План работы в книжном уголке в старшей группе компенсирующей направленности.
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Машурина Оксана Олеговна

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 18

города Кропоткин муниципального

образования Кавказский район

Перспективный план работы в книжном уголке

в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик»

восптатель: Машурина О.О.

Месяц

тема

Цели

Содержание

Работа с родителями

Сентябрь

Дружба – это чудо!

Развивать устойчивый интерес к литературе. Учить  понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формировать осознанное отношение к ним, обращать внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, Закрепляют навыки аккуратного пользования книгой

Чтение

А.Блок «Летний вечер»

Я.Аким «Лето»

Р.Сеф «Дружок»

Г.Ладонщиков «Три подружки»

С,Маршак «Друзья-товарищи»

Русская народная сказка«Сивка - Бурка»

Г.Галина «В мире великом»

Т.Александрова «Мудрый профессор»

Рассматривание, чтение по желанию

И.Крылов «Лебедь, рак и щука»

Осеева В. «Волшебное слово»

Сборник «Про хорошо и плохо малышам»

Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе

Загадывание загадок о предметах

Расссматривание детских журналов «Мурзилка», «Колобок»

Д\и «Волшебные предметы из сказок»

Книжкина больница

Изготовление файловых фотопапок «Мои летние каникулы»

Детство

Художник И.В. Семенов

Познакомить детей с биографией художника И.В. Семенова. Рассказать о творчестве художника.

Рассмотреть его иллюстрации к произведениям Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса», «Живая шляпа», «Огурцы».

Поддерживать желание рассматривать рисунки и оформление книг. Объяснить детям, как важны в книге рисунки

Чтение

А.Б. Барто «Я выросла» , «Жадный Егор»

В.Осеева «Почему?»

В.Драгунский «Заколдованная буква»

С.Черный «Про девочку которая нашла своего мишку»

С.Козлов «Как ежик с медвежонком протирали звезды»

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Д.Самойлов «У Слоненка день рождения

Рассматривание, чтение по желанию

Сборник «Любимые мультики»

Сборник «Сказки детям»

Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса», «Живая шляпа», «Огурцы».

Знакомство с художником-иллюстратором Чижиковым В.А.(презентация, биография, )

Пополнение коллекции «Разные наклейки»

Раскраски «Литературные герои»

Игра – импровизация «Договори то, что не придумал автор»

Д\и «Собери картинку»

Слушание Б. Гримм «Гензель и Гретель»

Беседа «С какими книгами лучше дружить дошкольнику»

Октябрь

Дары осени

Учить правильно воспринимать содержание произведения.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях

Чтение

Ю. Тувим «Овощи»

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

С.Маршак «Про все на свете»

Л.Воронкова «Грушевое яблочко»

В.Орлов «Я учусь варить варенье»

И.Токмакова «Яблонька»

Г.Сапгир «Садовник»

Рассматривание, чтение по желанию 

Н. Егоров «Огородный светофор»(сборник)

А.Ремизов «Хлебный колос»

Н.Носов «Про репку»

А.Разцветников  «Заходите в мой сад»

Загадывание загадок об овощах

Праздник  «Осень»

Д\и «Лото. Овощи и фрукты»

Книжкина больница

Выставка поделок «Дары осени»

Творчество К. Чуковского

Продолжать знакомить детей с творчеством К. Чуковского, его биографией. Вспомнить знакомые произведения. Учить описывать свои впечатления о произведениях К. Чуковского.

Чтение

Ю. Мориц «Жила - была конфета»  

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» «Дед хотел уху сварить»

О.Григорьев «Повар»

Я.Аким «Мыть посуду я люблю»

Братья  Гримм «Домовые»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Ю. Владимиров «Ниночкины покупки»

Малые фольклорные жанры (небылицы)

Знакомство с творчеством  К. Чуковского (выставка произведений, знакомство с портретом)

Рассматривание, чтение по желанию 

Л.Зубкова «Апельсин»

Харм Д. Иван Иваныч Самовар (рис.Рудаченко М.)

Рассматривание альбомов «Хохлома», «Гжель», «Жостово»

Д\и  «Дорисуй деталь у посуды»

Оформлении кулинарной книги «Рецепты моей мамы».

   

Ноябрь

 

Осень золотая

Воспитывать интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст. Поддерживать желание рассматривать рисунки и оформление книг.

