«Ознакомление с современной зарубежной художественной литературой»
методическая разработка по художественной литературе

Капитонова Надежда Константиновна

«Ознакомление с современной зарубежной художественной литературой»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Ознакомление с современной зарубежной художественной литературой»

Слайд 2:

Как известно в современном мире чтение не является привлекательной формой проведения совместного досуга детей старшего дошкольного возраста и родителей. В то же время художественная литература - это один из основных способов всестороннего развития дошкольников, который способствует речевому, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию, так как художественное произведение расширяет интересы ребёнка, позволяет выйти за рамки личных наблюдений, раскрывает пред ним социальную действительность и социальный мир.

Основной задачей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой является развитие интереса и любви к книге, желание общаться с ней, способность слушать и воспринимать художественный текст. Для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы и правильном применении в образовательном процессе, требуется знать особенности восприятия дошкольниками произведений художественной литературы.

Слайд 3:

Восприятие художественной литературы зависит от личного опыта, развития, индивидуальных особенностей и возраста детей.   В старшем дошкольном возрасте восприятие достигает высокого уровня, дети способны представлять себе ситуации, которых не было в их личном опыте, понимают идею, содержание и образность художественных произведений. Они способны мысленно действовать в воображаемых ситуациях и событиях, принимать позицию понравившегося героя, действовать вместе с ним или за него. Дети способны не только к сочувствию или порицанию героя, но и к пониманию авторской позиции и выражению своего отношения к ней. Всё это помогает детям составлять своё мнение о происходящих вокруг них событий, получать представление о жизни во всём её многообразии.

Также процесс восприятия художественной литературы зависит от взрослого - его педагогического мастерства во время организации деятельности по восприятию художественной литературы.

Слайд 4:

Не мало важным является отбор произведений для чтения, что  является основной и сложной проблемой в литературном развитии ребёнка.

Обоснованный выбор произведений для чтения оказывает влияние на формирование литературного опыта на этапе дошкольного детства, на развитие интереса, любви или равнодушия к книге.

При отборе художественной литературы для чтения дошкольникам следует выбирать произведения, которые имеют высокий художественный уровень, отвечать интересам и возрастным, психологическим особенностям детей, в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой — избирательность, индивидуальность литературных пристрастий. Важно включать в круг детского чтения произведения, которые не имеют возрастной направленности, такие произведения способствуют развитию художественного восприятия. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного и духовного воспитания. Моральный облик героя также определяет идейность книги.

Слайд 5:

К сожалению в дошкольных учреждениях существует негативная тенденция к школьной форме ознакомления с художественной литературой. Многие методические разработки очень похожи на уроки в школе, где происходит разбор текста, образов героев, заучивание жанров литературных произведений. Это совершенно не соответствует возрастным способностям детей. Педагог детского сада не может реализовать эти разработки в полной мере, что сводиться к простому проговариванию, беседе или пересказу.

Для реализации развивающего потенциала художественной литературы. При ознакомлении мы придерживаемся следующих методических рекомендаций:

  • Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным; для того, чтобы чтение вошло в привычку и стало неотъемлемой частью в жизни группы.
  • Для чтения лучше подходит первая половина дня (после завтрака).
  • Чтение произведений следует организовывать в непринужденной обстановке; каждый ребенок по собственному желанию может присоединяться к читающим. Дети, которые в данный момент не желают слушать произведение должны соблюдать правило: заниматься своими делами тихо, не мешая всем остальным.
  • В процессе чтения педагог выступает в роли партнёра по восприятию содержания произведения: выражает эмоции, в соответствии с содержанием произведения, — удивление, изумление, сострадание и пр. Монотонное чтение отбивает у детей желание слушать даже самую интересную книгу.
  • Педагог должен сам подбирать художественные произведения для детей его группы, определять последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования.
  • Для выбора произведений педагог должен руководствоваться событиями, происходящими в окружающем мире (сезонные изменения, праздники, памятные даты), тематикой, намеченной для познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности, а также с учётом актуальных интересов детей группы.
  • Предварительно знакомиться с книгой, чтобы понять художественную мысль, логику фактов её чтение и последующий анализ;
  • Постановка программных задач;
  • Разработка образовательной ситуации.
  • Необходимо учитывать, что цены на большие формы художественных произведений для чтения весьма велики.  В связи с этим целесообразно организовать библиотеку детского сада для того, чтобы ею могли пользоваться педагоги всех групп.
  • Необходимо оказывать помощь в подборе художественных произведений родителям дошкольников для этого можно вывешивать рекомендательный список, подходящий для возраста ребёнка.

