«Методы и приемы развития речи детей раннего возраста»
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)

Лейнгард Оксана Зуфаровна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ranniy_vozrast_pedagogi.docx48.15 КБ

Предварительный просмотр:

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Мой опыт) .

        

Консультация учителя-логопеда для педагогов

на тему «Методы приемы развития речи  детей раннего возраста»

Лейнгард Оксана Зуфаровна

Ранний возраст– ответственный период в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его со взрослыми. На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Педагог должен оказывать влияние на развитие активной, коммуникативной речи детей раннего возраста.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.

В связи с этим к речи воспитателя предъявляются определенные требования. Она должна быть:

- по возможности чаще адресована каждому ребенку; этим обеспечивается привлечение внимания малыша к речи взрослого и готовность ответить на неё;

- эмоционально-окрашенной; эмоциональное содержание, выраженное определённым тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слова.

- правильной, отчетливой, неспешной;

- понятной по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт;

- более сложной, чем речь ребенка; взрослый должен давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.

Воспитатель должен разговаривать с детьми в течении дня о том, что они видят и делают, обсуждая события дня, взрослый побуждает их к высказываниям, задает вопросы. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель комментирует свои действия, используя в речи подходящие присказки, стишки, навевает песенки. Он сопровождает речью все повседневные дела. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого.

Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое общение со сверстниками. Поэтому важно стимулировать малышей обращаться друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями.

Для успешного решения задач стимулирования речевого развития в группе должна быть создана соответствующая развивающая среда: выбрано

достаточно освещенное место для книжного уголка, пополняемость уголка новыми красочными книгами с детским фольклором, крупными иллюстрациями к потешкам. В группе должны иметься дидактические игры для развития речи детей: «Одень куклу соответственно сезону», «Кто как кричит?», «Кто, где живет», «Расскажи сказку»и др., которые активно используются на занятиях и свободной речевой деятельности. Иметься театральный уголок, в котором разнообразие видов театров: кукольный, пальчиковый, настольный. Яркая привлекательная среда привлекает внимание детей.

 Существуют следующие направления работы по формированию коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста:

1. Формирование моторной сферы: как общей, так и мелкой моторики рук.

2. Развитие высших психических функций.

3. Развитие импрессивной стороны речи. Понимание речи окружающих, словесных инструкций, вопросов, несложных текстов.

4. Развитие экспрессивной стороны речи. Развитие лексического запаса слов (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, актуализация знаний и представлений об окружающем.

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

  • Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т. д. ; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.
  • Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.
  • Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Один из самых действенных способов речевого развития ребенка, который обогащает словарный запас малыша, развивает его слуховое восприятие и стимулирует речевую активность — это чтение ему детских

книг. При чтении произведений используются все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

Важно использовать разнообразные приёмы развития речи при проведении дидактических игр и упражнений:

  • Показ с названием, образец слова и построения фразы. При этом надо иметь в виду, что при общении с ребёнком второго года жизни взрослый не должен употреблять облегчённые слова. (И.Н.Кононова, Г.М.Лямина, В.А.Петрова, Л.Н.Павлова и др.).
  • Упражнения в назывании, побуждение к произнесению слова и выполнению действия. («Что тебе дать? Скажи», «Где ты взял мишку? Покажи».)
  • Обследование предметов и игрушек вместе с ребёнком, его рукой. (Мяч – большой и маленький, кошка – пушистая и т.д.)
  • Договаривание слов вместе с ребёнком, подсказывание нужного слова.
  • Поручения, особенно после 1 года 6 месяцев. Ребёнку называют действия, и он учится находить предметы по слову взрослого.
  • Использование потешек, коротких стихов. Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.

Все приемы стимуляции проводятся: при условии хорошего настроения у ребенка и взрослого; в игровой форме, весело и забавно; в сопровождении улыбок, поглаживаний и различных звуков.

Для формирования активной речи необходимо развивать у детей способность слушать речь взрослого и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями. Для этого нужно постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.  Воспитатель должен побуждать каждого ребенка как можно чаще обращаться к окружающим его взрослым, стараясь при этом, чтобы он пользовался усвоенными ранее словами и овладевал произношением новых.

Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные приёмы и методы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.

К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувс...

консультация для воспитателей "Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте"

консультация для воспитателей "Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте"...

Дистанционное обучение для педагогов "Применение игровых методов и приемов развитие речи, в работе педагога с детьми раннего возраста, в период адаптации к условиям ДОУ"

Цель:  v развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения  связной  диалогической речью. Задачи: v вовремя заметить и скорректировать отставание в фор...

"Методы и приемы, направленные на речевое развитие ребенка раннего возраста"

Речь – это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы ...