Духовно-нравственные основы в воспитании дошкольников, через приобщение к истории и народным традициям.
статья

О важности приобщения дошкольников к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям  народа. Русские традиции открывают огромные возможности для дошкольников, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_agpi.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Баранова

Воспитатель МБДОУ

Выездновский детский  сад№1

Арзамасского района

Нижегородской  области

Духовно-нравственные основы в воспитании дошкольников, через приобщение к истории и народным традициям.

Аннотация:

О важности приобщения дошкольников к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям  народа. Русские традиции открывают огромные возможности для дошкольников, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности.

About the importance of inclusion of preschool children to his culture written a lot, because for fathers heritage fosters respect, pride for the land on which they lived. It is the emphasis on knowledge of history, culture will help in the future with respect and concern for the cultural traditions of the people. Russian traditions opens huge opportunities for preschoolers, giving them knowledge and.

Ключевые слова:

Духовно-нравственные основы, русские национальные традиции, история, патриотизм.

Spiritual and moral foundations, national traditions, history, patriotism.

Без прошлого – нет будущего, потому что прошлое – это опыт. Плохой или хороший, но опыт. Опыт составляющая часть эволюции, ведь именно благодаря анализу ошибок и свершений, мы приходим к чему-то новому. Нет прошлого, нет опыта, а это значит – повторение ошибок и порой фатальных. В свое время выдающийся историк В.О.Ключевский говорил, что история наказывает за невежество и пренебрежение тех, кто у нее не учится.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурно-исторического наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится, через приобщение его к культурному наследию своего народа.

Для того, что бы культура оказывала эффективное воздействие на духовно-нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истиной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу – фундамент для воссоздания культуры. Что предполагает глубокое знание традиций и обычаев своего народа. Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций русского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Ребенок, по мнению  В.Г.Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачова, является будущим полноправным членом социума. Ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие, через включение в культуру и социальную активность. Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения, утрачиваются народные традиции (любовь к Родине, уважение к старшим и тому подобное). Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям как род, родство, Родина. Становится особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения, прежде всего чувства любви к своей малой Родине. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств. Потребность общества в личности нового типа – современной, образованной, нравственной, предприимчивой, готовой самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, способной к сотрудничеству, обладающей чувством ответственности за судьбу страны – несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-нравственных и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании и воспитании требует создания благоприятной образовательно-воспитательной среды, содействующей разностороннему, индивидуальному развитию и духовно-нравственному становлению личности ребенка.

Русские традиции открывают огромные возможности для дошкольников, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к отечеству. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться. Дошкольник прежде всего должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Воспитывают патриотизм у детей с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края. Ребенок приобщается к национальному культурному наследию, образцам национального фольклора, народным художественным промыслам, русским народным традициям, произведениям писателей, поэтов, композиторов и т.д. Особенную роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средства национального характера. В детском саду – это проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «Праздник урожая» - осенью; «Новый год», «Рождество» - зимой; «Масленица», «Мамин день», «Весенний праздник» - весной, а так же поэтические вечера, посвященные Родной земле, русском поэтам и многие другие. Дети исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с важными датами в общественной жизни. Детей нужно приобщать к крестьянской культуре и быту. Изучать народные песни, сказки, былины. Педагоги детского сада, родители помогают детям получить представление о разных видах народного творчества. Знакомство ребенка с народным творчеством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданными предшествующими поколениями.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и живые наглядные предметы и материалы, которые дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с народными промыслами, бытовыми предметами старины. Так в нашем детском саду из выставки, посвященной декоративно-прикладному творчеству в быту, роился мини-музей «Русская изба». Музейно-образовательная программа активно внедряется в дошкольную практику. Ценность мини-музеев в детском саду признается ведущими психологами и педагогами. Дети посещают музей и знакомятся с предметами старины, народно прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства, промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.

Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

        Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, с семьей. Семейные культурные традиции способствуют переносу внешнего регионального культурного опыта предшествующих поколений во внутренний мир ребенка, формированию базиса личностной культуры дошкольника. Знакомя родителей с проводимой в дошкольном учреждении работой, необходимо возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Принесенные детьми в группу семейные реликвии – предметы народного творчества – становятся личностно значимыми для дошкольников, т.к. были выполнены или принадлежали родному или близко знакомому ему человеку. Возникает культурная связь поколений в семье, для поддержания которой необходима совместная деятельность детей и родителей, деятельность, наполненная как в эмоциональном, так и в информационно-действенном плане.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Обобщая сказанное, можно заключить, что вся наша работа направлена на активное приобретение культурного богатства русского народа. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции-хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции. Может встать под сомнение само существование народа.

Литература:

  1. Ключевский В.О. Курс русской истории / СПб, 1904г. – с. 1146
  2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно - ориентированного воспитания / Е.В.Бондаревская// Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29-36.
  3. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание.– 2006. – № 10. – С. 15-17.
  4. Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005годы» / Г. Н. Данилина. – [3-е изд., испр. и доп.]. – М.: АРКТИ, 2005. –181 с.
  5. Макаренко А.С. Книга для родителей / Лениздат, 1981г. – с. 320


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования...

«Духовно-нравственные основы патриотического воспитания дошкольников через приобщение их к культуре Терского казачества»

Проблема и актуальность:Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,...

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»

   Актуальность проекта заключается в том, что знакомя детей с историей станицы, культурой и бытом кубанских казаков, что соответствует современным требованиям ФГОС (приобщение детей ...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА.

Духовно-нравственное воспитание ребёнка - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие высших духовных ценностей. Духовно-нравств...

Фотоотчет. "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры."

Формирование основ духовно -нравственного здоровья детей через приобщение к народной культуре....