Консультация для воспитателей "Развитие монологической речи у дошкольников"
методическая разработка

Стрельчикова Татьяна Васильевна

Презентация. Консультация для воспитателей на тему "Развитие монологической речи у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_monologicheskoy_rechi1.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей Развитие монологической речи у дошкольников Автор презентации Стрельчикова Т.В. воспитатель ГБДОУ д/с № 12

Слайд 2

Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Слайд 3

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности

Слайд 4

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Слайд 5

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого дети должны овладеть целым рядом умений: умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба) умение беседовать на различные темы, умение говорить спокойно , с умеренной громкостью, доброжелательным тоном ; владение разнообразными формулами речевого этикета, умение использовать мимику и жесты, умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.

Слайд 6

Требования к диалогической речи Ранний возраст . понимание речи окружающих и использование активной речи детей как средства общения Младший дошкольный возраст выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?) Средний дошкольный возраст вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях Старший дошкольный возраст участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника формулировать и задавать вопросы формирование культуры общения

Слайд 7

Монологическая речь Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует более лучшей памяти, напряжения внимания к содержанию и речи. Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ.

Слайд 8

Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. Пересказ является более простой формой монологической речи по отношению к рассказу. Ребёнок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца – воспитателя ( словарь, синтаксические конструкции , композиция, выразительность). Требования к пересказам детей 1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста. 2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения. 3. Последовательность и связность пересказа. 4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами. 5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз. 6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Слайд 9

Существуют разные виды пересказа: - подробный или близкий к тексту; - краткий или сжатый; - выборочный; - с перестройкой текста (не от первого, а от третьего лица и наоборот), - с творческими дополнениями. пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона), инсценированный пересказ Методика обучения пересказу Во второй младшей группе педагог учит следить детей за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста: первоначально в форме ответов на вопросы, затем детей можно привлекать к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном раскрывании сказки) Начиная со средней группы в д\с проводятся занятия по пересказу литературно-художественных произведений .

Слайд 10

Методика обучения пересказу В старшей и подготовительной к школе группах дети учатся в пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. Структура занятия по пересказу 1 . Вводная часть. Ее цель заключается в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, что может достигаться путем вступительной беседы, показа картинки, напоминания наблюдения, загадки. 2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщается его название, жанр, автор. 3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста. 4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ. 5. Пересказы детей. 6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, плоскостного, пальчикового театров, игр-драматизаций детей.

Слайд 11

Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. «Программа воспитания в детском саду» ставит перед педагогом такие задачи: Учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, П равильно отражать в речи воспринятое, Рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, Приучать дошкольников рассказывать не торопясь; Помогать им находить нужные слова, выражения, Поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств; Развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.

Слайд 12

Обучение рассказыванию В старшей и подготовительной к школе группах дети учатся в пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. Рассказ – самостоятельно составленное развёрнутое изложение какого-либо факта или события. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа ( описание, повествование, рассуждение ) Составление рассказа (по заданию) – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребёнок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования .

Слайд 13

Виды рассказывания 1. Рассказывание по игрушкам и предметам. 2 . Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам) 3 . Рассказывание из личного опыта 4 . Рассказывание по картине .

Слайд 14

1 Приемы обучения детей рассказыванию по игрушкам и предметам - образец рассказа - совместное рассказывание . - план рассказа - моделирование - коллективный разбор плана . анализ образца рассказа

Слайд 15

Рассказывание о предметах Младший дошкольный возраст. Цель: описание игрушек, овощей, фруктов, одежды, детей, предметов быта с опорой на восприятие, последовательно задаваемые педагогом вопросы и речевой образец. Структура занятия: Рассматривание и исследование предмета (предметов). Беседа с детьми. Совместное рассказывание. Упражнение на построение предложений. Отвечая на вопросы педагога, дети называют предмет, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, качества, свойства, назначение, его действия), подбирают сравнения, определения (с помощью воспитателя). Речевой образец воспитателя. Занятие можно закончить чтением литературного произведения (например, «Курочка» Е.И.Чарушина , «Петушок с семьей» К.Д.Ушинского , загадок, потешек, прибауток и т.д.)