Чтение

А.Н.Майков «Осень»

В.Берестов «Урок листопада»

Н.А.Некрасов «Славная осень»  

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Н. Носов «Заплатка»

В. Осеева «Волшебная иголочка».

Л.Пантелеев «Большая стирка»

Сербская сказка «Почему у месяца нет платья»

Рассматривание, чтение по желанию 

Соколов-Микитов Листопадничек

К. Ушинский «Четыре желания»

Рассматривание альбома «Времена года» , «Одежда»

Раскраска «Русский костюм»

Д\и «Одень куклу на прогулку»

Книжкина больница

Помощь родителей в оформлении кулинарной книги «Рецепты моей мамы».

Моя семья

Развивать интерес к художественной литературе. Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.

Чтение

К.Ушинский «Бодливая корова»

Т.А.Аксаков «Сурка»

Э.Успенский «Птичий рынок»

Л.Н.Толстой «Пожарные собаки»

М.Яснов «Я взрослею»

М.Зощенко «Показательный ребенок»

Л.Воронкова «Как Аленка разбила зеркало»

В.Драгунский «Тайное становится явным»

Рассматривание, чтение по желанию (выставка произведений о маме)

С.Смирнов «Подвиг матери»

К.Тетерин «Будет мама рада очень»

Сборник «Стихи и рассказы о маме»

«Мама для мамонтенка»

Изготовление подарков для мамы

Рассматривание альбома «Домашние питомцы»

Д\и «Узнай литературного героя»

Слушание р.н.с. «Про бабушку-старушку, внучку-хохотушку, курочку-квохтушку, да мышку-норушку»

Изготовление книжки-малышки с пословицами о семье,

фотовыставка  «Моя семья».

Птицы. Знакомство с иллюстратором В. Сутеевым

Прививать любовь к живому, через художественную литературу. Поддерживать желание рассматривать рисунки и оформление книг. Познакомить с художником-иллюстратором В. Сутеевым, его биографией, особенностями творчества, Учить узнавать его иллюстрации.

Чтение

М.Пришвин «Ребята и утята»

Малые фольклорные жанры (перевертыши и небылицы русского народа) «Две уточки, две уточки

Русская народная сказка «Лутонюшка»

М. Горький «Воробьишко»

В.Бианки «Сова»

В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка» »

Р.н. сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

Рассматривание, чтение по желанию

Сборник «Про зверей и птиц»

Лагерлёф Сельма  «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

В.М. Гаршин «Лягушка –путешественница»

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Загадки о домашних птицах

Знакомство с художником-иллюстратором  Сутеевым В.(презентация, альбом с рисунками, сборник «Сказки»)

Рисованиие с помощью трафаретов по желанию детей

Д\и «Спой вместе с героем»

Книжкина больница

Изготовление кормушки

Памятка «Придумываем сказку вместе»

Декабрь

Книжкина неделя

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, загадками.

Приобщать ребенка к художественной литературе.

 Воспитывать бережное отношение к книге. Знакомить с правилами поведения в библиотеке.

Чтение

Н.Сладков «Отчего у лисы длинный хвост» »

И.С. Соколов- Микитов «Белка»

И. Мазин «Медведь»

Р.н.сказка «Лисичка- сестричка и волк»

К. Ушинский «Сказки»

Выставка «Моя любимая книга»

Рассматривание и беседа «Такие разные картинки»

Рисование «Герой любимой книги»

Экскурсия в библиотеку

Д\и «Лото «Сказки»

Викторина «Прогулка по сказкам»

Акция «Подари книгу группе»

У зимушки в гостях

Художник Рачев Е.М.

Обращать внимание детей на изобразительно – выразительные  средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)

Познакомить с художником-иллюстратором  Рачевым Е.М.  

Чтение

Л.Чарская «Зима»  

С.Козлов «Мне приснились морозы»

Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою» »

И.С. Никитин «Жгуч мороз трескучий»

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Русская народная сказка «Снегурочка»

К.Бальмонт «Снежинка»

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»  

Малые фольклорные жанры (прибаутка) «Как на тоненький ледок»

С.Козлов «Зимняя сказка»

Г. Скребитский «На лесной полянке»

Рассматривание, чтение по желанию

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Р.н.с. «Морозко»

Сборник «С Новым годом»

Сборник «Елочка»

К. Чуковский «Елка»

Знакомство с художником-иллюстратором  Рачевым Е.М.(альбом с иллюстрациями, портрет, летбук «Художники детских книг»)

Загадки о явлениях природы

Д\и «Чья иллюстрация?»

