ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА.
методическая разработка

Ожегова Ирина Владимировна
Духовно-нравственное воспитание ребёнка - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие высших духовных ценностей. Духовно-нравственные ценности развиваются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. К сожалению, в современном обществе у большинства людей материальные ценности доминируют над духовными.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_ozhegova_i.v.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»

6 76980 С. КОНСТАНТИНОВКА, УЛ.КОММУНАЛЬНАЯ 13А

Семинар для педагогов Доу

 в рамках регионального этапа XXXI международных Рождественских образовательных чтений

«Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Номинация: Дошкольное образование

Подготовила: музыкальный руководитель

высшей категории

Ожегова Ирина Владимировна

2023г.

 «Духовно-нравственные основы патриотического воспитания дошкольников через приобщение их к культуре казачества»

Духовно-нравственное воспитание ребёнка - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие высших духовных ценностей. Духовно-нравственные ценности развиваются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. К сожалению, в современном обществе у большинства людей материальные ценности доминируют над духовными.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей основывается на концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанную в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании».  

Дополнительно используем программы и методические материалы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию такие как:

1.Программа «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой.

2. Элементы программы «Мир - прекрасное   творение» (Гладких Л.П.).

3. Программа «Наследие» (патриотическое воспитание в детском саду), автор М. Ю. Новицкая.

4. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Маленькие россияне» Н.А. Араповой- Пискаревой.

5. Справочно – методические материалы по реализации казачьего компонента в начальной школе. Автор О.Б. Вакуленко,  Е.Н. Казакова

Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, содержащиеся в этих программах, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ: обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях семьи и русского Православия. В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, которых активно включаем в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. В работе с детьми в рамках данной темы мы выбрали такие формы духовно-нравственного воспитания как:

• организация семейных праздников, совместных досугов;

• благотворительных акции;

• социальное партнёрство;

• проведение тематических бесед;

• участие детей во всех видах деятельности (тематические выставки, слушание духовной музыки, оформление родительских уголков).

Данные формы работы реализовывались через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, прогулок, использование специально отобранных народных сказок, рассказов, притчей и малых фольклорных форм (поговорок, потешек, пословиц).

 В 2017 году в МАДОУ в детском  саду  «Родничок» приказом Министерства образования и науки Амурской области от 31 .07.2017г. за № 887  в      введён региональный образовательный    казачий компонент.

 Основная цель реализации в ДОУ регионального казачьего компонента – воспитать ценностно-смысловое отношение к традициям казаков в процессе знакомства с их бытом, традициями, культурой.

Региональный аспект дошкольного образования, раскрывает культурно- познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические, экологические ценности родного края. Содержание выступает эффективным средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребенка, потребности к самовыражению своих чувств и мироотношений, смыслов, через включение в активную музыкальную, речевую, конструктивную, игровую, экологическую деятельность.

 К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, мы  реализуем наиболее эффективные формы и методы работы по следующим направлениям:

1-е направление: -история Амурских казаков. Здесь осуществляется как информационная, так и практическая подготовка детей через поисковые задания, экскурсии в музей, походы в картинную галерею. Дети знакомятся с историей, традициям, обычаями, песнями и сказками  казаков, герои которых обладают чувством собственного достоинства, готовностью постоять за родную страну.

2 направление: Мир народного праздника.

Это направление включает знакомство дошкольников с этническими корнями амурского казачества на комплексных занятиях через доступную их возрасту форму народного праздника с его обычаями и обрядами. Это позволяет детям на эмоциональном уровне принять богатство исконно казачьих праздненств, попробовать себя в различных видах фольклора и тем самым приобщиться к нравственным ценностям народа.

3 направление: Нравственно-патриотическое воспитание.

      Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

4 направление: Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Нравственность и христианство у каждого народа имеют свои отличия, в каждом народе проявляются благотворительность, почтение к родителям,  к  старшим,  вежливость. Эти духовно-нравственные  особенности  возникают  и  растут  под  сенью  семьи,  общества, государства. Духовно-нравственное  воспитание  на основе  православных  традиций  формировало ядро личности, благотворно  влияя  на все  стороны  и  формы  взаимоотношений  человека  с миром;  на  его  этическое  и  эстетическое  развитие, мировоззрение  и  формирование  гражданской позиции, патриотическую  и семейную ориентацию,  интеллектуальный  потенциал, эмоциональное  состояние  и общее  физическое  и  психическое  развитие.

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края, кроме календарных, занимают календарно-обрядовые праздники: «Покров на Амуре», «День Матери-казачки», «Рождество», «Сороки», «Пасха на Амуре», «Красная горка», «Троица». Игровые программы: «В гости к хозяюшке Аксинье за прибаутками и небылицами», «В гости к хозяюшке Аксинье за дразнилками, жеребьевками, считалками, загадками»; праздник казачьей песни; ярмарки «Что нам осень принесла?» и др.  

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине мы стараемся путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, уголков казачьего быта. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем.

Так же в наше детском саду мы создали мини - музей «Казачок». Мини-музей представляет собой специально организованное пространство в ДОУ, основное предназначение которого заключается в расширении кругозора, пробуждении интереса к истории казачества, культуре и быту казаков. В отличие от настоящих больших музеев, мини-музей в детском саду является плодом коллективной работы педагогов, родителей и детей, здесь ребенок выступает не только созерцателем, а является творцом и соавтором работ. Все музейные экспонаты интерактивны, т. е. их можно трогать, брать в руки и рассматривать. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Для эффективной реализации регионального компонента необходима так же подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования.

Внедряя в практику работы региональный компонент, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.

Поэтому, с целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания.

Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации данной работы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения регионального компонента, помогают им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Таким образом, культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств.

Результатами проделанной работы являются:

• положительная динамика показателей качества обучения и воспитания;

• расширение знаний детей о семье, о родном крае;

• развитие любознательности и познавательных способностей детей

• развитие творческого воображения;

•развитие коммуникативных навыков: умения работать в группе, договариваться между собой, обращаться к взрослым за помощью, вести диалог и т. д.

Реализация данной работы помогает воспитанию человека и гражданина, интегрированного в национальную и мировую культуру современного общества.

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: /проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009.

2. Афоризмы. Золотой фонд мудрости Еремишин О. - М.: Просвещение; 2006.

3. Абрамова А. А.Формирование культуры родительства в современном российском обществе: Автореф. дис.. канд. культуролог. наук. М., 2011.

4. Лисица В. А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2011.

5. Бибко Н. С. Сказка приходит на урок. М. 1996.

6. Справочно – методические материалы по реализации казачьего компонента в начальной школе. Автор О.Б. Вакуленко,  Е.Н. Казакова. ГАУ ДПО «АмИРО» 2018г.

7. Веб-страница        https://infourok.ru/komponenti-programmi-duhovnonravstvennogo-vospitaniya-1151128.html

8. Веб-страница        https://videouroki.net/razrabotki/kaliendarno-tiematichieskii-plan-po-dukhovno-nravstviennomu-vospitaniiu-1-klass.html

9. Веб-страница        http://school-3.moy.su/news/nedelja_opk22/2022-03-01-697

10. Веб-страница        https://m.ok.ru/kamenskysd/topic/151681320392854


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Поче...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Поче...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народной культуре

ДАнный материал предназначен для воспитания у детей любви к Родине, через изучение народных традиций, песен, праздников, культуры своего народа....

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

В воспитании дошкольников огромное значение имеет ознакомление с историческим, культурным ,национальным ,географическим, природно-экологическим  своеобразием своего родного Ставропольского края. ...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через приобщение к национальной культуре»

          Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - одна из самых актуальных задач нашего времени, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственно...

«Духовно-нравственные основы патриотического воспитания дошкольников через приобщение их к культуре Терского казачества»

Проблема и актуальность:Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,...