Информационная карта проекта "Чему учит сказка?"
проект по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Бутина Валерия Львовна

Данный материал дает представление о цели и направлениях деятельности проекта; о содержании основных этапов и достигнутых результатах (продукте проекта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  №  6  «БЕРЁЗКА»

141730, Московская область,                                         тел./факс (495) 577-11-15

г.Лобня, ул. 40 лет Октября, д.7                                         e-mail: berezkads@mail.ru

Карта краткосрочного проекта

«Чему учит сказка?»

Общие подходы к чтению художественной литературы детям

с нарушениями речи старшего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах образовательной деятельности, в свободной деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы. Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей с нарушениями речи с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт.

Чтение художественной литературы имеет также коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Под чтением дошкольников мы понимаем не только умение озвучивать печатное слово, а в первую очередь умение воспринимать текст на слух и его понимать, извлекать смысл, содержание.

Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как восприятие, понимание текста – качество читателя, развивающееся только в условиях специально организованной читательской деятельности – совместного с взрослым чтения. Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, владеющий техникой чтения, но, возможно, потерянный для чтения, так как читать не очень любит, прочитанное не может объяснить, оценить и т. п.

Как вызвать у ребенка желание прочитать книгу, обеспечить полноценное восприятие текста маленьким читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору? Ответом на этот вопрос послужила разработка данного проекта.


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

(май, 2016-2017 учебный год)

1. Название проекта: «Чему учит сказка?»

Методическая тема проекта: «Общие подходы к чтению художественной литературы детям с нарушениями речи старшего дошкольного возраста».

2. Автор проекта: Бутина В.Л.

3. Руководитель проекта: Бутина В.Л.

4. Кадры: учитель-логопед Бутина В. Л.

5. Район, город, представивший проект: г. Лобня Московской области

6. Адрес организации:  ул.40 лет Октября, д.7

7. Телефон: (495)577-11-15

8. Вид, тип проекта: межгрупповой, краткосрочный, познавательно – творческий.

9. Цель, направление деятельности проекта:

образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»:

развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;

образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»:

ознакомление с природой и природными явлениями; формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано;

образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»:

воспитание интереса и любви к чтению; воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»:

развитие интереса к самостоятельной изобразительной творческой деятельности; совершенствование умений в рисовании.

10. Краткое содержание проекта:

I. Подготовительный этап.

Круглый стол

Беседа на тему «Что я знаю о природе?»

Игры с символами

«Дополни ряд», «Лишний символ», «Подбери слова», «Объясни понятие», «Посели жильцов»,

«Составь рассказ», «Недостающий пассажир»

Блиц-опрос

«Отвечаем, играем, узнаем!»

Работа с набором развивающих карточек «В лесу»

Рисование на тему «Родная природа»

II. Основной этап.

Беседа на тему «Мои любимые книги»

Работа с текстом сказки В. Бианки «Сова» до чтения

Рассматривание иллюстраций книги

Упражнение «Задай вопрос взрослому»

Блиц-опрос «Что я думаю о героях

(теме, содержании) книги»

Работа с текстом сказки В. Бианки «Сова» во время чтения

Беседа по содержанию текста в целом

Обсуждение читательских интерпретаций

Игры-инсценировки с элементами пантомимы

«Как старик поссорился с совой»

«Как помирились сова со стариком»

Коллективное создание «иллюстративного панно» ЛУГ

Схематическое изображение совы, клевера, шмелей восковыми мелками на карточках-рисунках

Моделирование действий персонажей с помощью «иллюстративного панно»

Обыгрывание кистями рук (пальчиковые упражнения) эпизодов сказки

Работа с текстом сказки В. Бианки «Сова» после чтения

Круглый стол

Беседа на тему «Чему учит сказка?»

III. Заключительный этап.

Упражнения «Смотреть на мир чужими глазами»

Рисование

на тему (сюжет) сказки

Составление рассказов

по выполненным рисункам

Оформление альбома детского творчества

«Родная природа» (детские рисунки)

Оформление альбома детского творчества

«Чему учит сказка?» (детские рассказы и рисунки)


11. Место проведения: г. Лобня, МБДОУ д/с №6 «Березка».

12. Сроки проведения: май 2016-2017 учебного года.

13. Количество участников проекта: 13 человек (из них 12 детей, 1 педагог).

14. Возраст детей: 6-7 лет.

15. Форма проведения: дневная (в рамках организованной образовательной деятельности с учетом принципов частичной интеграции).

16. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

В результате работы над проектом были созданы альбомы детского творчества «Родная природа» (детские рисунки) и «Чему учит сказка?» (детские рассказы и рисунки). Оформлена картотека развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию самостоятельной речемыслительной деятельности детей. В ходе проведения работы по проекту удалось сформировать у детей устойчивый интерес к совместному с взрослым чтению художественной литературы; умение слушать собеседника, спокойно отстаивать свое мнение, самостоятельно решать поставленную задачу.


УТОЧНЕНИЕ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для успешной реализации проекта необходимо наличие методического материала:

  • «От рождения до школы». Примерной основной образовательной программы дошкольного образования/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  • Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной;
  • методики развития словесного творчества дошкольников О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш;
  • методики коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В. П. Глухова.

Использование следующих групп методов:

  • словесных (беседа, пересказ, рассказ, чтение художественной литературы, вопросы, объяснение, педагогическая оценка);
  • практических (творческие упражнения, игры с символами, игры-инсценировки, дидактические игры, моделирование действий персонажей сказки, рисование персонажей сказки, пальчиковые упражнения, упражнения в составлении рассказов-описаний));
  • наглядных (рассматривание иллюстраций сказки, предметных картинок, показ образца задания, показ способа действия).

А также наличие стимульного материала:

  • 4-5 экземпляров сказки В. Бианки «Сова»;
  • пособия Ткаченко Т. А., Ткаченко Д. Д. «Занимательные символы, 12 развивающих игр»;
  • набора развивающих карточек «В лесу»;
  • набора развивающих карточек «Кто где живет? Кто что ест?»;
  • демонстрационного материала «Касса букв»;
  • восковых мелков;
  • цветной бумаги.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта педагога

Карта очень удобна в работе, она экономит время, информация на педагогов есть и в электронном виде, поэтому информацию легко корректировать, например к новому учебному году....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА  ВЫПУСКНИКА...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА...

Модель информационной карты проекта

Классификация групп предметов по методу « четвёртый лишний»....