Слушание р.н.с. «Два мороза»

Книжкина больница

Практикум для родителей «Украшаем ёлку всей семьёй».  

Выставка поделок «Снежинка»

Январь

Мой дом

Углубить литературные интересы детей,  воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

Чтение

С.Черный «Когда никого нет дома» , «Строители»

Г. Лагздынь «Строим дом»

С.Михалков «А что у вас»

С.Я. Маршак «Откуда стол пришёл?»  

Э. Мошковская «Играю работаю»

А.Барто «Хромая табуретка»

Рассматривание, чтение по желанию

А Волков «Волшебник изумрудного города»

С. Михалков «Все сумею сделать сам»

Сборник «Детям»

В.Левановский «Две руки»

Загадки о предметах мебели

Рассматривание демонстрационного материала «Строительные профессии», «Инструменты»

Разыгрывание по ролям стихотворения «Киска»

Д\и «Четвертый - лишний»

Консультация  « Как превратить чтение в удовольствие»

Писатели и поэты Кубани

Знакомить детей с произведениями поэтов и писателей Кубани В.Нестеренко, В.Бардадым, Т. Голуб, Л. Мирошниковой

Развивать поэтический слух. Воспитывать любовь к родному краю.

Чтение И.Бунин «Родник»

З. Александрова «Родина»

В.Орлов «Дом под крышей голубой»

Е.Серова «Родные края»

Выставка книг писателей и поэтов Кубани:

Н.Нестеренко «Считалочка»

В.Нестеренко «Веснушки»

Сборник кубанских писателей для детей

В. Бардадым «Хозяюшка»

Т. Голуб  «Детские стихи»

Л. Мирошникова «Как гусеница ходила в театр»

В. Бардадым «Ванькины проблемы»

Рассматривание фотоальбома «Кропоткин», сувенирных открыток «Краснодар»

Пополнение коллекции «Магнитики «Города Краснодарского края»

Д\и «Подбери картинку»

Фотогалерея «Вот где я живу».

февраль

Художник Лебедев В.

Транспорт

Закрепить знания детей о транспорте, с помощью печатных изданий показать его разнообразие. Продолжать прививать детям культуру общения с книгой

Чтение Б.

Заходер «Шофер»

«Паровозик из Ромашкова»

В.Драгунский «Мотогонки по отвесной стене»

В.Приходько «Вот когда я взрослым стану»

И.Пивоварова «Хочу летать»

В. Голявкин «Путешественник»

В. Ланцетти «Летчик, летчик»

В.Лунин «Когда я взрослым стану»

Рассматривание, чтение по желанию

И.Ищук  «Скорый поезд»

О.Корнеева «Машины большие и маленькие»

С. Маршак «Вот какой рассеянный»

Знакомство с художником-иллюстратором В. Лебедевым (альбом с иллюстрациями, книги, портрет)

Рассматривание энциклопедий «Транспорт», «Дорожная азбука»

журналов «Авто»

Книжка-раскраска «Специальный транспорт»

Д\и «Литературное лото»

Выставка детских работ «Современный транспорт»

Защитники Отечества.

Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства. Учить осмысливать характеры персонажей, передавать свое отношение к ним.

Чтение

О. Высотская «Мой брат уехал на границу»

О. Высотская  «Слава армии»

Л.Кассиль «Твои защитники»

Рассматривание, чтение по желанию

А. Гайдар ««Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», «Поход»

М. Ю. Лермонтов «Бородино»

«Былины, легенды, притчи»

О. Высотская «Мой брат уехал на границу»(сборник «Стихи и песенки к праздникам»

Л. Кассиль «Твои защитники»

З. Александрова «Дозор»

А. Митяев  «Почему армия всем родная»
Книжки-раскраски на военную тематику

Рассматривание альбома «Военная техника», «Защитники Отечества»Энциклопедия «Беседы о войне»

Д/и «Сложи картинку»

Стенгазета «Защитники Отечества».

Творчество Л.Н.Толстого детям

Познакомить с биографией и творчеством Л.Н. Толстого. Развивать умение понимать характер героев, усваивать последовательность развития сюжета. Воспитывать интерес и любовь к произведениям Л.Толстого.

