Перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.
картотека (младшая, средняя, старшая группа)

Пахомова Светлана Рамильевна

Играем дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perechenigrovyhuprazhnarazvitpoznavprotsessov.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти,

мышления у детей дошкольного возраста

Упражнение №1. «Кого не стало?»

На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество постепенно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с 2 и далее. Далее детям предлагается закрыть глаза, а педагог убирает одну из игрушек. Дети отгадывают, какой игрушки не стало. В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две-три игрушки.

Упражнение №2 «Кто лишний?»

На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Их название проговаривается. Затем ребёнок закрывает глаза, а педагог добавляет ещё одну игрушку. Ребёнок должен показать и назвать игрушку, которая появилась. В усложнённом варианте добавляется не одна, а две и более игрушек.

Упражнение №3.

На столе выставляются 2-4 игрушки. Ребёнку даётся время их рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребёнок по памяти находит те игрушки, которые были выставлены на столе.

Упражнение №4.

На столе выкладываются картинки одного размера и одной тематики («одежда», «игрушки» и т.д.). Количество зависит от возраста и умственного развития ребёнка. Педагог быстро показывает ребёнку 2-3 картинки из общей стопки, а затем раскладывает их вместе с другими. Ребёнок должен показать и назвать предъявленные ему картинки.

При усложнении игры ребёнок должен не только найти заданные картинки, но и расположить их в той последовательности, в которой их показывал взрослый.

Упражнение №5 «Что я назвала?»

Педагог произносит ряд слов, а ребёнок выбирает соответствующие картинки, выставленные на доске (фланелеграфе)

Упражнение №6 «Повтори за мной»

Ребёнок внимательно слушает слова, сказанные педагогом, а затем повторяет их. Сначала даётся два слова, затем три и т.д.

Упражнение №7 «Машина клумба»

На фланелеграф (или доску) помещаются цветы разные по цвету. Приходит кукла Маша в красном сарафане. Для неё нужно выбрать только красные цветы.

Аналогично работа проводится с другим цветом.

Упражнение №8 «Кто самый внимательный?»

Надо найти в комнате как можно больше предметов определённого цвета.

Упражнение №9 «Какой предмет лишний?»

Из набора предметов или картинок надо найти то, что не подходит по цвету, форме или величине. Усложнённый вариант - предполагается различение предметов по двум признакам (цвет - величина)

Упражнение №10«Назови одним словом»

Ребёнку предлагаются предметы одной группы: «яблоко, груша,апельсин», «рубашка, кофта, брюки» и т.д. Ребёнок  обобщает их одним словом (фрукты, одежда и т.д.)

Упражнение№11 «Четвёртый лишний»

Выбор лишней игрушки, картинки, предмета из предложенных (яблоко, апельсин, груша, морковь; кукла, кубик, мяч, тарелка и т.д)

При усложнении игра проводится на вербальном уровне (без опоры на наглядность)

Упражнение №12 «Найди меня»

На карточках изображены овощи или фрукты. Ребёнку даётся набор муляжей для соотношения их с изображениями на карточках.

Упражнение№13 «Чья тень?»

На карточке наклеены силуэты предметов чёрного цвета. Детям раздаются цветные картинки, соответствующие изображённым силуэтам. Картинки раскладываются по местам (соответственно своей «тени»)

Упражнение№ 14 «Чего не хватает?»

Ребёнку предлагается серия рисунков с изображением предметов. У каждого предмета не хватает существенной детали (собака без хвоста, машина без колеса, стол без ножки ит.д.). Ребёнок называет недостающую деталь.

Упражнение№15 «Какие предметы спрятались?»

Ребёнку предлагаются контуры предметов, наложенные друг на друга. Ребёнок называет «спрятанные» предметы.

Упражнение№16 «Собери картинку»

Ребёнку предлагается картинка, разрезанная на части. Надо собрать части так, чтобы получилась целая картинка. Сначала предлагается картинка, разрезанная на 2 части, затем на 3 и т.д.

Работа с разрезной картинкой помогает педагогу выяснить:

- как ребёнок справляется с комбинированием

-как соотносит части и целое

-действует ли он при составлении картинки методом подбора или старается представить в уме картинку в целом

Упражнение№17

 «Загадки»

Одним из продуктивных приёмов работы, направленных на развитие мыслительной деятельности, является работа с загадками. На начальных этапах работы с загадками детям предлагаются опорные картинки для выбора.

Загадки используются как в стихотворной форме, так и описательные, например, рыжая, пушистая, с длинным хвостом (лиса) После отгадывания описательной загадки, ребёнка можно спросить: «Какая лиса?» (рыжая, пушистая, с длинным хвостом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста

Развитие фонетико-фонематических представлений у детей дошкольного возраста включает следующие разделы:Развитие языкового анализа и синтеза.Развитие фонематического восприятия.Предлагаем рассмотреть в...

Использование игр и игровых упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Теоретическая  часть.1.Роль игры во всестороннем развитии детей дошкольного возраста.2.Классификация игр.3.Дидактические игры,  их разнообразие , структура .4.Специфика игр математического с...

Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста и правила проведения занятий

О пользе мелкой моторики для общего развития ребёнка наслышаны многие родители. Не случайно оригинальные упражнения, игры и занятия по специальным методикам интересуют современных мам и пап, придержив...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ .

Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности...

Игровые упражнения на развитие внимания, памяти, мышления для дошкольников 6-7 лет

Пособие позволяет подготовить руку ребенка к письму, развить моторику, а так же мышление, внимание и память. Ребенок овладеет навыками рисования по клеточкам, научится сопоставлять и анализировать....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МИМИКИ И ЭМОЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.»

Цель:    Совершенствовать эмоциональное развитие детей дошкольного возраста опираясь на возрастные возможности детей, используя сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовы...

Игровые задания для развития внимания "Найди лишнее" у детей дошкольного возраста

Данные задания способствуют развитию внимания у детей дошкольного возраста....