Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: слушание произведения Николая Носова «На горке».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Валентина Николаевна Коканова

Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».

Задачи: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений; воспитывать уважительное отношение к чужому труду; желание работать в команде.

Форма работы: ситуативная беседа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vhl.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы.

Тема: слушание произведения Николая Носова «На горке».

Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».

Задачи: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений; воспитывать уважительное отношение к чужому труду; желание работать в команде.

Форма работы: ситуативная беседа.

Ход ОД

Этапы работы

Действия педагога (методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Вносится в группу портрет Николая Носова.

Дети, у нас появился новый портрет в книжном уголке. Какой может быть профессия у человека с портрета?

(дети предлагают варианты ответов).

Писатель. Почему?

Я поставила его в книжный уголок. (выслушивает все ответы детей)

Расскажите, чем занимаются писатели? (ответы детей).

Зовут этого писателя Николай Носов, он любил наблюдать за детьми и их играми, и все интересные истории описывал в книгах. Когда у него родился сын, стал писать про своего сына и его друзей.

Мы с вами читали рассказы этого замечательного писателя. Давайте вспомним их, используя «Сундучок подсказок» (предлагаю детям, не глядя достать картинку, которая относится к одному из рассказов писателя)

Из какого рассказа эта шляпа? Кто сидел под ней? Как он туда попал? («Живая шляпа»)

Из какого рассказа этот лоскуток ткани? Что такое заплатка? («Заплатка»)

Чей жезл достали из сундучка? Как называется этот рассказ? Чему он нас научил? («Милиционер»)

Из какого рассказа этот овощ? Чему учит нас этот рассказ? («Огурцы»)

О чём мама просила своего сына? Почему разбилась сахарница? («Леденец»)

О чём мечтали два друга? Им удалось? На чём они прокатились? Кому за это «попало»? («Автомобиль»)

Читая книги Николая Носова, мы учимся не совершать плохих поступков, учимся дружить. Они дают нам хорошие советы.

Из какого рассказа этот мальчик? (достаю картинку мальчика на коньках, дети затрудняются ответить). Почему вы не знаете? (не читали такой рассказ). Вы хотите узнать, какая история случилась с этим мальчиком?

Простановка цели детьми

 Ответы детей.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Сегодня я познакомлю вас с новым для вас рассказом Николая Носова «На горке».

Чтение рассказа:

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать. (Почему не сразу стали кататься? Как вы думаете)

– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. (Как вы думаете, пойдет)     А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься - то как следует не умеет! Подъехал к горке.

– О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку – бух носом (Почему упал?)

– Ого! – говорит. – Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» – думает. (Как вы думаете, придумает)

Думал, думал – и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх. (А теперь у него получится скатиться?)

– Вот теперь, – говорит, – скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

– Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках.

Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана. (Как выдумаете ребята расстроятся)

– Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

– Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.

– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?

(Придумают они выход из создавшейся ситуации)

Котька говорит:

– Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

– Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

– Ну, я не знаю, – говорит Котька.

– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату (Как вы думаете, возьмёт?)

Котька отвязал коньки и взял лопату.

– Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

– Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

– Это, – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

Вопросы к детям после чтения в виде игры с мячом

- понравился рассказ Н. Носова «На горке»?

- какое время года в рассказе?

- какое занятие придумали для себя дети?

- как трудились ребята?

- что в это время делал Котька Чижов?

- почему Котька упал?

- отчего она скользкая?

- чему научил нас этот рассказ? (хочешь кататься – не сиди дома, строй горку вместе со всеми)

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Игра с детьми «Разложи по сюжету рассказа».

Перед детьми разложенные иллюстрации, надо расставить их по порядку по сюжету рассказа.

Подведение итога

Ребята, что нового вы узнали?

Что для вас было трудным?

Что запомнилось, понравилось?

Чему нас учит рассказ Николая Носова «На горке»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Чтение стихотворения Э. Успенского «Разгром».

Задачи: Учить детей видеть и понимать содержание картины, называть действия персонажей, окружающие предметы. Развивать фразовую речь, память, воображение. Воспитывать уважение и любовь к маме. Побужда...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Чтение сказки «Воробьишко» Максима Горького.

Задачи: Помочь детям понять смысл и идею произведения. Учить внимательно слушать литературное произведение. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к художественной л...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» с помощью опорных картинок.

Задачи: уточнить знания детей о приметах весны; продолжать учить детей понимать поэтическое произведение...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Цель: пересказать текст Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».Задачи: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по см...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы.

Тема: пересказ украинской народной сказки «Колосок»....