Песочная терапия.Использование песочной терапии с дошкольниками с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике

Павловская Ирина Анатольевна

Статья раскрывает метод песочной терапии, как средство коррекционной помощи детям с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.

Использование песочной терапии в работе с дошкольниками.

Содержание.

Введение………………………………………………………………. 3

1. Теория метода песочной терапии………………………………….4

2. Практическое применение метода песочной терапии……………8

3. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками…11

Заключение…………………………………………………………....14

Список литературы…………………………………………………...16


Введение.

Можно было выделить работу с песочницей как отдельный этюд, как часть терапии искусством или же как метод работы с детьми. Часто психотерапевты используют этот метод только при работе с детьми, но и для взрослых работа с песком открывает множество тайн и дает возможность обращаться к внутренней силе и творческому потенциалу.

Заходя в комнату с песочницей, дотрагиваясь до песка и позволяя рукам играть с ним, перебирать, разговаривать с ним и слушать его, как будто попадаешь в волшебную страну, где внутренний мир становится реальностью, которую можно пощупать. Стоит только вспомнить с каким удовольствием не только дети, но и взрослые зарываются в песок на пляже, строят замки и целые миры из песка! Приятное ощущение песка в руках, крохотных крупинок, которые отражают наше экзистенциальное одиночество в этом огромном мире с одной стороны, и целостности со всем миром с другой, вызывает самые разнообразные чувства. Поэтому комната с песочницей становится совершенно особенным местом, причем не только для клиентов, но и для терапевтов. Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это прекрасное средство для «заботы о душе».

Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, конечно, перспективное будущее.

1.Теория метода песочной терапии.

Корни песочной терапии в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит, как это ни странно, знаменитому писателю Герберту Уэллсу. Воспитывая своих сыновей, он заметил, что в минуты волнения и расстройства им не хватает слов, чтобы выразить свои чувства. Их руки гораздо скорее находили средства выражения, когда дети играли. Фантаст собрал для них коллекцию маленьких игрушек - своего рода словарь недостающих в языке слов. По следам детских игр вышла его книга «Игры на полу».

Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Идею подхватила педиатр и психолог Маргарет Левенфельд, позволившая детям играть с песком в своем кабинете. Первоначально песочница стояла на полу, так же как обычная песочница во дворе. Затем песочницу подняли на уровень удобный для ребенка. Техника, созданная, по сути, детьми, из ее кабинета перекочевала в детские воспитательные учреждения, а затем и в кабинеты юнгианских аналитиков. Песочная терапия - продолжение юнгианской техники свободного фантазирования. Она позволяет человеку, не только маленькому, но и взрослому, выразить невыразимое.

К.Г.Юнг утверждал,  что процесс “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”. Но песочная терапия претерпевала изменения в зависимости от того кто пытался ее использовать. В зависимости от направления психотерапии, песочная терапия описывается различными терминами. Например,  Кальфф делает акцент на Эго и утверждает, что "игра с песком предоставляет возможность избавится от психологических травм.  Мариол Вебер и Рейчел Наоми Ремен делают акцент на целостности, которая достигается с помощью песка. Они утверждают, что "здесь происходит выражение и слияние нашего мышления, тела, духа и чувств. И получившаяся картина имеет свой смысл на каждом из этих уровней. Нет сомнения, что в этой целостности и заключается исцеление. Получается, что в самом средоточии боли, сквозь страдание и страх, проявляется лежащая в основе человека целостность, и это приносит исцеление".

Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею "техника построения мира" приобрела известность. В 1935 году она опубликовала книгу под названием "Игра в детстве". Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг. Он посоветовал своей ученице  Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой М. Ловенфельд.  Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском языке вышла ее книга "Песочная терапия".

