формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям
проект (младшая группа)

Митасова Лилия Николаевна

Проект: формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya11.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа у детей дошкольного возраста Храни огонь родного очага И не позарься на костры чужие - Таким законом предки наши жили И завещали нам через века : Храни огонь родного очага, Храни огонь родного очага. Митасова Л.Н.

Слайд 2

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание патриотизма, гуманизма, чувства долга, справедливости, ответственности, милосердия, способности различать добро и зло и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Слайд 9

Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому необходимо вводить детей в мир народной музыки, приучая их к красоте звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство детей начинается с деревянных ложек, бубенцов и трещоток. Младшие дети не только рассматривают их, но и берут в руки, пробуя звучание. В дальнейшем под музыкальное сопровождение дети учатся играть несложные мелодии, например «Во саду ли, в огороде», «Во кузнице» и др.

Слайд 12

Прочно вошла в детский быт сказка. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, по этому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук, а дидактические игры, помогают им закрепить эти знания. Вообще русские народные сказки имеют большой воспитательный материал для развития нравственных качеств у детей, т.к всегда в них противостоят друг другу хорошее и плохое: добро и зло, щедрость и жадность, правда и ложь, послушание и упрямство, трудолюбие и лень. В сказках, русском фольклоре виден, быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум. В русских сказках присутствует образ русской земли. Поэтически дана характеристика русской природы: чистое поле, береза, калина, т.е. показана тесная связь человека, привязанность к родному краю.

Слайд 14

Большую роль в эстетическом и нравственно-патриотическом воспитании детей играет ознакомление с историей русского национального костюма. Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Он имел свои особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи), В мужской костюм входит рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба. Женская одежда – это сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка. . Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой .Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

Слайд 18

Изделия народных мастеров дают богатый материал и для экологического воспитания детей, так как декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию в природе. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них можно найти изображения птиц, растительные узоры и орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и осознать, что человек - часть природы, а именно это является основой экологического воспитания в дошкольном возрасте.

Слайд 21

Народное творчество проникает во все уголки нашей жизни. Изобразительное народное искусство воспитывает в детях чувство прекрасного, оно живет наблюдением за окружающей жизнью и природой, поэтому произведения искусства легко воспринимаются детьми. Пониманию детей дошкольного возраста доступны работы декоративной росписи, резьбы, вышивки, искусство народной игрушки. Народная игрушка забавляет и радует ребенка, учит творчеству и труду, а так же учит видеть и понимать окружающую его жизнь. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью великого народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Слайд 23

При знакомстве детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение уделяется народным подвижным играм. Русские народные игры имеют многовековую историю. В этих играх отражается любовь народа к движениям, удальству. Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы русского быта. Каждой русской игре обычно предшествует игровой зачин – считалка. Именно считалки вводят детей в игру, помогают организовать и распределить роли. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Слайд 26

Участие родителей в образовательной деятельности Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Слайд 27

Таким образом, для духовно-нравственного воспитания детей необходимо объединить усилия педагогов и родителей, и использовать все средства народного искусства, с помощью которых происходит приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей, формирование отношения к природе, к рукотворному миру, людям , труду, искусству, культуре народного края. Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир, приобретает социальный опыт.

Слайд 29

Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях народа своего Формирование духовно –нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям Духовно – нравственное воспитание дошкольников в разных видах деятельности Духовно – нравственное воспитание дошкольников

Слайд 31

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.

Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюде...

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

"Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством приобщения миру искусства"

консультация для родителей о том, что необходимо делать, чтобы сформировать у ребенка нравственные и социальные качества личности...

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....

Духовно-нравственные основы в воспитании дошкольников, через приобщение к истории и народным традициям.

О важности приобщения дошкольников к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знани...

«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ И ТРАДИЦИЯМ»

Автором представлена консультация для педагогов с прилагаемым списком художественных произведений, направленных на формирование у дошкольников  общепринятых моральных норм и ценностей....