Презентация к выступлению на педчасе. Обобщение опыта работы по ознакомлению детей со сказками народов мира.
методическая разработка по художественной литературе

Карло Наталья Викторовна

В рамках реализации долгосрочного проекта "Мы читаем" мною был накоплен опыт по ознакомлению детей со сказками народов мира по различной тематике. Этот опыт оказался востребованным при реализации проекта "Диалог культур". Им я поделиласьс коллегами, сделав обзор  возможных целей, задач, приёмов работы, познакомила их с интернет- рессурсами, которые могут быть полезными в работе по этой теме. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ознакомление дошкольников со сказками народов мира Обобщение опыта работы в рамках проекта «Диалог культур» учителя – логопеда МБДОУ № 132 города Ростова-на-Дону Карло Натальи Викторовны

Слайд 2

Диалог культур Культура - это совокупность материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории. В России формируется традиция поликультурного образования, признающая основной идеей воспитание уважения к разнообразию культурных традиций . Воспитание подрастающего поколения в духе мира и культурного согласия становится одной из важнейших задач системы образования.

Слайд 3

Сказка- доступное для дошкольника средство ознакомления с природой, историей, традициями и философией других народов .

Слайд 4

Подбор тематики сказок. знакомство со сказками определённой страны Цель: закрепления знаний об особенностях климата, природы, образа жизни, системы представлений и ценностей народностей, населяющих страну. знакомство со сказками разных стран к праздникам: День матери, день китов, день шахмат, день знаний… Цели: - сформировать представление об отношении людей разных стран к определённому явлению; - о том, какие праздники отмечают в разных странах мира, как это делается, какие различия существуют в подготовке и проведении одних и тех же праздников знакомство со сказками в рамках изучения темы: - в логогруппе – лексическая тема, в общеразвивающей – краткосрочный проект, при изучении животных, природы севера, различных климатических зон и реализаци других задач программы. .

Слайд 5

Как знакомить детей со сказкой Знакомству со сказкой может предшествовать занятие или часть занятия по ознакомлению со страной: её положением на карте, природой, ландшафтом, растительностью, фауной, бытом людей – в зависимости от содержания сказки. Можно иллюстрировать чтение сказок показом соответствующих предметов, картинок, дидактического материала, которые ярко представлены в детских энциклопедиях, тематических журналах. Можно создать специальный тематический альбом для рассматривания и составления рассказов по фотографиям.

Слайд 6

Приёмы практической деятельности. Даже небольшая практическая деятельность после чтения улучшает осознание воспринятого: рисование , роспись, иллюстрирование , лепка, изготовление праздничных костюмов, масок, элементов украшения, приготовление блюд с дегустацией , создание мультфильмов, творческие игры,

Слайд 7

Иллюстрирование сказок, создание книжек – самоделок.

Слайд 8

Виды заданий для закрепления знаний по сказке: -найди страну на карте; - подбор иллюстрации к читаемому тексту; - разрезные картинки, - найди тень героя сказки;, - помоги герою добраться до объекта – лабиринт. - сосчитай, сколько … на картинке; - найди одинаковые предметы на картинке; - расставь по порядку; - вставь пропущенного героя; - чей хвост?, Чья мама?, - кому что? – соотнесение героя сказки и объекта, с которым он взаимодействовал; - ребусы для подготовительной группы; - угадывать сказки, называя друг другу только несколько прилагательных слов.

Слайд 9

Виды заданий для закрепления по сказке: - найди страну на карте; - подбор иллюстрации к читаемому тексту; - разрезные картинки, - найди тень героя сказки;, - помоги герою добраться до объекта – лабиринт. - сосчитай, сколько … на картинке; - найди одинаковые предметы на картинке; - расставь по порядку; - вставь пропущенного героя; - кому что? – соотнесение героя сказки и объекта, с которым он взаимодействовал;

Слайд 10

Виды заданий по развитию грамматического строя речи и формированию навыков пересказа, драматизации. Для старших дошкольников: ребусы для подготовительной группы; в писывание пропущенных букв в именах героев сказок; угадывать сказки, называя друг другу только несколько прилагательных слов; р азучить фразы приветствия и прощания на разных языках; Дидактические игры на образование притяжательных прилагательных « Чей хвост?»,« Чья мама?», - Игры – драматизации с различными видами театров, как готовых, так и выполненных руками детей или родителей

Слайд 11

Варианты заданий для викторин: Загадывание стихотворных загадок о героях сказок; Узнать сказку и страну по флагу, по предметам быта. Узнать сказку по отрывку, описывающему особенности жизни в стране. Использование сцен из сказок на праздниках, утренниках. Спортивное развлечение или музыкально- ритмическое занятие по мотивам сказок разных народов.

