Консультация для воспитателей на тему: «Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания».
консультация

Станичная Елена Алексеевна

Консультация для воспитателей на тему:

«Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания».


    Ребёнок уже с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Однако, такой подход носит фрагментарный, эпизодический  характер: логические  задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.
    Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. 

    Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы. Метод проектной деятельности был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 – 1952) и не является принципиально новым.   По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой , прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.
 

Так что же такое проектная деятельность?
     Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.
    Основной тезис  современного понимания метода проектов: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне  это надо  и  где  и как  я  могу  эти знания  применить».   
    Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
      По сути своей, проект - это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.

 

Проект  - это пять  «П»:

    Спецификой проекта является его комплексный  характер, то есть  проектная деятельность  позволяет интегрировать  образовательные области  в свете современных требований («Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»).
     Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
     Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
 

Задачи развития:
 

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.
        Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
    Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.
     

     В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1.    Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2.    Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
3.    Информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
4.    Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
 

Значимы и другие виды проектов, в том числе:
•    комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
•    межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
•    творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
•    групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
•    индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
•    исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).


План работы воспитателя по подготовке к проекту:
1. Постановка цели проекта (исходя из интересов детей)
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, дети обсуждают план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор (накопление материала).
6. Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта (разнообразные формы представления).
 

Этапы  реализации проектной деятельности:
1.ВЫБОР ТЕМЫ (источники могут быть разные: события, праздники, даты, явления, предметы,  и т.д.).

Ключевые вопросы: Что мы знаем? Что хотим узнать?
2.СБОР СВЕДЕНИЙ.  Ключевой вопрос: Что мы узнали?
Создание условий для познавательной деятельности в разных формах: литература, предметы, опыты, эксперименты, встречи, экскурсии, телефонные звонки и т. д.
3.ВЫБОР ПРОЕКТОВ обсуждается вместе с детьми. Ключевые вопросы: Почему этот проект выбираем? Что хотим получить в конце? Что необходимо для реализации?
Предложить варианты. Их обсудить. Сделать выбор. Наметить шаги для реализации, распределить роли, план деятельности.
4.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ. Необходимо создать условия для реализации. Участие детей в разных видах деятельности. Ключевые  вопросы: Что мы делаем с тем, что узнали? Что получается? Что не получается? Что еще нужно?
Ответ – практический. Создание нового продукта: праздник, спектакль, благотворительное дело, газета, книга, практическое дело и т.д.
5.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ. Ключевой вопрос: Что получилось?
Некоторые проекты – «самопрезентующиеся» - спектакли, концерты, в которых дети участвую в разных ролях. Но необходимо участие детей и в организации: где, когда, кого пригласить, какие сделать билеты? Для других  - необходимы специальные формы: выставки, в которых дети участвуют как экскурсоводы, авторы изделий…
 

Правила для педагогов при работе над проектом:
1.    Глубоко изучите тему проекта.
2.    При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу.
3.    Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4.    Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5.    Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6.    Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7.    Последовательно и регулярно работайте над проектом.
8.    Создавайте атмосферу сотворчества.
9.    Используйте индивидуальный подход.
10.    Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
11.    Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая  конкретное участие, соблюдайте  добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.

 

    Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu2.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания».


    Ребёнок уже с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Однако, такой подход носит фрагментарный, эпизодический  характер: логические  задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.
   Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. 

    Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы. Метод проектной деятельности был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 – 1952) и не является принципиально новым.   По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой , прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

Так что же такое проектная деятельность?
     Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.
   Основной тезис  современного понимания метода проектов: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне  это надо  и  где  и как  я  могу  эти знания  применить».   
   Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
     По сути своей, проект - это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.

Проект  - это пять  «П»:

    Спецификой проекта является его комплексный  характер, то есть  проектная деятельность  позволяет интегрировать  образовательные области  в свете современных требований («Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»).
    Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
    Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Задачи развития:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • Развитие познавательных способностей;
  • Развитие творческого воображения;
  • Развитие творческого мышления;
  • Развитие коммуникативных навыков.
       Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
    Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.

     В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1.    Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2.    Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
3.    Информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
4.    Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Значимы и другие виды проектов, в том числе:
•    комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
•    межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
•    творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
•    групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
•    индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
•    исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).


План работы воспитателя по подготовке к проекту:
1. Постановка цели проекта (исходя из интересов детей)
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, дети обсуждают план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор (накопление материала).
6. Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта (разнообразные формы представления).

Этапы  реализации проектной деятельности:
1.ВЫБОР ТЕМЫ (источники могут быть разные: события, праздники, даты, явления, предметы,  и т.д.).

Ключевые вопросы: Что мы знаем? Что хотим узнать?
2.СБОР СВЕДЕНИЙ.  Ключевой вопрос: Что мы узнали?
Создание условий для познавательной деятельности в разных формах: литература, предметы, опыты, эксперименты, встречи, экскурсии, телефонные звонки и т. д.
3.ВЫБОР ПРОЕКТОВ обсуждается вместе с детьми. Ключевые вопросы: Почему этот проект выбираем? Что хотим получить в конце? Что необходимо для реализации?
Предложить варианты. Их обсудить. Сделать выбор. Наметить шаги для реализации, распределить роли, план деятельности.
4.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ. Необходимо создать условия для реализации. Участие детей в разных видах деятельности. Ключевые  вопросы: Что мы делаем с тем, что узнали? Что получается? Что не получается? Что еще нужно?
Ответ – практический. Создание нового продукта: праздник, спектакль, благотворительное дело, газета, книга, практическое дело и т.д.
5.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ. Ключевой вопрос: Что получилось?
Некоторые проекты – «самопрезентующиеся» - спектакли, концерты, в которых дети участвую в разных ролях. Но необходимо участие детей и в организации: где, когда, кого пригласить, какие сделать билеты? Для других  - необходимы специальные формы: выставки, в которых дети участвуют как экскурсоводы, авторы изделий…

Правила для педагогов при работе над проектом:
1.    Глубоко изучите тему проекта.
2.    При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу.
3.    Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4.    Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5.    Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6.    Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7.    Последовательно и регулярно работайте над проектом.
8.    Создавайте атмосферу сотворчества.
9.    Используйте индивидуальный подход.
10.    Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
11.    Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая  конкретное участие, соблюдайте  добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.

    Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей На тему:«Организация продуктивной деятельности на прогулке в зимнее время»

Цель консультации: систематизировать знания педагогов по организации продуктивной деятельности детей на  прогулке в  зимнее время.Прогулка для ребенка — это познание окружающей действительно...

Консультация для воспитателей На тему: «Организация продуктивной деятельности на прогулке в зимнее время»

Консультация для воспитателей На тему:  «Организация  продуктивной деятельности на  прогулке в  зимнее время»...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование проектной деятельности во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного воспитания»

Дошкольное детство – уникальный период в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Работа с семьями воспитанников должна у...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Организация проектной деятельности с использованием инновационных технологий, методов и приемов».

В методической разработке приведены примеры инновационных технологий, методов и приемов, которые можно использовать на разных этапах проектной деятельности. При их использовании решаются разнообразные...

Консультация для воспитателей на тему: «Организация театрализованной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стр...

Консультация для педагогов на тему: «Организация проектной деятельности, в условиях реализации программы «Вдохновение»

Образовательная практика в дошкольном учреждении, оптимально поддерживающая образовательно-развивающий потенциал детей, большее значение придает совместным образовательным процессам, ориентированным н...