Слайд 16

Рассказывание о предметах Средний дошкольный возраст. Цель: подводить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец, а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему). Структура занятия: Рассматривание и исследование предмета (нескольких предметов). Беседа с детьми. Описание исследуемых игрушек. Называние признаков внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств, действий с игрушкой, побуждающих ребенка рассказать, как он к ней относится, что еще знает про нее, кроме того, что назвали другие дети. Упражнение в использовании распространенных предложений, высказываний из 2 – 3 предложений. Целевая установка на рассказ. Со второй половины года дети составляют рассказ по плану, предложенному педагогом («Расскажи, какая это игрушка, из чего она сделана, как с ней можно играть») или по схеме описательного рассказа. Речевой образец педагога, который дается в разных частях занятия, по ситуации. (По образцу дети должны составить рассказ о другой, аналогичной игрушке.) Рассказы детей (3 – 5) с оценкой воспитателя.

Слайд 17

Старший дошкольный возраст. Цель: учить составлять описательный рассказ разных предметов быта, природы, игрушек, людей по плану и схеме. Описание с опорой на восприятие и по памяти. Структура занятия: Рассматривание предметов / предварительная беседа. Целевая установка на рассказ по плану / по схеме. Речевой образец воспитателя. Рассказы детей по аналогии с образцом (3 - 5). Оценка рассказов детьми, добавление к рассказам. Повторный рассказ, включающий добавления / лучший образец рассказа. Итоги занятия . Подготовительная к школе группа. Цель: совершенствовать умение детей составлять описательные рассказы, учить проявлять инициативу в отборе фактов и объектов для своих рассказов, в выборе рассказчиков, формировать умение дополнять и оценивать выступления сверстников. Рассматривание предметов / предварительная беседа. Целевая установка на рассказ по плану / схеме. Наметить план / предложить схему. Рассказы детей с оценкой. При добавлениях рассказы повторяются целиком с этими добавлениями. Названный ребенок может выбрать объект рассказа и рассказчика. Итоги занятия. Речевой образец используется в случае затруднений детей. Можно воспользоваться литературным образцом.

Слайд 18

Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы:

Слайд 19

Творческое рассказывание: Цель : учить детей, в рамках предложенного сюжета, придумывать завязку, ход события и развязку, описывать время и место действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы, эмоционально передавать переживания действующих лиц. Развивать творческое воображение. Виды творческих рассказов: Придумывание продолжения и завершения рассказа: воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети (например, начало рассказа Л.А.Пеньевской «Как Миша варежку потерял»). Другие темы: «Случай в лесу», «Как взрослый еж выручил ежонка», «Медвежонок на прогулке», «День рождения зайца». Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя («Приключения ежика»). Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем, без плана («Какая игрушка понравилась Лене в детском саду», «День рождения лисы», «Как заяц в лесу гулял», и др.) Продумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. («Кто интереснее придумает сказку».)

Слайд 20

Обучение творческому рассказыванию. Особенностью творческого рассказывания является преобразование имеющегося опыта на материале воображения .

Слайд 21

Творческое рассказывание Структура занятия: Предварительная беседа. Целевая установка с называнием темы, сюжета рассказа. Обсуждение плана / схемы. Подробный разбор одного из пунктов плана (самого интересного и трудного). Отбор лучших вариантов Кратковременное обдумывание. Рассказы детей / коллективное рассказывание. Оценка рассказов детьми и воспитателем (Насколько придерживались плана и сумели ли раскрыть замысел). Итоги занятия. Примечание: В начале обучения допускается речевой образец части или всего рассказа, а также совместное рассказывание.

Слайд 22

Рассказывание из личного опыта Младший и средний дошкольный возраст – через индивидуальное общение, беседы с детьми (индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад»). Старший дошкольный возраст – организуются специальные занятия. Виды рассказов: Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Кто обедал в птичьей столовой»); Сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»); Описательный рассказ на основе сравнения разных времен года («Наш участок зимой и летом»); Описательный рассказ о каком – нибудь времени года («Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени»); Коллективное составление письма (заболевшему товарищу, Деду Морозу и т.д.)

Слайд 23

Рассказывание из личного опыта Структура занятия: Предварительная беседа – активизация детской памяти. Целевая установка на рассказывание. Обсуждение плана рассказа / схемы. Речевой образец воспитателя (начала, середины, конца рассказа). Кратковременное обдумывание рассказа детьми. Рассказы детей (5 – 6). Возможно коллективное рассказывание. Допустимы помощь воспитателя, указания, напоминание плана, схемы. В конце рассказывания – оценка детьми. Вопросы: «Что в рассказе тебе больше всего понравилось?», «Что особенно запомнилось?», «За что хотелось бы похвалить рассказчика?» Оценка рассказа воспитателем. Итоги занятия.