Чтение

С. Маршак «Вот какой рассеянный»

Р.Сеф «Добрый человек»

З.Александрова «Жадный Егор»

Рассматривание, чтение по желанию

А. Барто «Мальчик наоборот»

Н. Никитин «На зарядку становись»

Знакомство с творчеством Л.Н. Толстова (портрет, биография)

Выставка книг

Л.Н. Толстой «Рассказы о детях»

                        «Рассказы из азбуки»

                        «Рассказы и басни»

                        «Три медведя»

                         «Сказки»

                         Сборник «Про хорошо и плохо малышам»

Знакомство с пословицами и поговорками о человеке

Рассматривание демонстрационного материала «Виды спорта», нциклопедии «Я человек»

Д\и «Узнай героя произведения»

Изготовление книжки малышки с пословицами о труде

Март

Мамин праздник

Раскрыть общественную значимость праздника Международный женский день. Продолжать учить замечать выразительные средства повествования. Воспитывать любовь и уважение к женщинам.

Чтение

Ненецкая сказка «Кукушка»

А. Барто «Разговор с дочкой»

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»

Л.Воронкова «Что сказала бы мама»

Гайда Лагздынь «Кем ты будешь»

Б. Заходер «Слесарь», «Повара», «Портниха», «Монтер»

Р.н. сказка «Лень и Отеть»

Рассматривание, чтение по желанию

Сборник  «Стихи  и рассказы о маме»

Сборник «Детям»

Сборник «Стихи и песенки к праздникам»

В. Осеева «Три сына»

Знакомство с пословицами о труде и лени

Изготовление открытки в подарок маме

Рассматривание демонстрационного материала «Профессии», коллекциию открыток «Цветы»

Д\и «Узнай иллюстрацию»

Слушание  М. Пляцковский «Счастливый день»

Книжкина больница

Составление  фотоколлажа «Профессии моей семьи».

Весна

Закреплять умение детей оценивать поступки и нравственные качества героев произведений. Воспитывать любовь и интерес к различным жанрам детской  литературы.

Чтение

С.Д.Дрожжин «Весеннее царство»

И. Тютчев «Зима недаром злится»

Р. Сеф «Отчего весна пришла весной?)  

Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»

И.С.Соколов- Микитов «Гнездо»

Г.Снегирев «Ласточка»

В.А.Жуковский «Жаворонок»

Рассматривание, чтение по желанию

Сборник «Рассказы о природе»

С. Степанов «Родная природа»

Соколов-Микитов «Весна в лесу»,

Загадывание загадок о птицах

Рассматривание альбома «Весна», «Перелетные птицы»

Рисование птиц с помощью шаблонов и трафаретов

Д\и «Лото «Времена года»

Изготовление файловой папки про птиц

 Апрель

 Сказки Пушкина

Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина. Рассказать о жизни поэта. Помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову

Чтение

Пермяк «Первая рыбка»

О.Гигорьев «Сом»

В.Орлов «Непослушный лягушонок»

М. Яснов «Подводная считалка»

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина (портрет, биография, выставка произведений, фото изображения памятников)

Выставка «Сказки Пушкина»

«Сказка о золотом петушке»(худ. Лагуна В.)

«Сказка о рыбаке и рыбке»(худ.Конашевич В)

«Сказка о царе Салтане»

Сборник «Сказки»

Рассматривание иллюстраций к книгам

Рисование «Золотая рыбка»

Д\и «Сложи картинку»

Книжкина больница

Предложить показать детям мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина.

Космос

Формировать интерес детей к научным знаниям. Воспитывать уважение к труду космонавтов.  

Чтение

В.Бороздин «Первый в космосе» 

А. Леонов «Шаги над планетой»

Т. Шорыгина «Голубая планета земля»  

«Солнце – источник жизни на земле»

 «Семья планет»

«Звезды и созвездия»

«Освоение космоса»

Ю.Тувим «Чудеса»

О.Мандельштам «Плачет телефон в квартире»

В.Берестов «Кто чему научится»

Г.Фаллада  «История про день,  когда все шло шиворот- навыворот»

Рассматривание, чтение по желанию

Ю. Гагарин «Вижу землю»

Г. Дядина, А. Усачёв  «Звёздная книга»
Юрий Усачев «Один день в космосе»

Энциклопедия «Космос»

Создание книги «Какие бывают роботы?»

Д\и Домино «Космос»

Буклет «Расскажите детям о космосе»

.

