Формирование личности дошкольника посредством приобщения к художественной литературе
статья по художественной литературе (старшая группа)

Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личности дошкольника посредством приобщения

к художественной литературе

Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка.

Бесспорно,  уже начиная с раннего детства, закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение. А дошкольный возраст — наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. Это период, когда ребенок учится сопереживать, откликаться эмоционально на чужие переживания. Не воспользоваться им — значит не наполнить душу ребёнка главными общечеловеческими ценностями, что обязательно для формирования личности дошкольника.

Поэтому важно, чтобы содержание работы с детьми дошкольного возраста (в соответствии с ФГОС ДО) обеспечивало развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывало определенные направления развития и образования детей. Особенно хочу обратить Ваше внимание на речевое развитие, которое включает в себя владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Учитывая выше сказанное, мы поставили перед собой цель: формирование личности дошкольника путем приобщения к художественной литературе. Слушание художественных произведений приводит к живому восприятию, развивается эмоциональная сфера ребенка, дети окликаются  на различные ситуации, встречающиеся в произведении, меняется отношение к различным поступкам в жизни. Художественная литература должна чаще использоваться, как средство развития человечности, гуманных качеств личности, умения делать сравнительную оценку образов, а не сухое морализирование.

Для решения поставленной цели мы взяли за основу детскою литературу и поэзию.  В своей работе мы сделали акцент на активное участие родителей, т.к. взрослые нередко забывают о связи литературы с жизнью детей.

Для реализации поставленной цели мы  создали  образовательный проект совместно с семьей - организовали вечерний клуб «Литературная копилка».

Длительность проекта:  долговременный.

Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители (законные представители).

Предварительная работа:

  • знакомство с биографией поэтов, писателей;
  • чтение произведений;
  • рассматривание иллюстраций к произведению;
  • беседа с детьми, привлечение детей к обсуждению поступков героев;
  • викторины;
  • заучивание стихотворений;
  • выставка совместного творчества детей и родителей (законных представителей);
  • драматизация произведений силами воспитанников.

В группе был сделан акцент на оснащение речевого, книжного и театрального уголка.

Клуб открылся с «Прощального бала осени» (чтение стихов детьми, демонстрация осенних иллюстраций под звуки классической музыки известных композиторов П.И.Чайковского и А. Вивальди).

Наша «Литературная копилка» ежемесячно пополнялась. Следующие названия тем встреч говорят сами за себя:

  • «Чудо-дерево»  про произведениям К. И. Чуковского»
  • «Памяти Самуила Яковлевича Маршака»
  • «Произведения Даниила Хармса глазами детей»
  • «Целый век Сергея Михалкова»
  • «Дедушка Крылов и его басни»

Формы проведения вечернего клуба «Литературная копилка» были разными: конкурс чтецов, викторина для детей и родителей (законных представителей), соревнование команд (команды отгадывали кроссворд), драматизация басен, подготовленная силами семьи воспитанника. Каждую тему сопровождали творческими работами: рисунками,  поделками.              

Приятно отметить, что посещаемость нашего вечернего клуба была стопроцентная! Впечатления только положительные: довольны воспитатели, довольны дети и особенно довольны родители! И главное,  достигнут планируемый результат,  и результат продуктивный!

Хочу привести буквально несколько родительских отзывов:

«Очень познавательное мероприятие, способствует развитию детей, их нравственных качеств и взаимодействию «сад-дом», родителей и воспитателей» семья Ивановых.

«Очень разнообразно, многое вспомнили, поразмыслили и даже подкорректируем свои пороки, благодаря басням и Вам, дорогие наши воспитатели»  семья Зверевых.

Подводя итоги,  мы подчёркиваем, что художественная литература  способствует развитию нравственного осознания детьми действительности; способствует активизации гуманных и общечеловеческих качеств (чуткость, честность, справедливость, доброжелательность, смелость, заботливое отношение, мужество, добро, зло и дружба, чувство гордости за человека и так далее) и способствует формированию их мировоззрения.

Одним словом: «…Мораль сей басни такова…».  Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов.

        Юрова И.Г.

Воспитатель ГБДОУ №22

Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством приобщения миру искусства"

консультация для родителей о том, что необходимо делать, чтобы сформировать у ребенка нравственные и социальные качества личности...

Нравственное воспитание дошкольников через приобщение к художественной литературе

Приобщение ребенка к литературе способствует морально- нравственному воспитанию: усвоению вечных ценностей- состраданию, милосердию, стремлению к добру и неприятию зла....

воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и введения в мир книг

quot; Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг"  В.А. Сухомлинский...

формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям

Проект: формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям...

Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и театрализованной деятельности"

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевединеие, и эта тенден...

Методическая разработка «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе»

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

План самообразования тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе» (2020 – 2023 гг).

Тема: «Развитие  речи детей младшего дошкольного возраста посредством  приобщения к художественной литературе»(2022 – 2023  учебный год, 3-4года).Актуальность вы...