Доклад "Проектный метод как средство развития речи детей раннего возраста"
проект по художественной литературе

Мачинская Татьяна Васильевна

Материал расчитан для педагогов раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад31.05 КБ
Файл Буклет "Книжкины именины!819.58 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение «Ранний возраст. Речевое развитие»

Доклад.

«Проектная деятельность как форма речевого развития детей раннего возраста»

Слайд 2 .                                                                        

Литература во всех ее видах —

не что иное, как тень доброй беседы.

Роберт Луис Стивенсон

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Слайд 3. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой  получения  информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Слайд 4. Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. И как результат, наши дети, будучи школьниками не любят, и не хотят читать.

При беседе с родителями, мы отметили, что взрослые спешат дать детям информацию не по возрасту или яркие красочные книги, которые просто не соответствуют возрасту ребёнка и соответственно его пониманию. А попросту сказать освобождают себя от занятий с малышом, предлагая механическое перелистывание страниц книги или мультики сомнительного содержания в планшете.

На родительских собраниях, через консультации, мы пытаемся донести до взрослых информацию, что не  читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Малыши не знают элементарных детских четверостиший, последовательности простых сказок, не испытывают интерес к книге и не умеют правильно ей пользоваться и т.д.

Ведь «правильная» книга дает возможность детям домыслить, "дофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Нам, как педагогам, очевидно, что художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Слайд 5. (Выставка книг).

Поэтому очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносят до них  взрослые,  т.е. педагоги и родители, поэтому мы должны владеть навыками выразительного чтения, а не механического, монотонного прочтения текста. Перед нами воспитателями  дошкольников стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Слайд 6. (Газета).

Осознав важность этой проблемы, мы  в ДОУ решили сделать такую работу не эпизодической, а традиционной, т.е. в апреле проводить тематическую неделю «Книжкины именины» и естественно в течение всего учебного года, уделять этому направлению пристальное внимание. Ведь для  раннего возраста детский сад - это первый для ребенка «социальный институт». В процессе чтения книг ребенку помогаем ему  учиться думать, анализировать, развиваться  творчески, таким образом, формируем нравственную и культурную основу личности. Младший возраст — удивительное время, когда большинство детей, договаривая строки или слова произведения, повторяя за взрослым, переходит от первых слов к настоящей разговорной речи. Чтение книг отлично помогает нам расширить словарный запас детей и обогатить их речь новыми выражениями.

Слайд 7. ( Мы читаем и играем).

Несомненно, книги играют немаловажную роль в воспитании детей. Речевое развитие  – значимая образовательная область ФГОС ДО.

«Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается». К.Д.Ушинский

Согласно ФГОС ДО и программе «От рождения до школы» наши педагоги  обязательно сопровождают  чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учат слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Воспитатели знакомят детей с тем, для чего нужны книги, как с ними обращаться, привлекают внимание к ярким иллюстрациям. В течение недели взрослый рассматривает с малышами яркие книги, устраивает различные виды театра, повторяет знакомые и любимые произведения детей, учит элементам инсценировки и обыгрыванию сюжета прочитанного.

Слайд 8. Мы понимаем, что особая роль в педагогике раннего детства, отводится занятиям, на которых используется иллюстративный материал из книги. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют  знания об окружающем мире. О познавательной ценности таких занятий писали выдающиеся педагоги прошлого, например Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева и др.

Слайд 8. Младший дошкольный возраст это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Поэтому, исходя из выше сказанного (повторюсь), и возникла такая идея о традиционном проведении в ДОУ тематической недели «Книжкины именины», которая позволяет решать множество задач речевого, познавательного и творческого развития малышей.

Слайд 9.

Цель: формирование интереса у детей к книгам через творческую и познавательную деятельность, знакомство с творчеством  Агнии Барто.