Слайд 6:

Подготовку к ознакомлению с художественным произведением условно можно разделить на несколько этапов:

  • подготовка педагога к чтению художественного произведения;
  • постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;
  • отбор методов работы с книгой.

Основные методы литературного развития детей старшего дошкольного возраста

  • Чтение (рассказывание) взрослого, который с удовольствием и увлеченно знакомит дошкольников с произведением.
  • Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, где мастера художественного слова, артисты, чтецы, участвуют в спектаклях, постановках.
  • Беседа после чтения способствует углублению восприятия литературного текста дошкольниками, отображению в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа.
  • Чтение с продолжением способствует устойчивому интересу к книге, вызывает радость от встречи с полюбившимися персонажами, мотивирует на запоминание, предоставляет возможность представить, что будет дальше.
  • Беседы о книгах, в которых с дошкольниками обсуждаются внешний вид, деятельность писателя и художника-иллюстратора, художника-оформителя, процесс изготовления книг, правила обращения с ними.
  • Метод проектов.
  • Вечера литературных развлечений, литературные праздники, театрализованные представления. Темы мероприятий зависят от детских предпочтений и читательских интересов.
  • Тематические выставки в книжном уголке и центре художественно-творческой деятельности.

Слайд 7,8,9:

Мы хотели бы поделиться опытом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с современной зарубежной художественной литературой.

Сразу хочется сказать, что при подборе учитывались художественные достоинства произведения и идейная направленность, интересы детей, изменения в окружающем мире, вследствие чего нами были выбраны произведения разнообразные по жанрам и темам, что способствует расширению читательских предпочтений дошкольников.

Перед тем как познакомить детей с произведением, тщательно подходили к проектированию образовательных ситуаций по ознакомлению с произведениями.

Так как дети активные деятели все образовательные ситуации имеют образовательный продукт, как материальные (макеты, рисунки, книги, рассказы, сценарий и т.д.), так и не материальные (новое знание). Это позволит понять детям, что прочитанные произведения могут не только находиться «мёртвым грузом» в памяти дошкольников, но и на основе сюжета можно активно действовать: творить, исследовать, придумывать.

На основе произведения Одри Пенн - «Поцелуй в ладошке» и «Кармашек, полный поцелуев», мы с ребятами сначала рассматривали обложку и рассуждали, о чём может быть это произведение? После прочтения первой части этой серии ребята делились своими впечатлениями, им очень понравился секрет, который раскрыла мама енотика. Дети придумали свои секреты, которые в дальнейшем им помогли бы справиться со своими страхами, очень интересно было обсуждение книги, где ребята к страхам енотика присоединяли свои, что тоже очень важно ведь им так же скоро предстоит пойти в школу. На основе этих произведений мы с детьми придумывали продолжение к истории «Как енот Честер заботился о младшем братике», «Как старший брат помог справиться младшему со страхом перед школой». Проектировали и строили макет дома семьи Честера. Участвовали в собственной познавательно-исследовательской деятельности, что способствовало расширению познавательных интересов на основе сюжета произведения. Ребята с удовольствием играли в лесную школу, строили плот для семьи енотов.

Слайд 10,11:

Произведение Дэвида Макки «Элмер». Это произведение о необычном слоне который жил в джунглях и как в один момент он загрустил от того что ему надоело быть не таким как все. Произведение особенно понравилось детям, так как они могли поучаствовать в проектировании собственного праздника в честь героя произведения, устроить свой бал маскарад. Многие ребята попробовали себя в новой роли режиссёров-сценаристов. Так же выясняли где же может обитать Элмер и пришли к выводу что Элмер скорее всего живёт или в Африке или в Индии.

Слайд 12-13:

Произведение Деби Глиори - «Что бы ни случилось». Эта Трогательная и нежная история о самых больших тревогах ребёнка и о бесконечной родительской любви. Идея  книги - чтобы не случилось Мама всегда будет любить малыша. Книжка наполнена любовью и теплотой, и после ее прочтения ни у одного малыша не останется сомнений, что его любят, не смотря ни на что? Сюжет произведения помог детям проговорить те страхи, которые их тревожили. Ребята решили сделать макет и поиграть с героями произведения, они решили, что жить герои должны непременно в оранжевом лесу, так как знакомство с произведением совпало с тематической неделей в нашем саду «Разноцветная неделя» цвет нашей группы был оранжевый.

