Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников
рабочая программа (подготовительная группа)

Борисова Елена Александровна

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербург

 

Приложение к программе «Рабочая программа педагога-психолога для детей дошкольного возраста с ОНР, ТНР»

Программа игры с песком и водой

                                                Автор – составитель:

                                                                   Педагог-психолог Борисова Е.А.    

Санкт-Петербург

2019

Содержание

  1. Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи программы

1.2. Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала

1.3. Основные направления программы

1.4. Основная идея программы

1.5. Методическая литература, на основе которой была составлена программа

1.6. Сроки реализации программы

1.7. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

1.8. Проверка и оценка результатов использования программы

    2.  Тематическоепланирование

    3.  Планируемые результаты

    1. Пояснительная записка

  1. Цели и задачи программы

Цели и задачи:

   В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм  эмоциональной коррекции поведения».  А.В.Запорожец.

   Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.

   Разработаны программы коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.

Основная цель:

способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

   В соответствии с этой целью формируются

задачи:

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;

  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;

  • формировать позитивное отношение к своему «Я»;

  • формировать позитивное отношение к сверстникам;

  • развивать навыки социального поведения;

  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

  • cпособствовать проявлению эмпатии;

  • развивать фантазию и образное мышление;

  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

  • использовать метод песочной терапии в диагностических целях.

Концепция, заложенная в содержание учебно-развивающего материала

В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и  эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности  могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.

   Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

   В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

   Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком  как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

   В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей  устойчивого интереса к практической  и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

   Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

   Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.  Поэтому песочница так необходима в кабинете психолога.

1.3. Основные направления программы

   Инновационная педагогическая технология –песочная  игротерапия расширяет и дополняет основную общеобразовательную  программу дошкольного образования. 

Игровая деятельность

   Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

   Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

   Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

   В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое

   Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

- снизить уровень нервно – психического напряжения;

- способствовать возникновению положительных эмоций.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

   Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

   Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

   Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

   Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

   Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

   Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

   Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

Развитие речи

   Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей;

- используя  игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

-пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

1.4. Основная идея программы

Основная идея программы – используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

   Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

  • понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в  качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;

  • формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;

  • гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.

  • песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

1.5. Методическая литература, на основе которой была составлена программа

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб2004.

  1. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.

  1. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.

  1. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

  1. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

  1. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.

1.6. Сроки реализации программы

Программа реализовывается в течение трех лет. Программа используется для работы с детьми  средней, старшей и подготовительной к школе групп.

1.7. Формы и методы воспитательно-образовательного процесса

Методы

Наглядные методы включают в себя:

  • наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
  • наглядно - зрительные / дидактический материал /;
  • сенсорно - моторные / обследование /;
  • тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
  • формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие
    руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
    подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
  • элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж,
    дыхательные упражнения, тактильные обследования /.

Словесные методы:

  • объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
  • указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
  • вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
  • Пояснения, уточнения;

Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.

Практические методы:

  • метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
  • игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.

Формы:

            Индивидуальные игры

   Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.  

Групповые игры

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

1.8. Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы

Уже на первом  можно узнать очень многое о ребёнке:

•  состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

•  уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

•  уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

•  сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

•  личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

•  уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

•  уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

•  эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

•  стиль семейных отношений (диалоги между героями);

•  уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

•  устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

•   воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:

•  уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);

•  уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

•  умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;

• на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

  1.   Тематическое планирование

Проводится как занятие или часть занятия один раз в две недели.

Тематический план работы с песком с детьми средней группы.

Месяц

Неделя

Игры и занятия

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

«Угадай на ощупь»

«Я, волшебник»

Октябрь

1 неделя

2 неделя

«Чего не стало?»

«Домишки для муравьишки»

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«Жили – были…»

«Найди больше»

Декабрь

1 неделя

2 неделя

«Лесные жители»

«Бабушкин дворик»

Январь

2 неделя

«Сказочная страна»

Февраль

1 неделя

2 неделя

«Жила – была рыбка…»

инсценировка сказки «Колобок»

Март

1 неделя

2 неделя

Инсценировка сказки «Колобок на новый лад»

«Какой, какая, какое?»

Апрель

1 неделя

2 неделя

«Математический диктант»

«На поляне расцвели ..»

Май

1 неделя

2 неделя

«Нелепицы»

«Создай, что хочешь»

Тематический план работы с песком  для детей старшего дошкольного возраста.

Месяц

Неделя

Игры и занятия

Сентябрь

2 неделя

4 неделя

«Путешествие в Волшебную страну»

«Что спряталось в песке?»

Октябрь

2 неделя

4 неделя

«Упражнения с палочками»

Инсценирование сказки «Теремок»

Ноябрь

2 неделя

4 неделя

«Отгадай загадку»

«Волшебный лес»»

Декабрь

2 неделя

4 неделя

«Водный мир»

«Сделай цифру из песка»

Январь

2 неделя

4 неделя

«Секретики в песке»

«Планета Динозавров»

Февраль

2 неделя

4 неделя

«Пустыня»

«Узнай букву и назови звук»

Март

2 неделя

4 неделя

«Выложи из палочек и загадай загадку»

Инсценирование сказки «Зайкина избушка»

Апрель

2 неделя

4 неделя

Путешествие в сказку «Домики для трех поросят»

«Бабушкин дворик»

Май

2 неделя

4 неделя

Создание картины «Лес»

«Необычайная история»

  1. Планируемые результаты

Работа по теме «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста» позволяет достичь  следующих результатов:

  • игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;

  • дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;

  • песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого

( формирование эмпатии );

  • игры с песком и водой  позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;

  • в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;

  • в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций/особенно тактильной чувствительности/;

  • игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка на песке (занятие по песочной терапии для детей раннего возраста).

Занятия помогают раскрыть способности, использовать ресурсы, проявить свою активность, удовлетворять потребности, получать удовольствие от жизни и повышать стрессоустойчивость....

Солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии).

Солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии).Цели занятия:1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.3. ...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

Методическая разработка «Конспекта солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии). «

Методическая разработка «Конспекта солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии). «...

Солнечная сказка на песке. (занятие по песочной терапии).

Гармонизация психоэмоционального состояния детей.Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения. Активизация словарного запаса....

Консультация для педагогов Тема: «Песочная терапия для дошкольников. Чудеса на песке»

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотвор...

Песочная терапия.Использование песочной терапии с дошкольниками с ОВЗ.

Статья раскрывает метод песочной терапии, как средство коррекционной помощи детям с ОВЗ....