Юнг считал, что человек подчас не осознает, насколько сложен и богат его внутренний мир. "Тот, кто собирается изучать душу, не должен путать ее с сознанием, иначе он скроет предмет исследования от собственного взора", - писал он. Не только ярко осознаваемые мысли, чувства и ощущения составляют содержание нашей души, но и образы, рождаемые в сумерках личного бессознательного - то, что с нами когда-то происходило, а потом забылось; то, что было вытеснено. А где-то там, в глубинах бессознательного, скрыт еще и коллективный опыт наших предков… Юнг, как известно, считал, что существуют общие для всех людей мифологические мотивы, которые таятся в глубине бессознательного, - "архетипы". Они могут ожить в игре человека с песком наряду с его личными знаковыми понятиями.

Занимаясь творчеством, человек ведет активный диалог со своим бессознательным. Вдохновленный, он черпает из него идеи и образы. Они получают материальное воплощение - в камне или на холсте, слове или песке. Быть может, человек не поймет - но почувствует, что у него есть проблемы, что необходимы перемены, и захочет перемен - тогда образы могут быть осознаны. Человек поведет диалог со своими творениями. Возникнет возможность двигаться дальше в своем развитии, создавать новые образы, не похожие на прежние. Только неосознанное бессознательное - источник комплексов, искажающих самосознание.

Дора Кальфф исходила из гипотезы своего учителя, согласно которой психике человека присуще стремление к целостности и самоисцелению. Она утверждала, что в процессе "песочной терапии" происходит развитие самосознания пациента. При этом ландшафты, создаваемые взрослыми клиентами, отражают те же стадии психического развития, что и работы детей. Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек "отрабатывает" свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис.  

Человек в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

    Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Преимущества  песочной терапии заключаются в следующем:

- она помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков);

- освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации;

- актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;

- дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов;

- дает возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни.

В песочной терапии выделяют три стадии игры с песком.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.  На стадии “хаоса” ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через “хаос” происходит постепенное “проживание” психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации, позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия “хаоса” может занимать от 1 до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине  уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадию “борьбы” можно наблюдать у сложных детей, подростков взрослых. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения.  Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии “разрешения конфликта” можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики».

2. Практическое применение метода песочной терапии.

Песочная терапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с трехлетних детей. Некоторые считают, что этот метод ведет к психоанализу, однако наш опыт показывает, что это самостоятельный метод терапии.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых,  это делает прекрасным средством для “заботы о душе”  именно так переводится термин “психотерапия”.

  Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:

-с целью диагностики;

-с целью оказания первичной психологической помощи;

-в процессе краткосрочной психотерапии;

-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

    За десятки лет консультирования учениками Юнга был накоплен большой опыт, и в итоге они пришли к выводу, что существуют некоторые оптимальные характеристики, при соблюдении которых сеансы проходят наиболее эффективно. К ним относится, например, голубой цвет песочницы, в которой играет клиент (ребенок или взрослый), ее размер и высота бортиков. Что еще является необходимым - это миниатюрные игрушки для песочницы. Эти игрушки должны быть очень разнообразны и позволять обращаться ко всем сторонам жизни. Игрушки располагаются на полках так, чтобы каждая была видна. Расставлять их можно в определенном порядке, но порядок не должен быть слишком жестким, т.к. человек, использующий игрушки должен чувствовать себя свободно. Игрушки должны быть разными по материалу, фактуре, цвету - это тоже имеет значение.

Можно выделить несколько категорий предметов:

Люди. Это должны быть разные люди - разных национальностей, рас, возрастов, профессий, категорий. Здесь также важно расположить архетипических персонажей - королев, шаманов, колдунов, волшебников. То есть важно постараться собрать разных людей - и реальных и воображаемых.

Животные - домашние, дикие, мифические, доисторические.

Символичные предметы - яйца, зеркала, бабочки (как символ перехода из состояния в состояние), кости.

Духовные символы - Будда,  распятия, шестиконечные звезды, кристаллы, свечи, подсвечники, кресты.

Здания и мебель. Это могут быть замки, дома, памятники, церкви, башни. Предметы, которые объединяют или соединяют - нитки бусинок, мосты, лестницы,  заборы, камушки, фасоль, зернышки.