   

Художник  В.М. Конашевич

Воспитывать любовь к природе, желание узнавать о ней новое посредством чтения литературных произведений. Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора В. М. Конашевича. Воспитывать интерес и познавательную активность к иллюстрированию детских книг.

Чтение

Т.Белозеров «Чем пахнут деревья»

М.Пришвин «Золотой луг»

М.Пришвин «Разговор деревьев»

И .Мазнин «Солнышко и зернышко»

Л.Воронкова «Живой фонарик»

Г.Снегирев «Жук»

Н.Сладков «Домашняя бабочка»

В. Брбсов «Зеленый червячок»

Рассматривание, чтение по желанию

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

С. Маршак «Праздник леса»

Знакомство с художником-иллюстратором  В.М. Конашевич (презентация, альбом с иллюстрациями, портрет)

Рассматривание демонстрационного материалла «Растения», «Насекомые»

Д\и «Домино Растения»

Книжкина больница

Выставка совместных работ с родителями «Насекомые вокруг нас» (рисунки, аппликации, поделки)

Май

За Родину

Формировать в сознании детей знаний о  тяготах войны, о героях-солдатах и о труде людей в годы войны. Воспитывать чувство

патриотизма и благодарности к защитникам.

Чтение

Т.А Шорыгина «Почему война называется Великой  Отечественной» 

 «Женщина на защите отечества» 

 «Дети и война»  

 «Четвероногие помощники на фронте»  

И.С.Никитин «Русь»

Н.Рубцов «Привет, Россия,- родина моя!»

А.Н.Плещеев «Отдохну- кА, сяду у лесной опушке»

К.Д.Ушинский «Наше отечество»

Рассматривание, чтение по желанию

С. Алексеев «Первый ночной таран»

А. Митяев «Мешок овсянки»

Н.А. Кнушевицкая «Партизанская тропа»

С. Смирнов Подвиг матери

Л.Кассиль «Москва»

Сборник «Рассказы о войне»

К.Паустовский «Похождения жука носорога»

Энциклопедия «Россия»

Рассматривание коллекции открыток «Города-герои»

Изготовление украшений на окна

Д\и «Сказочные ассоциации»

Изготовление фотовыставки на тему: «Широка страна моя родная» (путешествие всей семьи).

Художник Ю.Васнецов

Формировать устойчивый интерес и любовь к книгам. Умение объяснять свой выбор понравившегося произведения. Воспитывать желание быть похожим на положительных героев. Продолжать знакомить с творчеством художника-иллюстратора Ю.Васнецовым.

Чтение

М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету»

Р.н.с. «Василиса Прекрасная»

А. Барто  «Вовка – добрая душа»

Б.Заходер «Мы-друзья»

В.Драгунский «Друг детства»

М.Дружина «Открытка»

Рассматривание, чтение по желанию

Сборник «Детям»

Сборник «Про хорошее и плохое малышам»

С. Маршак «Друзья-товарищи»

Сборник «Сказки разных народов»

Пословицы и поговорки о труде и лени

Знакомство с художником-иллюстратором  Ю. Васнецовым (альбом с иллюстрациями, портрет, биография)

Рассматривание альбома «Лето», «Костюмы разных народов»

Литературная викторина «Я люблю читать»

Слушание арабская сказка «Приключения Симбада-морехода»

Д\и «Лото «Разные сказки»

Консультация «Летний отдых  семьей»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с детьми 5-7 лет группы компенсирующей направленности в сенсорной комнате

План занятий на учебный год с детьми 5-7 лет группы компенсирующей направленности в сенсорной комнате....

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»...

План работы учителя - логопеда с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности

План работы учителя - логопеда с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности                            ...

Перспективный план работы по пожарной безопасности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №5 на 2019 – 2020 уч.год

Планирование по пожарной безопасности разработано для детей старшей группы  и мероприятий  для родителей....

План по взаимодействию с семьей в СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «В» «РОМАШКА» на 2019-2020 учебный год

План по взаимодействию с семьей в СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «В» «РОМАШКА» на 2019-2020 учебный год...

годовой план работы логопеда с родителями в средней группе компенсирующей направленности

план работы с родителями предназначен для учителей-логопедов, работающих в группе дошкольников и с ТНР...

Перспективный план работы воспитателей с родителями воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Родничок» на 2023-2024 учебный год

Перспективный план работы воспитателей с родителями воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Родничок» на 2023-2024 учебный год...