Слайд 24

Методика обучения описанию картин Рассказ по картине – это разновидность рассказа по восприятию. Но он сложнее предыдущего, так как при рассматривании картины ребенок вместо реального предмета или группы предметов, воспринимает зрительно отраженный образ предмета или сюжета.

Слайд 25

Рассказывание по картине Младший дошкольный возраст. Цель : учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы воспитателя). Структура занятия: Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя). Рассматривание картины. Беседа по ее содержанию. Вопросы должны быть четкими, лаконичными, последовательными, выделять центральный образ, помогать целостному восприятию картины. Сюжетный рассказ воспитателя по картине. Возможно чтение художественного произведения, загадывание загадок и т.д.

Слайд 26

Рассказывание по картине Средний дошкольный возраст. Цель: учить составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец педагога. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя). Рассматривание картины. Беседа по ее содержанию. Целевая установка на составление рассказа по картине. Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу. Обобщающий рассказ педагога.

Слайд 27

Рассказывание по картине Старший дошкольный возраст. Цель : учить детей самостоятельно (с небольшой помощью воспитателя) составлять описательные и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины. Предварительная беседа. Рассматривание картины. Беседа об основных моментах сюжета. Целевая установка на составление рассказа. Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми). Рассказы детей (в начале года – прием совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ, коллективное составление рассказа: несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности. Заканчивается занятие хорошим образцом рассказа (ребенка или воспитателя). Итоги занятия (краткая формулировка темы и сюжета рассказа). В случае затруднений детей допустимы помощь, указания педагога, речевой образец перед рассказами детей.

Слайд 28

Рассказывание по картине Подготовительная к школе группа. Цель: учить самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Активизировать воображение приемом «вхождения в картину». Учить описывать события по серии картин. Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины. Рассматривание картины. Беседа по картине (включающие вопросы, активизирующие воображение: что можно услышать, почувствовать, находясь в месте действия картины и др.) Целевая установка на составление рассказа по плану. Составление и обсуждение с детьми плана рассказа. Рассказы детей (коллективный рассказ). Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.). В конце занятия дети должны услышать хороший речевой образец (ребенка или воспитателя). Итоги занятия с краткой формулировкой детьми цели, темы рассказа и т.д.

Слайд 29

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Слайд 30

Репродукции картин мастеров искусства: - пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др .; Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

Слайд 31

Виды рассказывания по картине 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Слайд 32

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Слайд 33

С уществует множество классических и нетрадиционных методов и приемов развития связной речи дошкольников Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками можно в работе с дошкольниками использовать и инновационные комбинированные методы. Такие как: - Мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника способствует развитию ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, связной речи, мелкой моторики рук. -Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников не только изобретательную смекалку, творческое воображение, но и связную речь . - Постановка проблемного вопроса- еще один эффективный приём для развития связной речи, т.к. учит детей рассуждать. -Следующий нетрадиционный прием, стимулирующий речевое развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста. Прием – ИЗОСКАЗКИ. В ходе рассказывания сказки педагог быстрыми движениями способом вытягивания лепит сама и предлагает детям лепить вместе с ней сказочных героев. Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании прием ИЗОСКАЗКА можно использовать в сочетании сказка-рисунок .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Монологическая речь ребёнка – дошкольника»

В консультации по развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста коротко раскрываются этапы развития речи детей, и предлагаются задания и упражнения с дошкольниками по развитию монологической р...

НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР И ПУТИ КОРРЕКЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

К числу важнейших задач работы учителя - дефектолога с дошкольниками, имеющими задержку психического развития (ЗПР), относится формирование у них связной монологической речи. Это, прежде всего, необхо...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».

Рекомендации учителя - логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня....

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Этапыформирования связной монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...

Консультация для родителей «Обучение связанной монологической речи старших дошкольников»

Консультация для родителей «Обучение связанной монологической речи старших дошкольников» Каждый родитель будущего первоклассника задается вопросом: готов ли мой ребенок к школе? Легко ли ему будет у...

Консультация для педагогов "Развитие связной монологической речи у дошкольников. Обучение пересказу.

Монолог понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее с...