«Познаем окружающий мир с героями произведений» на основе сюжета произведения Клинтинга Ларса «Огород Кастора». «Весенние посадки»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

«Познаем окружающий мир с героями произведений» на основе сюжета произведения Клинтинга Ларса «Огород Кастора».

«Весенние посадки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kastor.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное занятие из блока №2

«Познаем окружающий мир с героями произведений» на основе сюжета произведения Клинтинга Ларса «Огород Кастора».

«Весенние посадки»

Цель: Вызвать интерес к познавательно-исследовательской деятельности на основе сюжета произведения Ларса Клинтинга «Огород Кастора». 

Задачи:

Образовательные:

  • Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
  • Совершенствовать диалогическую форму речи.
  • Поддерживать интерес и стремление пользоваться произведением художественной литературы как источником необходимой информации для дальнейшей деятельности.

Развивающие:

  • Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
  • Развивать познавательную активность, любознательность, умение делать выводы и высказывать их.

Воспитательные:

  • Воспитание творческой самостоятельности и инициативности при отражении результатов познания.
  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе).
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.

Необходимое оборудование: Интерактивная доска, презентация для ознакомления с произведением, игрушка бобёр, сухие семена фасоли, замоченные в воде семена фасоли, карточки для игры «Расскажи, что было сначала, что потом», фартуки, палочки, горшки, земля, лопатки, лейки, карточки с изображением фасоли для посадки, дневник наблюдений за фасолью.

Ход ситуации:

Рассказ об авторе Клинтинге Ларсе.

В самом центре Стокгольма, сидел человек и рисовал животных и растения со всего мира. Звали этого замечательного иллюстратора и детского писателя Ларс Клинтинг. Ларс всегда был одержим рисованием, но у него не было профессионального образования. Он был вынужден начать работать техническим иллюстратором. Вскоре эта монотонная работа смертельно ему наскучила, и Ларс стал учителем в школе. Через несколько лет он решил попробовать себя в писательском деле. Однажды Ларс встретил странную парочку: орла и маленькую птичку, которые жили в расщелине скалы, мимо которой он часто прогуливался. Ларс дал им имена Орьян и Эбба и сочинил историю про то, как маленькая птичка помогла большому орлу, который боялся летать, преодолеть его страх. Книга получила название "Орьян. Орёл, который боится высоты". После этого о Ларсе заговорили как об авторе и иллюстраторе, и он смог продолжить работать с книгами для детей. Он написал много книг для детей, но однажды он захотел объединить свой опыт художника, плотника и натуралиста в первой книжке про бобра Кастора "Кастор в мастерской". История про мастера на все руки Кастора и его помощника бобренка Фриппе имела большой успех у малышей и их родителей, ведь помимо интересной истории в книге даются полезные советы, как делать вещи своими руками, и в легкой и ненавязчивой форме введена специальная лексика: ребенок узнает, что такое молоток, пила, коловорот и складной метр и, главное, для чего все эти вещи нужны. В последующие годы Ларс Клинтинг продолжил свою "бобровую серию" и свет увидели книги про шитье, рисование, приготовление пирога и выращивание комнатных растений - все одинаково красивые и полезные. С момента первой публикации серия про Кастора была переведена на 25 языков и завоевала множество международных наград.

Показ обложки книги и обсуждение.

  1. Как вы думаете, о чём это произведение?
  2. Кто главные герои?

Чтение книги «Огород Кастора»

Обсуждение после чтения:

  1. Что больше всего понравилось в произведении?
  2. Почему Кастор решил посадить фасоль?
  3. Чего ждал с нетерпением бобрёнок Фриппе?
  4. Для чего Кастор и Фриппе втыкали бамбуковые палочки в горшки?
  5. Что сделали Кастор и Фриппе с урожаем, который собрали?

После прочтения произведения «Огород Кастора» воспитатель отмечает, что настало время для посадок. В это время люди, у которых есть свой огород, делают посадки, чтобы в дальнейшем пересадить проросшие саженцы на грядки.

