КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с художественной литературой ТЕМА: «В мире сказок А.С. Пушкина». для детей средней группы.
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

"В мире сказок А.С.Пушкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mere_skazok_a.s.pushkina.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по ознакомлению с художественной литературой

ТЕМА: «В мире сказок А.С. Пушкина».

для детей средней группы.

Задачи:

  • Воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина
  • Закрепить знания детей о творчестве А.С. Пушкина
  • Учить выразительно читать наизусть стихи А.С. Пушкина
  • Учить детей понимать красоту русского языка
  • Учить правильно отвечать на поставленные вопросы.
  • Развивать умение действовать согласованно.

Материал:

Репродукция портрета А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, разрезные картинки по сказкам А.С. Пушкина

Предварительная работа:

Знакомство с автобиографией А.С. Пушкина, заучивание стихов, чтение и прослушивание сказок А.С. Пушкина, рисование, лепка, аппликация, конструирование, игры по сказкам А.С. Пушкина, изготовление картины «Сказки А.С. Пушкина».

                                                Ход занятия

В. Ребята, сегодня, мы с вами отправимся в путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда не было ещё ни электричества, ни радио, ни телевидения, ни железных дорог. В это время 6 июня 1799г. родился великий русский поэт А. С .Пушкин. Посмотрите на его портрет.

                      Демонстрируется репродукция с портретом А . С . Пушкина

В. На этом портрете художник изобразил великого русского поэта, которого знают не только в нашей стране, но и во всём мире. А. С. Пушкина называли народным поэтом.  Как вы думаете почему?

Д. Пушкина называют народным поэтом потому, что его сказки очень похожи на русские народные сказки.

Д. Пушкина называют народным поэтом потому, что его стихи, сказки были понятны всему народу – и бедным, и богатым, и взрослым, и детям.

В. Правильно! Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком.

 Природа одарила А. С. Пушкина талантом величайшего гения.

 В каком городе прошло детство Пушкина?

Д. Детство Пушкина прошло в Москве.

В. А кто мне скажет, большая ли семья была у А. С. Пушкина? Из кого она состояла?

Д. Семья Пушкина состояла из отца – Сергея Львовича, мамы Надежды Осиповны, сестры Ольги и брата Лёвушки.

В. Правильно! Скажите, а маленький Александр ходил в детский сад?

Д. Нет.

В. А кто его воспитывал?

Д. Няня Арина Родионовна.

В. Да самым главным человеком для маленького Саши в семье Пушкина была его няня, Арина Радионовна. Он любовно называл её матушка, а когда вырос и стал поэтом, посвятил ей много стихотворений, в которых назвал её «подругой», «голубкой».

Саша прочитай нам стихотворение о Арине Радионовне.

                    НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих натруженных руках.

В. С раннего детства Арина Родионовна была всегда с Сашей, любила его как родного сына, заботилась о нём, и маленький Саша часами слушал, как она пела и рассказывала ему сказки. С удовольствием и наслаждением слушал её маленький Саша .

Ребята вспомните  какие сказки А. С.Пушкина вы слушали?

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке», «сказка о царе Салтане», «сказка о золотом петушке», «сказка о медведихе», «сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

В. А что вы можете сказать о сказках Пушкина?

Д. В сказках Пушкина добро побеждает зло, поучительные.

    В сказках Пушкина много волшебства.

В. Ребята, давайте вспомним волшебных персонажей пушкинских сказок?

Д. Золотой петушок, золотая рыбка, белочка, царевна лебедь.

В.Молодцы! Давайте немного отдохнем и побываем в одной сказке Пушкина – в «Сказке о рыбаке и рыбке». И порыбачим вместе со стариком в синем море.

                                      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дети имитируют движения. Забрасывают невод. Ноги слегка согнуты в коленях, одна нога чуть впереди. Поднимают тяжелый невод, напрягая руки. Бросают его. Отдыхают.

Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Дети «забрасывают невод» во второй раз.

Он в другой раз закинул невод, -

Пришёл невод с травою морскою.

Дети «забрасывают невод» в третий раз.

В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой – золотою.

Дети разбиваются на пары. Один в паре – «старик», другой – «рыбка», обращаясь к старику с мольбой в голосе произносит.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И неслыхивал, чтоб рыба говорила.

 «Старик» изображает глубокое удивление, широко открывает глаза, поднимает брови, приоткрывает рот, а руки разводит в сторону.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

 Гуляй там себе на просторе.»

Уплыла рыбка в синее море,

Лишь хвостом по воде плеснула…

Дети выполняют движения. Локти прижмём к туловищу, трудиться будут только кисти руки. Бьём «хвостиком» по воде. Поочерёдно: одна рука, другая.. Быстрее… теперь можно отдохнуть. Свесили кисти рук, расслабили.

   Стук в дверь.

В. Ребята, вы слышали стук? Пойду, посмотрю.

 воспитатель вносит коробку (на коробке адрес из «Лукоморья» для детей группы №3 от сказочных героев)

В. Ребята нам принесли посылку, давайте посмотрим от кого она (читает адрес). А что в посылке?

 открывает коробку, достает письмо.

«Здравствуйте ребята, пишут вам жители «Лукаморья», мы слышали, что вы очень любите сказки А. С. Пушкина и придумали для вас интересные задания, думаем что вы справитесь с этими заданиями?»

В. Давайте посмотрим какие задания для вас приготовили жители «Лукаморья»

1. Загадки по сказкам Пушкина.

Воспитатель достаёт конверт

В. Ребята, в этом конверте загадки о героях из сказок А. с. Пушкина. Вы любите отгадывать загадки?

Д. Да.

В. Тогда слушайте внимательно, я прочитаю загадку, а вы должны найти отгадку.

 Дети выходят по одному, находят иллюстрации к сказке А. С. Пушкина.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась:

Опять к рыбке старика посылает.

"Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей".

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге -

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

"Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: "Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!"

2. Разрезные картинки

Воспитатель смотрит в коробку

В. Это ещё не все задания.

Достаёт второй конверт.

В. Мы с вами знаем много сказок  Пушкина, а чтобы отгадать какие герои спрятались на картинках нужно их собрать. Я вам сейчас раздам картинки, вы их будете собирать вместе.

Воспитатель раздаёт детям разрезные картинки, дети собирают в паре картинки .

В. Кто у вас на картинке? Герой, какой это сказки?

 Итог

В. Молодцы! Вспомните, о чём мы с вами сегодня говорили на занятиях?

Д. О А. С. Пушкине, о няне, собирали картинки.

В. Что вам понравилось больше всего?

В. Молодцы! Вы со всеми заданиями справились. А жители «Лукаморья» приготовили для вас один сюрприз (угощение для детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Королевство стихов и сказок" (итоговое занятие)

Конспект итогового занятия по ознакомлению дошкольников  с художественной литературой в старшей группе. На этом занятии дети в игровой форме вспоминают сказки, рассказы и стихи, с которыми познак...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе на тему "Мешочек сказок"

Данное занятие направлено на закрепление знаний детей о русских народных сказках...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Тема: чтение сказки К.И.Чуковского «Тараканище» для детей средней группы

Цель: Познакомить детей с произведением К.И.Чуковского «Тараканище».Задачи: - Закреплять знания о произведениях писателя.- Активизировать и обогащать словарь детей.- Продолжать учить отвеч...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Знакомство с басней И.А. Крылова " Стрекоза и муравей" подготовительная группа

Цель: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Как дикие животные готовятся к зиме" для детей средней группы.

Цель: закрепление знаний детей о жизнедеятельности диких животных.Задачи:Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о диких животных (внешниеособенности, образ жизни), показать связь изменении...