 1.

А) III отделение Канцелярии его императорского величества; б) реформа П. Д. Киселева; в)  кодификация законов;  г) образование «Союза благоденствия»; д) деятельность кружка Герцена и Огарева; е) Тильзитский мир, ж) Негласный комитет; з) Крымская война.

20. Определите, что это за понятие: «Общественно-политическое течение, отрицающее любые изменения в обществе, выступающие за сохранение старых порядков»

А) консерватизм;     Б) либерализм;     В) анархизм.

21. Определите, о ком идет речь: «Барон. Герой Отечественной войны 1812 года, участвовал в разгроме декабристов и следствии над ними. Личный друг Николая I, сосредоточил в руках огромную власть. Возглавлял III отделение».

А) С.С.Уваров; Б) П.Д.Киселев; В) А.Х.Бенкендорф; Г) Е.Ф.Канкрин

  1. Реформа отмены крепостного права касалась:

а) частновладельческих крестьян;                 б) государственных;

в) удельных;                г) вольноотпущенных.

  1. Военная реформа Александра II вводила:

А) рекрутскую систему комплектования армии; Б) всеобщую воинскую повинность; В) полки нового строя;

  1. Представителями либерального направления в общественном движении России в 1855 – 1881 годах были:

А) М. Н. Катков; К. П. Победоносцев;

Б) К. Д. Кавелин; Б. Н. Чичерин;

В) Н. Г. Чернышевский; Н. А. Добролюбов;

Г) М. А. Бакунин; П. Л. Лавров

  1. Идеология революционного народничества предусматривала:

А) проведение либеральных реформ;

Б) отрицательное отношение к капитализму;

В) Введение частной собственности на землю;

Г) Использование теории классовой борьбы.

  1. Кто из перечисленных народников был сторонником пропаганды?   А) Н. А. Морозов; Б) В. Н. Фигнер; В)  Г. В. Плеханов
  2. Перелом в русско-турецкой войне наступил после взятия русскими: а) Плевны; б) Шипки; в) Никополя.
  3. Какое из этих государств не  получило никаких территорий после Берлинского конгресса:

а) Англия; б) Россия; в) Германия; г) Австро-Венгрия

  1. Министром финансов при Александре III  был:

А) И. А. Вышнеградский; Б) А. А. Аракчеев; В) А. И. Барятинский

  1. Отметьте события, относящиеся к царствованию

А) Александра II  и Б) Александра III  

1) образование института мировых посредников;

2) Назначение Д. А. Толстого министром внутренних дел;

3) продажа Россией Аляски США;

4) русско-турецкая война;

5) изменение системы выборов в земства в пользу дворян-землевладельцев;

6) закон о «Кухаркиных детях»;

7) университетская реформа;

8) судебная контрреформа;

31.        Расположите события в хронологической последовательности: 

А) Крымская война; б) университетская реформа; в) создание «Союза Благоденствия»; г) циркуляр о «кухаркиных детях»; д) сражение на Шипке; е) деятельность М. М. Сперанского; ж) «хождение в народ»;

з) организация военных поселений; и) учреждение III отделения; к) сражение под Малоярославцем; л) реформа С. Ю. Витте ; м) создание группы «Освобождение труда»

32.        Заполните пропуски в тексте:

Революционное движение в России XIX века прошло несколько этапов. Сначала дворяне-радикалы, получившие название … (а), попытались изменить судьбу страны с помощью восстания, опираясь только на армию. В середине столетия им на смену приходят революционеры-демократы, получившие от И. С. Тургенева прозвище … (б). Они боготворят народ, особенно … (в), а в общине видят ячейку социализма. В 1890-е годы в революционном лагере России начинает набирать силу… (г), у истоков распространения которого стоит Г. В. Плеханов и организованная им группа … (д)

Россия в XIX веке

2 вариант

1.        Кто был инициатором введения экзамена на должность в 1810 году? А) М. Сперанский; б) А. Аракчеев;  в) Н. Новосильцев.