Педагог предлагает детям вспомнить, как Кастор сажал фасоль. У нас в группе тоже есть семена фасоли. Воспитатель предлагает достать семена из мешочка и рассмотреть их, чем они отличаются и чем похожи (семена белой и коричневой фасоли). Во время рассматривания педагог спрашивает: «Ребята, чем отличаются семена белой и коричневой фасоли?». Педагог предлагает поиграть с фасолью.

 Пальчиковая гимнастика «Играем с фасолью»

Я фасоль в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

(Дети катают фасоль между большими и указательными пальцами.

Затем передают поочередно каждому пальчику.)

После этого воспитатель вносит в группу тарелку с водой, в которой на ночь предварительно замочили фасоль. Ребята рассматривают сухие и замоченные семена фасоли. Сравнивают, ищут отличия между семенами.

Воспитатель уточняет у ребят, что понадобилось Кастору для того, чтобы посадить фасоль? (горшок, лопатка, земля, палочка, лейка). Педагог достаёт необходимый инвентарь, который перечислили дети. «Ребята, посмотрите, всё ли есть у нас для посадки фасоли или, может быть, мы что-то забыли?». Ребята сравнивают с книгой инвентарь, который приготовили.

Педагог предлагает поиграть в игру и вспомнить, как растёт цветок. «Расскажи, что было сначала, что потом» (Перед детьми карточки с изображением алгоритма роста и развития растения. Дети раскладывают по порядку и рассказывают последовательность роста, развития растения.)

Далее педагог предлагает приступить к посадке фасоли. Сажать мы будем в горшочки. Землю из пакета насыпаем совочком, палочкой делаем лунки на глубину отмеченной на палочке. Затем в лунку кладем фасоль и легко двумя пальцами закрываем землей.

Ребята под наблюдением воспитателя сажают фасоль (часть детей белую, другие коричневую). После посадки детям предлагается понаблюдать, в любых ли условиях одинаково будет расти фасоль (свет, тень). Воспитатель уточняет: «Ребята, что делал Кастор для того, чтобы семена проросли?». Дети вспоминают, что поливать нужно осторожно, по необходимости обращаются к произведению для соотнесения своих воспоминаний с действиями героя. Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, сколько времени понадобится, чтобы семена проросли и появились первые ростки?». Ребята вспоминают, делают свои предположения. Педагог спрашивает: «А у Кастора, когда появились первые ростки?», «Ребята, а когда у нас появятся первые ростки? Где можно отметить появление первых ростков фасоли?». Воспитатель с детьми обсуждают проект будущего дневника наблюдения за ростом фасоли.

Литература, использованная для подготовки к проведению занятия:

Художественная литература:

  1. Клинтинг Ларс. Огород Кастора. - Москва: Открытый мир, 2008 -36 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по формированию нравственных качеств личности на основе литературных произведений в старшей группе

Тематическое  планирование по формированию нравственных качеств личности  на основе литературных произведенийв старшей группе...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями на основе синтеза искусств

Выявить эффективность синтеза искусств в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями как условие развития творческого потенциала дошкольников,олределить  роль с...

Опыт работы на тему: «Нетрадиционный подход к восприятию детьми младшего дошкольного возраста музыкальных образов на основе контрастных произведений»

Музы  Музыкальное воспитание включает в себя многие виды деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, творчество. Каждый из эти...

Игровое моделирование на основе литературных произведений

Описание технологии игрового моделирования через использование сюжетов литературных произведений для детей....

Литературное занятие из блока №1 «Познаём мир человеческих эмоций и взаимоотношений на основе сюжетов художественной литературы» на основе сюжетов произведений Одри Пенн: «Поцелуй в ладошке», «Кармашек, полный поцелуев». «Как енот Честер заботился о младш

Литературное занятие из блока №1«Познаём мир человеческих эмоций и взаимоотношений на основе сюжетов художественной литературы» на основе сюжетов произведений Одри Пенн: «Поцелуй в л...