Тип проекта:

- по содержанию: познавательно-творческий;

- по времени: краткосрочный

Состав участников проекта: воспитанники группы №6, родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Продукт проекта:

- конкурс «Самая красивая закладка» (домашнее задание для родителей;

- отремонтированные книги взрослыми совместно с детьми;

- сценарий развлечения «Книжкины именины»;

- выставка «Моя любимая книжка».

Решение проблемной ситуации:

- интеграция ОО;

- практическая деятельность.

        Задачи проекта:

        Развивающие:

- расширять представления детей о многообразии форм книг;

- формировать у детей познавательные умения: наблюдать, правильно оценивать действия и поступки героев; привлекать к воспроизведению сказочных образов через разные виды деятельности (игровую, театрализованную,  художественную);

- способствовать всестороннему развитию речи детей.

        Обучающие:

- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками. Вызвать эмоциональный отклик на музыкальное  сопровождение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку;

- стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок, стихов и др.

        Воспитывающие:

- воспитывать бережное отношение, любовь к книге.

        Слайд 10.

Предполагаемый результат:

После завершения проекта педагоги смогут:

• Повысить свое педагогическое мастерство, самообразование.

• Расширить круг взаимодействия с родителями

• Испытать педагогическую радость от интересной, увлекательной совместной деятельности

После завершения проекта дети смогут:

• повысить  интерес  к художественной литературе;

• бережно  относиться  к книге – источнику знаний;

• понимать важность книги в жизни человека;

• получат положительно -  эмоциональный отклик от общения с книгой;

После завершения проекта родители смогут:

• стать активными и заинтересованными участниками педагогического процесса.

        Слайд 11. Интеграция образовательных областей:

Задачи проекта ОО в интеграции:

Определить содержание работы с детьми первой младшей группы на каждом этапе.

Поэтапное знакомство детей с творчеством русских писателей и поэтов, чтение произведений, закрепление полученных знаний в разных видах деятельности (А.Барто).

1. Речевое развитие.

Формировать умение детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя.

Обогащать и активизировать словарный запас детей за счет новых слов. Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать свои знания).

2. Социально-коммуникативное развитие.

Формировать основы коммуникативных навыков через взаимодействие с персонажами литературных произведений, участие в совместных играх, умение изображать характерные особенности поведения персонажей.

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми раннего дошкольного возраста. Развивать коммуникативные способности, умения договариваться, помогать друг другу. Воспитывать бережное отношение, любовь к книге.

3. Художественно-эстетическое развитие.

Развивать художественно-творческие способности детей, формировать эмоционально-образное восприятие произведений. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками и на музыкальном  развлечении.

4. Физическое развитие.

Вызвать эмоциональный отклик на музыкальное сопровождение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку. Развивать мелкую и общую моторику.

Слайд 12.  Ресурсы проекта:

Методические:

 - книги детских писателей;

 - картины и иллюстрации к произведениям;

 - настольно печатные игры;

 - наборы разных видов театра;

 - материалы для продуктивной деятельности;

 - портреты детских писателей.

Технические:

 - видеозаписи.

 - магнитофон, мульти видео.

 Организационные:

         - столы;

         - игрушки;

         - бумага, клей, кисточки;

         - ободки;

         - костюм для бабушки Рассказушки и прочее.

Приложения: конспекты НОД, взаимодействие с семьёй, фото-репортаж проекта.        

Используемая литература:

1. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки в детском саду: практическое пособие / И. Е. Аверина. – М. : Айрис-Пресс, 2009.

2. Бейлипа, А. Почти забытое наследие немецкого народа // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 9. – С. 103–106.

3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада / В. В. Гербова,  А. И. Максаков. – М.: Просвещение, 1986.

4. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В. В. Гербова, А. И. Максаков. – М.: Просвещение, 1979.

5. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. – М.: Просвещение, 1982.

6. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией / Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985.

7. Макшанцева, Е. Д. Детские забавы : кн. для воспитателя и муз. руководителя детского сада / Е. Д. Макшанцева. – М : Просвещение, 1991. – 64 с.