Слайд 12

Подбор материала и методики: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/geografiya_dlya_detej.html - статья о том, как можно познакомить детей с видео, примерами заданий… Представить, что находитесь в космическом корабле и летите вокруг Земли. Приземляться и рассказывать о стране. Серию интересных путешествий приготовили мама и дочка. http://www.filii-felices.ru/geografiya-dlya-detey-krugosvetnoe-puteshestvie/ - рассказ о странах: текст, на карте, фотографии, культура – основные вехи, традиции; мультфильмы, музыка, танец… liveinternet.ru›users /5113882/post372899969 – скан энциклопедии с интересными сведениями. https://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/etnicheskie-skazki-kak-sredstvo-oznakomleniya-s-bytom-i-kulturoj-raznyx-narodov.html - проект. Можно посмотреть подробно алгоритм работы. https://tc-sfera.ru/upload/iblock/83d/83d0211dab1a3654d97e5c66714629b0.pdf книга со сказками, вопросами, словарной работой и практическими заданиями.

Слайд 20

Сказки про кошек. Сказка Кошка, которая гуляла сама по себе — Редьярд Киплинг – о приручении животных. Подготовительная группа. Читать несколько дней. Хитрый кот — Бурятская сказка – о хитрости старых и глупости молодых. Хитрый кот — Башкирская сказка – похожа на русскую. О хитрости. Старший возраст. Мудрейший из котов — Бирманская сказка. О хитрости. Почему у кошки зрачки горизонтальные. Кот и заяц — Литовская сказка – о дружбе (типа нашей Заюшкиной избушки). Мышка, которая ела кошек — Джанни Родари ( о книгах, о том, что нарисованные кошки не страшны, о хвастовстве, о хитрости). Лиса и Котофей Иванович — Русская народная сказка ПЛОТНИК И КОШКА (Японская сказка) – о том, почему кошка лечит людей Кот серый лоб, козел да баран — Алексей Толстой Кот и попугай — Английская сказка – о жадности и подлости Бесценный камушек — Ангел Каралийчев – Болгария Черная кошка — Яна Сипаткина : Сказкао том, что характер важнее внешности. О вере в себя и в добро.

Слайд 21

Где можно найти сказки народов мира? https://skazki.rustih.ru – сказки авторские и народные. https://skazochki.info https://deti123.ru – мало рекламы. Можно смотреть на сайте. Диафильмы на каналах. Можно смотреть со звуком, можно звук отключить и читать. Диафильм приучает детей смотреть на неподвижное изображение. Даёт возможность рассмотреть картинку, вернуться к нужному кадру. Он наиболее экологичен и полезен для здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опытом «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой»

Тема, над которой  я работала  с 2010 года, была взята мною неслучайно. Ведь именно в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к природе, начинает развиваться речь. А чтобы под...

Презентация "Русские народные сказки, сказки народов мира о хлебобулочных изделиях" для детей 5-7 лет"

Презентация "Русские народные сказки, сказки народов мира о хлебобулочных изделиях" для дошкольников...

Ознакомление со сказками народов мира

Развитие речи  с помощью ознакомления со сказками народов мира....

Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...

Обогащение знаний детей о сказках народов мира.

Воспитание у дошкольников гражданской активности в условиях культурного многообразия"...

Электронные книги для слабовидящих детей из серии "Сказки народов России" и "Сказки народов Мира" интересно не только слушать, но и рассматривать, ощупывать, а также выполнять разные задания, головоломки.

В наше дошкольное учреждение в 2023 году поступили новые  электронные книги для  слабовидящих детей из серии "Сказки народов России" . Ранее я познакомила воспитанников с электронн...