НОД «Чтение художественной литературы в старшей группе» Тема: «Знакомство с рассказом Валентины Осеевой «Сыновья»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Волкова Татьяна Семеновна

Цель: Формировать у детей навыки воспринимать литературный текст, осмысливать события рассказа с помощью технологии продуктивного чтения-слушания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_znakomstvo_s_rasskazom_valentiny_oseevoy_synovya_.docx369.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  «Чтение художественной литературы в старшей группе»

Тема:  «Знакомство с рассказом Валентины Осеевой  «Сыновья»

Цель: Формировать у детей навыки воспринимать литературный текст, осмысливать события рассказа с помощью технологии продуктивного чтения-слушания.

Задачи:

- создать условия для формирования нравственных качеств дошкольников;

- способствовать проявлению интереса к произведению художественной литературы;

- воспитывать грамотного слушателя, размышляющего над замыслом автора; вызывать у дошкольников эмоциональный отклик;

- развивать мыслительные способности детей, умение рассуждать и анализировать, вести беседу, высказывать свою точку зрения;

- формировать умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

Предварительная работа:

- чтение рассказов о В.Осеевой  «Синие листья», «Печенье»,  «Что легче?»,  «Три товарища»,  «Просто старушка»,  «Девочка с куклой»,  «Отомстила»  и другие.

НОД:

Станем рядышком, по кругу,                   Берут за руки соседей

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.     Поворачивают голову вправо, влево

Нам здороваться не лень:                       Отмахиваются рукой

Всем "Привет!" и "Добрый день!";      Здороваются с соседом справа, потом слева

Если каждый улыбнётся -                     Разводят руки в стороны

Утро доброе начнётся.                          Хлопают в ладоши

Доброе утро всем!

В.  Давайте поздороваемся с нашими гостями.  

Д.  Здравствуйте.

В.  Ребята, я хочу пригласить вас на выставку книг. (подходим к столу с книгами)

Вам знакомы эти книги? (ответы детей)

Кто их написал? 

Д.  Валентина Осеева.

В. Правильно, все эти книги написала Валентина Осеева.

Ребята посмотрите сдесь не только книги, но и какие-то предметы! Я кажется, догадалась – это предметы из рассказов  Валентины Осеевой. Давайте попробуем угадать из каких.

Сегодня я предлагаю вам продолжить  знакомство с произведениями одного из любимых нам с вами  авторов. Обратите внимание на книжную выставку. Вы узнали эти книги? Посмотрите, здесь кроме книг лежат какие-то предметы. Давайте посмотрим, что это. (Перечисляют). Как вы думаете, как связаны эти предметы с нашей книжной выставкой?

Да,  это предметы  из  известных нам  рассказов.        (В. Осеевой)

 ( На столах лежат предметы из произведений В.Осеевой.  Определяем из каких произведений)

Печенье – из рассказа «Печенье»

Сений листочек - из рассказа «Синие листья»

Корзина с грибами - из рассказа «Что легче»

Кукла - из рассказа «Девочка с куклой»

Краски, кисти, баночка с грязной водой - из рассказа «Отомстила»

В.  Молодцы, вы совершенно правы. Все эти предметы из рассказов В.Осеевой.

      Посмотрите, а вот еще предметы. Как вы думаете, из кокого они произведения?

(ответы детей)

В. А хотите узнать? (ответы детей)

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Посмотрите пожалуйста на иллюстрацию. Это иллюстрация к рассказу В. Осеевой с которым я хочу вас  познакомить сегодня. Посмотрите внимательно, что здесь изображено? (предположения детей)

В.  Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ? (ответы детей)

В.  Кто будет главными героями рассказа? (ответы детей)

В. Как вы думаете каким будет рассказ по настроению? Грустный или веселый? (ответы детей)

В.  Предположений много, а как мы можем проверить, правы мы или нет?

Д.  Прочесть рассказ.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

(Воспитатель читает рассказ).

Рассказ  называется «Сыновья»

«Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.

В. Ребята, как вы думаете, почему третья женщина молчит? (предположения детей)

Предположений много, давайте,  проверим правы мы или нет.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.

Набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины.

В. Как вы думаете, что произойдет дальше? (предположения детей)

Давайте проверим.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

В. Ребята, как вы думаете, что ответил старик? (предположения детей)

Давайте, узнаем, правы вы или нет.


- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!»

Какого же сына выделил старик?

Да действительно, сына, который помог своей маме. (показать картинку на экране)

А вы помогаете своим родителям?

Давайте посмотрим, какие мы помощники. Встали, физминутка

3 этап. Работа с текстом после чтения.

В.  Я прочитала вам еще один рассказ В.Осеевой, который называется….(ответы детей)

В.  Какое настроение у вас вызвал этот рассказ? (ответы детей)

В. Помните, мы с вами предпологали кто будет главными героями рассказа? Какие предположения у нас были? (ответы детей)

В. Так кто же главные герои рассказа? (ответы детей)

В. Вы правы это мальчики – сыновья.

Что – то мы с вами заседелись. Давайте немного поиграем.

Физминутка «Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом и бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

В. Молодцы. А теперь давайте вернемся к нашему рассказу.

В.  Кто из мальчиков вам понравился больше? Почему?  (ответы детей)

В. Давайте еще раз вспомним рассказ.

 (теневой театр)

Заключительная часть.

В:  Давайте вспомним, как называется рассказ В. Осеевой, с которым мы сегодня познакомились.  (ответы детей)

В: Ребята, мы с вами говорили, что каждое призведение В.Осеевой чемуто учит. Чему же нас учит рассказ «Сыновья»   (ответы детей)

- Выбери пословицу,  подходящую к тексту и объясни ее:

- Перепиши концовку,  придумай продолжение

В: Вам предлагают поиграть в игру «Разложи картинки по тексту»

В: Как вы думаете, с какой целью Валентина Осеева писала свои произведения?  

Ответы детей.

В: Я согласна с вами, для того, чтобы все девочки и мальчики выросли дружными, честными и воспитанными. Какой рассказ Валентины Осеевой понравился больше всего и почему?

Ответы детей.

В: Берегите своих друзей и вам будет радостнее жить на свете! Делайте добро, и оно обязательно вернётся к вам!

осеева сыновья рисунок

сыновья осеева читать с картинками

https://for-teacher.ru/edu/data/img/pic-023ywksba8-101.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Чтение художественной литературы» вторая младшая группа Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»».

Цели занятияВоспитательные-формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца.Обучающие- соверщенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас з...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: "Знакомство с творчеством В.Н.Орлова"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯВ.Н.ОРЛОВА».Подготовила: воспитатель Морозкова Наталья Сергеевна...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе на тему: «Весёлые рассказы Николая Носова»

Конспект занятия  по чтению художественной литературы в подготовительной группе на тему: «Весёлые рассказы Николая Носова»...

НОД «Чтение художественной литературы в старшей группе» Тема: «Уроки нравственности в рассказе В. Осеевой «Печенье»

Цель:  Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям на основе рассказа  В. Осеевой «Печенье» с использованием технологии продуктивного чтения-слушания....

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Крошечка - Хаврошечка»

Познакомить детей со сказкой, учить внимательно и заинтересованно слушать воспитателя, развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Учить сопережив...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе. Рассказ «Прыжок».

            Цель занятия: : формирование знаний детей о творчестве Л.Н. Толстого, знакомство с рассказом «Прыжок»....