С чего начинается литературное воспитание ребенка.
статья по художественной литературе на тему

Царёва Наталья Николаевна

Художественная литература важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества потешек, песен, затем он слушает народные сказки, доступные ему.

       Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание их интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент, для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

   Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом.

В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров. От колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой,  с произведениями В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Ш.Перро, Братьев Гримм,  Г.Х.Андерсена, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского и многих других. С теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже. Дошкольник не только постоянно осваивает новые, всё более сложные произведения, но уже формируется как читательприобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг

В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования. Дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего "большого, талантливого" читателя.

Литературное образование и воспитание дошкольника формирует умение воспринимать и понимать произведения литературы. Умение представить, вообразить словесные картины нарисованные писателем, увидеть действие героев, их внешность, взаимоотношения, иногда услышать звуки, почувствовать запахи, вкус, услышать, например, чириканье воробьёв, мяуканье кошки в сказке М.Горькова  "Воробьишко".

Важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение. Для того, чтобы полноценно воспринимать литературное воспроизведение, необходимо его эмоционально пережить.

Ребенок-читатель внутренне активно содействует героям и переживает с ними все происходящие события. Он проживает жизнь героев, относится к ним личностно - любит одних, презирает и ненавидит других. Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется развивающее значение чтения.

Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка.

Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы ребенком 2-4лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

-формировать интерес к книге, приучать внимательно слушать литературное произведение;

-обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

-учитывать при отборе книг для детей тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;

-помогать детям устанавливать простейшие (последовательные)связи в произведении;

-помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

-поддерживать эмоциональную заинтересованность, возникающую у ребенка при восприятии книги;

-помогать детям мысленно представить события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.),учить рассматривать иллюстрации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начинается литературное воспитание ребенка?

С чего начинается литературное воспитание ребенка?...

с чего начинать, чтобы научить ребенка читать?

Прежде всего нужно научить выделять из звучащего слова гласные звуки, устанавливать место этих звуков (начало. середина, конец), соотносить их с буквами. на начальном этапе следует изучать по одной бу...

С чего начинается литературное воспитание

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т...

«С чего начинать обучение цветам ребенка»

      Органы зрения всегда были основным инструментом восприятия мира. А для малыша до трех лет это еще и возможность развиваться и знакомиться с жизнью во всех ее красках. Кстат...

С чего начинается гендерное воспитание.

Материал предназначен для родителей и педагогов, интересующихся вопросами гендерного воспитания....

Консультация для родителей "С чего начинается полоролевое воспитание?"

Рекомендации  о том,  как и когда нужно начинать полоролевое воспитание...

Консультация для воспитателей "С чего начинается литературное воспитание ребёнка?"

Основная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, к книжной культуре, стремления к общению с ней, умения слушать и поним...