2.        Почему  Александр 1 отказался от введения проекта конституции М. Сперанского? А) Помешали крестьянские бунты,   Б) помешала русско-турецкая война; В) дворянство оказывало сопротивление реформам.

3.        В 1818 г. А. А. Аракчеев подал Александру 1 проект отмены крепостного права, по которому он предполагал: а) начать широкую покупку помещичьих имений с крепостными в казну,  б) ликвидировать помещичье землевладение, в) передачу всей земли крестьянам.

4.         Какой части населения русской деревни касался указ  о вольных хлебопашцах? А) государственных крестьян б) помещиков; в)  крепостных дворовых крестьян; г) помещичьих крестьян; д) жителей военных поселений.

5.        Как назывался договор, по которому Россия присоединилась к континентальной блокаде Англии?  

А) Эрфуртский, б) Шенбруннский; в) Тильзитский.

6.        Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи сельского священника. Некоторое время работал учителем. В начале правления Александра 1 он оказался в числе главных действующих лиц правительства. Именно ему Александр 1 поручил разработать проект государственной реформы. Именно о нем Наполеон сказал «Единственно светлая голова в России»».

А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев

7.        Кочубей; Чарторыйский; Новосильцев; Строганов. Что объединяет эти имена?

А) это герои Отечественной войны; Б) Все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра 1; В) Все они были единомышленниками Павла 1

8.        Кто возглавлял 2-ю русскую армию в Отечественной войне 1812 года?

 А) М. Барклай де Толли; б) П. Багратион,  в) И. Мюрат.

9.        Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи грузинских князей. Любимец армии, был бесстрашен в бою. В Отечественную войну 1812 года командовал второй армией. Настаивал на генеральном сражении. В Бородинском сражении получил тяжелое ранение»

А) М. Кутузов;        Б) М. Барклай-де-Толли;        В) П. Багратион

10.        В 1822 году Александр 1 издал указ, по которому…

А) помещикам разрешалось без всяких причин ссылать неугодных крестьян в Сибирь;

Б) запрещалось  ссылать неугодных крестьян в Сибирь;

В) запрещалось продавать дворовых людей.

11.        Вторая тайная организация будущих декабристов называлась: 

а) «Союз спасения»,  б) «Союз Благоденствия», в) «Союз офицеров»

12.        «Конституция » Н. Муравьева предполагала:  а) сохранение крепостного права; б) освобождение крестьян без земли; в) сохранение помещичьего землевладения.

13.        Какой строй устанавливался в России по проекту Н. Муравьева?        А) конституционная монархия,  б) демократическая республика,          в) Самодержавная монархия.

  1. Кодификация законов – это: а) написание новых законов; б) упразднение законов устаревших, вышедших из употребления; в) отбор существующих законов в единый кодекс; г) изменение системы суда и судопроизводства.
  2. Рекрутская повинность – это: а) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре; б) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии; в) государственный налог с крестьян на содержание армии; г) обязанность податного сословия выставлять определенное количество солдат.

16        Что из перечисленного входило в состав судебной реформы 1864 года: А) отделение полиции от следствия; б) состязательность сторон в ходе судебного разбирательства; в) наказание розгами лиц, признанных виновными; г) гласность суда; д) периодическая сменяемость судей; е) зарплата судей была одной из самых высоких в мире; ж) высшей судебной инстанцией стал Государственный совет.

17.Соотнесите даты и события:

1) царствование Николая 1                                а) 1837 – 1841гг.

2) учреждение III отделения                        б) 1839 - 1843 гг.

3) Русско-Турецкая война                                в) 1877 – 1878 гг.

4) крестьянская реформа П. Д. Киселева                г) 1826 г

5) проект  реформы М. М. Сперанского                д)1809 г.

6) денежная реформа Е. Ф. Канкрина                е) 1825 – 1855 гг.

18.        Какие из приведенных положений относятся к триаде С. С. Уварова:

 а) конституция; б) православие; в) веротерпимость; г) просвещение; д) самодержавие; е) земское самоуправление; ж) народность.

