С чего начинается литературное воспитание
консультация по развитию речи на тему

Лузан Любовь Николаевна

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

С чего начинается литературное воспитание

    Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

   Исследования наших ученых помогают определить основные черты такого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Подлинного читателя привлекают не только движения сюжета произведения, но и концепция, идея, заложенная в нем, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям их переживаниям, чувствам. Он способен исторически и критически осмыслить книгу, проникнуть в замысел автора, а иногда и поспорить с писателем. Особое эстетическое наслаждение доставляет такому читателю язык художественной литературы со всеми его тончайшими нюансами и оттенками, все то, что составляет художественное своеобразие, неповторимый художественный аромат каждого произведения, созданного настоящим мастером слова.

   Психологи подчеркивают, что высокий уровень осмысления не отрицает, а наоборот, обязательно предполагает эмоциональный отклик читателя, способность субъективно, личностно сопереживать судьбе героев. Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.  

Именно в детском возрасте начинается складываться начитанность: ребенок приходит в школу обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин с русской и зарубежной классикой. Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но и иже формируется, как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг. В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающих фундамент для литературного образования. Французский исследователь проблемы чтения и читательских интересов Р. Эскарпи утверждает, что знакомство с книгой в раннем детстве является важнейшим в последующем закреплении навыков чтения и что значительной  части молодежи, покидающей школу, грозит возврат к «начинанию», если они не овладели привычкой к чтению еще до школы.

   Уже беглый обзор ступеней литературного образования в школе дает возможность увидеть место и назначение детского сада в данной системе.

   Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л.С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, ее историю, а в том, чтобы « вообще открывать перед ребенком мир словесного искусства». Это значить познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ними (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы (прозы и поэзии, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки), воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

   Следует иметь в виду, что в современной дидактике обучение определяется как явление, имеющее две тесно взаимосвязанные стороны. Первая из них, - это тот учебный материал который должен освоить ребенок. В данном случае таким материалом является детская художественная литература. Второй стороной содержания литературного образования и воспитания дошкольника является формирование умения воспринимать и понимать произведения литературы. Это умение складывается из того, чтобы: увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимоотношения; представить, вообразить словесные картины, нарисованные писателем. И не только увидеть, но и услышать звуки, почувствовать запахи, вкус. Услышать, например, чирикание воробьев, мяуканье кошки

   Воссоздающее воображение помогает читателю сделать чувственно ощутимыми, выраженные словами образы литературы. От точности и яркости воссозданных образов во многом зависит глубина осмысления текста.

   Другим важнейшим компонентом процесса восприятия литературного произведения являются познавательная деятельность, в результате которой человек осознают воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею.

   На конец, важным моментом деятельности восприятия являются эмоциональный отклик на литературное воспроизведение. Для того, чтобы полноценно воспринять литературное произведение,  необходимо его эмоционально пережить.

   Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется развивающее значение чтения.

   Для того, чтобы с достаточной четкостью определить содержание работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо, с одной стороны, рассмотреть психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия, а с другой – изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения, и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начинается литературное воспитание ребенка?

С чего начинается литературное воспитание ребенка?...

С чего начинается литературное воспитание ребенка.

Художественная литература —  важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравст...

С чего начинается гендерное воспитание.

Материал предназначен для родителей и педагогов, интересующихся вопросами гендерного воспитания....

Консультация для родителей "С чего начинается полоролевое воспитание?"

Рекомендации  о том,  как и когда нужно начинать полоролевое воспитание...

"С чего начинается гендерное воспитание"

Все родители еще до рождения ребенка определяют цвет одежды, коляски, белья. Вот, пожалуй, с этого и начинается гендерное воспитание. Ученые пришли к выводу, что ориентироваться только на биологически...

Консультация для воспитателей "С чего начинается литературное воспитание ребёнка?"

Основная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, к книжной культуре, стремления к общению с ней, умения слушать и поним...

«С чего начинается гендерное воспитание»

laquo;С чего начинается гендерное воспитание»...