Средства передвижения - машины, поезда, самолеты, лошади, лодки. Растительность - цветы (живые и мертвые), деревья, кусты, мох, веточки. Просто "вещи" - деньги, пуговицы, перышки.

Выбирая предметы для песочницы важно спрашивать себя, что может олицетворять данная вещь, может ли она быть символичной или важной, и тогда предметы для песочницы можно найти где угодно, например, у себя дома. Мы всегда окружаем себя вещами, которые являются для нас символами, но не всегда понимаем, что они значат для нас. Одна из задач песочной терапии, помочь человеку это понять.

   Сам процесс работы с песочницей действительно похож на некое таинство. Работа начинается с того, что человек "знакомится" с песком - сначала просто присутствует, слушает свое дыхание, смотрит на песок, затем погружает в него руки, перебирает. Возможно, при работе с песочницей использовать музыку, можно делать это в полной тишине. Главное для человека, начать чувствовать песок и этот мир, и когда это начинает происходить, все вокруг изменяется. Потом человек берет корзину, и идет выбирать игрушки, причем важно выбирать их не прикидывая сразу, что она для него значит или как можно ее использовать, а просто откликаясь на "призыв" той или иной игрушки и при этом очень важно доверять своим чувствам.  После того как игрушки собраны, можно расставлять их на песке, создавая при этом свой мир. В этом процессе важно не задумываться, не оценивать и не анализировать. Когда процесс построения мира закончен, важно, чтобы прозвучала история. Здесь можно задавать любые вопросы, если они помогают человеку исследовать этот мир и те чувства, которые он вызывает. Можно предложить посмотреть на созданную картину с разных сторон, что поможет расширить спектр видения или же изменить его.  Важно здесь - присутствовать и следовать за клиентом.

          В процессе работы с песочницей многие вещи становятся видимыми. В отличие от лепки или рисунка, при работе с песком не требуется никаких умений, что позволяет клиентам более легко идти на предложение консультанта обратиться к песку. Работу с песком можно использовать и в группе, если песочницу разделить на несколько сигментов (по количеству участников). Работа с песочницей хранит в себе множество преимуществ и позволяет использовать творческую энергию не только самого клиента, но и консультанту. Соприкасаясь с песком, мы соприкасаемся с неизвестностью, страхами, пустотой, и песок учит нас использовать это в свою пользу. Используя песочницу в группе, достигается атмосфера доверительности, целостности и соприкосновения с мудростью как каждого отдельного участника, так и группы в целом.

3.Использование песочной психотерапии в работе с дошкольниками.

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: “Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают  здоровое функционирование психики”.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и чувства—наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

  Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

          Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная   экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих “агрессора” и его “жертву”. Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

   Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР.  В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.  Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Можно применять игры в песке на развитие фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, на развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, при обучении чтению и письму.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Заключение.

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Идея песочницы великолепна, поскольку песок — тот удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.

Для многих людей облечение мысли в слово — трудно, особенно для детей. Однако существует еще и язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. В рисунке, пластилине рука тоже выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики песочницы.

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.


Литература.

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие М.: Сфера, 2002г.

2. Мамайчук И.И.  Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии – Спб.: Речь, 2003г.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная терапия.-Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Презентация "Песочная терапия для дошкольников"

О развитии познавательных, коммуникативных способностей у дошкольников через песочную терапию...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ для дошкольников.

Использование цветного песка для развития детей....

09.02.2018 г. Повышение квалификации "Песочная терапия и арт - терапия с дошкольниками"

Прошла повышение квалификации на отделении дополнительного образования ООО "Издательство "Учитель" по дополнительной профессиональной программе "Песочная терапия и арт-терапия с до...

Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, стра...

Песочная терапия для дошкольников

Подготовила педагог-психолог: Трунова Т.А.ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ для дошкольниковИгры с песком (sand-play) – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия, как одн...

Применение ТРИЗ-технологии в песочной терапии для дошкольников

Применение ТРИЗ-технологии в песочной терапии для дошкольниковТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Многие педагоги и родители ...