Слайд 14-15:

Джулия Дональдсон «Улитка и кит». Динамичный сюжет произведения не оставил ребят равнодушными. Путешествие, в которое отправилась «малютка-улитка», которой надоело сидеть на скале и захотелось увидеть весь мир. Осуществить её мечту помог кит, он  прокатил её вокруг света на своём хвосте. Путешествие выдалось удивительным, улитка смогла увидеть подводный мир, айсберги, вулканы, «небо всё время разное, то облачное, то ясное». Мы с ребятами выясняли, где же смогла побывать улитка и что увидеть, опускались на морское дно, путешествовали по миру, создавали маршрут, который назвали «По следам улитки». Конечно, ребята пришли в восторг от подвига, который смогла совершить улитка, спасти большого кита!

Слайд 16:

Сэм Макбратни  «Знаешь, как я тебя люблю?». «Как, можно не только измерить любовь, но и выразить свои эмоции и чувства?», ответить на этот вопрос ребятам помогло произведение, Сэма Макбратни - «Знаешь, как я тебя люблю?». Ребята придумывали, чем же можно измерить любовь к друзьям, поддаётся это чувство измерению или нет. Многим застенчивым ребятам сюжет помог выразить свои чувства и эмоции ведь они действовали от лица героя. У нас запланирована встреча с родителями, а именно с папами, так как мужчинам сложнее выразить свои чувства в словах, а многим ребятам этого не хватает. Многие мужчины подвержены такому мнению, что выражать свои чувства и эмоции в словах это что-то более подходящее женщинам, а мужчины должны доказывать своё отношение в действиях.

Слайд 17-18:

Как известно, на восприятие художественной литературы, на литературное развитие, интерес к произведениям большое влияние оказывают взрослые и ближайшее окружение детей. При выборе произведений для чтения родители основывают выбор на своём литературном опыте, отдают предпочтение книгам, которые им читали в детстве. Педагоги выбирают произведения, которые указаны в образовательных программах дошкольного образования. В которых в основном произведения отечественных авторов XIX века – первой половины XX века. Взрослые мало знакомы с детской зарубежной литературой или опыт ограничен только классической детской литературой. Для расширения читательских предпочтений дошкольников, необходимо постоянно обновлять перечень произведений для чтения, так как некоторые произведения из рекомендательного списка не актуальны для современных детей. Они не соответствую окружающей действительности быт и события описываемые в произведениях не находят эмоционального отклика  у детей, так как не знакомы им. Произведения современных авторов близки детям так как написаны современным, доступным для детей языком. Описываемые события, в которых действует персонаж, интересны детям, так как у них есть свой личный опыт действия в тех или иных ситуациях.    

Для этого разработаны буклеты для педагогов и родителей, в которых отобраны произведения авторов, написанные во второй половине XX века и в XI веке, с краткой характеристикой. Данный буклет поможет расширить читательский круг детей, родителей и педагогов.

Шел Сильверстайн американский поэт - «Щедрое дерево», «Продаётся носорог», «Полтора жирафа».

Дэвид Макки - «Элмер, слон в клеточку и его приключения».

Джулия Дональдсон - «Груффало», «Улитка и кит», «Хочу к маме», «Человеткин».

Сэм Макбратни - «Знаешь, как я тебя люблю?».

Клинтинг Ларс - серия про бобра Кастора.

Лена Шёберг - «Факты».

Бернер Ротраут Сузанна -  серия книг Виммельбух.

Деби Глиори - «Что бы ни случилось».

Кульманн Торбен - «Линдберг», «Армстронг».

Одри Пенн - «Поцелуй в ладошке», «Кармашек, полный поцелуев».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель  Быченко  Наталья Викторов...

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

   В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятиедетской художествен...

ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ДЕТЬМИ Тема «Ознакомление с художественной литературой».

ВИКТОРИНА СОДЕРЖИТ ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ, ИНСЦЕНИРОВКИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ИНТЕРЕСНЫЕ  И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРУ В КОМАНДАХ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГАМ , ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, НАЙТИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ....

НОД по ознакомлению с художественной литературой "Ознакомление со стихотворением Л.Ф. Воронковой "Маша-растеряша"

Занятие предназначено для формирования у детей интереса к театрализованной игре....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет».

развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных...

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.

Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...