8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

9. Сакулина, Н. П. Сенсорное воспитание в детском саду / Н. П. Сакулина,  Н. Н. Подьяков,  Т. С. Комарова,  Л. Е. Журова,  Г. А. Туманова,  Е. И. Корзакова, В. Н. Аванесова. – М. : Просвещение, 1970. – 214 с.

10. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста : программа, конспекты занятий / авт.-сост. Т. П. Высокова. – Волгоград : Учитель, 2010.

11. Сутеев, В. Кто сказал «мяу»? / В. Сутеев. – М. : АСТ : Астрель, 2006.

12. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьей / авт.-сост. О. А. Айрих. – Волгоград : Учитель, 2008.

Интернет-источники:

1. www.it-n.ru/cjmmunities.aspx?

2. http://www.lowe-tech.com/portfolio/paperplanes.asp

3. doshvozrast.ru/ozdorov/fizkultura10.htm

4. www.mdk-arbat.ru/bookcard_aii4.aspx?

5. festival.1september.ru/subjecta/16/?n=25

6. http://vospitatel.com.ua

Слайд 13.

       Этапы проекта «Книжкины именины» для детей 2 – 3 лет группы №6 «Капельки»

Этапы

проекта

Деятельность

 воспитателя группы и специалистов МБДОУ по проекту

Деятельность

 взрослых и детей

1 этап

поисковый

Создать условия для вхождения в проблемную ситуацию: для детей, родителей, педагогов.

-анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;

-выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;

-формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Принимают задачу проекта: музыкальный руководитель, законные представители воспитанников, педагоги (предполагаемые участники проекта – герои).

Организация совместной деятельности – рассматривание и чтение произведений художественной литературы (анализ восприятия, заинтересованности – наблюдение)

Беседы с родителями  по теме (деловая игра).

2 этап

аналитический

Сбор информации:

- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

- пополнение предметно-развивающей среды;

- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

- привлечение родителей к проектной деятельности через информационный уголок.

- привлечь родителей к сбору различного вида книг для выставки, иллюстраций, открыток, фотографий из семейного архива.

- индивидуальные беседы «Давайте работать по проекту».

- подборка консультаций по теме проекта.

- подобрать книги Агнии Барто;                                             - подобрать иллюстрации к стихам;                                     - подготовить раскраски по стихам Агнии Барто;                                        - подборку аудио и видеозаписей по данной теме;                                                            - консультация «Как разучивать с детьми стихи, актуальность и воспитательное значение»;                    - консультация «Время первых книжек»;                             - деловая игра «Роль книги в воспитании ребёнка-дошкольника»

3 этап

практический

Проектирование текущей работы по проектной деятельность: смотри перспективный план (приложение)

Все виды детской деятельности. НОД: ручной труд, музыка, изо, физкультура,   совместная и самостоятельная деятельность детей: дидактические  и народные игры, выставка книг, конкурс «Лучшая закладка».

4 этап

презентационный -рефлексивный

Анализ достижения целей и полученных результатов.

Продукт проекта.

Методические разработки (конспекты, картотеки, буклет).

Распространение опыта работы (сетевое взаимодействие, ресурсы интернет пространства – личный сайт и МБДОУ, печатные издания в журнале «Дошколёнок», конкурсы различного уровня и т.п.).

Защита проекта на аттестации педагогов ДОУ.  

- Развлечение «Книжкины именины».

- Уголок «Книжкина больница».

- Выставка закладок для книг.                                                            – Фото репортаж «Мы читаем – мы  играем»; «Книжкины именины».

- Выставка разного вида книг, биография А.Барто.



Предварительный просмотр:

        

                                                        

        

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"

Статья для родителей"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"...

Презентация "Обобщение опыта по теме: "Развитие мелкой  моторики, как средство развития речи детей раннего возраста"

В презентации предоставлен опыт работы по теме: "Развитие мелкой  моторики, как средство развития речи  детей раннего возраста".(дидактические игры, структура занятия...)...