19. отметьте события, относящиеся к царствованию Александра 1.

А) III отделение; б) реформа П. Д. Киселева; в)  кодификация законов;  г) образование «Союза спасения»; д) деятельность кружка Герцена и Огарева; е) Тарутинский маневр, ж) Негласный комитет; з) Крымская война.

20.        Определите, что это за понятие: «Общественно-политическое течение, признающее необходимость изменений в обществе, но не признающая никаких насильственных действий»

А) консерватизм;     Б) либерализм;     В) анархизм.

21.        Определите, о ком идет речь: «Известный ученый-экономист, убежденный консерватор. Трезво оценивал возможности экономики России. Стремился ограничить государственные расходы. Главной своей задачей считал наведение порядка в денежном отношении».

А) С.С.Уваров; Б) П.Д.Киселев; В) А.Х.Бенкендорф; Г) Е.Ф.Канкрин

22.        В соответствии с положением 19.02.1861 года крестьяне получили личную свободу и:

А) получали землю за выкуп; б) землю получали безвоздмездно;

В) получали право покупки земли по рыночной цене; г) получали право на аренду земли у помещиков.

  1. После военной реформы Александра II:

А) офицером мог быть лишь дворянин; б) срок службы офицера ограничивался 25 годами; в) сократилась численность офицерского корпуса; г) офицером мог стать представитель любого сословия.

  1. Представителями консервативного направления в общественном движении России в 1855 – 1881 годах были:

А) М. Н. Катков; К. П. Победоносцев;

Б) К. Д. Кавелин; Б. Н. Чичерин;

В) Н. Г. Чернышевский; Н. А. Добролюбов;

Г) М. А. Бакунин; П. Л. Лавров

  1. Идеология революционного народничества предусматривала:

А) проведение либеральных реформ;

Б) отрицательное отношение к капитализму;

В) Введение частной собственности на землю;

Г) Использование теории классовой борьбы.

  1. Кто из перечисленных народников  был противником террора?

А) Н. А. Морозов; Б) В. Н. Фигнер; В)  Г. В. Плеханов

  1. Что удалось захватить русским в начале войны и удерживать на протяжении года: а) Плевну; б) Шипку; в) Никополя.
  2. Какое из этих государств не  получило никаких территорий после Берлинского конгресса:

а) Англия; б) Россия; в) Германия; г) Австро-Венгрия

  1. Министром внутренних дел при Александре II  был:

А) К. П. Победоносцев; Б) М. Т. Лорис-Меликов;

В) И. А. Вышнеградский;

  1. Отметьте события, относящиеся к царствованию

А) Александра II  и Б) Николая I

1) образование института мировых посредников;

2)  IIIотделение Канцелярии его Величества;

3) продажа Россией Аляски США;

4) русско-иранская война;

5) денежная реформа Е. Ф. Канкрина;

6) «Теория официальной народности» Уварова;

7) университетская реформа;

8) судебная реформа;

31.        Расположите события в хронологической последовательности: 

А) начало Кавказской войны война; б) университетская реформа; в) создание «Союза Спасения»; г) циркуляр о «кухаркиных детях»; д) сражение на Шипке; е) деятельность А. А. Аракчеева; ж) «хождение в народ»; з) организация военных поселений; и) учреждение III отделения; к) сражение под Малоярославцем; л) реформа С. Ю. Витте ; м) создание группы «Земля и Воля»

32.        Заполните пропуски в тексте:

Революционное движение в России XIX века прошло несколько этапов. Сначала дворяне-радикалы, получившие название … (а), попытались изменить судьбу страны с помощью восстания, опираясь только на армию. В середине столетия им на смену приходят революционеры-демократы, получившие от И. С. Тургенева прозвище … (б). Они боготворят народ, особенно … (в), а в общине видят ячейку социализма. В 1890-е годы в революционном лагере России начинает набирать силу… (г), у истоков распространения которого стоит Г. В. Плеханов и организованная им группа … (д)